andrey

Путь к Файлу: /АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ / Культура профессиональной деятельности / KPD_pr.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   1
Пользователь:   andrey
Добавлен:   15.01.2015
Размер:   78.0 КБ
СКАЧАТЬ

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра государственного управления социальной сферой

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

 

____________В.К. Матюшевская

«___» ___________2004 г.

 

 

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

 

по учебной дисциплине «Культура профессиональной деятельности»

 

для слушателей и студентов всех специальностей

 

 

 

 

 

 

Согласовано:

 

Начальник

учебно-методического управления         ________________  В.В. Язепчик                                  

 

 

 

 

 

2004 г.


Учебная программа разработана на основе образовательного стандарта по циклу социально-гуманитарных дисциплин и требований к профессиональной компетентности специалиста с квалификацией: экономист-менеджер, менеджер-экономист, экономист по внешнеэкономической деятельности, психолог, менеджер.

 

Разработчик программы: Лапина С.В., зав. кафедрой, профессор

 

 

Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры государственного управления социальной сферой

 

 

Протокол №2

от 15.09.2004 г.

 

Заведующий кафедрой

 

______________С.В. Лапина

   

 

Программа одобрена и рекомендована к утверждению советом Института государственного управления

 

Протокол №

от «____» _____________ 2004 г.

 

Директор института

 

_______________С.В. Решетников

 

 

Программа одобрена и рекомендована к утверждению советом Института государственной службы

 

Протокол №

от «____» _____________ 2004 г.

 

Директор института

 

_______________В.И. Галтеев


 

I. Цель и задачи дисциплины «Культура профессиональной деятельности»

 

Цель курса «Культура профессиональной деятельности» – приведение в систему знаний, полученных слушателями и студентами в процессе изучения ими специальных и социально-гуманитарных дисциплин; освоение современных стандартов и образцов профессиональной культуры с учетом специфики приобретаемой квалификации; для тех, кто имеет опыт профессиональное деятельности, – его осмысление и оценка в соответствии с апробированными эффективными технологиями профессиональной деятельности; приобретение навыков по оптимальному использованию норм служебного и речевого этикета, в т.ч. усвоение его социокультурных, регионально-этнических особенностей.

Ключевое понятие курса – культура профессиональной деятельности – понимается как универсальная система, включающая знания и ценности, которые в виде образцов и норма, принятых в конкретной специализированной социокультурной среде, регулируют профессиональную деятельность.

Предлагаемый курс ориентирован на решение практической задачи, связанной с формированием профессионального ценностно-мотивационного ядра мировоззрения слушателей и студентов Академии, тем самым дополняя полученные ими профессиональные знания и включая их в единую мировоззренческую систему (нормы – регулятивы деятельности – знания – ценности).

Учитывая специфику квалификации, приобретаемой в Академии управления, в курсе «Культура профессиональной деятельности» особое внимание уделяется управленческой деятельности. При этом управленческая деятельность рассматривается как одна из составляющих профессиональной деятельности современного специалиста, который должен уметь работать в команде; владеть навыками организатора, управленца, менеджера, способного организовать совместную работу; быть готовым к адаптации своих знаний и навыков к деятельности на разных уровнях служебной иерархии, что предполагает совершенствование самоменеджмента.

        

Основными задачами курса являются:

· сформировать у студентов и слушателей четкое представление о культуре профессиональной деятельности как специфическом способе человеческой жизнедеятельности, ее сущности и слагаемых;

· творческое осмысление студентами и слушателями процессов становления, функционирования и развития основ профессиональной деятельности в современном обществе;

· овладение навыками служебного этикета, соответствующего современным требованиям, и способами формирования делового имиджа.

 

В результате освоения курса «Культура профессиональной деятельности» слушатель должен

знать:

· основные теоретико-методологические подходы в сфере анализа системы рационального жизнеобеспечения;

· сущность и структуру профессиональной деятельности;

· слагаемые профессиональной культуры;

· основные формы служебного этикета;

· факторы личностного роста;

· социокультурные, этические особенности служебногоэ тикета.

уметь анализировать:

· состояние профессиональной деятельности в основных сферах деятельности;

· специфические особенности управленческой деятельности;

· основные направления повышения культуры профессиональной деятельности руководителей и подчиненных;

· проблемы управленческой культуры и пути ее совершенствования;

 

уметь характеризовать:

· структуру человеческих потребностей и способы их удовлетворения;

· взаимосвязь и взаимодействие макро- и микрокультурной среды в процессе формирования профессиональной культуры;

· основные компоненты высокопродуктивной профессиональной деятельности;

· специфику управления в условиях рыночных отношений.

 

приобрести навыки:

· использования системы знаний, умений, личного опыта для получения высокого результата в управленческой деятельности;

· стимулирования, мотивации и оценки профессиональной деятельности;

· планирования личностного роста;

· формирование делового имиджа;

· публичного выступления;

· эффективной организации социального взаимодействия как основы профессиональной деятельности.

 


II. Содержание дисциплины «Культура профессиональной деятельности»

 

Тема 1. Профессиональная деятельность в системе социального жизнеобеспечения. Идеологические аспекты профессиональности деятельности

Предмет  курса КПД – профессия как социокультурный феномен, род трудовой деятельности, вид занятий, требующий специальной подготовки и являющийся обычно источником существования. Иерархия потребностей человека. Первичные – витальные потребности (физиологические, экзистенциальные).  Вторичные – социальные потребности (социальные, престижные, потребности в самореализации). Социальные потребности как основа специализации и профессионализации общественной жизни

Специализация человеческой деятельности – мегатренд развития современной цивилизации.

Сущность и слагаемые   профессиональной культуры. Профессиональная культура – универсальная система, включающая профессиональные знания и ценности, которые в виде образцов и норм, принятых в конкретной профессиональной сфере, регулируют профессиональную деятельность. Социальные типы профессиональной культуры. Слагаемые профессиональной культуры. Организационная культура предпринимательства. Понятие знака и символа в культуре. Ценностный аспект организационной культуры. Основные элементы и особенности функционирования знаково-символической системы на предприятии Создание имиджа фирмы как часть культуры деловых отношений.

Культура управления в системе профессиональной культуры.

Специфика профессиональной деятельности.  Специализация и универсализация. Стереотипы и инновации. Индивидуализм и корпоративность. Умение учиться. Работа в команде. Характеристики идеальной команды. Идеологические составляющие эффективной совместной деятельности.

 Особенности профессиональной подготовки современного специалиста. Качества, необходимые современному деловому человеку

 

Тема 2. Служебный этикет

Этика – наука о нормах и правилах, определяющих и регулирующих отношения между людьми

Этикет – правила поведения в обществе.

Служебный этикет – правила поведения в профессиональной среде, нормы служебного общения. Общие правила служебного этикета. Основные формы служебного  этикета.

Поведенческий этикет в служебных отношениях. Приветствие. Знакомство. Обращение. Приглашение. Прощание. Комплимент. Поздравление.

Социокультурные, регионально-этнические особенности служебного этикета.

Речевая коммуникация. Вербальная и невербальная коммуникация в служебном общении. Правильность речи. Различия между письменной устной и письменной речью. Грамматическая правильность. Нормы грамматики в устной речи. Правильное произношение. Нормы ударения. Точность речи. Логичность речи. Чистота речи. Эмоциональность речи. Соотношение рационального и эмоционального в речи. Выразительность речи. Риторический вопрос, сравнение, эпитет, гипербола. Художественное чтение.

Невербальные средства общения в публичном выступлении, их структура и роль в активизации внимания аудитории. Визуальная культура.

Поза, жесты, мимика, интонация, их коммуникативная роль.

Имидж современного делового человека.  Понятие имиджа. Историко-культурные условия формирования и выражения имиджа. Составные части имиджа делового человека: внешний облик, личностные свойства, социальные задатки. Создание имиджа фирмы: модель социального поведения, эргономика, стиль одежды, дизайн офиса.

 Принципы  оптимизации служебных отношений.  Правила делегирования служебных полномочий.

 

Тема 3. Ораторское мастерство в служебном общении

 

Понятие мастерства оратора. Становление и совершенствование ораторского мастерства. М.В.Ломоносов «Краткое руководство к красноречию».

Оратор-личность. Культура личности оратора как система. Основные компоненты личности оратора: интеллектуальная культура, культура чувств, культура воли, мировоззренческая культура. Влияние культуры личности оратора на аудиторию.

Оратор-психолог. Психологические особенности речевого воздействия и восприятия сообщения аудиторией. Уровни понимания смыслового содержания речи. Развитие внимания, памяти, мышления оратора и слушателей. Психологический контакт как общность психического состояния оратора и аудитории. Эмпатия. Рефлексия.

Оратор-педагог. Закономерности педагогического воздействия на человека. Воспитательный, обучающий и образовательный компоненты ораторского мастерства. Педагогический такт. Педагогическая культура руководителя. Степень эффективности и результативности работы оратора-педагога. Приемы привлечения и удержания внимания слушателей. Особенности поведения аудитории. Обратная связь в системе «оратор – аудитория». Этические ценности оратора. Этикет оратора.

Монолог, его место в ораторском искусстве. Основные роды и виды монологического публичного выступления. Композиция монологического выступления: проблема, тема, план. Особенности структуры краткой речи: микротема, план, текст.

Общие принципы построения большой речи (лекции, доклада и т.п.):  принцип последовательности, принцип усиления, принцип  органического единства, принцип экономии.

Основные композиционные параметры публичной речи: способы изложения материала (индукция-дедукция, историческое-логическое, ступенчатое-концентрическое и т.п.);  соотношение частей речи по объему и цели (зачин, вступление, главная часть,

 

 

Тема 4. Сущность и особенности диалогического общения

 

Диалогичность человеческого мышления, познания и общения. Психологические и социально-психологические особенности диалога.

Основные диалогические жанры публичной речи: спор, диспут, дискуссия, совещание, деловая беседа, индивидуальное собеседование, интервью и т.д. Вечер вопросов и ответов, «круглый стол», пресс-конференция и другие формы организации социально значимого диалога.

Элементы диалога в монологических выступлениях. Приемы диалогизации в лекции, докладе, политической речи.

Специфика и виды беседы. Методы ведения беседы: метод регламентированной беседы по определенному образцу; метод целенаправленной беседы со взаимным обменом информацией; метод свободной беседы.

Основные правила ведения беседы, касающиеся ее задач, плана, времени, места, обстановки, направления, статуса собеседников, обработки и анализа полученной информации, самоконтроля.

Умения, необходимые ведущему беседу (слушание, формулирование вопросов, выбор стиля речи и др.)

Разновидности деловых бесед. Воспитательная работа и индивидуальное собеседование.

 

Тема 5. Полемика, ее сущность и социальные функции

 

Полемика. Этимологическое и лексическое  значение термина. Природа полемики. Полемические элементы в монологе и диалоге.

Собственно полемические жанры диалога: спор, прения, диспут, дискуссия. Полемика бытовая и деловая.

Социальные функции полемики. Полемика как средство поиска и разъяснения истины, обоснования и защиты позиции, разрешения противоречий, вскрытия и преодоления недостатков в работе, выработки научных взглядов. Полемика и усиление роли субъективных факторов в общественном развитии.

Культура полемики. Полемизирование и демократизация. Этика спора.

Дискуссия на совещании. Коллективный поиск истины. Характер обмена мнениями.

 

Тема 6. Организация коллективных форм делового общения       

 

Совещание как форма делового управленческого общения. «Внешние» и «внутренние» правила организации и ведения совещания.

Понятие «парламентской процедуры».

Состав участников совещания. Регламент. Подготовка документов на совещании и принятие решения. Логика совещания.

Функции руководителя совещания (семь «управленческих глаголов»: организовывать, формулировать, активизировать, разрешать, примирять, дисциплинировать, резюмировать).

Формула «стоимости совещания».

Особенности научно-практической конференции, интервью, «круглого стола», пресс-конференции и др. форм диалога.                                      

Научно-практическая конференция, ее задачи и структура. Сочетание монологических и диалогических элементов. Доклад, организация и ведение прений, принятие рекомендаций.

Интервью, его цели, подготовка и проведение. Импровизация и умение задавать вопросы. Виды вопросов в интервью. Такт интервьюера.

«Круглый стол» как форма активизации участников общения. Тематика «круглых столов». Роли участников: равенство и лидерство. Элементы дискуссии. Подведение итогов.

Пресс-конференция и ее социальные функции. Умение отвечать на вопросы.

 

 

 

 


III. Бюджет учебного времени, отводимый  на учебную дисциплину

по специальностям (специализациям)

 

Специальность (специализация)

Всего

(часов)

Всего аудиторных часов для форм обучения

Форма контроля

очной

заочной*

1.

Международные экономические отношения

32

-

16(16)

зачет

2.

Психология управления

24

-

12(12)

зачет

3.

Экономика и управление на предприятии

24

-

12(12)

зачет

4.

Экономика и управление на предприятии

36

-

8(28)

зачет

5.

Деловое администрирование

24

-

12(12)

зачет

6.

Государственное регулирование национальной экономикой

24

-

12(12)

зачет

7.

Экономика и управление на предприятии агропромышленного комплекса

24

-

12(12)

зачет

8.

Финансовый и банковский менеджмент

24

-

12(12)

зачет

 


IV. Основная литература

 

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

2. Аксенов Г.П. Личность – есть драгоценнейшая, величайшая ценность. М.: Знание. 1990.

3. Вейс Ф.Р. Нравственные основы жизни. Мн.: Юнацтва. 1994.

4. Зубра А.С. Педагогические основы формирования культуры личности студента высшей школы. Мн.: НИО, 1995.

5. Зубра А.С. Культура умственного труда. Мн.: РИПО, 1997.

6. Лапина С.В., Саранцева В.Н. Культура профессиональной деятельности. Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 1998.

 

Дополнительная литература

 

1. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Мн.: Беларусь, 1990.

2. Лосев А.Ф. Дерзание душы. М.: Политиздат, 1998.

3. Маркевич Т.Б., Ножин Е.А. Мастерство публичного выступления. М.: Политиздат, 1989.

4. Мамонов С.П. Основы культурологии. М.: РОУ, 1996.

5. Райнуастер Д. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М.: Прогресс, 1993.

6. Рерих Н.К. Пути благословения. М.: 1991.

7. Сопер Поль. Основы искусства речи. М.: Прогресс-Академия, 1993.

8. Фромм Эрих. Душа человека. М.: 1992.

9. Шепель В.М. Управленческая этика. М.: 1990.

10. Энкельман Н. Преуспевать с радостью. М.: Экономика, 1993.

 


 

Протокол согласования учебной программы с другими дисциплинами

 

Название дисциплин,

с которыми требуется согласование

Название кафедры, обеспечивающей изучение этих дисциплин

Предложения кафедр

об изменениях

в содержании учебной программы

Решение кафедры, разработавшей учебную

программу (протокол  заседания №.., дата)

Философия

Риторика

Этика

Эстетика

Кафедра философских наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


* Примечание. В скобках показано количество часов, отводимое для самостоятельного изучения слушателями отдельных тем

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика