andrey

Путь к Файлу: /АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ / Основы информатики и вычислительной техники / EX05_pr_ivt.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   15.01.2015
Размер:   77.5 КБ
СКАЧАТЬ

 

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра управления информационными ресурсами

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

 

________В.К. Матюшевская

«___» _____________2005 г.

 

 

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

 

по учебной дисциплине «Прикладные пакеты программ офисного назначения»

 

для студентов специальностей

1-26 03 01 "Управление информационными ресурсами"

1-26 01 03 «Государственное управление и экономика»

 

 

 

 

 

 

 

Согласовано:

 

Начальник

учебно-методического управления         ________________     В.В.Язепчик                                  

 

 

 

 

 

 

2005 г.

 

Учебная программа разработана на основе  требований к профессиональной компетентности специалиста с квалификациями: менеджер-экономист информационных систем, экономист-менеджер.

 

Разработчик программы: Новиков В.И., зав. кафедрой УИР

 

 

Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры управления информационными ресурсами.

 

 

Протокол № 1

от «_31___» ___08____ 2004 г.

 

Заведующий кафедрой

 

__________     В.И.Новиков

  

 

 

 

Программа одобрена и рекомендована к утверждению советом Института государственного управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь

 

Протокол №

от «____» _____________ 2004 г.

 

 

 

 

 

       Директор Института

государственного управления

 

__________     С.В. Решетников

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Цель и задачи дисциплины «Основы информатики и вычислительной техники»

 

Цель курса – формирование у студентов знаний основных направлений развития информатики как науки о процессах получения и преобразования информации, представлений о месте информатизации в комплексе социально-экономических процессов перехода к информационному обществу, изучение современных информационных технологий обработки информации, получение навыков личной работы с общесистемными, инструментальными и прикладными программными продуктами на персональном компьютере, в локальных и глобальных сетях.

 

 

Основными задачами курса является изучение:

· основных понятий информатики;

· процесса информатизации как необходимого условия перехода к информационному обществу;

· роли информации, информационных ресурсов, технологий и систем в процессах управления;

· разделов теоретической информатики, кибернетики, искусственного интеллекта;

· роли информатики в обществе и природе, социальной информатики.

· аппаратно-программного обеспечения информационных систем и сетей, структуры персонального компьютера.

· способов поиска и навигации в файловой системе, создания копирования и удаления папок и документов, архивирования и организации защиты информационных ресурсов.

· принципов и особенностей работы с графической операционной средой Windows и ее основными программами.

· механизмов создания, обработки, рассылки, подготовки к изданию текстовых и электронных документов.

· работы со средствами, входящими в пакет Microsoft Office: текстовым редактором Word, электронными таблицами Excel, системой создания электронных презентаций PowerPoint, системой управления реляционными базами данных Access.

 

В результате освоения курса «Основы информатики и вычислительной техники» студент должен

 

знать:

- основные концепции информатики;

- роль информации в обществе и природе;

- значение информационных ресурсов и технологий в управлении;

- аппаратно-программные средства информационных систем и сетей;

- технологию работы с электронными документами, таблицами, базами данных;

- организацию локальных и глобальных информационных сетей.

 

· владеть:

- представлениями о роли и месте информации, информационных ресурсов, технологий, систем в социуме, экономике, управлении;

- навыками постановки и решения задач информатизации с использованием современных информационных технологий;

- языковым и понятийным аппаратом, используемым при разработке информационных технологий и систем;

- навыками решения задач и построения алгоритмов вычислительных процессов;

 

· уметь

- практически использовать пакет MS Office при решении широкого круга задач;

- проектировать реляционные базы данных в СУБД MS Access, проводить их нормализацию, создавать формы, запросы, отчеты;

- проводить поиск информации в Интернет.

 

 

 

Дисциплина «Основы информатики и вычислительной техники» опирается на школьный курс информатики.

 

 


 

II. Содержание дисциплины «Основы информатики и вычислительной техники»

 

Тема 1.Информационное общество. Информатизация как необходимое условие перехода цивилизации в информационную стадию

 

Информатизация и факторы перехода общества в информационную стадию. Социальные аспекты информатизации. Нормативно-правовая база информатизации в Республике Беларусь.

 

Тема 2. Операционная система ОС Windows. Интегрированный пакет MS Office

 

Концепция ОС Windows. Рабочий стол. Многозадачный и многооконный режим. Интерфейс с пользователем.  Проводник.

Основные Компоненты MS Office. Интерфейс с пользователем. Информационная совместимость

Текстовый редактор Microsoft Word. Основы работы.

Microsoft Excel. Вычисления в EXCEL.

Основы работы с СУБД Access. Создание таблиц.

Совместное использование Word, Excel, Access. Экспорт и импорт данных.

 

Тема 3. Информатика как наука о процессах получения, хранения и преобразования информации

 

Этапы становления теории информации. Категории информатики.

Теоретическая информатика. Направления теоретической информатики.

Искусственный интеллект. Предметная область искусственного интеллекта. Представление знаний. Моделирование рассуждений. Экспертные оценки и обучение интеллектуальной системы.

Кибернетика.

Системы автоматического управления.

Информатика в обществе и природе.

Социальные, правовые и технические проблемы перехода к информационному обществу. Бионика. Социальная информатика.

 

Тема 4 Аппаратное обеспечение информационных систем и сетей

 

Этапы развития ЭВМ. Классическая структура. Данные и команды. Регистры и сегментная организация памяти. Прерывания и многозадачный режим.

Персональные ЭВМ. Этапы развития. Структура. Системный блок. Процессор. Память. Контроллеры. Системная шина. Материнская плата. Внешние устройства. Обеспечение гибкости структуры. Мониторы и видеосистемы. Клавиатура. Мышь. Техника работы с клавиатурой, мышью. Стандартные функциональные клавиши. Диски. Принтеры. Дополнительные внешние устройства.

 

Тема 5. Информационные системы и информационные ресурсы

 

Классификация сетей. Понятие о коллективном использовании и разделении ресурсов. Регламентация доступа и обслуживания в сети. Особенности коллективной работы с вычислительными ресурсами, файлами и каталогами в сетях. Сетевые ОС. Защита информации.

Системы управления базами данных. Модели данных: сетевая, иерархическая, реляционная. Принципы проектирования многотабличных реляционных баз. Нормализация реляционных баз.

 

Тема 6. Программное обеспечение информационных систем и сетей

 

Предметная область программирования. Классификация программного обеспечения Операционные системы. Языки программирования. Системное программное обеспечение. Трансляторы. Архиваторы.

Алгоритмы и программы. Ветвящиеся и циклические процессы.

 

Тема 7. Интернет. Всемирная паутина

 

Интернет. Адресация в Интернет. Типы сетей. Система доменных имен. Сервисы. Протокол IP. Семиуровневая модель открытых информационных сетей. WWW. Развитие Интернет в Беларуси.

 

 

 


 

III. Бюджет учебного времени, отводимый  на учебную дисциплину

по специальностям (специализациям)

 

Специальность (специализация)

Всего

(часов)

Всего аудиторных часов для форм обучения

Форма контроля

очной

заочной*

1.

Управление информационными ресурсами

180

 

120 (60)

 

 

зачет, экзамен

2.

Управление информационными ресурсами

120

 

24 (96)

экзамен

3.

«Государственное управление и экономика» (государственное регулирование национальной экономики)

68

68

 

экзамен

4.

«Государственное управление и экономика» (государственное регулирование национальной экономики)

68

-

22(46)

зачет, экзамен

5.

«Государственное управление и экономика» (государственное регулирование внешнеэкономической деятельности)

94

68(26)

-

экзамен

6.

«Государственное управление и экономика» (государственное регулирование внешнеэкономической деятельности)

68

-

22(46)

зачет, экзамен

 


IV. ЛИТЕРАТУРА

         

Основная

Автор (ы)

Год издания

1.Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник для вузов. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 416 с.

 

1999

2.Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / Под ред. Г.А. Титоренко. – М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1998. – 399 с

Под ред. Г.А. Титоренко.

1998

3.Информатика: Базовый курс / С.В. Симонович и др. – СПб., Питер. 2001. – 640с.

С.В. Симонович и др.

2001

4.Васильев А., Андреев А. VBA в Office 2000: учебный курс – СПб., Питер. 2001.-432с

 

 

2001

5.Будущее Беларуси определят высокие технологии. Лекция Президента Республики Беларусь в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники. Минск, БГУИР 2003. – 43 с.

 

Лукашенко А.Г.

2003

6.Основы информатики и вычислительнной техники Курс лекций Часть 1 Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск 2002.-143 с.

 

А.С. Бондаренко, Л.В.Дубоенко, В.И. Новиков

2002

7.Информатика: Учебник. 3-е перераб. изд./Под ред. проф. Н.В. Макаровой.- М.: Финансы и статистика, 2001. –768с.

 

 

 

2001

Дополнительная

 

 

1.Использование MS Excel и VBA в экономике. СПб, 1999.

Гарнаев А.Ю.

1999

2.Экономическая информатика / под ред. П.В. Конюховского и Д.Н. Колесова. – СПб. Питер, 2001. –560 с.

/ под ред. П.В. Конюховского и Д.Н. Колесова

2001

3.Основы информатики и вычислительнной техники Курс лекций Часть 2. Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск 2002.-143 с.

А.С. Бондаренко

2002

4.Современный самоучитель работы в сети Интернет. Самые популярные программы. М.: Триумф, 1999. – 366 с.

 

1999

5.Самоучитель Access 97. СПб.: Питер, 1999. – 336 с.

Келли Д.

1999

6. Базы данных: модели, разработка, реализация.-СПб.:Питер,2001-304с.

Карпова Т.С.

2001

 

 

V. Протокол согласования учебной программы с другими

дисциплинами.

 

          Данная дисциплина не требует согласования с другими дисциплинами

 

 

Зав. кафедрой управления                                           В.И. Новиков

информационными ресурсами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы по курсу «Основы информатики и вычислительной техники»

 

1. Эволюционный путь развития цивилизации. Вступление цивилизации в информационную стадию.

2. Факторы вступления цивилизации в информационную стадию.

3. Информатизация как основа построения информационного общества.

4. Социальные последствия информатизации.

5. Информатика как наука. Ее составные части.

6. Теоретическая информатика, кибернетика, программирование.

7. Искусственный интеллект, информационные системы.

8. Вычислительная техника, информатика в обществе и природе, социальная информатика.

9. ОС Windows. Предпосылки создания интегрированных пакетов.

10. Сети петри.

11. Графы сетей петри, Маркировка.

12. Модель конвейерного вычислителя.

13. Задача об обедающих мудрецах.

14. Понятие алгоритма.

15. Структуры данных.

16. Списки. Поиск информации.

17. Списки. Типы списков. Основные операции.

18. Очереди. Fifo. Запись. Чтение.

19. Стеки. Lifo.

20. Упорядоченные списки. Чтение.

21. Упорядоченные списки. Запись.

22. Дихотомический поиск.

23. Сортировка массива.

24. Параллельные вычислительные процессы.

25. Вычислительные системы.

26. Структура представления информации в ЭВМ.

27. Понятие записи, массива записей. Табличное представление.

28. Основные объекты табличных баз данных.

29. Аномалии табличных баз данных. Реляционные базы.

30. Понятие отношения.

31. Общая характеристика реляционной модели. Домены.

32. Первая нормальная форма.

33. Этапы разработки базы данных.

34. Критерии оценки качества логической модели базы данных.

35. Целостность реляционной базы данных.

36. Потенциальные ключи.

37. Внешние ключи

38. Стратегии сохранения ссылочной целостности.

39. Вторая и третья  нормальные формы.

40. Критерии сравнения нормализованных и ненормализованных баз данных

41. MS Access. Типы записей.

42. Защита информации. История компьютерных вирусов.

43. Вирусы провокаторы.

44. Типичные лазейки для вирусов.

45. Троянские вирусы.

46. Компьютерная преступность в Беларуси.

47. Doctor WEB

48. Doctor WEB для пользователя.

49. Doctor WEB на мировом рынке продуктов.

50. Администрирование данных, ресурсов, защиты.

51. Интернет. IP протокол.

52. Адресация в интернет.

53. Электронная почта.

54. Информационные системы. Основные категории и определения. Информационный, проблемный ресурсы.  Информационная среда. Интеллектуальный потенциал.

55. Информационные технологии, системы. Единое информационное пространство.

56. Интересы государства, личности, общества в информационной сфере.

57. Информатизация. Информационная культура, право, услуги, продукты, бизнес.

58. Закон об информатизации. Основные принципы информатизации.

59. Основные принципы информатизации.

60. Государственная политика в сфере информатизации.

61. Объекты права собственности в сфере информатизации

62. Электронная Беларусь. Анализ состояния информатизации.

63. Электронная Беларусь. Цели программы, основные направления работ, ключевые проекты.

64. Электронная Беларусь. Конечные результаты программы.

65. Искусственный интеллект. Основные понятия. Работы по ИИ.

66. Особенности систем ИИ.

 

 

 


* Примечание. В скобках показано количество часов, отводимое для самостоятельного изучения студентами отдельных тем

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика