andrey

Путь к Файлу: /АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ / Основы психологии и педагогики / EX04_pr_psix.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   15.01.2015
Размер:   131.0 КБ
СКАЧАТЬ

 

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра психологии управления

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

 

________  В.К.Матюшевская

«___» ___________2004 г.

 

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по учебной дисциплине «Основы психологии и педагогики»

 

для студентов специальностей «Государственное управление и экономика»

 

 

 

 

 

 

Согласовано:

 

Начальник

учебно-методического управления         _______________      В.В. Язепчик                                 

 

 

 

2004 г.

 

 

 

Учебная программа разработана на основе требований к профессиональной компетентности специалистов с квалификацией экономист-менеджер.

 

Разработчик программы:  Н.Н. Пыжова, ст. преподаватель

 

 

Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры психологии управления

 

Протокол № 1

от «_1___»  сентября 2004 г.

 

И.о. заведующего кафедрой

 

__________     Н.А. Дубинко

             

 

Программа одобрена и рекомендована к утверждению советом Института государственного управления

 

Протокол №

от «____» ___________ 2004.

 

Директор института

 

__________ С.В. Решетников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Цель и задачи дисциплины «Основы  психологии и педагогики»

 

          Цель преподавания и изучения курса состоит в  приобретении студентами знаний об основных категориях психологии и педагогики, о закономерностях формирования и развития личности, о психолого-педагогических основах воспитания и самовоспитания, а также овладение определёнными навыками  использования психолого-педагогических знаний в их будущей профессиональной деятельности 

 

Основными задачами курса являются:

· формирование у студентов необходимой теоретико-методологической базы в области психологии и педагогики;

· раскрытие психологических механизмов, лежащих в основе поведения, деятельности и общения личности;

· изучение процессов формирования и становления личности, основ самовоспитания,

· овладение методами самопознания, самовоспитания  и самообучения личности.

 

В результате освоения курса «Основы психологии и педагогики» слушатель должен

знать:

· ключевые понятия и основные положения психологии и педагогики;

· методы психолого-педагогических исследований;

· психологических механизмов, лежащих в основе поведения, деятельности и общения личности;

· процессы формирования и становления личности;

· основ самовоспитания;

· возможности применения психолого-педагогических знаний в будущей профессиональной деятельности;

 

уметь характеризовать:

· основные направления современной психологии и педагогики;

· основные когнитивные и эмоционально-волевые процессы;

· критерии зрелой личности;

· цели и задачи, а также проблемы высшего образования;

· функции самообучения и самообразования в жизни современного человека;

· методы самовоспитания, саморегуляции, самообучения и самовоспитания;

 

 

уметь анализировать:

· свою потребностно-мотивационную сферу;

· реальные и потенциальные способности;

· реальные и потенциальные знания, умения и навыки;

· проблемы личностного роста;

 

приобрести навыки:

· понимания неразрывной связи сохранения психического здоровья и карьерного роста;

· использования знаний о своих потенциальных возможностях в выработке индивидуального стиля обучения и подготовки к профессиональной деятельности;

· оценки своих психологических особенностей и создания программы «личностного роста».

 

Дисциплина «Основы психологии и педагогики» является базой для изучения последующих дисциплин психолого-педагогического блока, предусмотренных   учебным планом по специальности.

 

 


 II. Содержание дисциплины «Основы психологии и педагогики»

 

Тема 1. Психология и педагогика как науки о бытие и становлении личности

 

Психология и педагогика как науки о бытие и становлении личности. Понятие психологии и педагогики. Донаучный период психологии и педагогики. Современное содержание педагогики и психологии.

Философско-методологические подходы к психолого-педагогическому изучению личности. С.Л. Рубинштейн о бытии человека. К.Д. Ушинский о педагогической антропологии. Б.Г. Ананьев о человекознании и основных проблемах педагогической антропологии. Психопедагогика – современный этап системного изучения человека. Андрогогика и антропогогика.

Познание человеком  себя и окружающего мира. Уровни познания. Познание мира: житейское и научное. Самопознание человечества. Философский и художественный уровни познания. Житейский и научный уровни познания. Формы сотрудничества научной и житейской психологии и педагогики в реальной жизни и деятельности.

Виды научной психологии и педагогики. Академическая: теоретическая и экспериментальная. Практическая. Отличие практической психологии от психиатрии психотерапии

История становления предмета психологии и педагогики. Душа как предмет изучения и воспитания в античности. Средневековая педагогики об обучении как предмете педагогики.  Диалектика воспитания и обучения  в современных педагогических системах. Современные научные направления психологии и их взаимосвязь с современной педагогикой. Психология сознания. У. Джемс об учителе. Бихевиоризм. Э.Торндайк и Б. Скиннер об образовании и воспитании. Когнитивная психология и обучение. У. Найссер. Психоанализ. А. Адлер и воспитание личности. Штайнер и вальдорфская школа. Гуманистическое направление психологии. А. Маслоу о современном понимании образования. К. Роджерс о педагоге-фасилитаторе. Культурно-историческая теория. Л.С.  Выготский и педагогика конца 20-х начала 30-х гг. ХХ в. Педология. Деятельностное направление А.Н. Леонтьева  и теория поэтапного формирования действия П.Я. Гальперина.

 

Тема 2. Развитие психики

Понятие о психике. Философские подходы к объяснению психического. Дуализм, идеализм, материализм и   вульгарный материализм о психике. 

Определение психики (по А.Н. Леонтьеву). Отличие психики от других свойств материи. Материальное и идеальное.  Понятие отражения. Различие живой и неживой материи. Причины возникновения психического отражения. Особенности психического отражения. Субъективность и объективность психики. Идеальность психических явлений.

 Эволюционные стадии  развития психики. Допсихическое отражение: раздражимость и чувствительность. Психическое отражение. Психика животного: сенсорная психика, перцептивная психика, интеллектуальные формы поведения («ручное мышление»). Психика человека: появление сознания и возникновение личности.

Психологические явления и психологические факты. Различия между явлениями и  фактами. Психические процессы, свойства и состояния.

Психика и мозг. Связь мозга и психики. Активность и реактивность. Функциональная асимметрия мозга. Половые различия и асимметрия. Специализация левого и правого полушария. Расщеплённый мозг. Левшество.

 

Тема  3. Сознание и  бессознательное

 

 Понятие сознания. Сознание как философская и психологическая проблема. Бытие сознания. Две основные характеристики сознания: активность и интенциональность.  Характеристики элементов сознания: непосредственность, непрерывность, внутренний опыт, фрагментарность, невозможность выявить авторство и выразить до конца содержание сознания. Свойства сознания: неоднородность поля, фокус и периферия, поток сознания, произвольность, объем и апперцепция актов сознания. Структура сознания.

Сознание и самосознание: возникновение и развитие у человека рефлексивной способности.

Понятие бессознательного. Учение З. Фрейда о бессознательном. Современное представление о бессознательном. Понятие неосознаваемого. Три класса неосознаваемого. Неосознаваемые механизмы сознательной деятельности. Неосознаваемые автоматизмы. Явления неосознаваемой установки (Д.Н. Узнадзе). Неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Неосознаваемые побудители сознательных действий. Предсознание, как скрытые знания. Бессознательное. Механизмы  перехода сознательного в бессознательное: вытеснение и сопротивление.  Основные формы проявления бессознательного: сопротивления, сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. «Надсознательное». Отличительные признаки. Формы проявления «надсознательного».

   Изменённые состояния сознания. Психофизиологические состояния сознания: сон, просоночные состояния, галлюцинации, сумеречное сознание, гипноз, медитация и  т.п.  Сознание и наркотические средства. 

 

         

Тема 4. Сознание и деятельность

 

Активность как сущностная характеристика поведения и деятельности.

Общее понятие о деятельности. Взаимоотношение между поведением и деятельностью.

Субъект, объект и предмет деятельности. Цели и средства деятельности. Цели отдаленные и близкие. Сознаваемые цели. Структура деятельности. Действие и движение. Операция. Управление действием и контроль. Интериоризация и  экстериоризация действия. Освоение действия. Этапы деятельности. Возникновение навыка. Структура навыка.  Основные виды деятельности. Способы деятельности. Труд. Учение. Игра. Природа игры. Теории игры. Игра в учебном процессе взрослого. Понятие деловой игры.

Общение как вид деятельности. Формирование деятельности.

 

 

Тема 5.   Методы психолого-педагогического исследования

 

  Проблема метода в психологии и педагогике Естественнонаучная и гуманитарные парадигмы познания: общие зависимости и законы или единичные факты. Научные и ненаучные теории.  Структурализм и функционализм. Системный подход (Б.Ф. Ломов).  Понятие  научного метода. Доступность психических явлений  для исследования.

Сходство и различие исследовательского аппарата психологии и педагогики. Классификации методов психологии и педагогики. Объективные и субъективные методы.

Объективные методы. Общенаучные, конкретно-научные и метанаучные методы.  Общенаучные методы: наблюдение и эксперимент. Наблюдение. Характеристика метода наблюдения. Виды наблюдения. Объективное наблюдение.   Эксперимент. Четыре основные особенности эксперимента Виды эксперимента.  Формирующий эксперимент как ведущий метод  получения педагогических знаний. Конкретно-научные методы. Опросные методы. Анкетирование и интервью (беседа). Проблема достоверности информации.   Тесты. Природа психологических тестов. Социальные и этические аспекты тестирования. Нормы и интерпретация результатов тестирования. Надёжность и валидность тестов. Основные виды тестов: тесты способностей, тесты достижения, тесты профпригодности. Анализ продуктов деятельности: контент-анализ, анализ рисунков и др. Метанаучные методы. Статистический анализ: основные статистические понятия.   Математическое моделирование в психологии и педагогике.

 Субъективные методы. Самонаблюдение.  Самоотчёт. Включенное наблюдение. Биографический метод. Эмпатическое слушание и идентификация.

 Проблема использования психолого-педагогической информации в профессиональной деятельности специалистов-смежников.

 

Тема 6. Понятие  личности

 

Междисциплинарный статус проблемы личности. Многогранность феноменологии личности. Понятия «индивид», «субъект», «личность» и «индивидуальность». Генотип и фенотип.  Личность как качественно новое образование.

Основные зарубежные направления  в изучении психологии личности: психодинамическое,  когнитивно-бихевиоральное, экзистенциально-гуманистическое. З. Фрейд и его ученики о роль бессознательного в становлении личности. Роль раннего детского опыта. Б. Скиннер: внешнее окружение – ключевой фактор человеческого поведения и становления личности. Дж. Роттер и А. Бандура: люди – активные участники событий, влияющих на их жизнь. А. Маслоу и К. Роджерс о личности как самоопределяющимся субъекте. Стремление к самосовершенствованию, уникальность, автономность и зрелость. Концепция личностного роста.

Теории личности в отечественной психологии (А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, А. Н. Леонтьев, Д. Н. Узнадзе и др.). А. Ф. Лазурский об экзопсихике и эндопсихике как факторах развития личности. Отношения личности (В.Н. Мясищев). Гипотеза Б. Г. Ананьева о трёх класса психических свойств личности. Статус, роли, ценностные ориентации - первичный класс; особенности мотивации поведения, структуру общественного поведения –    второй класс личностных свойств; характер  и  склонности – высший интегратор. Личность   как продукт социально-общественного развития в теории деятельности   А. Н. Леонтьева. Д. Н. Узнадзе  об установке. 

Основные качества (свойства) личности: социальность, уникальность, активность, целостность, субъективность, нравственность  и др.

 

Тема 7. Модели структуры личности

 

Свойства (черты) и структура личности. Черта как устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях. Структурные личностные модели. Концепция черт личности Р. Кэттела. 16 факторов личности.

     Выделение типов личности. Тип как совокупность множества черт, которые являются взаимосвязанными и определяют постоянные и обобщенные поведенческие паттерны. Типология личности К.-Г. Юнга. Интровертированный и экстравертированный типы личности. Интуитивный, чувствующий, ощущающий  и мыслительный типы. Динамические личностные модели. Взаимосвязи структурных элементов и внутриличностная динамика. Модель личности, предложенная З. Фрейдом Три главных компонента структуры личности: «оно», «я», «сверх-я». Механизмы психологической защиты.

Структурные концепции личности в отечественной психологии. Синтез сложных структур по А.Г. Ковалёву: темперамента, направленности и  способностей.  Выделение В.Н. Мясищевым структуры и содержание  личности. Структура личности: отношения, интеллект, темперамент, характер. Содержание: основные отношения и мировоззрение. Структура личности по С. Л. Рубинштейну: 1) подструктура направленности; 2) задатки и способности; 3) темперамент и характер. Динамическая функциональная структура личности по К. К. Платонову. Выделение четырех групп качеств, составляющих основные стороны (подструктуры) личности, их иерархическая организация.

Тема 8. Становление личности

 

Внешние и внутренние детерминанты личностного развития. Влияние генетических  (и др. биологических) факторов на развитие личности. Значение социально-культурных факторов для личностного развития. Влияние семейного окружения (индивидуально-психологические особенности родителей, тип семейного воспитания, семейное «созвездие», семейные нормы и ценности и пр.).

Концепции развития личности.  Концепция стадиального развития личности Э. Эриксона. Восемь стадий развития личности (от рождения до старости).  Теория когнитивного развития Ж. Пиаже. Четыре стадии когнитивного развития: сенсомоторная, предоперационная, стадия конкретных операций, стадия  формальных операций.  Теории нравственного развитие и нравственного воспитания (Л. Кольберг и К. Гиллиган). Нравственная эволюция: от   эгоцентрического отношения к окружающему до более гибкой позиции. Шесть стадий нравственного развития по Кольбергу. Гендерные проблемы в теории нравственного развития К. Гиллиган. Ролевые теории развития личности и др. теории.

 Понятие  личностного роста. Личностный рост (по К. Роджерсу). Интра- и интерперсональные критерии личностного роста. Концепция самоактуализации  А. Маслоу.  

 Воспитание и самовоспитание личности. Понятие воспитания. П. П. Блонский о воспитании. Ребёнок как объект воспитания.  Воспитанность и воспитуемость. Самовоспитание и самосовершенствование. Потребность и способность к самовоспитанию. Самовоспитание в возрасте юности и ранней зрелости.  Воспитание и жизненный успех. 

 

 

Тема 9. Жизненный путь личности

 

Жизнь человека как биологическое явление и социально-исторический факт. Понятие жизненного пути. Жизненный путь как история личности. Подходы к анализу и описанию жизненного пути. Исследование эволюции личности в реальном временном протекании   Пьером  Жане.  Изучение жизненного цикла и генетических связей между его фазами Шарлоттой Бюлер. Концепция жизненного цикла. 5 фаз  жизни. 

Биографический подход Б. Г. Ананьева. Понятие события как основной «единицы»  анализа и описания жизненного пути (биографии человека). События жизни. Выделение Б. Г. Ананьевым событий окружающей среды и событий поведения человека в среде (событий-поступков). События внутренней жизни как  духовная биография человека (Н. А. Логинова). Понятие жизненного выбора. Жизненные ценности и способы их достижения в ситуации жизненного выбора и на протяжении жизненного пути.

Тема 10. Потребностно-мотивационная сфера личности

Мотив и мотивация. Понятия мотива и мотивации. Диспозиционные и ситуационные детерминанты поведения. Основные проблемы мотивационного психологического объяснения человеческих поступков. Соотношение диспозиций (мотивов), потребности и цели. Общее строение мотивационной сферы человека. Основные параметры, по которым оценивается степень развитости мотивационной сферы. Интересы, задачи, желания, намерения как мотивационные диспозиции. Понятия о мотивации как о сознательном и бессознательном процессе.

Психологические теории мотивации. Первые мотивационные объяснения поведения человека и животных.  Современные направления в исследованиях мотивации поведения человека. Отличия новейших концепций мотиваций от предшествующих. 

Мотивация в учебной и профессиональной деятельности.  Мотивация достижения успехов и неудач. Атрибуция успехов и неудач разными индивидами. Поведение людей с различной самооценкой в случаях успехов и неудач. Мотивация достижения и тревожность. Мотивация беспомощности. Учебно-познавательные мотивы, цели. Эффект Пигмалиона. Выбор профессии и мотивация.

Мотивация и личность. Мотивация, самооценка и уровень притязаний. Потребность в общении (аффилиация). Мотив власти, его проявления. Индивидуальные различия в мотивации власти. Альтруизм и эмпатия как мотивы. Мотивация агрессивности и фрустрация. Ценностные ориентации. Мироощущение. Мировосприятие. Мировоззрение.

 

Тема 11. Эмоциональная сфера личности

 

Понятие эмоций. Основные признаки эмоций (С. Л. Рубинштейн). Биологическое и психологическое значение эмоций. Основные компоненты эмоций: собственно переживание; экспрессия или выражение; процессы, происходящие в нервной, дыхательной, эндокринной и др. системах организма.

Основные эмоции: радость, горе, страх, гнев, отвращение, удивление.

Виды эмоционального реагирования. Три уровня проявлениях эмоциональной сферы личности выделяет по С.Л. Рубинштейну: органическая аффективно-эмоциональная чувствительность, предметные чувства (эмоции), мировоззренческие чувства. Классификации эмоций по И. Канту: стенические и астенические. Классификация  Е.П. Ильина. Психологическая характеристика различных видов эмоционального реагирования. Эмоциональный тон как реакция на ощущения и впечатления. Собственно эмоция (эмоция как реакция на ситуацию и событие). Аффект. Настроение.

 Чувства. Характеристика основных чувств: дружба, любовь, счастье, гордость, зависть, ревность, враждебность.

 Стресс (состояние эмоционального напряжения). Г. Селье  о роли психологического фактора в  развитии стресса. Положительное и отрицательное влияние стресса.  Преодоление стресса. Индивидуальные особенности реагирования на стресс.

 Фрустрация. Типы реакций на фрустрацию и их направленность. Фрустрация и агрессия.

 Эмоциональные свойства личности. Эмоциональные типы: оптимисты-пессимисты, застенчивые, обидчивые, любознательные, совестливые, сентиментальные, эмпатийные, тревожные.  Тревожность и экзаменационные испытания. Эмоциональная зрелость.

 Управление эмоциями. Способы саморегуляции: релаксационная тренировка, аутогенная тренировка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и др.

 

Тема 12. Воля

 

Понятие воли. Теории воли: идеалистическая, вульгарно-материалистическая, диалектико-материалистическая. Функции воли. 

Структура волевого акта. Осознание цели. Планирование. Исполнение. Проверка результативности волевого действия. 

Волевая недостаточность. Формы волевой недостаточности: активные и пассивные.

Волевые свойства личности.

Воспитание и самовоспитание воли. Поступок и проступок. Волевая саморегуляция.

 

Тема 13.  Сенсорно-перцептивные   процессы

 

Общее понятие о познании. Чувственное познание мира: ощущение и восприятие.

Ощущение – простейший психологический познавательный процесс. Отличие сенсорных процессов от нервных процессов. Ориентирующая функция ощущения. Психофизиологические характеристики ощущения: пороги ощущения, адаптация, контраст, сенсибилизация, синестезия.

 Виды ощущений и их психологическая характеристика. Экстероцептивные ощущения. Контактные ощущения: тактильные (осязательные), температурные, болевые. Хеморецепция: вкусовые, обонятельные. Дистантные ощущения: зрительные и слуховые. Интероцептивные ощущения (организменные). Проприоцептивные ощущения. Вестибулярные (статико-динамические). Кинестезия (мышечно-суставные). Вибрационные. Экологические проблемы сенсорной чувствительности современного человека.

Восприятие – высший уровень чувственного познания мира. Отличие и сходство восприятия с ощущением.  Характеристики восприятия. Перцептивное поле. Фигура и фон. Вторичные характеристики восприятия: предметность, целостность, обобщённость и константность. Явление апперцепции.

          Виды восприятия. Классификация видов восприятия по органу чувств. Осязание. Зрительное восприятие. Восприятие цвета и формы. Восприятие текста. Слуховое восприятие. Восприятие речи и музыки. Классификация видов восприятия по отражаемым свойствам. Восприятие пространства и его характеристики. Восприятие времени. Роль отдельных анализаторов в восприятии времени.  Восприятие  движения. Иллюзии восприятия.

Чувственное познание мира и личность.  Влияние ощущения и восприятия на личность. Влияние личности на процессы ощущения и восприятия. Наблюдательность.

Тема 14. Память

 

 Понятие памяти. Основные процессы и закономерности памяти. Процессы памяти. Запоминание. Внешние и внутренние факторы, определяющие успешность запоминания. Виды запоминания: произвольное–непроизвольное, смысловое–механическое. Простые и сложные приёмы запоминания. Сохранение. Интерференция. Воспроизведение. Узнавание. Припоминание. Непроизвольное и произвольное воспроизведение. Реконструкция материала. Реминисценция. Забывание. Амнезия.

Классификации   памяти: виды и типы. Виды памяти. Образная, словесно-логическая, эмоциональная и моторная (двигательная) память. Типы памяти. Кратковременная, долговременная. Сенсорная (сверхкратковременная) и оперативная память. Объём памяти. Автобиографическая память. и метапамять.

Типические, индивидуальные и профессиональные особенности памяти.  Влияние практической деятельности на развитие памяти.

Понятие о представлении. Закономерности представлений. Виды представлений. Особенности представлений. Фрагментарность и обобщенность представлений. Формирование представлений.

Тема 15. Внимание 

Понятие внимания. Внимание как процесса отбора нужной информации. Функции внимания. Внешние и внутренние факторы возникновения внимания. Эффект Б.В. Зейгарник. 

Свойства внимания. Объём внимания. Устойчивость внимания. Колебания внимания. Отвлекаемость: внешняя и внутренняя. Сосредоточенность (концентрация). Рассеянность: мнимая и подлинная. Переключение. Распределение. Методики исследования свойств внимания

Виды внимания.  Непроизвольное внимание. Факторы, определяющие возникновение непроизвольного внимания (новизна, интенсивность, значимость раздражителя). Произвольное внимание. Развитие в онтогенезе. Характеристики произвольного внимания.  Послепроизвольное внимание. Другие классификации внимания.

Индивидуальные особенности внимания Внимательность как свойство личности. Невнимательность и рассеянность. Управление собственным вниманием.

 

Тема 18. Понятие мышления

 

 Понятие мышления. Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека. Отличие мышления от чувственного познания мира.

 Модели мышления: взгляды Ж. Пиаже, фрейдистов, гештальтистская модель, бихевиористская модель, когнитивные подходы. 

Характеристики мышления: результативные и процессуальные. Процессуальные (фазовая динамика мысли) характеристики. Стадии  мыслительного процесса. Постановка вопроса. Выдвижение гипотез. Проверка гипотезы (поиск верного решения) и её условия. Методы проверки: проб и ошибок, пассивного использования алгоритмов, активного использования алгоритмов, инсайт (использование интуитивного решения). Проверка решения (нахождение ответа) и её условия. Логические операции мышления (анализ,  синтез, сравнение, абстрагирование обобщение, классификация и систематизация). Результативные характеристики. Понимание. Обобщение. Речевая форма мысли.

Виды мышления. Предметно-действенное (наглядно-действенное), образное (наглядно-образное) и словесно-логическое мышление. Аутичное и рациональное мышление.  Шаблонное и нешаблонное мышление (Эдвард де Боно). Теоретическое и практическое мышление (Теплов Б.М.).

Мышление и личность.

 

Тема 17. Язык и речь

 

 Общее понятие  языка и речи.  Определение языка и речи. История развития (эволюции идей о природе языка и речи): Ф. до Соссюр, Н. Хомский, Ж. Пиаже. Современные исследования речеязыковой способности. Функции языка и речи в жизнедеятельности человека: функции  языка, функции речи.

Виды речи. Внешняя и внутренняя речь. Устная и письменная речь. Монолог и диалог (полилог) как формы речевого общения. Особенности письменной речи.

Проблема понимания речевого сообщения. Усвоение чужого высказывания.  Понимание речевого сообщения. Понимание специфических языковых структур (по А.Р. Лурия): Понимание слов; понимание сложных  синтаксических структур; понимание сложного сообщения. Смысл. Подтекст. Категории читающих. Мотивы чтения. Разновидности чтения. 

 Связь между мышлением и речью. Речевая форма мысли. Слово   и   понятие. Внутренняя речь и ее развитие в онтогенезе. Основные формы  внутреннего общения.  Внутренний  диалог и его функции.

Личность и речь. Индивидные особенности понимания речи. Речевые особенности личности. Возрастные и личностные   особенности говорения и чтения.

Тема 18.   Воображение

 

Понятие воображения. Эпоха и фантазия. Воображение и фантазия. Связь воображения с практической деятельностью. Функции воображения: познавательная; предвосхищения (антиципирующая); регулирующая; контрольно-регулирующая; эмоционального воздействия. Воображение и реальность.

Теоретические концепции воображения. Крайне идеалистические взгляды. Крайне механистические взгляды. Психоанализ о воображении: Фрейд и Юнг.

Воображение в   структуре психических процессов. Психологические механизмы воображения. Аксиоматизация («механизм обесценивания»). Гипераксиоматизация.

Способы воображения. Гиперболизация. Миниатюризация (преуменьшение). Акцентирование (заострение). Агглютинация. Схематизация. Реконструкция.

 Виды воображения. Пассивное. Преднамеренное (грёзы). Непреднамеренное. Сновидения. Галлюцинации. Активное. Воссоздающее. Творческое. Мечта как особый вид активного воображения.

Личность и воображение. Индивидуальные различия создания образов воображения. Влияние особенностей воображения на формирование черт личности. Прозаичность, одухотворённость, фантазёрство, мечтательность и др.

Художественная и научная фантазия.

 

Тема 19. Темперамент

 

Понятие темперамента. Определения и сферы проявления. Структура темперамента: общая активность, эмоциональность, особенности двигательной сферы. Свойства темперамента.

   Основные системы объяснений темперамента (гуморальная теория, морфологическая теория, нейрофизиологическая теория). Учение о темпераменте Гиппократа. Типология Э. Кречмера. Концепция типов телосложения и темперамента по У. Шелдону. Исследования проблемы темперамента в трудах И.П. Павлова. Основные свойства темперамента и их проявления по Б.М. Теплову. Концепция темперамента В.М. Русалова.

Психологические характеристики темперамента. Основные типы темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический. Принципы составления психологических характеристик типов темперамента.   Психологические характеристики типов темперамента по Я. Стреляу и А.Г. Айзенку.

Взаимосвязь темперамента и успешности деятельности.

Тема 20. Характер

Общее представление о характере и его определение. Характер как прижизненное образование. Закономерности формирования характера. Понятие о чертах характера. Классификация черт характера. Проявления характера через деятельность, отношение к другим людям, интересы, эмоциональность и волю. Взаимосвязь характера и темперамента.

Различные направления «характерологии». Концепции К.Леонгарда и А.Е.Личко. Классификация типов характера  по Э.Фромму.

Степень выраженности характерологических особенностей: «нормальный» характер, акцентуация, психопатия. Типы акцентуаций характера. 

Формирование характера. Биологические предпосылки и прижизненное формирование характера. Особенности формирования характера в детском возрасте. Сензитивный период для формирования характера. Роль взаимодействия ребенка и взрослого в формировании характера. Трансформация характера в течение жизни. 

 

Тема 21. Способности

 

Общее понятие о способностях. Актуальность изучения проблемы способностей. История исследований способностей:  Ф. Гальтон. Проблематика исследования способностей. Определение понятия способность

Основные направления исследования способностей  в отечественной психологии. Б.М. Теплов о способности как интегративная основа развития субъекта. С.Л. Рубинштейн об одарённости. Исследование Б.Г. Ананьевым структуры способностей. Современные направления исследования способностей.

Природа способностей. Концепции возникновения способностей. Задатки. Склонность.

Виды способностей. Актуальные и потенциальные. Общие и специальные способности. Общие познавательные способности и их виды (интеллект, креативность, обучаемость).

Интеллект. Общее понятие об интеллекте. Модели интеллекта. Факторные (Ч. Спирмен, Дж. Гилфорд,  Г. Айзенк  и др.). Когнитивные модели (Р. Стернберг и др.).   Модели ментального опыта (А.М. Холодная). Развитие интеллекта (психогенетика и влияние среды; развитие интеллекта в течение жизни). Интеллект в структуре психики.  Диагностика интеллекта Вербальный и невербальный интеллект. Коэффициент интеллекта.

Креативность. Понятие креативности. Модели креативности (концепция Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса; концепция М, Валлаха и Н. Когана; концепция С. Медника; концепция Р. Стернберга; подход В.В. Дружинина). Развитие креативности (психогенетика и влияние среды; развитие в течение жизни). Креативность в структуре психики. 

Обучаемость. Понятие обучаемости. Нативисты и эмпиристы о способности к приобретению знаний. Развитие обучаемости (формирование). Диагностика обучаемости. Обучаемость, креативность, интеллект

Уровни способностей. Способность/неспособность. Талант. Гениальность.

Личность и способности. Способности женщин и мужчин.

 

Тема 22. Обучение

 

Образование и мировые образовательные тенденции. Понятие образования. Развитие цивилизации и образование. Проблемы современного высшего образования и пути их решения.

Обучение и  учение. Понятие обучения. Понятие учения.

Теории научения и обучения. Бихевиоральные и когнитивные теории научения. Гуманистические теории обучения и образования. Отечественные психологически ориентированные модели обучения. 

Психология учебной деятельности (психология учения). Понятие знания.

Образование научных понятий. Научное понятие и образ. Использование образного мышления для усвоения знаний: знаково-символические образы.

Личность и учебный процесс. Мотивация учения. Индивидуальные  и типические особенности усвоения информации: ощущение и восприятие в образовании;  мышление и обучение; умение читать и обучение. Скорочтение и обучение чтению. Учебная деятельность и общий интеллект. Развитие эмоционально-волевой сферы Контроль знаний и личностная тревожность (экзамены и тревожность).

Самообразование и самообучение. Понятие самообучения и самообразования. Самообразование  и компьютеры. Развитие творческого мышления. Обучение креативности.

 


 

III. Бюджет учебного времени, отводимый на учебную дисциплину по специальностям (специализациям)

 

Специальность (специализация)

Всего

(часов)

Всего аудиторных часов для форм обучения

Форма контроля

очной

заочной*

1.

Государственное управление и экономика

72

-

12(60)

экзамен

2.

Государственное управление и экономика

72

-

8(64)

зачет

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.  Основная литература

1.  Основы психологии и педагогики: Курс лекций/ Под научной редакцией Н.А.Дубинко – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004 – 366 с.

                   Дополнительная литература

1.  Гипенрейтор Ю.Б Введение в общую психологию. Курс лекций. — М.ЧеРо, 1988. — 336 с.

2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. — М.: Мир, 1992.— 376 с.

3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 320 с.

4. Квинн В. Прикладная психология. — СПб. Издательство "Питер", 2000. — 560 с.

5. Крайг Г. Психология развития. — Спб.: Издательство "Питер", 2000. — 992 с.

6.  Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. — СПб.: Питер, 1996. — 684 с.

7.   Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2000. — 592 с.

8.  Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Пособие для студентов психологических факультетов. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1995. – 224 с.

9.  Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники: Проблемы психологии личности. — М.: Школа-Пресс, 1992.— 112 с.

10. Психология: Учеб. Для ин-тов физ. культ. / Под ред. В.М. Мельникова. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 367 с.

11. Развитие личности ребенка: Пер.с. англ. — М.: Прогресс, 1987 — 272 с.

12. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.: Прогресс, 1988 — 256 с.

13. Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под. Ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. — М.: Изд.во Моск. Ун-та, 1984. — 256.

14. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. Пособие для студентов и учителей. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997. – 288 с.


Вопросы к экзамену по курсу «Основы психологии и педагогики»

 

1. Предмет и задачи психологии и педагогики.

2. Принципы психологии. Структура психологии, ее отрасли.

3. Методы исследования в психологии.

4. Основные методы, их характеристика.

5. Вспомогательные методы, их характеристика.

6. Значение психологических знаний. Проблемы современной психологии.

7. Теория психического отражения.

8. Соотношение психики и нервной системы.

9. Характеристика форм поведения животных.

10. Сравнительная характеристика психики животных и сознания человека.

11. Основные филогенетические предпосылки происхождения сознания.

12. Понятие о деятельности. Структура деятельности.

13. Характеристика форм деятельности.

14. Виды деятельности и их развитие у человека.

15. Общее представление о личности. Структура личности.

16. Активность и направленность личности.

17. Формирование и развитие личности.

18. Характеристика общения и его структура.

19. Виды и функции общения.

20. Техника и приемы общения.

21. Общая и функциональная характеристика понятий: язык и речь.

22. Классификация видов речи, ее свойства.

23. Понятия малой группы и коллектива. Феноменология малых групп.

24. Формирование и развитие речи.

25. Межличностные отношения в группах и коллективах.

26. Эффективность групповой деятельности. Личность в группе.

27. Физиологическая основа ощущений, строение анализатора.

28. Виды ощущений.

29. Изменение и измерение ощущений.

30. Физиологическая основы восприятия. Восприятие как деятельность.

31. Виды восприятия.

32. Свойства восприятия.

33. Восприятие пространства.

34. Восприятие времени.

35. Восприятие движения.

36. Физиологическая основа внимания.

37. Основные свойства внимания.

38. Характеристика видов внимания.

39. Физиологическая основа памяти. Виды ассоциаций.

40. Характеристика процесса запоминания.

41. Характеристика процессов воспроизведения.

42. Характеристика процессов сохранения и забывания.

43. Виды памяти, их особенности.

44. Формирование и развитие памяти.

45. Определение мышления, его отличие от других познавательных процессов.

46. Виды мышления, их особенности.

47. Соотношение мышления и речи.

48. Основные процессы мыслительной деятельности.

49. Характеристика операций мышления.

50. Основные этапы решения мыслительной задачи, их характеристика.

51. Определение и общая характеристика воображения.

52. Виды воображения.

53. Основные функции воображения.

54. Воображение и творчество.

55. Чувства и эмоции, их роль в жизни и деятельности.

56. Виды чувств и их формирование.

57. Виды эмоциональных состояний, их особенности.

58. Основные функции и качества чувств.

59. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере человека.

60. Понятие о воле. Характеристика волевых действий.

61. Волевые свойства личности, их характеристика.

62. Определение темперамента, сферы его проявления.

63. Типы темперамента.

64. Темперамент и основные свойства нервной системы человека.

65. Зависимость индивидуального стиля деятельности от особенностей темперамента.

66. Определение характера, его структура.

67. Типология характера.

68. Понятие о способностях, их виды.

69. Развитие способностей.

70. Способности, задатки и индивидуальные различия людей.

 

 

 


* Примечание. В скобках показано количество часов, отводимое для самостоятельного изучения слушателями отдельных тем

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

    На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

    Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

    Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



    Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

    Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

    Яндекс.Метрика