andrey

Путь к Файлу: /АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ / Социология права / socprava_ychmt.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   1
Пользователь:   andrey
Добавлен:   15.01.2015
Размер:   219.0 КБ
СКАЧАТЬ

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

 

Кафедра государственного управления социальной сферой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

по курсу

 

«Социология права»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2004

 

 

 


Социология права. Учебно-методическое пособие (планы семинарских и практических занятий, методические рекомендации для самостоятельной работы) /С.В. Лапина, Матюшкова Т.И., И.А. Лапина; Под ред. С.В. Лапиной – Минск.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. –    45 с.

 

 

Рецензенты:

заслуженный юрист Республики Беларусь, доктор

юридических наук, профессор Басецкий И.И.

(Академия МВД Республики Беларусь) 

 

кафедра философии, социологии и экономики

МГЭУ им.А.Д.Сахарова

 

 

Учебно-методическое пособие рассчитано на слушателей и студентов Академии управления при Президенте Республики Беларусь, изучающих курс «Социология права». Тематика занятий, вопросы для обсуждения на семинарских занятиях и вопросы для самоконтроля определены в соответствии с программой курса «Социология права» для студентов Академии управления. В учебно-методическое пособие включена примерная тематика рефератов, которая предлагается по отдельным темам курса. Планы семинарских занятий представляют собой модульные разработки и могут использоваться студентами и слушателями разных форм обучения, корректируясь в соответствии с утвержденными учебно-тематическими и рабочими программами читаемых курсов. В учебно-методическом пособии использованы материалы, подготовленные Алейниковой С.М. и Романовой С.П.


ТЕМА I. СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

 

Форма проведения занятия – семинар

 

Вопросы для обсуждения

1. Социологическое знание как система.

2. История становления социологического подхода в изучении права: зарубежный и отечественный опыт.

3. “Социология права” и “социология для правоведов”: общие черты и особенности.

4. Социология права и современная социологическая теория.

5. Социология права в системе юридических наук. Социология преступности и криминология.

 

Основные понятия темы: теория права, история права, философия права, социология права, психология права, юридическая социология, криминология, правоведение, объект социологии права, предмет социологии права, задачи социологии права, функции социологии права, структура социологии права.

 

Темы докладов и рефератов

(на выбор студентов)

1. Социология права в системе научного знания: теория права, история права, философия права, социология права, психология права.

2. Споры относительно терминов “социология права” и “юридическая социология”.

3. Социология права в системе социологического знания и в системе правоведения.

4. Объект и предмет социологии права.

5. Основные задачи социологии права. Социальные функции социологии права (научная, практическая и идеологическая функции).

6. Логико-гносеологическая структура социологии права.

7. Зависимость структуры социологии права от структуры правоведения

8. Основные направления исследований в социологии права.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под объектом и предметом социологии права?

2. Каково место социологии права в системе социально-гуманитарных и юридических наук?

3. Какова логико-гносеологическая структура социологии права?

4. Перечислите функции социологии права.

 

Литература

Основная

1. Боботов С.В. Буржуазная социология права. – М. 1978.

2. Галко И.К., Сокол С.Ф. Социология. Социология права. – Барановичи, 1999.

3. Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. – СПб., 1996.

4. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. – СПб., 1997.

5. Жоль К.К. Философия и социология права. – Киев, 2000.

6. Кульчар Кальман. Основы социологии права. – М., 1981.

7. Карбонье Жан. Юридическая социология. – М., 1986.

8. Керимов Д.А. Социология и правоведение //Государство и право. 1999. № 8.

9. Криминология: Учебник /Под ред. А.И. Долговой – М., 1997.

10. Криминология: Учебное пособие /Под общ. ред. В.Е. Эминова (Основные понятия в схемах). – М., 1997.

11. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. – М., 1978.

12. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. – М., 1995.

13. Кульчар К. Основы социологии права. – М., 1981.

14. Лапаева В.В. Вопросы права в "Капитале" К. Маркса. – М., 1982.

15. Лапаева В.В. Социология права: в поисках новой парадигмы //Государство и право. 1992. № 7.

16. Лапина С.В. Социологическое познание. – Мн., 1998.

17. Лапина С.В. Социология. – Мн., 2002.

18. Мэйхью Л. Социология права //Американская социология: перспективы, проблемы, методы. – М., 1972.

19. Подгурецкий А. Очерк социологии права. – М., 1974.

20. Право и социология. – М., 1973.

21. Проблемы социологии права. – Вильнюс, 1970. Вып. 1.

22. Спиридонов Л.И. Социология уголовного права. – М., 1986.

23. Суслов Ю.А. Конкретные исследования и развитие социологии права. – Л., 1983.

24. Тадевосян Э.В. К вопросу о социологии права //Соц. Исследования. 1997. № 11.

25. Тадевосян Э.В. Социология права и ее место в системе наук о праве //Государство и право. 1998. № 1.

26. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. – М., 1997.

27. Юридическая социология. – М., 2000.

Дополнительная

1. Аберкомби Н. и др. Социологический словарь /Н. Аберкомби, С. Хилл, Б.С. Тернер. – М., 2000.

2. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. – Ростов-н/Д., 1999.

3. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. – СПб., 1997.

4. История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов /Ответственный редактор академик РАН Г.В. Осипов. – М., 1999.

5. История теоретической социологии: В 3-х т. – М., 1997.

6. Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии /Рец. Ю.Н. Давыдов, В.В. Танчер. – Мн., 2000.

7. Российская социологическая энциклопедия. – М., 1998.

8. Современная западная социология: Словарь. – М., 1990.

9. Социологический словарь. Мн., 1991.

10. Социологический справочник. – Киев, 1990.

11. Социологический энциклопедический словарь /Под ред. Г.В. Осипова. - М., 1998.

12. Энциклопедический социологический словарь /Общая ред. академика РАН Г.В. Осипова. – М., 1995.

 

ТЕМА II. ИСТОРИКО-НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ ПРАВА

 

Форма проведения занятия – коллоквиум

 

Вопросы для обсуждения.

1.Исторические и философско-теоретические истоки социолого-правовых учений

2. Социально-правые взгляды новоевропейских мыслителей

3. Социология права в отечественной науке IXX века.

4. Социология права в новейшей истории.

Современные отечественные и зарубежные концепции социологии права

Основные понятия темы: предсоциологические теории права, социолого-правовые теории в Германии, социолого-правовые теории во Франции, социолого-правовые теории в Англии, социологические подходы к праву в России, социология права в Италии, американская школа социологии права.

 

Темы докладов и рефератов

(на выбор студентов)

    1. Характеристика исторических предпосылок возникновения социологии права.

2. Античные предсоциологические концепции права.

3. Предсоциологические концепции права Нового времени.

4. Концепции природного, традиционного, обыденного и морального права и их влияние на формирование и развитие правовых систем.

5. Предсоциологические правовые концепции Монтескье, Вольтера, Руссо, Дидро и др.

6. Значение работ А. Кетле, О. Конта, Дж.С. Милля, Г. Тарда для становления социологии права.

7. Институты гражданского права в социологических взглядах   Ф. Ле-Пле.

8. Социолого-правовые традиции Германии (Савиньи, Иеринг   М. Вебер, Т. Гейгер и др.).

9. Социология права английского эмпиризма (Бентам, Мен и Спенсер).

10. Формирование социологии права К. Маркса и Ф. Энгельса. Методологические задачи диалектико-материалистической социологии права.

11. Социологический подход к праву в России в XIX – начале XX в. (М.М. Ковалевский, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин).

12. Социология Э. Дюркгейма и ее значение для конституирования социологии права. Разработка проблем социологии права  последователями Э. Дюркгейма.

13. Социология права итальянской школы Э.Ферри.

14. Социологическое содержание концепции живого права            Э. Эрлиха.

15. Особенности развития социологии права во Франции.

16. Американская реалистическая школа социологии права. Новые тенденции в американской социологии права (Дж. Мид,           Т. Парсонс и др.).

 

Вопросы для самоконтроля

5. Работы каких философов можно рассматривать в качестве научных предпосылок возникновения социологии права?

6. Какие закономерности преступности были сформулированы    А. Кетле?

7. Что означает закон “преступной насыщенности” Э. Ферри?

8. Разделял ли Г. Тард воззрения Ч. Ломброзо на существование “преступного типа” человека?

9. Какие характеристики дал Г. Тард преступной толпе?

10. Какое значение для социологии права имеет социология          О. Конта?

11. Выделите юридико-социологические положения в работах Дж.С. Милля.

12. О каких грехах законодателей говорил Г. Спенсер?

13. Какое значение для развития правоведения, по мнению        М.М. Ковалевского, имеет социологическое толкование права?

14. Как объясняет происхождение моральных и правовых норм Л.И. Петражицкий?

15. Почему П.А. Сорокин использует формулу: “Дрессирующая роль права”?

16. Каковы основные идеи Э. Дюркгейма, касающиеся права?

17. Что понимал под “живым правом” Е. Эрлих?

18. Какие идеальные типы права были введены М. Вебером?

19. Что понимает под правом Т. Парсонс?

 

Литература

Основная

28. Алексеев С.С. Самое святое, что есть у Бога на земле. Эммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. – М., 1998.

29. Алексеев С.С. Философия права. – М., 1998.

30. Аннерс Э. История европейского права. – М., 1994.

31. Боботов С.В. Буржуазная социология права. – М. 1978.

32. Галко И.К., Сокол С.Ф. Социология. Социология права. – Барановичи, 1999.

33. Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. – СПб., 1996.

34. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. – СПб., 1997.

35. Жоль К.К. Философия и социология права. – Киев, 2000.

36. Кульчар Кальман. Основы социологии права. – М., 1981.

37. Казмер М.Э. Социологическое направление в русской дореволюционной правовой мысли. – Рига, 1983.

38. Карбонье Жан. Юридическая социология. – М., 1986.

39. Керимов Д.А. Социология и правоведение //Государство и право. 1999. № 8.

40. Кистяковский Б.А. Философия и социология права. – СПб., 1998.

41. Криминология: Учебник /Под ред. А.И. Долговой – М., 1997.

42. Криминология: Учебное пособие /Под общ. ред. В.Е. Эминова (Основные понятия в схемах). – М., 1997.

43. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. – М., 1978.

44. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. – М., 1995.

45. Кульчар К. Основы социологии права. – М., 1981.

46. Лапаева В.В. Вопросы права в "Капитале" К. Маркса. – М., 1982.

47. Лапаева В.В. Социология права: в поисках новой парадигмы //Государство и право. 1992. № 7.

48. Лапина С.В. Социологическое познание. – Мн., 1998.

49. Лапина С.В. Социология. – Мн., 2002.

50. Медушевский А.Н. История русской социологии. – М., 1993.

51. Мэйхью Л. Социология права //Американская социология: перспективы, проблемы, методы. – М., 1972.

52. Подгурецкий А. Очерк социологии права. – М., 1974.

53. Право и социология. – М., 1973.

54. Проблемы социологии права. – Вильнюс, 1970. Вып. 1.

55. Спиридонов Л.И. Социология уголовного права. – М., 1986.

56. Суслов Ю.А. Конкретные исследования и развитие социологии права. – Л., 1983.

57. Тадевосян Э.В. К вопросу о социологии права //Соц. Исследования. 1997. № 11.

58. Тадевосян Э.В. Социология права и ее место в системе наук о праве //Государство и право. 1998. № 1.

59. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. – М., 1997.

60. Юридическая социология. – М., 2000.

Дополнительная

1. Аберкомби Н. и др. Социологический словарь /Н. Аберкомби, С. Хилл, Б.С. Тернер. – М., 2000.

2. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. – Ростов-н/Д., 1999.

3. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. – СПб., 1997.

4. История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов /Ответственный редактор академик РАН Г.В. Осипов. – М., 1999.

5. История теоретической социологии: В 3-х т. – М., 1997.

6. Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии /Рец. Ю.Н. Давыдов, В.В. Танчер. – Мн., 2000.

7. Российская социологическая энциклопедия. – М., 1998.

8. Современная западная социология: Словарь. – М., 1990.

9. Социологический словарь. Мн., 1991.

10. Социологический справочник. – Киев, 1990.

11. Социологический энциклопедический словарь /Под ред. Г.В. Осипова. - М., 1998.

12. Энциклопедический социологический словарь /Общая ред. академика РАН Г.В. Осипова. – М., 1995.

 

 

 

ТЕМА III. ПРАВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

 

Форма проведения занятия – семинарское занятие

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие, типы и функции социальных институтов.

2. Социальная обусловленность права. Общественное мнение и законотворчество.

3. Механизм социального действия права. Убеждение и принуждение: «плюсы» и «минусы».

4. Проблемы правоприменения: анализ деятельности правоохранительных органов и суда с точки зрения социологии.

5. Наказание как мера социальной справедливости (социологический подход к проблеме).

 

Основные понятия темы: социальная организация, типы и функции социальной организации, социальный институт, типы социальных институтов, социальная структура, социальная дифференциация, критерии социальной дифференциации, социальные группы, классы, социальная стратификация, социальная мобильность, социально-демографические группы, гендерные отношения, социально-этнические общности, право как социальный институт.

 

Темы докладов и рефератов

(на выбор студентов)

1. Основные подходы к пониманию термина “социальный институт”.

2. Концепция социальных институтов М. Вебера, ее основные положения.

3. Функции социальных институтов.

4. Социальный институт права – характерные черты и особенности. Понятие дисфункции в действии института права.

5. Генезис идей о социальной структуре в истории общественной мысли.

6. Сущность и критерии социальной дифференциации общества.

7. Социальная стратификация и ее отражение в праве.

8. Социальная группа как элемент социальной структуры. Социальный слой и особенности его исследования.

9. Характеристики социальной мобильности и правовые способы ее регулирования.

10. Основные тенденции в трансформации социальной структуры современного белорусского общества.

11. Социологические исследования в области права.

12. Социологическое обеспечение правотворческого процесса.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что из себя представляет общество как целостная социальная система и каковы ее основные структурные элементы?

2. Что такое социальные группы и социальные общности?

3. Какое место в структуре общества занимают социальные институты и социальные организации?

4. Что такое процесс институционализации?

5. Какие типы социальных институтов принято выделять в социологии?

6. Назовите основные функции, которые выполняют все социальные институты, а также специфические функции, которые выполняют только определенные социальные институты.

7. Определите понятия стратификации, дифференциации, расслоения, поляризации.

8. Определите, что такое:

прожиточный минимум;

достаток;

“небедность”;

социальная справедливость;

относительная бедность;

абсолютная бедность.

9. Что такое андеркласс и “социальное дно”? Что роднит эти явления?

10. Охарактеризуйте известные вам виды и типы социальной мобильности.

11. Объясните содержание таких терминов, как масштаб мобильности, коэффициент мобильности, дистанция мобильности, степень мобильности, диапазон мобильности и покажите их отражение в праве различных стран.

12. Чем различаются индивидуальная и групповая мобильность, структурная и межклассовая, меж- и внутрипоколенная?

13. Охарактеризуйте каналы вертикальной мобильности.

14. Какие основные черты права как социального явления вы можете выделить?

15. Что понимается под правом как социальным институтом?

16. Какие социальные предпосылки права вы можете назвать?

 

Творческие задания

1. Охарактеризуйте, пожалуйста,   несколько социальных институтов, например, религию и семью; их историческую эволюцию, функции в обществе, социальные организации, в него входящие, а также традиции, обычаи, статусы и роли, а затем сопоставьте эти характеристики с аналогичными характеристиками права как социального института.

2. Как вы думаете, почему производству как социальному институту 2 млн. лет, семье – только 500 тыс. лет, а государству и праву и того меньше – лишь 5 – 6 тыс. лет? То, что возникает позже, сложнее того, что возникает раньше? А может ли быть так, что сложное создается позже именно потому, что оно более сложное? Но тогда можете ли вы утверждать, что государство и право сложнее производства? А может быть, это равновеликие по сложности социальные институты? Но тогда почему одному потребовалось для своего формирования миллионы, а другому – тысячи лет?

3. Если под институтом понимать закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения, то можно ли отнести к социальным институтам такие явления, как крещение, адвокатура, рынок труда, парламент, обручение, отцовство? Не спешите с ответом, хорошо подумайте.

 

Литература

Основная

1. Бабосов Е.М. Социология. – Мн., 1998.

2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. – М., 1998.                С. 183 – 240.

3. Волков Ю.Г., Ничипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. – Ростов-н/Д., 2000. С. 221 – 235, 279 – 300.

4. Гидденс Э. Социология. – Челябинск, 1991.

5. Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. – СПб., 1996.

6. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т.2:Социальная структура и стратификация. – М., 2000.

7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т.3: Социальные институты и процессы. – М., 2000. С. 135 – 177.

8. Галко И.К., Сокол С.Ф. Социология. Социология права. – Барановичи, 1999.

9. Зборовский Г.Е. Общая социология: Курс лекций. – Екатеринбург, 1999. Раздел 4.

10. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Самыгин С.И. Социология: Учебное пособие /Под ред. В.В. Касьянова. – Ростов н/Д., 2000. С. 163 – 275.

11. Карпец И.И Наказание: социальные, правовые и криминологические проблемы. – М., 1973.

12. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. – М., 1995. Глава 2,3.

13. Лапаева В.В. Конкретно-социологические исследования в праве. – М., 1987.

14. Лапаева В.В. Социология права: Краткий учебный курс. – М., 2004 г. – 304 с.

15. Лапина С.В., Лапина И.А. Социологическое обеспечение законотворческой деятельности //Научное обеспечение устойчивого развития Республики Беларусь. – Мн., 1998.

16. Маркович Д. Общая социология: Пер. с серб.-хорв. – Ростов н/Д., 1993. С. 161 – 169.

17. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М., 1997.

18. Смелзер Нейл. Социология. М., 1998. С. 70 – 94, 273 – 390.

19. Социология права / Под ред. Сырых В.М. – М., 2004 г. – 459 с.

20. Социология /Под ред. А.Н. Елсукова. – Мн., 2000. С. 103 – 119, 221 – 227.

21. Социология /Под ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д., 1998.      С. 92 – 115.

22. Социология: Конспект лекций в схемах). – М., 1999. С. 60 – 62.

23. Социология: Учебное пособие. – М., 1995. С. 141 – 163.

24. Тадевосян Э.В. Социология. – М., 1998. Гл. 8.

25. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. – М., 1999.                 С. 166 – 186.

26. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 1997.

27. Харчева В. Основы социологии. – М., 1999. С.186 – 242.

28. Шур Э. Наше преступное общество. – М., 1977.

29. Юридическая социология. – М., 2000.

 

Дополнительная

1. Аберкомби Н. и др. Социологический словарь /Н. Аберкомби, С. Хилл, Б.С. Тернер. – М., 2000.

2. Андреев Ю.П. Социальные институты: содержание, функции, структура. – Свердловск, 1989.

3. Белых Е.Л., Веркеенко Г.П. Социальная структура и социальные процессы в современном обществе. – М., 1993.

4. Блау П.М. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель //Американская социологическая мысль. – М., 1994. С. 8 – 30.

5. Горелик И.И. Наказание и его назначение. – Мн., 1978.

6. Динамика социальной дифференциации: Реферативный сборник. – М., 1992.

7. Елсуков А.Н. Человек и общество: Терминологический словарь по обществознанию). – Мн., 2001.

8. Зинченко Г.П. Теория социологии. – Ростов н/Д., 1993.             С. 106 – 133.

9. Ильин В.И. Социальная стратификация. – Сыктывкар, 1991.

10. Комаров М.С. Социальная стратификация и социальная структура //Социологические исследования. 1992. № 7.

11. Кравченко А.И. Общество и социальные институты //Социология. Учебное пособие для студентов вузов. – М., 1997. С. 332 – 352.

12. Мостовая И.В. Социальное расслоение: символический мир метаигры. – М., 1996.

13. Основы социологии: Курс лекций. – М., 1993. Разд.3,5.

14. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. – М., 1995.

15. Смелзер Нейл. Социология. – М., 1998. С. 168 – 197.

16. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. – М., 1994. Ч.1.

17. Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

18. Социологический энциклопедический словарь /Под ред.       Г.В. Осипова. – М., 1998.

19. Социологический словарь. – Мн., 1991

20. Социология. – М., 1990. Гл.2.

21. Социология: Курс лекций /Под ред. А.В. Миронова. М., 1996.

22. Социология. Основы общей теории //Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М., 1996.

23. Фролов С.С. Социология. – М., 1994 (Разд.2 – гл. 1,2,3;         разд. 3 – гл.1,3; разд.4 – гл.1,3).

24. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. – М., 1969. С. 95 – 101.

25. Энциклопедический социологический словарь /Общая ред. академика РАН Г.В. Осипова. – М., 1995.

 

 

 

 

 

ТЕМА IV. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Форма проведения занятия – тематическая дискуссия.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Социализация личности: понятие и сущность.

2. Правовая социализация личности.

3. Социальный контроль и правовые нормы.

4. Конформизм и нонконформизм.

 

Основные понятия темы: человек, индивид, личность, социальная структура личности, социализация, агенты социализации, институты социализации, десоциализация, ресоциализация, социальная роль, социальный статус, социальные типы личности, ролевой конфликт, социальное поведение, актор, социальный бихевиоризм, ценностные ориентации, мотив, жизненный стиль, типы социального поведения, социальная норма, конформизм, нонконформизм.

 

Темы докладов и рефератов

1. Специфика природно-биологического и социального в человеке.

2. Социология личности как специальная социологическая теория.

3. Понятие и теории личности в социологии.

4. Социальный статус личности. Сущность ролевой концепции личности.

5. Этапы социализации. Агенты и институты социализации.

6. Возрастные этапы социализации и критические периоды социализации. Десоциализация и ресоциализация. Дефекты социализации.

7. Место правовой социализации в общем процессе социализации личности. Социальные факторы, влияющие на формирование правового сознания личности, группы.

8. Формы отношения индивида (группы) к праву.

9. Правовое поведение личности и юридически значимое поведение.

10. Мотивы правового поведения личности.

11. Понятия нормы и патологии, специфика социальных норм, их место в регулировании общественных отношений.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает социология личности?

2. В чем различие понятий “социализация личности”, “формирование личности”, “развитие личности”, “воспитание личности”?

3. Основные этапы социализации личности.

4. Правильно ли будет утверждать, что право непосредственно влияет на поведение людей?

5. Какие мотивы правового поведения выделяют в социологии права?

6. Что такое статус личности?

7. Основные положения ролевой теории личности.

8. Содержание и виды нормативных теорий личности.

9. Препятствия и преграды на пути развития правового сознания личности.

10. Что является социальной нормой и каковы ее виды?

11. Социальная норма и норма правовая: общие черты и различия.

 

Творческие задания

1. Что такое социальный статус? Проиллюстрируйте его на своем примере. Какие статусы вы можете обнаружить у себя? А у своих родителей и друзей?

2. Что такое  статусные символы и статусный имидж? Закрепляются ли они в праве? Приведите примеры.

3. Чем отличаются два явления – профессиональная преступность и профессионализация преступности?

4. Что такое подростковая преступность? Чем она отличается от взрослой преступности?

5. «Беловоротничковая» преступность: сущность и причины.

 

Литература

Основная

1. Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. – М., 1992.

2. Антонян Ю.М. Психология убийства. – М., 1997.

3. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. – М., 1996.

4. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие. – Мн., 2000. С. 247 – 266.

5. Волков Б.С. Мотивы преступлений: уголовно-правовое и социально-психологическое исследование. – Казань, 1982.

6. Волков Ю.Г., Ничипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. – Ростов-н/Д., 2000. С. 193 – 221, 345 – 368.

7. Галко И.К., Сокол С.Ф. Социология. Социология права. – Барановичи, 1999.

8. Гидденс Э. Социология. – М., 1999. Гл. 5.

9. Гилинский Я.И. Девиантология: Социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». – М., 2004 г. – 518 с.

10. Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. – СПб., 1996. Гл. 11, 13, 17.

11. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т: Социальные институты и процессы. – М., 2000. Т. 3. С. 24 – 33,           447 – 485.

12. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Самыгин С.И. Социология: Учебное пособие /Под ред. В.В. Касьянова – Ростов н/Д., 2000. С. 77 – 124.

13. Дулов А.В. Судебная психология. – Мн., 1975.

14. Дюркгейм Э. Норма и патология. //Альманах социальных исследований. – Сыктывкар, 1992. № 2.

15. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия. – Екатеринбург, 1998. С. 212 – 329.

16. Криминология: Учебник /Под редакцией Н.Ф. Кузнецовой – М., 1994.

17. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления /Опыт криминологического моделирования/. – М., 1997.

18. Кудрявцев В. Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. – М., 1995. Гл. 4.

19. Лапаева В.В. Социология права: Краткий учебный курс. – М., 2004 г. – 304 с.

20. Маркович Д. Общая социология: Пер. с серб.-хорв. – Ростов н/Д., 1993. С. 150 – 157.

21. Смелзер Н. Социология. – М., 1998. С. 94 – 130, 197 – 243.

22. Социология /Под ред. А.Н. Елсукова. – Мн., 2000. С. 90 – 103, 119 – 134.

23. Социология /Под ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д., 1998.      С. 115 – 134.

24. Социология: Конспект лекций в схемах. – М., 1999. С. 68 – 75.

25. Социология: Учебное пособие. – М., 1995. С. 159 – 161.

26. Социология права / Под ред. Сырых В.М. – М., 2004 г. – 459 с.

27. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М., 1999.                 С. 312 – 329.

28. Харчева В. Основы социологии. – М., 1999. С. 121 – 132,       158 – 170, 216 – 234.

29. Шур Э. Наше преступное общество. – М., 1977.

30. Юридическая социология: Учебник для вузов. – М., 2000.        С. 172 – 194, 218 –316.

 

Дополнительная

1. Аберкомби Н. и др. Социологический словарь /Н. Аберкомби и др. – М., 2000.

2. Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. – Новосибирск, 1997.

3. Гуров А.М. Профессиональная преступность. Прошлое и настоящее. – М., 1990.

4. Елсуков А.Н. Человек и общество: Терминологический словарь по обществознанию. – Мн., 2001.

5. Забрянский Г.И. Социология преступности несовершеннолетних. – Мн.,1997.

6. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. – Оренбург, 1999.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1977.

8. Ломброзо Ч. Преступление. – М., 1994.

9. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. – СПб., 1999.

10. Механизм преступного поведения. – М., 1981.

11. Современная западная социология: Словарь. М., 1990.

12. Социологический словарь. Мн., 1991.

13. Социологический энциклопедический словарь /Под ред.       Г.В. Осипова. – М., 1998.

14. Энциклопедический социологический словарь /Общая ред. академика РАН Г.В. Осипова. – М., 1995.

15. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности //Социальная психология. – Л., 1979.

 

 

 

ТЕМА V. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

Форма проведения занятия – семинарское занятие

 

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика девиантного поведения.

2. Социальные факторы девиантного поведения.

3. Негативные формы девиантного поведения.

4. Позитивные формы девиантного поведения.

5. Проблемы девиантного поведения в современном обществе.

 

Основные понятия: социальная норма; образец; профессиональные нормы; статистические нормы; социальное пространство; аномия; индивидуальные; личные мотивы; социальное неравенство; индустриализация; социальная неустроенность; деструктивное и конструктивное в поведении; преступления; преступления без жертв; отклонения, не противоречащие нормам; гениальность; принципиальность, сверхинтеллигентность; героизм; борьба; политическая активность; насильственная преступность; приспособительная активность.

 

Темы докладов и рефератов

1. Социальный контроль и девиация.

2. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория.

3. Специфика социологического подхода к изучению преступности, а также антисоциальной, криминальной личности. Основные социологические теории, анализирующие преступность.

4. Взгляды Э. Дюркгейма на преступность и преступника.

5. Взгляды Э. Фромма и А. Маслоу на мотивационную основу и генетическую природу человека.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что является социальной нормой и каковы ее виды?

2. Какова диалектика норм общества?

3. Почему социальная норма может стать отклонением?

4. Как меняются представления людей о норме и девиантности?

5. Каковы причины девиантного поведения:

а) на уровне социальной системы и социальных факторов;

б) на уровне личностных мотивов?

6. Охарактеризуйте концепцию аномии в ее развитии.

7. Каковы критерии оценки девиантности как позитивного, так и негативного явления?

8. В чем кроются социальные корни пьянства? Наркомании? Проституции?

9. Дать характеристику девиантности в современном обществе.

10. Каковы причины девиантного поведения:

· на уровне социальной системы

· на уровне личности?

11. В чем заключается разница между девиантным и делинквентным поведением?

12. Назовите особенности социологического подхода в изучении преступления.

13. Каково ваше отношение к научному наследию Чезаре Ломброзо?

14. Раскройте механизм того, как нереализованные субъективные ожидания могут привести к совершению правонарушения, преступления.

 

Литература

Основная

1. Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. – М., 1992.

2. Антонян Ю.М. Психология убийства. – М., 1997.

3. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. – М., 1996.

4. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие. – Мн., 2000. С. 247 – 266.

5. Волков Б.С. Мотивы преступлений: уголовно-правовое и социально-психологическое исследование. – Казань, 1982.

6. Волков Ю.Г., Ничипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. – Ростов-н/Д., 2000. С. 193 – 221, 345 – 368.

7. Галко И.К., Сокол С.Ф. Социология. Социология права. – Барановичи, 1999.

8. Гидденс Э. Социология. – М., 1999. Гл. 5.

9. Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. – СПб., 1996. Гл. 11, 13, 17.

10. Гилинский Я.И. Девиантология: Социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». – М., 2004 г. – 518 с.

11. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т: Социальные институты и процессы. – М., 2000. Т. 3. С. 24 – 33,           447 – 485.

12. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Самыгин С.И. Социология: Учебное пособие /Под ред. В.В. Касьянова – Ростов н/Д., 2000. С. 77 – 124.

13. Дулов А.В. Судебная психология. – Мн., 1975.

14. Дюркгейм Э. Норма и патология. //Альманах социальных исследований. – Сыктывкар, 1992. № 2.

15. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия. – Екатеринбург, 1998. С. 212 – 329.

16. Криминология: Учебник /Под редакцией Н.Ф. Кузнецовой – М., 1994.

17. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления /Опыт криминологического моделирования/. – М., 1997.

18. Кудрявцев В. Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. – М., 1995. Гл. 4.

19. Лапаева В.В. Социология права: Краткий учебный курс. – М., 2004 г. – 304 с.

20. Маркович Д. Общая социология: Пер. с серб.-хорв. – Ростов н/Д., 1993. С. 150 – 157.

21. Смелзер Н. Социология. – М., 1998. С. 94 – 130, 197 – 243.

22. Социология /Под ред. А.Н. Елсукова. – Мн., 2000. С. 90 – 103, 119 – 134.

23. Социология /Под ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д., 1998.      С. 115 – 134.

24. Социология: Конспект лекций в схемах. – М., 1999. С. 68 – 75.

25. Социология: Учебное пособие. – М., 1995. С. 159 – 161.

26. Социология преступности. – М., 1966.

27. Социология права / Под ред. Сырых В.М. – М., 2004 г. – 459 с.

28. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М., 1999.                 С. 312 – 329.

29. Харчева В. Основы социологии. – М., 1999. С. 121 – 132,       158 – 170, 216 – 234.

30. Шур Э. Наше преступное общество. – М., 1977.

31. Юридическая социология: Учебник для вузов. – М., 2000.        С. 172 – 194, 218 –316.

 

Дополнительная

1. Аберкомби Н. и др. Социологический словарь /Н. Аберкомби и др. – М., 2000.

2. Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. – Новосибирск, 1997.

3. Гуров А.М. Профессиональная преступность. Прошлое и настоящее. – М., 1990.

4. Забрянский Г.И. Социология преступности несовершеннолетних. – Мн.,1997.

5. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. – Оренбург, 1999.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1977.

7. Ломброзо Ч. Преступление. – М., 1994.

8. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. – СПб., 1999.

9. Механизм преступного поведения. – М., 1981.

10. Современная западная социология: Словарь. М., 1990.

11. Социологический словарь. – Мн., 1991.

12. Социологический энциклопедический словарь /Под ред.       Г.В. Осипова. – М., 1998.

13. Энциклопедический социологический словарь /Общая ред. академика РАН Г.В. Осипова. – М., 1995.

 

ТЕМА VI. СОЦИОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Форма проведения занятия – семинарское занятие

 

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и специфические черты юридической организации.

2. Особенности социологии юридической организации как раздела социологии права.

3. Характерные черты юридической организации. Особенности кадровой политики.

4. Социологический анализ деятельности суда, правоохранительных органов, нотариата.

5. Проблемы влияния социальных факторов на функционирование юридических организаций.

 

Основные понятия темы: юридическая организация, правопорядок, правоприменение, государственное управление, разделение властей, юридическая коллизия, судебная ошибка, наказание, эффективность правосудия, социальные ожидания, общественное мнение, социальный контроль, кадровая политика, должностное лицо, профессиональная этика, профессиональная пригодность, профессиональная деформация.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает социология юридической организации?

2. Какая организация является юридической? Какие органы государственного управления можно отнести к юридическим организациям?

3. Основные функции юридической организации.

4. Особенности социально-правового статуса сотрудников юридической организации. Показатели профессионализма и профессиональной деформации.

5.   Что такое судебная ошибка? Причины, последствия, профилактика и предупреждение судебных ошибок.

6. Какие поведенческие стереотипы судей можно отнести к позитивным, какие – к негативным?

7. Влияние общественного мнения на деятельность юридических организаций (цели, средства и результаты). Оцените положительные и отрицательные стороны.

8. С какой целью проводится анализ материалов уголовной статистики?

9. Каковы, по вашему мнению, могут быть причины расхождения социальных ожиданий и реального положения дел в функционировании юридических организаций.

 

Творческое задание

Сформулируйте и обоснуйте свою позицию по поводу соотношения «права в жизни» и «права в кодексах». Каково это соотношение в прошлом, настоящем и каким должно быть в будущем? Приведите в качестве аргументов известные вам исторические факты и случаи из современной жизни и законодательной практики.

 

Литература

Основная

1. Бабосов Е.М. Социология. – Мн., 1998.

2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. – М., 1998.                С. 183 – 240.

3. Волков Ю.Г., Ничипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. – Ростов-н/Д., 2000. С. 221 – 235, 279 – 300.

4. Гидденс Э. Социология. – Челябинск, 1991.

5. Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. – СПб., 1996.

6. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т.2:Социальная структура и стратификация. – М., 2000.

7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т.3: Социальные институты и процессы. – М., 2000. С. 135 – 177.

8. Галко И.К., Сокол С.Ф. Социология. Социология права. – Барановичи, 1999.

9. Зборовский Г.Е. Общая социология: Курс лекций. – Екатеринбург, 1999. Раздел 4.

10. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Самыгин С.И. Социология: Учебное пособие /Под ред. В.В. Касьянова. – Ростов н/Д., 2000. С. 163 – 275.

11. Карпец И.И Наказание: социальные, правовые и криминологические проблемы. – М., 1973.

12. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. – М., 1995. Глава 2,3.

13. Лапаева В.В. Конкретно-социологические исследования в праве. – М., 1987.

14. Лапаева В.В. Социология права: Краткий учебный курс. – М., 2004 г. – 304 с

15. Лапина С.В., Лапина И.А. Социологическое обеспечение законотворческой деятельности //Научное обеспечение устойчивого развития Республики Беларусь. – Мн., 1998.

16. Маркович Д. Общая социология: Пер. с серб.-хорв. – Ростов н/Д., 1993. С. 161 – 169.

17. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М., 1997.

18. Смелзер Нейл. Социология. М., 1998. С. 70 – 94, 273 – 390.

19. Социология /Под ред. А.Н. Елсукова. – Мн., 2000. С. 103 – 119, 221 – 227.

20. Социология /Под ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д., 1998.      С. 92 – 115.

21. Социология: Учебное пособие. – М., 1995. С. 141 – 163.

22. Социология права / Под ред. Сырых В.М. – М., 2004 г. – 459 с.

23. Тадевосян Э.В. Социология. – М., 1998. Гл. 8.

24. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. – М., 1999.                 С. 166 – 186.

25. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 1997.

26. Харчева В. Основы социологии. – М., 1999. С.186 – 242.

27. Шур Э. Наше преступное общество. – М., 1977.

28. Юридическая социология. – М., 2000.

 

Дополнительная

1. Аберкомби Н. и др. Социологический словарь /Н. Аберкомби, С. Хилл, Б.С. Тернер. – М., 2000.

2. Андреев Ю.П. Социальные институты: содержание, функции, структура. – Свердловск, 1989.

3. Белых Е.Л., Веркеенко Г.П. Социальная структура и социальные процессы в современном обществе. – М., 1993.

4. Блау П.М. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель //Американская социологическая мысль. – М., 1994. С. 8 – 30.

5. Горелик И.И. Наказание и его назначение. – Мн., 1978.

6. Динамика социальной дифференциации: Реферативный сборник. – М., 1992.

7. Елсуков А.Н. Человек и общество: Терминологический словарь по обществознанию). – Мн., 2001.

8. Зинченко Г.П. Теория социологии. – Ростов н/Д., 1993.             С. 106 – 133.

9. Ильин В.И. Социальная стратификация. – Сыктывкар, 1991.

10. Комаров М.С. Социальная стратификация и социальная структура //Социологические исследования. 1992. № 7.

11. Кравченко А.И. Общество и социальные институты //Социология. Учебное пособие для студентов вузов. – М., 1997. С. 332 – 352.

12. Мостовая И.В. Социальное расслоение: символический мир метаигры. – М., 1996.

13. Основы социологии: Курс лекций. – М., 1993. Разд.3,5.

14. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. – М., 1995.

15. Смелзер Нейл. Социология. – М., 1998. С. 168 – 197.

16. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. – М., 1994. Ч.1.

17. Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

18. Социологический энциклопедический словарь /Под ред.       Г.В. Осипова. – М., 1998.

19. Социологический словарь. – Мн., 1991.

20. Фролов С.С. Социология. – М., 1994 (Разд.2 – гл. 1,2,3;         разд. 3 – гл.1,3; разд.4 – гл.1,3).

21. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. – М., 1969. С. 95 – 101.

22. Энциклопедический социологический словарь /Общая ред. академика РАН Г.В. Осипова. – М., 1995.

 

ТЕМА VII. СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА И ЕЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

Форма проведения занятия – круглый стол

 

Вопросы для обсуждения

1. Основные характеристики социальной динамики.

2. Противоречия социального развития: социальная эволюция и социальная революция.

3. Правовые конфликты: социологическая специфика, характер разрешения.

 

Основные понятия темы: социальная динамика, социальный процесс, социальное изменение, социальная трансформация, социальное движение, социальная мобильность, социальный конфликт, социальная борьба, социальный прогресс и регресс, социальное развитие, социальная эволюция, социальная революция, конфликт, конфликтология, социальный конфликт, правовой конфликт.

 

Темы докладов и рефератов

1. Социальная динамика – временной параметр характеристики развития общества. Категории социальной динамики: социальный процесс, социальное изменение, социальная трансформация, социальное движение, социальная мобильность, социальный конфликт, социальная борьба, социальный прогресс и регресс, социальное развитие.

2. Теория общественного прогресса О. Конта. Закон трех стадий развития.

3. Социальное развитие: основные подходы в истории социологии. Понятие источника социального развития.

4. Понятие социальной эволюции. Социальный эволюционизм в социальной философии (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо) и социологии (Г. Спенсер, Ф. Теннис, Г. Мэн, Э. Дюркгейм, Р. Редфилд).

5. Понятие социальной революции и ее роль в истории развития общества (К. Маркс, В.И. Ленин).

6. Социология конфликта и правовая конфликтология.

7. Конфликт как вид социального взаимодействия. Специфика юридического конфликта.

8. Структурный и процессуальный подходы к определению правовых конфликтов.

9. Типы и виды правовых конфликтов.

10. Элементы структуры правового конфликта.

11. Стадии правового конфликта.

12. Способы разрешения правового конфликта.

13. Правовой конфликт в экономической, правовой сферах, в сфере культуры и идеологии.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как вы поняли высказывание о том, что с продвижением человечества от простого к сложному обществу наблюдалось усложнение социальной организации общества? В чем конкретно выражалось такое усложнение?

2. Какую роль в развитии общества и усложнении его социальной организации играло право? Почему для реализации права потребовалось создавать суды и полицию?

3. Как происходило увеличение численности аппарата управления и усложнение его функций по мере перехода от простого к сложному обществу? В чем конкретно  проявлялся этот процесс?

 

Литература

Основная

1. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. – Ростов-н/Д., 1999.

2. Галко И.К., Сокол С.Ф. Социология. Социология права. – Барановичи, 1999.

3. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. – М., 1999.

4. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. – СПб., 1997.

5. История социологии. – Мн., 1993, 1997.

6. История социологии в Западной Еропе и США: Учебник для вузов /Ответственный редактор академик РАН Г.В. Осипов. – М., 1999.

7. История теоретической социологии: В 3-х т. – М., 1997.

8. Капитонов Э.А. История и теория социологии: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.

9. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. – Ростов-н/Д, 1996.

10. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. – М., 1995.

11. Лапаева В.В. Социология права: Краткий учебный курс. – М., 2004 г. – 304 с.

12. Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

13. Современная западная социология. – М., 1996.

14. Социальное развитие: теория и практика. – М., 1982.

15. Социальное развитие как предмет философско-социологического анализа. – Томск, 1983.

16. Социология права / Под ред. Сырых В.М. – М., 2004 г. – 459 с.

17. Юридическая социология. – М., 2000.

18. Юридическая конфликтология /Под ред. Кудрявцева В.Н. – М., 1995.

 

Дополнительная

1. Американская социология: Учебник /Под ред. В.И. Добренькова. – М., 1994.

2. Бутенко А.П. Общественный прогресс и его критерии. – М., 1980.

3. Вятр Е. Социология политических отношений. – М., 1979.

4. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор //Соч. Т.5. – М.-Л., 1955.

5. Елсуков А.Н. Человек и общество: Терминологический словарь по обществознанию – Мн., 2001.

6. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М., 1996.

7. Лёве Б.П. Классовая борьба или социальный конфликт? – М., 1976.

8. Марксизм и проблемы социального прогресса. – М., 1986.

9. Современная западная социология: Словарь. – М., 1990.

10. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. – М., 1994.

11. Социологический энциклопедический словарь /Под ред.       Г.В. Осипова. – М., 1998.

12. Социальные движения и развитие общественной мысли. – М., 1981.

13. Социологический словарь. – Мн., 1991.

14. Социологический справочник. – Киев, 1990.

15. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.

16. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. – М., 1969.

17. Энциклопедический социологический словарь /Общая ред. академика РАН Г.В. Осипова. – М., 1995.

 

ТЕМА YIII. ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ        И СОЦИАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ

 

Форма проведения занятия – тематическая дискуссия с элементами деловой игры «Публичное выступление»

 

Вопросы для обсуждения

1. Демографические проблемы в современном обществе и их правовое регулирование.

2. Право и политика.

3. Проблемы экономического развития и право.

4. Социологический анализ процессов глобализации.

 

 

 

 

Тренинг «Публичное выступление»

 

Цель занятия: путем тренинга добиться овладения студентами вербальными и невербальными средствами общения с людьми и их использование в публичном выступлении, которое является основным способом формирования общественного мнения в коллективе, а также освоить технику дебатов в ходе проведения споров.

          Дискуссия (полемика)  — это публичный спор с целью добиться истины путем сопоставления различных мнений.  Дискуссия представляет собой серию последовательных высказываний участников спора. Необходимо, чтобы их заявления относились к одной и той же теме или предмету.

Основная задача — достижение участниками согласия по данному вопросу, либо определение путей и подходов к его решению.

В ходе тренинга предлагается выделившимся группам студентов (численность – 4–6 человек) выступить с короткими сообщениями по заранее выбранной теме. При этом внутри рабочей группы одни студенты выступают оппонентами других. После того, как все члены группы выступили, аудитория может задать им вопросы или высказать свое мнение по изложенной проблеме.

Используемые в полемике средства должны признаваться всеми ее участниками. Спор может возникнуть и стихийно из-за чьей-то ошибки, туманной формулировки, резко высказанного суждения или саркастической реплики. Не нужно бояться такого спора, но необходимо принять меры, чтобы он не перешел в полемику.

Организовывая дискуссию (полемику), можно воспользоваться следующей схемой:

1. Определяется тема полемики.

2. Производится подготовка, во время которой каждый участник рабочей группы знакомится с материалами (посещает библиотеку, делает выписки из специальной литературы, посещает лекции специалистов по заданной теме и т.д.).

3. Один из участников дискуссии выдвигает тезис и производит его защиту подготовленными аргументами.

4. Второй участник (оппонент первого) производит попытку опровергнуть выдвинутый тезис.

5. Третий участник (оппонент второго) может показать несостоятельность доводов второго, привести новые доказательства своей правоты, усиливая их своими дополнительными доводами.

6. Четвертый участник (оппонент третьего) приводит свои аргументы, опираясь на уже сказанное.

7. Другие участники полемики подключаются к спору.

8. Аудитория получает право высказать свое мнение.

Регламент дискуссии и ее лидеры должны быть определены заранее.

Регламент:

1. Главное выступление лидеров подгрупп (тезис и аргументация) – 5 минут.

2. Выступления участников-оппонентов 2 – 3 минуты.

3. Комментарии к выступлениям, которые могут возникнуть у лидеров и участников, – 2 минуты на каждого.

4. Заключительное выступление каждой подгруппы – 2–3 минуты.

5. Высказывания аудитории – 5 минут максимум.

Каждого из выступающих студенты внимательно слушают и оценивают – на листке бумаги студенты пишут фамилии тех выступающих, которые, на их взгляд, более убедительно, аргументированно, искренне, красочно и выразительно высказали свои мысли.

          После того, как все желающие студенты выступили и получили экспертные оценки своих коллег, подсчет оценок показывает, какая подгруппа привлекла на свою сторону большую часть аудитории.

 

ТЕМА IX.  МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПРАВА (6 ЧАСОВ)

 

Занятие 1 – тематическая дискуссия

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие социологических исследований.

2. Структура и типы социологических исследований.

3. Методы сбора и анализа социологической информации:

 социологическое наблюдение

 анализ документов

 опрос

 экспертные оценки

 тестирование и эксперимент.


Занятие 2 – деловая игра

 

Условия деловой игры

Создайте творческую группу (5 ± 2 человека). В качестве предмета исследования выберите самую интересную для вас тему в области права, которую можно было бы исследовать среди ваших друзей и родственников, в студенческой среде, а, может быть, и среди преподавателей Академии, применяя метод опроса (а вид исследования – анкетный или интервью – на ваш выбор).

Ваша работа будет состоять из пяти последовательных этапов, ни один из которых не должен быть пропущен. Возможен вариант, когда внутри вы произведете разделение труда между членами вашей рабочей группы по эти этапам, но можете работать вместе. Но есть одно основное требование: кто бы ни выполнял работу, все должно быть проделано добросовестно и затем отражено в одном общем отчете.

1. Сформулируйте тему четко и ясно (письменно, чтобы ничего не пропустить). Затем, следуя основным пунктам построения программы социологического исследования, определите проблемную ситуацию, объект, предмет, основные понятия вашего исследования (что именно вас интересует в данной теме), цели, задачи и дайте им эмпирическую интерпретацию, выдвиньте гипотезы (ваши предположения) относительно данной проблемы. Не забывайте, что все это должно четко согласовываться с методом сбора информации (опрос) и выбранным вами видом исследования.

2. Составьте инструментарий для вашего исследования – анкету или бланк интервью – в соответствии с основными правилами и требованиями, предъявляемыми к инструментарию (см. Дополнительные материалы к теме).

3. Определите точно, каких людей вы будете опрашивать (можно даже составить список, – чем больше он у вас будет, тем более полной будет ваша информация) и в отчете предложите вид выборки, который бы наилучшим образом подходил к вашему исследованию, если бы оно проводилось, например, в городе Минске.

4. Теперь вы переходите ко второй части исследования. Вам необходимо получить от респондентов социологическую информацию. У всех членов рабочей группы, которая будет проводить опрос, должен быть абсолютно одинаковый инструментарий исследования. Вы должны точно оговорить условия сбора информации (он должен быть у всех вас максимально идентичен) и метод фиксации результатов информации. Определите временной график выполнения этого вида работы.

5. После того как вы собрали всю эмпирическую информацию, вы должны ее обработать. Прежде всего нужно объединить данные всех членов вашей группы. Затем провести простейший математический обсчет данных (процентные показатели распределения ответов) и их описание. Если далее возможно, проведите несложный качественный анализ полученных результатов (можно выделить какие-то специфические группы респондентов, дать их характеристику, попробовать связать ответы респондентов с их социально-демографическими характеристиками и т.д.). Все это нужно делать письменно, и это должно быть отражено в отчете. Затем вы подведите итоги вашего исследования и, если нужно, сделайте прогноз развития вашей проблемной ситуации.

 

Основные понятия темы: социологическое познание, методы и формы социологического познания, социологическое исследование, типы социологического исследования, виды социологического исследования, структура социологического исследования, программа социологического исследования, методология исследования, объект исследования, предмет исследования, эмпирическая интерпретация понятий, операционализация понятий, методика исследования, инструментарий социологического исследования, генеральная выборочная совокупность, выборка, репрезентативность исследования, социологическая информация, виды социологической информации, социологический анализ документов, контент-анализ, социологическое наблюдение, опрос, анкетирование, интервью, фокус-интервью, закрытый вопрос, открытый вопрос, респондент, экспертные оценки, тестирование, социометрия, социологический эксперимент.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем проявляется специфика социологического исследования в системе социальных наук?

2. Как формируется стратегия социологического исследования?

3. Чем обусловлено различие уровней социологического исследования?

4. Каково различие между методологией и методикой социологического исследования?

5. Каковы основные требования к программе социологического исследования?

6. Что собою представляет структура программы социологического исследования?

7. Каким этическим принципам должен следовать социолог на этапе программирования социологического исследования?

8. Что такое генеральная совокупность и выборка? Какова роль выборки в эмпирическом социологическом исследовании?

9. Как строится выборочная совокупность?

10. С какими элементами и типами выборки вы познакомились? Расскажите о них.

11. Что такое репрезентативность, случайные и систематические ошибки?

12. С какими методами сбора социологической информации вы познакомились?

13. Назовите основные черты и виды социологического опроса. В чем его специфика?

14. Опишите процедуру проведения анализа документов.

15. Покажите отличие социологического наблюдения от повседневного ненаучного наблюдения.

16. Чем социологический эксперимент отличается, например, от биологического или химического эксперимента?

17. Кто автор метода социометрического опроса? Что это за метод?

 

Литература

Основная

1. Бабосов Е.М. Прикладная социология. – Мн., 2000.                   С. 293 – 399.

2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 1: Методология и история. – М., 2000. С. 148 – 281.

3. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. – Ростов-н/Д., 1996.       С. 379 – 504.

4. Лапаева В.В. Конкретно-социологические исследования в праве. – М., 1987.

5. Лапина С.В. Моделирование в социологическом исследовании. – Мн., 2002.

6. Лапина С.В. Социологическое познание. – Мн., 1998.

7. Лапина С.В. Социология. – Мн., 2002.

8. Оперативные социологические исследования /Д.Г. Ротман и др. – Мн., 1997. С. 17 – 145.

9. Парникель Ю.Л. Прикладная социология: Пособие для студентов. – Псков, 1998.

10. Смелзер Нейл. Социология. М., 1998. С.638 – 650.

11. Социология: Конспект лекций в схемах. – М., 1999. С. 90 – 98.

12. Социология /Под ред. А.Н. Елсукова. – Мн., 2000. С. 430 – 539.

13. Социология: Учебное пособие. – М., 1995. С. 200 – 226.

14. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М., 1999. С. 69 – 89.

15. Харчева В. Основы социологии. – М., 1999. С. 259 – 298.

16. Юридическая социология. – М., 2000.

 

Дополнительная

1. Аберкомби Н. и др. Социологический словарь /Н. Аберкомби, С. Хилл, Б.С. Тернер. – М., 2000.

2. Аверьянов А.А. Искусство задавать вопросы: Заметки социолога. – М., 1987.

3. Анализ документов в социологическом исследовании: Сб. статей. – М., 1985.

4. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. – М., 1995.

5. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. – М., 1993.

6. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. – М., 1989.

7. Воронов Ю.М. Методы сбора информации в социологическом исследовании. – М., 1974.

8. Воронов Ю.П. Районированные выборки в социологии. – Новосибирск, 1970.

9. Галко И.К., Сокол С.Ф. Социология. Социология права. – Барановичи, 1999.

10. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. – М., 1988.

11. Давыдов А.А. Респондент как источник информации. – М., 1994.

12. Дружинин Н.К. Выборочные наблюдение и эксперимент. – М., 1977.

13. Елсуков А.Н. Человек и общество: Терминологический словарь по обществознанию. – Мн., 2001.

14. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. – М., 1969.

15. Как провести социологическое исследование. – М., 1990.

16. Конкрен Ч. Методы выборочного исследования. – М., 1976.

17. Королев Ю.Т. Выборный метод в социологии. – М., 1975.

18. Лекции по методике конкретных социальных исследований /Под ред. Г.М. Андреевой. – М., 1972.

19. Логика социологического исследования. – М., 1987.

20. Методологические и методические аспекты сравнительных социологических исследований. – М., 1983.

21. Методологические и методические проблемы контент-анализа. Вып 1 – 2 /Под ред. А.Г. Здравомыслова и др. – М., 1973.

22. Методы анализа документов в социологических исследованиях. – М., 1985.

23. Методы сбора данных: анализ документов, наблюдение, эксперимент. – М., 1985.

24. Методы сбора информации в социологических исследованиях: Метод. пособие. Кн.1 и 2 /Отв. ред. В.Г. Андреенков,            О.М Маслова. – М., 1990.

25. Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. – М., 1975.

26. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. – М., 1983.

27. Основы прикладной социологии. Т.1-2 /Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. – М., 1995.

28. Овсянников В.Г. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности. – М., 1990.

29. Организационно-методические проблемы социологического опроса. – М., 1986.

30. Погосян Г.А. Метод интервью и достоверность социологической информации. – Ереван, 1985.

31. Проблемы контент-анализа в социологии: Материалы Сиб. социол. семинара. – Новосибирск, 1970.

32. Проектирование и организация выборочного исследования. – М., 1977.

33. Процесс социального исследования. – М., 1975.

34. Рабочая книга социолога. – М., 1983.

35. Рукавишников В.О., Паниотто В.И., Чурилов Н.Н. Опросы населения. – М., 1984.

36. Социологический словарь. Мн., 1991.

37. Социологический энциклопедический словарь /Под ред.       Г.В. Осипова. – М., 1998.

38. Социология. Т.4. Социологическое исследование: методы, методика, математика и статистика: Словарь-справочник. – М., 1991.

39. Степанов А.С. Метод контент-анализа и принципы в исследовании актуальных проблем современного общества. – М., 1995.

40. Теория и методы социологических исследований. – М., 1984.

41. Тавокин Е.П. Эффективность социологического исследования: вопросы методологии и методики. Ч.1,2. – М., 1989.

42. Территориальная выборка в социологических исследованиях. – М., 1980.

43. Чурилов Н.Н. Проектирование выборочного социологического исследования. Некоторые методологические и методические проблемы. – Киев, 1986.

44. Шереги Ф.Э., Гуцу В.Г., Пакоян Г.Б. Выборка в опросах общественного мнения. – Кишинев, 1989.

45. Энциклопедический социологический словарь /Общая ред. академика РАН Г.В. Осипова. – М., 1995.

46. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М., 1987.

47. Яковенко Ю.И., Паниотто В.И. Почтовый опрос в социологическом исследовании. – Киев, 1988.

 

Занятие 3 – конференция

 

Вопросы для обсуждения

1. Количественный и качественный анализ социологической информации.

2. Измерение социологических характеристик: шкалирование, построение индексов.

3. Интерпретация и объяснение эмпирических данных.

4. Сущность и специфика социального прогнозирования, его практическая значимость.

 

Основные понятия темы: измерение социологических характеристик, шкалы, индексы, квантификация, количественный анализ социологических характеристик, SPSS, качественный анализ, типологизация, этапы социологического анализа, социологический прогноз, рекомендации социолога.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Почему заключительный этап социологического исследования считается самым важным?

2. Кто еще, кроме социологов, принимает участие на заключительном этапе социологического исследования?

3. Как проходит количественный анализ социологической информации?

4. Каково значение качественного анализа социологической информации?

5. Как можно использовать полученные в ходе социологического исследования результаты?

 

Литература

Основная

2. Бабосов Е.М. Прикладная социология. – Мн., 2000.                   С. 293 – 399.

3. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. – Ростов-н/Д., 1996.       С. 379 – 504.

4. Лапина С.В. Моделирование в социологическом исследовании. – Мн., 2002.

5. Лапина С.В. Социологическое познание. – Мн., 1998.

6. Лапина С.В. Социология. – Мн., 2002.

7. Оперативные социологические исследования /Ротман Д.Г. и др. – Мн., 1997. С. 145 – 199.

8. Парникель Ю.Л. Прикладная социология: пособие для студентов. – Псков, 1998.

9. Смелзер Нейл. Социология. М., 1998. С. 638 – 650.

10. Социология: Конспект лекций в схемах. – М., 1999. С. 90 – 98.

11. Социология /Под ред. А.Н. Елсукова. – Мн., 2000. С. 430 – 539.

12. Социология: Учебное пособие. – М., 1995. С. 200 – 226.

13. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М., 1999. С. 69 – 89.

14. Харчева В. Основы социологии. – М., 1999. С. 259 – 298.

15. Юридическая социология. – М., 2000.

 

Дополнительная

1. Анализ нечисловой информации в социологических исследованиях. – М., 1985.

2. Волович В.И. Надежность информации в социологическом исследовании: проблемы методологии и методики. – Киев, 1974.

3. Гайдис В.А. Время в социологических исследованиях: Методологические и методические проблемы. – Вильнюс, 1986.

4. Голофаст В.Б. Методологический анализ в социальном исследовании. – Л., 1980.

5. Группировка в социально-экономических исследованиях. – М., 1985.

6. Давыдов А.А. Модульный анализ и конструирование социума. – М., 1994.

7. Докторов Б.З. О надежности измерения в социологическом исследовании. – Л., 1979.

8. Комплексный подход к анализу данных в социологии. – М., 1989.

9. Саганенко Г.И. Надежность результатов социологического исследования. – Л., 1978.

10. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. – М., 1994.

Толстова Ю.Н. Модели и методы анализа социологического исследования. – М., 1996.

 

 

 

Примерное положение

о проведении олимпиады по социологии права

 

          В целях углубления знаний по социологии права и совершенствования методики преподавания социальных дисциплин в высшей школе в Академии управления при Президенте Республики Беларусь проводится студенческая олимпиада по социологии права. Она ориентирована на освоение студентами основ теории и истории социологии права, направлена на формирование творческого отношения к решению правовых проблем не только с помощью юридических знаний, но и с помощью использования социологических подходов.

          Участие студентов в олимпиаде предполагает:

- расширение, закрепление, систематизацию полученных знаний;

- освоение нового теоретического и практического материала по социологии права;

- дальнейшее развитие навыков самостоятельной работы.

 

Задания

1. Закрытое, письменное (не более 10 печатных листов).

2. Открытое, творческое.

3. Устное собеседование, подведение итогов с помощью жюри, в состав которого входят преподаватели кафедры во главе с заведующей кафедрой, профессором Лапиной С.В. Авторы лучших работ поощряются автоматическим получением зачета по социологии права.

 

Задание 1. Дать развернутый аргументированный письменный ответ на два вопроса в соответствии со списком:

 

Вопросы

1

1) Социология права в системе социологического знания

2) Специфика социологического интервью и его виды в области права.

2

1) Объект и предмет социологии права

2) Личность в системе правовых отношений

3

1) Дискуссии о сущности социологии права в отечественной науке

2) Правовая социализация личности в социологии права

4

1) История становления социологического подхода в изучении права

2) Подход к социальному контролю и правовым нормам в социологии права

5

1) Вклад Э. Дюркгейма в становление социологии права

2) Конформизм и нонконформизм

6

1) Марксистская концепция социологии права

2) Социальная девиация: сущность, основные формы, специфика подхода социологии права

7

1) Вопросы социологии права в теоретических воззрениях   М. Вебера

2) Социальная динамика и ее правовое регулирование

8

1) Г. Тард и его вклад в развитие социологии права

2) Противоречия социального развития

9

1) Психологическая теория права Л. Петражицкого

2) Правовые конфликты: сущность, социологическая специфика, характер разрешения

10

1) Социологический подход к изучению права

2) Проблемы общественного развития и социальная патология в социологии права

11

1) Современное состояние социологии права

2) Демографические проблемы в современном мире, их исследование в социологии права

12

1) Социология права и социология для правоведов: общие черты и особенности

2) Социологический анализ демографической ситуации в современном белорусском обществе, ее правовое регулирование

13

1) Особенности социологических исследований права

2) Право и политика в современном обществе: социологический подход

14

1) Методы сбора информации в области социологии права

2) Социологическое обеспечение законотворческой деятельности в РБ

15

1) Роль документальной информации в социологии права

2) Проблемы экономического развития и право: социологический подход

16

1) Типология социологических документов и основные методы их анализа в социологии права

2) Социологический анализ процессов глобализации

17

1) Классификация вопросов и особенности построения вопросников в разных видах опросов в области права

2) Роль социологии в исследовании эффективности правоприменительной деятельности

18

1) Метод экспертных оценок в социологии права

2) Правовая культура в современном белорусском обществе: социологический подход

19

1) Особенности социологического тестирования в области права

2) Социально-профессиональная группа юристов: социальный портрет

20

1) Эксперимент в социологии права

2) Структура социологии права

21

1) Общая характеристика измерительных процедур в социологии права

2) Социология права и криминология

22

1) Основные методы анализа эмпирических характеристик в социологии права

2) Социальная природа правонарушения и преступления

23

1) Понятие, типы и функции социальных институтов

2) Социологические аспекты ответственности

24

1) Социология права и другие правовые дисциплины

2) Особенности анкетирования в области права. Структура анкеты

25

1) Особенности личности правонарушителя: социологический подход

2) Наблюдение в социологии права и классификация его видов

26

1) Правовое поведение гражданина: социологический подход

2) Социология права Е. Эрлиха

 

Примечание: тема выбирается из программы “Социология права” по следующей методике: номер задания в вышеприведенном списке соответствует порядковому номеру студента в алфавитном списке группы.

 

Критерии оценки работы:

1) способность самостоятельно пользоваться приобретенными знаниями, навыками;

2) умение понятно, грамотно, аргументированно излагать свои мысли;

3) наличие собственного мнения, собственного понимания проблемы.

 

Задание 2 (творческое)

1) Придумать ряд тестов разного уровня сложности для проверки знаний по одной из тем курса “Социология права”. Все предлагаемые вами варианты ответов в тесте должны быть правильными, но различающимися по полноте или точности  ответа. Предлагаем составить тесты трех уровней:

 

1 уровень сложности – узнавание. Вопросы в форме: “Согласны ли Вы с утверждением …”, “Вставьте пропущенное …”, “Назовите авторов концепций, идей и т.д. …”.

2 уровень сложности – воспроизведение с элементами продуктивной эвристической деятельности. Вопросы в форме: “Назовите общие черты авторов …, теорий и т.д. …”, “Как Вы понимаете постулат автора …, концепции и т.д. …”.

3 уровень сложности – продуктивная творческая деятельность – способность ориентироваться в новых проблемных ситуациях. В текстовых заданиях 3 уровня нет готового ответа – эталона или ответа-ориентира, о качестве их решения может судить компетентный специалист. (Пример: “К чему ведет ужесточение правовых норм?”).

 

2) Можно составить кроссворд, содержащий слова, понятия и их определения, относящиеся к данному курсу, или ребусы на различные термины из курса “Социология права”.

 

Напоминаем, что курс “Социология права” включает следующие темы:

1. Социология права в системе социологического знания.

2. Методология и методика социологических исследований в области права.

3. Право как социальный институт.

4. Личность в системе правовых отношений.

5. Социальная динамика и ее правовое регулирование.

6. Проблемы общественного развития и социальная патология.


Статьи в журнале “Социология”, рекомендуемые для прочтения студентам, изучающим курс “Социология права”:

 

1. Голубкова Н. Я., Новикова Л. Г. Особенности условий первичной социализации и ценностной структуры сознания у подростков с отклоняющимся поведением. Социология. 1997. № 1.

2. Дунаев В.А., Борковская Е.А., Сивуха С.В., Дунаева И. Н. Структура преступности в Минске: данные международного виктимологического исследования. Социология. 1998. № 2.

3. Клингеманн Ганс-Дитер, Хофферберт Рихард И. Права человека, экономические условия и эффективность демократических перемен в странах с переходным режимом экономики. Социология. 1998. № 3.

4. Морова А.П. Социальная сфера как объект государственного регулирования. Социология. 1998. № 1.

5. Шавель С.А. Социальная дифференциация и способы ее регулирования. Социология. 1998. № 4.

6. Терещенко О.В., Сивуха С.В. Социальная стратификация и социальная мобильность: основные понятия и подходы. Социология. 1998. № 4.

7. Кириенко В.В. Менталитет современных белорусов как фактор общественного реформирования. Социология. 1999. № 1.

8. Тощенко Ж.Т. Человек и государство: формы, методы и проблемы взаимодействия. Социология. 1999. № 1.

9. Кудрявцев В.Н. Разгул преступности – “плата за свободу”? Социология. 2000. № 1.

10. Ванкевич Е.В. Социальная напряженность в регионе: проблемы оценки и предотвращения роста // Социология, 2003, №2

11. Левицкая И.В. Распространение наркомании в среде молодежи Беларуси //Социология, 2001, №4.

12. Воднева А.К. Свободное время городских подростков //Социология, 2001, №4.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социология права. Учебно-методическое пособие (планы семинарских и практических занятий, методические рекомендации для самостоятельной работы)

Под редакцией С.В. Лапиной

 

 

 

 

 

Редактор

Компьютерная верстка

Подписано в печать                              Бумага писчая.

Формат 60х84 1/16 Печать трафаретная. Усл.п.л.    . Уч.-изд.л.   .

Тираж                   Заказ

 

Редакционно-издательский центр Академии управления

при Президенте Республики Беларусь

Лицензия ЛВ № 334 от 22.10.98

 

Отпечатано в Редакционно-издательском центре Академии управления

при Президенте Республики Беларусь

220007, г.Минск, ул.Московская, 17.

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика