Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   20.01.2015
Размер:   152.0 КБ
СКАЧАТЬ

Цели и задачи  программы» АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»

Цель образовательной программы – познакомить учащихся с важнейшими археологическими памятниками и дать представления об основных понятиях археологии, как исторической науки. При изучении фактического материала учащиеся могут освоить основы научно-исследовательской деятельности, получат практические навыки для разработки и построения всех видов археологических экскурсий и путешествий. Что способствует формированию целостного научного мировоззрения и ценностной ориентации личности, соответствующей российскому менталитету, направленному на осознание личной сопричастности истории, культуре и духовным устремлениям гуманитарно-мыслящей части человечества. Это и составляет суть образовательной  культурологической программы.

Данная программа рассчитана на решение следующих образовательных и воспитательных задач:

 

· программа «Археологическая мозаика» способствует расширению исторического кругозора, формирует аналитическое мышление;

· дает элементарные практические навыки работы с археологическим материалом;

· программа знакомит с основами исследовательской деятельности;

 

· методически данная программа ориентирована не только на сообщение учащемуся определенных знаний, умений, но, главным образом на то, чтобы научить учиться, дать навыки самообразования.

 

· помогает решению патриотических задач по изучению и сохранению российского культурного наследия,

· программа  способствует воспитанию  уважения к культурному наследию народов мира;

· программа решает вопрос социализации подростков в обществе;

· программа включает элементы туристской подготовки, что связано с организацией полевых археологических исследований;

 

· Летняя археологическая практика в  профессиональных экспедициях также дает хорошую основу для университетской профориентации.

 

Возраст учащихся: 13-20 лет, возможны разновозрастные группы старшеклассников и студентов колледжей, техникумов, студентов первых курсов вузов.

 

Сроки реализации программы и режим занятий: 2 года. Курс первого года обучения рассчитан на 216 учебных часов. Второй год обучения рассчитан на 288 учебных часов.

Аудиторные занятия теоретические 2 часа; практические экскурсии и работа на экспозиции в музеях города 4 часа, выезды в пределах Лен.области – 8 часов, дальние экскурсии на археологические объекты ( Старая Ладога, Выборг, Приозерск, Копорье) однодневные 12 часов, двухдневные 14 часов.

Возможны многодневные экскурсии в каникулы по городам России и зарубежные (по желанию родителей) по тематике образовательной программы.

Формы и режим занятий:

Образовательная программа представляет собой теоретические занятия: учебные лекции, беседы и практические занятия: семинары, конференции, лабораторные работы и экскурсии. Обязательными являются экскурсионные занятия в музеях на археологических экспозициях. В Петербурге обязательно привлечение материалов экспозиций музеев: Музея антропологии и этнографии, Государственного Эрмитажа, Музея истории религии и областных музеев. Экскурсии на археологические объекты в Ленинградской области. При подготовке семинарских занятий необходимо  использование поисковой сети Интернета (проведение некоторых занятий в Интернет-кафе, или спец.классах). Для подготовки исследовательской работы предусмотрены индивидуальные занятия или проектная работа в малых группах.

 

Ожидаемые результаты:

Общекультурный уровень образовательной программы предполагает:

· выявление интересующихся историей и археологией старшеклассников и студентов;  выявление одаренных молодых людей, обладающих гуманитарными способностями;

· создание творческого коллектива старшеклассников;

· прохождения летней практики (работы в археологическом лагере или экспедиции); владение основными навыками туристической подготовки.

· участие в конкурсе – Открытой региональной олимпиаде по археологии, этнографии, истории религии и искусствознанию в Санкт-Петербурге и интеллектуальной игре «Лабиринт», проводимой Государственным Эрмитажем.

· успешное освоение учебного материала и получение сертификата;

Первый год обучения - обучающиеся должны знать:

· основные исторические понятия и термины археологии, искусствознания и истории;

· ориентироваться в хронологии;

· помнить и зрительно узнавать шедевры искусства и основные памятники изучаемых культур;

· уметь работать с исторической картой;

· читать научно-популярную литературу;

· знать основы исследовательской деятельности – создание мультимедийной презентации на заданную тему;

· уметь организовать полевой быт стационарной экспедиции (туристические навыки);

Второй год обучения - обучающиеся должны знать и уметь:

· знать основные исторические понятия и термины археологии, искусствознания и истории;

· уметь получать информацию из археологического и исторического источника;

· уметь выполнять камеральную обработку массового археологического материала;

· знать основы работы с геодезической аппаратурой в археологических исследованиях;

· знать основы кабинетной исследовательской деятельности ( написание реферата)

При этом учитывается качество знаний: полнота и объем, конкретность накопленной информации, глубина и систематичность знаний, оперативность использования и умение применять полученные навыки в жизни, что формирует историчность и научность мировоззрения молодого человека.

 

Способы проверки результатов обучения:

Результативность отслеживается на основе наблюдений и собеседования в процессе обучения, тестирования обучающихся по отдельным темам, активность участия в творческой работе семинаров

 

Формы подведения итогов реализации программы:

Во время обучения учащиеся должны подготовить реферативную или исследовательскую работу по изучаемой тематике или сдать зачет или тест по одному из основных разделов курса. Используются разные виды оценки работы школьников: словесная оценка, рецензия на реферат, диплом олимпиады, рейтинговая оценка, экспертная оценка. При успешном прохождении программы выдается сертификат.

 

3.Учебно-тематический план

 

  Учебно-тематический план 1 года обучения

тема

лекции

практика

 

 

Тема 1. Предмет и задачи археологии и ее места среди исторических наук.

2

 

2

 

Тема 2. Культурно- историческая интерпретация археологических памятников.

2

 

2

 

Тема 4. Важнейшие археологические памятники Древнего Египта

10

16

26

 

Тема 5. Археология Сиропалестинского региона

8

12

20

 

Тема6.Древнейшие цивилизации Месопотамии

8

12

20

 

Тема.7Крито-микенская культура

4

4

8

 

Тема 8. Археология Центральной Европы

8

16

24

 

Тема 9. Древняя Индия

6

4

10

 

Тема10. Древний Китай

6

8

14

 

Подготовка научно-исследовательской работы, конференция, туристическая подготовка

 

6

12

18

 

Походы выходного  дня  и каникулы

 

72

72

 

всего

60

156

216

 

Учебно - тематический план 2 год обучения

тема

теория

практика

всего

 

Тема 1. Предмет и задачи археологии и ее места среди исторических наук.

2

 

2

 

Тема 2. Культурно- историческая интерпретация археологических памятников.

2

4

6

 

Тема 3. Историография археологии. Проблемы периодизации археологии. Накопление источников

4

8

12

 

Тема 11. Эпоха камня.

6

8

14

 

Тема 12. Эпоха палеометалла – энеолит и эпоха бронзы.

12

8

20

 

 

 

 

 

 

Тема 13. Ранний железный век и культуры скифо-сарматского мира.

8

12

20

 

 

 

 

 

 

Тема 14. Греция и Рим. Античные центры Северного Причерноморья

12

16

28

 

Тема 15.Археология раннего средневековья

4

8

12

 

Тема 16. Этногенез славян. Города древней Руси по археологическим данным.

6

12

18

 

Тема17. Археологические памятники Северо-запада.

8

36

44

 

Основы научно-исследовательской деятельности и туристская подготовка

8

32

40

 

Походы выходного  дня  и каникулы

 

72

72

 

всего

72

216

288

 

 

4.Содержание курса « АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»

 

РАЗДЕЛ I. Введение. Археология как историческая дисциплина.

 

Тема 1. Теория. Предмет и задачи археологии и ее места среди исторических наук. Специфика и основные виды источников. Типы археологических памятников. Раскопки – процесс формирования источника исследования. Методы полевых археологических исследований (разведки, раскопки, подводная археология). Представления об абсолютной и относительной хронологии археологических памятников (сравнительно-сопоставительные, типологические) и вспомогательные методы естественных наук (стратиграфические, радиоуглеродный, дендрохронологический, археомагнитный и др.) Основной понятийный аппарат. Тип. Комплекс. Культурный слой. Археологическая культура.

Тема 2. Теория.  Культурно- историческая интерпретация археологических памятников. Реконструкция образа жизни и культуры. Системно- исторические исследования закономерностей социального развития. Роль традиции и инноваций в развитии древних культур. Теоретический уровень археологического познания.

Практика. Круглый стол «Археологические реконструкции в ЗД»

Тема 3. Теория. Историография археологии. Проблемы периодизации археологии. Накопление источников. Концепция исторического развития по данным археологии. Становление отечественной школы археологической науки. Археологические общества, институты, музеи, конференции, научные издания. Основные направления археологии.

Практика.Экскурсия в музей СПбГУ и беседа с директором И.Л.Тихоновым, автором монографии «археология в Санкт-Петербургском университете» 2.Занятие по историографии в фотоархиве ИИМК РАН.

 

 

 

РАЗДЕЛ II. Археология зарубежных стан.

 

Тема 4. Теория.  Важнейшие археологические памятники Древнего Египта. Хронология и периодизация. Иероглифика. Религия Египта. Строительство пирамид. Египетские храмы. Искусство Древнего Египта. Эллинистический Египет раскопки в Александрии.

Практика.1.Экскурсия-прогулка «Египетские мотивы в архитектуре Санкт-Петербурга. Египетский дом» и 2. «Петербургские сфинксы»;3. Экскурсия в Египетский зал Государственного Эрмитажа;4.Тест-игра «Пантеон египетских богов» и презентация- видовой ряд предметов египетского искусства.

 

Тема 5. Теория.  Археология Сиропалестинского региона. Проблемы исследования Иерихона. Исследование городских стен в Иерусалиме. Археологические раскопки в храме Гроба Господня. Кумранские находки. Археологические заповедники Петра в Иордании, Пальмира в Сирии.

Практика 1.Работа со средневековыми картами Иерусалима. Поиск на карте Мейды христианских памятников. Просмотр д/ф – виртуальная экскурсия по Старому городу.2. Экскурсия «Библейские сюжеты в государственном Эрмитаже»; 3. Просмотр д/ф «Моя любовь в Пальмире» и встреча с автором, сирийским кинорежиссером Х.Адгельбани.

 

Тема 6. Теория.  Древнейшие цивилизации Месопотамии. Рождение науки ассириологии. Археологические исследования шумерских городов: Эриду, Урук, Ниппур, Киш, Лагаш. Ур халдейский. Современные исследования в Мари. Раскопки Вавилона. Ассирийская военная держава. Поиски библейской  Ниневии. Урарту – страна крепостей и каналов. Раскопки Б.Б.Пиотровским крепости Тейшебаини.

Практика 1. Экскурсия на Восточный факультет СПбГУ на тему «Поиски приключений и великие ученые - путешественники по Ближнему Востоку»;2.Экскурсия в Государственный Эрмитаж «Месопотамия и Урарту»;3. Семинар: Миф о Гильгамеше. Глиняные книги. Археологическая иллюстрация мифа.

 

Тема 7. Теория. Крито-микенская культура. Искусство. Кносский дворец – археологические реконструкции и образ эгейской цивилизации

Практика Создание мультимедийной презентации « Виртуальная экскурсия по археологическим памятникам Крита»

 

Тема 8. Теория. Археология Центральной Европы. Культуры каменного, бронзового и железного века – обзор. Средневековая археология – обзор. Археологические парки и музеи под открытым небом. Археологические реконструкции и ролевые игры.

Практика 1.Экскурсия в археологический отдел Государственного Эрмитажа;2.Практические занятия по экспериментальной археологии.3.семинар «Исторические реалии в жанре фэнтези ( цикл о короле Артуре)» или просмотр и обсуждение исторического фильма по выбору учащихся « На камнях растут деревья», «Туманы Авалона», «Великий Мерлин», «Камелот», «1066», «Царство небесное»;4. Тест – средневекоая западноевропейская архитектура.

 

Тема 9. Теория. Древняя Индия. Мохеджо-Даро и Хараппа. Индийская мифология, индуизм, буддизм. Изображения Будды и исследования буддийских храмов.

Практика1Экскурсия в буддийский храм Санкт-Петербурга. Или на экспозицию музея религии.

 

Тема 10. Теория.  Древний Китай. Периодизация Древнего Китая по археологическим и письменным источникам (надписи на гадальных костях и бронзовых сосудах, летописи, трактаты). Проблемы развития цивилизаций Шань-Инь, Чжоу, Цинь, Хань. Отношения с северными кочевниками.

Практика 1 Занятия на экспозициях по Китаю в МАЭ и Государственном Эрмитаже. Или диспут-игра «Политическая система Китая от древности до современности. Влияние конфуцианства»

 

РАЗДЕЛ III. Отечественная археология: обзор исторических эпох и их социально-культурного содержания.

 

Тема 11. Теория. Эпоха камня. Палеолит. Среда и проблемы периодизации. Теории происхождения человека. Палеолит Европы и Азии по современным археологическим данным. Роль огня в жизни первобытного человека. Камень и кость в изготовлении орудий труда. Проблема происхождения искусства и религии. Типы первобытных общин. Расогенез. Археологическая периодизация палеолита. Археологические комплексы каменного века: стоянки, мастерские, базовые лагеря, охотничьи сезонные становища. Пример: характеристика костенковской культуры. Мезолит. Охотничье хозяйство и родовое общество. Эволюция каменной индустрии: микролиты и вкладышевая техника. Изобретение лука и стрел.

Неолит. Переход от присваивающих к производящим формам хозяйства. Развитие оседлости. Мотыжное земледелие и примитивное скотоводство. Совершенствование способов обработки камня. Появление гончарства. Очаги неолитического искусства (восточно-европейский, уральский и сибирский). Практика 1. Практическое занятие по зарисовке каменных орудий палеолита.2. Экскурсия в отдел антропологии МАЭ.

2.Государственный Эрмитаж «Первобытное искусство. Наскальные рисунки Карелии – занятие на экспозиции.

 

Тема 12. Теория. Эпоха палеометалла – энеолит и эпоха бронзы.

Энеолит – ранние формы производящего хозяйства. Появление металлургии и металлообработки. Неравномерность исторического развития. Центры энеолитических культур.  Эпоха бронзы. Специализация производства. Развитие международного обмена. Совершенствование гончарства, ткачества и строительства. Религиозные представления. Культуры эпохи бронзы южнорусских  и сибирских степей (ямная, катакомбная, срубная, андроновская, карасукская и др.). Погребальный обряд как исторический источник.

Практика 1Занятие на археологической экспозиции Государственного Эрмитажа. 2.Занятие в лаборатории камеральной обработки сибирских экспедиций ИИМК РАН

 

Тема 13. Теория.  Ранний железный век и культуры скифо-сарматского мира. Металлургия и ее значение для развития ранних обществ. Выделение специализированного ремесла. Гипотезы происхождения скифов. Социальная организация скифов ( Д.С.Раевский, Д.А. Мачинский, Б.Н. Граков, М.И.Артамонов и др.) Золото скифских курганов. Скифский звериный стиль. Скифо-сибирские культуры. Сарматы и савроматы. Культурные связи кочевых племен с городскими цивизациями.

Практика 1. Экскурсия в Золотую кладовую государственного Эрмитажа; 2. Комментированное чтение отрывком из Геродота о скифах.3.Состаление мультимедийной презентации «Скифский звериный стиль»- работа в интернете.

 

Тема 14.Теория. Античная археология  Греции и Рима. Исследование Трои. Древние Микены. Афинский акрополь. Понятие архитектурных стилей. Греческая скульптура. Чернофигурная и краснофигурная вазопись. История исследования античных древностей Погребальное искусство этрусков. Археология Рим. Помпеи. Римские сооружения в Западной Европе: римские дороги, акведуки, стены, военные лагеря.

Античные центры Северного Причерноморья. Проблема колонизации северного Причерноморья. Взаимодействие греческих и варварских культур. Херсонес. Боспорское царство. Античные поселения Восточного Причерноморья.

 Практика 1 «В поисках гомеровской Трои» - разбор статьи Л.С.Клейна.

2.Экскурсия в Античный зад Государственного Эрмитажа « античная скульптура»; 3. Формы античной керамики и вазопись – тестирование по видовому ряду;4. Херсонес – виртуальная экскурсия.

 

Тема 15. Теория. Археология раннего средневековья. Великое переселение народов. Азиатские и европейские гунны. Средневековые государства кочевников. Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Раскопки монгольских городов. Советско- монгольская экспедиция  (Каракорум).

Культура  средневековых государств Кавказа и Средней Азии.

Практика1. Экскурсия в залы ГМЭ; 2.Ноинулинские курганы – занятие на экспозиции Государственного Эрмитажа.

Тема 16. Теория. Этногенез славян. Города древней Руси по археологическим данным. Крупные городские центры: Киев, Чернигов, С.Ладога, Новгород, Псков, Москва, Владимир, Суздаль и др. Архитектура и строительство, археологические реконструкции.

Практика1.Работа с исторической картой. Тест на знание расположения на картах древнерусских городов, водных путей.

2. Подготовка к походу выходного дня – экскурсии в ст.Ладогу. Документальные фильмы о Старой Ладоге. История исследования.

3. Круглый стол «История русской государственности: Великий Новгород и Москва» 4. Лекция-беседа в музее духовной академии « Роль монастырей в становлении христианства в России»

 

Тема 17. Теория. Археологические памятники Северо-запада. Физико-географическая специфика региона. Этническая ситуация по историческим летописям (корела, водь, ижора, весь). История археологических исследований на Северо-Западе.  Культура курганов, сопок. жальников. Роль варягов на Руси. Норманнская теория. Городища и крепости. Старая Ладога. Орешек. Корела. Археологические памятники XVI-XVIII вв. и специфика их изучения (А.Д.Грач, О.В.Овсянников). Охранные раскопки в Санкт-Петербурге. Ниеншанц.

Практика Экскурсии « Старая Ладога», «Корела-Приозерск», Крепость Копорье.

 

РАЗДЕЛ IV. Основы научно-исследовательской деятельности. Современные информационные технологии в полевой  и кабинетной археологии.

Теория. Подготовка научно-исследовательской работы. Алгоритм творчества.  Выбор темы исследования. Обучение методам работы с археологическим материалом (керамикой, индивидуальными находками, археологическими чертежами  фотографиями). Методы работы с научной литературой. Язык и стиль исследовательской работы. Цитаты и оформление ссылок. Композиция работы: титульный лист, оглавление, введение, главы основной части. Заключение, библиография. Приложения- фотографии, чертежи, рисунки, карты, таблицы.

Практика. Археология в Интернете: сайты русские и зарубежные. Создание археологических баз данных. Компьютерные археологические реконструкции. Методы создания современной презентации. Презентация – тест «Археологические прогулки по родному краю»; Подготовка реферата или исследовательской работы.

РАЗДЕЛ V. Основные туристические навыки. Подготовка к полевой археологической экспедиции.

Теория. Техническая подготовка полевой экспедиции. Сметы, финансирование, оборудование, транспорт. Организация питания.

Туристическая подготовка к полевой экспедиции. Проведение маршрута. Организация лагеря. Работа в горных, степных условиях, в тайге и в условиях города.

Правила безопасности при проведении полевых археологических экспедиций.

Первая медицинская помощь.

Практика: Подготовка и участие в городских контрольных туристических слетах  (организует ГБОУ « Балтийский берег»)

5.Методическое обеспечение программы

5.1. Сетевые образовательные ресурсы по содержанию программы

http://www.archeo.ru/rus/issues.htm

http://vm.kemsu.ru/rus/index.html

http://www.hist.msu.ru/Departments/Art/World/Elective/Primitive/index.htm

http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/arheol.htmhttp://3darchaeology.3dn.ru/

http://wordweb.ru/sto_arheology/index.htm

http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/arheol.htm

http://www.archaeology.ru/index.html

http://www.rusarch.ru/index.htm

http://radzivil.chat.ru/

http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Radzivill_Chronicle?uselang=ru 

http://www.hrono.info/dokum/docum.html#IX 

http://www.russiancity.ru/index.html

http://archaeology.kiev.ua/

http://www.russiancity.ru/books/b19.htm

http://www.rudata.ru/wiki/Летописи

http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm

http://www.archeo.ru/rus/issues.htm

http://archeolog.ru/

www.archaeology.ru/antiquity/ant_lib_00.html

http://librarius.narod.ru

http://www.telemachos.hu-berlin.de/bilder/gudeman/gudeman.html

www.art-history.ru/

www.antica.lt/www.egyptology.ru

www.digitalegypt.ucl.ac.uk

http://www.reshafim.org.il/ad/egypt/timelines/topics/index.html#religion

http://egyptologyresources.weebly.com/

http://fathom.lib.uchicago.edu/1/777777190168/

www.ars.donhilart.ru/antiq.html

www.artap.ru/slovar_antichn.htm

www.britishmuseum.org

http://www.louvre.fr

http://www.indostan.ru

http://izuchaem.info/drevnij-kitaj/

http://nipponspb.ru/

http://www.mystic-chel.ru

http://www.cesras.ru

http://www.maat.org.ru

http://www.louvre.fr

http://www.istoriografia.org

www.britishmuseum.org

http://www.papyrology.ox.ac.uk

http://www.museoegizio.org

http://dokonline.com/dokumentalnie-filmi/istoria_drevnego_mira

 

5.2.Электронные ресурсы

Презентации и тематические фотоальбомы:  «Археологическая периодизация»,«Палеолит», «Пещерная живопись», «Мезолит», «Неолит», «Иерихон», «Кельты» «Городище», «Древние славяне», «Водные пути», «Дружинная культура», «Старая Ладога» Презентации  «Эпоха Великого переселения народов», «Варварские королевства», «Водные пути», «Саттон-Ху»,  «Старая Ладога», «Погребения эпохи викингов» «Археология и культура Этрурии»; «Римский скульптурный портрет»; «Топография римского города» «Становление археологии как науки»; «История великих археологических открытий»; «Искусство эгейского мира»; «Златообильные Микены»; «Вазовая живопись Южной Италии и Сицилии» «Архаическая религия в Египте», «Египетские боги», «Символика египетского храма» «Искусство Пазырыка», «Золото скифских курганов», «Методика исследования курганного могильника», «Переодизация археологических культур Сибири», «Аржан», «Раскопки Аркаима»,  «Хунну», «Тюркская торевтика», «Наскальные изображения скифского Алтая».

«Ойкумена .Этнографическая карта народов Древнего Ближнего Востока», «Города Шумера», «Угарит», «Мари», «Эбла», « Урарту.», «Сирийская Пальмира», «Искусство Месопотамии» , «Египетский храм», «Занятия древних египтян»;

«Иконостас», «Страстная седмица», «Апокалипсис», «Двунадесятые праздники», «Иконография Христа», «Иконография Богоматери» «Римские катакомбы», «Раннехристианское искусство», «Церковные ткани и облачения», «Туринская плащаница», «Русская Голгофа»,    «Царственные страстотерпцы», « Ур халдейский», «Археология Исхода», «Филистимляне. Раскопки Ашкелона», «Стратиграфия Иерихона», «Иерусалим. Город Давидов – современные исследования», «Виртуальное паломничество по Святой земле».

«Путеводитель по библейским городам: Бет-Шаан, Хацор, Мегиддо и др.»,   «Виртуальное паломничество по Святой земле», «Миссионерские путешествия апостола Павла», «Храм Гроба Господня», «Афон», «Житийные иконы», «Минеи», «Византийская топография Херсонеса» , «Княгиня Ольга», «Гробница скифского принца», « Фрагменты танаиского времени»,

DVD -  «Античные и Евангельские сюжеты» в собрании ГЭ, - «Апокалипсис», «Библейская энциклопедия Брокгаузена», «Православная икона»,  «Христианские сюжеты в изобразительном искусстве»; «Искусство средних веков» Храм Святой  Софии  в Константинополе» «Византийское искусство»

Д/Фильмы  - «Лувр», «Прогулки с пещерным человеком», «Улики древности», «Почему произошел Великий потоп»,«Загадки Древнего Египта», «Тайны пирамид», «Проклятие Тутанхамона», «Рамзес - тайны вечности», «Как создавались империи. Рим.»,» Клеопатра», «Индия – разные грани бытия и времени», «Чудо в долине Инда. Мохеджо-Даро», «великая Индия. Ашока-воие Будды», «Хетты», «Этрусски», «Афины и Древняя Греция», «Древние Олимпиады», «Расцвет и падение Спарты», «Философ Платон», «Троя», «Дельфийский оракул», «Битва при Марафоне», «По следам Одиссея», «Рим. Сила и величие», «Удивительная история Рима», «Рим- Вечный город сквозь века», «Гладиаторы», «Безумные римские императоры», «Путеводитель по Риму», «Венеция», « Помпеи», «Ведическая цивилизация», «Аркаим»,  «Как создавались империи Китай», «Китай – власть над миром», «Китайская цивилизация», «Технологии древних цивизаций»,«По следам святого семейства», «Библейские образы», «Крымское путешествие по святым местам», «Метеора», «Исчезающий Царьград», «Земная жизнь Христа», «В поисках Ноева Ковчега», «Болгарские сокровища. Фракийское золото», «Жизнь в Средневековье» «Карельские петроглифы» «Первая столица Руси», «Великий Новгород», «Гнездово», «Феофан Грек», «Берестяные грамоты», «Древний Псков», «Переславль-Залесский», «Древняя живопись Ярославля», «Древнерусская культура», «Ладога», «Сага о Вещем Олеге», « Музейные тайны. Владимро-суздальский заповедник».«Православная икона» «Викинги», «Норманны», «Греция», «180 лет раскопок Херсонеса», «Византия – утраченная империя», Исчезнувший Царьград».»Тунель в древний мир. Порт Константинополя», «Метеора», «Византийское искусство», «Прогулки по Иерусалиму», «Страстная неделя», «Святая Земля»… и др.

 

5.3. Учебная хрестоматия исторических текстов по темам программы

 

5.4 Коллекции каменных орудий и керамики ( подъемный материал); погребальный инвентарь скифского кургана Медведка1 ( Сибирь. Хакассия); коллекции античной керамики и др.

 

5.5 Методические разработки по написанию исследовательской работы или реферата по археологии

Инструкция по проведению туристских походов и экспедиций

 

5.6 Программы летней археологической практики «Летняя школа в Херсонесе»

Экскурсионная практика в Великом Новгороде.

Разработка программы туристической игры по археологии «ИНИЦИАЦИЯ» на материале первобытной археологии

 

5.7. Диагностические и контрольные материалы, дидактические материалы

Комплекс проверочных тестов и кроссвордов по темам программы, карты и схемы.

 

5.8 Разработка сайта «Открытая олимпиада по археологии, этнографии, истории религии и искусствоведению»

 

5.9 Средства обучения: компьютер, монитор,  экран, мультимедийный проектор

 

6. Литература для педагога:

Алексеев В.П., Першин Ф.И. История первобытного общества. М., 1990.

Археология с древнейших времен до средневековья. В 20 т.

Археологический словарь. М., 1990.

Блаватский В.Д. Античная археология Северного Причерноморья. М., 1984.

Булкин В.А., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Археологические памятники Древней Руси. Л., 1978.

Васильев Л. С. Древний Китай: в 3 т. М.: Восточная литература, 2006.

Грач А.Д. Древние кочевники в Центре Азии. М., 1980.

Гуляев В.И. Шумер. Вавилон и Ассирия. 5000 лет истории.М.,2004.

Деопик Д. В. История Древнего Востока. Курс лекций. М., 1998.

Керам К.В. Боги, гробницы, ученые: Роман археологии. Н.Новгород, 1994.

Клейн Л. С. Археологические источники. СПб., 1992.

Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л.,1984

Кьера Э. Они писали на глине. М.. 1984.

Лебедев Г.С. История отечественной археологии. 1700–1917. СПб., 1992.

Ллойд С.Археология Месопотамии.М.,1984

Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. Л., 1994

Янин В.Л. Средневековый Новгород. М., 2004

Burns W.A. Men and his tols. New york, 1956.

Daniel Glyn. A hundred and fifty years of archaeology. London, 1975.

Droner M.S. Ugarit, Gambridge, 1968.

Kenyon K.M.Palestine theMidde Bronze Age.Cambridge.1973

The Jld Wordl. Early man to development of agricultire. London, 1974.

The Times. Concise Atlas of the Bible. Times books. London, 1991.

Литература для учащихся

Авдусин Д.А. Археология СССР. М. 1988.

Античные государства Северного Причерноморья. Археология СССР. М. 1985.

Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. Археология СССР. М.     1984.

Древняя Русь. Город, замок, село. Археология СССР. М. 1985.

Дубов И.В. Северо-Восточная Русь в эпоху раннего средневековья. М. 1982.

Замаровский В. Их величества пирамиды. М.,1986;

Керам К. БОГИ. ГРОБНИЦЫ. УЧЕНЫЕ. – любое издание-

Кирпичников А.Н. Древнерусское оружие. вып.1. Мечи и сабли.// САИ. Е1-36. М. 1966.

Мартынов А.И. Археология. М. 1996.

Мезолит СССР.  Археология СССР. М. 1989.

Палеолит СССР. Археология СССР. М. 1984.

 

 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика