Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   20.01.2015
Размер:   30.7 КБ
СКАЧАТЬ

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ПОИСКИ  СОЦИАЛЬНОЙ МАКРОТЕОРИИ.

ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить знания учащихся  по понятию «цивилизация»

                         продолжить работу над изучением макротеорий, которые

                         объясняют  развитие исторического процесса в виде научных

                         взглядов историков и философов;

                         продолжить развитие навыков работы с  текстом и умений

                         преобразовывать его в схему, для использования её при

                         ответах;

                         воспитывать у учащихся  стремление   к объективному

                         оцениванию теорий  о развитии человечества.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

2.  Объяснение  нового материала:

ПЛАН УРОКА:

1. Основные подходы к изучению мировой истории.

2. Теории локальных цивилизаций.

3. Стадиальные теории изучения истории.

4. Формационный подход к изучению истории.

1. Общество как система  развивается и изменяется. Об этом свидетельствует  историческое прошлое  человечества. Философы и историки всегда предпринимают попытки переосмыслить   и проанализировать развитие исторического процесса,  найти общее и   уникальное. Интерес к прошлому не случаен, он позволяет обосновать и понять день сегодняшний и заглянуть в будущее.

Испанский писатель полушутливо определил суть истории: «это  то, что порой никогда не происходило, описанное тем, кто никогда там не был»

Другой сложностью изучения истории является то, что  исследователи переносят в исследуемую эпоху черты современного общества. То есть эпоха влияет на  толкование исторических событий.  Например, Шарль Монтескье утверждал, что история ряд выдуманных событий по  поводу свершившихся.

Таким образом,  создаются макротеории, объясняющие формирование общественно - исторического процесса.

В мире существуют два подхода к изучению истории формационный и цивилизационный. Мы приступим к изучению цивилизационного подхода. Для этого нам надо определиться с понятием «цивилизация». Термин цивилизация появился в эпоху Просвещения в 18 веке. Он означал смягчение нравов в обществе, просвещение людей, высокий уровень духовного развития. То есть (показ 1 слайда) цивилизация –

 

 

В свою очередь цивилизационный подход к изучению истории  также подразделяется на два типа:

- теории локальных цивилизаций;

-  теории стадиального развития истории.

Сегодняшний урок мы посвятим  изучению теории локальных цивилизаций. Родоначальником данной теории является итальянский историк  Джордж Вико, живший  в 18 веке.  Он считал, что история  состоит из целого ряда отдельных потоков, историй развития народов с их особыми культурами.

Сегодня мы познакомимся с взглядами  учёных, которые развивали теорию локальных цивилизаций.  

Для этого мы поработаем в группах. Вам   даны информационные листы с сущностью каждой теории. После знакомства с ней, вы перерабатываете текст в схему, несущую тоже смысл. Затем рисуете схему на доске, а затем мы сверяем её с правильным ответом.

 

 Слайд 3.

 

Первой теорией мы рассмотрим теорию русского  публициста и социолога Николая Яковлевича Данилевского о культурно – историческом типе. Культурно – исторический тип близок к современному понятию «локальная цивилизация». Различия  культурно – исторических типов как сложных систем  касается всех сторон  их жизни: социальной, политической, религиозной, бытовой и других. Но именно  разнообразие вариантов развития высоко ценилось Данилевским. Все к – и типы равноценны, но не равнозначимы. Прогресс он видел не в однолинейном поступательном движении, а в том, чтобы исходить поле истории во всех направлениях. Он считал, что любая цивилизация  заслуживает право на самостоятельное существование и представляет ценность своим своеобразием, несхожестью с другими. Основным фактором развития к – и типа он считал  динамику социально – экономических отношений. 

 

Прошу вас изобразить схему теории Данилевского на доске.

 Сравним её с  правильным ответом.

Слайд 4. Работа со слайдом.

 

Прошу вас  представить следующую схему теории Освальда Шпенглера. Сравним её с правильным ответом.

Слайд 6

В 20 веке  теорию локальных цивилизаций развивал  известный  немецкий философ и историк Освальд Шпенглер  в своей книге «Закат Европы». История для Шпенглера – история 8  высших культур. Они замкнуты в себе и развиваются отдельно друг от друга. Он считал, что культуры не содействуют прогрессу человечества и не  являются его ступенями. Они живут сами по себе и для себя. Таким образом, единство истории утрачивалось, кроме того Шпенглер отрицал возможность  взаимовлияния и взаимодействия культур.  Цивилизация, по его мнению, ведёт к окостенению культуры, а затем и к упадку. Живя в 1918 году, когда прошла 1 мировая война и  революции в России и Германии, он считал, что наступил закат  европейской культуры. Освальд Шпенглер поставил важнейшую и актуальную по сей день проблему – необходимость глубинного проникновения в чужую культуру с её особым видением мира. Философ считал, что каждая высокая культура создавала собственную картину души. Главная цель найти эту душу и определить её, отыскать в проявлениях культуры, то, что отражает её сокровенную суть.

 

Прошу вас представить  схему по теории Арнольда Тойнби, который  в 12 томах своей книги «Исследование истории» осветил своё видение мира.

 

Сравним с правильным ответом.

Тойнби считал, что локальная цивилизация  должна быть основной единицей исторического исследования. Цивилизации познаются в сравнении, их можно и необходимо сопоставлять, выделяя единые законы цивилизационного развития. Он сохранил циклическую схему рождения, расцвета и упадка цивилизации.

 Основное внимание он  уделял теории вызова – и – ответа. Пример: цивилизация Древнего Египта, цивилизация Древней Греции.

Затем следует  стадия роста цивилизации: совершенствуется техника, человек приобретает определённую власть над природой, в обществе появляется творческое меньшинство  - интеллектуальная элита,  она обособляется  от народных  масс и в цивилизации происходит раскол. Но Тойнби ввёл на этом этапе новый закон ухода – и – возвращения. Для преодоления кризиса творческое меньшинство может временно отстраниться от активной деятельности, чтобы потом, накопив силы, снова начать творческую жизнь.

Цивилизации преодолевают   внутренний кризис, создавая универсальные государства – империи. Универсальные церкви – мировые религии.

Слайд 7. Основные черты локальных цивилизаций.

Недостатками теорий локальных цивилизаций современные учёные считают:

· Преувеличение взаимной изоляции цивилизаций, которая разрушает целостность всемирного исторического процесса.

· Определённая  биологизация фаз развития цивилизаций.

3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИСТОРИИ.

5 КЛАСС:                                                                                                               10 класс:

1 место –  Папулова Ксения (5а)               1 место – Филатова Ольга (10а)     

2 место –  Фирсов Александр (5а)            2 место – Садаров Руслан   (10а)            

3 место –   Грибанов Дмитрий (5б)          3 место – Фодолей Галина (10б)         

                     Мякотин Марк (5б).

6 класс:                                                                                        11 класс                              

1 место – Чернобылов Лев (6б)                 1 место –  Сидоркина Наталья (11б)

                                                                                               Авдошин Артём (11б)              2 место – Макарова Анастасия (6а)          2 место -    Глыбина Мария (11б)

3 место –  Бурданова Анастасия (6в)       3 место –   Садыкова Альфия (11б)

                   Пономорёва  Юлия (6а)                               Насека Виктория (11б)                                                    

 7 класс:                                                                                                                                                                      

1 место –  Орлова Светлана (7в)

2 место –  Русакова Дарья (7в)

                    Денисова Дарья (7в)

3 место –  Фомина Дарья (7а)

                    Крючков Геннадий (7а)

8 класс:

1 место –  Антонов Дмитрий (8э)

2 место –  Шимякова Анжела (8б)

3 место –  Кадырова Наталья (8э)

                    Котельникова Надежда (8э)

                    Синельников Александр (8а)

                    Елисеев Андрей (8б)

9 класс:

1 место –    Назарова Мария  (9б)

2 место –    Бузулуков Артём (9б)

3 место –  Кондратьев Роман (9в)

                      Нуржанова Айгерим (9б)

                      Маркова Оксана (9б)

                      Камсваева Альфия (9б)

 

 

 

 

 

                                         ЗАЯВКА

                              на участие команды  МОУ «СОШ с. Питерка Питерского

                              района Саратовской области во втором туре

                              (муниципальном)  олимпиады по истории в 2009 году

 

ФИО участника

Число,

месяц,

год рождения

класс

Учреж -

дение

 Место

на 1 туре

Домашний

адрес

ФИО

учителя

1

Орлова Светлана

 

 

МОУ «СОШ

С.Питерка»

1

 

Анисимова С.В.

2.

Русакова Дарья

Александровна

 

МОУ «СОШ

С.Питерка»

2

 

Анисимова С.В.

3.

Денисова Дарья

 

 

МОУ «СОШ

С.Питерка»

2

 

Анисимова С.В.

4.

Фомина Дарья

Дмитриевна

 

МОУ «СОШ

С.Питерка»

3

Ул. Колхозная,д

Анисимова С.В.

5.

Крючков Геннадий

 

 

МОУ «СОШ

С.Питерка

3

 

Анисимова С.В.

6.

Антонов Дмитрий

Александрович

 

МОУ «СОШ

С.Питерка

1

 

Хмарина Т.В.

7

Шимякова Анжела

 

 

МОУ «СОШ

С.Питерка

2

 

Анисимова С.В.

 

8

Кадырова Наталья Викторовна

 

МОУ «СОШ

С.Питерка

3

 

Хмарина Т.В.

9

Котельникова Надежда

Петровна

 

МОУ «СОШ

С.Питерка

3

Ул. Юбилейная,

д. 42

Хмарина Т.В.

10

Синельников

Александр

 

 

МОУ «СОШ

С.Питерка

3

 

Анисимова С.В.

 

11

Елисеев Андрей

 

 

МОУ «СОШ

С.Питерка

3

 

Анисимова С.В.

 

12

Назарова Мария

 

МОУ «СОШ

С.Питерка

1

 

Анисимова С.В

13

Бузулуков Артём

Николаевич

 

МОУ «СОШ

С.Питерка

2

ул. Ленина,

 

Анисимова С.В.

 

13

Кондратьев Роман

Альбертович

 

МОУ «СОШ

С.Питерка

3

ул. 4  Мелиоративная

Анисимова С.В.

 

14

Нуржанова Айгерим

Бердагалиевна

 

МОУ «СОШ

С.Питерка

3

 

Анисимова С.В

15

Маркова Оксана Николаевна

 

МОУ «СОШ

С.Питерка

3

ул. Юбилейная

Анисимова С.В.

 

16

 Камсваева Альфия

 

МОУ «СОШ

С.Питерка

3

 

Анисимова С.В

17

Филатова Ольга Александровна

 

10а

МОУ «СОШ

С.Питерка

1

 

Хмарина Т.В.

18

Садаров Руслан

 

10а

МОУ «СОШ

С.Питерка

2

 

Хмарина Т.В.

19

Фодолей Галина Фоковна

 

 

10б

МОУ «СОШ

С.Питерка

3

Ул. Лесная

Хмарина Т.В.

20

Авдошин Артём

Викторович

 

11б

МОУ «СОШ

С.Питерка

1

 

Хмарина Т.В.

21

Сидоркина

Наталья Александровна

 

11б

МОУ «СОШ

С.Питерка

1

 

Хмарина Т.В.

22

Садыкова Альфия

 

11б

МОУ «СОШ

С.Питерка

2

 

Хмарина Т.В.

23

Насека Викторя Александровна

 

11б

МОУ «СОШ

С.Питерка

3

 

Хмарина Т.В.

Руководитель ШМО учителей истории и обществознания Чернобылова Ирина Анатольевна_______________________________________

Директор МОУ «СОШ с. Питерка»  Бухарина Т.Ю.________________

ЗАЯВКА

                              на участие команды  МОУ «СОШ с. Питерка Питерского

                              района Саратовской области во втором туре

                              олимпиады по обществознанию  в 2009 году

 

 

 

 

ФИО участника

Число,

месяц,

год рождения

класс

Учреж -

дение

 Место

на 1 туре

Домашний

адрес

ФИО

учителя

1

Русакова Дарья

Александровна

 

МОУ «СОШ

С.Питерка

1

 

Чернобылова И.А.

2

Жигачёва Екатерина Дмитриевна

 

МОУ «СОШ

С.Питерка

2

 

Чернобылова И.А.

3

Борзунова Светлана

Александровна

 

МОУ «СОШ

С.Питерка

2

ул. Советская

Чернобылова И.А.

4

Кувшинов Роман

 

МОУ «СОШ

С.Питерка

3

ул. Советская

Чернобылова И.А.

5

Хмарин

Вадим

Юрьевич

 

МОУ «СОШ

С.Питерка

3

ул. Юбилейная

Чернобылова И.А.

6

Цидилина  Викторя

Андреевна

 

МОУ «СОШ

С.Питерка

1

 

 Кондратьева И.В.

7.

Антонов Дмитрий Александрович

 

МОУ «СОШ

С.Питерка

2

 

Чернобылова И.А.

8

Ню Сергей

 

МОУ «СОШ

С.Питерка

3

 

Чернобылова И.А.

9

Чжен Виктория

 

МОУ «СОШ

С.Питерка

1

 

Чернобылова И.А.

10

Нуржанова Айгерим

Бердагалиевна

 

МОУ «СОШ

С.Питерка

2

 

Чернобылова И.А.

11

Евдокимова Екатерина

 

МОУ «СОШ

С.Питерка

3

 

Чернобылова И.А.

12

Абдугалиева Айна

 

МОУ «СОШ

С.Питерка

3

 

Чернобылова И.А.

13

Косицина Ирина Александровна

 

10а

МОУ «СОШ

С.Питерка

1

ул. Чапаева

Чернобылова И.А.

14

Филатова Ольга Александровна

 

10а

МОУ «СОШ

С.Питерка

2

 

Чернобылова И.А.

15

Сорокина Екатерина Сергеевна

 

10а

МОУ «СОШ

С.Питерка

2

Ул. Ленина

Чернобылова И.А.

16

Печуркина Ирина

 

 

10а

МОУ «СОШ

С.Питерка

3

 

Чернобылова И.А.

17

Никольникова  Татьяна

Владимировна

 

 

10а

МОУ «СОШ

С.Питерка

3

 

Чернобылова И.А.

18

Машкова Анастасия Ивановна

 

11б

МОУ «СОШ

С.Питерка

1

 

Чернобылова И.А.

19

Садыкова Альфия

 

11б

МОУ «СОШ

С.Питерка

2

 

Чернобылова И.А.

20

Глыбина Мария Викторовна

 

11б

МОУ «СОШ

С.Питерка

2

Ул. Колхозная

Чернобылова И.А.

21

Сидоркина Наталья

Александровна

 

11б

МОУ «СОШ

С.Питерка

3

 

Чернобылова И.А.

22

Путилин Василий

 

11б

МОУ «СОШ

С.Питерка

3

 

Чернобылова И.А.

Руководитель ШМО учителей истории и обществознания Чернобылова Ирина Анатольевна_______________________________________

Директор МОУ «СОШ с. Питерка»  Бухарина Т.Ю.________________

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика