andrey

Путь к Файлу: /В школе / Рабочие материалы к аттестации / Что значит существовать.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   20.01.2015
Размер:   81.5 КБ
СКАЧАТЬ

Что значит существовать?

 

История философской мысли показывает, что смысл категории «существование» многозначен. Впервые этим вопросом задались всерьёз, по-видимому, в Древней Греции (Парменид, Платон, Аристотель и др.), и с тех пор - вот уже 2500 лет - проблема существования волнует океан человеческого мышления. Приведём характерные высказывания мыслителей, своего рода ответы на вопрос: «Что значит существовать?»

Существовать – значит:

- оставаться вечно неизменным, неподвижным, «бездрожным», тем же самым, тождественным самому себе, покоиться – не изменяться (реконструкция признаков существования по Пармениду);

- изменяться (Гераклит Эфесский: «Πάντα ρει» - «всё - течёт», «всё - изменяется»);

- ощущать, поскольку «ощущение – это всегда ощущение бытия»[1];

- обладать «способностью либо воздействовать на что-то другое, либо испытывать хоть малейшее воздействие, пусть от чего-то весьма незначительного и только один раз…»[2] (Платон);

- постигаться с помощью размышления и объяснения (Платон)[3];

- сомневаться (Сократ, Августин Блаженный: «dubito ergo sum»);

- самосохраняться, сохранять свое состояние (Гоббс)[4];

- мыслить (Декарт: «cogito ergo sum»)[5];

- вычислять («computo ergo sum» - признак существования в соответствии с информационной концепцией мироздания[6]);

- по Аристотелю «существование» имеет много значений: «то есть можно существовать в разных смыслах, например – становиться всегда иным, и иным»; существовать «в возможности и в действительности»[7];

- «принадлежать к определенной иерархической ступени сотворенного бытия и в таком подчинении отвечать творящей первопричине (analogia entis)»[8]; иначе говоря, находиться в Боге и с Богом (таково в общем виде убеждение христианских теологов и богословов)[9];

- выражаться в общеупотребительных терминах[10];

- означать что-либо, быть значимым (семиотический подход к формированию критериев существования):

а) быть общезначимой символической реальностью (Э.Кассирер);

б) «быть элементом языкового каркаса», в рамках которого можно говорить о соответствующих классах объектов[11];

в) «быть значением логической переменной»[12];

- восприниматься:

а) непосредственно восприниматься;

б) восприниматься кем-либо, чем-либо, например: самим собой, Богом и др. (Дж.Беркли: «esse est percipi» - существовать – значит быть воспринимаемым);

- находиться в возможности интерсубъективного восприятия, то есть обладать признаками предметности не только для меня, но и для другого (М.С.Каган)[13];

- быть измеряемым (М.Планк)[14];

- не противоречить законам природы (П.Дирак), в частности: «существует всё то, что может реализоваться в рамках законов физики» (Г.И.Наан, В.В.Казютинский)[15];

- быть определённой сущностью (Wesenheit), находиться в существенном отношении (Гегель)[16];

- лично присутствовать, осознавая самого себя как экзистенцию, как уникальный, неповторимый и конечный способ существования в сущем. Непосредственно испытывать «страх и трепет» (С.Кьеркегор) и другие экзистенциалы (заботу, чувство вины, угрызения совести, любовь, ненависть, жажду мести и т.п.);

- совершать свободный выбор и «выбирать» самого себя своими мыслями, действиями, поступками, «истинствовать» в процессе индивидуального переживания «при-внутри-мировом сущем»; осуществляться, пребывать в своём существе (М.Хайдеггер) [17];

- находиться в неком состоянии, сохранять тождественность самому себе (в частности, сохранять тождественность Я путём более высокого уровня дифференциации всей системы[18]);

- объединяться (П.Т.де Шарден)[19];

- быть сущностью, свойством, отношением; просто быть. Но «что такое бытие? Это понятие идентично понятию существования. Быть – значит существовать» (В.П.Тугаринов)[20];

- «обладать атрибутами, то есть универсальными и неотъемлемыми свойствами субстанции» (Спиноза)[21];

- обладать атрибутами (В.П.Бранский, В.В.Ильин, А.С.Кармин)[22];

- двигаться (В.И.Свидерский, А.С.Кармин, В.Г.Иванов и др.)[23];

- «самодвигаться» (Ф.Ф.Вяккерев)[24];

- проявляться (А.С.Кармин, Г.Г.Бернацкий)[25];

- «взаимодействовать, двигаться, вступать в причинные отношения, быть локализованным в пространстве и времени и т.д.» (С.Т.Мелюхин)[26];

- взаимодействовать, находиться в определённом отношении к другим объектам (И.Д.Панцхава, Б.Я.Пахомов)[27];

- находиться в процессе становления[28], изменения и развития;

- «естественным образом входить в систему любой природы (концептуальную, символическую, художественную, социальную, физическую, биологическую и т.д.)»[29]. Иначе говоря, «существовать – значит быть элементом системы»[30];

- «не быть элементом системы»[31];

- находиться в рядоположенности с другими множественными нечто»[32];

- находиться в отношениях (взаимосвязях) с кем-либо, чем-либо[33]. Например: принадлежать некому множеству – «существовать значит быть элементом множества», то есть х є М, где х – любое сущее, М – множество других сущих, є – знак включения (В.Н.Сагатовский)[34];

- принадлежать данному единству, упорядоченному множеству, то есть множеству, «элементы которого объединены какой-то общей характеристикой» (В.Н.Сагатовский)[35]. Таким образом, по Сагатовскому, существовать – значит находиться в отношениях «данности – взятости или принадлежности к определённому единству»[36];

- «существует» - «значит, покоится или изменяется» (Ю.А.Урманцев)[37];

- самоосуществляться, самореализовываться, самоопределяться: познавать (гносеологический аспект) и оценивать (аксиологический аспект), действовать - изменять, преобразовывать сущее (социально-праксиологический аспект) или бездействовать, созерцать, желать (волевой аспект), нуждаться, испытывать в чём-либо потребность или наслаждаться, обладая чем-либо (иметь что-либо), любить или ненавидеть (эмоционально-чувственный аспект), творить (творческий аспект), верить (богословский аспект), дышать (медико-физиологический аспект) и другие возможные аспекты и модусы существования (объединять или объединяться, разъединяться или разъединять, совокупляться или совокуплять, размножаться или размножать, порождать или уничтожать, уничтожаться и т.д.);

- наличествовать («да») в противоположность отсутствию («нет»), быть «на самом деле», являться реальным и тому подобный набор понятий «здравого смысла»[38].

 

Значение того или иного ответа на вопрос: «Что значит существовать?» во многом зависит от онтологической модели (или схемы), в которой устанавливается соотношение таких категорий, как: «сущность», «существование», «сущее», «не-сущее», «бытие», «небытие». Смысл ответа будет зависеть от того, как соотносятся указанные выше категории в соответствующей онтологической модели. Так, одни отвечают о существовании как бытии (существование тождественно бытию), а другие – о существовании как модусе бытия. Далее, само бытие понимается тоже различно: для одних это – абстракция (либо пустая, либо – не пустая[39], для других – не абстракция (ens, вещь, сущность и т.п.); для одних бытие является предикатом, для других – нет и т.д.[J1] [J2]  Разнородность онтологических представлений проистекает из-за различия в подходах и методологических установках. «В результате, - пишет М.С.Каган, - по сей день остаются неясными следующие основополагающие для онтологии и философского умозрения в целом вопросы:

- следует ли считать «бытие» исходной категорией онтологии, или понятие это производно – то ли от «существования», то ли от «Бога», то ли от «небытия»?

- правомерно ли рассматривать бытие само по себе (по А.П.Огурцову) или же необходимо его включение в «категориальную связку» с ничто (по Ж.-П.Сартру), либо с временем (по М.Хайдеггеру), либо с ценностями (по Г.Риккерту), либо с существованием (по В.В.Розанову), либо с сознанием (по С.Л.Рубинштейну)?

Или необходимо вообще выйти за пределы подобных теоретических диад и признать оптимальной Гегелеву категориальную триаду «бытие – небытие - становление»? Или предлагаемые некоторыми современными философами другую триаду – «бытие – небытие – ничто», или даже тетраду «бытие – небытие – ничто – нечто»?»[40]

 

Ответ на вопрос: «Что значит существовать?» решающим образом зависит от онтологии мироздания, в рамках которой осуществляется самоопределение соответствующего субъекта самоопределения.

Многозначность ответов на рассматриваемый вопрос не только в философии, но и в самой науке - прежде всего, в философии науки - была осознана как проблема[41]. Действительно, когда речь идёт о существовании непосредственно воспринимаемых человеком сущностей (макроскопических тел, самого себя, актов своего сознания и т.п.), сомнений в их существовании, как правило, не возникает. Когда же предметами научного и философского исследования становятся микро- и мегаобъекты или, скажем, метафизические объекты (акты сознания других людей, бессознательное и т.п.), проблема существования актуализируется. В самом деле, существуют ли гравитоны, «фридмоны», кварки, субкварки[42], тахионы[43], твисторы[44], торсионы[45], солитоны[46], «суперструны»[47], «узлы» на струнах и суперструнах и т.д.? А с другой стороны, существуют ли «чёрные дыры», «космический вакуум» и другие гипотетические мегаобъекты[48]? И если существуют, то в каком смысле? Поскольку не всегда бывает понятно, о каком существовании идет речь: объективном, субъективном, материальном (физическом), идеальном (к примеру, математическом[49]) или каком-то ином?

Отвечая на эти и подобные им вопросы, прежде всего, необходимо прояснить, в каком отношении существуют данные объекты (существование которых утверждается)? И далее - в каком отношении существуют, а в каком нет? Эти отношения могут быть пространственными, временными, причинностными (например, функциональными), модальными (к примеру, нечто может существовать потенциально, актуально, действительно, вероятностно), отношениями принадлежности, а также – комплексными, комбинированными и другими.

В строгом философском смысле проблема существования – одна из фундаментальных проблем, проходящая красной нитью через всю историю философии и науки.


[1] Платон. Соч. В 3 т. Т. 2. М., 1970. С. 238.

[2] Платон. Софист // Соч. В 3 т. Т. 2. М., 1970. С. 367. «Другими словами, - комментирует данный признак существования Уайтхед, - суть существования заключается в причинно-следственном взаимодействии с иными существованиями» (Уайтхед А. Избранные работы по философии. М., 1990. С. 518).

[3] Платон. Тимей. 28а // Указ. соч. Т. 3. М., 1971. С. 469.

[4] Гоббс Т. Избранные произведения в 2 т. М., 1965. Т. 1. С. 241-242.

[5] Отсюда идея: сущее в процессе существования все более полно и глубоко осознает самое себя.

[6] Основная идея: мироздание вычисляет само себя; вычисление и есть его подлинное существование (см.: Ллойд Сет, Энджи Джек. Сингулярный компьютер // www.abitura.com / Современная физика; и др.).

[7] Аристотель. Соч. В 4 т. М., 1981. Т. 3. С. 117-118. См. также: Аристотель. Метафизика. V 7.

[8] Поскольку «для Средневековья сущее есть ens creatum, творение личного Бога-творца как высшей причины» (Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. С. 49–50).

[9] В томизме и неотомизме существование в своём полном объёме мыслится как сущность Бога. Эта идея нашла своё отражение в философии Гегеля, когда он говорит о переходе сущности в существование: в Боге сущность становится не отличной от своего существования (см.: Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Т. 2. М., 1971. С. 116).

[10] Обращение мысли Лейбница: «Всё, что не может быть выражено в общеупотребительных терминах, если не считать того, что познаётся через непосредственное чувственное восприятие, не существует» (Лейбниц Г.В. Соч. в 4 т. Т. 3. М., 1984. С. 71.

[11] Карнап Р. Эмпиризм, семантика и онтология // Значение и необходимость. М., 1959. Такому пониманию существования близка концепция лингвистической относительности Сепира – Уорфа (Whorf B. Language, thought and reality. Cambridge (Mass.), 1966), а также концепция онтологической относительности У.Куаина (Quine W.V.O. From a logical point of view: Logico – philosophical essays. Cambridge (Mass.), 1953).

[12] Quine W.V.O. From a logical point of view… 1953. P. 18.

[13] Обсуждения доклада М.С.Кагана «Метаморфозы бытия и небытия» на секции «Онтология» Головного совета по философии Министерства общего и профессионального образования РФ, руководитель: Ф.Ф.Вяккерев. 20.04.2001, философский факультет СПбГУ, ауд. 155).

[14] Критерий существования в физической науке, естествознании по Планку таков: «Что можно измерить, то и существует» (Планк М. Единство физической картины мира. М., 1966. С. 81).

[15] Теория познания и проблемы современной астрономии // Вопросы теории познания. Вып. I. М., 1969. С. 132. Указанный «физико-теоретический критерий существования, - замечает Кармин, - формулируют так же, как «принцип Дирака», согласно которому все, что не противоречит законам природы, существует где-нибудь во Вселенной» (Кармин А.С. Познание бесконечного. М., 1981. С. 206–207). См. также: Мостепаненко А.М. Проблема многообразия миров в современной космологии // Астрономия. Методология. Мировоззрение. М., 1979. С. 217. Размышляя о проблеме существования и его критериях в науке, Пенроуз особо выделяет математическое существование, которое «отличается не только от существования физического, но и от того существования, которым способно наделить объект наше сознательное восприятие. Тем не менее, оно связано с двумя последними формами существования – т.е. с физическим и ментальным существованием, - причем соответствующие связи настолько же фундаментальны, насколько и загадочны» (Пенроуз Р. Путь к реальности, или законы, управляющие Вселенной. Полный путеводитель. М.-Ижевск, 2007. С. 39).

[16] Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3 т. Т. 2. М., 1971. С. 111-112.

[17] См.: Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. С. 236; и др.

[18] Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. М., 1992. С. 90.

[19] «Существовать полнее – это все больше объединяться… В такое положение поставлено таинственным даром существования все, что является составным элементом универсума. И таково же, следовательно, но на высшем уровне, положение человека» (Шарден Т. де. Феномен человека. М., 1987. С. 37.

[20] Тугаринов В.П. Соотношение категорий диалектического материализма. Л., 1956. С. 45. Но при этом, замечает автор, нельзя забывать, что само «бытие есть вообще открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения» (Энгельс Ф. Анти–Дюринг. М., 1952. С. 42).

[21] Субстанция у Спинозы предстает как то, «сущность чего заключает в себе существование» (Спиноза Б. Избр. произведения. М., 1957. Т. 1. С. 361).

[22] Диалектическое понимание материи и его методологическая роль // Методологические аспекты материалистической диалектики. Л., 1974. С. 14, 16. По Бранскому, Ильину, Кармину, бытие – пустая абстракция. Поэтому у авторов концепции атрибутивной модели материального объекта система онтологических категорий начинается не с бытия, а с материального объекта, понимаемого «как система взаимосвязанных атрибутов» (Диалектика материального мира. Л., 1985. С. 18).

[23] Современные проблемы материалистической диалектики. М., 1971. С. 7. См. также: Основы онтологии. Под ред. Ф.Ф.Вяккерева и др. СПбГУ, 1997. С. 65–66.

[24] То есть «сохраняясь изменяться» или, что то же самое – «изменяясь сохраняться»; другими словами – существовать – значит воплощать в себе диалектическую взаимосвязь двух аспектов: устойчивости и изменчивости (Онтология диалектического материализма // Основы онтологии… С. 72).

[25] А.С.Кармин и Г.Г.Бернацкий формулируют следующий принцип: «существование, ни в чем не проявляющееся, равносильно несуществованию» (Философия... СПб., 2001. С. 348).

[26] Материя в единстве, бесконечности и развитии. М., 1966. С. 56.

[27] Диалектический материализм в свете современной науки. М., 1971. С. 55.

[28] Становление – первый конкретный диалектический модус бытия (Основы онтологии… С. 58). В диалектическом материализме существование (синоним бытия) понимается как атрибут материи, то есть неотъемлемое фундаментальное свойство материи как субстанции (Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 665).

[29] Мостепаненко А.М. Проблема существования в физике и космологии. ЛГУ, 1987. С. 9. Аналогична точка зрения структурной антологии и, в частности, Леви–Стросса (см.: Леви–Стросс К. Структурная антропология. М., 1983). По сути – это критерий существования с точки зрения системного подхода.

[30] Р. Карнап и др. (см.: Мостепаненко А.М. Проблема существования в физике и космологии… С. 8).

[31] А.М.Мостепаненко отмечает, что «ещё в древневосточной философии (в учениях Будды, Лао – Цзы и др.) была вскрыта определённая ограниченность» системного подхода к понятию существования. «Если элементы целого теряют даже относительную самостоятельность, то они как бы растворяются в целом и в этом смысле перестают существовать». Далее автором отмечается «сверхсистемный аспект существования», который «как показали известные теоремы Гёделя, даже в логике и математике невозможно полностью элиминировать» (Там же. С. 9-10).

[32] Цехмистро И.З. К квантовому рождению Вселенной «из ничего» // Философские науки. № 9. 1988. С. 94.

[33] Ср. у Платона: «Ничто не существует само по себе как одно» (Указ. соч. С. 240).

[34] Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск, 1973. С. 162-170.

[35] Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). Авторский курс в 3 ч. Ч. 2 (Мир и человек: укоренён ли Человек во Вселенной?) СПб., 1999. С. 49.

[36] Там же. С. 68.

[37] Общая теория систем: состояние, приложение и перспективы развития // Система. Симметрия. Гармония. М., 1988. С. 46-47.

[38] «Есть люди, - пишет Платон, - которые согласны признать существующим лишь то, за что оно могут цепко ухватиться руками…» (Платон. Соч. В 3 т. Т. 2. М., 1970. С. 243).

[39] Основы онтологии… С. 69–70.

[40] О синергетическом подходе к построению современной онтологии // Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. М., 2004. С. 353.

[41] К примеру: Мостепаненко А.М. Проблема существования в физике и космологии. Л., 1987; Каган М.С. О синергетическом подходе к построению современной онтологии // Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. М., 2004. С. 353; и др.

[42] Барашенков В.С. Кварки, протоны, вселенная. М., 1987.

[43] Микрочастицы, двигающиеся со скоростью, превышающей скорость света.

[44] Пенроуз Р. Структура пространства-времени. М., 1972; Пенроуз Р. Твисторная программа // Твисторы и калибровочные поля. М.: Мир, 1983. С. 13-27; Пенроуз Р., Риндлер В. Спиноры и пространство-время. В 2 т. М.: Мир. 1988.

[45] Акимов А.Е., Шипов Г.И. Сознание, физика торсионных полей и торсионные технологии // Сознание и физическая реальность. 1996. Т. 1. № 1-2. С. 66-72; Тихоплав Т.С., Тихоплав В.Ю. Физика веры. СПб., 2001.

[46] Гинзбург В.Л. О некоторых успехах физики и астрономии за последние три года // Успехи физических наук. 2002. Т. 172. № 2. С. 213-214.

[47] Микрофизические объекты (см.: Грин М., Шварц Дж., Виттен Э. Теория суперструн: В 2 т. М., 1990).

[48] Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. М., 1990; Линде А.Д. Физика элементарных частиц и инфляционная космология. М., 1990; Докучаев В.М. Рождение и жизнь массивных чёрных дыр // Успехи физических наук. 1991. № 6. Т. 161. С. 41; и др.

[49] Математическое существование, полагает Р.Пенроуз, «существенно отличается не только от существования физического, но и от того существования, которым способно наделить объект наше сознательное восприятие. Тем не менее оно явно связано с двумя последними формами существования т.е. с физическим и ментальным существованием, - причем соответствующие связи настолько же фундаментальны, насколько и загадочны» (Пенроуз Р. Путь к реальности, или законы, управляющие Вселенной. Полный путеводитель. М.-Ижевск: ИКИ, НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2007. С. 39).

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика