andrey

Путь к Файлу: /разное / дипломы / дискета / Психолого.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   26.01.2015
Размер:   37.5 КБ
СКАЧАТЬ

1. Психолого-педагогические основания проектирования системы педагогического управления в развивающей педагогической системе

1.1. Теоретические основы управления образованием по результату

 

Новые подходы к управлению образованием становятся той движущей силой, которая может перевести образовательное учреждение из функционирующего в развивающееся.

Развивающая и развивающаяся педагогическая система постоянно работает в поисковом режиме. Управление педагогической системой в образовательном учреждении этого типа носит инновационный характер, здесь преобладают процессы принятия оперативных решений по ситуации, т.е. по конкретным результатам.

«Направленность всей системы внутриучилищного управления на конечный результат предполагает не только особую мотивационно-целевую ориентацию руководителя образовательного учреждения, но и новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности». (37, С. 3)

Переход к управлению образовательным учреждением по результатам означает радикальное изменение подходов к управлению образовательными процессами, прежде всего его участниками.

Оно основывается на принятии управленческих решений после получения результатов по предыдущему решению и состоит из следующих этапов.

 

ПсихологоПсихологоОпределение целевого ориентира

 

Сбор информации и ее анализ

Психолого
 


ПсихологоКонкретизация целевого ориентира и постановка задач

 

Разработка проекта

Психолого
 


ПсихологоРеализация проекта (план внедрения)

 

Система контроля (по результатам контроля вносят коррекцию)

 

Управление по результатам носит циклический характер. Цели ставятся диагностично в виде желаемого и возможного результата, который в конце оценивается по заранее заложенным критериям, и по полученным данным вносится коррекция.

Учитель стал главным действующим лицом в педагогическом управлении по результатам. Тип преподавателя - информатора,  транслятора известной ему информации уходит в прошлое. Гарантированные, стабильные и прочные знания на основе новых технологий и информационных систем может обеспечить лишь профессионал высокого уровня.

«Профессиональное мастерство преподавателя характеризуется уровнем профессиональных умений и навыков в деле управления обучением, воспитанием и развитием формирующейся личности в первую очередь». (33.)

Профессионал высокого уровня руководит учебно-познавательной деятельностью учеников, одновременно стимулируя их на самостоятельную работу, активность и творческий поиск. Педагогическое соуправление – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности учащихся и педагогов на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности.

При таком подходе к обучению учитель должен постоянно развивать свои профессиональные и личные качества, обеспечивать условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, а также дать ему возможность быть самим собой; не преподавать, а организовывать учебно-познавательную деятельность.

Всякое управление и самоуправление начинается с определения целевого ориентира, а точнее конечной цели результата предстоящей деятельности.

Целевой ориентир начального профессионального образования Свердловской области, - создание условий для социализации личности и развития способностей к саморазвитию.

Цель задана, и каждому  образовательному учреждению дано право выбирать самостоятельный путь к достижению этой цели.

Гарантом качества образования выступает государство.

В статье 43 Конституции России говорится: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». Это положение развивается статьей 7 закона РФ «Об образовании», в которой, в частности, отмечено, что в Российской Федерации устанавливаются, государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.

Государственный стандарт профессионального образования – это система требований к уровню, содержанию и качеству профессиональной подготовки, которые отражены в соответствующих нормативных документах.

Введение государственного стандарта и соответствующих технологий, обеспечивающих его достижение, преследует две стратегически гуманные цели: создание комфортных условий в образовательном заведении и организации комфортных условий педагогу для осуществления его профессиональной деятельности, работы на результат образования.

Результат образования, как термин, трактуется в научно-методической литературе в зависимости от контекста обсуждаемой проблемы по-разному. Учитывая то, что основной задачей системы образования всегда считалось создание условий для развития социально-адаптационных способностей человека, можно утверждать, что способность человека к социальной адаптации, связанной с чувством его комфорта в социуме, и проявляющаяся в умении решать возникающие противоречия посредством «взаимоувязки» общественных норм и правил и собственных жизненных принципов и является результатом образования. В этом случае основными средствами, используемыми человеком для решения противоречий, является система знаний, способы деятельности и система жизненных установок. В связи с усиливающимся информационным общественным кризисом произошло смещение акцептов с функции формирования системы знаний к функции освоения способов деятельности, в том числе по «добыче» системы знаний. В современных условиях успешнее адаптироваться будет тот, кто самостоятельно будет добывать информацию различными способами для решения возникающих противоречий с учетом собственных принципов и общественных норм и правил. При таком подходе система знаний, основные способы деятельности и мировоззренческие установки становятся компонентами образованности учащихся и могут быть представлены в виде следующих её составляющих:

- предметно- информационной;

- деятельностно-коммуникативной;

- ценностно-ориентированной.?

Результат педагогического процесса (результат образования) на различных уровнях системы образования представляется как планируемый (на уровне системы в целом, страны, региона); реализуемый (на уровне образовательного учреждения);  достигнутый (достижения учащихся).

Планируемый результат зафиксирован в проекте Государственного образовательного стандарта (федеральный и региональный компоненты) и программах в форме требований к подготовке учащихся по различным образовательным областям, предметам или учебным курсам. Образовательный стандарт (проект) и базовые образовательные программы, утвержденные Министерством образования, фиксируют минимальные требования к подготовке учащихся по различным образовательным областям – к содержанию и уровню его усвоения.

Для объективной и системной оценки результата образования необходимо сравнить планируемый результат с реализуемым и достигнутым.

Достигнутый результат образования определяется конкретными достижениями учащихся.

Сравнивая достигнутый образования с планируемым результатом, отраженным в ГОСТ, получим характеристику уровня образованности учащихся.

Это позволит оценить такой показатель как «качество образования» с точки зрения соответствия уровня образованности учащихся требованиям образовательных стандартов.

При сравнении достигнутого результата образования с начальным (исходным; предыдущим; входным) уровнем самого учащегося может быть получена характеристика динамики развития в соответствии с его возможностями. Эта характеристика позволяет оценить такой показатель как «качество образовательного процесса».

Профессиограмма – это модель выпускника. Она является формой проектирования результата образования как целевого ориентира. В ней заложена методология отношений к человеку труда и к деятельности педагога по его формированию. Поэтому, говоря о результате образования, необходимо рассмотреть этот документ. В дальнейшей работе на него неоднократно будут делаться ссылки. Начнем с определения.

«Профессиограмма рабочего есть описание профессии или группы профессий по различным критериям: технологическим, экономическим, педагогическим, медицинским, психологическим. В ней разносторонне характеризуется рабочая профессия или специальность, устанавливаются профессиональные противопоказания, особенно в области медицины и психики».

(3,с. 40)

Профессиограмма – это документ, отражающий условия и содержательную обобщенную характеристику профессиональной деятельности, а также её требования к личности. Для педагогов училищ профессиограммы имеют принципиальное значение, т.к. на их основе:

- осуществляется профотбор и ведется систематическая профориентационная работа во время учебы;

- в ходе работы корректируются учебные планы и программы, составляются планы и программы учебной и не учебной работы;

- определяется качество выпускаемых рабочих, их соответствие требованиям производства к конкретному виду труда.

Результат образования целесообразно  рассматривать через следующие показатели:

- образованность

- динамику развития

- успешность социальной адаптации.

Результат образования является целевым предметом диагностично  поставленной цели. План действий по достижению цели, разработка модели предстоящей деятельности и правильный выбор модели оценивания значительно влияют на результат образования.

Остановимся поподробнее на рассмотрении диагностических моделей оценивания результата образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика