andrey

Путь к Файлу: /разное / дипломы / Спиридонова / Введение .doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   26.01.2015
Размер:   81.3 КБ
СКАЧАТЬ

Министерство образования Российской федерации

Филиал

Российского государственного профессионально-педагогического

университета в г. Березовском

 

 

 

 

МОНИТОРИНГ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ

УЧАЩИХСЯ 8 – 9 КЛАССОВ

Пояснительная записка к дипломной работе

0309 1.1.18  ДР

 

 

Исполнитель

студент группы 427У                                                                       Е. А. Спиридонова

 

Руководитель                                                                                    Н. А. Канаева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2004



РЕФЕРАТ

Дипломная работа содержит 54 страницы машинописного текста, 5 таблиц,  5 рисунков, список из  16 использованных источников,  5 приложений (       страниц).

Ключевые слова: ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА,  МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, МОНИТОРИНГ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ, МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА, МОТИВЫ, ВЕДУЩИЙ МОТИВ.

В работе проведен анализ научно-методической литературы по проблеме педагогической диагностики мотивационной сферы в системе предпрофильного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0309 1.1.18 ДР

 

 

 

 

 

Изм.

Лист

№ докум.

Подп

Дата

Разраб.

Спиридонова Е. А.        

 

 

Мониторинг мотивационно-потребностной сферы учащихся 8-9 классов

Пояснительная записка

Литера

Лист

Листов

Пров.

Канаева Н. А.

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Филиал РГППУ в г Березовском

Гр.427У

Н.контр.

Лотова А. Ю.

 

 

Утв.

Иноземцева Н.С.

 

 


 Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….

4

1. Проектирование блока психолого-педагогической диагностики

     консультирование в системе предпрофильной подготовки……………….      

 

9

1.1.Роль и место блока психолого–педагогической диагностики в  

     предпрофильной подготовке.……………………………….……………..

 

9

1.2.Структура мотивационно–потребностной сферы.………………….……..

15

1.3 Методы исследования мотивационно-потребностной сферы………  ……

31

2.Комплексное методическое обеспечение курса “Познай себя”…………..

38

2.1. Учебно-тематическое планирование курса “Познай себя”……………..

38

2.2. Методическое обеспечение темы “Мотивы выбора профессии”.…..…

40

2.3. Результаты диагностики мотивационно-потребностной сферы   

       учащихся 9-х классов.………………………………………………………

 

48

Заключение ……………………………………………………………….……..

53

Библиографический список……………………………………………………..

54

Приложения ……………………………………………………………………….

56

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Каждый человек характеризуется сформированностью мотивационно-потребностной сферы, то есть системой определенных мотивов, ценностных ориентацией, обуславливающей его поведение в течение всей жизни.

Проблема мотивации обучающихся на основной ступени всегда стояла достаточно остро. Тем более, что у учеников в этом возрасте стоит вопрос выбора будущей профессии. Решение проблемы правильного выбора профессии теснейшим образом связано с изучением и формированием соответствующих мотивов. Сознательный выбор профессии будет лишь в том случаи, если он глубоко мотивирован: человек осознает личностную и общественную значимость труда, правильно оценивает свои возможности и знает содержание той деятельности, которую ему предстоит осуществлять.

Чем богаче будут потребности ученика, тем более высокие требования он предъявляет к деятельности и тем большее удовлетворение он может получить от обучения, труда. Ученик с широкими жизненными интересами, с богатыми потребностями способен на творческий труд и более весомые  успехи в учебе.

Изучая  мотивы выбора профессии, можно прогнозировать эффективность его деятельности и степень удовлетворенности трудом, оценить соответствие представлений индивида о содержании труда по избранной профессии и реальному содержанию.

Миллион юношей и девушек, оканчивают школу, приходят на производство или в ВУЗ. Каждый пытается найти свой жизненный путь, однако не всем удается достичь желаемых успехов. Одной из причин этого является то, что личные профессиональные и жизненные планы не всегда хорошо продуманы, составлены без учета своих способностей и возможных препятствий. У учеников должен быть составлен профессиональный план с различными вариантами решения жизненных проблем. Профессиональный план становится реальной возможностью избежать стрессов от каких-либо неудач. Успешно составленный профессиональный план – это фундамент будущей профессиональной деятельности человека, его карьеры.

Первым этапом профессиональной карьеры является осознанный выбор профессии, в которой в наибольшей степени проявятся способности человека. Необходимо иметь в виду, что профессиональная деятельность и карьера будут максимально успешными лишь в том случае, если человек пригоден к  выбранной профессии. Поэтому  необходимо учитывать, что каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку относительно его гражданских и волевых качеств, образования, общих и специальных способностей, знаний, состояния здоровья.

Причиной низкой мотивации можно считать и то, что старшеклассники недостаточно информированы о мире профессий, плохо знают свои возможности, не знакомы  с технологией выбора профессии и требованиям рынка труда. Эта информация должна быть доступна каждому школьнику. Поэтому в школах предполагается введение предпрофильной подготовки как части профильного обучения. Становление  профильного  обучения  на  старшей  ступени  общего  образования  является  одним  из  приоритетных  направлений  модернизации  системы  общего  образования  в  Российской  Федерации.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории.

Профильная  школа  есть  институциональная  форма  реализации  этой  цели.         

Переход  к  профильному  обучению  преследует  следующие  основные  цели:

- обеспечить  углубленное  изучение  отдельных  предметов  программы  полного  общего  образования;

- создать  условия  для  существенной  дифференциации  содержания  обучения  старшеклассников  с  широкими  и  гибкими  возможностями  построения  школьниками  индивидуальных  образовательных  программ;

- способствовать  установлению  равного  доступа  к  полноценному  образованию  разным  категориям  обучающихся  в  соответствии  с  их  способностями,  индивидуальными  склонностями  и  потребностями;

- расширить  возможности  социализации  учащихся,  обеспечить  преемственность  между  общим  и  профессиональным  образованием,  более  эффективно  подготовить  выпускников  школы  к  освоению  программ  высшего  профессионального  образования.

Предпрофильная подготовка, являясь частью профильного обучения, ставит  выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Внедрение предпрофильной подготовки в школе обеспечит обучающимся возможность их подготовки к жизненно важному выбору. Важной проблемой при организации профильного обучения является подбор учителей, которые могли бы вести углубленное преподавание профильного предмета. Нужна специально организованная работа в институтах повышения квалификации учителей, в педвузах по подготовке учителей к углубленному преподаванию профильных предметов через систему курсов.

Нужны сборники задач, повышенной степени трудности, пособия для самостоятельной работы учащихся.

Предпрофильная подготовка может реализовываться в различных вариантах, но в любой из них должен базироваться  на  исходной модели, включающей  следующие основные составляющие:

- специально организованные, краткосрочные (от месяца до  полугодия) курсы по выбору;

- информационная работа;

- мероприятия профориентационного характера;

- психолого-педагогическая диагностика, анкетирование и консультирование 9-классников.

Таким образом, появляется возможность оказать помощь обучающимся в процессе самопознания и самоанализа. Для этого необходимо разработать программу исследования развития самоопределения обучающихся, в которой немаловажное место займет и изучение мотивационной сферы ребенка.

Объект исследования: система предпрофильной подготовки.

Предмет исследования: мотивы выбора профессии.

Рабочее предположение:  изучение мотивационно-потребностной  сферы учащихся будет способствовать более адекватному профессиональному самоопредлению.

Цель: Разработать комплект методического обеспечения для изучения мотивационной сферы учащихся в 9 классе  в процессе психолого-педагогической диагностики.

Объектом исследования является система педпрофильной подготовки.

Предметом - мотивационно-потребностная сфера.

Рабочее предположение может быть сформулировано в следующем виде введение в блок психолого-педагогической диагностики изучения мотивационно - потребностной сферы, будет способствовать развитию знания учащихся о себе и пониманию себя, а, следовательно, более адекватному выбору профессии.

Задачи:

1. Изучение литературы по проблемам диагностики и развития  мотивации, потребностей и мотивов поведения, мотивации учения, поведения и выбора профессии, методов их исследования, предпрофильного обучения.

2. Подбор диагностических материалов для исследования мотивационной сферы учащихся и их комплектование.

3. Разработка планов-конспектов занятий, посвященных вопросам изучения мотивационной сферы учащихся в 9 классе.

4. Проведение исследования мотивационной сферы обучающихся  и обработка результатов диагностики.

5. Разработка методических  рекомендаций для педагогов по вопросам проведения педагогической диагностики мотивационной сферы  обучающихся в рамках предпрофильной подготовки.

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

    На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

    Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

    Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



    Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

    Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

    Яндекс.Метрика