andrey

Путь к Файлу: /МЧС учёба / ВКР ЛАВОР / УМП_Методика подготовки и проведения практических занятий / 02 Текст.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   31.01.2015
Размер:   293.5 КБ
СКАЧАТЬ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Три важные особенности характеризуют системы высшего, в том числе и технического, образования.

Первая из них заключается в том, что до настоящего времени не сформирована общепризнанная теория высшего образования. Большое количество учебников и учебных пособий, а также монографий, отдельных публикаций и журнальных статей посвящаются различным аспектам высшего образования. В них обосновываются требования к преподавателям, основы психологии обучения, требования к лекциям и лекторам. В некоторых из них освещаются вопросы организации учебного процесса, активизации самостоятельной работы учащихся, методики обучения. Выбрать преподавателям необходимые публикации для изучения крайне трудно, да и времени для этого потребуется много. Кроме того, среди многообразия публикаций и работ по данной тематике, по существу, не имеется каких-либо пособий по организации, технологии и методике проведения практических занятий.

Вторая особенность определяется тем, что преподавателей по специальным техническим дисциплинам нигде не учат. Это в принципе трудно осуществить вследствие многообразия таких курсов или дисциплин. Их преподавателями становятся адъюнкты, получившие ученые степени, или инженеры практики. Наиболее сложная ситуация складывается, когда преподавателем становится инженер, только что окончивший высшее учебное заведение. Ни один из этой категории преподавателей серьезно не подготовлен к педагогическому труду. Они учатся преподавать по опыту своих коллег на кафедрах, постепенно самостоятельно овладевая основами организации учебного процесса, методики обучения. Это далеко не лучший путь, но другого пока нет.

Третья особенность характерна тем, что в общем фонде учебного аудиторного времени изучения предметов специальных дисциплин практическим и лабораторным занятиям отводится до 60 % времени. Рациональное использование этого времени требует определенной квалификации преподавателя.

Рассмотренные особенности высшего, особенно инженерного, образования, в определенной мере и явились основанием разработки этого пособия. Оно создано не только на основании изучения  многих публикаций по вопросам высшего образования. В нем предпринята попытка обобщения личного многолетнего опыта преподавания специальных технических дисциплин и опыта работы в Школе молодого преподавателя в Академии ГПС. В нем изложена практическая сторона преподавательской деятельности. Такая попытка сделана впервые и автор не претендует как на полноту освещения всех вопросов, так и на теоретическое их обобщение.

Любые замечания и пожелания по совершенствованию этого пособия будут приняты с благодарностью.

Автор выражает признательность инженеру И.В. Гашковой за ее помощь в оформлении рукописи на компьютере.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В АКАДЕМИИ ГПС

Качество формируемых инженерных знаний во многом определяется установившейся системой видов занятий, пониманием их взаимосвязи и взаимообусловленности. Последнее во многом зависит от времени, отводимого на различные виды занятий. Эти два фактора тесно связаны между собой и во многом определяют объем информации, которую возможно сообщить учащимся. Начинающие преподаватели должны это четко усвоить.

1.1. Анализ систем видов занятий

Подготовка специалистов для Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России осуществляется на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования [1]. В нем  предусмотрены четыре группы учебных дисциплин*: гуманитарные и социально-экономические (ГСЭ), математические и естественнонаучные (ЕН), общепрофессиональные (ОПД) и специальные (СД). Этим обеспечивается постепенность (последовательность) формирования инженерных знаний.

Общее время Т на изучение всех учебных дисциплин, время на аудиторные занятия tа и самостоятельную работу tср представлено в табл.1. В ней также указаны отношения tср к tа (коэффициент К1) по группам дисциплин и общее его значение, равное К = 0,5.

Следовательно, в среднем в течение каждого часа аудиторных занятий tа самоподготовка должна осуществляться в среднем до 0,5 часа.

На основании стандарта разрабатываются рабочие учебные планы. В них устанавливается фонд времени на изучение указанных учебных групп и дисциплин. При этом устанавливается общее время Тчас (учебные часы; 1 час равен 40 мин), включающее аудиторные занятия  tа и самостоятельную работу  tср учащихся. В качестве примера рассмотрим распределение учебного времени на примере фрагмента рабочего учебного плана по специальности 330400 – Пожарная безопасность, представленного в табл.2 [2].

Проанализируем занятость слушателей в учебном процессе. Ежедневно проводится по расписанию 6 часов учебных занятий по 40 мин, т.е. 6´40 = 240 мин, или 4 часа астрономических. Учитывая, что К1 = 0,5, легко показать, что Т = 6 часам астрономическим. В исследовании бюджета времени слушателей [3] было показано, что tср может составлять 2,3…3,5 часа в сутки. Необходимо также учитывать и то, что внедрение вычислительной техники значительно облегчает выполнение работ, требующих расчетов (например, курсовых проектов или расчетно-графических работ).

 

 

________________________

* Дисциплина – область научных знаний, учебный предмет**. Словарь русского языка, т.1. – М.: Русский язык, 1985. – С.403.

** Предмет – курс знаний, образующий особую дисциплину преподавания. Там же, т.3. – М.: Русский язык, 1985. – С.403.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В высших учебных заведениях для обучения используются различные формы (виды) занятий. В гуманитарных учебных заведениях приняты следующие их формы: коллективные (лекции, уроки), групповые (лабораторные работы, семинарские занятия, экскурсии и др.) и индивидуальная работа учащихся [4].

В технических учебных заведениях читаются лекции, проводятся лабораторные работы, а также практические занятия и групповые занятия, включающие самостоятельную работу.

Лекции читают лекторы - профессора, доценты и наиболее опытные преподаватели, излагающие материал нескольким группам слушателей, объединенных в курсы или потоки.

Лекции являются основным видом занятий. На них слушатели получают наиболее важную информацию по изучаемым темам учебных дисциплин. При обосновании перечня лекций и их планирования определяется также список и содержание практических, лабораторных и других видов занятий. Лекторы ориентируют слушателей не только на усвоение (понимание и запоминание) лекционного материала, но и на самостоятельное изучение отдельных вопросов тем, на более глубокое постижение рассматриваемого материала [5]. Это один из элементов управления самостоятельной работой учащихся.

Групповые занятия могут иметь различные формы: практические и лабораторные занятия, семинарские и др. Для проведения этих занятий в каждую учебную группу назначается преподаватель. На этих занятиях осуществляется усвоение и практическое применение учебного материала, поэтому назовем их групповыми.

Самостоятельная работа - это разновидность учебной работы, в процессе которой учащиеся самостоятельно должны продолжать усвоение информации, сообщаемой на лекциях, готовиться к предстоящим практическим (лабораторным и др.) занятиям. К самостоятельным занятиям относятся также выполнение курсовых проектов (работ), расчетно-графических работ, подготовка к экзаменам и дипломное проектирование.

Рассмотренные виды занятий взаимообусловлены. В совокупности их можно рассматривать как систему видов занятий, показанную на рис.1. Отметим, что способ графического представления различных аспектов педагогической работы во многих случаях оказался полезным [6].

На рисунке представлены две подсистемы: аудиторные занятия и самостоятельная работа. Каждая из них включает ряд элементов (лекции, практические и другие занятия). Они связаны определенным образом. Так, лекции являются основой всех занятий (прямые линии от «лекции»). Другие виды занятий требуют самостоятельной работы слушателей. Результаты ее реализуются при их проведении (штриховые линии). Полученные и усвоенные знания будут использоваться при курсовом и дипломном проектировании и, естественно, в будущей практической работе.

Рассматриваемая система в настоящее время обладает наибольшей полезностью и эффективностью в штатном режиме, в которой реализуется принцип централизации управления. На основании социального заказа подготовки специалистов, в соответствии с образовательным стандартом [1] формируется учебный план, который включает перечень учебных дисциплин, время, отводимое на их изучение. Учебный план служит основой разработки программ учебных дисциплин. В лекциях в соответствии с учебным планом обосновывается перечень практических и других видов занятий, направление самостоятельной работы слушателей.

Систему характеризует и принцип субоптимизации. Можно утверждать, что независимая оптимизация каждой из подсистем или их элементов, входящих в систему, в общем случае не приведет к оптимизации всей системы. Это означает, что улучшение какой-либо подсистемы не приведет к улучшению всего учебного процесса.

И наконец, сложившаяся система устойчива. При каких-либо непредвиденных обстоятельствах (например, сокращение времени на изучение какой-либо темы) не потребуется перестройка всей системы.

Рассматриваемая система видов занятий имеет ряд особенностей.

1. Вся система должна способствовать решению общей задачи – подготовки инженеров для ГПС. Методы работы преподавателей и сущность их деятельности при проведении различных видов занятий различны. Это требует четкого согласования функционирования подсистем и их элементов, особенно методов обучения.

2. Во всех подсистемах и элементах изучение какой-либо учебной дисциплины дискретно во времени, т.е. со значительными перерывами между темами, а также между лекциями и другими видами занятий. Чем больше перерыв между занятиями, тем труднее настраиваться на продолжение усвоения нового материала. Особенно это сказывается в случае пропусков занятий слушателями или отмены занятий по каким-либо причинам.

3. Способность и прилежание к учебе учащихся оценивают только преподаватели, ведущие практические занятия. Лекторы же (наиболее опытная часть преподавателей) оценивают слушателей только на экзаменах. Следовательно, контроль за усвоением учебного материала в основном возлагается на преподавателей, проводящих практические занятия.

В учебных группах реализуются различные виды групповых занятий: практические, лабораторные, семинары и т.д. Успешное их проведение требует различных методов работы преподавателей. Из анализа этих особенностей следует, что важно наличие высокой квалификации, отличной методической подготовки преподавателей, ведущих практические (лабораторные и др.) виды занятий. Значимым является и рациональное распределение времени обучения в подсистемах.

 

 

1.2. Распределение времени на различные виды занятий

Распределение времени по видам занятий производилось на основании двух документов: рабочего учебного плана [2] и рабочих учебных программ ряда учебных дисциплин. Извлечения из данных документов приводятся в табл.3. В ней указывается (в процентах) время, отводимое на изучение различных дисциплин для учащихся факультетов 1 и 2 (ф1 и ф2).

В табл.4 показано распределение времени (в часах) на аудиторные занятия ta  и самостоятельную работу tс.р1). Время, указанное в ней, характеризует объем учебной нагрузки преподавателя.

Из этих таблиц можно сделать следующие заключения.

1. Лекции по различным учебным дисциплинам составляют 39-45 % от общего аудиторного фонда зянятий ta. В указанной раньше работе [3] отмечалось, что лекции составляли 50…60 % от времени ta. В течение ряда лет со дня выполнения этой работы усложнилась пожарная техника, проведены многочисленные исследования в области профилактики и тушения пожаров. Кроме того, в учебный план включались новые учебные дисциплины. Следовательно, необходимо было в течение всего этого времени, сокращая учебный план по специальным дисциплинам, вводить в учебные планы новую информацию. Это требовало совершенствования как содержания учебных планов, так и методики обучения.

2. На самостоятельную работу слушателей приходится от 27 до 118 часов. В среднем, как указывалось, учащиеся должны самостоятельно работать ежедневно 2 учебных часа. В работе М.Д. Безбородько и В.Ф. Кудаленкина [3] было показано, что это время находилось в пределах 2,3…3,5 часа ежедневно.

3. Кроме общепринятых, традиционных аудиторных практических, лабораторных и других видов занятий проводятся семинарские занятия, пожарно-технические учения и занятия, деловые игры (см. примечания к табл.2) и т.д.

Из этих заключений следует, что преподавателям, проводящим групповые занятия, нужно владеть различными методами обучения, знать их особенности, уметь выбрать рациональные приемы обучения. Существенным является и то, что в соответствии с Уставом Академии ГПС МЧС России [7] преподаватель имеет право обосновывать и использовать свои методические приемы обучения. Эта важная особенность является основой творческого отношения преподавателя к своей профессии. Каждый преподаватель должен осознавать свою личную ответственность за результат педагогического труда.

Из анализа видов занятий следует, что существенным является определение времени, которым могут располагать слушатели для самостоятельной работы. Этот параметр важен и для преподавателя. Объем выдаваемых всеми преподавателями заданий должен быть таким, чтобы их выполнение не превышало фонда времени tср, которым располагают слушатели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из анализа объема работы (в часах) по изучению перечня дисциплин рабочего учебного плана [2] факультета 2 видно, что величина 02 Текст неодинакова для различных групп учебных дисциплин (табл.4). При среднем значении К1 = 0,5 для специальных дисциплин оно равно 0,4. Это меньше, чем для дисциплин ЕН или ОП, так как ими уже создана база для изучения СД.

Значение К1 для ряда различных учебных дисциплин, как показано в табл. 4, неодинаково. Оно изменяется в очень широких пределах от 0,23 до 1,0. В очень сложном положении оказались кафедры (или учебные дисциплины), учебные программы которых предусматривают выполнение курсовых проектов. Их выполнение требует фиксированного времени, определяемого кафедрами. К большому сожалению, оно включено в фонд времени К1. В этом случае, как указано в примечаниях к табл. 4, фактическое время на самостоятельную работу по подготовке к различным видам занятий сильно уменьшается (К1 = 0,13 и К1 = 0,16). Следовательно, только на подготовку к любому виду занятий на один час ta приходится соответственно 8 и 9,6 минут. По-видимому, отсутствие обобщенных данных об объеме самостоятельной работы по различным учебным дисциплинам явилось причиной того, что ряд второстепенных предметов характеризуется высокими значениями К1, намного превышающими К1, например, для пожарной техники или пожарной тактики.

Значения К1 определены как отношение 02 Текст. Однако слушатели, как правило, накануне лекций не просматривают материал предыдущей лекции. Поэтому попробуем интерес оценить, сколько времени следует затрачивать на подготовку к практическим tпр и лабораторным tлаб занятиям (см.табл.2). Это выразим коэффициентами 02 Текст 

Их значения представлены в табл. 4. Следовательно, слушатели располагают продолжительным  временем для самостоятельной работы (кроме кафедр, на которых выполняются курсовые проекты).

Можно утверждать, что преподавателям, выполняющим свои функции, приходится преодолевать противоречия между все возрастающим объемом информации по любой учебной дисциплине и непрерывным уменьшением времени tс.р на ее усвоение. Ограниченный фонд времени tс.р требует от преподавателей больших усилий для обоснования рационального объема заданий на самостоятельную работу и контроля подготовки к групповым занятиям.

Из рассмотренного следует, что более 50…60 % аудиторных занятий проводят преподаватели различной квалификации. Они должны организовывать самостоятельную работу слушателей, проводить практические, лабораторные и другие виды занятий. Их влияние на учащихся является самым существенным. Поэтому становится важным рассмотрение вопроса: каким должен быть преподаватель.

2. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Преподаватели руководят познавательной деятельностью учащихся, обучают их. Образование всегда сопровождается воспитанием. Эти два процесса аддитивны, они не только влияют, но и усиливают друг друга. Поэтому начинающему преподавателю следует знать некоторые особенности руководства обучением и воспитания.

2.1. Руководство обучением

Государственным образовательным стандартом обеспечивается, как уже указывалось, последовательность формирования инженерных знаний. По такому же принципу формируются знания как по учебным дисциплинам, так и по темам занятий. Рассмотрим это на примере темы «Пожарные насосы» из курса «Пожарная техника». Для изучения этой темы необходимо знать из курсов физики и гидравлики законы течения жидкости. Освоению этой темы предшествовало изучение в курсах физики, гидравлики законов течения жидкости, принципов работы насосов, размерностей физических величин, уяснение значения терминов «напор», «подача», «глубина всасывания» и т.д. Работая над этой темой, преподаватель должен обязательно учитывать, какие знания из данного курса будут использованы при изучении других дисциплин. Так, в курсе «Пожарная тактика» необходимы будут знания основных параметров технических характеристик насосов. При изучении других тем на кафедре знания устройства пожарных насосов необходимы будут при диагностировании насосов, их обслуживании и т.д. И наконец, преподаватель должен отчетливо понимать практическую значимость изучаемой темы. Этим характеризуется поэтапное формирование специальных инженерных знаний.

При анализе каждой темы учебной специальной дисциплины формируются те основы общенаучных дисциплин, на которые они опираются. Такой подход к их формированию можно обосновать для любой специальной дисциплины.

Из вышеизложенного следует, что преподаватель должен знать основы, на которых  зиждется изучаемая тема, специфический объем информации о ней и ее значимость для последующего обучения учащихся и практической работы специалиста.

Глубокое, всестороннее знание предмета обучения является для обучающего необходимым условием. Однако этого недостаточно, особенно по причине дефицита времени. Поэтому преподаватель должен организовать занятия таким образом, чтобы в сравнительно короткое время учащиеся могли усвоить требуемую информацию и приобрести необходимые умения и навыки. Он должен научиться учить, т.е. овладеть методикой обучения. Это следует считать условием достаточным для рационального обучения.

Первичны знания и эрудиция преподавателя. Преподаватель, отлично знающий предмет и плохо владеющий методикой обучения, чему-нибудь научит. Преподаватель, будучи прекрасным методистом, но не знающий предмета, по существу, ничему не научит. Поэтому необходимо разумное сочетание современных знаний и методики обучения. Это требует непрерывного совершенствования и знаний, и методики обучения, и основ педагогики.

Педагогика (гр. - paidogogos) - наука о воспитании человека - раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности; процесс образования и обучения [8].

Обучение – основной путь получения образования, целенаправленно, планомерно и систематически организованный процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц - педагогов, мастеров и т.д. Оно тесно связано с воспитанием и ведется в учебных заведениях и в ходе производственной деятельности, а также в армии [9].

Из приведенных определений следует, что преподаватель должен учиться организовывать обучение и воспитывать.

Каждый преподаватель – руководитель обучением в учебной группе. Поэтому он должен постепенно накапливать и формировать у себя определенные черты или навыки руководителя [10].

Особенностью обучения в Академии ГПС МЧС России является то, что обучаемые слушатели тоже будут руководителями, а следовательно, и воспитателями. Поэтому уже при обучении необходимо закладывать основы личности руководителя. Таким образом, преподаватель является ключевым звеном в руководстве, организации обучения.

Для реализации функций руководителя целесообразно руководствоваться следующим.

Преподаватель и учащиеся не выбирают друг друга. Поэтому, приняв назначение обучать группу слушателей, следует прежде всего изучить ее состав и уровень их успеваемости. Для этого необходимо использовать информацию, полученную в учебном отделе или у начальника курса.

 

Преподаватель как руководитель должен помнить «…что все его контакты с подчиненными (в данном случае со слушателями. – М.Б.) имеют воспитательное значение. Поэтому необходимо вырабатывать наиболее результативный стиль контактов с подчиненными» [10].

Преподаватель должен быть строгим и требовательным для достижения целей обучения. В оценке знаний учащихся необходимо быть справедливым. «Справедливая требовательность руководителя к подчиненным всегда воспринимается ими как уважение. Ничто так не оскорбляет подчиненного, как пренебрежение к его способностям и знаниям» [10].

Преподаватель никогда не должен подчеркивать свою одаренность. Ему необходимо всегда помнить о том, что каждый слушатель считает себя разумной, одаренной личностью. И если что-либо и порождает в них чувство неполноценности, они будут стараться оправдать себя, мысленно оспаривая все то, что им говорят [11].

2.2. Воспитание в обучении

Сущность термина «воспитание» раскрывается во многих публикациях, в частности [8,14,16] и др. Общепринятым, по-видимому, можно считать следующее определение: воспитание – это систематическое и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях ее подготовки к производственной, общественной и культурной деятельности. Оно, по определению А.В. Барабанщикова [13], «…возникло под влиянием практической потребности общества передавать от поколения к поколению накопленный опыт, идеи, знания, трудовые навыки и умения, сложившиеся правила и нормы поведения…».

Значимость воспитания в обучении была осознана давно. Так, основоположник военно-полевой хирургии Н.И. Пирогов, анализируя результаты инспектирования медицинских учебных заведений, высказал мысль: «…что наука нужна не для одного только приобретения знаний… в ней кроется – иногда глубоко и поэтому для поверхностного наблюдателя незаметно – другой важный элемент – воспитательный. Кто не сумеет им воспользоваться, тот еще не знает всех свойств науки и выпускает из рук своих такой рычаг, которым можно поднять большие тяжести» [14].

Преподаватель воспитывает личным примером и убеждением. Поэтому он должен быть примером точности, аккуратности, добросовестности. Учащиеся всегда оценивают точность начала и окончания занятия, опрятность преподавателя, его стройность и подтянутость, вежливость в обращении, принципиальность и даже упущения в его одежде. Иногда кажется, что это мелочь, но она характеризует образ преподавателя, который на многие годы остается в памяти учащихся. Лучшие черты поведения и внешнего вида невольно служат образцом подражания, а это уже – элемент воспитания.

Для того чтобы воспитывать убеждением, необходимо отчетливо понимать, в чем необходимо убеждать (что необходимо воспитывать) и самому быть в полной уверенности в том, что делаешь. А вот именно это и оказывается наиболее сложным в настоящее время. Поэтому, ссылаясь на работу Б.С. Митина и В.Ф. Мануйлова [12], фрагментарно изложим цели воспитания при формировании инженерного образования.

«В настоящее время массовые мероприятия (кроме культурных) и коллективные формы воспитательной работы нереальны, и решающую роль играет индивидуальный подход к воспитанию, который предполагает приоритет нравственного воспитания, а в условиях индивидуализированных программ – и трудового (в широком смысле этого понятия, включающего и творческий интеллектуальный труд) воспитания. Немаловажную роль может сыграть преподаватель, обладающий высокой культурой, уважительно относящийся к студентам как к коллегам и готовый охотно обсуждать не только «предметные» и научные проблемы, но и волнующие молодежь проблемы формирования мировоззрения, культурного (эстетического) багажа и личностного самосознания студентов» [12].

Воспитание необходимо и возможно осуществлять по ряду направлений.

1. Образование и воспитание будущего инженера должны включать веру, способствовать пониманию им социальной значимости своего труда, его возможных последствий, а следовательно, и социальной ответственности.

Дело и вера должны сочетаться. «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Соборное послание апостола Иакова). Еще значимее выразил эту мысль А.П. Чехов устами одного из персонажей повести  «Дуэль»: «Вера без дела мертва есть, а дела без веры – еще хуже, одна только трата времени и ничего больше» [16].

При подготовке инженеров для Государственной противопожарной службы в них необходимо воспитывать:

убеждение причастности к обеспечению пожарной безопасности как одной из важнейших функций государства;

умение нести личную ответственность за рациональную организацию действий по спасению людей, материальных ценностей и тушение пожаров;

понимание необходимости обладать глубокими профессиональными знаниями для проведения боевых действий на пожарах и обеспечения собственной безопасности, а также для участия в управлении деятельностью ГПС по предотвращению и тушению пожаров.

2. Существенным аспектом воспитания и образования является формирование экологической культуры инженера. Важность экологического мышления инженера пожарной безопасности обусловлена тем, что оно во многом определяет эффективность решения экологических проблем в источниках их возникновения. В данном случае на пожарах, так как при их тушении формируется среда, влияющая как на пожарных, так и на людей, находящихся вблизи от них.

3. Важной является проблема патриотического воспитания. Необходимо формировать любовь к Родине, бережное отношение к традициям, историческим корням, достижениям и проблемам.

4. Особо следует остановиться на воспитании у слушателей в процессе обучения творческих способностей. «Конечно, при этом процесс творчества надо понимать широко, он проявляется у человека при любой деятельности, когда человек не имеет точной инструкции, но сам должен решать, как ему поступать» [17].

Воспитание творческих способностей – это, по существу, развитие самостоятельного мышления, имеет особое значение для формирования инженеров ГПС. Оно обусловлено тем, что действия службы ГПС регламентированы требованиями уставов, наставлений, инструкций, приказов. Необходимо отметить, что эти нормативные документы являются обобщенным опытом. Они отражают общие подходы решения тех или иных задач. Решение же возникающих на практике задач во многих случаях требует самостоятельности. Кроме того, следует убедить учащихся в том, что в этих документах практически невозможно дать рекомендации по многочисленным ситуациям, которые могут встречаться в практической деятельности инженера, пожарного и т.д. Эти документы не догмы, а руководство к действию. Поэтому при проведении любых занятий следует анализировать, доказывать, изыскивать лучшие, более эффективные решения поставленных задач. Этому способствует глубокое знание теоретических основ инженерного дела. Это особенно важно в условиях дефицита времени, когда нет возможности воспользоваться советом или подсказкой.

3. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

Эффективность любых групповых занятий зависит: во-первых, от подготовки к ним как преподавателей, так и слушателей; во-вторых, от тщательного подбора на занятия необходимого оборудования (приборов, стендов и т.д.). Это возлагается на технический персонал кафедры, но должно проверяться преподавателем, проводящим занятие.

Предварительная подготовка требует организации самостоятельной работы слушателей. Она должна осуществляться преподавателем.

Любое групповое занятие включает ряд элементов: введение, контроль подготовки, содержательную часть занятия и заключение. Исходя из изложенного, преподавателю необходимо четко сформулировать цели занятия, уяснить особенности организации самостоятельной работы и ее контроля.

3.1. Обоснование целей занятия

Групповые  виды занятий являются логическим продолжением лекций. На них осуществляется продолжение уточнения содержания учебного материала, его освоение и формирование умений применять теоретические знания для решения практических задач. Поэтому при подготовке любого группового занятия преподавателю необходимо:

изучить содержание лекции;

отметить особенности изложения учебного материала в учебнике;

уяснить, что в соответствии с рабочей программой должно изучаться на предстоящем занятии;

обосновать, что следует использовать из нормативной документации;

знать, какую  техническую литературу и в каком объеме использовать на занятии или рекомендовать слушателям.

Это не рутинная, а творческая работа. В результате ее становится возможным: четко сформулировать цели занятия  и однозначно определить содержание и объем самостоятельной работы слушателей перед занятием.

На основании материала лекции (или учебника!) следует обосновать, какие учебные цели должны быть реализованы на занятии. Они должны определить содержательную часть предстоящего занятия. Обычно ограничиваются 1…3 целями.

Обоснованные цели занятия, а также рекомендуемую литературу для его подготовки целесообразно записать в Методическом плане (Приложение 1).

 

3.2. Организация подготовки слушателей к групповым занятиям

 

Анализируя взаимосвязь различных видов занятий, легко установить (это показано прерывистыми линиями на рис.1), что и лекции, и групповые занятия ориентированы на самостоятельную работу учащихся. Это обусловлено тем, что в конечном счете знания формируются только в процессе самостоятельного умственного труда учащихся.

02 Текст
02 Текст
02 Текст
02 Текст
02 Текст
02 Текст
02 Текст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.1.

 

 

Самостоятельная учебная работа осуществляется на всех занятиях как в учебное время, так и во внеучебное (самостоятельная подготовка). Уже на лекциях, слушая лектора, учащиеся должны осмыслить сообщаемую им информацию и понятое записать своими словами. Лекторы же могут рекомендовать дополнительную литературу для самостоятельного изучения. Во время проведения групповых занятий продолжается освоение лекционного материала, его более углубленное изучение. Эффективность же этих занятий во многом зависит от предварительной подготовки к ним учащихся (см.рис.1). Это обязывает преподавателя перед началом каждого занятия четко указать, что необходимо учащимся изучить. К разным видам занятий эта подготовка должна быть различной.

Рассматриваемую самостоятельную работу часто квалифицируют как оперативную подготовку к занятиям. Ее необходимо контролировать уже на занятиях. Вот поэтому в процессе изложения учебного материала необходимо сформулировать контрольные вопросы для проверки подготовки слушателей.

Вопросы следует формулировать так, чтобы они побуждали необходимость размышлять, думать, анализировать, а не только что-то запоминать. Они должны быть деловыми, иметь прямое отношение к изучаемой теме, их содержание всеми обучаемыми должно восприниматься одинаково.

 

3.3. Особенности контроля подготовки к занятиям

 

Преподаватели и слушатели (курсанты) в Академии ГПС МЧС России решают общую государственную задачу – осуществляют подготовку инженеров для ГПС. При этом целью слушателей является получение образования, а целью преподавателей - достижение наилучших результатов обучения. Для тех и других становится важным критерием оценка усвоения программы обучения как оценка своей деятельности. Наиболее рационально эти вопросы изложены в работе “Основы вузовской подготовки” [4]. Рассмотрим основные её положения.

Оценка усвоения – это оценка степени достижения  поставленной цели. При проверке усвоения оценивается степень сформированности знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами обучения учебному предмету.

Учебные проверки предназначены как для констатации усвоения, так и для его коррекции. В этом смысле они выступают как средство управления учебной деятельностью слушателей и являются одной из форм организации усвоения, входящей в структуру обучения.

Для реализации рассмотренных функций учебных проверок необходимы определенные условия. Наиболее целесообразно их рассмотреть в следующей последовательности.

1. Условие объективности. Контрольные вопросы должны быть такими, чтобы все слушатели отвечали на них однозначно и, следовательно, давали возможность отличить правильный ответ от неправильного.

2. Индивидуальность проверки. Необходима отдельная проверка усвоения учебного материала каждым учащимся.

3. Всесторонность проверки. Не следует оценивать только усвоение какого-либо положения, норматива, формулировок и т.д. Проверке должно подвергаться понимание, умение применять знания на практике.

4. Систематичность проверки. Это предполагает проверку всего содержания учебного предмета. Следовательно, на протяжении всего времени на различных занятиях будет осуществлена проверка усвоения учебного предмета.

Проверка усвоения может быть текущей, периодической и заключительной. Проверка усвоения текущая должна производиться на всех практических и лабораторных занятиях. Проверка периодическая – экзамены в конце семестра, заключительные (итоговые) – по окончании обучения.

«Для стимулирования регулярной работы учащихся над учебным предметом, коррекции разъяснения содержания предмета и коррекции усвоения его наибольшую роль играют… текущие (диагностические) проверки» [4, стр.163]. Периодические и итоговые проверки являются контрольными. Они характеризуют сформированность требуемых знаний. Текущая проверка формирует качество характера учащегося: аккуратность, трудолюбие, упорство в достижении цели. Поэтому она имеет и воспитательное значение.

Из рассмотренных условий учебных проверок при проведении текущего контроля в основном наиболее четко и полно могут реализоваться первое и третье условия.

 

3.4. Методика контроля подготовки слушателей к занятиям

 

На проведение контроля обычно отводится 10-15 минут. Для рационального использования этого времени целесообразно осуществлять его, придерживаясь некоторых общих принципов.

1. Успешность обучения слушателей в учебной группе неодинакова. Поэтому, если контролю систематически будут подвергаться слабоуспевающие слушатели, то весь курс будет оставаться на относительно низком интеллектуальном уровне. Если же контролю будут подвергаться только слушатели отлично успевающие, то более слабые вообще не будут готовиться к занятиям.

2. Ответы на вопросы могут оцениваться как правильные или неправильные, полные или неполные. На основании этих особенностей можно организовать обсуждение ответов. Рассмотрим это на примере.

Задан вопрос. Назовите основные показатели и их параметры пожарного насоса ПЦНН-40/100.

Ответ 1-го слушателя. Qmax = 40 л/с; Н = 100 м; hвc max = 7,5 м.

Ответ правильный, но неполный.

Задается дополнительный вопрос. Правильный ли ответ?

Ответ 2-го слушателя. Параметры Q и Н соответствуют hвc = 3,5 и n = 2700 об/мин.

Можно еще задать дополнительный вопрос.

Как изменится Q max, если производить забор воды с глубины 7,5 м?

Ответ 3-го слушателя. При этом  Q = 0,5 Qmax.

Можно задать и другой дополнительный вопрос. Возможно ли при  n = 2700 об/мин, изменяя Q, увеличить Н. Каким образом это достигается?

Ответ 4-го слушателя. Возможно. Увеличить  Н на 10…15 %, уменьшая подачу, регулируя положение напорного крана.

Таким образом, при систематически осуществляемом контроле слушатели будут постоянно готовы к ответам на поставленные вопросы.

3. При контроле всегда необходимо сначала поставить вопрос и только после небольшой паузы назвать фамилию слушателя. Слушатели должны думать и готовиться к ответам. Если поступать наоборот, то они думать не будут.

4. Всякий труд заслуживает поощрения, поэтому ответы слушателей нужно оценивать справедливо. Слушатели должны отчетливо понимать, за что им ставятся оценки, их сообщают в конце занятия.

5. Анализ ответов слушателей может стать ценным источником, указывающим на промахи преподавателя или необходимость тщательнее изучать отдельные вопросы.

4. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Практические занятия, как и лабораторные работы, являются логическим продолжением лекции. Это формы профессионального образования, в которых наиболее четко реализуется принцип связи теории с практикой,  превращения знаний в убеждения, формирования их практической значимости.

Назначение практических занятий. Требования к их подготовке. На практических занятиях завершается подготовка слушателей к решению инженерных, профессиональных задач. Поэтому на специальных кафедрах учебных заведений инженерного профиля они предназначены для:

закрепления теоретических знаний, ориентирования учащихся на решение практических задач;

изучения конструкций конкретных агрегатов пожарной техники, систем обеспечения пожарной безопасности в строительстве, технологических процессов, сооружений различного назначения;

освоения приемов использования ПТВ, управления пожарным оборудованием, обеспечения технической готовности пожарной техники и боевой готовности пожарных частей;

усвоения нормативно-технической документации и формирования умений и навыков в решении практических инженерных задач.

Практические занятия должны быть направлены на формирование умения и навыков решения практических инженерных задач в области предотвращения и тушения пожаров.

Определив тему предстоящего практического занятия, преподаватель должен уяснить его назначение. Этим будет определяться предпочтительный способ достижения желаемого результата.

В зависимости от места проведения занятия, наличия необходимого оборудования и техники, а также целей занятия могут реализоваться различные виды практических занятий:

в аудиториях общего назначения аудиторные;

в специализированных аудиториях;

в гаражах или на территории вблизи их;

на объектах различного назначения.

В зависимости от цели предстоящего занятия выбирается наиболее целесообразная форма его проведения.

Подготовка к занятию. Преподаватель, проводящий практические занятия, как и лектор, выполняет функции носителя и передатчика информации. Поэтому необходимо по рассматриваемой теме самому усвоить ту информацию, которая будет характеризовать формирование профессиональных умений. Для этого следует:

- уяснить сущность требований программы курса по предстоящей теме занятий;

– усвоить содержание лекции, если она предшествовала практическому занятию;

– изучить досконально предмет практического занятия;

- научиться работать с агрегатами, схемами и т.д., которые будут использоваться на занятии;

- уметь самому выполнять работу.

Выполнив работу согласно изложенному перечню и ее подготовительный объем, можно сформулировать учебные (дидактические) и воспитательные цели предстоящего занятия. Одновременно должны разрабатываться и контрольные вопросы для оценки подготовки слушателей к занятию.

Учитывая, что на введение и контроль подготовки слушателей к занятию необходимо около 15 минут, а 5 минут на заключение, на основную часть занятия остается 60 минут. Как правило, в течение этого времени возможно рассмотреть 2-3 вопроса. Это относительно небольшое время, поэтому необходимо, во-первых, четко сформулировать вопросы, во-вторых, также четко продумать и изложить содержание ответов на них.

При разработке нового практического занятия затрачивается много времени – до нескольких рабочих дней. Поэтому рекомендуется каждый этап, начиная от формирования целей занятия, обоснования источников для его разработки, контроля занятий, оформить так, как уже указывалось в методическом плане занятий. Это имеет определенный смысл. Прежде всего, практическое занятие проводится на протяжении ряда лет, поэтому каждый год требуется только корректировка плана. Наличие такого плана свидетельствует о добросовестности подготовки к занятию. Имеется еще один важный аспект – практический. Это обусловлено тем, что боевую подготовку в пожарных подразделениях осуществляют начальники караулов, заместители и начальники подразделений. Эти должности будут занимать наши выпускники. Готовясь к занятиям и проводя их, они будут вспоминать, как это делали их учителя.

Наиболее сложным в методическом плане является описание изложения ответов на рассматриваемые вопросы. Обычно одного разворота бланка методического плана недостаточно. Поэтому в него вставляют дополнительно 1-2 страницы. Методический план, по сути своей, должен содержать основы метода изложения вопроса, рассматриваемого на занятии, наиболее часто – рассказа. Поэтому в плане должно быть изложено самое главное, самое существенное, а также должно быть отмечено, что следует показать на объекте, какие могут быть приведены принципиальные схемы каких-либо устройств, какой справочный материал необходим и т.д.

Эффективность любого практического занятия зависит от качества той информации, которая сообщается слушателям. Они должны осознать ее практическую значимость. Это всегда является основой интереса, проявленного к занятию, что всегда оценивается слушателями. Плохая подготовка преподавателя к занятию вызывает чувство досады у слушателей, их неудовлетворенность и, может быть, неосознанную обиду за потерянное время на занятии.

Иногда неудачное изложение требуемой информации перечеркивает хорошую подготовку преподавателя к занятию. Поэтому необходимо хорошо продумать последовательность занятия, как просто и доходчиво изложить изучаемый материал, на что обратить внимание, что и как отразить в записях учащихся. Все это следует учитывать при разработке методического плана. Фрагмент такого описания приводится в прилагаемом Методическом плане проведения практического занятия (прил. 2). На последней его странице указаны используемые на занятии пособия и оборудование, а также дано задание для подготовки слушателей к следующему занятию.

Преподаватели вступают в должность на кафедрах, где уже имеются и методически отработаны планы проведения занятий и их выполнения. Это облегчает подготовку к занятию. Однако даже в этом случае необходимо самому реализовать весь цикл подготовки. Кроме того, целесообразно оформить личный, собственный методический план. В него постепенно будет вноситься новый материал, свои приемы изложения информации, свои подходы к формированию записей результатов занятия и т.д., это создаст основу для совершенствования как самого занятия, так и его проведения.

Проведение занятия. С первого занятия в группе необходимо установить деловые отношения со слушателями. Прежде всего, следует проявлять высокую требовательность как к подготовке к занятиям, так и к активной работе во время их проведения. Высокая требовательность должна сочетаться с безукоризненной справедливостью. Особенно важно правильно оценивать ответы слушателей на контрольные вопросы при проверке подготовки к занятиям и во время его проведения. Слушатель должен хорошо понять, за что и какую оценку он получает, поэтому в оценках не следует допускать снисходительности.

При наличии зачетов по практическим работам (или даже по курсу) целесообразно дать установку: активное участие в занятиях, при положительных оценках, может служить основанием для зачета без его проведения. Это может быть хорошим стимулом для активизации любых занятий.

Успешность проведения занятий прямо пропорциональна времени, затраченному на его подготовку. Только хорошо подготовленное занятие дает право преподавателю требовать от слушателей активной их работы.

Наличие даже хорошо сформулированного методического плана еще не гарантирует успешность проведения занятия. Чтение содержания учебных вопросов обесценивает занятие. Поэтому необходимо четко знать последовательность изложения учебных вопросов и сущность их содержания. Изложение материала занятия следует осуществлять в виде свободного рассказа или беседы, ссылаясь при этом на объекты изучения (если они используются) или схемы их устройства. Методическим планом можно пользоваться для контроля последовательности изложения содержания рассматриваемых вопросов, табличного материала, воспроизведения схем или рисунков на доске. Особо необходимо выделять «стержневые», т.е. главные, мысли, фиксировать их. Если проводится изучение каких-либо приемов работы с оборудованием, то следует один-два раза попытаться повторить их со слушателями.

Необходимо постепенно научиться во время занятия поддерживать активную работу слушателей. Это возможно осуществить, обращаясь к слушателям, выясняя их мнение об отдельных вопросах, выводах, положениях. При ответе слушателей на заданный вопрос можно спрашивать мнение других слушателей о правильности ответов и т.д. Такая живая беседа способствует интенсификации мышления, лучшему усвоению изучаемого материала.

Хорошую подготовку к занятию и его проведение слушатели воспринимают как уважительное отношение преподавателя к ним и по достоинству оценят его работу. Такие оценки – основа формируемого авторитета преподавателя.

В заключительной части занятия следует подвести краткий его итог, если необходимо – оценить работу отдельных слушателей. Слушатели должны уйти с занятия с чувством исполненного долга и удовлетворения, сознавая, что они усвоили, хотя бы частично, новый материал и чему-то научились.

После занятия преподавателю необходимо проанализировать его, отметить, что получилось хорошо, а что необходимо доработать. Соответствующие замечания следует внести в методический план. Такой анализ составит основу совершенствования содержания и методики его проведения.

 

5. ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

 

На различных кафедрах лабораторным работам (занятиям) отводится от 22 до 57 % всего аудиторного времени (см. табл.3). Являясь логическим продолжением лекций или практических занятий, они предназначены для подтверждения теоретических вопросов, излагаемых на лекциях, или обучению проведения каких-либо диагностических работ.

Назначение лабораторных работ. Требования к их подготовке. Основным методом лабораторных работ является исследование различных явлений (или закономерностей), характеристик механизмов, приборов и т.д. Получаемые в работах результаты способствуют не только укреплению знаний, но и превращению их в убеждения.

Выполняя лабораторные работы, слушатели еще усваивают и приемы работы с измерительной аппаратурой, учатся измерять, оценивать погрешности измерений, обрабатывать их результаты, делать заключения или обобщения. Приобретенные навыки имеют большое практическое значение. Так, в пожарных частях при ежедневном техническом обслуживании пожарных автомобилей проверяется герметичность центробежных насосов. В соответствии с требованиями нормативных документов периодически проверяется техническое состояние двигателей, пожарных автомобилей, центробежных пожарных насосов и т.д. Результаты  проводимых испытаний и измерений являются основой для направления в ремонт или списания обследованного оборудования. Метрологическое же обеспечение в ГПС осуществляется технической службой.

Лабораторные работы могут выполняться на специально создаваемых установках или стендах, имитирующих работу механизмов или систем, непосредственно на машинах и т.д.

Для выполнения лабораторных работ на кафедрах создаются специальные методические пособия. Описание лабораторных работ в них осуществляется по единому плану, включающему:

– обоснование целей занятия;

– формулирование задания на подготовку к работе;

– описание приборов и лабораторного оборудования;

– рекомендации по рациональной последовательности выполнения работы;

– указания по составлению отчета.

Подготовка к лабораторному занятию. Для проведения лабораторных работ кафедры располагают необходимым оборудованием и приборами. Для рационального использования как этого оснащения, так и времени на выполнение работ преподавателю необходимо самому готовиться к занятию и уметь выполнять работы. Эта подготовка должна включать изучение:

– теоретических основ темы предмета, которой посвящена работа;

– устройства лабораторного оборудования, характеристик и принципов работы приборов;

а также:

– знание содержания работы, ее практической значимости;

– умение лично выполнять работу и иметь собственный экземпляр отчета с результатами ее выполнения;

– знание требований техники безопасности работы с оборудованием.

Как правило, на занятии, предшествующем лабораторному, необходимо поставить задачу учебной группе о предстоящей работе. Накануне, перед выполнением слушателями лабораторной работы, следует лично проверить на кафедре готовность к ее проведению. И наконец, важно четко сформулировать те контрольные вопросы, по ответам на которые можно будет судить о подготовке учащихся к занятию.

Рекомендуется, чтобы вопросы включали основы теории работы, отражали цель занятия, его практическую значимость.

Результаты подготовительной работы целесообразно также оформить в виде методического плана. Весьма полезно приложить к нему отчет по работе, выполненный самим преподавателем.

Проведение лабораторной работы. На выполнение работы планируется два учебных часа. Только тщательная подготовка преподавателя и слушателей обеспечат рациональное использование этого времени. Для этого необходимо кратко провести начало занятия: изложить цели занятия, проконтролировать подготовку, ознакомить с правилами техники безопасности.

Основную часть работы учащиеся должны выполнять самостоятельно. Роль преподавателя и лаборантов сводится к контролю их работы.

Выполняя лабораторные работы, слушатели учатся проводить экспериментальные исследования. Опыт их как экспериментаторов невелик, поэтому не исключены ошибки в работе. Задача преподавателя – предотвратить их появление. Поэтому прежде всего следует убедиться, что учащиеся правильно оценивают градуировки шкал приборов. Следует также проверять правильность выполнения измерений, их последовательность. При необходимости надо показать,  как это делать.

Обычно объем лабораторной работы планируют таким образом, чтобы в установленное время можно было закончить измерения и начать обработку полученных результатов. Этому периоду оформления следует уделить особое внимание, так как от этого зависит как формулирование общих выводов, так и особенности представления графических зависимостей, если они имеются.

В работе каждое измерение повторяют 3-4 раза. На основании этих замеров находят среднеарифметическое их значение. Иногда при оформлении результатов стремятся соединять экспериментальные точки, как показано на рис. 2, характеризующие результаты измерений. При этом может искажаться сущность всей работы (линии 1). Экспериментальные значения полученных различных величин обычно являются результатом неточности измерений. Поэтому необходимо специально их обрабатывать или, представляя характер исследуемых зависимостей, ориентировочно представлять необходимую закономерность (линия 2). Такая корректировка позволит правильно установить искомые закономерности. Так, по рис.2 02 Текст.

02 Текст
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 2

При тщательной подготовке слушателей и преподавателей к лабораторным работам они выполняются в регламентированный срок по расписанию. В случае, если работу слушатели не успевают оформить, они должны предъявить ее на следующем занятии. Преподаватель обязан так организовать работу, чтобы не было накопления неоформленных работ. Их неоправданное накопление приводит к большим трудностям в конце семестра по их дооформлению и последующей защите.

Защита лабораторных работ. Она может проводиться в течение семестра, но наиболее часто осуществляется в зачетную неделю перед экзаменационной сессией. Этим как бы фиксируется подготовка к самому экзамену. При защите наибольшее внимание следует обратить на понимание слушателем сущности выполненной работы, ее теоретических основ и практического значения. Особенно важно внушить слушателям важность содержания работы в формировании инженерного мышления, связи ее с теоретическими основами изучаемых учебных дисциплин.

По окончании зачетов по защите лабораторных работ следует проанализировать как их проведение, так и результаты защиты; выявить упущения, наметить пути их совершенствования. Результаты анализа следует приложить к методическому плану. Результаты такого анализа должны стать основой совершенствования лабораторных занятий.

6. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Семинар (от лат. seminarium – рассадник) вид учебных занятий, на которых обсуждаются подготовленные учащимися (слушателями) под руководством преподавателя сообщения и доклады [8]. Он, таким образом, предполагает коллективную работу преподавателя и обучаемых [18]. А это требует специфической, обязательной  подготовки его участников.

Высказываются мнения, что семинарами могут заменяться отдельные лекции  [4]. Однако наиболее часто они являются производными от лекции [15].

Назначение семинаров. Требования к их подготовке. Общепризнанным считается, что семинарские занятия как форма обучения направлены не столько на проверку знаний, сколько на развитие самостоятельного мышления. Наиболее полно и четко их назначение представлено в работе И.В. Горлинского [15]. Ввиду ограниченного количества этого труда в библиотеке приведем необходимое извлечение из него.

«Семинар – это классическая групповая форма теоретического обучения. Она применяется для обсуждения наиболее сложных тем учебной программы под руководством преподавателя и, как правило, является производной от линии, но не повторяет ее тему и учебные вопросы, а расширяет и углубляет их содержание, максимально приближая обучение к реальным условиям деятельности сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск. Поэтому основное дидактическое требование к семинару состоит в том, чтобы учебные вопросы (проблемы), выносимые на обсуждение, исходили из потребностей научного обоснования практики и были переориентированы с системы знаний на систему действий. Это позволит активизировать обучающихся, развивать у них профессиональное мышление, тем самым реализовать принцип связи обучения с жизнью, теории с практикой.

Семинар - внешне простая форма обучения, а, по существу, одна из сложных, поскольку она обязывает преподавателя так организовать это занятие, чтобы включить обучающихся в активный мыслительный процесс, заинтересовать их обсуждаемой проблемой и вовлечь в дискуссию. Это требует от преподавателя умения управлять учебной группой, создать в ней живое общение, обеспечить возможность каждому высказаться, обменяться мнениями.

Такой подход к семинару придает ему, наряду с функциями, присущими лекции, поисковую и контрольную функции. Первая позволяет развивать у курсантов и слушателей не формальные, а творческие умения, вести поиск путей и изыскание резервов совершенствования практики на научной основе. А вторая – выявить уровень усвоения учебного материала обучающимися.

Главная дидактическая цель семинара – научить курсантов и слушателей творчески мыслить, рассуждать, дискутировать, находить истины, опираясь на научные аргументы. Это способствует развитию у обучающихся нового мышления, помогает ломать у них устоявшиеся стереотипы, перестраивать психологию каждого, учить умению спорить, гласно отстаивать свою точку зрения. Поэтому семинар как форма обучения направлен на развитие самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся.

Основные задачи семинарского занятия:

– закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на лекции и добытых в процессе самостоятельной работы с литературными источниками, правовыми актами, материалами практики и др.;

– формирование у обучающихся умений и навыков работать с первоисточниками и специальными документами, анализировать и оценивать различные источники знаний, готовить аргументированные выступления, грамотно и убедительно говорить, логически правильно строить свои мысли и передавать их вслух;

– выявление уровней знаний программного материала и оценка обучающихся по темам курса.

Таким образом, семинар представляет собой сложную, но весьма эффективную форму обучения, основанную на сотрудничестве и более тесном взаимодействии преподавателя с обучающимися учебной группы. Именно на семинарском занятии наиболее полно проявляется педагогика сотрудничества, где обучающий и обучающиеся выступают как партнеры, единомышленники, заинтересованные в том, чтобы курсанты и слушатели с интересом усваивали программный материал, а преподаватель обобщил ход обсуждения и оценил их знания без выставления отметок за выступления».

В ряде работ указываются различные виды семинаров – от двух [4] до десяти [15]. Наиболее широко применяется тематический семинар. Его цель – научить обучающихся свободно выступать в обсуждении вопросов по теме занятия.

Семинары являются наиболее сложной и трудной формой практического занятия. Успешность и результативность их проведения в основном определяется тремя факторами:

– качеством подготовки кафедрами планов их проведения;

– тщательностью подготовки их организации и проведения преподавателями;

– вдумчивым, ответственным отношением слушателей к участию в семинаре.

Обычно планы семинаров разрабатывают наиболее опытные преподаватели. Семинары не повторяют лекции, а углубляют ее тему, поэтому, прежде всего, необходимо выяснить аспекты ее продолжения, уяснить их значимость для практики. Такой анализ позволит четко определить как дидактические цели семинара, так и значимость для решения практических задач. Это позволит четко сформулировать основные вопросы (или темы) для обсуждения на семинаре. Они должны обеспечить изучение и продолжение темы, излагавшейся на лекции. Следующим этапом в разработке плана семинара должен быть подбор рекомендованной технической литературы для разработки слушателями своих докладов или выступлений.

На семинарское занятие можно выносить 2-4 вопроса. В каждом из них целесообразно в краткой форме сформулировать, какая цель части семинара в нем должна быть отражена.

Весь подготовленный материал рационально оформить в виде краткого методического плана.

Подготовка к семинару. Особенности подготовки к семинару состоят в том, что готовиться должны преподаватели и под их руководством слушатели. И преподаватели и слушатели должны прежде всего знать содержание темы, по которой состоится семинар по учебнику, а также особенности ее изложения на лекции. Это общее содержание обоих субъектов семинара – различие же обусловливается и объемом и содержанием работы.

1. Преподаватели разрабатывают или, если уже имеется план семинара, уясняют его цель, задачи, особенности организации проведения. Они должны изучить содержание всех источников информации, рекомендуемых слушателям. Не менее важной является организация подготовки семинара и его проведения.

Необходимо ориентировать всю группу учащихся на предстоящий семинар. Для этого преподавателю следует:

– сообщить на лекции о предстоящем семинаре, его теме и целях, об участии в его работе всех слушателей;

– провести консультацию в учебной группе с более глубоким уяснением целей семинара, его задач; ориентировать слушателей на изучение всех источников, рекомендованных для подготовки к семинару;

– выделить из группы несколько слушателей для подготовки выступлений.

На проводимых коллективных или индивидуальных консультациях следует ориентировать слушателей на самостоятельную работу, выделение основных проблем, на которые необходимо обратить внимание. Иногда полезно поручить одному или нескольким слушателям представить рецензии на отдельные статьи из различных журналов, публикаций. Это будет способствовать качественному проведению семинара.

Во время консультации не следует связывать инициативу докладчиков, не спешить со своими советами и рекомендациями, а дать возможность обучаемому самому обдумать план выступления, «методику работать над ним» [18].

И только на последней консультации целесообразно высказать общее мнение о плане выступления, внести (если необходимо) коррективы в соответствии с общим планом семинара.

Для рационального использования времени на семинаре преподавателю необходимо:

– продумать тщательно введение,  четко изложить цели семинара, ориентировать слушателей на активное обсуждение рассматриваемых вопросов;

– обосновать рабочий сценарий проведения семинара, порядок выступлений, постановки дополнительных вопросов;

– сформировать основу заключения, включающую оценку семинара, степень достижения целей, над чем следует еще работать для дальнейшего совершенствования сущности изучаемой темы.

2. Слушатели получают и уясняют план семинара, его цели и задачи, изучают рекомендованную литературу, нормативно-технические документы. После соответствующих консультаций выполняют письменные задания, если они обусловлены планом семинара или заданы преподавателем. Преподавателям рекомендуется контролировать подготовку слушателей.

Содержательная часть семинара – наиболее сложная его составляющая. Необходимо организовать творческое обсуждение проблемы – темы семинара. Следует стремиться предотвращать простой пересказ лекции и учебных пособий. Это должно быть заложено уже при подготовке к семинару.

На семинаре надо организовать развернутую беседу по плану семинара. Доклады участников следует обсудить. При этом возможно задавать вопросы как участникам семинара, так и преподавателю. Рекомендуется спрашивать ответы у самих учащихся. Это позволит организовать обмен мнениями, развертывание дискуссии.

Сложность заключается еще и в том, что преподаватель должен быть готов ответить на неожиданные реплики, вопросы, возникающие в ходе обсуждения. Преподавателю не следует противопоставлять мнения участников друг другу. Преподаватель должен быть настроен дружелюбно и доброжелательно ко всем участникам занятия.

Заключительная часть семинара посвящается подведению итога, его оценке. Основное внимание в ней уделяется:

– анализу докладов слушателей и их оценке;

– обобщению выступлений других участников семинара, их оценке;

– общей оценке семинара, степени достижения его целей.

В конце выступления следует поблагодарить всех участников семинара за их труд и активную работу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Академии ГПС на протяжении многих лет сформирована четкая система обучения, в которой лекционным темам соответствуют практические, семинарские и лабораторные занятия. Им отводится более 50% учебного времени. Вот поэтому преподаватели, обучающие слушателей в небольших группах, должны:

– непрерывно совершенствовать знания своего предмета, а также глубоко овладевать основами организации и методики учебной работы;

– сочетать профессиональное обучение с формированием обязанностей, долга гражданина, трансформировать государственные цели в педагогике;

– всегда четко определять практическую направленность, значимость обучения;

– хорошо владеть голосом, дикцией, выразительностью и эмоциональностью изложения информации;

– научиться обобщать опыт преподавания, критически его оценивать;

– быть образцом в работе, поведении и в обращении с учащимися.

Формирование и совершенствование преподавателя происходит на протяжении всего периода его активной деятельности.

Преподавательская деятельность – деятельность, которая не проходит бесследно. Память о хороших преподавателях сохраняется у бывших обучаемых на всю жизнь.

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика