лабы123 / учеба 2015 / институт. ОbmenDoc.ru - Сервис, где делятся учебой.

Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   01.02.2015
Размер:   140.9 КБ
СКАЧАТЬ

Лабораторная работа № 2

Определение рН, запаха, вкуса и привкуса воды

 

Определение рН воды

Материалы и оборудование

Универсальная индикаторная бумага, проба воды.

Методика работы

1. Опустите в исследуемую воду кусочек универсальной индикаторной бумаги сравните ее цвет с цветной шкалой. Определите значение рН.

2. Повторите опыт с пробами воды из разных источников и с дождевой водой.

3. Сделайте соответствующие выводы о пригодности воды из каждого исследованного источника для обитания различных гидробионтов.

Определение запаха

Запах по характеру подразделяют на две группы:

а) естественного происхождения (от живущих и отмерших организмов, влияния почв одной растительности т.д.);

б) искусственного происхождения.

Характер и интенсивность запаха

 

Естественного происхождения

Искусственного происхождения

Землистый

Нефтепродуктов (бензиновый)

Гнилостный

Хлористый

Плесневый

Уксусный

Торфяной

Фенольный

травянистый

 

 

Таблица для определения характера и интенсивности запаха

Интенсивность запаха

Характер проявления запаха

Оценка интенсивности запаха в баллах

Нет

Запах не ощущается

0

Очень слабая

Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды)

1

Слабая

Запах ощущается если на это обратить внимание

2

Заметная

Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде

3

Отчетливая

Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья

4

Очень сильная

Запах на столько сильный, что делает воду непригодной к употреблению

5

Для питьевой воды допускается наличие интенсивности запаха не больше 2 баллов. Можно количественно определить интенсивность запаха как степень разбавления.


Лабораторная работа № 3

Качественная оценка загрязнения воздуха с помощью лишайников (лихеноиндикация)

Оборудование

Лупа, рамка для определения степени покрытия лишайниками стволов

лабы123

Ход работы

Работа выполняется в группах.

1. Выберите район, в котором будут проводиться наблюдения.

2. Составьте карту района.

3. Отметьте на карте близлежащие ТЭЦ, заводы, другие предприятия, дороги с интенсивным транспортным движением.

4. Разбейте выбранную территорию на квадраты, размер которых зависит от площади изучаемой территории (например, 10x10 м).

5. В каждом квадрате выберите 10 отдельно стоящих старых, но здоровых, растущих вертикально деревьев.

6.             На каждом дереве подсчитайте количество видов лишайников. Не обязательно знать, как точно называются виды, надо лишь различить их по цвету и форме слоевища для более точного подсчета можно использовать лупу.

7.             Все обнаруженные виды разделите на 3 группы: кустистые, листоватые, накипные.

8.             Проведите оценку степени покрытия древесного ствола. Для этого на высоте 30 - 150 см на наиболее заросшую лишайниками часть коры наложите рамку. Подсчитайте, какой процент общей площади рамки занимают лишайники.

Кроме деревьев, можно исследовать обрастание лишайниками камней, стен домов и т.п.

Полученные результаты занесите в таблицу.

Признаки

Деревья

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общее количество видов лишайников, в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кустистых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Листоватых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Накипных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Степень покрытия древесного ствола лишайниками, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщенные результаты и выводы

Определите степень загрязнения по таблице.

 

Зона

Степень загрязнения

Наличие (+) или отсутствие  (-) лишайников

 

 

 

1

Загрязнения нет

 

 

 

2

Слабое загрязнение

 

 

 

3

Среднее загрязнение

 

 

 

4

Сильное загрязнения («лишайниковая пустыня»)

 

 

 

 

Сделайте вывод о степени загрязнения воздуха на изучаемой территории.


Лабораторная работа №4

Биоиндикация уровня загрязнения воздуха

по состоянию хвои сосны

Ход работы

Работа проводится в группах в течение 2-4 дней. Обследование можно проводить круглосуточно.

1. Выберите район, в котором будет проводиться обследование растений сосны (Pinus sylvestris).

2. Составьте карту района.

3.             Отметьте на карте близлежащие предприятия, дороги с интенсивным транспортным движением (антропогенная нагрузка).

4. На карте наметьте точки обследования. При высокой антропогенной нагрузке они должны быть расположены на расстоянии 1, 5 - 3 км, в малозагрязненных районах - на расстоянии до 10 км.

5. В районе намеченной точки найдите участок леса, где растут молодые сосенки высотой 1 - 1,5 м.

6. Оцените степень вытоптанности участка: 1 - вытаптывания нет; 2 – вытоптаны тропы; 3 - ни травы, ни кустарников нет; 4 - осталось немного травы вокруг деревьев.

При высокой вытоптанности территории (3 - 4) экспресс-оценка воздушного загрязнения невозможна.

7.             Выберите 5 молодых сосен, растущих на открытом месте (поляне, опушке, просеке), с 8 - 15 мутовками боковых побегов на главном стволе, отстоящих друг от друга на расстоянии 10 - 20 м.

8.             У каждого деревца осмотрите хвоинки участка центрального побега предыдущего года (второго сверху). Если деревья очень большие, то обследование проведите на боковом побеге в четвертой сверху мутовке.

9.             Определите класс повреждений и усыханий хвои. Имейте в виду, что шипик на конце хвоинки всегда более светлый, поэтому его окраска не включается в оценку.

Класс повреждения хвои (некрозы)

1

2

3

 

 

 

Класс усыхания хвои

1

1

1

2

3

4

 

Классы повреждения хвои: 1 - хвоинки без пятен; 2 - хвоинки с небольшим числом мелких пятен; 3 - хвоинки с большим числом черных и желтых пятен, некоторые из них крупные, во всю ширину хвоинки.

Классы усыхания хвои: 1 - нет сухих участков; 2 - усох кончик 2 - 5 мм; 3 - усохла треть хвоинки; 4 - вся хвоинка жесткая или более половины ее длины сухая.

10. Определите продолжительность жизни хвои. Для этого обследуйте верхушечную часть ствола за последние годы: каждая мутовка, считая сверху - это год жизни. Определите, сколько лет сохраняется хвоя (ее максимальный возраст), причем, если на самом нижнем из освоенных участков часть хвоинок опала, то оценивают примерную доля сохранившихся. Таким образом полный возраст хвои определяется числом участков ствола с полностью сохраненной хвоей плюс доля сохраненной хвои на следующем за ним участке.

Например, если верхушечная часть и два участка между мутовками полностью сохранили хвою, а на следующем участке сохранилась половина хвои, то показатель продолжительности жизни хвои составляет: 3 + 0,5 = 3,5.

Схема определения продолжительности жизни хвои сосны.

0,5          1              1,5          2              2,5          3              3,5          4


Обработка результатов и выводы

Основываясь на данных таблицы, сделайте вывод о степени загрязненности воздуха.

Экспресс оценка загрязнения воздуха

Максимальный возраст хвои

Класс повреждения хвои на побегах второго года жизни

1

2

3

4

I

I - II

III

3

I

II

III – IV

2

I

III

IV

2

-

IV

IV – V

1

-

IV

IV - VI

1

-

-

VI

Условные обозначения степени загрязнения воздуха:

I – идеально чистый, II – чистый, III – относительно чистый («норма»), IV – загрязненный («тревога»), V – грязный («опасный»), VI – очень грязный («вредно»), прочерком обозначается невозможные сочетания.

 

По результатам  проведенных экспериментов сделайте вывод о состоянии воздушной среды в изученном районе, воды в водоеме.

Обоснуйте возможные причины полученных результатов.

Сделайте практические предложения по улучшению экологической ситуации в районе.

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика