andrey

Путь к Файлу: /Санкт-Петербургский институт Машиностроения / ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ СТУДЕНТОВ.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   01.02.2015
Размер:   214.5 КБ
СКАЧАТЬ

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Санкт-Петербургский институт машиностроения

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

Отчет

по дисциплине  социология

на тему:

Трудовая занятость студентов

 

 

 

 

Выполнили

Студенты группы 2803

Мирошниченко Я.В.

Егоров В.Н.

Лашков В.А.

Любимов Н.В.

Проверил

Курлов В.Ф.

 

 

 

Санкт- Петербург

2008

Содержание

Введение  3

Гипотеза 1  6

Гипотеза 2  7

Гипотеза 3  8

Гипотеза 4  9

Гипотеза 5  10

Положительные и отрицательные последствия трудовой занятости студентов. 11

Выводы   12

Список использованной литературы: 16

Введение

Актуальность исследования. Получает все большее распространение совмещение студентами учебы в вузе с работой - по оценкам различных исследователей доля студентов очной формы обучения, вовлеченных в трудовые отношения, составляет более 40%. Существует еще один  процесс, связывающий студентов высших учебных заведений и рынок труда, - рост уровня безработицы среди выпускников. Очевидно, что трудовая занятость студентов в условиях напряженной ситуации на рынке труда, с одной стороны, и увеличения доли молодежи с высшим образованием, ищущей работу, с другой, выполняет определенные функции, понимание которых необходимо для принятия адекватных решений и в сфере труда, и в сфере высшего образования. С начала 1990-х годов студенческая трудовая занятость стала массовым явлением, что можно связать как со снижением уровня благосостояния большинства российских семей, так и с появлением новых требований рынка труда, отменой системы обязательного распределения выпускников вузов, изменением принципов работы системы высшего профессионального образования. Недостаточно исследована трудовая занятость студентов, ее функции, причины и перспективы, что делает тему исследования актуальной.

Важно подчеркнуть, что в литературе пока не отмечено попыток проанализировать феномен совмещения учебы и работы, сам процесс вхождения в занятость в терминах концепций социального и человеческого капитала. Вместе с тем, при анализе феномена совмещения учебы и работы необходимо учитывать работы зарубежных исследователей, вводящих понятие «вхождение в занятость» и рассматривающих трудовую занятость учащихся в контексте данного понятия (см., например, работу под редакцией Шавита и Мюллера).

В отечественной литературе последних лет феномену студенческой трудовой занятости уделяется достаточно много внимания. Стоит отметить большие исследовательские проекты под руководством Д.Л. Константиновского, Ф.Э. Шереги, А.Г. Эфендиева. Особый интерес представляет работа, выполненная под руководством В.И. Герчикова, в которой функции трудовой занятости студентов рассматриваются более комплексно, сам феномен связывается со стратегией интеграции в систему трудовых отношений и формированием нового механизма трудоустройства студентов и выпускников вузов. Помимо названных, за последние десять лет были опубликованы результаты многих менее масштабных исследований, среди авторов которых можно, в качестве примера, назвать Ю. Р. Вишневского, В.В Радаева, Л.Я. Рубину, Т.О. Разумову. Все названные авторы внесли существенный вклад в  формирование представлений о характере совмещения студентами учебы с трудовой занятостью, масштабах этого феномена, позволили уточнить возможный список факторов, влияющих на решение о совмещении учебы с работой.

Объект исследования: работающие студенты дневного отделения 2 ого курса экономического факультета ПИМАШ (ЛМЗ-ВТУЗ)

Предмет исследования: Причины, влияющие на необходимость совмещения учебы и работы

Цель: Выявление причин, которые вынуждают студентов совмещать работу и учебу.

Гипотезы

1. Если студент будет работать, то он сможет удовлетворять свои материальные потребности

2. Студенты работают, так  как они считают,  что если они будут работать, то они будут в состоянии оплатить свое обучение.

3. Чем раньше студент начинает карьеру, тем больше он получит практического опыта

4. Некоторые студенты имеют детей и у них есть необходимость содержать их, поэтому они вынуждены работать.

5. На потоке есть иногородние студенты, им нужно обеспечивать себя, платить за жилье, это и вынуждает их работать.

 

Характеристика исследования: Была сделана выборка по принципу трудовой занятости. Анкеты заполнили 28 студентов, которые совмещают трудовую деятельность с обучением. Это около 28 % от всего потока.

Практическая значимость полученных результатов.. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при:

1) подготовке учебных курсов по социологии и экономике труда и образования;

2) разработке политики высших учебных заведений относительно совмещения студентами учебы и работы;

3) совершенствовании работодателями критериев и методик отбора молодых специалистов;

4) создании и организации работы центров поддержки карьеры при высших учебных заведениях.

Гипотеза 1

Гипотеза: Если студент будет работать, то он сможет удовлетворять свои потребности.

Из графика видно, что  большинство -70%, опрошенных считают, что у них не получается удовлетворять свои потребности в полной мере, что подтверждает данную гипотезу. Возможно, молодые люди устраиваются на работу, потому что им не хватает так называемых карманных денег или родители не имеют возможность полностью удовлетворить потребности своего взрослого ребенка.

ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ СТУДЕНТОВ

Гипотеза 2

Студенты работают, так  как они считают,  что если они будут работать, то они будут в состоянии оплатить свое обучение

ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ СТУДЕНТОВ

Среди работающих студентов 35,7%  учащихся бюджетной формы обучения, у них нет необходимости оплаты. Какие тогда причины побуждают их устраиваться на работу? Одна половина бюджетников не довольна уровнем удовлетворения своих потребностей, другая половина  видит в причинах своего трудоустройства либо самореализацию, либо накопление опыта.

Согласно проведенному анкетированию 46,4 % опрошенных утверждают, что за их обучение платят родители. У студента нет необходимости самостоятельно оплачивать обучение, возможно, потому что в России наблюдается рост благосостояния семей и родители в состоянии оплатить высшее образование своему ребенку

Только 10,7% опрошенных заявили, что сами оплачивают свое обучение в ВУЗе.

Остальные 7,1% указали совместный вариант оплаты учебы вместе с родителями.

Гипотеза 3

Чем раньше студент начинает карьеру, тем больше он получит практического опыта.

ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ СТУДЕНТОВ

Количество положительно и отрицательно ответивших находится примерно на одном уровне.

На наш взгляд это связано и с сферой деятельности в которой работает студент. В доказательство нашей точки зрения можно привести аргумент: относительно небольшое количество студентов трудятся на работе, связанной с управленческой деятельностью. В основном  студенты заняты в торговле и рекламной деятельности.

ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ СТУДЕНТОВ
 


Гипотеза 4

Некоторые студенты имеют детей и у них есть необходимость содержать их, поэтому они вынуждены работать.

 

Среди 28 % опрошенных трудоустроенных студентов нет молодых родителей. Следовательно, гипотеза о том, что  студент работает, что бы обеспечить свою молодую семью опровергнута на примере потока 2 курса. Однако по статистике 41 % молодых людей в стране заводят семью в студенческие годы.

 

Гипотеза 5

На потоке есть иногородние студенты, им нужно обеспечивать себя, платить за жилье, это и вынуждает их работать.

ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ СТУДЕНТОВ

На 2 курсе экономического факультета среди работающих студентов 86% назвали Санкт- Петербург своим родным городом, 14%  являются иногородними или живут в Ленинградской области. Гипотеза считается опровергнутой по той причине, что в институте подавляющее число студентов Петербуржцы, а иногородних студентов очень мало. Возможно, это связано с отсутствием  у института собственного студенческого общежития или малой известностью ВУЗа в других городах.

Положительные и отрицательные последствия трудовой занятости студентов.

Согласно статистике больше 50% бывших и настоящих студентов совмещали и совмещают учебу в вузе с работой

ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ СТУДЕНТОВХорошо или плохо совмещать работу с обучением в ВУЗе? В 2007 году ВЦИОМ  проводил исследование предметом, которого являлась трудовая занятость студентов. Целью исследования было выяснение положительных и отрицательных сторон этого феномена.

 

 

 

 

 

ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ СТУДЕНТОВ
 


Выводы

Анализ результатов исследования показал, что основной причиной вынуждающей студентов совмещать работу с учебой - это недостаточный уровень удовлетворения материальных потребностей. Среди работающих студентов 61 %  представительниц женского пола. Следовательно можно сделать вывод что чаще всего девушки не

Большинство опрошенных работает в свободное от учебы время, у них нет надобности пропускать занятия.

Гипотеза об оплате обучения не нашла подтверждения, так как  большинство трудоустроенных студентов либо являются бюджетниками, либо обучение оплачивается полностью родителями.

Подавляющее большинство живет с родителями, у нет надобности, платить за жилье, и обеспечивать себя.

Среди опрошенных не оказалось молодых родителей, гипотеза об обеспечении  собственных детей опровергнута.

Относительно одинаковое количество положительных и отрицательных ответов в вопросе о способствовании настоящей работы накоплению опыта в будущей специальности, на наш взгляд это связно со сферой деятельности. И, кроме того, на ответственные управленческие должности редко берут малоквалифицированных специалистов, к тому же учащихся на очном отделении.

Гипотеза об иногородних студентах вынужденных работать, что бы оплачивать жилье, опровергнута на примере потока 2 курса. Однако возможно, что в других ВУЗах нашего города эта гипотеза бы имела право на существование.

Более 50 % опрошенных считают что их работа дает возможность самореализоваться лишь частично. Гипотеза считается доказанной.

Все опрошенные заявили, что у них, получается, совмещать работу с учебой.

В заключении хотелось бы отметить, что феномен трудовой занятости студентов  до конца не изучен, а наше исследование установило лишь некоторые причины возникновения данного феномена на примере 2 курса экономического факультета. Не исключается, возможно, что если бы данное исследование проводилось в другом вузе, то результаты могли бы отличаться.

Приложение 1

Анкета

За последние годы все больше студентов дневного отделения начинают совмещать учебу и работу. Мы хотим выяснить причины такого явления. Ответьте ,пожалуйста, на эти не сложные вопросы, отметив понравившийся вариант любым знаком.

 

1.Ваш пол

q Мужской                                                                                             39%

q Женский                                                                                              61%

2.Сколько вам лет? ________

18                                                    43%

19                                                    36%

20                                                    14%

21                                                    7%

3.Работаете ли вы?

q Да                                                                                               28%

q Нет

4. В какой сфере вы сейчас работаете?

q Торговля                                                                                             36%

q Производство                                                                            3%

q Работа в институте                                                                    10%

q Служба безопасности                                                                         14%

q Другое _________________________________________________37%

5.По какому графику вы работаете?

q Сменный                                                                                             14%

q В свободное от учебы время                                                             68%

q На дому

q Пятидневка                                                                                4%

q По выходным                                                                            14

6. Связана ли ваша работа с получаемой специальностью?

q Да                                                                                               25%

q Нет                                                                                                      45%

7.С кем вы живете?

q Один

q С родителями                                                                            89%

q Со студентами (в общежитии)

q С друзьями

q С девушкой/парнем (женой/мужем)                                         11%

q Другое_______________________________________________________

8. Есть ли у вас дети?

q Нет

q Да, один

q Да, несколько

q Жду ребенка

q Нет, но хотелось бы

9. Как вы считаете, получается ли у вас совмещать работу и учебу?

q Получается                                                                                         57%

q Сложно, но удается                                                                   40%

q Не получается                                                                                     0

q Затрудняюсь ответить                                                                        3%

10.Является ли Санкт- Петербург вашим родным городом?

q Да                                                                                               86%

q Нет .Укажите город______________________________________14%

11.Считаете ли вы что у вас получается  удовлетворять свои материальные потребности?

q Да                                                                                               14%

q Да, но не полностью                                                                           67

q Нет, не получается                                                                    18%

q Помогают родители, родственники ,молодой человек/девушка.    1%

12.Кто платит за ваше обучение в институте?

q Я сам                                                                                                   10,7%

q Государство                                                                              46%

q Родители                                                                                             35,7%

q Другое_________________________________________________ 7,1%

13Способствует ли ваша работа накоплению опыта и знаний для вашей будущей специальности?

q Да                                                                                               54%

q Нет                                                                                                       46%

14.Дает ли вам ваша работа возможность самореализоваться?

q Да                                                                                                        22%

q Нет                                                                                                       25%

q Частично                                                                                             53%

15.Нравится ли вам ваша работа?

q Да, нравится                                                                              40%

q Нет                                                                                                       3%

q Не всегда                                                                                             47%

q Хотелось бы уйти на другую работу                                       10%

16.Сколько свободного времени у вас остается после работы и учебы?

q Нет свободного времени                                                           21%

q Не более  одного часа                                                                        7%

q Больше двух часов                                                                    72%

q Другое_______________________________________________________

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Долбик-Воробей Т.А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости  Электорнный журнал ДЕМОСКОП Weekly  (Опубликовано в журнале "Социологические исследования", 2003, №11) www.demoscope.ru

2.Всероссийкий центр изучения общественного мнения http://wciom.ru/

3. А.А. Сусоколов, Д.О. Стребков Сборник студенческих исследований 2000-2007 Москва: ГУ ВШЭ, 2007 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика