andrey

Путь к Файлу: /Санкт-Петербургский институт Машиностроения / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Опорный конспект.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   01.02.2015
Размер:   179.5 КБ
СКАЧАТЬ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский институт Машиностроения (ЛМЗ-ВТУЗ)

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Антикризисное управление»

 

 

курс: V

семестр: 9

всего часов: 34

разработчик: к.т.н., доцент Бражников И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2006

Антикризисное управление

 

Тема1. Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии.

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Опорный конспект
 


Под кризисом на макроуровне понимается крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее дальнейшей жизнеспособности.

 

В общем случае типология кризисов может быть представлена следующей схемой:

 

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Опорный конспект 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Отмечено, что социально-экономические кризисы имеют циклический (волнообразный) характер. Классический цикл состоит из следующих характерных фаз (рис. 2):

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Опорный конспект
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1. Кризис (спад)

2. Депрессия (стагнация)

3. Оживление (восстановление)

4. Подъем (бум)

Рис. 2

 

В зависимости от структуры социально-экономических систем и причин, вызывающих их волнообразное развитие, периоды циклов могут быть различными – от 1÷3 лет до 40÷60 (циклы Кондратьева) и более. Наложение циклов отдельных подсистем друг на друга приводит к тому, что результирующие траектории развития систем приобретают сложный, нерегулярный, а  значит трудно предсказуемый характер, что весьма усложняет прогнозирование наступления очередного кризиса как для систем в целом, так и особенно для отдельных их частей.

Все это дополнительно способствует усилению объективно неизбежных конфликтов в обществе, которые достигают своего максимума в переходные периоды развития социально-экономических систем, когда кризисы в них приобретают системный характер.

 

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Опорный конспектСистемный кризис возникает, когда основные компоненты общества – технический базис, экономика, социальная сфера, политика и право приходят в такое взаимное несоответствие, что эта разбалансированность не может быть преодолена в рамках существующего социально-экономического и политического строя.

 

Основными составляющими системного кризиса являются:

· Конституционно-правовой кризис;

· Правительственный кризис;

· Идеологический кризис;

· Внутри- и внешнеэкономический кризис;

· Абсолютное и относительное обнищание населения.

 

Все это вместе взятое может привести как к социальному взрыву с относительно скоротечной (революционной)  сменой экономического базиса и форм государственного правления, так и к дальнейшему вялотекущему распаду общества как национального образования в пределах существующих природно-государственных границ.

Одним из исторически проверенных способов выхода из системного кризиса является реформирование.

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Опорный конспект
 


Реформа – это глубокое эволюционное преобразование политических, экономических и социальных отношений, проводимое властью в целях качественного обновления системы государственного управления, направленное на выход из кризиса и дальнейшее развитие страны.

 

Тема 2. Особенности и виды экономических кризисов.

           

Возможность наступления экономического кризиса существует всегда и связана с объективно рискованным характером хозяйственной деятельности. Эти кризисы отражают как собственные ритмы существования каждой отдельной организации, так и  цикличность развития ее внешней среды. В зависимости от сочетания внутренних и внешних воздействий организации в каждой момент времени могут успешно противостоять нежелательным тенденциям, или входить в кризисные состояния различной степени опасности.

В деле прогнозирования возможности наступления кризисных ситуаций  в масштабах организации и выработки соответствующих антикризисных управленческих решений весьма полезным оказывается использование известного аппарата SWOT-анализа.

В практике антикризисного управления вводятся такие понятия, как:

Фактор кризиса – зафиксированное событие или состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса.

Причина кризиса -  событие или явление, вследствие которого проявляются факторы кризиса.

Симптом кризиса – первоначальное внешнее проявление кризисных явлений, которое хотя и не всегда характеризуют причины кризиса, но на основании которого эти причины могут быть установлены.

Именно по симптомам, причинам и факторам и ведется анализ и оценка кризисов и их возможных последствий для системы.

Любая система в каждый момент своего функционирования может находиться в устойчивом, либо в неустойчивом состоянии.

 

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Опорный конспектВ общем случае под устойчивостью системы (в том числе и экономической системы - организации) понимается ее способность к продолжительному осуществлению своей жизнедеятельности.

 

Устойчивость системы организации отражает прочность и надежность ее элементов и связей между ними, позволяющие выдерживать внутренние и внешние нагрузки. Это качество может быть реализовано лишь в условиях поступательного развития системы, т.е. применительно к экономике – в условиях расширенного воспроизводства. Таким образом, устойчивость и развитие являются важнейшими условиями эффективного существования любой экономической системы.

 

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Опорный конспектВ этой связи в настоящее время приобретает особое значение понятие стратегической устойчивости промышленного предприятия как результата его способности создавать, развивать и сохранять длительное время конкурентные преимущества на рынке потребителя в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса и нарастающих проблем с ресурсами и антропогенного воздействия на природу.

 

Вероятность возникновения кризисов, их глубина и влияние на последующие события в значительной степени определяются спецификой этапа, переживаемого организацией в жизненном цикле своего развития. Кривые жизненных циклов любых систем при всех их конкретных различиях универсальны и применительно к экономическим организациям могут быть представлены следующим образом (рис. 3):

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Опорный конспект 

 

 

 

 

 


           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

Где: А,Б,В,Г – точки (периоды) потенциального кризиса

Д – точка (период реального кризиса)

 

Рис. 3

 

За время реализации общего жизненного цикла организации процессы относительно стабильной ее деятельности сменяются процессами, связанными с последовательным переходом организации от достигнутой стадии развития к последующей. Именно в эти переходные периоды возрастет вероятность возникновения критических ситуаций (точки А, Б, В, Г, Д на рис. 3)

В ходе анализа этих явлений используются термины стабильное, квазистабильное состояние и переходный период. При этом:

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Опорный конспект
 


Стабильным состоянием считается такое состояние системы, когда ни одна ее структурная составляющая не находится в переходном периоде, т.е. все ее составляющие функционируют устойчиво.

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Опорный конспект
 


Квазистабильным состоянием признается такое состояние системы, при котором, по крайней мере, одна из ее составляющих находится в переходном периоде, что однако не сказывается в данный момент критическим образом на конечном результате деятельности всей системы.

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Опорный конспект
 


Под переходным периодом понимается такой временной интервал, в течение которого вся система или какая-либо значимая ее часть изменяется качественным (существенным) образом.

 

В случае успешного развития своей деятельности хозяйственная организация может переходить из одной сферы бизнеса в другую, параллельно сменяя организационно-правовую форму. Сглаженная кривая жизненного цикла такой организации представлена на рис. 4.

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Опорный конспект 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 4

 

Здесь выделяются следующие этапы развития организации:

1 – Эксплерентный

2 – Патиентный

3 – Виолентный

4 – Коммутантный

5 – Леталентный

Поступательное прохождение всех указанных этапов возможно лишь при условии преодоления специфических кризисных опасностей, возникающих на каждом из переходов данного цикла.

 

Тема 3. Потребность и необходимость в антикризисном управлении. Государственное регулирование антикризисных ситуаций.

 

Предотвращая и преодолевая кризисы возможные  в социально-экономической системе, государственная власть тем самым обеспечивает национальную безопасность, под которой понимается:

 

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Опорный конспект«Защищенность национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая прогрессивное развитие личности, общества и государства» [«О национальной безопасности». Послание Президента РФ, 1996].

 

Национальная безопасность слагается из многих составляющих,  таких как:

· Демографическая безопасность;

· Экономическая;

· Духовно-нравственная;

· Информационная;

· Экологическая;

· Оборонная;

· Социальная;

· Ресурсная.

Все эти компоненты объединены прямыми и обратными связями в одну сложную систему, особую роль в которой играет безопасность экономическая, состоящая в свою очередь из следующих частей:

· Технико-производственной;

· Технологической (НТП);

· Продуктовой;

· Энергетической;

· Финансовой;

· Структурной (организационной);

· Информационной;

· Кадровой;

· Управленческой.

Состояние этих частей и их взаимное влияние определяют состояние экономического базиса страны, а через это судьбу всей системы национальной безопасности. Поэтому важнейшей задачей государственного управления страной является предотвращение и нейтрализация последствий объективно неизбежных кризисов, возникающих в сфере экономики. Это объясняет, «почему» государство вынуждено и обязано вмешиваться в ход процессов, реализуемых в экономике страны, на ее микро- и макроуровнях. Гораздо сложнее ответить на вопрос «как» следует осуществлять это вмешательство, т.е. с помощью каких именно конкретных правовых механизмов, в какой мере и в какой последовательности.

В условиях современной России эта проблема многократно осложняется спецификой исторического периода, переживаемого обществом, в который оно вошло неподготовленным как теоретически, организационно, экономически, так и социально-психологически. В такой обстановке неизбежно возрастает как количество и тяжесть разнообразных конфликтов (кризисов) во всех сферах общественной жизни, так и количество ошибок  и неудач в деле их устранения, что видно, в частности, на примере разработки и применения многочисленных законов, принимаемых Государственной Думой и, в частности законодательства о банкротстве предприятий.

 

Тема 4. Кризисы в развитии организации. Стратегия и тактика антикризисного управления предприятием.

 

В практическом плане понятие кризиса организации ассоциируется с ее неспособностью выполнять в дальнейшем уставные функции.

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Опорный конспектИменно эта идея отражена в исходном  определении Федерального Закона  РФ от 26.10.02 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в котором кризису сопоставляется понятие банкротства, которое трактуется как «признанная арбитражным судом неспособность должника в полной мере удовлетворять требованию кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнять обязанности по уплате обязательных платежей».

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Опорный конспектДанное определение является чисто юридическим, связанным с рассмотрением судьбы предприятия во внешних (судебных) органах. Если же говорить о существе дела, т.е. о причинах такого рассмотрения, то в основе его лежат потеря фирмой в силу тех или иных обстоятельств платежеспособности, т.е. фактор финансовый, внутренний. Поэтому с позиций производственного менеджмента кризисное состояние правомерно характеризовать, как возможное наступление юридической процедуры банкротства в результате неспособности организации осуществлять дальнейшее финансовое обеспечение своей хозяйственной деятельности.

Такой подход в свою очередь приводит к необходимости исследования экономических и организационных причин недостаточности финансовых средств предприятия, к поиску источников их пополнения, а также к проведению мероприятий, направленных на благоприятный выход из арбитражного процесса. Все это требует создания на предприятии специальной системы антикризисного управления и разработки соответствующей антикризисной стратегии.

Антикризисная стратегия фирмы теснейшим образом связана со стратегией ее развития. По сути эти два вида стратегий, изучаемые и описываемые, как правило, раздельно, представляют собой единое целое.

В настоящее время признано, что целевой функцией бизнеса является увеличение стоимости капитала фирмы, как гаранта ее долговременного устойчивого существования. В самом деле, чем выше стоимость капитала компании, тем больше создаваемая ею добавленная стоимость, выше конкурентоспособность, производительность труда, уровень занятости, и как следствие, вклад в увеличение ВВП на душу населения как показателя уровня благосостояния общества в целом. Одновременно это и снижение зависимости от заемного капитала, и укрепление внутренних резервных возможностей на случай ухудшения хозяйственной обстановки. Поэтому грамотная разработка альтернативных планов долгосрочного развития уже сама по себе в значительной степени страхует фирму от рисков возникновения кризисных ситуаций, поскольку в этих планах должна изначально предусматриваться возможность появления реальных (высоковероятных) угроз на пути движения к намеченной цели и намечаться меры по их нейтрализации. Без такой проработки любые планы развития просто теряют смысл.

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Опорный конспектИ тем не менее в процессе реализации принятой стратегии развития всегда возможно появление угроз под влиянием воздействия неучтенных (маловероятных) внешних и внутренних факторов. Поэтому возникает необходимость в разработке дополнительной комплексной программы мероприятий по предупреждению кризисного развития фирмы, а также по выводу ее из наступившего (непредотвращенного) кризиса. Эта программа, построенная на принципах ситуационного подхода, и является тем, что принято называть собственно антикризисной стратегией. А упреждающая реализация соответствующих положений этой программы на практике сопоставляется с тактикой антикризисного управления, которая в случае недостаточности принимаемых мер переходит в аварийно оперативное регулирование.

Графически сочетание перечисленных стадий антикризисных действий представляется следующим образом (рис. 6):

 

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Опорный конспектАНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Опорный конспект

Рис. 6

 

t0 – t1 – стадия «слабых сигналов», часто не удостаиваемых внимания руководства;

t1 – t2 – стадия кумулятивного нарастания отрицательных явлений (тактическое управление в условиях «стратегических неожиданностей»);

t2 – t3 – констатация фактического кризиса, когда времени для серьезных преобразований уже нет («оперативный аврал»).

Таким образом, в антикризисном управлении хозяйственной организацией выделяются два направления:

1. Внутрифирменное управление, объектом которого являются финансовые потоки предприятия.

2. Внешнее управление, ориентированное на взаимодействие с внешними организациями, объектом которого являются отношения с этими организациями.

Сказанное может быть проиллюстрировано следующей схемой (рис. 7): 

 

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Опорный конспект 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 7

 

Здесь: ФСДНФО – федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению

 

В целом в процессе антикризисного управления организацией прослеживается следующая логическая цепочка решаемых задач:

1. Недопущение наступления предкризисного состояния, понимаемого как снижение платежеспособности организации до уровня, который, однако, еще не дает формальных оснований кредиторам для обращения в суд.

2. Недопущение перехода наступившего кризисного состояния в стадию юридического разбирательства за счет принятия срочных мер досудебного финансового оздоровления (санации).

3. Выход из кризиса в процессе судопроизводства как за счет проведения оздоровительных арбитражных процедур, так и за счет достижения мирового соглашения с кредиторами.

4. Участие в ликвидации предприятия с целью получения максимальной выручки в процессе конкурсного производства.

Решение первой из этих задач относится к компетенции стратегического управления, второй – тактического, а двух последних – оперативного.

Рассматривая эти задачи и методы их решения, необходимо четко различать два исходных понятия, используемые в теории и практике АКУ:

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Опорный конспектПлатежеспособность, отражающую способность своевременно и в полном объеме расплачиваться по своим финансовым обязательствам за счет мобилизации всех внутренних ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия, и

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Опорный конспектФинансовую устойчивость, характеризующую стабильность благоприятного финансового положения организации в условиях колебания хозяйственной ситуации.

 

Именно более или менее длительная, повторяющаяся как тенденция (хроническая) утеря фирмой платежеспособности юридически классифицируется как несостоятельность со всеми вытекающими из данного факта (судебных последствий).

Финансовая же устойчивость, обеспечиваемая запасом всех страховых ресурсов, представляет собой экономическую прочность фирмы, играющую роль подобную той, какую играет механическая прочность в эксплуатационной долговечности технических конструкций.

Следует учитывать, что успех реализации любых стратегических планов зависит также от технологической, продуктовой, организационной, кадровой устойчивости предприятия. Финансовой же устойчивости, также как и платежеспособности придается решающее значение и уделяется особое внимание в соответствующих учебных курсах потому, что именно финансовое состояние хозяйствующего субъекта является результирующим показателем коммерческой деятельности, осуществляемой в условиях рынка.

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Опорный конспектЧто касается устойчивости предприятия в целом, то она в конечном счете понимается как его способность к продолжительному осуществлению своей уставной деятельности на выбранных отраслевых рынках.

В заключение отметим, что обеспечение устойчивости хозяйственной деятельности предприятия во всех ее аспектах относится к компетенции общефирменного стратегического менеджмента. Система же АКУ может лишь создавать более или менее подходящие предпосылки для наращивания финансового запаса в случае успешного решения задач предотвращения и ликвидации кризиса неплатежеспособности.

 

Тема 5. Механизмы антикризисного управления. Санация предприятия. Банкротство предприятий и банков.

 

В соответствии с нормами существующего законодательства под кризисным состоянием организации понимается возможное наступление юридической процедуры банкротства в результате неспособности предприятия осуществлять в дальнейшем финансовое обеспечение своей хозяйственной деятельности.

Соответственно в антикризисном управлении предприятием выделяются две составляющие.

1. Внутрифирменное управление, целью которого является разработка и реализация мер по:

- предупреждению ухудшения финансового состояния предприятия;

- скорейшему возобновлению его платежеспособности в случае ее утери;

- восстановлению в последующем достаточного уровня финансовой устойчивости («запаса финансовой прочности»)

Объектом внутрифирменного управления являются в конечном счете финансовые потоки предприятия.

Таким образом, внутреннее антикризисное управление является неотъемлемой подсистемой стандартного финансового менеджмента предприятия.

2. Внешнее управление, предпринимается с целью:

- по возможности недопущения начала судебного (арбитражного) процесса по делам о несостоятельности предприятия;

- обеспечения наиболее благоприятного исхода юридического разбирательства, в случае его возбуждения.

Объектом внешнего управления являются отношения со всеми заинтересованными юридическими и физическими лицами (в том числе собственниками и персоналом), в отношении которых у предприятия имеется непогашенная задолженность, а также с представителями суда – арбитражными управляющими.

Современная отечественная правовая база антикризисного управления хозяйствующими субъектами заложена «Законом о несостоятельности (банкротства)» № 127-ФЗ от 26.10.02, принятым в развитие Гражданского Кодекса РФ (ч.I, ст. 61÷65), а также соответствующими подзаконными и нормативными ведомственными актами. Положения данного закона имеют общий характер, некоторые особенности предусмотрены лишь для арбитражного процесса, осуществляемого по делам о несостоятельности кредитных учреждений, градообразующих и стратегических предприятий, естественных монополий, сельскохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей.

При арбитражном рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица могут быть применены следующие основные процедуры:

- наблюдение

- финансовое оздоровление (санация)

- внешнее управление

- конкурентное производство

- мировое соглашение.

Для реализации этих процедур (за исключением мирового соглашения) судом назначаются специальные физические лица – арбитражные управляющие, которые в зависимости от конкретной процедуры называются соответственно временным, административным, внешним и конкурсным управляющими, с наделением их строго оговоренными правами, полномочиями и ответственностью по управлению предприятием-должником на период проведения назначенной процедуры.

Логическая схема арбитражного процесса по делам о несостоятельности представлена на рис. 5:

 

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Опорный конспект 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 5

Как известно, состояние макро- и микроэкономических систем находится в тесной взаимозависимости. В частности, кризисы, возникающие на уровне организаций, в той или иной степени сказываются на экономике страны в целом. При этом влияние таких кризисов носит двойственный характер. С одной стороны банкротство (ликвидация) слабых, неэффективных предприятия в пользу более успешных конкурентов усиливает макроэкономические показатели, а с другой – прекращение существования отдельных звеньев общетехнологических цепочек, как правило, ставит под угрозу многие другие хозяйствующие субъекты, что в ряде случаев приводит к заметной экономической и социальной дестабилизации. Поэтому антикризисная стратегия на всех уровнях управления хозяйством нацелена прежде всего на возможное предотвращение банкротств, в числе мероприятий которого особая роль отводится процедуре финансового оздоровления (санации).

Ввиду особой важности этой темы ей посвящены отдельные главы (гл. II и V) Федерального Закона о банкротстве, в соответствии с содержанием которых в хозяйственной и юридической практике выделяют два вида санации:

- досудебную, проводимую руководством должника в обязательном порядке в случае возникновения признаков банкротства;

- арбитражную, осуществляемую в форме процедуры финансового оздоровления по ходатайству должника, заинтересованных кредиторов или третьих лиц. Целью этой процедуры является не восстановление платежеспособности должника само по себе, а прежде всего удовлетворение требований кредиторов.

По своему содержанию любая санация должника предусматривает не только возможность получения им дополнительных заемных средств, но и реструктуризацию задолженности, т.е. установление новых объемов и сроков ее погашения. Финансовая помощь в этом случае может быть предоставлена лишь при наличии соответствующего юридически оформленного обеспечения. В частности, среди прочих документов может быть востребована разработка специального бизнес-плана финансового оздоровления должника.

Что касается банкротства кредитно-финансовых организаций, то поскольку прекращение их деятельности имеет серьезные негативные последствия для весьма многочисленных клиентов (вкладчиков, страхователей, акционеров и др.), рассмотрение их дел в арбитражном суде регулируется специальным «Законом о банкротстве кредитных организаций» от 25.02.1999, а также «Законом о реструктуризации кредитных организаций» от 8.07.1999.

Так, заявление о признании кредитной организации банкротом может быт принято к рассмотрению лишь после отзыва Центральным Банком России соответствующей лицензии, после чего Центробанк назначает в кредитную организацию временную администрацию.

Имеются отличия и в организации собственно арбитражного процесса. Судом может быть принято только одно из двух решений:

- об отказе в признании банкротом;

- о признании кредитной организации банкротом и открытии конкурсного производства.

При этом само конкурсное производство также ведется по специфическим правилам.

 

Тема 6. Диагностика банкротства. Управление рисками.

 

Ретроспективное обследование предприятий-банкротов показывает, что кризисное состояние фирмы развивается, как правило, постепенно, исподволь. Оно начинается еще в период относительного финансового благополучия, если текущая хозяйственная деятельность не подкрепляется постоянной аналитической работой по выявлению и нейтрализации скрытых негативных тенденций.

В этой связи выделяют три стадии критического состояния коммерческой организации:

· Скрытое банкротство

· Финансовая неустойчивость

· Явное банкротство.

Таким образом, предварительная оценка финансового состояния фирмы и прогнозирование возможного его ухудшения должно осуществляться задолго до проявления первых явных признаков банкротства, для чего на предприятии в рамках стандартной системы финансового анализа необходимо выделять подсистему финансовой диагностики.

В зависимости от целей и методов финансовой диагностики она подразделяется на два этапа:

1. Экспресс-диагностика банкротства

2. Фундаментальная диагностика.

Экспресс-диагностика служит для раннего обнаружения кризисного развития фирмы. Проводится на базе стандартных алгоритмов финансового анализа по ограниченному перечню наблюдаемых объектов (факторов) «кризисного поля».

В случае обнаружения «слабых сигналов» возможного финансового неблагополучия переходят к фундаментальной диагностике, основными целями которой являются:

- подтверждение и уточнение негативных явлений, выявленных в процессе экспресс-анализа

- прогнозирование их дальнейшего развития в части создания реальной угрозы банкротства

- оценка возможностей предприятия по нейтрализации выявленных угроз.

При проведении данного этапа диагностики существенно расширяется перечень наблюдаемых объектов «кризисного поля» и индикаторов (показателей), по которым ведется их оценка. В качестве методов вычислений наряду со стандартами чаще всего привлекается многофакторный анализ.

В конечном итоге по результатам диагностики выявляются концентрация хозяйственных операций по зонам финансовых рисков и возможные масштабы кризисного состояния предприятия. Информация передается руководству для разработки соответствующих организационных мероприятий. При этом в процессе предварительного диагностического анализа финансового состояния, проводимого самим предприятием, используются различные методики. Число рассчитываемых показателей (индикаторов) может достигать нескольких десятков, объединяемых, как правило, в следующие группы:

· Общие показатели

· Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости

· Показатели эффективности использования оборотного, внеоборотного капитала и инвестиционной активности

· Показатели использования обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

При ведении дела должника в суде устанавливается более четкий перечень показателей, определяемый «Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа», утвержденными Правительством РФ от 25.06.2003 г., № 367. Это показатели:

· платежеспособность (4 коэффициента)

· финансовой устойчивости (5 коэффициентов)

· эффективности использования имущества организации (3 коэффициента).

Именно по их величине, достигаемой на различных стадиях арбитражного процесса, суд выносит окончательное решение о судьбе должника.

Что касается управления рисками возможного банкротства, то здесь надо иметь в виду следующее. Любой риск принятия неэффективного или ошибочного решения прежде всего связан с наличием неопределенности двоякого рода. Первая – это неопределенность исходной информации, на основе которой приходится разрабатывать решение, и вторая – неопределенность реакции участников реализации принятого решения (что является, кстати, одним из базовых принципов теории социальных систем).

Применительно к практике антикризисного управления указанные обстоятельства вызывают необходимость постановки и решения соответствующих информационных задач. Так, снижение неопределенности первого рода является функцией внутрифирменного антикризисного управления, для чего в его рамках и создается система диагностики финансового состояния предприятия. Снижение, а точнее оперативная компенсация неопределенности второго рода является функцией внешнего антикризисного управления, направленного на уточнение намерений субъектов арбитражного процесса, от которых может зависеть судьба предприятия-банкрота, с целью налаживания с ними по возможности максимально благоприятных для него в данных условиях отношений.

 

Тема 7. Инвестиционная политика в антикризисном управлении. Инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости.

 

В самом общем виде все мероприятия антикризисного управления сводятся к реализации двух основных идеологий:

1. Всемерная экономия (т.е. сокращение издержек на всех стадиях производства и реализации продукции) и избавление от лишнего имущества.

2. Улучшение способности предприятия получать регулярную прибыль способную обеспечить рост стоимости его капитала (т.е. развитие бизнеса).

Первый путь, все еще наиболее популярный в нашей стране, носит главным образом аварийный характер и не рассчитан на длительную перспективу. Второй – является основой нормального легального бизнеса, способного обеспечить высокую занятость населения и устойчивое пополнение государственного бюджета. Развитие предприятия по этому пути предполагает более или менее постоянное привлечение доступных инвестиций как для расширения выпуска прежней, но все еще рентабельной продукции, так и для освоения более выгодной новой. А это, как правило, связано с переходом на более прогрессивные технологии, что в свою очередь требует дополнительных капвложений.

 

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Опорный конспектРазработка общей направленности, конкретных целей, определение типов и объемов таких капвложений и темпов их освоения и составляет суть инвестиционной политики фирмы.

 

Понятно, что инвестиционная политика предприятий, находящихся в финансово-экономическом кризисе, отличается от соответствующей политики благополучных предприятий. Главные из этих отличий заключаются в следующем:

- приоритетной целью кризисного предприятия является восстановление платежеспособности и финансовой устойчивости, а соображения связанные с обеспечением высоких темпов развития временно отходят на задний план.

- в качестве основных ограничений достижения этой цели выступают жесткие сроки окупаемости инвестиционных проектов, диктуемые установленными сроками погашения задолженностей и фиксированной длительностью судебных процедур, в случае возбуждения арбитражного процесса.

В целом же антикризисные инвестиционные проекты могут быть связаны со следующими нововведениями в хозяйственную деятельность фирмы:

- с процессными изменениями;

- с продуктовыми;

- с реорганизационными (т.н. «аллокационными»).

Все эти нововведения связаны между собой в единую систему, хотя и имеют различную степень капиталоемкости и окупаемости. При этом решающую роль в выборе направлений антикризисных капвложений играют стадии жизненного цикла предприятия-банкрота. Здесь возможны, например, такие варианты:

- предприятие завершает старый проект, осталось лишь с выгодой уйти с данного рынка (т.е. продлить пребывание на «остаточном» рынке, который покидают конкуренты);

- предприятие начало перспективные инновационные проекты, но ему не хватает фондов или времени для доведения их до стадии выпуска и продаж;

- предприятие имеет реальные конкурентные преимущества очевидно перспективной продукции, но не располагает средствами самофинансирования для разворачивания соответствующей инновационной деятельности.

Дальнейшая судьба таких проектов, а соответственно и возможности выхода предприятия-банкрота их кризиса зависит от заинтересованности субъектов внешней среды в его работоспособном существовании.

 

Тема 8. Человеческий фактор в антикризисном управлении. Взаимодействие с профсоюзами в процессе антикризисного управления.

 

Все люди предпочитают работать на успешно развивающихся предприятиях. Удачное ведение бизнеса уже само по себе создает здоровый климат в коллективе и снимает многие кадровые проблемы. В то же время в системе антикризисного управления должна быть предусмотрена разработка кадровой политики, обеспечивающей работоспособность персонала в условиях развития кризисных явлений.

Наиболее сложным здесь является то обстоятельство, что процесс ухудшения финансового состояния предприятия почти всегда влечет за собой его реорганизацию, как в части изменения оргструктуры, так и в части перепрофилирования и сокращения кадров. Проводя такую реорганизацию, полезно руководствоваться следующими принципами:

1. Повышение самостоятельности специалистов за счет большей   децентрализации управления, опоры на неформальных лидеров и  командный стиль работы, продолжение по возможности набора квалифицированных сотрудников.

2. Формирование и сохранение уникальною кадрового потенциала. Профессиональные кадры - это не только совокупность конкретных специалистов с большими знаниями, а главное, уникальным опытом, накопленным за время работы в данной организации, это еще и их взаимосвязи. Поэтому необходимо при всех обстоятельствах сохранять и усиливать это системообразующее ядро.

3. Соответствие ситуативных управленческих ролей. Это сохранение руководителей, умеющих и желающих работать в новых более сложных условиях. В частности, это определяется социопсихологической типологией конкретных лиц. В данной ситуации на руководящие должности и выдвигаются люди с крепкой и подвижной нервной системой, в том числе из состава рядовых квалифицированных специалистов.

Сам процесс мобилизации кадрового потенциала кризисного предприятия проходит через этапы:

1. Агитации, направленной на осознание сотрудниками того факта, что личная судьба каждого зависит от выживания всей фирмы.

2. Профессионального роста, обеспечиваемого созданием дополнительных возможностей для продвижения по службе.

3. Интеграции, осуществляемой через создание новых ролевых моделей, новых инициативных образов поведения, закрепляемых в культуре предприятия.

Важнейшее значение в предкризисный и кризисный периоды жизни конкретной организации приобретает состояние таких факторов, как социокультурная среда (в том числе и национальный характер отдельных групп работников), корпоративная культура, социально-трудовые отношения. Непонимание руководством и недоучет в повседневной практике их важности приводит, как правило, к развалу трудового коллектива со всеми вытекающими из этого последствиями именно в тот момент, когда требуется предельно мобилизовать человеческие ресурсы на восстановление работоспособности предприятия-должника.

В современных рыночных условиях регулирование трудовых отношений и социальная защита населения становятся центром политики на всех уровнях управления экономикой. И особая роль здесь отводится профессиональным союзам.

Рыночная экономика объективно подразумевает конфликтность трудовых отношений, переговоры и сотрудничество между работниками, работодателями и государственными органами, а также такие акции, как собрания, митинги, забастовки и прочие формы выражения коллективного протеста. Право на их проведение закреплено как в международных документах и соглашениях, так и в трудовом законодательстве России. В частности, отечественное законодательство выделяет ряд прав человека, реализация которых во многом зависит от активности и позиции профсоюзов как выразителей интересов людей труда. Это:

- право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

- право на занятость и защиту от безработицы;

- право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленной федеральным законом МРОТ;

- право на охрану труда и безопасность на производстве, благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с работой;

- право на обучение и повышение квалификации, получение информации, отдых.

Среди разнообразных средств защиты интересов трудящихся, разрешенных законами и наработанных за более чем столетнюю историю профсоюзного движения в России, особое место занимают коллективные переговоры и трудовые споры с работодателями и административными органами, необходимость в которых резко возрастает в условиях экономического кризиса как на макро- , так и на микроуровне.

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика