andrey

Путь к Файлу: /документы для садика / математические упражнения.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   4
Пользователь:   andrey
Добавлен:   05.02.2015
Размер:   103.5 КБ
СКАЧАТЬ

Математические упражнения

(Средний дошкольный возраст)

 

Цель. Развивать у детей внимание, умение работать по образцу; производить анализ и синтез.

 

Упражнение 1. "Что в мешочке?" Основная педагогическая задача: показать, что результат пересчета (сколько?) не зависит от его последовательности.

Несколько (4-5) небольших, легко узнаваемых предметов педагог, предварительно показав детям, опускает в мешочек. Определив их на ощупь, дети по очередности вынимают предметы, пересчитывают, каждый раз с новой фигурки.

 

Упражнение 2. "Что пропало?" Основная педагогическая задача: развивать  внимание,   кратковременную  и долговременную память.

Продемонстрировав еще раз предметы, педагог просит детей закрыть глаза. Один из предметов он прячет. Дети должны назвать, что пропало. Игра повторяется несколько раз. Затем, убрав предметы в мешочек, педагог просит вспомнить, кто какой предмет доставал в ходе предыдущего упражнения ("Кто достал пирамидку? Кто шарик?).

 

Упражнение 3. "Зеркало" Основная педагогическая задача: развивать внимание,  координацию движений.

Дети по заданию взрослого ("Вы - мое зеркало") повторяют за ним несложные движения на координацию. Педагог выполняет упражнения в медленном темпе, так, чтобы дети могли их воспроизвести точно.

Вариант: если дети выполняют задание, стоя полукругом, то включаются упражнения на приседание, повороты и т.д.

 

Упражнение 4. "Обезьянка" Основная педагогическая задача: развивать внимание, наблюдательность, учить воспроизводить образец конструкции.

Рассадив детей вокруг трех столов, поставленных буквой П, раздав им по два кирпичика (2x4x8 см) из строительного набора, воспитатель спрашивает: "Сколько кирпичиков у каждого? (Ответ.) Правильно, два кирпичика. Два предмета - это пара. Какого цвета пара у Тани? У Вовы? (Ответ.) У кого пара одного и того же цвета? У кого пара разного цвета? (Ответ.) Сейчас я буду составлять различные комбинации из двух кирпичиков (вести это упражнение может кто-то из детей). Вы должны быстро повторять мою композицию на своих кирпичиках. (Работа по образцу)".

 

Упражнение 5. "Строитель".

Основная педагогическая задача: учить детей строить конструкцию.

Педагог (раздав детям еще по два кирпичика): Кто сосчитает и скажет, сколько теперь у него кирпичиков? (Ответ.) У кого столько же? Складывает из кирпичей конструкцию, рис. 1). На что это похоже? Правильно, на кровать. Сложите такую же. (Дети выполняют задание.) А теперь сложите стол из этих же кирпичей. (Образец не дается. Дети строят модель самостоятельно.) Так же самостоятельно сложите из четырех кирпичей стул.

математические упражнения

Педагог помогает детям проанализировать полученные варианты - какой из них больше похож на стул. Если удачного варианта нет, дается образец (рис. 2).

 

Упражнение 6. "Разрезные картинки". Основная педагогическая задача: стимулировать, развивать у детей аналитико-синтетические функции мышления, поскольку складывание картинки происходит с опорой на мысленно достроенный образ предмета. На ранних стадиях педагог использует только знакомые детям изображения единичных цельных образов, легко поддающиеся "мысленному восстановлению". Речь идет о предметах, животных, сказочных героях и т.п. Образы единичных предметов постепенно заменяются на простые сюжеты, а затем на внесюжетные образы - натюрморты, пейзажи и т.п.

Педагог показывает разрезанную открытку, из четырех частей которой следует сложить картинку.

Каждый ребенок получает четыре части своей открытки. Собрав один вариант, выполняет другое задание. За одно занятие каждый ребенок должен собрать 5-6 открыток. Если кто-то не справляется с заданием, педагог заменяет вариант разреза на более простой.

 

 

Цель. Учить детей соотносить числа 2 и 3 сих количественной моделью; уточнить представление о треугольнике.

 

Упражнение 1.  "Закрой коробки".

На занятии используются коробки разных размеров, плотно прикрытые крышками. (Коробки можно заменить банками с завинчивающимися крышками.) Предъявляемая задача - с первого раза правильно выбрать подходящую крышку - формирует у детей внутренний план действий. Чем меньше "примерок" выполнит каждый ребенок, тем активнее он будет действовать "в уме", "по представлению".

 

Упражнение 2

Предъявляемая задача: научить считать предметы по порядку.

Расставив коробки (банки) по размеру (высоте) от самой большой (высокой) до самой маленькой и наоборот (сериация), педагог просит пересчитать их: первая, вторая... (сначала от самой большой, затем от самой маленькой). Договорившись, с какой коробки будет идти отсчет (большой или маленькой), дает новое задание: показать вторую коробку; пятую; третью и т.д.

 

Работа со счетными палочками

Упражнение 3.

Воспитатель. Достаньте, пожалуйста, из коробки столько палочек, сколько выставлено у меня на фланелеграфе (две узкие полоски картона символизируют палочки). Положите их перед собой. Сколько палочек? (Ответ.) Каким словом мы называли два предмета? Правильно, "пара". У кого пара одного цвета? (Палочки в коробке двух цветов: красные и зеленые. Дети берут их произвольно, поэтому "пары" составляются по-разному.) У кого пара разного цвета? Какого цвета у тебя палочки? (Одна - красная, одна - зеленая). Один да один. Сколько вместе? (Ответ.)

 

Упражнение 4.

Воспитатель. Попробуйте сложить из трех палочек что-нибудь самостоятельно. Скажите, на что похожа фигура. (Кто-нибудь из детей обязательно сложит треугольник.) Пожалуйста, сложите все вот такую фигуру. Как она называется? Правильно, треугольник. Эту фигуру так называют потому, что она составлена из углов. (Показ.) Углы пересчитываем. Сколько их? Правильно, три.

 

Упражнение 5.

По заданию педагога дети находят на рамке треугольник (используется малый набор), обводят его и штрихуют по рамке. Поскольку в рамке несколько треугольников, дети обычно рисуют его разные формы, что находит продолжение в следующем упражнении.

 

Упражнение 6.

Воспитатель. Посмотрите на рисунок, выставленный на фланелеграфе: это кошка-мама, это кот-папа, а это котенок (рис. 5). Из каких фигур они составлены? Правильно, из круга и треугольника. Кто из вас нарисовал такой треугольник, который подойдет котенку? А для кошки-мамы? Для кота-папы? Дорисуйте, пожалуйста, каждый свою кошку.

Дети дорисовывают кошек, используя соответствующий треугольник; иными словами, у каждого получается "своя кошачья семья". Педагог обращает внимание на то, что кот-папа самый высокий.

Воспитатель. Поставьте рамку так, чтобы кот-папа получился самым высоким.

 

 

математические упражнения

 

 

 

Цель. Учить детей сравнивать фигуры, отмечая различные признаки.

 

Упражнение 1

Разминка пальцев руки - разнообразные "шевеления", сгибания- разгибания, имитации ("поймали муху", "побежали-побежали" , "погладили мячик", "поиграли на пианино") - выполняется по правилу игры "Зеркало". Упражнение заканчивается счетом вслух пальцев каждой руки - от большого до мизинца, повтором разнообразных считалок на порядковый счет (например, "Первый братец в лес пошел...").

Примечание. Счетом "вслух" будут начинаться все занятия, где используются ножницы. Упражнения развивают мышцы кисти руки.

 

Упражнение 2. Аппликация "Кошачья семейка".

На фланелеграфе выставлена иллюстрация - семейство кошек.

Воспитатель. Вы, конечно, помните, как мы рисовали семейку кошек. Чем они похожи друг на друга? Правильно, головы у всех одинаковые, обозначены кружками; тела - треугольниками. Но кошка-мама больше котенка. А что можно сказать про кота-папу? Из каких фигур он состоит? Чем он похож на кошку-маму? Чем отличается от кошки-мамы и котенка? Правильно, треугольник папы-кота выше.

Используя рамку в качестве шаблона, дети обводят нужные фигуры (круг, треугольник) на цветной бумаге, получая детали аппликации "Кошки" (по желанию -одно изображение или всю семейку). Остальные детали - глаза, усы, хвост, уши -дорисовывают фломастером, крепят их на лист блокнота с помощью клеевого карандаша.

По завершении работы предлагается новое задание: собрать разрезные картинки или сконструировать фигуры из палочек.

 

Цель. Учить детей различать геометрические формы, сравнивать фигуры.

 

Упражнение 1. "Найди фигуру" - способствует развитию долговременной памяти.

Задание: рассмотреть геометрические формы - круг, треугольник, квадрат. Отсчитав вслух (или отхлопав) до 5, отыскать среди своих фигур ту, которую педагог, показав, перевернул изображением вниз.

Упражнение можно повторить, используя наборы карточек. Дети ищут фигуру по памяти. Задание усложняется числом фигур, увеличенных до 4 – 5.

 

математические упражнения

 

Упражнение 2. "Сложи матрешку".

Дети разбирают матрешку, выстраивая вкладыши по росту. Основная задача: с первого раза правильно подобрать половинки.

 

Упражнение 3.

Воспитатель. Пожалуйста, посчитайте громко, сколько у нас матрешек. Покажите вторую матрешку; пятую; третью... (при фиксированном начале отсчета). А теперь попытаемся отсчитать матрешек в обратном порядке, указывая на каждую: пятая, четвертая и т.д.

 

Упражнение 4. Работа с палочками.

 Воспитатель. Пожалуйста, возьмите из коробки три палочки. Сложите их вот так. (Складывает фигурки на фланелеграфе. Выполняя задание, дети ориентируются на образец. На последнюю фигуру, квадрат, палочки не хватает - рис. 7).

математические упражнения

 

Почему не хватает палочек? Правильно, нужны четыре, а у нас всего три. Что надо сделать, чтобы у вас стало четыре палочки? Конечно, добавить одну. Добавим. Сложите. Что это за фигура? Правильно, квадрат.

 

Упражнение 5.

Воспитатель. Посмотрите, что нарисовал Буратино. И вы нарисуйте таких же человечков. Чем они похожи? Чем отличаются? Придумаем про них рассказ (рис. 8).

 

 

математические упражнения

 

 

 

Цель. Уточнить представления детей о квадрате. Учить конструировать фигуры из квадратов; соотносить число 4 с его количественной моделью.

 

Упражнение 1.

Воспитатель (показывая рисунок прошлого упражнения). Подумайте, можно ли из четырех палочек сложить такую фигуру (показывает на квадрат - маленькую девочку)? Правильно, можно. Возьмем четыре палочки и сложим квадрат. А можно ли из четырех палочек сложить такую фигуру (показывает на прямоугольник - большую девочку)?

(Дети, пробуя сложить прямоугольник из четырех палочек, выясняют: из четырех палочек прямоугольник не сложить.)

Как вы думаете, сколько надо еще взять палочек, чтобы получилась такая фигура?

Дети высказывают предположения - 2, 3,4. Педагог выдает каждому запрашиваемое количество палочек, чтобы опытным путем можно было убедиться: достаточно ограничиться двумя такими же палочками. Иными словами, для прямоугольника достаточно шести палочек одинаковой длины. Используя аналогичную конструкцию на фланелеграфе, педагог помогает детям сосчитать палочки, подсказывая название нового числительного - шесть.

 

Упражнение 2.

Воспитатель, обращаясь к детям, спрашивает: "Что еще можно сложить из шести палочек?" На фланелеграфе он складывает образцы, дети повторяют (рис. 9).

 

математические упражнения
 

 

 

 

 


Анализ каждой конструкции завершается пересчетом палочек. Педагог предлагает детям придумать свою конструкцию из шести палочек.

 

Упражнение 3.

математические упражнения

Воспитатель, показывая детям новый рисунок кошачьего семейства, спрашивает: "Кто это? Чем они похожи? Чем отличаются?"

 

 

 Предлагает нарисовать кошку-папу и котенка.

Путем сравнения дети выбирают нужную для рисунка фигуру. Характеризуя ее, обязательно фиксируют количество углов. Завершая рисунок, По предложению воспитателя определяют, чем схожи все фигуры, использованные для кошек. Для облегчения задания педагог выставляет соответствующие фигуры на фланелеграфе (или раздает), чтобы, обводя по их краю пальцем, дети смогли зафиксировать форму и удостовериться: у всех фигур четыре угла.

 

Упражнение 4. Работа с набором "Дидактический материал". Конструирование из квадратов.

Воспитатель (обращаясь к детям). Пожалуйста, откройте коробку. Какие вы видите фигуры? Правильно, квадраты, кружки, треугольники. Покажите мне квадрат. Определите, равны ли, одинаковы ли они по размеру? По цвету? Возьмите три квадрата. Что надо сделать, чтобы их стало четыре? Правильно, добавить один. Постройте из четырех квадратов сначала поезд, затем лесенку, башенку, цветок.

математические упражнения

 

 

Педагог выкладывает образцы на фланелеграфе, используя картонные модели фигур. Дети воспроизводят их. Сложность представляет фигура "цветок", поскольку детям кажется, что нужен пятый квадрат.

Воспитатель. А теперь сложите из всех четырех квадратов один большой квадрат.

Задание выполняется самостоятельно, без показа образца. Фигуру на фланелеграфе по истечении времени выкладывает кто-то из детей.

Воспитатель. Из скольких частей состоит эта фигура? (Ответ.). Какого цвета маленькие квадраты? А по размеру? (Ответ.)

Для индивидуальной работы как на занятии, так и в свободное время педагог может предложить детям следующие задания:

 

 

математические упражнения

 

 

 


Сложи из палочек


математические упражнения

математические упражнения

 


 


треугольник          квадрат


бабочку


совок


веник

 

 


 

 

 

 

Сложи из фигурок

 

                             грузовик                                       елку                        домик

 


математические упражнения

математические упражнения

математические упражнения

 


 


 


 

Нарисуй одну лягушку по образцу, а другую самостоятельно.

 

 

математические упражненияматематические упражнения

 

 

 

 

Сложи из фигурок и палочек.

 

 


математические упражнения 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика