andrey

Путь к Файлу: /документы для садика / МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ1.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   2
Пользователь:   andrey
Добавлен:   05.02.2015
Размер:   67.0 КБ
СКАЧАТЬ

МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

С целью повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности все чаще применяется педагогический мониторинг как метод контрольно-диагностической функции (от лат. monitor — напоминающий, надзирающий). Педагогический мониторинг еще только складывается, имеются лишь подходы к тем или иным сторонам его применения. Сегодня можно выделить различные определения данного понятия, которые в той или иной мере используются теоретиками и практиками.

Мониторинг в образовании - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или определенных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития [Майоров, 1998: 141].

Образовательный мониторинг - это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием и прогнозированием ее развития [Матрос, Полев, Мельникова, 2000].

Таким образом, появление мониторинга в педагогике связано с новыми требованиями управления к качеству, объемам и срокам подачи информации для принятия управленческих решений, адекватных реальному положению дел.

Выделяют различные аспекты функции мониторинга, и, если функцией является контроль, то предназначение мониторинга - «постоянное наблюдение за каким-либо процессом  в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям» [Майоров, 2001], т.е. выявление степени отклонения от нормы. При этом мониторинг может выступать средством оценки эффективности деятельности всего образовательного учреждения.

            В отличие от комплексного и тематического контроля,  мониторинговое исследование более  протяженное во времени (от нескольких недель и месяцев  до года). На мониторинг выносятся вопросы и проблемы, которые требуют длительного, тщательного и глубокого   изучения и их  сложно вынести на комплексную  либо тематическую проверку.

Мы рекомендуем брать на год  не более 2 – 3-х направлений мониторингового исследования

Например: «Процесс процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ»,  «Оздоровительная работа в ДОУ», «Эффективность и качество образовательной деятельности в ДОУ»,  «Оценка результативности процесса формирования детской деятельности» и др.

 

Этапы проведения мониторингового исследования

 

Как показала практика, эффективнее всего мониторинговое исследование проводить с соблюдением нескольких последовательных мероприятий (этапов).

Для каждого этапа существуют определенные цели, достижение которых является основой для полноценного прохождения каждого последующего этапа.

 

Рассмотрим их подробнее.

 

1. Подготовительный этап

На этом этапе  определяются и разрабатываются:

1. Цель и задачи предстоящего исследования;

2. Педагоги, которые будут выполнять данное исследование.

3. Объекты исследования, то есть то, что будет подвергнуто мониторингу (дети, педагоги родители, администрация,  развивающая среда и т.п.);

4. Мероприятия, которые будут проведены в процессе исследования;

5. Рабочий диагностический  материал  (тесты, анкеты, опросники, карты наблюдений, и  т.п. инструментарий)

6. Определяются критерии  эффективности  или  параметры нормы, по которым можно будет судить о степени отклонения либо соответствия норме, эффективности или не эффективности исследуемых процессов.    

7. Сроки  и проведения мониторинга.

8. Литература, которая будет использована в процессе исследования.

Далее пишется программа (план) мониторингового исследования (по объему она занимает примерно 1 печатный лист формата А4),  Например: «Программа мониторинговых исследований процесса адаптации  детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ» Она  утверждается руководителем учреждения, заверяется личной подписью и печатью учреждения. Издается Приказ руководителя учреждения «Об утверждении программы мониторингового исследования в ДОУ»

 

 

2. Практический этап

Целью второго этапа является сбор информации с помощью рабочего диагностического материала. Чтобы полученная информация оказалась достоверной, необходимо учитывать факторы, оказывающие на нее влияние. Очень часто исследования проводятся педагогами, неподготовленными  к такому роду деятельности, эти люди  далеко не всегда обладают необходимыми знаниями, компетентностью по поводу предстоящей работы. Чем меньше профессионализм диагноста, тем более жестко должны соблюдаться инструкции и контроль по проведению процедуры измерения. Поэтому перед началом исследования, необходимо четко распределить между  педагогами - исполнителями  рабочие задания и  тщательно их проинструктировать.  Каждый из них отслеживает и собирает свой блок информации, заполняет необходимую документацию (протоколы, опросные листы, диагностические карты, и др.)

Рабочие задания должны содержать в комплексе:

- содержание задания;

-  применяемый  инструментарий (тесты, опросники, анкеты, диагностические карты,  формы   протоколов наблюдений и т.п.),  цели его применения.

- набор инструкций по процедуре проведения  исследования;

- инструкции по фиксированию собранной  информации  педагогами-исследователями;

- правила (нормы) перевода собранной  первичной информации в числовую, графическую     для сравнения и оценки по существующим критериям, нормам)

            В мониторинговом исследовании могут быть использованы различные методы педагогической  и психологической диагностики, используемые в качестве рабочего материала (инструментария) 

.  Еще раз перечислим их:  анкетирование, интервьюирование, письменный, либо устный  опрос, беседы; тестирование, наблюдение, изучение и анализ документации, продуктов творческой деятельности детей и взрослых.  

 

Чаще всего в мониторинговом исследовании  применяют такие методы как: тестирование, анкетирование  и наблюдение.

Рассмотрим их более подробно:

 

1. Метод тестирования

В последнее время очень часто в педагогической литературе, СМИ можно найти самые разнообразные тесты.  Но так как для мониторингового исследования, которое предъявляет к качеству информации особые требования, в качестве инструментария наиболее всего подходят тесты, тщательно, научно и методически разработанные и проверенные. Где четко прописаны:

- цель и назначение теста (или батареи тестов);

- для кого он предназначен (возрастные ограничения его применения)

- краткое описание норм;

- инструкции диагносту по проведению процедуры и обработке данных.

(для каждого теста должна существовать обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов, позволяющая избежать ошибок)

 

2.  Метод анкетирования

Анкетирование - процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков - анкет. Оно позволяет в короткий срок  узнать мнение большинства о предмете (объекте) исследования.  В мониторинговом исследовании анкетирование может быть использовано как в виде основного метода, так и в качестве дополнительного, подтверждающего или опровергающего полученные результаты.

3. Метод интервьюирования

Интервьюирование – получение необходимой  информации в ходе непосредственного  общения с респондентом. В ходе интервью можно пронаблюдать за особенностями невербального поведения  опрашиваемого, его реакцией на те или иные вопросы. В отличие от обычной беседы процедура интервьюирования имеет четкую цель, предполагает предварительное планирование действий по сбору информации и обработку полученных результатов.

Практика показывает, что метод устного опроса обеспечивает наилучшие результаты, если применяется в комплексе с другими средствами психологического исследования. Кроме того, необходимо сопоставление полученной с его помощью информации с данными наблюдений и др. методов исследования.

4. Метод наблюдения

Метод наблюдения — старейший метод психологической диагностики. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым везде, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры.

Поскольку мониторинговое исследование в образовательном учреждении чаще бывает направлено на детей различного возраста, другие методы   исследования, оказываются, просто неприемлемы,  тогда наличие метода наблюдения трудно переоценить. Существует резкая грань между обычным наблюдением педагога за детьми, которые он осуществляет практически каждый день, и теми наблюдениями, которые можно отнести к научным. В первом случае педагог является «пассивным воспринимателем» ребенка, его наблюдения случайны, поверхностны и нецеленаправленны. Владея же научным методом наблюдения, педагог становится в позицию активного наблюдателя, истинного исследователя поведения ребенка, поскольку наблюдение осуществляется на основе продуманного плана и тщательной предварительной подготовки.

 

Виды наблюдения

 Чаще всего используют лонгитюдные, или «продольные» (проводятся в течение длительного времени и предполагают постоянный контакт исследователя и объекта изучения); реже периодические, (проводятся в течение определенных точно заданных промежутков времени); и единичные, или однократные (обычно представлены в виде описания отдельного случая).

По степени формализации условий проведения выделяют наблюдение произвольное и стандартизированное. Произвольное наблюдение обычно проводят на пилотажной (ориентировочной) стадии исследования, когда требуется сформировать общее представление об объекте исследования и возможных закономерностях его функционирования. Допускается вольный выбор параметров наблюдения, учет различных вариантов и способов работы. Стандартизированное наблюдение применяется там, где от исследователя требуется выделять уже известные и ожидаемые характеристики реальности, а не подыскивать новые.

В этом случае событие фиксируется без малейших отступлений от заранее разработанной программы. При этом методе наблюдения четко определены правила наблюдения, прописано все содержание исследовательских действий, введены единообразные способы регистрации и анализа данных. Именно стандартизированное наблюдение рекомендуется использовать при мониторинговых исследованиях, поскольку результаты, полученные при одинаковых условиях, можно сравнивать между собой и, таким образом, судить о динамике изучаемого процесса, анализировать показатели различных групп.

 

Ошибки наблюдения

Наиболее часто ошибки наблюдения встречаются из-за подверженности галоэффекту (или эффекту ореола), когда исследователь делает неверные выводы  исходя из того, нравится ему человек, его действия или поведение или не нравится. Такой подход ведет к некорректному обобщению, преувеличению или преуменьшению выраженности наблюдаемых фактов.

Ошибки усреднения встречаются, когда наблюдатель по тем или иным причинам чувствует себя неуверенно. Тогда проявляется тенденция усреднять оценки наблюдаемых процессов, поскольку известно, что крайности встречаются реже, чем свойства средней интенсивности. Логические ошибки проявляются, когда, например, делают заключение об интеллекте человека по его красноречию, или о том, что любезный человек одновременно добродушен; эта ошибка построена на предположении тесной связи между поведением человека и его личностными качествами, что далеко не всегда соответствует истине.

Ошибки контраста вызваны склонностью наблюдателя выделять противоположные себе черты у наблюдаемых индивидов.

Встречаются также ошибки, связанные с предубеждениями, этническими  профессиональными стереотипами,

Ошибки некомпетентности наблюдателя, когда описание факта подменяется мнением наблюдателя о нем и т.д.

Чтобы повысить достоверность наблюдения и избежать ошибок, необходимо строго следовать фактам, фиксировать конкретные действия и не поддаваться искушению судить о сложных процессах на основании первых впечатлений.

 

Когда вся необходимая информация собрана и должным образом зафиксирована, наступает время ее  окончательной обработки и анализа.

 

3. Аналитический  этап

Целью этапа  является  анализ и оценивание полученных данных, подведение итогов мониторингового исследования, их документальное оформление. Итоги педагогического мониторинга оформляются в схемы, диаграммы, графики, прописывается письменный анализ полученных данных, составляются  справки. Обработанные данные сравнивают с   существующими нормами или критериями эффективности,  делают соответствующие выводы,  которые выявляют степень соответствия или несоответствия принятым нормам,  

подтверждают или опровергают выдвинутые ранее гипотезы.  Когда вся документация собрана и проанализирована – пишется «Справка по результатам мониторингового исследования». Справка пишется по типу справок к комплексной и тематической проверкам. Но по объему она будет превосходить вышеперечисленные, т.к. мониторинговое исследование более протяженное во времени,  анализируется большее количество информации.

В процессе анализа собранной информации отчетливо видны трудности, проблемы,  «узкие места»,  которые впоследствии могут быть вынесены на комплексный  или тематический контроль.

Результаты мониторинга могут быть представлены  на педагогическом, медико-психолого-педагогическом совещании, совещании при заведующей.

 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика