Скачиваний:   13
Пользователь:   andrey
Добавлен:   15.02.2015
Размер:   207.5 КБ
СКАЧАТЬ

ТЕМА №10.РАДИОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА БЛИЖНЕЙ НАВИГАЦИИ А-320.

Занятие №77.Всенаправленная радиомаячная система.

Вид занятия: лекция 4.

Цель занятия: изучить: назначение, решаемые задачи, комплект и работу всенаправленного РМ по структурной схеме в режимах «Навигация» и «Посадка».

 

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

 

1. Режим «НАВИГАЦИЯ».

 2. Режим «ПОСАДКА».

3. Использование А-320 в международной навигации.

ВОПРОС №1. Режим «НАВИГАЦИЯ».

Совместная работа бортового и наземного оборудования РСБН позволяет измерять на борту ЛА и на наземном РМ полярные координаты вертолета (азимут и наклонную дальность) относительно места расположения наземного РМ.

Рассмотрим состав и принцип работы всенаправленного РМ на примере РСБН-6Н (рис. 1).

А_320.2

Рис.1. Всенаправленный радиомаяк «РСБН-6Н».

В состав РМ входят:

- ПРД непрерывного сигнала азимутального;

- ПРД импульсов опорных 35,36;

- ПРД импульсного дальномера;

- приемное устройство;

- ВИКО (выносной индикатор кругового обзора);

- командный выносной пункт.

ДАЛЬНОМЕРНЫЙ КАНАЛ.

Измерение наклонной дальности до места установки РМ производится радиодальномером импульсного типа, работающим по принципу «запрос-ответ».

Дальность определяется суммарным временем распространения запросного сигнала от вертолета на землю и ответного сигнала с земли на вертолет.

Схема измерения дальности А-320 выдает импульсные сигналы с частотой следования 30 Гц, которые запускают вертолетный передатчик СЗД-Р. Последний генерирует на одной из частот диапазона двухимпульсные кодовые группы сигнала «Запрос Д». Расстояние между импульсами задается шифратором, входящим в состав СЗД-Р (используется 4 кодовых интервала на 44 частотах – всего 176 ЧКК).

Принятые наземным приемником запросные сигналы декодируются и после необходимых преобразований кодируются в шифраторе наземного РМ, далее они запускают дальномерный передатчик, который на частоте дальномерного канала излучает двухимпульсные кодовые группы сигнала «Ответ Д» через всенаправленную антенну. Принятые вертолетной АФС сигналы поступают на вход приемника АДП-Р, где преобразуются, декодируются и поступают в блок измерения дальности, в котором производится автоматическое измерение временного сдвига между запросным и ответным сигналами пропорционального наклонной дальности. Измеренная дальность преобразуется в специальный код дальности, значение которого индицируется на индикаторах.

Особенности дальномерного канала при работе с всенаправленным РМ:

1. Задержка импульсов в аппаратуре. Эта задержка позволяет измерять малые временные интервалы, исключить влияние изменения кодовых интервалов и их нестабильность, а так же исключить дополнительные задержки на процесс измерения.

2. РМ должен обслужить все ЛА в пределах зоны действия. Это  может вызвать перегрузку дальномерного передатчика РМ импульсами ответа. При увеличении частоты запросов выше порога передатчик запирается на некоторое время (РСБН-4Н – 5000 имп\с, т.е. 100 ЛА).

3. Необходимо выделить на борту ЛА свой ответ на свой запрос из суммы ответов РМ и ХИП (хаотичная импульсная помеха). Для этого в блоке измерения реализован метод защиты от несинхронных импульсных помех.

АЗИМУТАЛЬНЫЙ КАНАЛ.

 

Азимут ЛА измеряется с помощью принимаемых на борту опорных сигналов 35 и 36 и непосредственно непрерывного азимутального сигнала излучаемых на частотах азимутального тракта.

Непрерывный азимутальный ВЧ сигнал излучается вращающейся антенной, которая имеет двухлепестковую ДН. Скорость вращения антенны строго стабилизирована и составляет 100 об\мин. В процессе вращения этой антенной последовательно облучаются все ЛА, на борту которых принимают азимутальный сигнал, Его огибающая имеет двойную колоколообразную форму и повторяет форму ДН двухлепестковой азимутальной антенны.

Временной интервал между моментом разворота оси азимутальной ДН РМ на истинный север и моментом приема на борту ЛА азимутального сигнала пропорционально азимуту.

Т.о. для определения азимута на борту необходимо знать начало отсчета, т.е. разворота азимутальной ДН на север.

На оси антенны азимутального сигнала установлены магнито-электрические датчики опорных сигналов серии 35 и 36.

Опорные 36 формируются через каждые 100 поворота антенны. За полный оборот антенны их формируется 36, частота повторения 59,(9)Гц.

Опорные 35 формируются через каждые 10 2\70 поворота антенны. За полный оборот антенны их формируется 35, частота повторения 58,(3)Гц.

Датчики опорных сигналов 35 и 36 установлены таким образом, что при направлении РСЗ двухлепестковой ДН азимутальной антенны на географический север происходит совпадение сигналов серии 35 и 36. Это совпадение называют «северным».

Опорные 35,36 и «северный» сигнал кодируются в наземной аппаратуре и в виде соответственно двухимпульсных и трехимпульсных кодовых групп поступают на запуск азимутального опорного передатчика, работающего в диапазоне азимутального тракта. Антенна передатчика всенаправленная. Двухимпульсные кодовые группы опорных сигналов имеют 4 варианта кодовых интервала. «Северный» сигнал – трехимпульсная кодовая группа из двух кодовых групп опорных, первые импульсы которых совпадают.

Сигналы азимутального и опорного передатчиков принимаются бортовым приемником АДП-Р А-320, где обрабатываются обе серии опорных и азимутальный сигнал, разделение их осуществляется по длительности (τи опор = 6 мкс, τи азим = 26 мкс). Разделение серий опорных ведется по кодовому интервалу.

Совпадение опорных импульсов задает начало отсчета временного интервала, а прием азимутального сигнала конец отсчета интервала. Длительность интервала пропорциональна азимуту ЛА.

В бортовом измерителе для повышения точности азимут измеряется по грубому и точному каналам. Азимут «Грубо» определяется как число опорных 36 от момента северного совпадения до азимутального сигнала, азимут «Точно» - как временной интервал между ближайшим к азимутальному сигналу опорным 36 и азимутальным сигналом.

Измеренный азимут преобразуется в специальный код азимута, значение которого индицируется на индикаторах.

 

ИНДИКАЦИЯ ЛА НА ВИКО.

 

Кроме азимутально-дальномерных функций наземное оборудование позволяет получить на экране ВИКО визуальную индикацию и опознавание ЛА, работающего с данным РМ.

Принцип индикации следующий: на оси вращающейся антенны азимутального сигнала имеется 180 электро - магнитных датчика (аналогично опорным 35,36), расположенных по окружности через 20. Т.о. за 1 оборот антенны получается 180 импульсов индикации частотой 300 Гц. Эти импульсы называются запросом наземной индикации (ЗНИ). Эти импульсы преобразуются в импульсном тракте наземной аппаратуры и кодиркются трехимпульсным кодом и далее запускают дальномерный передатчик и излучаются на частоте дальномерного тракта через всенаправленную антенну.

Импульсы ЗНИ и опорные сигналы 35,36 принимаются приемником ВИКО и декодируются. Декодированные сигналы опорных 35 и 36 служат для создания круговой, а ЗНИ – радиальной развертки на экране ВИКО. Круговая развертка синхронна с вращением азимутальной антенны, а радиальная – соответствует положению оси ДН азимутальной антенны.

Принимаемые на борту ЛА импульсы ЗНИ декодируются в приемнике АДП-Р, который затем вырабатывает импульсы ответа наземной индикации (ОНИ), при совпадении по времени азимутального сигнала с импульсом ЗНИ (т.е. когда азимутальная антенна направлена на ЛА).

Импульсы ОНИ кодируются в передатчике СЗД-Р трехимпульсным кодом и излучаются через АФС.

Принятые приемником наземного РМ импульсы ОНИ  ретранслируются через дальномерный передатчик на ВИКО. В результате на экране индикатора ВИКО появляются яркостные отметки ЛА, работающего с РМ. Угловое положение отметки определяется временным положением азимутального импульса, а расстояние отметки относительно центра экрана индикатора – дальностью до ЛА. Индикатор имеет два масштаба разверток 100 и 400 км.

В системе РСБН имеется возможность опознания ЛА. Запрос индивидуального опознавания поступает на борт ЛА через командную радиостанцию. При нажатии летчиком кнопки «Опознавание» на борту ЛА излучается сигнал «Опознавание», который представляет собой двухкратное повторение сигнала ОНИ с интервалом 64 мкс. Это приводит к раздвоению отметки запрашиваемого ЛА на экране ВИКО.

ВИКО может не использоваться, тогда наблюдение за ЛА и их опознавание осуществляется по индикатору РМ.

 

НЕДОСТАТКИ ВСЕНАПРАВЛЕННОГО РЕЖИМА.

 

1. Невысокая скрытность работы наземного РМ, постоянно излучающего по всенаправленным ДН антенн азимутального и дальномерного сигналов.

2. Недостаточная помехоустойчивость дальномерного канала в связи с невозможностью пространственно-временной селекции сигналов, принимаемых РМ.

3. Непрерывное ВЧ заполнение азимутального сигнала не позволяет устранять искажений его огибающей, вызванные переотражениями и помехами.

 

ВОПРОС №2. Режим «ПОСАДКА».

Совместная работа бортовой аппаратуры «ВЕЕР-М» с наземной системой посадки ПРМГ-4 позволяет формировать на борту ЛА сигналы отклонения от заданного курса посадки и заданной глиссады планирования, а также измерить наклонную дальность от ЛА до начала ВПП (точки приземления).

Структурная схема взаимодействия аппаратуры А-320 с ПРМГ-4 приведена на рисунке 2.

В состав ПРМГ-4 входят (рис.1):

- курсовой РМ (КРМ);

- глиссадный РМ (ГРМ);

- ретранслятор дальномера.

 

А_320.2

Рис.1.Схема работы бортовой аппаратуры А-320 с РМ ПРМГ-4, 5.

 

Для формирования на борту ЛА отклонения от заданного курса посадки «ВЕЕР-М» работает совместно с КРМ. Рабочие частоты КРМ совпадают с частотами азимутального передатчика РСБН- 6Н и, следовательно, обрабатываются азимутальтым трактом приемника АДП-Р. Излучение КРМ создает РСЗ по линии курса ЛА. Два излучателя антенны КРМ, переключаемые с частотой 12,5 Гц,создают в горизонтальной плоскости два лепестка ДН и  излучают непрерывные ВЧ колебания типа «меандр», модулируемые по амплитуде частотами 2100 (левый лепесток ДН) и 1300 (правый лепесток ДН) ГЦ. КРМ расположен по оси ВПП на расстоянии 500-1200 м от ее начала. Приемник А-320 принимает сигналы КРМ и после обработки в азимутальном канале выдает сигнал пропорциональный разности напряженности поля двух лепестков ДН РМ в точке нахождения ЛА, т. е. сигнал отклонения от РСЗ, совпадающей с заданным курсом посадки. Этот сигнал подается на курсовую планку (вертикальную) ПНП-72, отклонение которой визуально указывает летчику местоположение ЛА относительно линии заданного курса посадки.

Совместное действие А-320 с ГРМ аналогично взаимодействию с КРМ, только излучение сигнала осуществляется на частотах дальномерного тракта, а ДН состоит из двух лепестков, формирующих РСЗ в вертикальной плоскости (частота, излучаемая по верхнему лепестку промодулирована частотой 1300 Гц, а по нижнему лепестку – частотой 2100 Гц). Угол наклона РСЗ к плоскости земли составляет 20 40’. Сигнал ГРМ принимается и обрабатывается дальномерным каналом АДП-Р и после обработки выдает сигнал пропорциональный разности напряженности поля двух лепестков ДН РМ в точке нахождения ЛА, т. е. сигнал отклонения от РСЗ, совпадающей с заданной глиссады посадки. Этот сигнал подается на глиссадную планку (горизонтальную) ПНП-72, отклонение которой визуально указывает летчику местоположение ЛА относительно линии заданной глиссады посадки. Расположен ГРМ на расстоянии 200-450 м от торца ВПП и на 120-180 м от оси ВПП в сторону.

Для измерения наклонной дальности до точки приземления А-320 работает совместно с ретранслятором дальномера ПРМГ-5 по принципу «запрос-ответ» аналогично режиму «Навигация». Частота ретранслятора посадочного дальномера совпадает с частотой дальномерного передатчика РСБН-6Н. Расположен ретранслятор посадочного дальномера совместно с ГРМ.

Пропускная способность ПРМГ-5 – 30 ЛА в час.

Зона действия в режиме «Посадка» по курсу: в горизонтальной плоскости +_150, в вертикальной – 10-70; по дальности – до 45км при Нпол=600м.

Зона действия в режиме «Посадка» по глиссаде: в горизонтальной плоскости +_80, в вертикальной – 0,30-1,750 (относительно 2040); по дальности – до 18км при Нпол=100м.  

Дальность действия дальномера при Нпол=500м на угол 3600 более 55 км.

 

ВОПРОС №3. Использование А-320 в международной навигации.

На международных авиалиниях РСБН используется с комплексом систем: вычислительным устройством, САУ, СВС, ТКС. С целью обеспечения коррекции вычислительного устройства по наземным РМ типа VOR|DME международной навигационной системы на борт ЛА устанавливается дополнительная аппаратура «КУРС-МП» и дальномер системы DME типа СДК-67, сопрягаемые с бортовой аппаратурой РСБН. РМ типа VOR обслуживает азимутальный канал, РМ типа DME обслуживает дальномерный канал. Частотный диапазон канала дальности ПРД лежит в пределах 939,6-1000,5МГц, для канала азимута – 873,6-935,2МГц. Количество рабочих частот – 88, с интервалом 0,7 МГц.

ВЫВОД: 1. Совместная работа бортового и наземного оборудования РСБН позволяет измерять на борту ЛА и на наземном РМ полярные координаты вертолета (азимут и наклонную дальность) относительно места расположения наземного РМ.

2. Измерение наклонной дальности до места установки РМ производится радиодальномером импульсного типа, работающим по принципу «запрос-ответ». Дальность определяется суммарным временем распространения запросного сигнала от вертолета на землю и ответного сигнала с земли на вертолет.

3. Особенности дальномерного канала при работе с всенаправленным РМ:

1. Задержка импульсов в аппаратуре. Эта задержка позволяет измерять малые временные интервалы, исключить влияние изменения кодовых интервалов и их нестабильность, а так же исключить дополнительные задержки на процесс измерения.

2. РМ должен обслужить все ЛА в пределах зоны действия. Это  может вызвать перегрузку дальномерного передатчика РМ импульсами ответа. При увеличении частоты запросов выше порога передатчик запирается на некоторое время (РСБН-4Н – 5000 имп\с, т.е. 100 ЛА).

3. Необходимо выделить на борту ЛА свой ответ на свой запрос из суммы ответов РМ и ХИП (хаотичная импульсная помеха). Для этого в блоке измерения реализован метод защиты от несинхронных импульсных помех.

4. Азимут ЛА измеряется с помощью принимаемых на борту опорных сигналов 35 и 36 и непосредственно непрерывного азимутального сигнала излучаемых на частотах азимутального тракта. Временной интервал между моментом разворота оси азимутальной ДН РМ на истинный север и моментом приема на борту ЛА азимутального сигнала пропорционально азимуту.

 

5. Кроме азимутально-дальномерных функций наземное оборудование позволяет получить на экране ВИКО визуальную индикацию и опознавание ЛА, работающего с данным РМ.

6. В системе РСБН имеется возможность опознания ЛА.

7. НЕДОСТАТКИ ВСЕНАПРАВЛЕННОГО РЕЖИМА.

 

1. Невысокая скрытность работы наземного РМ, постоянно излучающего по всенаправленным ДН антенн азимутального и дальномерного сигналов.

2. Недостаточная помехоустойчивость дальномерного канала в связи с невозможностью пространственно-временной селекции сигналов, принимаемых РМ.

3. Непрерывное ВЧ заполнение азимутального сигнала не позволяет устранять искажений его огибающей, вызванные переотражениями и помехами.

8. Совместная работа бортовой аппаратуры «ВЕЕР-М» с наземной системой посадки ПРМГ-4 позволяет формировать на борту ЛА сигналы отклонения от заданного курса посадки и заданной глиссады планирования, а также измерить наклонную дальность от ЛА до начала ВПП (точки приземления).

9. На международных авиалиниях РСБН используется с комплексом систем: вычислительным устройством, САУ, СВС, ТКС. С целью обеспечения коррекции вычислительного устройства по наземным РМ типа VOR|DME международной навигационной системы на борт ЛА устанавливается дополнительная аппаратура «КУРС-МП» и дальномер системы DME типа СДК-67, сопрягаемые с бортовой аппаратурой РСБН.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ:

1. Что позволяет осуществлять совместная работа бортового и наземного оборудования РСБН в режиме «Навигация»?

2. В чем принцип измерения дальности?

3. Особенности дальномерного канала при работе во всенаправленном режиме?

4. Принцип измерения азимута?

5. Как формируются опорные 35,36 и азимутальный сигнал?

6. Как осуществляется индикация на ВИКО?

7. Как формируются импульсы ОНИ?

8. Как осуществляется развертка на индикаторе ВИКО?

9. Как осуществляется опознавание ЛА на индикаторе ВИКО?

10. Недостатки всенаправленного режима?

11. Что позволяет осуществлять совместная работа бортового и наземного оборудования РСБН в режиме «Посадка»?

12. Порядок взаимодействия с КРМ?

13. Порядок взаимодействия с ГРМ?

14. Порядок взаимодействия с посадочным ретранслятором дальномера?

15. Как осуществляется использование бортовой РСБН в международной навигации?

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика