Скачиваний:   9
Пользователь:   andrey
Добавлен:   15.02.2015
Размер:   70.0 КБ
СКАЧАТЬ

ТЕМА №0.

Занятие №1. ВВЕДЕНИЕ.

Вид занятия: лекция 1.

Цель занятия: ознакомить курсантов с целью, задачами и основным содержанием дисциплины и ее месте в подготовке технического состава по эксплуатации РЭО, познакомить с историей развития РЭО ЛА и его значением в повышении эффективности и безопасности полета.

 

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

 

1. Цель, задачи и основное содержание дисциплины,  ее роль и место в системе подготовки техника по РЭО.

                   2. Краткий очерк истории развития РЭО вертолетов.

3. Значение бортовой авиационной аппаратуры радиосвязи и навигации в повышении эффективности решения навигационных задач и безопасности полетов.

 

ВОПРОС №1. Цель, задачи и основное содержание дисциплины,  ее роль и место в системе подготовки техника по РЭО.

Целью изучения дисциплины является получение необходимых теоретических знаний по радиосвязному и радионавигационному оборудованию, а также подготовка курсантов к изучению дисциплин: «Техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования» и «Аэродромная практика».

В результате изучения дисциплины курсанты должны

иметь представление:

- о роли и месте радиосвязного и радионавигационного оборудования в составе бортового радиоэлектронного оборудования;

- о действиях летного экипажа в полете, требующих взаимодействия с авиационным радиоэлектронным оборудованием;

знать:

- назначение, состав, технические характеристики, устройство и размещение, принцип действия узлов, агрегатов и систем радиосвязного и радионавигационного оборудования;

- структурные связи радиоэлектронного оборудования с другими системами и устройствами летательного аппарата;

уметь:

- проверять работоспособность систем радиоэлектронного оборудования с помощью встроенных средств контроля;

- выполнять работы по смене программ, радиоданных, кодов;

- анализировать работу радиоэлектронного оборудования, выявлять отказы и неисправности систем радиоэлектронного оборудования с использованием функциональных и принципиальных схем;

- проводить технические разборы;

- использовать справочную и техническую литературу.

Изучение дисциплины основывается на знании курсантами дисциплин: «Математика», «Инженерная графика», «Электротехника», «Радиотехнические цепи и сигналы», «Автоматика и управление», «Вычислительная техника», «Импульсная техника», «Антенны и устройства сверхвысоких частот», «Формирование и передача сигналов», «Прием и обработка сигналов», «Основы телевидения и отображения информации», «Теоретические основы радионавигации», «Системы и устройства связи» и обеспечивает изучение последующих дисциплин радиотехнического профиля.

Дисциплина состоит из 300 часов учебных занятий. В 4 семестре – 124 часа, в 5 семестре – 176 часов. В дисциплине 12 тем, 5 из которых мы изучим в 4 семестре, а 7 – в 5 семестре. Дисциплина состоит из 12 часов лекций, 86 часов уроков, 138 часов ПЗ, 42 часов ГЗ, 22 часов контрольных занятий (после каждой темы).

На самостоятельную работу отводится 150 часов, на консультации –      28 часов.

Отчетность по дисциплине: 4 семестр – экзамен; 5 семестр – экзамен.

 

ВОПРОС №2. Краткий очерк истории развития РЭО вертолетов.

Развитие теории радио было положено в 1831 году, когда было открыто явление электромагнитной индукции Фарадеем. В 1842 году был открыт эффект Доплера, в 1873 году математически обосновал теорию электромагнитных волн Максвелл и, наконец, 7 мая 1895 года радио было открыто А.С. Поповым и с этого момента началось развитие радио в теории и на практике.

Радиосвязь является основным средством связи во всех родах войск, а в авиации при выполнении боевых задач служит в большинстве случаев единственным средством связи. В России связь между самолетами и землей впервые была осуществлена в 1911 году. Бурное развитие самолетные радиостанции получили в период советской власти. Уже в 1920 году А.М.Коваленковым был разработан телефонно-телеграфный самолетный передатчик, а позднее – приемник.

В дальнейшем советскими учеными создавались новые, более совершенные радиостанции и к началу Великой отечественной войны наша авиация имела на вооружении радиостанции, которые по ряду показателей превосходили зарубежные.

В последующие годы вместе со стремительным развитием авиации развиваются и средства связи. В настоящее время радиосвязное оборудование является неотъемлимой частью оборудования любого ЛА.

Возможность определения направлений в пространстве радиотехническими методами была впервые установлена А.С.Поповым в 1897 году при проведении опытов по радиосвязи на Балтийском море, на основании которых он сделал первые предложения об использовании РЭС для целей навигации.

В 1903 году Н.Д. Папалекси впервые провел опыты по определению направления на передающую станцию с помощью рамочной антенны, а в 1912-1913 годах И.И. Ренгартен и Н.Н. Циклинский разработали образец рамочного пеленгатора.

Большие работы по созданию радионавигационных устройств были проведены советскими учеными М.В. Шулейкиным, А.И. Бергом, А.Н. Щукиным, А.А. Пистолькорсом и другими.

Дальнейшее развитие РЭС навигации стало возможным благодаря работам А.М. Боч-Бруевича, А.М. Мандельштама и Н.Д. Папалекси, разработавших и усовершенствовавших импульсный и фазометрический способы измерения расстояний. Большой вклад внесли наши советские ученые и в области совершенствования способов эффективного применения радионавигационных средств.

Развитие радионавигационных средств тесно связано с общим развитием АТ и обусловлено необходимостью решения сложных навигационных задач.

Историю развития радиолокационных средств ЛА мы рассмотрим в курсе теоретических основ радиолокации.

 

ВОПРОС №3. Значение бортовой авиационной аппаратуры радиосвязи и навигации в повышении эффективности решения навигационных задач и безопасности полетов.

В виду многообразия устанавливаемого на летательный аппарат радиоэлектронного оборудования в ВВС ВС РФ принята следующая его классификация:

1. Комплексы и системы радиосвязи.

2. Радиотехнические системы навигации, самолётовождения и посадки.

3. Радиоэлектронные системы бомбометания и десантирования.

4. Радиоэлектронные системы управления, наведения и целеуказания.

5. Радиоэлектронные комплексы и системы поиска и обнаружения воздушных целей и подводных лодок, прицеливания и управления авиационным вооружением.

6. Системы радиолокационного опознавания и активного ответа.

7. Комплексы и системы радиоэлектронной разведки.

8. Электронные средства радиационной разведки.

9. Комплексы и системы РЭБ.

10. Электронные вычислительные средства РЭО.

11. Радиоаппаратура поисково-спасательных систем.

Из перечисленного в предыдущем пункте радиоэлектронного оборудования на вертолётах АА имеется (плакат №1):

1. Радиоаппаратура связи:

- командная радиостанция Р-863;

- связная радиостанция «Ядро 1»;

- специальная радиостанция Р-828;

- переговорное устройство СПУ-7, 8;

- радиоаппаратура звукозаписи МС-61;

- радиоаппаратура речевой информации РИ-65-30.

2. Радионавигационное оборудование:

- автоматический радиокомпас АРК-15, 19;

- радиовысотомер малых высот РВ-3, РВ-5, А-036;

- ДИСС-15 (ДИСС-32);

- радиотехническая система ближней навигации А-320

3. Радиоаппаратура опознавания и активного ответа:

-   ответчик единой системы государственного опознавания изделие 6201;

-   самолетный ответчик СО-69.

4. Средства РЭБ:

-   станция предупреждения о радиолокационном облучении С3М, Л006;

-   станция активных инфракрасных помех Л166 В1А.

     5. Радиоаппаратура поисково-спасательных систем.

-  аварийная радиостанция Р-855УМ;

- аварийная радиостанция Р-861;

- аварийный приемник Р-852;

- автоматический радиокомпас УКВ-ДЦВ АРК-У2, АРК-УД.

 

Радиоэлектронное оборудование обеспечивает:

- связь между членами экипажа;

- связь экипажа с наземными командными пунктами и радиостанциями;

- связь с экипажами других летательных аппаратов;

- выдачу сигналов для записи информации с выходов радиоприёмных устройств, аппаратуры внутренней связи и с ларингофонов левого лётчика;

- выдачу сигналов государственного опознавания и сигналов бедствия;

- навигацию вертолёта по сигналам приводных и широковещательных радиостанций в условиях ограниченной видимости.

Радиоаппаратура связи предназначена для выполнения следующих задач:

- двухсторонней радиосвязи в УКВ и КВ диапазонах волн между экипажем вертолёта и наземными пунктами управления, наземными подвижными объектами, а также с экипажами других летательных аппаратов в воздухе;

- обеспечения бортовой телефонной связи между членами экипажа;

- речевого оповещения экипажа вертолёта и наземного командного пункта по УКВ радиосвязи об аварийных ситуациях в полёте.

Радиоаппаратура связи обеспечивает:

- внешнюю радиосвязь экипажу через радиостанцию с одновременным прослушиванием команд и сигналов, поступающим по бортовой связи;

- бортовую связь между членами экипажа с одновременным прослушиванием радиоприёмника любого радиооборудования;

- выдачу на телефоны экипажа вертолёта звуковых сигналов об аварийных ситуациях в полёте;

- прослушивание в телефонах звукового сигнала «Опасная высота» от радиовысотомера ;

- возможность связи любого члена экипажа с другим членом экипажа;

- плавное регулирование громкости по сетям внутренней и внешней связи с одновременным регулированием громкости прослушиваемых сигналов.

Радионавигационное оборудование предназначено для выполнения следующих задач:

- вождения вертолёта по приводным и широковещательным радиостанциям с возможностью прослушивания их сигналов;

- вывода вертолёта в район аэродрома;

- обеспечения посадки вертолёта;

- определения навигационных элементов, необходимых для выполнения поставленного на полёт задания.

Радиоаппаратура опознавания и активного ответа предназначена для определения государственной принадлежности летательного аппарата и повышения эффективности управления воздушным движением.

             Радиоаппаратура поисково-спасательных систем предназначена для связи экипажей, терпящих бедствие, с вертолетами ПСС, а также привода вертолетов ПСС на сигналы аварийных радиостанций.

          Средства РЭБ предназначены для оповещения экипажа об облучении вертолета РЛС наземных ЗРК и истребителей-перехватчиков для выполнения соответствующих маневров и постановки помех ракетам с ТГС.

 

 

ВЫВОДЫ: 1. Целью изучения дисциплины является получение необходимых теоретических знаний по радиосвязному и радионавигационному оборудованию, а также подготовка курсантов к изучению дисциплин: «Техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования» и «Аэродромная практика».

2. Изучение дисциплины основывается на знании курсантами дисциплин: «Математика», «Инженерная графика», «Электротехника», «Радиотехнические цепи и сигналы», «Автоматика и управление», «Вычислительная техника», «Импульсная техника», «Антенны и устройства сверхвысоких частот», «Формирование и передача сигналов», «Прием и обработка сигналов», «Основы телевидения и отображения информации», «Теоретические основы радионавигации», «Системы и устройства связи» и обеспечивает изучение последующих дисциплин радиотехнического профиля.

3. Развитие теории радио было положено в 1831 году, когда было открыто явление электромагнитной индукции Фарадеем. В 1842 году был открыт эффект Доплера, в 1873 году математически обосновал теорию электромагнитных волн Максвелл и, наконец, 7 мая 1895 года радио было открыто А.С. Поповым и с этого момента началось развитие радио в теории и на практике.

4. В виду многообразия устанавливаемого на летательный аппарат радиоэлектронного оборудования в ВВС ВС РФ принята следующая его классификация:

1.Комплексы и системы радиосвязи.

2.Радиотехнические системы навигации, самолётовождения и посадки.

3.Радиоэлектронные системы бомбометания и десантирования.

4.Радиоэлектронные системы управления, наведения и целеуказания.

5.Радиоэлектронные комплексы и системы поиска и обнаружения воздушных целей и подводных лодок, прицеливания и управления авиационным вооружением.

6.Системы радиолокационного опознавания и активного ответа.

7.Комплексы и системы радиоэлектронной разведки.

8.Электронные средства радиационной разведки.

9.Комплексы и системы РЭБ.

10.Электронные вычислительные средства РЭО.

11.Радиоаппаратура поисково-спасательных систем.

5. Из перечисленного в предыдущем пункте радиоэлектронного оборудования на вертолётах АА имеется:

Радиоаппаратура связи:

- командная радиостанция Р-863;

- связная радиостанция «Ядро 1»;

- специальная радиостанция Р-828;

- переговорное устройство СПУ-7, 8;

- радиоаппаратура звукозаписи МС-61;

- радиоаппаратура речевой информации РИ-65-30.

Радионавигационное оборудование:

- автоматический радиокомпас АРК-15, 19;

- радиовысотомер малых высот РВ-3, РВ-5, А-036;

- ДИСС-15 (ДИСС-32);

- радиотехническая система ближней навигации А-320

Радиоаппаратура опознавания и активного ответа:

-   ответчик единой системы государственного опознавания изделие 6201;

-   самолетный ответчик СО-69.

 Средства РЭБ:

-   станция предупреждения о радиолокационном облучении С3М, Л006;

-   станция активных инфракрасных помех Л166 В1А.

      Радиоаппаратура поисково-спасательных систем.

-  аварийная радиостанция Р-855УМ;

- аварийная радиостанция Р-861;

- аварийный приемник Р-852;

- автоматический радиокомпас УКВ-ДЦВ АРК-У2, АРК-УД.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ:

1. Классификация РЭО в ВВС?

2. Какая аппаратура связи установлена на вертолетах?

3. Какое радионавигационное оборудование установлено на вертолетах?

4. Какая радиоаппаратура опознавания и активного ответа установлена на вертолетах?

5. Какие средства РЭБ установлены на вертолетах?

6. Какая радиоаппаратура поисково-спасательных систем установлена на вертолетах?

7. Для чего предназначена аппаратура связи?

8. Для чего предназначена радиоаппаратура опознавания и активного ответа?

9. Для чего предназначено радионавигационное оборудование?

10. Для чего предназначены средства РЭБ?

11. Для чего предназначена радиоаппаратура поисково-спасательных систем?

 

 

 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика