Скачиваний:   12
Пользователь:   andrey
Добавлен:   15.02.2015
Размер:   65.5 КБ
СКАЧАТЬ

ТЕМА №1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАДИОСВЯЗНОМ И  НАВИГАЦИОННОМ ОБОРУДОВАНИИИ.

Занятие №3. Радиотехнические средства навигации.

Вид занятия: лекция 3.

Цель занятия: ознакомить курсантов с назначением и классификацией средств навигации, дать понятия об основных навигационных элементах полета и принципами построения навигационно-пилотажных комплексов.

 

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

 

1. Назначение и классификация.

                   2. Радиотехнические средства навигации полетов. Основные навигационные элементы полета.

3. Навигационно-пилотажный комплекс вертолета.

ВОПРОС №1. Назначение и классификация.

Радиотехнические средства навигации предназначены для определения местоположения летательного аппарата, параметров полёта, обеспечения полёта по заданному маршруту и посадки.

Классификация радиотехнических средств навигации:

1. По типу измеряемых параметров полёта:

- измерители координат;

- измерители параметров движения;

- измерители положения относительно радиомаяка (азимут, дальность, курсовой угол радиостанции и т. д.);

2. По системе координат:

- местные системы координат, начало которых связано с выбранным определённым местом (точкой) земной поверхности:

а) декартовы прямоугольные координаты;

б) цилиндрические координаты;

в) сферические координаты;

г) полярные координаты;

д) гиперболические координаты.

- глобальные системы координат, которые жёстко связанные с землёй и применяемые для навигации, охватывающей всю земную поверхность:

а) географические или геодезические координаты (земля- эллипсоид вращения);

б) ортодромические координаты (земля- сфера).

3. По способу определения координат:

- непосредственные системы навигации - способом линий (Например: АРК, РСБН);

- путём счисления пути (Например: ДИСС);

- обзорно- сравнительный способ (привязка к ориентирам с известными координатами с помощью обзорных РЛС).

4. По форме построения:

- радионавигационные устройства, работающие на определённом принципе и измеряющие параметры автономно (Например: ДИСС, РВ);

- комплексные системы навигации, представляющие собой совокупность бортовых и наземных устройств, основанных на различных принципах действия (Например:  РСБН);

- навигационные комплексы.

5. По типу радиотехнических средств:

- дальномерные радиотехнические средства (Например: РВ, РСБН);

- угломерные радиотехнические средства (Например: АРК, РСБН);

- доплеровские радиотехнические средства (Например: ДИСС);

- радиолокационные радиотехнические средства.

6. По виду радиосигналов:

- аналоговые радиотехнические средства;

- цифровые радиотехнические средства;

- импульсные радиотехнические средства.

7. По диапазону радиосигналов:

- длинноволновые радиотехнические средства;

- средневолновые радиотехнические средства;

- ультракоротковолновые радиотехнические средства.

8. По классу радиосигналов (смотри п.6 2 вопроса занятия 2).

 

ВОПРОС №2. Радиотехнические средства навигации полетов. Основные навигационные элементы полета.

На современных ЛА помимо радиосвязного оборудования установлено большое количество технических средств, предназначенных для решения задач навигации.

Технические средства навигации по принципу действия подразделяются на четыре группы:

- геотехнические, основанные на измерении различных параметров естественных полей Земли (Например: магнитные компасы);

- астрономические, основанные на использовании космических источников информации в виде светового (радио) излучения небесных светил или ИСЗ (Например: астрокомпасы, навигационные сектанты);

- светотехнические средства, основанные на использовании бортовых или наземных источников света (Например: световые маяки);

- радиоэлектронные средства (РЭС), основанные на измерении параметров электромагнитных полей, излучаемых специальными радиоустройствами, находящимися на борту ЛА или на земле.

Особое место среди средств навигации занимают радиотехнические средства навигации полетов (РТСН), что объясняется независимостью их работы от метеоусловий, времени года и суток. Они используются при выполнении полетов вне видимости наземных ориентиров, над морем, пустыней, для обеспечения посадки в сложных метеоусловиях и ночью.

Работа РТСН основана на использовании свойств распространения радиоволн.

 

Радиотехнические средства навигации подразделяются на группы:

1. Угломерные системы, с помощью которых определяется угол между фиксированным направлением и направлением на работающие бортовые или наземные передающие устройства (Например: АРК, РСБН);

2. Дальномерные системы, позволяющие измерить дальность от летательного аппарата до наземной станции (Например: СО-69, РСБН), местоположение которой известно или дальность до земной поверхности (высоту);

3. Угломерно-дальномерные системы, позволяющие одновременно определять направление (угол) и дальность от наземной станции до летательного аппарата (Например:  РСБН);

4. Разностно-дальномерные системы, предназначенные для решения глобальных задач навигации, принцип работы которых основан на измерении разности фаз электромагнитных колебаний от трёх наземных станций (Например:  РСДН);

5. Бортовые панорамные РЛС, с помощью которых измеряется угол цели и наклонная дальность от летательного аппарата до цели;

6. Доплеровские измерители системы, предназначенные для непрерывного измерения угла сноса и путевой скорости (Например: ДИСС).

Доплеровские измерители, панорамные РЛС и радиовысотомеры относятся к автономным средствам, которые для своей работы не используют наземное оборудование.

Основные навигационные элементы полета.

Азимут – угол в горизонтальной плоскости между продольной осью ЛА и направлением на север.

Курсовой угол радиостанции (КУР) – угол в горизонтальной плоскости между продольной осью ЛА и направлением на радиомаяк.

Угол сноса - угол в горизонтальной плоскости между продольной осью ЛА и вектором путевой скорости W.

Наклонная дальность – дальность от ЛА до наземного радиомаяка без учета высоты полета ЛА.

Истинная высота – это кратчайшее расстояние между ЛА и землей.

Абсолютная высота – это высота ЛА относительно уровня Балтийского моря в РФ (мирового океана за рубежом).

Путевая скорость ЛА – это скорость ЛА в пространстве с учетом всех воздействий на него.

 

ВОПРОС №3. Навигационно-пилотажный комплекс вертолета.

Навигационно-пилотажный комплекс (НПК) вертолета предназначен для определения местоположения летательного аппарата, параметров полёта, обеспечения полёта по заданному маршруту и посадки.

Совокупность функционально связанных наземных и бортовых систем, бортовая часть которых предназначена для решения данных задач, составляет типовой НПК.

Центральной системой такого комплекса является радиотехническая система ближней навигации и посадки типа РСБН-6С, А-320 и т.д. Именно эта система определяет назначение комплекса и его основные характеристики.

В состав комплекса кроме РСБН входят также функционально связанные с ней САУ и группа датчиков пилотажно-навигационной информации.

НПК работает совместно с наземными радиотехническими системами, которые входят в состав типового оборудования аэродрома.

Наземные системы типового оборудования аэродромов размещены относительно ВПП по стандартной схеме, характерной для большинства аэродромов.

Комплекс представляет собой функциональное объединение пяти основных подсистем:

1-я подсистема включает измеритель углов крена, курса и тангажа (система курсовертикали – СКВ), либо инерциальную навигационную систему (ИНС);

2-я подсистема включает измерители скорости полета: система СВС (измеритель воздушной скорости), ДИСС и ИНС;

3-я подсистема включает измерители высоты полета (барометрический высотомер и радиовысотомер);

4-я подсистема включает бортовую часть РСБН, состоящую из трех функционально самостоятельных систем:

- измерительных каналов азимута и дальности относительно наземного маяка РСБН;

- аналогового вычислительного устройства, содержащего блоки вычисления навигации (БВН) и посадки (БВП);

- измерительных каналов отклонения от курсовой зоны и глиссады посадки;

5-я подсистема включает САУ, являющуюся исполнительной частью комплекса, и обеспечивающей автоматическое или полуавтоматическое управление полетом ЛА.

 

ВЫВОДЫ: 1. Радиотехнические средства навигации предназначены для определения местоположения летательного аппарата, параметров полёта, обеспечения полёта по заданному маршруту и посадки.

2. Технические средства навигации по принципу действия подразделяются на четыре группы:

- геотехнические, основанные на измерении различных параметров естественных полей Земли (Например: магнитные компасы);

- астрономические, основанные на использовании космических источников информации в виде светового (радио) излучения небесных светил или ИСЗ (Например: астрокомпасы, навигационные сектанты);

- светотехнические средства, основанные на использовании бортовых или наземных источников света (Например: световые маяки);

- радиоэлектронные средства (РЭС), основанные на измерении параметров электромагнитных полей, излучаемых специальными радиоустройствами, находящимися на борту ЛА или на земле.

3. Особое место среди средств навигации занимают радиотехнические средства навигации полетов (РТСН), что объясняется независимостью их работы от метеоусловий, времени года и суток. Они используются при выполнении полетов вне видимости наземных ориентиров, над морем, пустыней, для обеспечения посадки в сложных метеоусловиях и ночью.

Работа РТСН основана на использовании свойств распространения радиоволн.

4. Навигационно-пилотажный комплекс (НПК) вертолета предназначен для определения местоположения летательного аппарата, параметров полёта, обеспечения полёта по заданному маршруту и посадки.

Совокупность функционально связанных наземных и бортовых систем, бортовая часть которых предназначена для решения данных задач, составляет типовой НПК.

5. Центральной системой такого комплекса является радиотехническая система ближней навигации и посадки типа РСБН-6С, А-320 и т.д. Именно эта система определяет назначение комплекса и его основные характеристики.

В состав комплекса кроме РСБН входят также функционально связанные с ней САУ и группа датчиков пилотажно-навигационной информации.

6. НПК работает совместно с наземными радиотехническими системами, которые входят в состав типового оборудования аэродрома.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ:

1.  Какие задачи решает РТСН?

2. Как классифицируются РТСН?

3. Как классифицируются РТСН по типу измеряемых параметров полета?

4. Как классифицируются РТСН по системам используемых координат?

5. Как классифицируются РТСН по способу определения координат?

6. Как классифицируются РТСН по форме построения?

7. Как классифицируются РТСН по типу радиотехнических устройств?

8. Как классифицируются РТСН по классу радиосигнала?

9. Как классифицируются РТСН по диапазону частот?

10. На какие группы подразделяются технические средства навигации по принципу действия?

11. Что такое угломерные РТСН?

12. Что такое дальномерные РТСН?

13. Что такое угломерно-дальномерные РТСН?

14. Что такое разностно-дальномерные РТСН?

15. Для чего предназначен НПК?

16. Что входит в состав НПК и для чего?

17. Назвать основные навигационные элементы полета?

18. Что такое азимут?

19. Что такое КУР?

20. Что такое угол сноса?

21. Что такое истинная высота и чем она отличается от абсолютной?

 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика