andrey

Путь к Файлу: /Новокузнецк / социология духовной жизни.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   17.02.2015
Размер:   61.0 КБ
СКАЧАТЬ

Предметно-методологические основы социологии духовной жизни

1. Сущность духовной жизни общества.

Духовная жизнь общества – относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляют специфические виды специализированной духовной деятельности и общественных отношений, регулирующих духовную деятельность и функционирование общественного сознания.

Будучи лишь одной из сфер общества, духовная жизнь тесно взаимодействует с другими сферами общества – экономической, политической, социальной. В истории научной мысли были представлены различные концепции относительно того, какова взаимосвязь всех этих сфер. Одни ученые утверждали, что преобладает экономическая сфера, другие - политическая, третьи – духовная жизнь.

Однако очевидно, что полярными в рамках общества как целого остаются две сферы — экономическая и духовная. Материальный и духовный мир не только противоположны друг другу, но и тесно взаимосвязаны, они взаимодополняют друг друга. Более того, по мнению многих социологов вся социальная жизнь является порождением материального и духовного мира. Как отмечает Козлова О.Н.: «социальная жизнь — это то, что произведено из жизни материальной, физической, и выведено из нее, изменено при помощи жизни духовной»[1].

При этом именно духовная жизнь определяет качественную особенность функционирования общества. Духовная жизнь может быть определена ядро социальной жизни. В этом смысле попытка детального анализа духовной жизни главной целью имеет выявление особенностей ее функционирования и развития, которые определят характер развития социальной жизни в целом.

Если мы обратимся к самому словосочетанию духовная жизнь общества, то прежде всего необходимо определить что означает понятие духа. В философской традиции дух рассматривается как нечто противоположное природе. Однако вербализовать понятие духа достаточно сложно. Ещё Н. Бердяев говорил о том, что дух на земле выразим не в объективных структурах, а в свободе, справедливости, любви и творчестве. Иными словами, дух имеет многие признаки, которые рациональным путем уловить нельзя. Вследствие такой сложности духа как особого феномена бытия его определение в понятиях затруднительно.

Но можно утверждать, что дух выступает в трех формах бытия: 1) как дух отдельного индивида (личный дух); 2) как общий, коллективный дух (например, дух народа); 3) как объективированный дух (совокупность завершенных творений духа, представленный, например, в произведениях искусства)[2].

Очевидно, что с понятием духа тесно связано понятие духовности. Именно духовность является определяющим качеством духовной жизни общества. Но что же такое духовность? Ответы на этот вопрос даются различные. Некоторые мыслители считают, что духовность ни что иное как религиозность. 

Например, известный русский философ И. Ильин связывает духовность с божественной сущностью. Те же теологические позиции занимает и Н.Бердяев. Он утверждал, что духовность есть высшее качество, ценность, высшее достижение в человеке. Она связана с Богом, определяется Богом и исходит от него.

Другие полагают, что в сущности своей духовность совпадает с преобладанием нравственных и интеллектуальных начал над материальными. В этом смысле сердцевину духовности составляет нравственный идеал личности.

В целом, духовность можно рассматривать как интенцию человека к вечным ценностям. Охватывая многие стороны сознания, мышления, убеждений человека, духовность может быть представлена в трех формах:

1) высшими потребностями (потребностью в духовном: познание истины, красоты; потребностью в самоактуализации, самореализации);

2) идеалами, высшими ценностями (добро, красота, истина);

3) высшими переживаниями (любовь, творчество, мистические, трансцендентные и др. переживания).

Можно выделить следующие характеристики духовности.

1. Всеобъемлющий характер духовности. Духовная жизнь человека многогранна. Она включает в себя как рациональные моменты, так и эмоционально-аффектные, ценностно-мотивационные аспекты. Иными словами, понятие духовность вбирает в себя все возможные грани жизни человека - это установки ориентированные и на внешний, и на внутренний мир человека.

2. Духовность человека как идеальность. Различные проявления духовной жизни, такие как например, ценности любви, свободы, дружбы, воспринимаются человеком изначально в чистом виде, как освобожденные от материально-предметных или пространственно-временных характеристик. В этом смысле духовность, используя терминологию Г. Зиммеля, можно рассматривать как чистую форму, лишенную предметного содержания.

3. Духовность как субъектный мир человека. Духовность представлена прежде всего как внутренняя жизнь человека. Именно духовность определяет  собственное "Я" человека, особенность этого "Я". Можно сказать, что духовность – это внутреннее, личностное ядро человека.

От понятия духовности можно перейти к сущности духовной сферы общества. Структура духовной жизни включает в себя следующие компоненты: 1) духовные потребности; 2) духовная деятельность (духовное производство); 3) созданные этой деятельностью духовные блага (ценности).

Первым звеном в этой цепочке выступают духовные потребности, представляющие собой объективную необходимость людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности.

При чем духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Если экзистенциальные потребности такие как, потребность в пище, сексуальные потребности и др. заложены в человеке генетически, то, например,  с понятием нравственности  человек не рождается, это чисто социальное качество. Иными словами, духовные потребности формируются и развиваются в процессе социализации личности.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. К результатам духовного производства относятся:

1) идеи, теории, образы и духовные ценности;

2) духовные общественные связи индивидов;

3) сам человек как существо духовное.

В целом, духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни — экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу развиваться.

Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, духовные ценности не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества.

Среди основных элементов духовной жизни можно выделить такие как религию, мораль, науку, образование и искусство.

1) Религию можно определить как мировоззрение и поведение какой-либо общности, которые определяются верой в существование сверхъестественное. На практике религия представляет собой совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов.

Очевидно, что религия - один из важнейших социальный институтов, который на протяжении большей части человеческой истории играл решающую роль при конституировании человеком социальной реальности и легитимации социального порядка.

2) Мораль — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом. Мораль можно определить как набор правил и способов регулирования человеческих отношений.

Безусловно, мораль является социальным феноменом, поскольку моральные принципы вырабатываются самим обществом. Этот процесс достаточно стихиен. Впоследствии мораль становится самостоятельной детерминантой человеческого общения, т.е. она носит уже надиндивидуальный характер, главной чертой которой является обязательность.

3) Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно–логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.

Наука предстает прежде всего как социокультурный феномен. Тем самым фиксируется двоякого рода зависимость: с одной стороны наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, а с другой стороны, она существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни.

4) Образование можно рассматривать, во-первых, как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно, либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях; и, во-вторых, как социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщение его к культуре данного общества.

Эмиль Дюркгейм утверждал, что главная функция образования заключается в трансляции культурных ценностей от поколения к поколению и в закреплении этих ценностей. Кроме того, любая система образования предполагает реализацию и интегративной функции, поскольку здесь происходит формирование конформности по отношению к устоям общества, господствующей системе ценностей, нормам и правилам.

5) Искусство – сфера духовной деятельности, представляющая результаты образно – художественного отражения человеком внешнего и внутреннего мира. Искусство подразделяют на множество видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Среди основных видов искусств выделяют такие как архитектура, скульптура, живопись, литература, музыка и многие другие.

Если обобщить все эти элементы духовной жизни общества, то можно выделить следующие сферы духовной жизни общества:

1) Рациональная сфера  -  сфера постижимого разумом - в духовной жизни представлено прежде всего философией и наукой. Задачи их заключаются в том, чтобы представить мир, как он есть сам по себе, объяснить его и создать некоторую умопостигаемую, понятную модель реальности, в виде философских учений и научных теорий.

2) Образно-эмоциональная, связанная не с рациональным осмыслением мира, а с его переживанием, с оценкой тех или иных явлений. Человек никогда не бывает спокойным созерцателем действительности, он неоднозначно воспринимает окружающий мир и других людей, он радуется или страдает, любит или ненавидит, испытывает страх или гордость и т.д. Образно – эмоциональные элементы духовной жизни общества воплощаются прежде всего в религии, искусстве.

3) Операционно – практическая сфера, которая связана с существованием в духовной жизни людей своеобразного набора правил, норм и моделей поведения, т.е. представлений о том, как практически действовать и жить в этом мире. Иными словами, это совокупность нравственных норм, регулирующих поведение человека

Суммируя вышесказанное, рассмотрим предмет и задачи социологии духовной жизни.

2. Специфика социологического подхода к исследованию духовной жизни общества.

Теоретические источники развития социологического подхода к осмыслению духовной жизни были заложены О. Контом, и далее развиты Э. Дюркгеймом, М. Вебером, П. Сорокиным. Причем  большинство социологов концентрировали свое внимание на отдельных элементах духовной жизни, будь то религия, мораль, наука и т.д. Так, например, Э. Дюркгейм изучал сущность религиозного феномена (одна из наиболее известных его работ по данной проблематике – «Элементарные формы религиозной жизни», 1912г.), моральную реальность («Определение моральных фактов»), систему образования («Образование и социология», «Эволюция образовательной мысли во Франции»).

Поэтому нередко социологию духовной жизни рассматривают как синтез отдельных дисциплин – социологии религии, образования, науки и т.д. Однако только системный подход дает возможность понять сущность духовной сферы общества, имеющей автономный онтологический статус и реализующей определенные функции в рамках целого, каковым является общество.

Таким образом, предмет изучения социологии духовной жизни можно сформулировать следующим образом: духовное состояние, интеллектуальное поведение и деятельность общества, группы и индивида, направленных на саморегуляцию совместной жизнедеятельности людей.

Иными словами, духовная жизнь может быть рассмотрена на макро, мезо и микроуровне.

1) на уровне общества в целом анализ духовной жизни предполагает, с одной стороны, рассмотрение основных элементов духовной сферы общества – науки, религии, морали и т.д., а с другой стороны -  изучение специфики духовной жизни в различных типах общества (в эпоху доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества).

2) на уровне группы - на этом уровне социология духовной жизни исследует сущность таких явлений как субгруппы, субкультуры, контркультуры и т.д.

3) индивидуальная духовная жизнь, т. е. рассмотрение духовной жизни на уровне личности, что предполагает анализ таких вопросов как специфика моральной социализации, формирование мировоззрения, духовная структура личности и т.д.

При этом, как и общая социология, социология духовной жизни делает акцент на коммуникативном аспекте. Поскольку именно в ходе коммуникации, взаимодействия вырабатываются основные нормы и ценности, формируются основные институты, которые и обеспечивают воспроизводство социокультурного процесса.

Кроме того, можно выделить следующие функции социологии духовной жизни:

1) познавательно-кумулятивная. Реализация этой функции позволяет социологии накопить, расширить и конкретизировать знание о сущности духовной сферы общества, её  структуре, закономерностях, основных направлениях её функционирования и развития.

2) практическая или практико-прогностическая.  Социология духовной жизни не ограничивается лишь познанием социальной реальности. Социология вырабатывает конкретные предложения и рекомендации, направленные на совершенствование социальной и духовной жизни общества.

3)  мировоззренческая. Социология духовной жизни направлена на выработку и формирование представлений о принципах человеческого существования. Это касается и представлений о смысле жизни, ценностных ориентиров, морального и нравственного формирования и развития личности в целом. С помощью знаний по социологии духовной жизни каждый человек сможет отдавать себе отчет в том, на какой "отметке" духовной вертикали выстраивает он свою "горизонталь" быта, повседневности, а также представлять себе возможность иных уровней.

 

 

 

 

Контрольные вопросы:

1. Что означает понятие духовность? В чем различие светского и религиозного понимания духовности?

2. Какова структура духовной сферы общества?

3. Что представляет собой соотношение духовной сферы с остальными сферами общества – экономической, политической, социальной?

4. Охарактеризуйте основные элементы духовной жизни общества?

5. Каково соотношение объекта и предмета социологии духовной жизни?

6. В чем заключается функциональное значение социологии духовной жизни?

 

Литература:

1. Адорно Теодор В. Избранное: Социология музыки .М.,СПб,1998

2. Американская социологическая мысль. Тексты. /Под ред. В.И.Добренькова. Изд-во МГУ,1994

3. Вебер М. Избранные произведения. М.,1990

4. Гараджа В. И. Социология религии. Учебник для вузов. М., 1996. 238 с.

5. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пособие для студентов вузов в 2 частях. М.,1994, ч.1

6. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975

7. Манхейм К. Избранное: Социология культуры. М.; СПб. 2000

8. Нечаев В.Я. Социология образования. Курс лекций.1 ч.М.,1998

9. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И.Гараджа, Е.Д.Руткевич. М., 1996.

10. Социология религии: классические подход / Сост. М.П. Гапочка, Ю.А. Кимелев. М., 1994.

11. Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. — М.: Книжный дом «Университет», 2002. — Ч. 1.

 

 


[1] Козлова О. Н. Духовная жизнь как система, ее сущность и структура // Социально – гуманитарные знания, 2001, №2.

[2] Философский энциклопедический словарь. – М., 1997. С. 146.

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика