andrey

Путь к Файлу: /Новокузнецк / Политическая социология (статья).doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   17.02.2015
Размер:   92.0 КБ
СКАЧАТЬ

                                                                                Е.В. Артюх

 

Введение в Политическую Социологию

 

      Курс политическая социология предназначен для студентов специальности социология. Цель его состоит в том, чтобы раскрыть содержание основных понятий и дать представление об имеющихся проблемах данной отрасли социологического знания.

 

Задачами курса являются: 1. Сформировать представление об основных тенденциях и направлениях развития мировой и отечественной политической социологии. 2. Научиться квалифицированно анализировать современные социальные проблемы общества в рамках политической социологии. 3. Овладеть методикой и технологией социологического исследования и диагностики различных видов политических явлений и процессов.

Политическая социология углубленно  изучает всю совокупность проблем, связанных с социально-политическими отношениями, сознанием, культурой, деятельностью, законами их функционирования и изменения.  В центре внимания находится анализ политики и политической деятельности во всех сферах жизни общества.  

      Большое внимание в данном курсе уделяется вопросам методологии и методики исследования, а также технологическим аспектам политики. Рассматривается внутриполитический процесс, общетеоретические вопросы политической социологии, различные точки зрения на некоторые теоретические проблемы, а также сравнительный анализ политического процесса в различных странах мира.

       У истоков социологии политики стояли О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, рассматривавшие политику через призму ее взаимодействия с социальной сферой, через особенности функций гражданского общества и государства, их взаимодействие с личностью. Э. Дюркгейм исследовал, как характер разделения труда сказывается на политическом порядке. В. Паретто и Г. Моска  - обосновали концепции элит; М. Острогорский, Р. Михельс – исследовали политические партии.

       Среди крупнейших представителей социологии политики следует назвать П. Сорокина, обосновавшего теорему политических флуктуаций, Т. Парсонса и Р. Мертона, которые изучали проблемы политической социализации, функциональность и дисфункциональность политических институтов для отдельных групп общества; Э. Фромма, изучавшего роль бессознательного, деструктивного фактора в политике; Э. Гидденса, П. Бурдье, П. Штомку, которые интерпретировали политические реалии через борьбу и компромиссы различных сил в политическом поле, учитывая при этом совокупность факторов – принципиально новый характер политических структур современности, переплетение глобального и локального капитала, рационального и иррационального моментов в принятии решений политическими агентами.

        Политическая социология в нашей стране долгие десятилетия находилась в состоянии неразвитости. Теории, описывающие политическую реальность имели право на существование лишь в пределах тех установок и выводов, которые в свое время сделаны классиками марксизма-ленинизма.

       Только с 60-х гг. исследователи Г. Шахназаров, Ф. Бурлацкий, А. Фарукшин, М. Марченко, В. Мшвениерадзе и др. занимались исследованиями в области социологии политики.

      Главным условием развития политической социологии является общественная потребность. За последние годы появились независимые от государства социально-политические субъекты (общественные движения, партии, группы давления), были созданы новые политические механизмы – свободные выборы, парламенты и т.д. резко возрос спрос на точное и достоверное знание о политических процессах и силах в них участвующих, политических механизмах и способах их оптимизации. Одной из важнейших задач современной политической социологии является получение нового знания, которое должно быть предназначено для решения разнообразных задач – от теоретических до социотехнических.

         В последнее время изменился характер поведения политических субъектов – отдельных граждан, их объединений, органов власти. Сейчас политическая активность – это не просто демонстрация своей сопричастности политической линии официального руководства, а деятельность, направленная на выражение и реализацию собственных интересов. Формы такого поведения весьма многообразны  - от писем в газеты до политических забастовок и кампаний гражданского неповиновения. Управление общественными процессами усложняется: традиционные способы силового давления дают прямо противоположные желаемым результаты. Инструментом политики все чаще становится компромисс, достигаемый путем договоренности между заинтересованными участниками политического процесса. В этих условиях социологическая информация о состоянии общественного мнения, интересах и целях различных социально-политических сил, их статусе и весе, типе стратегий ими используемых приобретает особую значимость для принятия политических решений. В данном случае социология политики выступает как важнейший канал обратной связи, повышающий эффективность принимаемых решений.

        Зная особенности взаимодействия социально-политических субъектов и предлагая сценарии развития событий, социология политики обозначает границы принимаемых решений и тем самым определяет меру политической ответственности. В этом смысле социология политики является непременным атрибутом политической культуры демократического общества, так как она вырабатывает критерии приемлемости политических решений.

       Основная проблема, стоящая перед социологией политики в нашей стране, состоит в том, чтобы найти способы сохранения и развития недавно возникших демократических институтов. Данная дисциплина является одним из каналов приобщения граждан к демократической системе политических ценностей, воспитывает дух гражданства, предполагающее, что источником политических инициатив может быть любой индивид, а также формирует идеологию гражданских прав и свобод.

       Социология политики занимает в политологии одно из центральных мест, так как изучает  политические последствия социальных изменений, а также влияние политических институтов на социальные процессы и структуры. Центральными проблемами социологии политики являются вопросы взаимодействия социальных общностей, отражающиеся на характере и способах функционирования политических институтов, а также в какой мере политическое нормирование воздействует на устойчивость структуры, как характер процессов институционализации общности меняет ее статус в обществе, какова социальная база того или иного политического порядка.

      Центральное место в социологии политики занимает типология законов: 1) законы функционирования социально-политической жизни и 2) законы ее развития. К первой группе относят законы социально-политической жизнедеятельности, способов ее организации. Законы функционирования раскрывают связи, взаимодействия различных элементов, субъектов и объектов социально-политической жизни. Ко второй группе относятся законы перехода из одного состояния социально-политической жизни к другому, законы качественных изменений. Они раскрывают причинные связи социально-политических явлений, определяют направление, факторы и формы изменений.

      Категории социологии политики подразделяются на две группы:

1. Категории функционирования политической жизни. Например, политический процесс, политическая деятельность, политическая культура, система власти, партии, неформальные объединения, популизм, забастовки, митинги протеста и т.п.

2. Категории развития. Например, борьба за власть, реформа, плюрализм, политизированная личность и т.п.

Исходными ключевыми понятиями и концептуальной основой для социологии политики являются категории «Общество», «Политика», «Социально-политические действия и отношения».

       Объектами социологии политики являются события, процессы, субъекты социальной сферы. Однако социология политики исследует и те объекты, которые имеются в экономической, политической и духовной сферах.

Социология политики изучает свои объекты прежде всего как существующие естественным  образом, т.е. независимо от субъектов, участвующих в политическом процессе. Кроме того следует различать распространенные, типичные и уникальные ситуации. Каждая из данных ситуаций требует различных подходов. Социологию политики прежде всего интересует взаимодействия социальных общностей, политических институтов и граждан по поводу отношений власти и влияния в обществе. Основная проблема состоит в выяснении, при каких социальных условиях формируется данный политический порядок и каковы социальные основания его производства. при этом в разряд условий попадают: во-первых, взаимодействия социальных общностей; во-вторых, структура социальных институтов, типы и формы социальных движений, а также характер традиций, обеспечивающий воспроизводство данного социального и политического порядка. Совокупность условий и образует различные социальные механизмы политических процессов.

         Не менее важной является проблема перехода от одного типа политического порядка к другому при сохранении стабильности. Как правило, необходимость такого перехода вызывается кризисными явлениями в обществе, поэтому сохранение социальной стабильности является довольно сложной задачей, решению которой способствуют исследования в области социологии политики.

          Предметом социологии политики является исследование социальных механизмов власти и влияния в обществе на различных этапах его развития и в разных фазах его функционирования. При этом в состав социального механизма включаются как деятельностные моменты, обеспечивающие достижение политических целей, так и естественные, определяющие характер политического процесса. В то же время социальные механизмы порождают как уникальные политические процессы, так и широко распространенные, типовые. Таким образом, многообразие социальных механизмов, благодаря которым обеспечивается формирование и функционирование динамичного, но вместе с тем устойчивого политического порядка, является специфическим признаком, благодаря которому предмет социологии политики выделяется из предмета политологии и отличается от предметов других политологических дисциплин.

       Одно из центральных моментов социологии в целом, как и социологии политики является понятие социальной общности. Под социальной общностью понимается совокупность индивидов и групп людей, образованная на основе социально значимых признаков. Когда возникает необходимость сохранения той или иной общности, происходит процесс ее институционализации: способ функционирования общности закрепляется с помощью материальных средств и оргструктур. Таким образом, социальный институт имеет организационную структуру, поддерживаемую с помощью материальных средств. Социальный институт четко фиксирует и формализует те функции, для выполнения которых он создается, имеет жестко фиксированный ролевой набор, обеспечивающий эффективность совместной деятельности, предполагает иерархические отношения между людьми.

     Для социологии политики понимание процессов институционализации имеет ключевое значение, так как социальный институт выступает как форма господства и подчинения членов своей общности в ее борьбе за ресурсы и место и роль в обществе. В этом смысле социальный институт – один из основных механизмов мобилизации членов общества. Причем властные функции в социальном институте, как правило, локализованы в определенной организационной структуре, в то время как в общности они сосредоточены между всеми ее членами.

      И социальная общность и социальный институт могут рассматриваться в качестве субъектов политической деятельности и поведения. Политический субъект – это субъект: а) принимающий политические решения; б) реализующий их или контролирующий их реализацию; в) несущий ответственность за свои решения. Политического субъекта как генератора политических отношений следует отличать от носителя политических отношений: последний лишь реализует извне заданные цели, не участвуя в их выработке. Таким образом, политическим субъектом может быть как отдельный человек (голосование на выборах), социальная общность (участие в митинге протеста против действий правительства), социальный институт (подготовка армейскими офицерами политического переворота). Главное отличие политического субъекта от социального состоит в характере принимаемых решений и способов поведения.

       Взаимодействия политического субъекта со своей базой поддержки и социальной средой в целом, а также взаимодействие в рамках «политического сообщества» образуют политический процесс, который порождает политические институты. Их устойчивые взаимосвязи оформляются в политическую систему, погруженную в насыщенный раствор социальных связей и отношений и не существующую отдельно от них.

       Основная функция политической системы состоит в поддержании общественного порядка и целостности общества. Поддержание общественного порядка невозможно без властных функций и применения принуждения. Еще одной функцией политической системы является социализация членов общества – подключение их к общепринятой системе ценностей и образцов, позволяющих адаптироваться к имеющимся политическим институтам и процессам.

        Исследователи выделяют три подхода к пониманию политической системы. Согласно структурно-функциональному подходу (Т. Парсонс и др.) политическая система представляет собой устойчивую структуру, образуемую из таких элементов как государство и его органы, политические партии, средства массовой информации, корпорации и т.п. Политическая система предназначена для устранения дисфункций в социальной сфере посредством использования рычагов власти и других средств. Политический процесс при этом понимается как функционирование политической системы в целом и его отдельных элементов в частности. Социальная среда предстает в данном случае как материал для функционирования политической системы. Преимущества такого подхода состоят в том, что он позволяет элиминировать политическую субъективность и представить политические процессы и институты как естественные и необходимые.

       Согласно конфликтной модели (Р. Дарендорф и др.) политическая система представляет собой открытое пространство столкновения социально-политических субъектов. Конфликт побуждает общество к созданию институтов и  механизмов их предупреждения. Сам политический процесс понимается при этом как процесс борьбы за власть, статусы и ресурсы между социальными группами, а с другой стороны, как процесс формирования политических механизмов разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций.

      Социально-бихевиористская модель политической системы (Т. Елумер, П. Блау и др.) рассматривает ее с точки зрения эффективности каналов и мотивов политической активности. Политическая система – совокупность механизмов поддержания определенной структуры ценностей и образцов поведения. Политический процесс предстает в качестве политического участия как отдельного человека, так и больших групп людей в решении волнующих их проблем. В рамках этой модели исследуются формы и типы политического поведения, условия и факторы, заставляющие людей подключаться к политике.

      Характер используемых методов зависит от типа исследования. В социологии политики используют эмпирические методы, предполагающие методы анкетирования, наблюдения, экспертных оценок, контент-анализ политических документов и др. Эмпирические методы большее значение приобретают тогда, когда становится возможным построение на их основе теоретических моделей, обладающих объяснительной и прогностической силой. Теоретический анализ эмпирических данных позволяет найти устойчивые связи и отношения в самой политической реальности, описать устройство и действие различного рода социальных механизмов власти и влияния. Познавая действие и устройство социальных механизмов власти и влияния, можно раскрыть сущностные черты политической реальности. В этом есть основная цель фундаментальных исследований – получение нового знания о исследуемой реальности.

       Вместе с тем, прикладные исследования в социологии политики в настоящее время доминируют. Это исследования, как правило, ситуативные, т.е. направлены на решение конкретных задач. Знания, получаемые в рамках прикладных исследований, инструментальны, т.е. они описывают объект не сам по себе, а скорее способ модификации объекта в определенных целях. Прикладные исследования создают информационную базу для социальной инженерии и дают возможность определить степень эффективности вновь созданных социальных механизмов. Объективность и истинность получаемых знаний гарантируются дистантированностью исследователя от объекта изучения. Постоянная методологическая рефлексия и приверженность объективной истине как высшей ценности научного исследования, вскрывающая его гносеологические и ценностные предпосылки, служат определенными гарантиями точного и объективного знания.

      Одна из особенностей исследований в социологии политики состоит в том, что исследователь выступает в функции идеолога, который знает, «что общество хочет и что для этого нужно сделать». Получаемые знания подтверждают заранее заданную идеологическую схему.

     Подводя итог, подчеркнем, что предметом социологии политики является изучение взаимодействие власти и влияния в официальных и неофициальных формах. Социология политики охватывает самые разнородные объекты – события, процессы и субъектов в политической сфере, взаимоотношения которых и образуют то «поле проблем», на котором произрастает новое знание.

      Социология политики описывает и объясняет социально-политический процесс; прогнозируя тенденции его развития, показывая роль личности в нем, способствует выработке политических знаний, мышления, культуры, подготавливает личность к выполнению обязанностей гражданина.

 

      Вопросы к курсу:

 

1. В чем состоят особенности социологии политики?

2. Выделите основные составляющие и теории социологии политики?

3. Какие функции социологии политики являются определяющими?

4. Что относится к объекту и предмету социологии политики?

5. Раскройте значимость данной дисциплины в современном обществе?

6. Сформулируйте основные модели и методы социологии политики?

 

 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика