Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   17.02.2015
Размер:   51.5 КБ
СКАЧАТЬ

Социальная антропология как научная и учебная дисциплина

 

Одной из преобладающих тенденций в российской высшей школе становится антропологизация учебных курсов по общественным и гуманитарным наукам. Разработанные Государственные стандарты второго поколения предусматривают введение антропологических дисциплин по многим гуманитарным специальностям, в 1994 году утверждена новая специальность «социальная антропология». За последние годы возросло число научных центров и учебных подразделений, занимающихся антропологической подготовкой студентов, так в Санкт-Петербургском университете существует кафедра социальной антропологии и первое в России отделение социальной антропологии, а в 1996 году кафедра социальной антропологии создана в Московском государственном социальном университете. Но несмотря на рост антропологических подразделений в вузах страны, их деятельность не скоординирована как в научном, так и в учебно-методическом отношении. Вопрос о дисциплинарном и институциональном статусе социальной антропологии, как в России, так и зарубежом можно отнести к числу спорных и дискуссионных. 

Автор учебного пособия «Социальная антропология» А.И. Кравченко указывает, что термин «антропология» был введен в научный оборот в англоязычных странах. Антропологические общества и кафедры антропологии в университетах появились в Англии, Франции и Германии в начале XIX веке. Как самостоятельная наука антропология сформировались в середине XIX века, и наибольшее развитие к этому времени получила в Великобритании и США.  Сегодня термин «антропология» имеет  узкое и широкое значение. В узком значении - это учение о человеке (взаимосвязь тела и мозга, анатомии и физиологии). В широком значении антропология за рубежом трактуется как наука о человеке в единстве его культурных и социальных аспектов, охватывает знание гуманитарных и социальных наук. В США антропология сформировалась в рамках изучения коренных жителей континента, т.е. индейцев и в настоящее время в ней выделяют четыре дисциплины: археологию, физическую, культурную и лингвистическую антропологии. В культурной антропологии выделяют две стороны: этнографическую, которая основана на полевых исследованиях, и основанную на кросс-культурных сравнениях - этнологическую. В Великобритании антропология развивалась на этнографическом материале, чаще всего исследовании многочисленных колоний, и включала три дисциплины: археологию, физическую и социальную антропологию, последний термин впервые употребил Дж. Фрезер. В Германии «антропологию» заменяют термином «этнография», а во Франции – «этнологией». Таким образом, социальная антропология изначально представляла собой область знания, ориентирующаяся на изучение обществ изолированных от письменной исторической традиции. Первоначальные объекты такого исследования – первобытные общества, племенные культуры, традиционные крестьянские общины, т.е. те социоисторические объединения людей, при анализе которых трудно дифференцировать культурное и социальное, ибо они выступают как нераздельное целое. В связи, с чем социальная или культурная антропология в одном случае рассматриваются как одна дисциплина, в другом – как две самостоятельные дисциплины, между которыми много общего. В последнем случае культурная антропология исследует связи человека и культуры, устройство культуры, культурные институты, особенности социализации человека в различных культурах и др. Социальная антропология же изучает социальные структуры и взаимодействие в них людей. В России однозначного понимания входящих в антропологию дисциплин не сложилось, не редко ее используют как синоним физической антропологии.

Социально-антропологическая тенденция за рубежом до настоящего времени не приобрела четких предметно-структурных очертаний. В рамках этих тенденций развиваются, взаимодействуют и переплетаются разные направления. В зарубежной традиции можно выделить два направления, одно из которых представляет собой социологическое ответвление философской антропологии и связано с именами М. Шелера, Г. Плеснера, А. Гелена, Х. Шельски, Х. Фрайра. Суть заключается в том, чтобы, отправляясь от сравнения человека с животным и указывая на особое место человека в природе, его «экцентричность» (Плеснер), «деятельностную сущность» (Гелен), рассмотреть его взаимодействие с обществом. Культура при этом рассматривается как процесс «стабилизации» человека, который в отличие от животных «не фиксирован» природным образом.  Специальному анализу подвергаются общественные институты, оценивающиеся с позиции обеспечения «разгрузки» человека. Данное направление позволяет рассмотреть взаимосвязь человека и общество, положив в основу своеобразное понимание природы человека.

Другое направление связано с именами американского этнографа Ф. Боаса, английских антропологов А.Р. Радклиф-Брауна и Б. Малиновского, представителя французкого структуралиста К. Леви-Строса и других. Направление прямо идентифицирует себя с социальной антропологией и ориентировано на изучение примитивных, традиционных обществ. Центральное место занимает исследование культуры как своеобразного интегрального механизма поддерживающего целостность и стабильность общества. Так Радклиф-Браун определил социальную антропологию как естественную науку, задача которой сравнительное изучение обществ разных типов с целью получения общих утверждений, в идеале универсальных положений об обществе. В целом в той или иной форме социальная антропология за рубежом исследует человека в его конкретных общественных связях, а поскольку социальные пласты человеческого бытия разнообразны, то на статус социальной антропологии претендуют самые разные исследования.

Характеризуя современное состояние российского социально-антропологического образования, В.С.Барулин выделяет три вариации предметного истолкования социальной антропологии. Первый связан с рассмотрением человека в контексте культурных условий его бытия. «Социальная антропология связана с изучением культурно-исторических моделей социального поведения и социальных отношений индивидов и их общностей»- считает Ю.М.Резник. Аналогичной позиции придерживаются Ф.И.Минюшев и Э.А.Орлова. Второй подход развивает Н.Н.Козлова, полагая, что «предмет социальной антропологии не структуры и механизме, которые вне всякой субъективности и телестности упорядочивают социальные отношения, но логика и стратегия действий индивидов и социальных групп». Третий вариант понимания социальной антропологии основывается на анализе внутреннего, духовного мира человека и его самореализации. Такой подход характерен для В.В.Шаронова. Центральной проблемой при данном подходе выступает проблема свободы и самореализации человека как свободного существа. В.С.Барулину близка последняя позиция.

О.Б. Ионова и В.Д. Чеснокова, обобщая опыт преподавания дисциплины «Социальная социология» на социологическом факультете МГУ и отмечая «утрату» человеческой субъективности в современной социологической подготовке, полагают, что социальная антропология обращается к миру человеческих ценностей на уровне повседневной жизни обыденной культуры. Указывая, что социальная антропология зародилась в процессе непосредственного изучения человека и образуемых людьми сообществ, авторы выделяют два блока воспроизводства жизни индивида и социума. Выживание на уровне культурного блока основано на совокупности постулатов, утверждений, норм и ценностей, на биологическом уровне предстает в форме инстинктов. Культурный блок более гибкий, подвижный и изменчивый. «Мы полагаем, -  пишут О.Б. Ионова и В.Д. Чеснокова, - что объектом исследования социальной антропологии является постоянно трансформирующийся культурный блок процесса осуществления жизни». Предметом социальной антропологии таким образом является изучение закономерностей социокультурного процесса. Его основной закон авторы определяют как закон «согласия», который проявляется в постоянном и постепенном переходе от борьбы противоположностей к их единству и консенсусу на основе создания условий для суверенности прав каждого конкретного социального субъекта и их признания. В этой связи им представляется перспективным выявление механизмов действия (реализации) указанного закона, для чего в рамках социальной антропологии следует определить:

- факторы устойчивости социокультурной системы в состоянии согласия;

- пособность социокультурной системы к восприятию нового при условии сохранения ее специфической определенности;

- динамик изменения механизмов нормативно-ценностной регуляции;

- систему факторов, облегчающих или же затрудняющих реализацию данного закона.

Ю.М.Резник, со своей стороны, делая обзор отечественных учебных программ и курсов, выделяет наиболее типичные и характерные позиции в понимании предметной области социальной антропологии. Во-первых, социальная антропология рассматривается как философская дисциплина. В рамках данного подхода, с точки зрения В.С.Барулина предметом социально-философской антропологии является человек и его связи с обществом. Ряд авторов (В.Т.Пуляев и В.В.Шаронов), формулируя свое понимание предметной области социальной антропологии как относительно самостоятельной дисциплины, указывают, что она не претендует на целостное и всеобъемлющее отражение феномена человека, а рассматривает социальную детерминацию внутреннего мира человека и нацелена на раскрытие сущности тех феноменов внутреннего мира человека, которые делают его активным, творческим созидателем своего собственного социального бытия. Ее предметная область  характеризуется противоречивым единством трех основных областей взаимодействия человека и общества: детерминированностью внутреннего мира человека его социальным бытием; независимостью внутреннего мира от объективированных социальных отношений и институтов; обусловленностью внешних объективированных социальных форм продуктами внутреннего мира человека. Согласно другому подходу социальная антропология определяется, прежде всего, как наука о культуре и часть авторов предпочитают использовать вместо термина «социальная антропология» термин «культурная» (С.Н.Иконников, Л.П.Воронкова, Л.Г.Ионин). Наиболее активный сторонник культурологической ориентации социальной антропологии  Ю.Н.Емельянов выделяет в ее предметной области три основных момента: воздействие культуры на поведение людей; взаимосвязь различных параметров культуры; рассмотрение культуры как адаптивно-адаптирующей системы. В рамках третьего подхода социальная антропология рассматривается как самостоятельная учебная дисциплина, отличающаяся от других антропологических и социальных наук по своим предметным основаниям. Так Ф.И.Минюшев предметом изучения социальной антропологии считает закономерности и механизмы социального бытия культуры и проблемы реализации констант человеческого существования в современном обществе. Именно разработанная им программа лежит в основе государственного образования стандарта по специальности «социология». В качестве констант человеческого существования рассматриваются жизненная среда и экология, мир труд, мир знаний, мир любви, мир борьбы и игры, феномен смерти, свобода и справедливость.

Большой интерес представляет вопрос о взаимодействии социальной антропологии с другими социогуманитарных дисциплин. С одной стороны, практика социально-антропологических исследований находилась под влиянием общей познавательно-методологической ситуации в ее динамики. Если первоначально в антропологической традиции господствовал позитивистский «стандартный идеал научности», то в начале 20 века в качестве познавательной теории выступило неокантианство и антисциентизм. В дальнейшем получили распространие универсалистские теории, а в 50-60 годы были реконструированы идеи эволюционизма. И наконец, получили распространение «интерпретативная», «символическая» и «когнитивная» антропология. С другой стороны, социальная антропология сама выступает источником методологических новаций. Достижения крупных антропологов входят в общенаучный арсенал и ссылки на их антропологов можно найти в трудах по различным социальным и гуманитарным дисциплинам.

Большинство отечественных авторов полагает, что к целям и задачам курса «Социальная антропология» следует отнести:

- систематизацию знаний студентов о человеке, полученные в процессе изучения в процессе изучения гуманитарных дисциплин (психологии, демографии, истории, культурологии и философии);

- содействовать процессу гуманитаризации высшего образования;

- ставит цель развития у студентов навыков интегрирования знаний о человеке и культуре в одно целое;

- знание, полученное в курсе, может быть использовано в коммуникации представителей различных культур, в социальной работе, при решении вопросов национальной и культурной политики;

- способствовать преодолению теоретического невнимания к человеку как источнику всех социальных, экономических, политических структур и процессов.

 

 

Контрольные вопросы

1. Какова тенденция современного образования, как она проявляется?

2. Какие подходы в определении предмета социальной антропологии можно выделить в современной отечественной литературе?

 

Литература

1. Барулин В.С. Основы социально-философской антропологии. М.: ИКЦ «Академ-книга», 2002. – 445с.

2. Ионова О.Б., Чеснокова В.Д. К проблеме предмета социальной антропологии \\ Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2002. №4. С.167-173.

3. Кравченко А.И. Социальная антропология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003.- 544с.

4. Минюшев Ф.И. Социальная антропология (курс лекций). – М.: Международный Университет Бизнеса и Управления, 1997. – 192с.

5. Резник Ю.М. Социальная антропология как учебная дисциплина (обзор отечественных учебных программ и курсов) \\ Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1997. №4. С.156-177.

6. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. – СПб.: Издательство «Лань», 1997. – 192с.

7. Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии / Пер. с англ. И заключ. Ст. В. Николаева. – М., «КАНОН-пресс-Ц», 2001. – 416.

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика