Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   17.02.2015
Размер:   57.5 КБ
СКАЧАТЬ

Лекция. Позитивистские тенденции в философии

 

Одна из классификаций философских систем выделяет в истории философии три направления:

· религиозные философские концепции;

· иррационализм (философия жизни, экзистенциализм), для которого характерен поиск сущностей, анализ человеческого существования с помощью интуиции;

· сциентизм - ориентация на науку и стремление придать философии научную форму. Ядром сциентистского направления является позитивизм.

В истории позитивизма выделяют четыре этапа:

· Первый позитивизм (20-е и 70-е годы 19 века) О. Конт, Г. Спенсер, Д. Милль.

· Второй позитивизм (1870 - нач. 20 в.) Э. Мах, Р. Авенариус.

· Неопозитивизм (до сер. 20 в.) Р. Карнап, Б. Рассел, М. Шлик, Л. Витгенштейн.

· Постпозитивизм (2-я пол. 20в.) К. Поппер, П. Фейерабент, Т. Кун, С. Тулмин.

Первые три этапа называются «классическим позитивизмом».

Особенности классического позитивизма и отличия от него постпозитивистской программы:

1. рационализм - установка, согласно которой человеческий разум способен познать мир, не прибегая к помощи иррационального, т.е. мистики, интуиции, озарения, откровения.  Для постпозитивизма характерно осознание ограниченных возможностей человеческого разума.

2. антиисторизм - анализ готового сформированного знания, игнорирование вопроса о происхождении нового знания. Постпозитивизму присущ историзм – исследование зарождения и развития знания, построение моделей развития науки.

3. Деструкция метафизики  - критика философии. При отказе от метафизики возникла проблема демаркации (отделения) философского знания от научного. Для постпозитивизма характерна реабилитация метафизики - признание того, что из науки невозможно полностью исключить философских положений.

4. эмпиризм - познавать можно только то, что дано в ощущениях, последние можно описывать, регистрировать, но не объяснять. Для постпозитивизма характерен поиск сущности, т.е. создания объясняющих теорий.

5. «гносеологическая робинзонада» – условием возможности науки является трансцендентальный субъект. В постпозитивизме субъектом науки выступает «научное сообщество».

Особенности первого позитивизма.

В этот период основным были вопросы о статусе и характере развития научного знания. О. Конт сформулировал «закон трех стадий» развития знаний, согласно которому интеллект в своей истории проходит три стадии:

· Религиозная, теологическая, фиктивная;

· философская, метафизическая, абстрактная;

· научная, позитивная.

Первым двум стадиям присущ поиск причин существующих явлений, событий или процессов, уверенность в возможности абсолютного знания. В то время как в религии ответ дается указанием на фиктивные сущности (идею бога), в философии введятся абстрактные сущности (субстанция, дух, материя). На позитивной стадии происходит отказ от поиска причин явлений, осознается невозможность абсолютного знания о сущности явлений. Познаются только неизменные, неустойчивые и повторяющиеся отношения между явлениями.

Характеризуя  научное знание О. Конт определяет его как полезное (в отличие от бесполезного теологического и метафизического знания), достоверное, реальное, точное, а следовательно положительное.

Конт сформулировал основную задачу «положительной или научной философии» - систематизация и обобщение научного знания, частных, специальных дисциплин. Он также указал положительные и отрицательные следствия основной черты положительного знания – специализации или дифференциации научного знания.

 Есть две перспективы: 1) существование таких философов, которые будут обобщать истинные знания 2) путь образования, где каждый это делает для себя.

 

Особенности 2-го позитивизма.

Представители второго этапа в развитии позитивизма задачей позитивной философии считали не систематизацию научного знания, а создание теории научного познания - эпистемологии. Были сформулированы основные положения эпистемологии:

· положение о недопустимости интроекции. Так как в науке субъект имеет дело только с опытом, то если за опытом ищется какая-либо материальная или духовная субстанция - происходит интроекция (вбрасывание внутрь). Требование недопустимости интроекции дает возможность получить чистый или нейтральный опыт, то есть за опытом мы не должны искать какой-либо сущности

· «принцип координации», согласно которому в процессе познания субъект и объект координированы таким образом, что объект всегда выступает умственной конструкцией субъекта. Выдвигается тезис: «без субъекта нет объекта». Подчеркивается активная роль субъекта и отрицается объективное содержание научного знания.

· учение об элементах мира - действительность определяется как совокупность ощущений, которые многообразны. Относительно устойчивые ощущения запечатлеваются в памяти, получают в науке название тел.

· основным методологическим научным принципом считается принцип «экономии мышления». Согласно формулировки Э. Маха, задача науки - чистое описание чувственных восприятий, объяснительная часть является излишней и в целях экономии мышления должна быть удалена из науки. По Авенариусу, процесс познания подчинен принципу сохранения энергии - при получении новой информации мышление наименьшим образом изменяет старые представления, стремится свести новое и неизвестное к уже известному, старому.

 

Особенности неопозитивистской программы.

В неопозитивизме выделяют 2 периода:

· логический, который начинается с 20-х годов 20-го века;

· лингвистический - с 40-х годов.

Различия связаны с тем, какой язык - логический или естественный - является предметом анализа. В настоящее время проблематика неопозитивизма объединяется общим направлением – аналитическая философия.

Основная задача неопозитивизма - анализ научного знания и возможности его выражения в языке. Как следствие ставится задача создания идеального языка науки. Данные задачи по Расселу, решаются следующим образом: все языковые выражения и высказывания можно разделить на 3 группы:

· бессмысленные высказывания, которые только по форме выглядят как предложения;

· вненаучные высказывания, предложения, содержащие псевдообъекты и псевдопроблемы. Данные высказывания эмпирически не проверяемы. К их числу Рассел относит философские понятия и философские проблемы;

· научные высказывания - конкретные научные положения, которые могут быть проверяемы на истинность и ложность. Они делятся на: 1) фактуальные - информативные, синтетичные, апостериорные (эмпирические), они истины в силу эмпирической подтверждаем ости. 2)  формальные - положения математики и логики, которые априорны и аналитичны, неинформативны, истины в силу собственной конструкции.

Деление научных высказываний послужило для выделения в науке двух уровней - теоретического и эмпирического. Эмпирический представлен фактуальными науками (физикой, химией, биологией, социологией), теоретический - формальными науками (математикой, логикой).

Выделение в научном знании двух уровней породило вопрос о природе и характере научной теории. Было предложены два решения:

· теория возникает как обобщение эмпирических фактов, любую научную теорию можно свести (редуцировать) к эмпирическим данным. Данное решение получило название «редукционистской модели» научного знания (была распространена в 20-х годах) 2) в 40 - е годы - теорию не всегда можно свести к фактам.

· теория - формальные конструкции, вспомогательные инструменты в познании, т.к. не все научные теории можно свести к эмпирическим данным. Научные теории есть результат конвенции (соглашение) внутри научного сообщества. («Дедуктивная модель» научного знания)

В неопозитивизме также решалась проблема демаркации (отделения научного знания от ненаучного). Были предложены два способа проверки научного знания:

а) верификация - способ проверки истинности научного знания путем сведения сложных научных высказываний к простым, чувственно-наглядным и очевидным

б) фальсификационализм - научная процедура, указывания на условия, при которых данная теория может быть опровергнута.

Особенности постпозитивистской программы. См. особенности классической и позитивистской , их различия.

В постпозитивизме были выделины три основных модели развития науки:

1. история науки как кумулятивный, поступательный, прогрессивный процесс ( от лат. – увеличение, скопление);

2. история науки как развитие через научные революции;

3. история науки как совокупность индивидуальных частных ситуаций (кейс стадис).

Данные модели возникли в разное время, но в современной философии науки сосуществуют.

1. Кумулятивная (прогрессивная) модель. Кумулятивизм (от лат. – увеличение, скопление). Основные идеи были сформулированы Э. Махом, П. Дюэмом, О. Контом. Основой позиции явилось описательное естествознание и математика. Суть – историческое развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к уже накопленной сумме истинного знания. научное знание развивается непрерывно совершенствуется, новое знание истиннее, точнее предыдущего, новое знание принимается когда вписывается и не противоречит уже известному. Наука – эволюционирует, а научные революции есть период, которая развитие осуществляется более быстрыми темпами, не меняя направление движения (отсутствуют качественные изменения). Прогресс науки состоит в добавлении новых неизменных истин к массиву уже приобретенного знания. Существуют два основных вида кумулятивизма: эмпирическая версия – отожествляет рост знания с увеличением его эмпирического содержания, с кумуляцией установленных фактов (метеорология); рационалистическая – трактует развитие знания как последовательность теоретических систем, где каждая последующая включает предыдущую в качестве своего частного случая. Современная Ф.н. отрицает данную модель.  

2. История науки как развитие через научные революции. Сторонники – А. Койре, К. Поппер, Т. Кун. Непрерывность развития науки кажущаяся, в действительности наука развивается революционным путем, путем принципиальных изменений. Кун полагал, что история науки это чередование конкурирующих парадигм[1]. Он выделяет два периода: а) «нормальная наука» - период господства определенной парадигмы (например – классической физики), б) период распада парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами и победа одной из них. Одновременно выдвинул тезис о «несоизмеримости» парадигм – невозможность установить связь между разными парадигмами. Отсюда отрицание преемственности в науки и прогрессивной направленности.  Критерием выбора, возможно, является количество решенных проблем. В то время как кумулятивная модель была распространена, когда фундаментальных открытий в науке было сравнительно мало. С конца 19 века открытия происходят чаще и становятся более радикальными. Поппер выдвинул тезис – революции являются основой науки, ее естественные состояния. История науки – перманентная, непрерывающаяся цепь революций. При этом изменилась трактовка «революций». Если раньше революция – коренная переделка старого и ее функция разрушение старого, то сегодня – революция качественное изменение.

На вопрос «Как и почему новая теория побеждает старую?», один из возможных ответов дал Мишель Планк. «Теория побеждает, когда умирают приверженцы старой, а молодые принимают ее как самособой разумеющуюся».

3. История науки как case studes[2]. Направление появляется в 70-е годы 20 века, и популярно в конце 20 века. Представитель нобелевский лауреат Т. Пинч. Суть – необходимо исследовать отдельные события в истории науки. Цель историко-научного исследования – понять событие в его уникальности, неповторимости, невосспроизводимости. При таком подходе невозможно говорить о закономерностях в развитии науки. Нельзя создать теорию и выработать общие рекомендации. История науки есть совокупность отдельных событий. Различают два типа ситуационных исследований: текстуальные и плевые. Отдаются предпочтение дескриптивным (описательным) методам. Данный подход призван показать многообразие типов и форм знания, в том числе научного, составляющих реальную основу познавательной деятельности.

 

 


[1] Парадигма – совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающей существование научной традиции. 

[2] Термин восходит к англо-американской юридической практике, основанной на прецедентном праве, когда решение, принятое при рассмотрении конкретного дела, становится нормой, образцом, парадигмой для решения по сходным делам. Идея ситуационной методологии близка к «идеографическому» методу баденской школы неокантианства. Основано на убеждении в уникальности исторических объектов (научных открытий), ситуационной детерминации событий. На данный поход оказал влияние Л. Витгенштейн, согласно которому значение терминов языка задаются ситуациями их употребления.

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика