Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   17.02.2015
Размер:   33.0 КБ
СКАЧАТЬ

Зятикова Екатерина Юрьевна НФИ КемГУ гр. С-03

Профессиональная мотивация молодых ученых.

В работе представлены результаты исследования, проведенного  в НФИ КемГУ по вопросу профессиональной мотивации научной деятельности молодых ученых.

В последнее десятилетие активно обсуждается проблема состояния отечественной науки, её развития и перспектив, в частности, проблема воспроизводства научных кадров. Тенденция к сокращению кадрового потенциала российской науки сформировалась уже в конце 80-х годов, за период же с 1990 по 1998 годы наука потеряла около 54% своего кадрового состава. Остро стоит и проблема «старения» научных кадров: сегодня средний возраст ученого составляет 50 – 55 лет, в то время как в начале 60-х этот показатель равнялся 38 годам. При этом проблема состоит не в механическом увеличении числа научных работников, так как формально здесь есть рост, число аспирантов увеличивается. Многие молодые ученые покидают страну или уходят из науки после 3-5 лет работы, что связано, на наш взгляд с неэффективной системой стимулирования и поддержания высокого уровня мотивации работы молодых ученых в научной среде. Согласно гипотезе исследования, формы вознаграждения внутри научной профессии не соответствуют значимым для аспирантов мотивам трудовой деятельности.

За основу классификации мотивов выбора научной деятельности была взята теория А. Г. Маслоу, с его разделением потребностей человека на 5 групп: физиологические, безопасности, социальные, престижа и самореализации. Для удобства исследования все мотивы были объединены в три общие группы: мотивы, обусловленные первичными потребностями (физиологическими и безопасности), потребностями социальной группы (социальные и престижа) и потребностями самоактуализации и самореализации. На основе изучения массива социологических исследований и другой литературы по проблемам социологии науки, нами были выделены 24 мотива выбора научной деятельности в качестве профессии, пропорционально распределенные по трем группам. Аспирантам и соискателям НФИ КемГУ и КузГПА было предложено оценить, насколько значимым для них является тот или иной мотив при выборе научной деятельности в качестве профессии. Выборка исследования – сплошная.

Результаты исследования показали, что наибольшее значение в структуре мотивации имеют мотивы, обусловленные потребностями самореализации и самоактуализации (4,3 балла), статистическая же разница между мотивами, основанными на первичных и социальных потребностях, не существенна (3,13 и 3,25 балла соответственно).

Вся совокупность мотивов, обуславливающих профессиональный выбор молодых ученых, была разбита нами на три категории:

· центральные мотивы, имеющие наибольшее значение при профессиональном выборе и составляющие «ядро» мотивации,

· подкрепляющие мотивы, составляющие часть мотивов, имеющих средние показатели значимости,

· периферийные мотивы, оказывающие наименьшее влияние на выбор научной деятельности в качестве профессии.

В результате анализа соотношений групп мотивов внутри этих трех категорий нами было установлено, что среди центральных профессиональных мотивов доминируют мотивы самореализации (85,7%), подкрепляющие мотивы представлены в большей мере мотивами, основанными на необходимости принадлежности к социальной общности и престижа (50%), на периферии же находятся первичные потребности, в том числе материальные (62,5%). Таким образом, исследование показало, что у молодых ученых (аспирантов и соискателей НФИ КемГУ и КузГПА) присутствует модель соответствия личностных мотивов выбора профессиональной деятельности и объективных её сторон, при которой выбор профессии основывается, прежде всего, на существенных аспектах содержания научного труда. Среди подкрепляющих мотивов в большей степени присутствуют мотивы, связанные с признанием научного труда и его результатов в обществе, приобретении определенного символического общественного капитала. Причем такие результаты характерны для всех аспирантов НФИ КемГУ и КузГПА, вне зависимости от их пола и специализации.

В качестве рекомендации по использованию результатов данного исследования и потенциальной гипотезы нового исследования можно предположить, что система мотивации молодых ученых, прежде всего, со стороны государства, должна развиваться в направлении потенциального и реального стимулирования потребностей, актуальных для людей, заинтересованных в научной деятельности. В частности, к максимально эффективному воздействию, на наш взгляд, можно отнести предоставление молодым ученым возможностей, с одной стороны, удовлетворять познавательный научный интерес, приобретать максимум знаний, то есть возможности самообразования и повышения квалификации, доступа к информационным источникам. С другой стороны, это возможности реализовать свои знания и навыки, способности и творческий потенциал, возможности проявлять инициативу и самостоятельность в научных разработках. Таким образом, более актуальна скорее работа по расширению возможностей научной работы, чем повышение материального вознаграждения ученых и создание более комфортных условий их работы.

Научный руководитель:

к. ф. н., доцент Иванова Н.А.

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика