andrey

Путь к Файлу: /НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ / Акушерство / Организация работы женской консультации. Методы обследования беременных и рожениц..doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   17.02.2015
Размер:   138.0 КБ
СКАЧАТЬ

 

НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ  АКАДЕМИЯ

 

Кафедра акушерства и гинекологии

стоматологического факультета

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

(для преподавателей)

 

 

 

 

 

ТЕМА :  Организация работы женской консультации. Методы обследования беременных и рожениц.

 

 

 

 

 

Разработал:  доцент кафедры, к.м.н. Макаров К.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2004

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

ТЕМА :  Организация работы женской консультации. Методы обследования беременных и рожениц.

/для преподавателей/.

 

Цель занятия: ознакомить студентов с основными методами обследования беременных женщин и рожениц, диагностикой беременности, определением срока беременности. Ознакомить студентов с организацией и принципами работы женской консультации, её оснащением, с документацией, отчетностью и основными показателями.

 

Содержание занятия: изучение основных методов обследования беременных и рожениц. Научить правильно оценивать анамнез, знать основные и дополнительные методы обследования беременных и рожениц. Знать показания для проведения дополнительных методов обследования.

Преподаватель знакомит студентов с задачами женской консультации, порядком приема, обследования женщин и принципами диспансеризации беременных. Закрепляются знания студентов по диагностике беременности, определению ее сроков, дородового отпуска и срока родов.

 

План занятия:

9.30 -10.15  - Контроль знаний студентов. Знакомство со структурой и задачами работы женской консультации.   Знакомство студентов с правильным оформлением обменной карты, индивидуальной карты беременной, основными показателями работы женской консультации.

10.15 -10.25 - Перерыв.

10.25 -11.10 - Прием беременных женщин. Ознакомление с признаками беременности, определением сроков беременности и дородового декретного отпуска, с показаниями к госпитализации в зависимости от патологии беременности.

11.10 -11.20 - Перерыв.

11.20 -12.05 - Продолжение приема беременных женщин. Знакомство с физио-психопрофилактической подготовкой беременных к родам.

12.05 -12.40 - Кабинет функциональной диагностики, лаборатория. Учебная комната.

 

МЕТОД ЗАНЯТИЯ

Первая часть занятия проводится в учебной комнате с целью программированного контроля знаний студентов. Осмотр помещения женской консультации: регистратуры, кабинетов участковых врачей,  кабинетов врачей специализированных приемов и других специалистов (терапевта, стоматолога, венеролога), процедурных кабинетов, лабораторий. Знакомство с оснащением и характером работы этих кабинетов.

Преподаватель знакомит студентов:

1. С документацией участка

2. С отчетностью

3. С основными показателями работы женской консультации (ранняя обращаемость и частота обращаемости консультации беременными, процент грубых ошибок в определении дородового отпуска, степень охвата физио-психопрофилактической подготовкой беременных к родам, полнота обследования женщин, своевременность выявления возникших во время беременности осложнений).

4. С факторами и группами высокого риска  беременных женщин

5. С организацией работы патронажной сестры

6. С обслуживанием родильниц

Обращается внимание студентов на необходимость своевременной госпитализации беременных с токсикозами, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, узким тазом, поперечным положением плода, тазовым предлежанием, рубцом на матке.

Занятие продолжается в участковом кабинете женской консультации, в отделении патологии беременных или в родовом блоке. Студенты вместе с преподавателем проводят общее обследование беременной женщины.

Обращается внимание на правильную оценку данных анамнеза, уточняется, какое это имеет значение для составления прогноза беременности. Уточняются данные о быте беременной, условиях труда.

Подробно разбирается специальный анамнез: характер становления менструальной функции, ее особенности в чадородном возрасте. Начало половой жизни, время наступления первой беременности. Обращается внимание на сведения о предыдущих беременностях, течение и исход каждой беременности, подробно - течение родового акта.

Выясняется течение настоящей беременности в первой и второй половинах по данным обменной карты, анамнеза. Особое внимание обращается на диагностику предгестозов и поздних гестозов беременных, определение сроков беременности, частоту посещения женской консультации, прохождение психопрофилактической подготовки к родам.

Затем обговариваются методы объективного исследования, которые проводятся при общем обследовании каждого больного /температура тела, артериальное давление, общий осмотр и т.д./, и переходят к изучению специального акушерского исследования: методов наружного акушерского исследования, внутреннего и дополнительных методов /по показаниям/.

Производится измерение окружности живота, высоты стояния дна матки, оценка этих данных по срокам беременности.

Отрабатывается техника измерения размеров большого таза, размеров выхода таза, оценка ромба Михаэлиса и дополнительных размеров таза.

Обращается внимание на размеры плода: лобно-затылочный размер головки, длина овоида плода, определение массы плода /по Стройкову, Жорданна и др./.

При выслушивании сердцебиения плода дается оценка его звучности, ритму, частоте, месту расположения, проводятся простейшие функциональные пробы.

Ощупывание /пальпация/ - ее цель, значение. Определяется состояние брюшной стенки, расхождение прямых мышц живота. Далее показываются всем студентам приемы Леопольда /4 приема/. Выясняются понятия о членорасположенни плода, позиции, виде.

Оговариваются показания и техника внутреннего акушерского исследования:

- осмотр наружных половых органов;

- осмотр влагалища, шейки матки с помощью зеркал;

- влагалищное исследование.

Преподаватель подробно разбирает данные, которые должны быть получены в результате внутреннего акушерского исследования во время беременности и родового акта.

После проведения обследования одной беременной женщины вместе с преподавателем 2 - 3 студентам дается одна беременная женщина со сроком беременности около 30 недель. Студенты самостоятельно проводят полное ее обследование /кроме влагалищного/. Преподаватель контролирует каждого студента в его манипуляциях, правильность сбора анамнеза, правильность оценки полученных данных.

Третья часть занятия проводится в кабинете функциональной диагностики, где студентам демонстрируются дополнительные методы исследования в акушерстве: ультразвуковое исследование, кардиотокография, диагностический амниоцентез, рентгенпельвиометрия, амниоскопия, определение хорионического гонадотропина в моче. Подробно разбираются показания к дополнительным методам исследования, их диагностическое значение, методика проведения, возможные осложнения. Особое внимание уделяется методам исследования, проведение которых противопоказано во время беременности /рентгеноскопия, томография, рентгенконтрастные и радиоизотопные исследования/.

Затем занятия вновь проводится в учебной комнате. Преподаватель отвечает на вопросы студентов, после чего оценивает эффективность проведенного занятия путем решения каждым студентом ситуационной задачи по теме. На фантоме закрепляются знания студентов по методам определения положения, позиции и вида плода, в том числе с определением расположения швов и родничков.

 

Практические навыки:

За время занятий в женской консультации студенты должны научиться  самостоятельно собирать анамнез с оценкой всех моментов, которые могут иметь отношение к течению и возможным осложнениям беременности. Проводят объективное обследование беременных. Должны научиться определению сроков беременности, выдачи дородового декретного отпуска, измерению размеров большого таза, диагональной коньюгаты, проведению влагалищного исследования, осмотру шейки матки с помощью зеркал, техники взятия мазков из уретры, цервикального канала шейки матки и влагалища. Определяют положение, предлежание плода. Выслушивают сердцебиение плода.

Уметь оформить индивидуальную карту беременной, обменную карту и другую документацию.

 

Наглядные пособия:

Костный таз, акушерский тазомер, стетоскоп, аппарат УЗИ, КТГ, кардиотокограммы, рентгенпельвиограммы, набор для определения ХГЧ в моче беременных, таблицы дополнительных размеров таза, формул расчета предварительной массы плода. Индивидуальная карта беременной, обменная карта, учетно-отчетная документация женской консультации, таблицы и рисунки для проведения занятий.

 

Материалы для оценки знаний студентов:

1. Контрольные вопросы для оценки готовности студентов к занятию.

2. Ситуационные задачи по методам исследования, определению срока беременности.

3. Контрольные тесты.

 

ЛИТЕРАТУРА

А)       Основная литература.

1.     Учебник. Акушерство / Под ред. Г.М. Савельевой. - М.. 2000

Б)       Дополнительная литература.

1. Акушерство, учебное пособие /под редакцией В.И. Ельцова-Стрелкова, Б.В. Мареева/, М., Издательство УДН, 1987г.

2. "Женская консультация", под редакцией Л.С.Персианинова, 1962 г.

3. "Практическое акушерство", под редакцией Я.П.Сольского, 1977 г.

4. Савельева Г.М.. Федорова MB.. Клименко П.А.. Сичинава AT Плацентарная недостаточность. - М., 1991.

5. Чернуха Е.А. Родовой блок. - М.. 1999.

 

Контрольные вопросы по теме:

1. Порядок заполнения индивидуальной и обменной карт беременной.

2. Принципы диспансеризации и основные диспансерные группы среди беременных.

3. Лабораторные методы обследования беременных.

4. Частота посещений беременными женской консультации.

5. Диагностика ранних сроков беременности.

6. Выдача дородового декретного отпуска.

7. Показания и порядок госпитализации беременных

8. Организация обслуживания родильниц.

9. Учётно-отчётная документация участка.

10. Значение возраста для беременных.

11. Значение профессии для беременных.

12. Значение перенесенных заболеваний в детстве.

13. Какое значение имеет семейный анамнез /туберкулез, сифилис, психические заболевания/.

14. Почему врач интересуется менструальной функцией.

15. Какое значение имеют предшествующие роды и аборты для беременной и почему врач обязан интересоваться этими данными.

16. Почему врач должен интересоваться течением настоящей беременности.

17. Каковы нормальные размеры таза.

18. Каковы дополнительные размеры таза,

19. Индекс Соловьева, что такое диагональная конъюгата.

20. Что такое позиция и вид плода.

21. Чти такое членорасположение плода.

22. Что преследует проведение приемов по Леопольду.

23. Что такое положение плода.

24. Как определяется позиция плода при продольном его положении.

25. Как определяется позиция плода при поперечном и косом положениях.

26. Где выслушивается сердцебиение плода при головном предлежании.

27. Где выслушивается сердцебиение плода при тазовом предлежании.

28. Каковы дополнительные методы исследования состояния плода.

29. Показания для ультразвуковой диагностики во время беременности.

30. Показания для кардиотокографии.

31. Показания к диагностическому амниоцентезу.

 

 

Тесты по теме.

 

1. С помощью первого приема пальпации плода в матке определяют:

1. предлежание плода;

2. положение, позицию плода;

3. отношение предлежащей части плода ко входу в малый таз;

4. уровень стояния дна матки;

5. отношение предлежащей части плода к плоскостям малого таза.

 

2. Отношение спинки плода к передней или задней стенке матки:

1. членорасположение;

2. вид;

3. предлежание;

4. позиция;

5. вставление.

 

3. Отношение оси плода к оси матки:

1. членорасположение;

2. положение;

3. позиция;

4. вид;

5. предлежание.

 

4. Предлежит головка плода, спинка обращена кзади - это:

1. головное предлежание, передний вид;

2. 1-я позиция, задний вид;

3. головное предлежание, задний вид;

4. головное предлежание, 1-я позиция, задний вид;

5. головное предлежание, 2-я позиция.

 

5. С помощью третьего приема пальпации плода в матке определяют:

1. массу плода;

2. положение, позицию;

3. предлежащую часть;

4. предлежащую часть и ее отношение ко входу в малый таз;

5. предлежащую часть плода и ее отношение к плоскостям малого таза.

 

6. Отношение спинки и головки плода к боковым стенкам матки:

1. вид;

2. вставление;

3. членорасположение;

4. предлежание;

5. позиция.

 

7. Отношение наиболее низко расположенной крупной части плода ко входу в таз:

1. членорасположение;

2. положение;

3. вид;

4. предлежание;

5. позиция.

 

8. С помощью второго приема пальпации плода в матке определяют:

1. предлежащую часть;

2. отношение предлежащей части ко входу в малый таз;

3. массу плода;

4. отношение предлежащей части к плоскостям малого таза;

5. положение, позицию.

 

9. С помощью четвертого приема пальпации плода в матке определяют:

1. отношение предлежащей части к плоскостям малого таза;

2. отношение предлежащей части ко входу в малый таз;

3. массу плода;

4. положение, позицию плода;

5. уровень стояния дна матки.

 

10. Расстояние между мысом и нижним краем лобкового симфиза:

1. 11 см;

2. 13,5 см;

3. 20-21 см;

4. 12,5-13 см;

5. 25-26 см.

 

11. Прямой размер плоскости широкой части полости малого таза:

1. 11 см;

2. 12 см;

3. 13 см;

4. 12,5 см;

5. 10,5 см.

 

12. Расстояние между передневерхними остями подвздошных костей:

1. 24-25 см;

2. 27-32 см;

3. 30-32 см;

4. 25-26 см;

5. 23-24 см.

 

13. Расстояние между гребнями подвздошных костей:

1. 11 см;

2. 20-21 см;

3. 25-26 см;

4. 30-32 см;

5. 28-29 см.

 

14. Прямой размер плоскости узкой части полости малого таза:

1. 11 см;

2. 12 см;

3. 12,5 см;

4. 13 см;

5. 10,5 см.

 

15. Истинная конъюгата:

1. 9,5 см;

2. 10,5 см;

3. 11 см;

4. 12 см;

5. 13 см.

 

16. Укажите размеры нормального большого таза:

1. 22-25-29-18см;

2. 25-28-31-20 см;

3. 27-27-32-18 см;

4. 23-25-28-17 см;

5. 25-25-28-20 см.

 

17. Диагностика маточной беременности при трансвагинальном ультразвуковом сканировании возможна с:

1. 3--4-й недели;

2. 5-6-й недели;

3. 7-8-й недели;

4. 9-10-й недели;

5. при задержке менструации на 5-7 дней.

 

18. К прямым (плодным) методам диагностики врожденных аномалий развития плода относят все перечисленные ниже, кроме:

1. кордоцентеза;

2. биопсии хориона и кожи плода;

3. определения эстриола в сыворотке крови и моче беременной;

4. ультразвукового сканирования;

5. амниоцентеза.

19. Задачами скринингового ультразвукового исследования являются:

1. уточнение срока беременности;

2. выявление многоплодной беременности;

3. определение грубых пороков развития плода;

4. определение локализации плаценты;

5. все перечисленное выше.

 

20. Основной целью проведения антенатальной кардиотокографии является:

1. диагностика нарушений сердечного ритма плода;

2. выявление и определение степени тяжести гипоксии плода;

3. определение сократительной активности миометрия;

4. оценка биофизического профиля плода;

5. определение пороков развития сердца плода.

 

21. Для проведения каких исследований производят амниоцентез:

1. биохимического;

2. гормонального;

3. цитологического;

4. генетического;

5. все перечисленное выше верно.

 

22. При каком сроке беременности регистрируется максимальная концентрация хорионического гонадотропина в крови:

1. 5-6 нед;

2. 8-10 нед;

3. 14-16 нед;

4. 35-37 нед;

5. концентрация хорионического гонадотропина постоянна на протяжении всей беременности.

 

23. Какие гормоны синтезируются фетоплацентарной системой:

1. хорионический гонадотропин;

2. эстриол;

3. плацентарный лактоген;

4. альфа-фетопротеин;

5. все перечисленные выше.

 

24. Осложнениями амниоцентеза может быть все перечисленное ниже, кроме:

1. преждевременных родов;

2. ранения сосудов плода и пуповины;

3. хориоамнионита;

4. формирования врожденных пороков развития плода;

5. преждевременного излития околоплодных вод.

 

25. Кордоцентез - это:

1. взятие пробы крови из маточных артерий беременной;

2. взятие пробы крови из вены пуповины плода;

3. получение околоплодных вод трансвагинальным доступом;

4. получение аспирата ворсин хориона;

5. ничего из перечисленного выше.

 

26. Укажите основные параметры, оцениваемые при анализе кардиотокограмм:

1. базальный ритм частоты сердечных сокращений;

2. вариабельность базального ритма;

3. наличие и частота акцелераций;

4. наличие и характер децелераций;

5. все перечисленное выше.

 

27. Синтез эстрогенов в организме беременной осуществляется в:

1. надпочечниках;

2. яичниках;

3. плаценте;

4. жировой ткани;

5. все перечисленное выше верно.

28. Во время беременности синтез прогестерона и его предшественников происходит во всех органах, кроме:

1. надпочечников плода;

2. яичников;

3. плаценты;

4. эпифиза плода;

5. надпочечников женщины.

 

29. Какой тест функциональной диагностики не используют для оценки эстрогенных влияний:

1. измерение длины натяжения шеечной слизи;

2. определение кариопикнотического индекса;

3. базальную термометрию;

4. визуальную оценку количества шеечной слизи (симптом "зрачка");

5. исследование кристаллизации шеечной слизи (симптом "папоротника").

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ  АКАДЕМИЯ

 

Кафедра акушерства и гинекологии

стоматологического факультета

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

(для студентов)

 

 

 

 

ТЕМА :  Организация работы женской консультации. Методы обследования беременных и рожениц.

 

 

 

 

 

Разработал:  доцент кафедры, к.м.н. Макаров К.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2004

 

 

НОВОСИБИРСКАЯ  МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра акушерства к гинекологии стоматологического факультета

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ТЕМА :  Организация работы женской консультации. Методы обследования беременных и рожениц,

/для студентов/.

 

Цель занятия: ознакомить студентов с основными методами обследования беременных женщин и рожениц, диагностикой беременности, определением срока беременности. Ознакомить студентов с организацией и принципами работы женской консультации, её оснащением, с документацией, отчетностью и основными показателями.

 

Содержание занятия: изучение основных методов обследования беременных и рожениц. Научить правильно оценивать анамнез, знать основные и дополнительные методы обследования беременных и рожениц. Знать показания для проведения дополнительных методов обследования.

Преподаватель знакомит студентов с задачами женской консультации, порядком приема, обследования женщин и принципами диспансеризации беременных. Закрепляются знания студентов по диагностике беременности, определению ее сроков, дородового отпуска и срока родов.

 

План занятия:

9.30 -10.15  - Контроль знаний студентов. Знакомство со структурой и задачами работы женской консультации.   Знакомство студентов с правильным оформлением обменной карты, индивидуальной карты беременной, основными показателями работы женской консультации.

10.15 -10.25 - Перерыв.

10.25 -11.10 - Прием беременных женщин. Ознакомление с признаками беременности, определением сроков беременности и дородового декретного отпуска, с показаниями к госпитализации в зависимости от патологии беременности.

11.10 -11.20 - Перерыв.

11.20 -12.05 - Продолжение приема беременных женщин. Знакомство с физио-психопрофилактической подготовкой беременных к родам.

12.05 -12.40 - Кабинет функциональной диагностики, лаборатория. Учебная комната.

 

 

При подготовке к практическому занятию следует обратить особое внимание на следующие основные вопросы:

1.  Порядок заполнения индивидуальной и обменной карт беременной.

2. Принципы диспансеризации и основные диспансерные группы среди беременных.

3. Выдача дородового декретного отпуска.

4. Показания и порядок госпитализации беременных

5. Организация обслуживания родильниц.

6. Учётно-отчётная документация участка.

7. Знать схему сбора анамнеза общего и специального.

8. Уметь правильно оценить данные анамнеза /общего и специального/ для течения беременности и родов.

9. Знать основные принципы наблюдения беременной женщины в условиях женской консультации и уметь найти эти данные в обменной карте.

10. Уметь правильно провести общее объективное исследование беременных женщин и рожениц и специальное, а именно:

 тазоизмерение с определением основных и дополнительных размеров таза;

 определение высоты стояния дна матки, окружности живота;

 определение положения плода, предлежания, позиции и вида /приемы Леопольда-Левицкого/;

 выслушивание сердцебиения плода;

 уметь правильно оценить полученные данные.

11. Знать показания для производства влагалищного исследования во время беременности и родов.

12. Правила измерения диагональной конъюгаты.

13. Что такое ромб Михаэдиса и его размеры.

14. Знать показания к дополнительным методам обследования беременных женщин и перечислить эти методы /амниоскопия, амниоцентез, рентгенологические методы, ультразвуковое исследование, кардиотокография и др./.

15. Лабораторные методы обследования беременных.

16. Диагностика ранних сроков беременности.

 

 

Практические навыки:

За время занятий в женской консультации студенты должны научиться  самостоятельно собирать анамнез с оценкой всех моментов, которые могут иметь отношение к течению и возможным осложнениям беременности. Проводят объективное обследование беременных. Должны научиться определению сроков беременности, выдачи дородового декретного отпуска, измерению размеров большого таза, диагональной коньюгаты, проведению влагалищного исследования, осмотру шейки матки с помощью зеркал, техники взятия мазков из уретры, цервикального канала шейки матки и влагалища. Определяют положение, предлежание плода. Выслушивают сердцебиение плода.

Уметь оформить индивидуальную карту беременной, обменную карту и другую документацию.

При обследовании беременной женщины или роженицы с целью оценки общего состояния организма используют данные общего и специального анамнеза, проводят общее объективное и специальное акушерское обследование, лабораторные и дополнительные методы исследования /ультразвуковой, рентгенологическое, электрофизиологическое и др./. из которых особое значение имеет ультразвуковая диагностика и функциональное исследование состояния плода и матки /кардиотокография, гистерография, электро- и фоно-кардиография, амниоскопия, диагностический амниоцентез н др./.

 

Наглядные пособия:

Костный таз, акушерский тазомер, стетоскоп, аппарат УЗИ, КТГ, кардиотокограммы, рентгенпельвиограммы, набор для определения ХГЧ в моче беременных, таблицы дополнительных размеров таза, формул расчета предварительной массы плода. Индивидуальная карта беременной, обменная карта, учетно-отчетная документация женской консультации, таблицы и рисунки для проведения занятий.

 

Материалы для оценки знаний студентов:

1. Контрольные вопросы для оценки готовности студентов к занятию.

2. Ситуационные задачи по методам исследования, определению срока беременности.

3. Контрольные тесты.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

А)       Основная литература.

1.     Учебник. Акушерство / Под ред. Г.М. Савельевой. - М.. 2000

Б)       Дополнительная литература.

1. Акушерство, учебное пособие /под редакцией В.И. Ельцова-Стрелкова, Б.В. Мареева/, М., Издательство УДН, 1987г.

2. "Женская консультация", под редакцией Л.С.Персианинова, 1962 г.

3. "Практическое акушерство", под редакцией Я.П.Сольского, 1977 г.

4. Савельева Г.М.. Федорова MB.. Клименко П.А.. Сичинава AT Плацентарная недостаточность. - М., 1991.

5. "Справочник по акушерству и гинекологии", под редакцией Л.С.Персианинова, 1978 г.

6. Учебник "Акушерство", под редакцией В.И.Бодяжиной, К.Н.Жмакина, 1982 г.

7. Чернуха Е.А. Родовой блок. - М.. 1999.

 

Контрольные вопросы для студентов:

 

1. Порядок заполнения индивидуальной и обменной карт беременной.

2. Принципы диспансеризации и основные диспансерные группы среди беременных.

3. Лабораторные методы обследования беременных.

4. Частота посещений беременными женской консультации.

5. Диагностика ранних сроков беременности.

6. Выдача дородового декретного отпуска.

7. Показания и порядок госпитализации беременных

8. Организация обслуживания родильниц.

9. Учётно-отчётная документация участка.

10. Значение возраста для беременных.

11. Значение профессии для беременных.

12. Значение перенесенных заболеваний в детстве.

13. Какое значение имеет семейный анамнез /туберкулез, сифилис, психические заболевания/.

14. Почему врач интересуется менструальной функцией.

15. Какое значение имеют предшествующие роды и аборты для беременной и почему врач обязан интересоваться этими данными.

16. Почему врач должен интересоваться течением настоящей беременности.

17. Каковы нормальные размеры таза.

18. Каковы дополнительные размеры таза,

19. Индекс Соловьева, что такое диагональная конъюгата.

20. Что такое позиция и вид плода.

21. Чти такое членорасположение плода.

22. Что преследует проведение приемов по Леопольду.

23. Что такое положение плода.

24. Как определяется позиция плода при продольном его положении.

25. Как определяется позиция плода при поперечном и косом положениях.

26. Где выслушивается сердцебиение плода при головном предлежании.

27. Где выслушивается сердцебиение плода при тазовом предлежании.

28. Каковы дополнительные методы исследования состояния плода.

29. Показания для ультразвуковой диагностики во время беременности.

30. Показания для кардиотокографии.

31. Показания к диагностическому амниоцентезу.

 

 

Порядок приема и обследования беременных женщин.

Обращается внимание студентов на необходимость ранней ( до 12 недель) первичной явки беременных в женскую консультацию:

1. Для профилактики осложнений беременности

2. Более точного определения срока беременности и дородового отпуска

3. Своевременного лечения заболеваний, не связанных с беременностью

4. Определения противопоказаний к вынашиванию беременности.

Прием беременных студенты проводят под контролем преподавателя.

 

Порядок приема беременных женщин:

1. Тщательный сбор анамнеза

2. Измерение роста и массы тела женщины

3. Осмотр беременных по системам  и органам

4. Измерение артериального давления на правой и левой руках с подсчетом пульсового давления

5. Специальное акушерское обследование беременных: измерение наружных размеров таза, ромба Михаэлиса, индекса Соловьева.

6. При производстве влагалищного исследования студенты определяют положение, величину, форму, консистенцию матки, диагональную коньюгату, опознавательные пункты малого таза (крестец, копчик, седалищные ости), истинная коньюгата высчитывается по наружной и диагональной коньюгате.

7. При помощи зеркал осматривается шейка матки, берутся мазки на гонорею и степень чистоты влагалища (из уретры, цервикального канала, влагалища).

Для диагностики ранних сроков беременности обращается внимание на значение предположительных и вероятностных признаков беременности. Студентов следует ознакомить с признаками беременности по Горвиц-Гегару, Снегиреву, Пискачеку, Гентеру, Гаус-Губареву.

При обследовании беременных во второй половине беременности студенты измеряют высоту стояния дна матки, окружность живота. Четырьмя наружными акушерскими приемами определяют положение плода, позицию, вид.

Студентов знакомят с установлением дородового отпуска (30 недель беременности):

1. по анамнезу

2. дате последней менструации

3. начало шевеления плода

4. по первой явке в женскую консультацию

5. по данным объективного исследования ( высота стояния дна матки, окружность живота, длинна плода измеренная тазомером, величина лобно-затылочного размера головки плода.

6. По УЗИ.

При определении дородового декретного  отпуска студенты практически применяют формулы Скульского, Жорданиа и таблицу Фигурнова-Либова, а также знакомятся с порядком оформления документов при выдаче дородового отпуска сроком на 70 календарных дней.

При установлении срока беременности женщина берется на учет, и намечается план обследования беременной женщины:

 клинический анализ крови

 общий анализ мочи

 реакция Вассермана

 резус принадлежность и группа крови

 анализ мазка на гонорею и степень чистоты влагалища,

 посев из носоглотки на патогенный стафилококк,

 осмотр врачами – стоматологом, ларингологом, окулистом, терапевтом.

Даются советы по вопросам гигиены, питания, режима.

Следует заострить внимание на необходимость наблюдения за беременной не реже одного раза в месяц в первой половине беременности, двух раз в месяц во 2-ой половине и каждые 7 дней после 32 недель беременности. При каждом последующем посещении тщательно наблюдать за прибавкой веса женщины (не более 50 гр. в день), артериальным давлением, анализом мочи.

Преподаватель знакомит студентов с принципами физио-психопрохилактической подготовки к родам.

Таблица 1

 

Классификация признаков беременности

 

Сомнительные

 

вероятные

Достоверные

Перемены в аппетите

Изменения обонятельных ощущений

Изменения со стороны нервной системы

Изменение пигментации

Прекращение менструа-ции,  Изменение молочных желез

Разрыхление и цианоз предверия влагалища и шейки матки

Изменения матки

Положительные иммунологические и биологические реакции (хгч в крови)

Прощупывание частей плода

Шшевеление плода, определяемое рукой

Выслушивание сердцебиения плода

Рентгенологическое обнаружение скелета плода

ЭКГ, ФКГ плода

 

 

Таблица 2.

 

Специальные методы исследования при беременности

 

 

Анамнез

Общий осмотр

Осмотр и пальпация молочных желез

Лабораторное исследование

1 половина

беременности

2 половина

беременности

 

Осмотр наружных половых органов

Осмотр шейки матки

Двуручное

влагалищно-брюшно стеночное исследование

Осмотр живота

Измерение окружности живота

Измерение высоты стояния дна матки

Тазоизмерение

Пальпация живота

Аускультация живота

Влагалищное  исследование 

Рентгенография брюшной полости

ЭКГ, ФКГ плода

Ультразвуковое исследование

 

 

 

Таблица 3

Определяемые размеры таза

 

 

Организация работы женской консультации. Методы обследования беременных и рожениц.Расстояние между передне-верхними остями подвздошных костей

Расстояние между наиболее отдаленными точками гребней подвздошных костей

Расстояние между вертелами бедренных костей

Расстояние от наружно-верхнего края лона до

 ямки между остистым отростком у 5 поясничного и

1 крестцового позвонков

Расстояние от нижнего края симфиза до мыса

 

 

 

Таблица 4.

 

Определение срока беременности

 

Исходные данные

1-й день

последней нормальной менструации

Дата первого шевеления плода

Срок

беременности при первой явке в  женскую консультацию

Данные

Объективного

 исследования

Определение срока

Дородового отпуска

Прибавить 30 недели

Прибавить 10 недель для первородящих

Прибавить 12 недель для повторнородящих

Прибавить

 оставшееся время до 30 недель

Сглаженность пупка

Стояние дна матки на уровне реберных дуг

Окружность живота 80-85 см.

Высота стояния дна матки над лоном 23-30 см.

Длина плода 21,5-23 см.

Лобно-затылочный размер головки плода 9-10 см.

Формула Жордания

Формула Скульского

Определение срока родов

Формула

 Негеле

Прибавить 20 недель для первородящих

Прибавить 22 недели для повторнородящих

Прибавить

Оставшееся время до 40 недель

Пупок выпячен

Стояние дна матки на уровне реберных дуг

Окружность живота 95-98 см.

Высота стояния дна матки над лоном 36 см.

Длина плода 26 см.

Лобно-затылочный размер головки плода 12 см.

Формула Жордания

Формула Скульского

 

Таблица 5

Приемы наружного акушерского исследования

 

1 прием

2 прием

3 прием

4 прием

Определение высоты стояния дна матки

Определение части плода, находящейся в дне матки

Определение места нахожденияспинки плода

Определение места нахождения мелких частей плода

Определение состояния круглых связок матки

Определение функционального состояния миометрия

Определение характера предлежащей части плода

Определение отношения предлежащей части плода ко входу в малый таз

 

Уточнение характера предлежащей части плода

Определение места нахождения предлежащей части плода

А) головка над входом в малый таз (симптом балотирования)

Б) головка прижата ко входу в малый таз

В) головка во входе в малый таз (малым или большим сегментом)

 

 

1. Ультразвуковая диагностика в акушерстве.

Без преувеличения можно сказать, что в настоящее время в акушерстве нет метода исследования, который мог бы по информативности сравниться с ультразвуковой эхографией.  Из дополнительного метода УЗИ  становится одним из основных  в акушерской практике.

В настоящее время широкое распространение получили методы регистрации сердечной деятельности плода, пульсации сосудов плаценты, пуповины. Допплеровские индикаторы пульса представлены в акушерской практике отечественным аппаратом "Малыш", принцип метода используется также в мониторных системах для наблюдения за сердечной деятельностью плода и сократительной деятельностью матки в родах /кардиотокографы/.

Допплеровские индикаторы пульса имеют пьезоэлектрический датчик, излучающий ультразвук и воспринимающий отраженную ультразвуковую волну. При отражении ультразвука от движущихся структур /стенки сосудов, миокард, клапаны сердца и т.п./ происходит изменение длины волны /эффект Допплера/, которое и воспринимается приборами, преобразующими это изменение в слышимые звуковые колебания и электрические сигналы, регистрируемые самописцем на бумаге в виде кардиотахограммы. Современные аппараты этого типа позволяют регистрировать сокращения сердца эмбриона с седьмой недели беременности. Во втором триместре возможна диагностика многоплодной беременности, локализации плаценты и обвития пуповины по шуму ее сосудов.

Наибольшее распространение в акушерской практике получили аппараты, сканирующие в "реальном масштабе времени". Это означает, что скорость сканирования /смена на экране аппарата изображений/ достаточно велика и позволяет, как на экране телевизора, наблюдать движения плода, работу его внутренних органов. Безвредность, неинвазивность, высокая пропускная способность и необременительность для больных сделали УЗИ незаменимым методом обследования в акушерстве.

 

Показания для УЗИ в первом триместре беременности:

1. Кровотечение из половых путей, несоответствие размеров матки сроку беременности, подозрение на внематочную и погибшую беременность.

2. Беременность у женщин с аномалиями развития, опухолью матки, кистами и кистомами яичников /показана в каждом триместре/.

3. Хроническое невынашивание, угрожающий выкидыш, подозрение на истмико-цервикальную недостаточность, наличие грубых пороков развития плода в анамнезе /анэнцефалия/.

 

Показания для УЗИ во втором триместре беременности:

1. Ультразвуковой скрининг пороков развития плода, I этап - в 16 - 22 недели беременности.

2. Многоплодие, многоводие, маловодие, подозрение на гипотрофию плода.

3. Кровотечение из половых путей, подозрение на предлежание плаценты, низкую плацентацию.

4. Иммуноконфликтная беременность.

5. Подозрение на внутриутробную гипоксию, гибель плода.

6. Хроническое невынашивание, истмико-цервикальная недостаточность, рубец на матке.

 

Показания для УЗИ в третьем триместре беременности:

1. Неправильное, неустойчивое положение плода, тазовое предлежание.

2. Подозрение на гипотрофию плода, крупный плод, многоводие.

3. Хроническая гипоксия плода, плацентарная недостаточность.

4. Аномалии положения плаценты, кровотечение из половых путей.

5. Многоплодие (для выяснения положения плодов в матке, предлежания, характера развития).

6. Рубец на матке, миома матки, аномалии развития.

7. Беременные группы высокого риска перинатальной патологии, в том числе с суженными размерами таза (возможна ультрозвуковая пельвиометрия, фетометрия с расчетом предварительной массы плода), поздним гестозом и т.д.

 

2. Кардиотокография.

 

Особое место в акушерской практике занимают методы наблюдения за сердечной деятельностью плода. Применяемые с этой целью фетальные кардиомониторы позволяют оценить характер сердцебиений плода и сократительной активности матки. В настоящее время общепризнано мнение, что кардиомониторный контроль является ценным методом исследования, дающим достоверную информацию о состоянии плода, большим преимуществом метода является возможность выявлять начальные признаки гипоксии плода. По методике проведения и анализу КТГ см. методические рекомендации.

 

3. Диагностический амниоцентез.

 

Диагностический амниоцентез - забор околоплодных вод с целью исследования их для оценки состояния плода.

Показания к амниоцентезу:

1. Беременные группы высокого риска аномалий развития плода /старше 35 лет, врожденные пороки развития плода в анамнезе, отягощенная наследственность, хроническое невынашивание, контакт с ионизирующим излучением и другими вредными факторами внешней среды.

2.  Подозрение на внутриутробную инфекцию, многоводие.

3. Хроническая плацентарная недостаточность, гипоксия плода, задержка развития плода.

4. Изоиммунизация по резус-фактору крови.

5. Поздний гестоз, длительное течение; сахарный диабет, диабетическая фетопатия.

 

4. Маркеры фето-плацентарного комплекса.

Определение альфа-фетопротеина (АФП-тест).

АФП - эссенциальный белок сыворотки крови плода, образуется сначала в желточном мешке зародыша, а затем в печени плода. По физико-химическим свойствам и функциям близок к альбумину взрослого человека. Выполняет транспортные, онкотические функции, обеспечивает иммунологическую толерантность к плоду. После окончания формирования плаценты и установления маточно-плацентарного кровообращения АФП начинает сквозь плацентарный барьер и параплацентарным путем (через оболочки) попадать в материнский кровоток. В сроках беременности 15-21 недель поступление АФП в СК матери происходит примерно одинаково для любой физиологически протекающей беременности, что делает определение концентрации АФП-СК в указнных сроках диагностически значимым. После 21 недели появляются индивидуальные особенности АФП-СК и АФП-тест теряет диагностическое значение.

Предлагается ориентироваться на медиану концентрации АФП-СК. Повышенными считаются показатели более двух медиан, а пониженными - менее половины.

 

Нормы АФП-СК при физиологически протекающей беременности.

Срок в неделях

Уровень АФП-СК (0,5-2 М) М-медиана МЕ/мл

15

29(14-58)

16

33(16-66)

17

38(19-76)

18

43(21-86)

19

48(24-96)

20

53(27-106)

21

58(29-116)

 

Трактовка анализа.

-   АФП-СК более 2х медиан: угроза невынашивания, врожденные пороки развития плода: ВПР нервной трубки, ЖКТ, дефект передней брюшной стенки, почек и др., заниженный срок беременности.

-   АФП-СК менее 0.5 медианы: завышенный срок беременности, повышенная масса женщины.

-   АФП-СК менее 0.5 М и одновременное повышение ХГЧ-СК более 100000 МЕ/мл: в 25% имеется

риск хромосомной патологии плода (синдромы Дауна и Эдвардса).

В онкологии определение концентрации и АФП-СК применяется для диагностики опухолей, имеющих строение подобное эмбриональным клеткам: первичная гепатоцеллюлярная карцинома печени, семенома и некоторых других.

усНормальное содержание АФП-СК у небеременных здоровых субьектов составляет 0-10 МЕ/мл.

 

Определение хорионического гормона человека (ХГЧ).

ХГЧ - гормон, один из белков "зоны беременности", образуется в клетках росткового слоя трофобласта сразу-же после имплантации плодного яйца. ХГЧ-является "протектором" беременности до 8 недель, когда его концентрация максимальная в сыворотке крови матери (ХГЧ-СК). ХГЧ стимулирует стероидогенез сначала в клетках желтого тела, затем хориона и плаценты.

Диагностические значения исследования ХГЧ имеют при следующих клинических состояниях.

1.  Беременность.

Качественный анализ на ХГЧ (материал - свежая моча 1-3 мл.)

-   беременность на ранних сроках, не дожидаясь очередной менструации,

-   нарушение цикла не связанные с беременностью,

-   задержка трофобластической ткани после медаборта,

-   на 10 день после родов - задержка в матке фрагмента плаценты,

-   беременность в период лактации, до установления регулярного менструального цикла. Интерпретация результатов качественного анализа (по моче1.

-   "отрицательный" - отсутствие хориальной ткани в полости матки,

-   "положительный" - наличие хориальной ткани в полости матки, трофобластические опухоли, остатки беременности после медаборта,

-   "сомнительный" - повторить анализ через 2-3 дня.

Количественный анализ (используется сыворотка крови)

Нормы концентрации ХГЧ-СК при физиологически проекающей беременности.

Срок гестации в неделях

Концентрация ХГЧ-СК МЕ/мл

0-1

0-100

1-2

50-300

3-4

100-1000

4-5

500-6000

5-6

5000-3 0000

7-8

50 000-200 000

9-12(2-3 мес.)

20 000-200 000

13-24(3-6 мес.)

10000-100000

25-40(6-9 мес.)

3000-50 000

 

Интерпритация количественного анализа (ХГЧ-СК).

A) 1-14 недели:

-   Увеличение концентрации ХГЧ-СК - занижен срок беременности, пузырный занос.

-   Уменьшение концентрации ХГЧ-СК - угроза выкидыша.

B) 15-22 недели:

-   Уменьшение концентрации ХГЧ-СК ниже 10000 ед/мл (критическое значение 5000 ед/мл): гипоплазия плаценты, угроза прерывания беременности,

-   Умеренное увеличение концентрации ХГЧ-СК (51000-100000 ед/мл) - диссоциированное созревание плаценты. Возможные причины: инфицирование плаценты, миграция при ее предлежании, иммунологический конфликт.

-   Выраженное увеличение концентрации ХГЧ-СК (свыше 100000 ед/мл) - в 25% возможна хромосомная патология плода, синдромы Дауна, Эдвардса.

Вне беременности определение ХГЧ как качественным, так и количественным методом используется для диагностики опухолей яичек и яичников, рака молочной железы, легких, простаты, а также используется для диагностики трофобластических опухолей (пузырный занос, хорионэпителиома).

 

Определение трофобластического- беттаглобулина. (ТБГ-тест)

Трофобластический-беттаглобулин (ТБГ) является гликопротеином, собственным белком плаценты с молекулярной массой 75000 дальтон. Он выполняет транспортные и иммунокоррегирующие функции. Методом иммуноферментного анализа ТБГ обнаруживается в материнском кровотоке с 3-4 недель. По мере про-грессирования беременности увеличивается его концентрация в сыворотке крови (ТБГ-СК).

Низкий период полураспада ТБГ (42 часа), отсутствие суточного ритма секреции, наличие единственного источника синтеза и низкая стоимость анализа, позволяет использовать ТБГ-тест для диагностики хронической плацентарной недостаточности (ХПлН) с последующим контролем за эффективностью лечения. ХПлН приводит к невынашиванию, гипоксии, гипотрофии плода, аномалиям родовой деятельности и повышенным перинатальным потерям.

В онкологии ТБГ-тест используется для наблюдения за лечением трофобластических опухолей.

Концентрация ТБГ-СК для мужчин и небеременных женщин 0,6-10 нг/мл.

ТБГ-тест высокоспецифичен для выявлений остатков плодного яйца после медабортов и выкидышей.

Трактовка анализа ТБГ-сыворотки крови (ТБГ-СК)

1. Физиологическое повышение ТБГ-СК выявляется у маловесных женщин (масса тела менее 55 кг) и при многоплодной беременности.

2. Физиологическое снижение ТБГ-СК (до половины нормы) наблюдается у крупных женщин (масса тела более 85 кг).

3. Снижение ТБГ-СК в первом и начале второго триместров беременности указывает на первичную недостаточность хориона и плаценты. Требуется решить вопрос о включении прогестинов в курс лечения.

4. После 28 недель и до родов концентрация ТБГ-СК постоянная. Она должна быть выше 400000 нг/мл. Показатель ТБГ-теста от 200000 до 400000 трактуется как компенсированная ХПлН, а показатель менее 200000 нг/мл как декомпенсированная ХПлН. Критическим значением ТБГ-теста в III триместре являются уровень 101000 нг/мл и ниже. Внимание:         В направлении образцов сыворотки на ТБГ-тест указывать срок беременности.

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика