Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   17.02.2015
Размер:   30.8 КБ
СКАЧАТЬ

Сеченов – суть психического  - рефлекс. Психическое сводится к биологическому.

Павлов – сигналы. Реакция на знаки. 1уровень - нервные сигналы 2 - образные 3 – речемыслительные.

Веккер – опирается на существование понимания сигнала разрабатывается в концепциях сеченова и павлова. Они не дают ответа на вопросы:   не раскрывается структура сигнала.  Обрести более общий взгляд на психическое – организация, структура, содержание.

Психическое рассматривается как акт управления. Управление – выход должен соответствовать входу, для того чтобы адекватно ответить на происходящие изменения.

Веккер – разные уровни организации сигналов. Он сначала исходит из некоторых эмпирических характеристик.  Выдвигает гипотизу – одверждение – вывод – некоторые предоположения то должны быть следствия:

Эмпирические характеристики нервного сигнала

- основные процессы нервного сигнала – торможение и возбуждение, причем возбуждение главное – дискретное (все или ничего, при определ интенсив раздраж запускается процесс возбужения\ импульс обладает определенной амплитудой, она не измена, меняется только частота импульса, характеристика нервного импульса не связан с внешним источником, любые раздражители кодируются одинаковым способом) и непрерывные (кодируется сила внешнего раздрожителя, время действия, скорость воздействия)

Ппространственно временная структура ощущения – локализация (в ощущении отображается местоположение источника – тактильные ощущения(локализация тела в пространстве), источник звука, света – начальным является движение (глаз насекомого – неподвижный объект не отображается) мы воспринимаем неподвижные предметы за счет движения глаз) – пространственная характеристика; длительность воздействия; временная последовательность( в какой последовательности воспроизводятся);

Любой источник сущ в пространстве и во времени – состояния покоя это частный случай движения. Движение – базовая характеристика материального мира. Мы способны отображать характеристики внешнего мира.

Базовая харктеристика психического – формулирования внешнего воздействия на языке свойств  внешнего мира. Конструируем образ мира. И одно из главных свойств -  движение.

 Нам необходимо научиться соотносить между собой два множества – множ сост источника информ и носителя. Возможность и необходимость понятия изоморфизма.

Изоморфизм – параллелизм психического, физиологического и физического.

Если гештальтизм выдвинул принцип изоморфизма, определяющий общую форму организации психической деятельности или качественные характеристики структуры, то бихевиоризм, открыв вероятностный принцип организации поведения, дал ее статистическую количественную меру. Эта последняя является по существу в такой же степени общей для психического процесса и связанного с ним поведенческого акта, в какой качественно-структурная, например пространственная, характеристика образа может в пределе совпасть со структурой управляемого им акта поведения.

Шкала уровней изоморфизма.

0 общекодовый – множество состояния иточника по отношению множества состояний  источника, линейная пространственновременная последовательность

1 топология – объект в неизменном варианте

2 пространственно проективный уровень отношение прямолинейности

3 афинный (сохранение отношений параллельности)

4 изоморфизм подобия когда сохраняются формы

5 изоморфизм размера или уровень метрического инварианта. (на этом урове отображается неизменность и фона и объекта в пространственных и временных характеристик) – модальность сочетается с  характеристиками фона

 

Нервный сигнал на нулевом уровне. Т к на этом уровне кодируется

 

Когда мы говорим о модальности, то подразумеваем метрическую инвариантность. – качественные характерисики источника и о качественной характеристики объекта. Модальные характеристики: цвет, ..

Простаранственно временные характеристики на шкале уровня изоморфизма.

Объект воспринимается таким какой он есть. Он выстраивается абсолютно соответствуя тем характеристикам которые обладают они в окружающем мире.

Отличие перцептивного(существует сам объект, объект уже выделяется)  и сенсорного образа. На перцеп отображ общие свойства объекта и фона а на сенсор только метрика фона (основаны на отображении движения, и если есть движение, то на сенсорном уровне оно воспринимается …. Само наличие или перемещение объекта воспринимается.. изменение местоположения объекта, где он находится )

Вторичные характеристики перцептивного образа

- Константность (при изменении образа восприятия то ..    ) – согласуется со шкалой.  – роль в жизнедеятельности человека  (люди одинаково чтобы воспринимали одни и те же вещи  - способствует формированию константности картинв  мира

- предметность – предмет на фоне воспринимается всегда – мир оформлен в определенные образы и соответственно мы воспринимаем мир отдельностей, отдельных предметов на на фоне. – вычленяется объект из фона, пороговые характеристики на фоне и на самом объекте отличаются – восприятине фона и восприятие объекта  это разные виды восприятия.  -  необходимость структурировать мир  - опора на модальностные, интенсивностные и пространственно временные характеристики.  Если мы отображаем мир на его языке,то образ должен обладать теми же самыми характеристиками. 

- целостность – целое больше суммы составляющих его частей, при выпадении отдельных частей, целое сохраняется, отдельный элемент когда он помещается в разные целостности воспринмается по разному  - целое остается когда многое чего исчезает

- обобщенность – воспринимаем объект как единичный и как представитель класса –

Эксперементальная процедура. В ущемленных условиях. – последовательность превращается в одновременность – смена времени экспозиции(показываем изображение за миниальное количество времени), чуть увеличили время экспозиции – человек что то снова изобразил.

Были выделены отдельные этапы:

1 различениеп положения предмета и грубая оценка его общих пропорций

2 мерцание формы, т е испытуемый не может отобразить форму

3 различениерезких препадов кривизны

4 глобальноадекватное восприятие в котором форма представлена без разлечения деталей, без сохранение величин углов

5 адекватное отражение формы во всех полноте деталей

6 полное воспроизведение пространственной структуры объекта его формы и величины

 

Механизм формирования перцептивного образа

- Местоположение объекта в пространстве и этому соответствует  общекодовый,  - если мы улучшаем условия восприятия то отображается  мерцание формы, изменение той формы, которую мы отображаем, соответствует пространственному,   -  увеличили время экспозиции добавилось изменение во времени, мы отображаем форму более отчетливо, присутствует неизменно в адекватном  …. Аффинный уровень.

Форма представлена без деталей, форма представляется адекватно, размеры не сохраняются. Уровень изоморфизм подобия.

Накладывается изображение размеров. Уровень метрического инварианта(интегрального) . все соотношение отображаются адекватно.

Мы отображаем последовательно детали объекта  очень быстро – превращение последовательности в пространственную предметность. Мы воспринимаем объект очень быстро и не считываем кусочков.

Модальностные характеристики. Модальность – отображение качественной специфичности. (ощущение зрительное, слуховое, обонятельное, тактильное, вкусовое) в зависимости от анализатора, который перерабатывает ту или иную информацию. 

Ощущение мы относим к уровню перциальнометрического инвариант. Какие-то качества должны отображаться  адекватно. 

Интенсивность ощущения (восприятия) – интенсивность восприятия,  зависит  от интенсивностью раздражителя.  Порог раздражение – величина внеш раздраж, при котором возникает минимальное ощущение.  Дальнейшее повышение внеш раздражителя – психофизическте законы – Вебер, Фехнер, Стивинс

 

 

Представление

- мы имеем образ и мы можем его воспроизвести в отсутствии  реально действующего сейчас  объекта. Вторичный образ. Строится на основе образа который был ранее построен .

Моя комната – в данный момент нет ее перед нами, но мы можем ее представить.  На основе образа сохраненного в нашей памяти.

Пространственно временных характеристик. – интенсивностные и модальностные характер.

Пространсвенно-временные – несколько искажены(образ не полон) по сравнении с перцептивным образом (первичным) :

- Панорамность – выход за пределы перцептивного поля. Мы видим одну область а представить весь образ. (мы можем представить и лицо и спину объекта).

- взаимообособление фигуры и фона – мы можем представляоть отдельно фигуру от фона и фон отдельно от фигуры,  а строить перцептивный образ не возможно построить только вместе вон и объект

- выпадение абсолютных величин, несохранение числа однородных элементов, нарушение воспроизведения абсолютных размеров – счетности, нервности – представить иссааковский собор, но мы не можем прямо сейчас сказать сколько там колонн; нам очень сложно судить о размерах на основе образов представления

- преобразование геометрической формы в топологическую схему – схематизация образа – нарисовать человека, можно очень точно изобразить, а можно в виде схемы, все детали не сохраняются, обобщенность образа. (представить здание образа оперного театра новосибирска, это единичный вариант объекта, представить стол – их много, и каждый человек представит себе определенный стол, представляем объект с его базовыми характеристиками)

 

Временные характеристики:

- симультанность – одновременность – слушаем мелодию, в определенный момент времени мы слышим определенный кусочек, а когда вспоминаем мелодию, то образ этой мелодии мы «слышим» всю целиком

- сдвиги в отображении длительности – расписать сколько времени занимали те или иные дела, но точно мы не воспроизведен количество времени, а обобщаем время, - закон Рубенштейн – в процессе реально существующая деятельность – в реальности мало времени, а в воспоминании времени увеличивается

- бОльшая прочность в отображении последовательности по сравнению с длительностью – последов событий мы удерживаем более длительно, сохраняется последовательность, искажается длительность

Вторичные характеристики:

- неустойчивость образов представлений – дефицит константности – мы пытаемся вытащить из памяти образ, но он отличается от образа восприятия

- фрагментарность – дефицит целостности – в своем представлении можем воспроизводить некоторые моменты целого, целое не давлеет, можем воспринимать отдельно фрагменты, в любой последовательности, целое уплывает – мы вырезаем отдельный фрагмент остальных фрагментов нет, сознательно и бессознательно

- обобщенность – мы не можем говорить о обощенности индивидуальной, нарушение индивиуальной обобщенности, она касается не единичного объекта, а класса оюъектов или категории аналогичных объектов – любой объет (морковь) – как класс а не какую-то отдельную морковк которая лежит у меня в холодильнике.

Модальность  - то для образов представлений характерны сдвиги в отображении модальности, - мы воспринмаем объект, все оценки какого-то цвета, мы можем воспроизвести все оценки, смещение в сторону основных цветов фонового спектра, основные цвета сохраняются, дополнительные исчезают. – в образе представлений сохраняется только то, что нам бросилось в глаза

Интенсивность – более бледными, нарушение насыщенности

 

Уровень на шкале изоморфизма: на всех уровнях, т к  образ представления смотря сколько запомнит деталей, образов, зависит от времени, от значимости, от той степени адекватности с который был выстроен ерцептивный образ. Чем ближе представление к перцептивному образу, тем более ближе метрического инварианту

 

 

Мышление – это обобщенное опосредованное отражение действительности, в ее существенных связях и отношениях.

Отличия мышления (отображаем связи отношения объекта, проникнуть за фасад явлений, объектов) от ощущения и представления

 

Мышление - Мыслительный процесс и мысль как результат этого процесса.

 

Характеристики мыслительного процесса:

-  формирование понятий

-  решение задач

 

Этапы мыслительного процесса:

1 – воспринимаем проблему – осознаем проблемы, ее существования – замечаем что-то непонятное, неясное, на прояснение чего мы направляем свои усилия

2 – поиск информации для решения этой задачи

3 – отсеивание информации – выстраиваем гипотезы

4 – проверяем гипотезы, по критерию истинности – проверка практикой – непротиворечивость, согласованность системы знаний той, которая у нас есть

5 – отсеиваем неверные, выбираем ту, которая подтвердилась

6 – принятие решения

Мыслительный процесс запускается осознанием непонятного, которое выражается в вопросе.

 

Мыслительные операции:

- сравнение – выделение сходства\различия – различие выделяется с помощью анализа, а сходство синтезом (рубинштейн о мышлении) – это параоперации, они обратимы –

- дифференциация(расщепление) и обобщение,

- абстракция и конкретизация.

 

Рубинштейн полагает что есть некоторая общая база у всех мыслительных операций – з чего произрастают все мыслительные операции - 

 

Характеристика эмпирические мыслит процесса:

- речевая форма – универсальная речевая форма, выражение мысли – предложение. Трехчленное предложение, которое предполагает наличие некоторых объектов и связи между ними. Предложение – это процесс формулирования законченной мысли. (Мама моет раму, мама – субъект, рама – объект, моет – связь между субъектом и объектом)

- обратимость мыслительных операций – подлинный процесс мышления предполагает, что мы можем расчленять целое на части так и соединять части в целое (возвращаться к целому)- анализ и синтез, абстракция и конкретизация, дифференциация и обобщение

- направленность , т е наличие произвольных компонентов в мыслительных процессе, те они иногда перемежаются  - мы удерживаем внимание (произвольные компоненты), не можем удержать внимание, уходим от сути (непроизвольные компоненты) ( критинизм побочных ассоциаций – человек уходит от сути и затем не в состоянии вернуться к первоначальному)

 

Эмпирические характеристики мысли как результата мыслительного процесса:

- предложение – структурная единица, речевая оболочка

- суждение – логическая характеристика мысли

- понимание – неотъемлемая часть мыслительного процесса, (сформулировать своими словам – значит понимать мысль\ привести примеры, т е конкретизация, на основе примеров даем формулировку это обобщение)

- понятность мысли – результат понимания, (самая непонятная), высказанная мысль понимается не только самим высказывающимся, но и др людьми \ мысль понятна – то человек устанавливает связи между обектами, есть реальность за словесной оболочкой,вернуться к гравическому представлению реальности с помощью схем, рисунков

- обобщенность -  обозначается значение, которое стоит за понятиями, сами отношения носят обобщенный характер, ограние этих связей происходит благодаря  установленченному количеству  мыслительных операций – достигается мыслительными операциями, речевой формой

- опосредование – речевая опосредованность, отобразить связи реальных отношений существующих между объектами –опосредована речью, логическими операциями

 

Пространственно временные характеристики:

- мы мыслить можем о том, что в реальности не наблюдали, не воспринимали – реального чувственного образа атома и электрона нет, но мы используем схемы этих объектов, хотя в поле зрения этих объектов у нас нет – важны только отношения, мысль бесконечно раздвигает границы пространственно-временного поля, мы мыслим как о малых величинах так и о больших.

 

Модальностные характеристики мысли:

-качественная специфичность, мы начинаем схематично изображать атомы, мы имеем прообраз эталона (это очень важно для нас),  человек сознательно вызывает этот образ, \Веккер\ интермодальность – одновременно присутствует множество разных модальностей в интегрированном варианте

Полимодальность мысли – мысль обогощается модальными характеристиками.

- интенсивность - \веккер\ интенсивность мысли и интеснсивность мышления и связывает он это со значимостью, мотивацией, чем значимее ситуация, тем интенсивнее мысль.

 

Местоположение мышления на шкале уровня изоморфизма:

На шкале изоморфизма идет речь об одном объекте, а здесь речь о нескольких объектах\ все связано с отношениями \ мышление преодолевает пространственные и временные границы, главное отношение\ объект нам так таковой нам не нужен\ две ветви пространственная и временная\ пространственная ветвь – объект, характерен язык образа, конфигуративный язык (образный)\ временная ветвь - \веккер\ образы портатипами которого являются объекты .. могут располагаться на любом уровне по шкале изоморфизма, но мы должны уметь закодировать язык образа закодировать на язык символов и должны уметь возвращаться обратно (символический язык)(может быть как схематический так и подробный вариант образа) – идет зигзагом – мы приходим к выводу как эти реальности взаимоотносятся, \ речь это общекодовый уровень\ мы производим перевод с разных уровней образа к общекодовому речи. – конечный пу3нкт понимание.

Пространственная ветвь – фигуративная – соответствует геометрии, временная соответствует алгебре – последовательное разворачивание операции во времени.

Выделяют допонятийное и понятийное мышление.

Любым словом мы можем закодировать любую реальность.

 

 

Эмпирические характеристики допонятийного мышления.

- эгоцентризм – внешняя речь не переросла во внутреннюю, все видят мир так же какк и он (ребенок)\ ребенок исключает себя из системы отсчета

- несогласованность объема и содержания – себя ребенок не учитывает, он как-бы и в центре, но и в то же время потерялся в этом центре\ он сливается с окружением\ невозможно мылить себя отдельно от остального мира

- В логических структурах …

- синкритизм – признак не является характеристикой этого объекта ребенок использует для объяснения. \ солнце оно не падает потому что живое \  отсутствие иерархии соподчинение\

- трансдукция – ребенок делает вывод по одному конкретному случаю \ индуктивно-дедуктивный характер мышления  у ребенка отсутствует

-несогласованность инвариантивных (неизменных) и вариантных характеристик допонятийной мысли – два сосуда, один узкий, один широкий, в каком сосуде больше воды. Ребенок отвечает в узком. – больше 80% взрослых не выходят науровень реального понятийного мышления,  человек искренне не понимает почему в разных сосудах воды одинаково \Пиаже. «Психология интеллекта.»\

- нечувствительность к противоречиям и к переносному смыслу -  почему лодка не тонет, т к она легкая, а корабль –тяжелый\ребенок понимает все конкретно (золотые руки)

Ребенок мыслит определенными предметами или образами, он не может адекватно перекодировать\. Коды для него это пустые звуки.

 

 

Психологика.

- это одна из современных попыток решения проблемы сознании\ когнитивная  теория, разрабтываемая З. м. Аллахвердовым.

Исходит из того, что психология должа быть естественной наукой.

Познание – возникает для лучшей адаптации, а потом развивается совершенно по другим законам и может не иметь ничего общего с адаптацией.

Зачем Человеку психика? Сознание? – необходимы в целях познания. А зачем познание? – для оптимальной адаптации.  У психики и познания существует своя логика. Психика и сознание написаны на языке логике.

Говоря о сознании мы должны иметь ввиду две стороны: 1 сознание как имперический факт \факт представленности нам некой картины мира, в сознании нам дана картина мира, мы причастны к данной картине мира – имперический аспект и 2 теоретический аспект – механзм сознания, т е.  видимо сущ какой-то механизм который осущ трансформ сущ реальности и предтавляет нам эту картину мира, как возникает эта картина мира?

Базой для сознания являются прото сознательные процессы. Они лежат за пределами нашего опыта. Мы их не рефлексируем не сознаем. Это естественные жизненные процессы.

Гипотеза: если мы полагаем психологику естетвенной наукой, то мы должны исходить из идеальных объектов (идеальный газ, маятник) , идеальный объект – идеальный мозг. Мозг человека обладает уникальными возможностями, работы мозга достаточно для того, чтобы человек нормально функционировал и адаптировался к окруж действительности.

Идеальное нам для того, чтобы создавать законы.

Индивидуальные ситуации в которых функционирует мозг, вносят определенные ограничения, которые вносят в …. Этими погрешностями можно принебречь.

Мозг работает как компьютер, он способен к анализу и генерации информации, прекрасно справляется с разнообразными ситуациями, генерация решений.

Если работы мозга достаточно, зачем сознание??

Любая самая сложная ситуация может быть идеально решена компьютером, но если человек попадает в эту ситуацию, \ситуация пуританного осла \ выбор равновесный, объяснение (рациональное) случайного выбора это и есть включение сознания. Сознание призвано объяснять случайный выбор неслучайными объяснениями (причинами, аргументами). 

Очень часто человек сталкивается с неопределенными ситуациями, мозг общитывает это все и делает выбор. Это объяснение надо объяснить. Для того чтобы чтобы потом делать неслучайный выбор в других ситуациях.  Для  того чтобы в последствии сэкономить усилия. 

Н-р: Забыли имя своего приятеля. Перебираем имена.  Но мы точно знаем то имя или не то. Самой информации нет, но есть та эта информация или нет.

Аллахвердов говорит, что сознание нужно для того, чтобы выявить те правила игры, законы, по которым с нами играет природа.

Организм великолепно обходится без сознания, обходится участием одного мозга.

Ошибка мозгом тоже запоминается и транслируется на аналогичных ситуациях, поэтому нам стоит поменять что-либо в ситуации чтобы в последующем не допустить эти же ошибки.

Для чего сознание?

Для того, чтобы в следующий раз иметь какое-то основание для выбора.  Мы придумываем почему один предпочтительнее. Мы искажаем некую реальность, если случайное мы объясняем неслучайным.

Сознание отбирает лишь  те варианты, которые ему кажутся интересными, все гениальные открытия , решения все это генерируется мозгом, проблема в том, что сознание использует это или нет. Все гениальны, но не все могут это вытащить из себя, сознание мешает. 

Вера в приметы, в чудеса. Сознание не терпит случайностей. Случайные события воспринимаются как последовательные.

Защитный пояс сознания.

Н-р: этот человек меня не любит, он ко мне плохо относится. Мы все действия этого человека пропускаем через эту призму. Реальные факты подгоняются под это объяснение. Это может продолжаться бесконечно. Мнение может поменяться, если изменить критерии соответсвия между ожиданиями и той информации которая к нам реально поступает. Мы снижаем планку своих ожиданий.  Новая (изменение) интерпритация  поведения. Изменение глубинного слоя сознания (базового) изменение сделанные на этой основе предстказания, ожидания, но при этом гипотеза сохраняется.

Сознание часто сталкивается с противоречивой информацией. (эксперементальные, бытовые примеры).

Сознание: поверхностный(догадки, основан на базовом слое) и базовый слои

Сознание всегда связано с языком.

Защитный пояс сознания. Сознание пытается сохранить однажды появившиеся догадки, даже если факты противоречат.  Изменяем критерии, тем самым сохраняя гипотезу. Подгоняем факты под гипотезу. Мы выдвигаем новую гипотезу, если только сознание готово вдвинуть эту гипотезу.

Сознание справляется с противоречиями. Сознание искажает и игнорирует факты,  сглаживает или не замечает противоречие.

Сознание работает с неожиданностями. Возникает шок или сбой в системе когда происходит неожиданное.

Сознание справляется с неопределенностью.  Закон Джеймса. Что не изменяется то не осознается. Эта информация слишком привычная. Сознание отключается в ситуации полной определенности.  Сознание само порождает или ищет неопределенность.  Монотонность – полная определенность.

Феномен феноменальной памяти. Человек не осознает что запоминает. Облегчен доступ к глубинному слою сознания.  Когда необходимо этот слой предъявляется. Информация не вышла на поверхностный уровень сознания.

 

 

Ананьев.

Рассматривает челов как существо многомерное. И психол должна учитывать разные ракурсы его рассмотрения.

Мы рассматрив челов в качестве индивида, личности, субъекта де\тельности и индивидуальность.

Индивид – представитель вида. Биологические характеристики - Особенности конституции – строение тела, особенности строения нервной системы и т д Пол, возраст. Психофизиологические реакции. Система органических потребностей.  – выражаются в задатках и темпераменте. (это биологическое основание для формирования развития

Говоря о личности – человек как существо социальное, член общества. Это позиция ананьева.  – положение в обществе, соц статус. Указывает на ценностно-мотивационную систему.  Система потребностей. Указывает на склонности (способности) и характер. Выражается в способностях и характере опирающаяся на ценностных ..       Задатки. Биолго основа характера – темперамент. Он показывает как одно перерастает в другое.м жизнь –жизннеый путь человека.

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика