andrey

Путь к Файлу: /Институт / Законодательная техника.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   17.02.2015
Размер:   74.5 КБ
СКАЧАТЬ

Законодательная техника

 

1.Основные требования (принципы) законодательной техники.

2. Структура закона.

3. Способы изложения нормативных предписаний.

 

1. Основные требования (принципы) законодательной техники.

 

Законодательная техника – это система основанных на практике правотворчества и теоретически осмысленных принципов и правил (приемов) оформления наиболее совершенных и целесообразных по форме и структуре законопроектов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний мысли законодателя, доступность и легкую обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов, внутреннюю согласованность и непротиворечивость системы законодательства.

В современном российском законодательстве, к сожалению, на сегодняшний день встречается довольно большое количество ошибок по содержанию и форме изложения нормативных актов, объясняются они во многом недостаточным опытом разработчиков законопроектов.

Нормативный акт – не научный трактат, не художественное  или публицистическое произведение. Это литературное произведение особого рода, имеющее свои характерные черты и особенности, определяемые назначением права в общественной жизни, а именно – быть властным регулятором общественных отношений, человеческого повеления, четко определять юридические гарантии свободы личности, права и обязанности граждан. Этим и определяется содержание основных правил (принципов) законодательной техники, которые весьма многочисленны и разнообразны. К основным из них относятся следующие:

1. Точность и определенность юридической формы: формулировок, выражений и отдельных терминов закона.

В законе недопустимы недомолвки, двусмысленности, выражения, допускающие неоднозначное толкование. Это может привести к неправильному пониманию и применению закона, оказать влияние на судьбы людей, вызвать серию юридических ошибок или серьезные политические последствия.

Формулировки «как правило», «обычно» - возможность не исполнять

Устав Краснодарского края и др. – «совершеннолетние граждане», хотя из закона не ясно,  с какого возраста в сферах, регулируемых данными законами это совершеннолетие наступает.

«Необходимая оборона» - но ведь то право, а не обязанность

«Добросовестно и разумно» (Закон «Об акционерных обществах»)

Активно используются в законодательстве так называемые оценочные понятия – существенный вред, уважительные причины, разумный срок, соразмерность, необходимые расходы, неуважение к суду, особая жестокость, крупный размер и пр. Они объективно необходимо, однако их чрезмерность – вред, убедиться в целесообразности их применения.

2. Ясность и доступность языка нормативного акта для адресатов, на которых он распространяет свое действие.

В недавно принятых законах используются такие непонятные для основной части населения термины и понятия, как кондоминиум (жилищное право), рекреационные зоны (природоохранное законодательство), тифлосредства, сурдотехника (закон о соц.защите инвалидов), тальвег реки, релаксационный тренинг (о гос.границе) и пр. Недостаточно ясны  без дополнительного толкования такие термины как административные границы, политические должности и пр.

Излишняя усложненность нормативного текста зачастую связана со стремлением в одной, пусть громоздкой фразе изложить законодательную мысль. Если такая мысль достаточно сложна, то более уместно изложить ее в нескольких предложениях, не усложняя придаточными и деепричастными оборотами.

Требование доступности языка не должно однако наносить ущерб полноте, точности и глубине формулирования законодательных формул.

На кого рассчитан акт

3. Полнота и конкретность регулирования, борьба с декларативностью законов.

Если в процессе исполнения закона обнаруживается ряд вопросов, на которые он не дает ответ, если не предусмотрен механизм его реализации, то о его эффективности не может быть и речи.

ФЗ «О погребении и похоронном деле» - не предусмотрена ответственность за поиск и вскрытие старых военных и ранее неизвестных захоронений без официального разрешения.

Лозунговый стиль превращает закон в пустую декларацию, никого ни к чему не обязывающий призыв. Между тем декларативные термины и выражения часто встречаются – «общественное благо» и т.п.

4. Использование апробированных, устоявшихся терминов ив выражений, имеющих широкое хождение.

Неудачные фразы и обороты, мало распространенные термины ослабляют регулирующую роль права, авторитет закона.

Неудачны термины: сельскохозяйственный пал (разведение огня), сброс сточных вод на рельеф местности – об адм. отв-ти за экологич. правонарушения (Якутия) литературная и творческая деятельность – литература – не творчество?

5. Максимальная экономичность, оптимальная емкость, компактность законодательных формул.

Чрезмерно обширный, громоздкий текст, наличие ненужных деталей затрудняют ориентирование  в законодательстве, создание автоматизированных поисковых систем. Экономичность в законодательстве достигается за счет сокращения неоправданных длиннот, активного использования отсылок к другим статям закона, использования более емкой и обобщающей терминологии, юридических конструкций. В то же время должна сохраняться полнота содержания юридической информации, требования краткости не должно влиять на объем информации, заложенной  в нормативном акте.

Требование экономичности в законодательстве имеет и ругой аспект – это минимум актов по одному вопросу в интересах лучшей обозримости нормативного материала, облегчения пользования им, учета и систематизации. Нынешний бум законотворчества приводит к тому, что наряду с крупными основополагающими законами готовятся и принимаются сравнительно мелкие, по узким вопросам.

В Гос.Думе обсуждались: Закон о парламентской милиции (можно включить в Закон о милиции), о питьевой воде (Водный кодекс). Дума Корякского автономного округа – принят закон «О порядке осуществления права законодательной инициативы губернатором Корякского автономного округа, в то время как в регионе уже действует Закон «О Думе Корякского автономного округа».

6. Системное построение права, т.е. цельность, сбалансированность, внутренняя связь и взаимозависимость всех частей правовой системы, логическая последовательность изложения мысли законодателя.

Этот принцип предполагает гармоничное согласование всех норм актов, входящих в качестве составных частей в общую систему права. Сюда входят и установление правильного соотношения между действующими и вновь принимаемыми актами, и четкая взаимосвязь общих и специальных норм, актов разной юридической силы и т.д. Издание новых норм без учета предшествующего законодательства недопустимо (внесение изменений, отмена и пр.).

Указанный принцип предполагает также логическую последовательность, связанность, сбалансированность нормативных положений закона между собой, а также с предписаниями других актов, действующих в соответствующей сфере отношений. Это достигается путем активного использования ссылок и других логических связок в законодательном тексте, устранения алогизмов, лексической абсурдности, разрыва мыслей.

7. Унификация, единообразие формы и структуры нормативных актов, способов изложения правовых предписаний.

Этот принцип предполагает использование единых реквизитов актов, стереотипной структуры, единых терминологии, юридических конструкций и формулировок, унифицированного языка. Разнобой реквизитов и рубрик законов, отсутствие их стереотипной структуры. Единого стиля изложения, несовпадение в разных актах нумерации статей, формул отмены актов и их частей затрудняют использование законодательства. В современных условиях, когда появились возможности автоматизированной обработки нормативных актов, унификация их формы становится еще более актуальной.

Точное и неуклонное следование всем приведенным принципам в их совокупности может характеризовать закон как совершенный акт с технической точки зрения и свидетельствовать о высокой юридической культуре его подготовки и оформления.

2. Структура закона.

Внешние формальные реквизиты закона.

Наименование вида акта. Слово «закон» используется без указания органа, его принявшего, поскольку презюмируется, что такой акт является формой представительного народовластия, осуществляемого представительным органом. Что же касается наименования иных актов, принятых законодательными органами, то они приводятся вместе с наименованием органа, их принявшего (Постановление ГосДумы).

Указания на должность и фамилию лица, официально управомоченного подписывать соответствующий акт, место и дата его принятия и утверждения.

Порядковый номер. Такая мера, используемая во многих странах вполне оправдана. Удобнее пользоваться, отыскивать их, при этом иногда в один и тот же день Гос.Дума может принять несколько законов с одинаковым названием (например, «О внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс РФ») Поэтому представляется целесообразным ввести в российскую законодательную практику возможность снабжения законов краткими подзаголовками (это активно используется  в правотворческой деятельности ФРГ).

Заголовок закона. Не носит нормативного характера, обычно обозначает предмет правового регулирования, имеет определенное ориентирующее значение для отыскания, учета и систематизации юридических предписаний.

В истории законодательства известны различные способы формулирования заголовков:  по органам, их издавшим, – магистраты в Древнем Риме, по именам их создателей – законы Хаммурапи Солона, в России – Правда Ярославичей, Уложение царя Алексея Михайловича, судебник Ивана Третьего и пр., в США законы иногда называют по имени лиц, предложивших проект закона – Закон Шермана, Клейтона, Тафта-Хартли и пр. Все законы должны иметь заголовки, нецелесообразно обозначать законы только номером без указания на предмет их регулирования.

Неточность, многословие заголовка, недостаточность отражения в нем предмета акта способны привести к неясностям и ошибкам на практике, обязательное требование  к заголовку – краткость и смысловая емкость.

«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях» – «О профсоюзах»

«О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» - «Об угледобыче и использовании угля»

Кроме того, в практике законотворчества ФРГ и ряда других стран используется такой прием законодательной техники как снабжение закона оглавлением, которое, формулируя все его рубрики, является официальным атрибутом. Целесообразно использовать для больших по объему законов; уместно располагать в начале закона сразу после его заголовка.

Преамбула закона.

Введение (преамбула) – самостоятельная органическая часть закона, не разделена на статьи, определяет цели и задачи акта, характеризует экономическую и социально-политическую обстановку, которая побудила его издать.

Преамбулы помогают полнее и глубже понять значение и необходимость издаваемых актов, заостряют внимание на актуальных вопросах правового регулирования, мобилизуют исполнителей.

В преамбулах не должны содержаться самостоятельные нормативные предписания. Это часто нарушается. В ФЗ «О ветеранах», «О гос.пособиях гражданам, имеющим детей» и др. – в преамбулах определяется сфера действия акта – на какую территорию и на как их субъектов.

Не место в преамбуле и легальным дефинициям употребляемых в законе терминов «О защите прав потребителей, «О несостоятельности (банкротстве) даются определения 8 и 19 терминов, указаниям на сокращения ФЗ «Об основах гос.службы»

Рубрикация закона.

Если он представляет собой объемный и сложный по своему построению документ, то обычно делится на части, разделы, главы, подразделы и т.д. Для унификации употребления рубрик в законах уместно ввести следующие основные подразделения по восходящим ступеням: статья, глава, раздел (подраздел), часть. Более высокую ступень деления возможно употреблять лишь тогда, когда использована низшая.  Целесообразно также, чтобы все рубрики закона соответствующим образом нумеровались, причем цифровые обозначения каждой ступени рубрикации были различными (арабские, римские, жирный шрифт и пр.).

 В начале акта – общие положения, особенно наглядно это проявляется  в Кодексах - Общая часть. Схемы, таблицы, чертежи, если их много – в приложения.

Заключительные и переходные предписания.

Такой раздел обычно помещается в конце закона и устанавливает те предписания, которые связаны с введением закона в действие. Если заключительных и переходных положений накапливается много, то принимается отдельный закон о ведении закона (как правило, кодифицированного характера)  в действие.

Статья – основная структурная единица закона.

В российском законодательстве отсутствует практика оформления законодательного акта сплошным текстом. Традиционно он делится на статьи. Следует иметь в виду, что тексты законов делятся на статьи, а иных актов – на пункты. Статьи могут (и должны) иметь заголовки, пункты – только нумеруются. Разнобой, особенно в законодательстве субъектов РФ, нет заголовков и в Конституции, необходимо упорядочить. Заголовки статей необходимы, чтобы дисциплинировать сосатвителя проекта, побуждая его не распылять материал, а располагать его четко и логично,  а также облегчает нахождение нужных норм; заголовки же частей статей – излишни, загромождают закон.

Каждая статья закона представляет собой нечто внутренне единое, цельное и выражает законченную мысль в неполном объеме. Поэтому не оправдано наличие в одной статье норм, которые не имеют прямой и непосредственной связи друг с другом и без ущерба для их содержания могут быть сформулированы в разных подразделениях акта. Закон «О профсоюзах» в ст.8 два абзаца – в одном речь идет оправе профсоюза на обжалование  в суд при отказе в регистрации, а во втором – правило об освобождении профсоюза от уплаты регистрационного взноса.

В последнее время наметилась не совсем оправданная практика формулирования довольно громоздких по объему статей, которые распадаются на ряд частей, содержащих в свою очередь нсеколько абзацев. Закон г.Москвы «О выборах мэра и вице-мэра г.Москвы» - ст.38 – 13 абзацев (4 страницы типографского текста), ст.17 – 18 (5 страниц и пр. ) – целесообразно  в отдельные главы.

В правотворчестве и правоприменении, в научной и публицистической деятельности часто возникает необходимость сослаться на тот или иной абзац (часть статьи) Это сделать легче, если части пронумерованы. Если нумерация отсутствует, трудно определить как назвать такие подразделения – часть, пункт или абзац. Неудачна практика, когда нумеруются абзацы не всех статей, а лишь некоторых.

Отдельным структурным элементом статьи (пункта) может быть примечание к ней. Широкое использование примечаний в законотворческой практике не оправдывает себя. Они загромождают и запутывают законодательство, ухудшают структуру законов, рассеивают внимание (в некоторых статях старого УК было до 3-х примечаний). Основную массу примечаний целесообразно было бы сформулировать в виде отдельных статей или включить в текст самой статьи, к которой дается примечание. В форме примечания нельзя излагать нормативные предписания! (Положение об общественном инспекторе по охране природы в Корякском автономном округе: «Общественным инспекторам по охране природы не предоставлено право проверять военные, стратегические и другие особо охраняемые объекты».)

Явно неудачен прием помещения того или иного законодательного правила в подстрочные примечания. (Явно говорит о неравноценном, каком-то дополнительном значении, в то время как  в законе все одинаково важно и значимо).

Нумерация статей и других подразделений закона.

Она для удобства ссылок обычно бывает сквозной для всего акта. Арабские цифры более удобны, чем римские, особенно если количество статей велико. Нумерация должна быть стабильной. Поэтому когда вносятся изменения и дополнения в закон номера статей не изменяются, а добавляются новые статьи со одним штрихом,  двумя или более. В будущем предполагается переход на десятичную нумерацию всех рубрик и частей закона (четкость и единообразие обозначений, удобство машинной обработки, легкость внесения изменений).

 

3. Способы изложения нормативных предписаний.

Стиль оформления нормативных предписаний. Язык закона.

В тексте закона не место общим рассуждениям, теоретическим положениям, сравнениям, призывам, общим декларациям, историческим справкам, пожеланиям, советам. Разного рода региональные наречия, диалекты не уместны. Не следует использовать экспрессивные и образные средства языка (метафоры, гипербол, образные выражения и пр.) Не приемлемы тавтология, перескакивания, двусмысленность. Также не место в законодательном тексте модным жаргонным словам (ст.174 УК «отмывание денежных средств»).

К сожалению, пока еще велико число явно неудачных и попросту неточных терминов, используемых в законах. Вот некоторые из них: российские и иностранные физические лица, иностранные руки, юридические, в том числе физические лица, выклинивание водоносных горизонтов, обремененные территории традиционного природопользования и пр. Основанная причина – пренебрежение нормами чистого литературного языка.

Последнее время в России появилось неоправданно много иностранных терминов. Когда речь идет о терминах интернационального характера, взятых из латинского языка (референдум, президент, республика и пр.)– это вполне объяснимо в связи с процессами глобализации и т.п. Однако многие из иностранных терминов вполне могут быть заменены русскими аналогами (рейтинг, брифинг, спикер, киллер, дилер и пр.). Иностранные термины следует использовать лишь в том случае, если они общеупотребимы, понятны и если отсутствует соответствующий термин в русском языке. Вновь используемый иностранный термин следует четко определять в законе.

Технические термины (техницизмы, профессионализмы) целесообразно использовать в специальных сферах правового регулирования, где они вполне допустимы и оправданы (авиация, атомная энергетика и пр.). В законах же рассчитанных на широкий круг субъектов, уместно использовать такого рода термины лишь в случае, когда они вышли за пределы узкопрофессионального словаря.

Не следует использовать в законе повелительное наклонение для формулирования юридических обязанностей (установить, что… обязать…). Императивность предписания должна исходить из самого его содержания, а не за счет внешних форм использования императивного стиля.

Использования курсива, жирного шрифта и пр. уместно лишь в законах о внесении изменения и дополнений (выделять курсивом вновь внесенные изменения или дополнения).

Единство юридической терминологии.

Однозначность и максимальная точность информации в правовых документах невозможна при разнобое и разночтении терминологии.

Ученые-лингвисты обоснованно утверждают, что практически абсолютные синонимы не существуют. Каждый термин, как бы близок по смыслу он не был к другому, обозначающему то же понятие, имеет свои нюансы значения, особенности смысла. Эти идеи для законодателей имеют особое значение.

Непонятно, например, почему в Семейном кодексе используется термин «бабушка», а в действующем наследственном законодательстве «бабка»

Или термин юридическое лицо В ГК – организация, которая имеет в собственности, хоз.ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательством этим имуществом и далее по тексту; в ряде других отраслей права – под этим термином понимаются и юрид.лица в собственном смысле этого слова, и органы государства, и общественные объединения. Это свидетельствует о невнимании к словесной форме.

Определение юридических понятий (законодательные дефиниции)

Еще Декарт говорил о том, что определение значения слов избавит мир от половины его заблуждений. Распространяется ли значение термина на все законодательство страны, на все его отрасли? Едва ли можно ответить однозначно(например, не совпадает трактовка понятия «потерпевший» в уголовном и гражданском праве, ли понятие «жалоба» в различных отраслях процессуального права.)

Ссылки в законодательном тексте.

По своему юридическому значению можно выделить два вида ссылок в законодательстве. Одни из них имеют чисто комментаторское, пояснительное значение (ориентирующие ссылки). Они не несут нормативной, регулирующей нагрузки, а просто указывают на другие части акта или др. акты. (ст.125 Семейного Кодекса права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка (ст. 137 настоящего Кодекса) возникают со дня вступления  в законную силу решения суда об усыновлении ребенка).

Второй вид ссылок – регулятивные. Они отсылают к другим статьям или актам, которые подлежат применению в соответствующих случаях.  (Сем. Кодекс: Несоблюдение установленной законом формы соглашения об уплате алиментов влечет за собой последствия, предусмотренные п.1 ст.165 ГК РФ.)

Ссылки создают большую компактность закона, ликвидируют ненужные и удлиняющие текст повторения, тем самым достигается разумная краткость, экономия  в изложении нормативного материала.

В то же время ссылки (особенно на другие нормативные акты) имеют и ряд недостатков:

- необходимо обращаться к другим актам, требует уделять больше времени;

- усложняется понимание, требуется больше сил для толкования;

- статья, на которую дается ссылка, может быть изменена, что создает дополнительные трудности.

Поэтому использовать ссылки следует осторожно.

Обычно помещаются ссылки на акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на акты низшей юридической силы недопустимы.

Способы перечислений в нормативных актах.

В юридической форме все важно, в том числе и порядок расположения составных частей перечисления: объектов, лиц, органов, условий применения. В одних случаях такой порядок имеет прямое нормативное значение (юридическая сила акта – Устав мун. образования и Решения Представительного органа МО), в других случаях – порядок не важен. Однако и здесь перечисления не могут быть произвольными. Критерии перечисления могут быть различными - по степени важности, по степени обобщенности, по алфавиту, по хронологии и пр.

 По степени полноты все перечисления можно разделить на два вида – исчерпывающие (полные), не допускающие расширительного толкования, и примерные (неполные), предусматривающие возможность добавления. Использование того или иного вида перечисления определяется характером регулируемого вопроса.

Осторожного отношения требуют перечисления, которые оканчиваются выражениями  «и т.д.», «и т.п»., «и подобные»,  поскольку они таят в себе опасность произвольных расширений и недоразумений. Устав Кемеровской области ст.146: перечисляются формы согласования между органами законодательной и исполнительной власти в сфере подготовки законопроектов. Сначала в статье определяются конкретные формы согласования, а затем говорится о возможности иных форм такого согласования. Зачем же тогда дается предыдущее перечисление? Оно, видимо, излишне. Или Устав Челябинской области, ст.91: перечисляются вопросы, которые могут выноситься на областной референдум, а затем определяется, что на референдум могут выноситься и другие вопросы, предусмотренные Положением об областном референдуме. Не лучше ли было просто дать ссылку на это положение?

Кроме того, не  существует устоявшаяся практика обозначения перечислений – цифры, буквы, красная строка (с тире или без).

Если нет ни цифр, ни букв – трудно ссылаться или носить дополнения. Буквенное обозначение перечислений –неудачно. Законодатель бывает вынужден использовать почти все буквы алфавита (ст. 11 закона о милиции – 32 перечисления – если бы обозначались буквами – не хватило бы русского алфавита; Конституция Республики Северная Осетия – перечисление дошло до буквы Э – а как дальше вносить дополнения?). Если в некоторых республиках нормативный акт публикуется на национальном языке – то при переводе могут возникнуть трудности.

Сокращения в нормативном тексте.

Отрицательно сказывается на техническом уровне правоподготовительной деятельности разнобой в применении сокращений. Что касается общепризнанных, прочно вошедших в обиход и всем понятных  аббревиатур (загс, вуз, профсоюз и пр.), а также общезначимых специальных юридических терминов (УК, ГПК и пр.), то они сокращают изложение нормативного материала и способствуют его компактности. Непонятные для большинства населения, широко не распространенные и попросту неблагозвучные сокращения не должны употребляться при изложении правовых норм.

Если упоминаются длинные и громоздкие названия, то при упоминании впервые – давать полное название, а в скобках сокращенный вариант, который использовать при последующих упоминаниях.  Транспортный устав железных дорог Российской Федерации, далее – Устав. Очевидно, то такое сокращение не должно употребляться для других актов, так имеет значение только для того закона, в  котором употреблено.

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика