Скачиваний:   19
Пользователь:   andrey
Добавлен:   17.02.2015
Размер:   51.2 КБ
СКАЧАТЬ

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

нОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«ПРОКРАСТИНАЦИЯ»

 

 

 

Студент:

Аржанова Снежана Александровна

ФП 12911

Научный руководитель:

Верба Елена Михайловна

 

 

 

 

 

 

Новосибирск

2013

 

Оглавление:

1) Введение…………………………………………………………………….3

2) Понятие прокрастинации………………………………………………….4

3) История исследования феномена прокрастинации……………………...5

4) Разновидности прокрастинации…………………………………………..7

5) Причины возникновения прокрастинации……………………………….8

5.1. Тревожность, стресс, страхи………………………………………….....9

а) страх неудачи……………………………………………………………….9

б) боязнь успеха……………………………………………………………...10

в) страх потери контроля над ситуацией……………………………….….11

г) страх чрезмерного обособления………………………………………….12

5.2. Ситуативные факторы…………………………………………………..12

5.3. Перфекционизм…………………………………………………………13

5.4. Соотношение внешней и внутренней мотивации…………………….14

6) Возможные негативные последствия прокрастинации. ……………….15

7) Методы борьбы с прокрастинацией…………………………………….16

8) Вывод……………………………………………………………………...17

9) Используемая литература………………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

Введение.

Достаточно большая часть научных психологических исследований посвящена изучению деятельности человека, проявляющейся в самых разных сферах жизни. В современном мире, в эпоху научно-технического прогресса, обширный интерес к изучению деятельности очевиден, ведь от большинства людей требуется максимальная активность, высокая квалификация, разносторонность. Однако в последнее время все большее распространение приобретает противоположный процесс - прокрастинация. Этот процесс проявляется в склонности людей к пассивности и лени абсолютно в любом виде деятельности. Эта проблема за последнее время стала одной из самых распространенных во всем мире и перед психологической наукой встает важная задача изучения причин и предпосылок прокрастинации.

Феноменология прокрастинации достаточно обширна. Эта проблема может затронуть любую сферу деятельности человека: учебную (откладывание домашних работ, подготовки к экзаменам), трудовую (неспособность сдать работу в срок), социальную (откладывание встреч, звонков и т.д.), бытовую (откладывание ремонта, откладывание домашних обязанностей).

Все это обуславливает высокую актуальность и практическую значимость исследования феномена прокрастинации.

Я взяла тему прокрастинации для изучения и написания работы, потому что эта проблема является очень актуальной для меня, и по результатам многих исследований, для 15-25% населения. Несмотря на высокую актуальность данной темы, в большинстве случаев исследования прокрастинации основаны на опросниках и являются корреляционными. Многие вопросы по этой теме до си пор являются дискуссионными, что доказывает необходимость дальнейшего необходимость дальнейшего углубленного и развернутого анализа этого феномена [2].

Понятие прокрастинации.

 

Термин «прокрастинация» произошел от английского слова «procrastination». Прокрастинация от латинского procrastinatus: pro- (вместо, впереди) и crastinus (завтрашний) — в психологии, обозначает склонность к постоянному «откладыванию на потом» важных дел и мыслей. Прокрастинация проявляется в игнорировании  индивидуумом выполнения обязательных задач, даже если он понимает всю важность этих дел. При этом он переключает свое внимание на все что угодно, лишь бы не заниматься основным конкретным делом. Так определяет прокрастинацию К.Лэй – известная исследовательница данного феномена [2].

Так же прокрастинация может являться  психологической особенностью характера человека, который способен продуктивно работать лишь в состоянии стресса из-за недостатка, выделенного на работу, времени. Обычно у таких людей, страдающих прокрастинацией, всегда возникает желание отложить выполнение дела или принятия какого-либо решения на поздний срок. Эту точку зрения защищают зарубежные психологи У. Симпсон, Т. Пичил и Дж. Феррари. Они описывают «возбуждающую прокрастинацию» – осознанное откладывание дел на потом с целью получения острых ощущений от выполнения задачи непосредственно перед наступлением крайнего срока. Но эта позиция является дискуссионной, так как возбуждающая прокрастинация может быть всего лишь частным случаем самооправдания, вызванного классической прокрастинацией [6]. Прокрастинация определяется при наличии следующих проблем: потеря продуктивности выполняемой работы; отсутствие точно поставленных  целей; страх перед новыми задачами; постоянное отлынивание от дел.

Но существует и другая интерпретация данного термина. Нейл Фьоре в своей книге «Легкий способ избавиться от прокрастинации» определяет ее как определенную форму поведения, выработанную для борьбы с тревожностью, возникающей в начале работы и в попытках завершить дело. Он пишет, что прокрастинация – не причина проблем, а скорее попытка разрешить другие основные проблемы, как низкая самооценка, перфекционизм, страх допустить ошибку или боязнь успеха, нерешительность, неумение распоряжаться временем или неэффективное целеполагание.

«Прокрастинация – это механизм совладания  с тревогой, сопряженной с началом или завершением задания или принятием решения».

Исходя из этого определения, Фьоре говорит, что больше всех подвержены прокрастинации люди, которым сложно начать работу, которые боятся критики, ошибок, и те, кто боятся упустить другие возможности  из-за одного проекта [10].

Дэнис Уэйтли, автор «The Psychology of Winning» и «The Joy of Working» определяет прокрастинацию как «невротическую форму поведения в целях защиты личности» и собственного достоинства. Мы начинаем лениться только тогда, когда наша независимость и чувство нашего достоинства находятся под угрозой.  «Люди прокрастинируют только для того, чтобы на время уменьшить свои глубинные внутренние страхи» - говорит Уэйтли [10].

 

История исследования феномена прокрастинации.

 

Наиболее ранние упоминания о прокрастинации (800 г. до н. э.) принадлежат Гесиоду. Он говорил, что лишь усердие обеспечивает успех и призывал никогда не откладывать дела. Позже афинский генерал Фукидид описал прокрастинацию, как одну из самых вредных человеческих черт. Он находил ее пользу лишь в откладывании военных действий. (44 г. до н. э.) Цицерон писал, что медлительность неприемлема ни в одном деле. В религиозных текстах «прокрастинация порицается как один из тяжких грехов».  Корни этого явления лежат в природе человека. Оно прошло через века, практически не изменив своей сущности [2].

 

Значимость рассматриваемой проблемы очень велика, но несмотря на это, история ее научного исследования насчитывает всего несколько десятков лет. Однако упоминания о прокрастинации и описания этого явления можно встретить гораздо раньше, в том числе в работах середины XVIII века, и в Оксфордском словаре 1548 года.

Известно, что в научный оборот термин «прокрастинация» ввел П. Рингенбах в 1977 году в своей книге «Прокрастинация в жизни человека». В том же году была выпущена книга А. Эллиса и В. Кнауса, которая называется «Преодоление прокрастинации». В ее основе лежат клинические исследования и попытки  когнитивного объяснения данного феномена.

Изучение прокрастинации некоторое время ограничивалось академической сферой. Ученых психологов интересовало промедление в учебной деятельности.

В 1983 году вышла первая научно популярная книга на эту тему. «Прокрастинация: что это такое и как с ней бороться», ее авторы: Дж. Бурка и Л. Юэн. положили в основу книги консультативную практику, попытались обобщить причины прокрастинации и предложили стратегию совладания с ней.

В середине 1980-х годов Л. Ротлюмом и Л. Соломоном был проведен ряд научных психологических исследований, посвященных феномену прокрастинации. Позже вышла статья К. Лэй, посвященная «хронической прокрастинации». В этой статье К. Лэй предложила свой опросник, позволяющий определить степень выраженности прокрастинации. Так же в это время были предложены опросники Такмена и Айткена, являющиеся сейчас наиболее популярными в научных кругах[5].

Большое научное значение имеет книга «прокрастинация: теория, исследования, совладание», написанная специалистами из разных областей психологии.

В конце XX века эта проблема привлекла внимание и российских психологов: Шухова Н., 1996; Михайлова Е. Л., 2007; Варваричева Я. И.,

2008, 2010, 2013) [5].

В настоящее время проблема прокрастинации привлекает все большее количество ученых психологов,  растет количество статей на данную тему, регулярно проводятся международные конференции по научным и прикладным проблемам изучения данного феномена. Это объясняется прежде всего актуальностью поставленной проблемы. По результатам многих опросников, проведенных за рубежом, около 90% студентов время от времени замечают за собой признаки прокрастинации, около 50% студентов откладывают не меньше половины своих дел на потом, а в среднем около 15% - 25% людей страдают от собственной прокрастинации, мало того,  Дж. Хариотт и Дж. Феррари отмечают, что число таких людей постоянно растет [6].

Синдром откладывания на завтра существовал в истории человечества всегда, что доказывают документы древности, но ученые не уделяли ему внимание.

 

Разновидности прокрастинации.

 

Согласно классификации, предложенной в 1993 году Н. Милграмом, Дж. Батори и Д. Моурером, выделяют пять основных видов прократинации:

1) ежедневная (откладывание выполнения обыденных, ежедневных дел);

2) прокрастинация в принятии решений (откладывание принятия решений по самым разнообразным вопросам);

3) невротическая (откладывание принятия жизненно важных решений);

4) компульсивная (совмещает в себе откладывание выполнения дел и откладывание принятия решений);

5) академическая (перенос времени выполнения учебных заданий).

Позже было решено, что эта классификация имеет прикладное значение. Перечисленные в ней виды взаимосвязаны и могут сосуществовать в одном человеке, а так же они пересекаются (прокрастинация в принятии решений может включать в себя невротическую прокрастинацию).

В общей классификацией подвидов прокрастинации принято делить ее на два подвида:

1) откладывание выполнения заданий;

2) откладывание принятия решений.

Усовершенствование классификации принадлежит Милграму и Тенне в 2000 году [5].

Предметом научных дискуссий является выделение прокрастинации, связанной со стремлением избежать неприятного дела, и прокрастинации, связанной с получением острых ощущений в условиях дефицита времени [6].

Прокрастинация объясняется наличием у человека ряда субъективных причин: нерешительности, страха неудачи и неодобрения со стороны окружающих, неуверенности в себе, перфекционизма. В связи с этим принято выделять «активных» прокрастинаторов и «пассивных». «Пассивные» прокрастинаторы сосредоточиваются на выполнении дел, доставляющих удовольствие «здесь и сейчас», а «активные» - стремятся к нагнетанию напряжения. Когда времени для окончания работы остается мало, человек переживает мобилизацию сил, полную концентрацию, повышение активности психических процессов.

К сожалению, часто это заканчивается провалом. Поэтому не всякая мобилизация приводит к успеху: человеку может не хватить времени на выполнение задания.

 

Причины прокрастинации.

Существует большое количество теорий, представляющих попытки объяснить причины прокрастинации, но ни одна из них не является общепризнанной и универсальной. Изучив большое количество материалов на тему «прокрастинация» разных авторов, мной предприняты попытки систематизировать причины, выделив следующие подпункты.

 

Тревожность, стресс, страхи.

 

Большинство психологов придерживаются мнения, что основной причиной прокрастинации являются чувства страха и тревоги. Считается, что люди больше всего подверженные стрессу, чаще остальных страдают прокрастинацией. Эта связь была выявлена Л. Хэйкоком с соавторами в исследовании взаимосвязи тревожности с прокрастинацией. В ходе исследования были использованы модифицированная форма G опросника прокрастинации и опросник тревожности. В результате была выявлена значительная прямая связь между прокрастинацией и тревожностью [5].

Подобные исследования, проводимые Ж. Стобером и Ю. Юрмэном, показали, что беспокойство может отвечать за прокрастинацию и нерешительность беспокойных людей.

По результатам теоретического анализа, проблемы прокрастинации показывают, что отличительной чертой прокрастинации является эмоциональный дискомфорт. «Тревожность, как черта личности… может служить предпосылкой прокрастинации, субъективно увеличивая важность и сложность предстоящей деятельности, вызывая сомнения в собственных силах и желание отложить ее выполнение, оттягивая момент неприятного события». мохова

Дж. Бурк и Л. Юэн предлагают дифференцировать следующие виды страхов: страх неудачи, боязнь успеха, страх потери контроля над ситуацией и страх чрезмерного обособления [2].

Страх неудачи.

 

Варваричева Я. И. считает, что наиболее часто встречающийся среди прокрастинаторов вид страха – страх неудачи. Прокрастинаторы рассматривают неудачу как недостаток собственных способностей, крушение надежд на профессиональную и личную самореализацию. Прокрастинация позволяет таким людям избежать прямой оценки его способностей, так как из-за выполнения задания в сжатые сроки они не могут проявить свои способности в полном объеме. Это приводит к негативным последствиям, но позволяет поддерживать самооценку на необходимом уровне.

Потребность в прокрастинации для защиты от критики наиболее сильна у тех, кто возлагает слишком большие надежды на какую-то определенную цель, те, чья самоидентификация опирается на факторы успеха в какой-то определенной сфере деятельности.

Доктор Теодор Рубин в своей книге Compassion and Self-Hate предполагает, что именно боязнь неудачи и страх ожидания чего-то невозможного не дают нам работать как следует или добиваться достижимых целей, выстраивать отношения.

Боязнь успеха.

 

Причиной прокрастинации может стать и боязнь успеха. По Я. И. Варваричевой, данный вид страха проявляется в боязни того, что после успешного завершения какого-либо дела на субъекта может свалиться большое количество других, более сложных, задач и максимум ожиданий со стороны окружающих. Так же при достижении успеха, субъект может бояться жесткой конкурентной борьбы, зависти или раздражения в свою сторону. В этих случаях наиболее оптимальным для субъекта решением зачастую становится прокрастинация.

Нейл Фьоре в своей книге «Легкий способ избавиться т прокрастинации» выделяет три основные позиции боязни успеха:

 «1. Вы чувствуете внутренний конфликт из-за того, что надо делать непростой выбор между собственным развитием и друзьями.

2. Успех, венчающий завершение проекта, предполагает ряд болезненных трудностей на пути к нему (например, переезд, поиск новой работы, кредиты на обучение).

3. Успех означает растущие требования и страх глобальной неудачи в будущем».[10]

Доктор Деральд Сью из Педагогического колледжа Колумбийского университета считает так:

«На боязнь успеха можно смотреть как на страх откладываемой неудачи: если вы успешно справились с одной задачей, вас наверняка ждет новая конкурентная сфера деятельности, где высока вероятность провала».

Страх потери контроля над ситуацией.

 

Иногда прокрастинация может являться способом противостояния чрезмерному контролю окружающих. Такие прокрастинаторы откладывают дела, чтобы продемонстрировать свою самостоятельность и способность действовать в соответствии со своим собственным решением. Таким способом они отстаивают свое собственное мнение.

Нейл Фьоре описывает невозможность открытого мятежа в таких ситуациях из-за возможных резко негативных последствий (недовольством и наказанием), а также потери дополнительной выгоды роли мученика. Но, прокрастинируя, такие люди тихонько на время свергают эту власть. В подобных ситуациях прокрастинация может стать самым надежным способом применить силу и взять под контроль собственную жизнь.

Страх чрезмерного обособления.

 

Встречаются люди, которым прокрастинация и , как следствие, неспособность самостоятельно выполнять определенные задачи позволяют оставаться в привычной зоне комфорта, пользоваться помощью окружающих их людей или просто создавать иллюзию «вечной занятости», избавляя себя от необходимости искать новые пути самореализации.

 

Ситуативные факторы.

 

По результатам многих исследований около 50% испытуемых отмечают высокую значимость характеристик стоящей перед ними задачи. При анализе этих результатов было выделено два основных момента:

1) распределение наград и наказаний во времени;

2) непритягательность задачи.

Первый фактор связан гипотезой – «чем дальше во времени отстоит некоторое событие от настоящего момента, тем меньше влияния оно оказывает на принимаемые решения». Еще С. Джонсон выдвигал это предположение. Исследователи, которые разделяют эту точку зрения, предполагают, что прокрастинаторы в наиболее меньшей степени концентрируются на будущих негативных последствиях свое прокрастинации из-за стремления к сиюминутным наградам и в попытках преодолеть чувство тревоги. Наиболее подробно этот феномен был рассмотрен в «теории обманчивых наград», которая основывалась на предположении о наличии «врожденного предпочтения сиюминутного удовольствия наградам, отдаленным во времени. Но более новые исследования не позволяют утверждать, что субъект откладывает выполнение важных дел «на потом» лишь из-за стремления к сиюминутным наградам. (Варваичева).

Не менее важным фактором является непритягательность задачи. Некоторые характеристики задач, такие как монотонность, скучность, трудность, новизна и др., могут являться причинами их откладывания. Это было доказано в эмпирическом исследовании, которое проводили К. Сенекал, К. Лавойе и Р. Кестнер. По результатам, около 45% испытуемых продемонстрировали прокрастинацию при выполнении неинтересного и сложного задания. Эти результаты объясняются тем, что подобные задачи воспринимаются как заведомо безуспешные.

Так же необходимо выделить еще один влиятельный ситуативный фактор – наличие внешней оценки выполнения задания. Многие люди демонстрируют прокрастинацию в ситуации неизбежной оценки их деятельности, особенно публичной. Психологи объясняют это тревожностью, вызванной боязнью неудачи.

 

Перфекционизм и прокрастинация.

 

Перфекционизм считается возможным детерминирующим фактором прокрастинации. Однако в этом случае мнения ученых психологов расходятся. Психологи-практики говорят, что прокрастинатор-перфекционист следует принципу «если не можешь сделать что-то идеально, лучше не делать этого вовсе». Как правило, такие люди ставят перед собой слишком сложные задачи, несоразмерные своим способностям, что намного усложняет их достижение. Так же прокрастинатор-перфекционист может пренебречь установленными временными рамками для достижения наилучшего результата. Но результаты эмпирических исследований не выявили большой взаимосвязи между прокрастинацией и перфекционизмом. В более подробном рассмотрении данной проблемы было выявлено, что адаптивные перфекционисты (видят в собственном перфекционизме серьёзную проблему) менее склоны к прокрастинации, чем неадаптивные (для которых перфекционизм является источником стресса), они же демонстрируют довольно высокий уровень прокрастинации.

 

 

Соотношение внешней и внутренней мотивации.

 

В исследовании, проведенном С. Бранлоу и Р. Ризингером, была выявлена «взаимосвязь между сочетанием недостаточной внешней мотивации, внешнего локуса контроля, внешнего атрибутивного стиля и прокрастинацией» (варваричева).

К. Синекал с соавторами исследовали роль автономного волевого усилия как фактора академической прокрастинации. Ими было установлено, что «студенты с преобладанием внешней мотивации были более подвержены прокрастинации, чем студенты с преобладанием внутренней мотивации». Мохова нврюев. Они пришли к выводу, что единственным путем снижения уровня прокрастинации является внутренняя мотивация, что прокрастинация является мотивационной проблемой, для преодоления которой необходимо достижение очень высокого порога автономности мотивации [3].

Возможные негативные последствия прокрастинации.

 

Учеными психологами принято выделять физические и психологические негативные последствия прокрастинации. К физическим относятся последующие после прокрастинации проблемы со здоровьем. Пытаясь что-то сделать за очень ограниченный промежуток времени, человек испытывает физическое и нервное перенапряжение, часто не успевает поесть (для поддержания работоспособности часто пьет кофе и злоупотребляет энергетиками), испытывает последствия недосыпания. Все это приводит к переутомлению организма, уменьшению умственной работоспособности.

Психологические негативные последствия прокрастинации, как правило, пагубно складываются на личности в целом. Прокрастинация вызывает у человека чувство вины, стресс и потерю продуктивности, она может спровоцировать недовольство окружающих из-за невыполнения обязательств и значительно понизить самооценку. Прокрастинация является виной многих нереализованных возможностей. А все эти последствия могут привести к дальнейшей хронической прокрастинации.

Нейл Фьоре из своей клинической практики отмечает такие последствия как неприятности по службе, упущенные возможности, финансовые потери, ухудшение отношений с коллегами и руководством и так далее [10].

Неврюев и мохова в своей работе отмечают, что привычка откладывать выполнение дел и оправдывать это внешними причинами значительно повышает риск возникновения у субъекта выученной беспомощности, которая влияет на снижение самооценки и нарушает эмоциональную сферу человека вплоть до нервоза [6].

Более подробно выученную беспомощность рассматривает Ильин в своей книге «работа и личность». Этот феномен связан с пассивным, неадаптивным поведением человека. Выученная беспомощность - это нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации, т. е. независимости результата от прилагаемых усилий. Ильин пишет, чтоивпервые этот феномен был исследован американскими психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером в 1967 году на основании экспериментов на собаках при их раздражении электрическим током. Эксперимент проходил следующим образом: собак подвергали вначале слабым ударам тока (чего они не могли избежать), затем их помещали в другие клетки, где их активность уже могла бы помочь им избежать неприятных воздействий. Однако, вопреки предсказаниям бихевиористской теории научения, собаки не хотели учиться таким, казалось бы, простым вещам и были пассивны. Источником подобной пассивности является восприятие животными независимости результатов от их действий [5].

 

Преодоление прокрастинации.

 

Не смотря на возможную пользу прокрастинации, она всегда являлась проблемой для общества. Более того, учитывая непрерывный рост ее распространенности среди населения, возрастает необходимость разработки не только методов преодоления прокрастинации у взрослых людей, но и предотвращения ее формирования у школьников.

Проявления прокрастинации и стоящие за ней механизмы весьма разнообразны, что предполагает проведение комплексной терапии, направленной на уменьшение негативных последствий и на работу с самооценкой, страхами и стрессоустойчивостью прокрастинатора. Варваричева Я. И. предлагает условно разделить процесс прокрастинации на три блока: 1) глубокий анализ проявлений, источников и последствий прокрастинации у субъекта, поиск основных причин, имеющих решающее значение для проявления прокрастинации; 2) работа с самооценкой прокрастинатора и его представлениями о собственных возможностях; 3) формирование у субъекта навыков успешного распределения времени, постановки и достижения целей, умения правильно оценивать сложность задания и усилия, требующиеся для его выполнения[2].

Работа по преодолению прокрастинации может успешно осуществляться как в рамках индивидуальной терапии, так и в группе. Так же существует огромное количество пособий, посвященных этой проблеме, и практически все они рассчитаны на побуждение читателя к самостоятельной борьбе с прокрастинацией.

Наиболее эффективными техниками борьбы с данной проблемой считаются приемы бихевиоральной и когнитивной терапии, они включают «использование стимулов и подкреплений, индуцирующих адаптивное поведение, использование релаксационного тренинга в стрессовых ситуациях, замену негативных представлений о личной неэффективности позитивными и интеграцию последних в поведение, раннее приводившее к прокрастинации».

Конкретные приемы, используемые в процессе борьбы с прокрастинацией, подробно описаны в работах, посвященных тайм-менеджменту (Дэвид Аллен «Getting things down» [8]), эти приемы адаптированы под людей самых разнообразных сфер деятельности и возрастов.

Вывод.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в условиях ускорения темпа жизни и постоянного повышения требований к эффективности человека в современном мире исследование прокрастинации представляет значительный интерес. По результатам многих исследований прокрастинация была выявлена у 15-25% населения. Термин прокрастинация в психологии обозначает склонность к постоянному «откладыванию на потом» важных дел и мыслей. Принято выделять 2 общих вида прокрастинации по Н. Милграму и Тенне: прокрастинация в принятии решений и откладывание решения задач. Учеными определяются такие причины прокрастинации как тревожность, стресс, ситуативные факторы, перфекционизм, соотношение внутренней и внешней мотивации. Понимание происхождения и причин возникновения прокрастинации необходимо для разработки методов ее преодоления. В основе преодоления прокрастинации лежит всесторонний анализ ее причин и предпосылок, работа с представлениями прокрастинатора о собственных способностях, его самооценкой и формирование навыков эффективного планирования времени, постановки целей и путей их достижения. Несмотря на очевидную научную и прикладную значимость рассматриваемой проблемы, многие вопросы в теории прокрастинации до сих пор остаются малоизученными и дискуссионными. Все это доказывает необходимость дальнейшего глубокого изучения феномена прокрастинации.

 

Используемая литература.

1) Большой психологический словарь / Под редакцией Мещерякова Б.Г., Зинченко В. П. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

2) Варваричева Я. И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопр. психологии. 2010. № 3. С. 121–131.

3) Варваричева Я. И. Исследование связи прокрастинации, тревожности и IQ у школьников // Современная психология: от теории к практике: Мат-лы XV Межд. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов – 2008». Секция «Психология». М.: Изд-во МГУ, 2008. Ч. 1. С. 114-117.

4) Гиппенрейтер Ю. Б. О природе человеческой воли // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 3. С. 15–24.

5) Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПБ.: Питер, 2011.

6) Мохова С. Б., Неврюев А. Н. Психологические корреляты общей и академической прокрастинации у студентов. // Вопросы психологии. 2013. №1. С 24-35.

7) Неврюев А. Н. Особенности тревожности и статуса в группе у студентов, подверженных прокрастинации. // Мат-лы Межд. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов – 2012». Секция «Психология». М.: Изд-во МГУ, 2012.

8) David Allen. Getting Things Done // Penguin Books. 2002.

9) John Perry. Structured Procrastination // Structured procrastination. Available from <http://www.structuredprocrastination.com/index.php>.

10) Neil A. Fiore. Легкий способ перестать откладывать дела на потом. 2007.

11) Stober J., Joormann J. Procrastination and perfectionism: Differentiating amount of worry, pathological worry, anxiety, and depression. // Cognitive Therapy and Research. 2001. V. 25. №1. P. 49-60.

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика