andrey

Путь к Файлу: /ИЖЕВСКИЙ университет / Методичка Экономический анализ.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   08.03.2015
Размер:   88.5 КБ
СКАЧАТЬ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

 

 

 

 

 

 

Методические указания

к выполнению курсовой работы по дисциплине

«Экономический анализ»

для студентов специальности

080105 «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2006

УДК 658 (07) + 658.511 (07)

С 95

 

 

 

 

 

Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономический анализ» для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит».   -  Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. – 12 с.

 

 

 

 

Рецензент   д.э.н.,  профессор Ревенко Н.Ф.

 

Составитель к.т.н., с.н.с. Сырыгин С.П.

 

 

 

Рекомендовано к изданию на заседании кафедры «Финансы и кредит», протокол № 1 от  06.02.2006.

 

 

 

 

 

 

                            © Сырыгин С.П., составление, 2006

           © Издательство ИжГТУ, 2006    

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

1. Общие положения………………………………………………………..4

2. Выбор темы курсовой работы и подбор литературных источников….4

3. Структура, содержание и объем курсовой работы……………………..5

4. Подготовка к защите и защита работы………………………………….8

5. Примерная структура доклада…………………………………………...8

6. Примерный план курсовой работы………………………………………9

7. Примерные темы курсовых работ……………………………..………..10

             8.    Учебно-методическая литература по дисциплине……….…………….10

 

 1.Общие положения

     Курсовая работа по дисциплине «Экономический анализ» - это учебно-научная работа, целью которой является получение на конкретном материале практических навыков по выявлению проблемной ситуации, изучению теоретических аспектов решения подобных проблем, проведение углубленного анализа деятельности предприятия с целью уточнения проблемы и выбора рациональных путей ее решения. На основе выбранных решений студент должен количественно обосновать мероприятия по решению выявленной проблемы. На всех этапах курсовой работы предполагается самостоятельность их выполнения. Роль руководителя должна в основном сводиться к консультированию по методическим вопросам.

     Выполнения курсовой работы, как правило, проходит через следующие этапы:

1.  Выбор темы и согласование ее с руководителем;

2.  Подбор литературы и ее изучение;

3.  Проведение предварительных расчетов и оценка эффективности предлагаемы[ решений;

4.  Изучение требований к оформлению и написание работы;

5.  Разработка тезисов доклада и иллюстративного материала;

6.  Защита работы.

     Сроки выполнения всех этапов согласуются с руководителем в соответствии с решениями кафедры.

 

2.   Выбор темы курсовой работы и подбор литературных источников

 

     Студенту предоставляется право самостоятельно выбрать тему курсовой работы из предложенного кафедрой списка тем. Не исключен вариант, когда студент предлагает свою тему исследований. Но в любом случае необходимо согласование с руководителем курсовой работы.

     Выбор темы целесообразно основывать базируясь на ее значимости для экономики в целом, выбранного предприятия, полученных знаний с учетом интересов и дальнейшего своего предназначения. Немаловажное значение также имеет наличие исходной информации для проведения анализа, т. к. руководство предприятий, ссылаясь на коммерческую тайну, не всегда предоставляет в распоряжение отчетные формы. В период выбора темы студенту целесообразно установить тесный контакт с руководителем курсовой работы с целью более осознанного выбора темы и детализации задания. Часто для осознанного выбора темы работы требуется предварительное изучение специальной литературы.

     Подбор литературы целесообразно начинать с анализа тех источников, которые рекомендованы кафедрой. Кроме того, могут быть использованы списки литературы, содержащиеся в уже подобранных литературных источниках. Знакомство с литературными источниками целесообразно начинать с рекомендованных учебников, нормативных актов (кодексы, законы, подзаконные акты), монографий, а затем статей в периодических изданиях. В настоящее время важным источником информации является Internet. Знакомство с источниками следует с порядке, обратном хронологии выпуска. Нормативная информация, а также формы отчетности можно найти в справочных системах «Консультант +», «Гарант». Важное значение при анализе литературных источников играет время издания, т. к. оно отражает особенности того исторического периода, в котором готовилось издание. Например, издания, вышедшие до 1998 г., отражают настроения экономистов того периода, характеризующиеся большими и быстрыми ожиданиями результатов реформ и, как правило, не содержат критического анализа проводимых реформ.

     При ознакомлении с источниками необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий, что позволит в последующем значительно упростить составление списка использованных источников.

 

 

3. Структура, содержание и объем курсовой работы

 

     Разработка и написание каждого раздела работы имеет свои особенности. Курсовая работа, как правило, должна содержать введение, 3 главы, заключение, приложения и список используемой литературы.

     Введение в курсовой работе должно содержать не менее 2…3 страниц машинописного текста. Во введении необходимо раскрыть актуальность и мотивы выбора темы, сформулировать цель и основные задачи работы, обозначить практическую ценность работы, хронологические рамки, информационную базу исследования.

     Актуальность работы вытекает из неблагоприятного состояния дел на выбранном хозяйствующем субъекте, а также определяется уровнем значимости выбранного в качестве темы вида экономического анализа для улучшения состояния предприятия. Для раскрытия актуальности выбранной темы следует определить степень проработанности этой темы в литературе и других источниках, а также показать суть противоречивой в требующей решения ситуации.

     Из актуальности темы работы вытекает ее цель. Цель работы должна заключаться в решении проблемной ситуации, имеющей место на предприятии путем ее анализа и нахождения новых закономерностей между экономическими явлениями.

     Исходя из цели необходимо наметить задачи (по разделам) работы. Детализация задач может быть осуществлена при написании соответствующих разделов работы.

     Практическая значимость определяется конкретными мероприятиями, которые необходимо провести для повышения эффективности деятельности предприятия.

     Следующим этапом является определение объекта и предмета изучения. Объект изучения – это явление, которое необходимо изучить, а под предметом понимаются планируемые к изучению конкретные свойства объекта.

     Во введении необходимо определить специфику и конкретные временные рамки, в которых анализируется деятельность предприятия, источники информации, а также структуру работы.

     При работе над введением, необходимо учитывать, что текст может быть переработан несколько раз в процессе выполнения курсовой работы.

     Первая глава курсовой работы решает ряд задач, необходимых для успешного решения поставленной во введении проблемы.

     В первую очередь необходимо конкретизировать условия, в которых функционирует исследуемый хозяйствующий объект и состояние его финансово-хозяйственной деятельности. При анализе внешней среды следует оценить перспективы отрасли и региона, в котором работает предприятие, уровень конкуренции, особенности бизнеса, в том числе в отраслевом, региональном, временном разрезах, с точки зрения правовых аспектов регулирования. Такой анализ позволит оценить потенциальные возможности решения проблем предприятия.

     Внутренний анализ целесообразно проводить исходя из собственного потенциала предприятия: организационно-правовая форма, возможные виды деятельности, органы управления, структура бизнеса в территориальном, отраслевом, временном разрезах. Необходимо провести анализ исходя из основных показателей финансово-хозяйственной деятельности: прибыль, доходы, расходы, рентабельность, структура активов и пассивов в динамике за 2-3 года. Таким образом, сопоставление внутреннего состояния предприятия с потенциальными возможностями даст возможность конкретизировать проблемы, уточнить цели и сформулировать дальнейшие задачи исследования.

     Во второй главе работы исследуются теоретические аспекты поставленной проблемы. В этой главе рассматриваются содержание, составные элементы, их взаимосвязь и механизм взаимодействия, отражающий сущность исследуемого процесса. Излагая содержание, следует исходить из принципов системного подхода, разлагая сложные явления на более простые; рассмотреть исторический аспект, подходы отечественной науки и взгляды зарубежных ученых. Такое рассмотрение вопроса должно показать направления решения поставленной проблемы и выявить наиболее актуальные применительно к выбранному объекту в конкретных экономических условиях. При работе над второй главой необходимо использовать все имеющиеся источники информации: нормативные акты, учебники и учебные пособия, научно-методические публикации преподавателей кафедры, монографии и научные статьи в периодических изданиях и сборниках.

     В третьей главе требуется дать анализ конкретной ситуации, связанной с изучаемой проблемой. Как правило достаточно провести анализ по одной из методик экономического анализа. Например, это могут быть методики, принятые в отрасли или на анализируемом предприятии. Необходимо подчеркнуть достоинства и недостатки используемой методики. При наличии конкурирующей методики целесообразно провести оценку и по ней, сравнив результаты исследования по обеим методикам.

     При получении количественных оценок необходимо учитывать, чтобы используемая информация отвечала требованиям достоверности, сопоставимости, достаточности. Для выявления закономерностей в динамике требуется иметь данные за три периода (года).

     Мощным инструментом анализа и разработки рекомендаций по улучшению деятельности организации является экономико-математическая модель. Построение модели включает ряд необходимых этапов.  В первую очередь необходимо выявить факторы, влияющие на исследуемый показатель с позиций системного подхода. Для целей моделирования целесообразно выделить не более 4…6 наиболее значимых факторов. Модель, включающая бóльшее количество, как правило, более сложна для анализа. При отборе наиболее влияющих факторов предполагается, что влиянием отброшенных можно пренебречь. Очевидно, что такая модель будет адекватна (в пределах требуемой точности) объекту только при некоторых ограничениях. Рамки использования модели с учетом наложенных ограничений и допущений должны быть строго обоснованы. Например, изменение налогового законодательства в анализируемый период неизбежно влечет учет изменений в порядке налогообложения и ставок налогов в модели, описывающей формирование финансовых результатов деятельности предприятия.

     При построении эконометрической модели на базе эмпирических данных необходимо учитывать такие сложности, как возможную мультиколлинеарность используемых факторов; при использовании временных рядов часто встает проблема автокоррелированности в остатках. В этом необходимо использовать весь арсенал методов эконометрики. Еще одной проблемой может быть отсутствие информации по некоторым переменным и поиска в связи этим замещающих переменных. Игнорирование этих проблем может привести к модели неадекватной реальному процессу. Недостаток эмпирических данных приводит к тому, что автор строит модель на малой выборке. В этом случае особое внимание следует уделить проверке на значимость параметров модели.

     В этой главе студент должен обосновать предложения по совершенствованию тех сторон деятельности, которые были выявлены ранее. Эти предложения должны решать и задачи, сформулированные во введении. Предложения должны быть доведены до практических мероприятий. Например, совершенствование структуры оборотных активов следует довести до уровня: на какую величину изменить те или иные элементы активов, как будет выглядеть их структура после преобразования в связи со структурой источников их формирования, а также реальность этих преобразований. При разработке предложений можно использовать метод сценариев, в этом случае каждый из возможных вариантов оценивается количественно.

     Одним из самых важных разделов работы наряду с введением является заключение. Если во введении обосновываются цели и задачи, выявляются проблемы хозяйствующего субъекта, то в заключении должен быть виден итог проделанных исследований – полученные результаты и выводы. Вполне допустим такой прием, как изложение цели (целей) и задач, принятой стратегии исследования и уровня достижения поставленной цели и решаемых задач. Если какие-либо из поставленных задач не нашли решения в работе, то целесообразно или исключить постановку этих задач во введении, если их решение не влияет на достижение поставленной цели, или решить эти задачи. При написании заключения возможна корректировка отдельных частей введения. Необходимо добиться полного соответствия вводной и заключительной частей работы, чтобы было очевидно, что поставленная цель достигнута, задачи решены, направления решения проблемы определены. Конечным этапом формирования заключения является формулирование выводов. Следует особое внимание уделить этому этапу, т. к. по содержанию выводов комиссия, в том числе, оценивает качество работы. Исходя из этого следует придерживаться некоторых правил:

1. Количество выводов должно быть не более 2…3-х. Выводы должны быть краткими, конкретными, вытекать из содержания исследования и базироваться на конечных, а не на промежуточных результатах.

2. Выводы должны быть не тривиальными.

3. Выводы нельзя заменять перечислением результатов проделанной работы.

4. Объем заключения – 2…4 листа.

     Оформление курсовой работы должно соответствовать методическим указаниям к выполнению дипломной работы*.

 

 

4. Подготовка к защите и защита работы

 

     Для успешной защиты работы необходимо подготовить тезисы доклада, т. к. на доклад по работе необходимо уделить не более 7-8 мин.

     Нередко студент значительную часть доклада уделяет изложению содержания работы, слишком подробно раскрывая проведение анализа, не оставляя времени на раскрытие заключительной части работы.

     Структура доклада должна быть направлена в первую очередь на изложение актуальности, выявление проблемной ситуации, выработку предложений, их обоснований и защиту.

     В отличии от текста работы, доклад следует строить простыми предложениями, не используя сложноподчиненные и сложносочиненные конструкции. Такие предложения легче воспринимаются при произнесении вслух. Для лучшего восприятия членами комиссии можно подготовить иллюстративный материал. Иллюстрации должны отражать основные полученные Вами результаты и расположены в соответствии со структурой доклада. Как правило достаточно 2…3 иллюстрации. Информацию целесообразно представлять в виде структурно-логических схем, графиков, диаграмм, таблиц, по возможности избегая текстового материала. Это облегчает восприятие комиссией излагаемой информации.

 

 

5. Примерная структура доклада

 

1. Представление студента и название работы.

2. Актуальность работы.

3. Цель работы и решаемые задачи.

4. Объект и предмет исследования, хронологические рамки.

5. Краткая характеристика предприятия и его особенности.

6. Теоретические основы решаемой проблемы.

7. Анализ текущего состояния и динамики относительно решаемого вопроса.

8. Обоснование и выбор оптимального (рационального) варианта решения проблемы и основные количественные показатели.

9. Результаты проведенной работы, выводы и дальнейшие пути исследования данной темы.

 

Расчет времени доклада:

 

Пункт

Время

1-5

до 2-3 мин.;

6-7

до 2 мин.;

8

до 2 мин.;

9

до 3 мин.

 

 

6. Примерный план курсовой работы

 

     Введение.

 

     Глава 1. Характеристика предприятия, достигнутый уровень и результаты его хозяйственной деятельности.

     1.1.  Краткая историческая справка. Этапы создания и развития предприятия.

     1.2.  Анализ положения на рынке. Характеристика товаров и услуг предприятия.

     1.3.  Основные показатели хозяйственной деятельности и динамика их развития.

 

     Глава 2. Теоретические основы (по выбранному виду) анализа.

     2.1.  Традиционные методы анализа.

     2.2.  Современные методы анализа. Отечественный и зарубежный опыт.

 

     Глава 3. Анализ (по выбранному виду), разработка путей и мероприятий по улучшению состояния предприятия.

     3.1. Анализ состояния (по видам) предприятия.

     3.2. Выбор путей и разработка возможных мероприятий по улучшению состояния предприятия.

 

     Заключение.

     Список используемой литературы.

     Приложения.

 

 

 

7. Примерные темы курсовых работ

 

1.    Анализ эффективности использования основного капитала.

2.    Анализ эффективности использования материально-технических ресурсов.

3.    Анализ эффективности использования трудовых ресурсов.

4.    Анализ объема производства и реализации продукции.

5.    Анализ затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.

7. Анализ финансового состояния предприятия.

8. Анализ маркетинговой деятельности предприятия.

9. Анализ эффективности использования производственной мощности предприятия.

10. Анализ эффективности управленческих решений на основе связи между затратами, объемом и прибылью.

 

 

      8. Учебно-методическая литература по дисциплине

 

      8.1. Основная литература

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – Ижевск: ИПК, 1996.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая и вторая. – М.: Юрайт, 2002.  – 390 с.

3. Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н « Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02». Российская газета № 4, 14.01.2003.

4. Приказ Минфина РФ от 10.12.2002 № 126н « Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02».

«Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 9 03.03.2003.

5. Приказ Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н « Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» ПБУ 1/98».           Российская газета № 10, 20.01.1999.

6. Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н    « Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01».

«Российская газета» №91-92, 16.05.2001.

7. Приказ Минфина РФ  от 09.06.2001 № 44н « Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. «Российская газета» № 140, 25.07.2001.

8. Приказ Минфина РФ  от 16.10.2000 № 91н « Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000.

«Бухгалтерский учет», № 1, 2001.

9. Экономический анализ: Учебник для вузов / под. Ред. Л.Т.Гиляровской – М.: Юнити-Дана, 2003 – 704 с.

10. Экономический анализ: учебное пособие / Г.В. Савицкая – Мн.: Новое знание, 2005 – 704 с.

11. Гинсбург А.Н. Экономический анализ. – СПб.: Питер, 2003 – 176 с.

12. Баканов М.И., Мельник М.В. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник./Под ред. М.И.Баканова. – 5е изд. перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006 – 536 с.

13. Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов. – М.: Юнита-Дана, 2002 – 360 с.

14. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: ООО «ТК Велба», 2002 – 424 с.

15. Экономический анализ: Учебник для вузов/ Под ред. Л.Т. Гиляровской. – 2-е изд., доп. – М.: Юнити – Дана, 2003, 615 с.

 

     8.2. Дополнительная литература

 

1. Шадрина Г.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: ООО фирма «Благовест - В», 2003 – 184 с.

2. Смирницкий Е.К. Экономические показатели бизнеса. – М.: Экзамен, 2002 – 152 с.

3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / по общ. ред. Л.А. Ермолович. – М.: Интерпрессервис: Экоперспектива, 2001 – 576 с.

4. Бочаров В.В., Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы. – СПб.: Питер, 2002 – 544 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


* Гайворонская К.Д., Глухова Л.М. Методические рекомендации по выполнению дипломных работ по специальности «Финансы и кредит». Часть 2. Оформление дипломной работы. – Ижевск, изд-во ИжГТУ, 2001. – 43 с.

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика