andrey

Путь к Файлу: /ИЖЕВСКИЙ университет / Проблемы перехода к подушевому финансированию.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   08.03.2015
Размер:   619.0 КБ
СКАЧАТЬ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет»

Факультет «Менеджмент и маркетинг»

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы бюджетных учреждений»

на тему: «Проблемы перехода к подушевому финансированию»

 

                                        

 

 

 

 

     Выполнил:                                                                         студент гр. 8-52б-1

                                                                                                 Перечнева А.Е.

     Проверил:                                                                          Ончукова Г.Е.

 

  

 

 

 

 

 

Ижевск – 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы финансов бюджетных учреждений ……...5

1.1. Место финансов бюджетных учреждений в финансовой системе…….5

1.2. Финансирование бюджетных учреждений……………………………...9

Глава 2. Подушевое финансирование в бюджетных учреждениях ………18

2.1. Организация системы подушевого финансирования…………………18

2.2. Определение регионального расчетного подушевого норматива бюджетного финансирования общего образования…………………………...22

2.3. Структура и порядок расчета норматива, отражающего полную стоимость образовательной услуги…………………………………………….25

2.4. Показатели результативности бюджетных услуг в общеобразовательных учреждениях……………………………………………31

Глава 3. Расчет норматива по системе НПФ, основные проблемы НПФ...33

3.1. Расчет составляющей НПБФ – фонда оплаты труда………………….33

3.2. Проблемы и перспективы развития НПФ……………………………...39

Заключение …………………………………………………………………..44

Список используемой литературы…………………………………………..46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бюджетные учреждения – это учреждения, финансирование которых осуществляется из средств бюджета. Это, как правило, учреждения культуры, здравоохранения, образования. Бюджетные учреждения в сфере образования включают в себя дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального, среднего и высшего образования.

Государственной системе образования всегда принадлежала первостепенная роль в деле воспитания и образования подрастающего поколения. Приоритетность образовательной отрасли обозначена и в современном законодательстве. Прежде всего, необходимо отметить, что право на образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

В настоящее время образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.

Сегодня система образования в нашей стране претерпевает большие изменения. Это, прежде всего, реформа образования с целью перехода на нормативно подушевое финансирование. Внедрение нормативного бюджетного (подушевого) финансирования — актуальнейший вопрос для всех без исключения российских регионов. В соответствии с законодательством, принятым летом 2003 года, субъекты Российской Федерации предоставляют муниципалитетам субвенции для финансирования общеобразовательных учреждений.

Однако внедрение нормативно-подушевого финансирования может привести к возникновению определенных рисков, причем как для школ, так и для вузов, а также для образовательной системы в целом. Разработка механизма бюджетного финансирования вузов на основе нормативно-подушевого финансирования и государственного регулирования численности студентов, обучающихся по разным направлениям, требует оценки последствий его внедрения в практику планирования и финансирования расходов федерального бюджета на высшее профессиональное образование. Что принесет нашей стране введение данной системы пока предсказать не может никто, однако, в некоторых регионах страны эта система уже запущена и можно судить о некоторых результатах, положительных и отрицательных сторонах.

В связи с этим целью данной работы является изучение системы формирования норматива подушевого финансирования, а также выявление проблем ее введения и функционирования.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

- изучение теоретической основы финансов бюджетных учреждений, источников финансирования и направлений расходования;

- изучение формирования норматива подушевого финансирования по разным направлениям расходования средств;

- расчет норматива по фонду оплаты труда для общеобразовательного учреждения;

- обозначение основных проблем в области НПФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

1.1. Место финансов бюджетных учреждений в финансовой системе

 

Финансовая система РФ представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

По А.Г. Грязновой финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фоновый рынок, финансы предприятий различных форм собственности (см.рис. 1.1):

Проблемы перехода к подушевому финансированиюПроблемы перехода к подушевому финансированию

Рис. 1.1. Финансовая система РФ по А.Г. Грязновой

 

В соответствии с А.М. Ковалевой финансовая система определяется как совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений и имеет следующий вид (см. рис.1.2):

 

Проблемы перехода к подушевому финансированиюПроблемы перехода к подушевому финансированию

Рис. 1.2. Сферы и звенья финансовой системы по А.М. Ковалевой

 

По Л.А. Дробозиной финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственную бюджетную систему, государственный кредит, внебюджетные специальные фонды, фонды имущественного и личного страхования, финансы предприятий различных форм собственности.

М.В. Романовский и О.В. Врублевская определяют систему финансов в целом как совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды и представленную подсистемами (см. рис. 1.3):

Проблемы перехода к подушевому финансированиюПроблемы перехода к подушевому финансированию

Рис. 1.3. Подсистемы и звенья системы финансов по М.В. Романовскому

А.И. Архипов в составе финансовой системы страны выделяет 5 секторов: нефинансовые предприятия, финансовые учреждения, государственное управление, некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ) и домашние хозяйства.

Следует определить само понятие финансов. В разных учебниках оно дается по-разному (см. табл. 1.1):

Таблица 1.1. Понятие и функции финансов

Автор

Понятие финансов

Функции финансов

А.И. Архипов, И.А. Погосов

Финансы являются инструментом мобилизации средств хозяйствующими субъектами всех секторов экономики для осуществления экономической деятельности и органами государственной и муниципальной власти для реализации своих функций.

1) распределительная;

2) контрольная.

Л.А. Дробозина

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

1) распределительная – проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных фондов;

2) контрольная – проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению;

3) регулирующая – связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства;

4) стабилизационная – обеспечение для всех хоз. субъектов и граждан стабильных условий в экономических и социальных отношениях

А.М. Ковалева

Финансы – совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств.

1) распределительная;

2) контрольная;

3) функция формирования денежных доходов.

 

А.Г. Грязнова

Финансы – совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости ВВП, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которых формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач.

1) распределительная;

2) контрольная.

М.В. Романовский

Финансы – это система отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов в соответствии с функциями и ролью категорий финансов.

1) распределительная;

2) контрольная.

А.М. Бабич, Л.Н. Павлова

 

Регулирующая, стабилизационная, функции планирования, организации, воспроизводства.

Э.А. Вознесенский

 

Формирование денежных фондов, использование денежных фондов, контрольная

 

Под финансами бюджетных учреждений, являющихся некоммерческими организациями, понимается совокупность денежных отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов для достижения целей деятельности, предусмотренных в уставе организации.

Функциями финансов бюджетных учреждений являются, также как и функциями финансов вообще, распределительная – проявляется через формирование и использование фондов денежных средств у бюджетных организаций – и контрольная – предполагает государственный контроль за выполнением и использованием бюджетных средств.

В соответствии с гражданским законодательством в организационно-правовой форме бюджетных учреждений создаются и функционируют главным образом учреждения социально-культурной сферы, органы государственной власти и органы местного самоуправления, суды, прокуратура, органы правопорядка, безопасности государства и др. [26]

 

 

 

1.2. Финансирование бюджетных учреждений

Основными источниками финансовых ресурсов бюджетных учреждений являются:

- бюджетные ассигнования, предоставляемые из бюджетов разных уровней (федерального, субъектов РФ и местных), в разрезе отдельных видов расходов, определенных бюджетной классификацией;

- поступления от оказания платных услуг населению. Оказание платных услуг должно быть направлено на улучшение обслуживания населения путем предоставления социально значимых услуг по профилю деятельности учреждений и не должно осуществляться взамен деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае все средства, полученные от оказания этих видов платных услуг, изымаются в бюджет;

- выручка от реализации продукции собственного производства (например, учебно-производственных мастерских в школах), покупных товаров и оборудования, творческой продукции учреждений культуры, сборы от продажи билетов на театрально-зрелищные мероприятия;

- выручка от реализации основных средств и сдачи имущества в аренду и субаренду;

- выручка от оказания посреднических услуг;

- доходы от долевого участия в деятельности других учреждений и организаций;

- доходы от приобретения акций, облигаций, иных ценных бумаг и получения доходов (дивидендов, процентов) по ним;

- доходы от иных внереализационных операций (курсовых разниц при операциях с иностранной валютой, от операций, связанных с размещением денежных средств на текущих  счетах в кредитных организациях и др.)

- добровольные взносы предприятий, учреждений, благотворительных фондов и отдельных граждан.

Направления использования финансовых ресурсов, независимо от источника их образования (бюджетных либо внебюджетных средств), определяются в строгом соответствии с подразделениями классификацией операций сектора государственного управления (КОСГУ), устанавливающими конкретные цели расходования средств.[26]

В КОСГУ существуют следующие группы (см. табл. 1.2):

Таблица 1.2. Классификация операций сектора государственного управления

Код

Наименование статьи

100

Доход

110

Налоговые доходы

120

Доходы от собственности

130

Доходы от оказания платных услуг

140

Суммы принудительного изъятия

150

Безвозмездные поступления от бюджетов

151

Поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ

152

Поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств

153

Поступления от международных финансовых организаций

160

Взносы на социальные нужды

170

Доходы от операций с активами

171

Доходы от переоценки активов

172

Доходы от реализации активов

173

Чрезвычайные доходы от операций с активами

180

Прочие доходы

200

Расходы

210

Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда

211

Заработная плата

212

Прочие выплаты

213

Начисления на выплаты по оплате труда

220

Оплата работ, услуг

221

Услуги связи

222

Транспортные услуги

223

Коммунальные услуги

224

Арендная плата за пользование имуществом

225

Работы, услуги по содержанию имущества

226

Прочие работы, услуги

230

Обслуживание государственного (муниципального) долга

231

Обслуживание внутреннего долга

232

Обслуживание внешнего долга

240

Безвозмездные перечисления организациям

241

Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям

242

Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций

250

Безвозмездные перечисления бюджетам

251

Перечисления другим бюджетам бюджетной системы РФ

252

Перечисления наднациональным организациям и правительствам иностранных государств

253

Перечисления международным организациям

260

Социальное обеспечение

261

Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения

262

Пособия по социальной помощи населению

263

Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления

270

Расходы по операциям с активами

271

Амортизация основных средств и нематериальных активов

272

Расходование материальных запасов

273

Чрезвычайные расходы по операциями с активами

290

Прочие расходы

300

Поступление нефинансовых активов

310

Увеличение стоимости основных средств

320

Увеличение стоимости нематериальных активов

330

Увеличение стоимости непроизведенных активов

340

Увеличение стоимости материальных запасов

400

Выбытие нефинансовых активов

410

Уменьшение стоимости основных средств

420

Уменьшение стоимости нематериальных активов

430

Уменьшение стоимости непроизведенных активов

440

Уменьшение стоимости материальных запасов

500

Поступление финансовых активов

510

Поступление на счета бюджетов

520

Увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале

530

Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале

540

Увеличение задолженности по бюджетным кредитам

550

Увеличение стоимости иных финансовых активов

560

Увеличение прочей дебиторской задолженности

600

Выбытие финансовых активов

610

Выбытие со счетов бюджетов

620

Уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале

630

Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале

640

Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам

650

Уменьшение стоимости иных финансовых активов

660

Уменьшение прочей дебиторской задолженности

700

Увеличение обязательств

710

Увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу

720

Увеличение задолженности по внешнему государственному долгу

730

Увеличение прочей кредиторской задолженности

800

Уменьшение обязательств

810

Уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу

820

Уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу

830

Уменьшение прочей кредиторской задолженности

   

Разные направления расходов финансируются из разных уровней бюджета. Так, например, статья «Национальная оборона» полностью финансируется из средств федерального бюджета, а расходы на культуру и СМИ – из средств федерального и регионального бюджетов.

Финансирование расходов на образование осуществляется из бюджетов всех трех уровней бюджетной системы, причем для каждого уровня определена своя компетенция.

За счет федерального бюджета финансируются федеральные образовательные учреждения, как правило, это учреждения высшего и среднего профессионального образования. Также из федерального бюджета финансируются расходы по финансированию целевых образовательных программ и проведение научных исследований в области образования.

Региональные бюджеты финансируют содержание образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ, региональные целевые образовательные программы, а также финансирование приобретения учебников и учебного оборудования для образовательных учреждений субъекта. Местные бюджеты осуществляют финансирование общеобразовательных школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования, целевых образовательных программ. [22]

В федеральном бюджете РФ (см. табл. 1.3) расходы на образование составляют в 2009г. 5,17% от общего объема расходов. В 2007 и 2008гг. этот процент составил соответственно 5,31% и 5,09%. При этом в 2008г. произошло увеличение суммы по сравнению с 2007г. на 10, 53%, а в 2009г. она увеличилась на 47,67%. Из них большая часть суммы (см. табл. 1.4) финансируется в сферу высшего профессионального образования – 77%, сумма отчислений в динамике увеличивается: в 2008г. сумма увеличилась на 11,26%, в 2009г. на 34,04%. Десятую часть расходов на образование составляют расходы на финансирование среднего профессионального образования – в 2009г. они составили 9,25% от всей суммы расходов. Следует отметить резкое увеличение в 2009г. расходов по статьям «Молодежная политика и оздоровление детей» - темп роста составил 222,17% и  «Прикладные научные исследования в области образования», где темп роста стал равен 416,73%. Положительным моментом является также общее увеличение расходов в этой области федерального бюджета.

Общее образование в структуре федерального бюджета составляет лишь 1,12% (в 2009г., что почти равно значениям в предыдущих годах) от общего объема расходов на образование.

В структуре расходов регионального бюджета образование также занимает несущественное значение – 6,54% от общей суммы расходов бюджета УР, причем доля их в динамике имеет тенденцию к снижению (см. табл.1.5). Абсолютная сумма по статье 0700 в динамике за 2 года увеличивается на 20% каждый год.

При этом в расходах на образование регионального бюджета полностью отсутствуют статьи 0706 «Высшее профессиональное образование» и 0708 «Прикладные научные исследования в области образования». Основную же часть расходов в области образования регионального бюджета составляют расходы на начальное профессиональное образование – порядка 35% от суммы всех расходов на образование, – общее образование – в 2009г. сумма составила 17,87%, что на 3,45п.п. меньше, чем в 2007г., и среднее профессиональное образование – 19% расходов (см. табл.1.6).

Львиную долю расходы на образование составляют в структуре расходов бюджета муниципального образования – она равна 44%. Из них более половины идет на финансирование общего образования – 56,2% в 2009г. (59% в 2007г.). 37,14% составляют расходы на дошкольное образование. Оставшиеся 6,66% распределены между финансированием статьи «Молодежная политика и оздоровление детей» и статьей «Другие вопросы в области образования».

Динамика расходов на образование в составе бюджета муниципального образования «город Ижевск» имеет положительное значение и темпы роста в 2008г. составляли 113,65%, в 2009г. 128,16% (см. табл.1.8).


Наименование

Код

2007

% к итогу

2008

% к итогу

Тр, %

2009

% к итогу

Тр,%

Всего

 

5781044997,20

100,00

5463479900,00

100,00

105,81

7943006992,70

100,00

145,38

Общегосударственные вопросы

01

828777051,90

14,34

808196478,20

14,79

102,55

1143727487,90

14,40

141,52

Национальная оборона

02

509102209,20

8,81

822035929,60

15,05

61,93

712565304,90

8,97

86,68

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

03

521841926,20

9,03

662867227,20

12,13

78,72

756838661,70

9,53

114,18

Национальная экономика

04

702319648,20

12,15

497229532,40

9,10

141,25

1063308776,00

13,39

213,85

Жилищно-коммунальное хозяйство

05

54559185,70

0,94

53024456,10

0,97

102,89

81015771,70

1,02

152,79

Охрана окружающей среды

06

9329630,90

0,16

8096534,30

0,15

115,23

13804790,70

0,17

170,50

Образование

07

307193978,20

5,31

277939330,10

5,09

110,53

410443669,00

5,17

147,67

Культура, кинематография и средства массовой информации

08

83813337,70

1,45

67804673,00

1,24

123,61

114064957,10

1,44

168,23

Здравоохранение и спорт

09

211686276,60

3,66

206373527,50

3,78

102,57

349870366,30

4,40

169,53

Социальная политика

10

270863655,90

4,69

215565757,40

3,95

125,65

310258342,70

3,91

143,93

Межбюджетные трансферты

11

2281558096,70

39,47

1844346454,20

33,76

123,71

2987108864,70

37,61

161,96

Таблица 1.3. Структура и динамика расходов федерального бюджета

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.4. Структура и динамика расходов на образование в составе федерального бюджета

Наименование

Код

2007

% к итогу

2008

% к итогу

Тр,%

2009

% к итогу

Тр, %

Образование

07

277939330,10

100,00

307193978,20

100,00

110,53

410443669,00

100,00

133,61

Дошкольное образование

0701

2661934,80

0,96

2867686,30

0,93

107,73

4367416,00

1,06

152,30

Общее образование

0702

3082351,00

1,11

3538346,30

1,15

114,79

4609660,00

1,12

130,28

Начальное профессиональное образование

0703

8838877,90

3,18

11857918,70

3,86

134,16

15627554,90

3,81

131,79

Среднее профессиональное образование

0704

25354029,10

9,12

29674081,30

9,66

117,04

37971218,50

9,25

127,96

Переподготовка и повышение квалификации

0705

4582914,80

1,65

4067204,70

1,32

88,75

5118012,60

1,25

125,84

Высшее профессиональное образование

0706

214049589,80

77,01

238161165,90

77,53

111,26

319226232,90

77,78

134,04

Молодежная политика и оздоровление детей

0707

1179102,60

0,42

367143,30

0,12

31,14

815687,80

0,20

222,17

Прикладные научные исследования в области образования

0708

2015219,70

0,73

1788288,10

0,58

88,74

7452374,10

1,82

416,73

Другие вопросы в области образования

0709

16175310,40

5,82

14872143,60

4,84

91,94

15255612,20

3,72

102,58

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.5. Структура и динамика расходов бюджета Удмуртской республики

Наименование

Код

2007

% к итогу

2008

% к итогу

Тр, %

2009

% к итогу

Тр, %

Всего

 

22519264,80

100,00

27380486,50

100,00

121,59

33795254,10

100,00

123,43

Общегосударственные вопросы

0100

1021645,00

4,54

1941439,20

7,09

190,03

1721154,90

5,09

88,65

Национальная оборона

0200

-

-

-

-

-

-

-

-

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

0300

1064786,30

4,73

1402420,10

5,12

131,71

1375829,50

4,07

98,10

Национальная экономика

0400

5651946,60

25,10

7342574,10

26,82

129,91

8784232,00

25,99

119,63

Жилищно-коммунальное хозяйство

0500

653270,00

2,90

1024640,00

3,74

156,85

784994,00

2,32

76,61

Охрана окружающей среды

0600

49400,00

0,22

48139,60

0,18

97,45

80967,20

0,24

168,19

Образование

0700

1528571,40

6,79

1834563,40

6,70

120,02

2210258,90

6,54

120,48

Культура, кинематография и средства массовой информации

0800

348098,00

1,55

452154,00

1,65

129,89

674326,80

2,00

149,14

Здравоохранение и спорт

0900

2159253,10

9,59

410234,70

1,50

19,00

2358006,50

6,98

574,79

Социальная политика

1000

2508562,20

11,14

2989431,80

10,92

119,17

4032506,50

11,93

134,89

Межбюджетные трансферты

1100

7533732,20

33,45

9934889,60

36,28

131,87

11772977,80

34,84

118,50

Таблица 1.6. Структура и динамика расходов на образование в составе бюджета УР

Наименование

Код

2007

в % к итогу

2008

% к итогу

Тр, %

2009

% к итогу

Тр, %

Образование

0700

1528571,40

100,00

1834563,40

100,00

120,02

2210258,90

100,00

120,48

Дошкольное образование

0701

4804,00

0,31

5537,00

0,30

115,26

6760,00

0,31

122,09

Общее образование

0702

325833,40

21,32

339220,40

18,49

104,11

394967,40

17,87

116,43

Начальное профессиональное образование

0703

544249,00

35,61

659437,00

35,95

121,16

748636,00

33,87

113,53

Среднее профессиональное образование

0704

263451,00

17,24

320527,00

17,47

121,66

433702,00

19,62

135,31

Переподготовка и повышение квалификации

0705

36000,00

2,36

42969,00

2,34

119,36

67397,00

3,05

156,85

Высшее профессиональное образование

0706

-

-

-

-

-

-

-

-

Молодежная политика и оздоровление детей

0707

94090,00

6,16

91683,00

5,00

97,44

106419,00

4,81

116,07

Прикладные научные исследования в области образования

0708

-

-

-

-

-

-

-

-

Другие вопросы в области образования

0709

260144,00

17,02

375190,00

20,45

144,22

452377,50

20,47

120,57

Таблица 1.7. Структура и динамика расходов бюджета муниципального образования «город Ижевск»

Наименование

Код

2007

в % к итогу

2008

% к итогу

Тр, %

2009

% к итогу

Тр, %

Всего

 

5883769,00

100,00

6945087,00

100,00

118,04

8664465,00

100,00

124,76

Общегосударственные вопросы

0100

466581,00

7,93

551312,00

7,94

118,16

843302,00

9,73

152,96

Национальная оборона

0200

 

 

 

 

 

 

 

 

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

0300

40636,00

0,69

50394,00

0,73

124,01

90695,00

1,05

179,97

Национальная экономика

0400

129127,00

2,19

251135,00

3,62

194,49

270845,00

3,13

107,85

Жилищно-коммунальное хозяйство

0500

629832,00

10,70

762254,00

10,98

121,02

1055679,00

12,18

138,49

Охрана окружающей среды

0600

18164,00

0,31

22702,00

0,33

124,98

8127,00

0,09

35,80

Образование

0700

2617384,00

44,48

2974760,00

42,83

113,65

3812550,00

44,00

128,16

Культура, кинематография и средства массовой информации

0800

74579,00

1,27

82152,00

1,18

110,15

96819,00

1,12

117,85

Здравоохранение и спорт

0900

571303,00

9,71

661073,00

9,52

115,71

657895,00

7,59

99,52

Социальная политика

1000

418751,00

7,12

472024,00

6,80

112,72

557058,00

6,43

118,01

Межбюджетные трансферты

1100

917412,00

15,59

1117281,00

16,09

121,79

1271495,00

14,67

113,80

 

Таблица 1.8. Структура и динамика расходов на образование в составе бюджета муниципального образования «город Ижевск»

Наименование

Код

2007

в % к итогу

2008

% к итогу

Тр, %

2009

% к итогу

Тр, %

Образование

0700

2617384,00

100,00

2974760,00

100,00

113,65

3812550,00

100,00

128,16

Дошкольное образование

0701

862941,00

32,97

1054465,00

35,45

122,19

1415808,00

37,14

134,27

Общее образование

0702

1563276,00

59,73

1697150,00

57,05

108,56

2142486,00

56,20

126,24

Молодежная политика и оздоровление детей

0707

65429,00

2,50

61876,00

2,08

94,57

76121,00

2,00

123,02

Другие вопросы в области образования

0709

125728,00

4,80

161269,00

5,42

128,27

178135,00

4,67

110,46

 


ГЛАВА 2. ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

2.1. Организация системы подушевого финансирования

 

В настоящее время в системе образования РФ происходит существенное преобразование – общее образование переходит на систему формирования муниципального задания на образовательную услугу.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение (либо учреждение иной организационно-правовой формы, имеющее соответствующую законодательно подтвержденную компетенцию)

 

Муниципальное задание на образовательную услугу общего образования

 

Полномочие и расходное обязательство субъекта РФ

 
Необходимость разработки и внедрения модели формирования муниципального задания на образовательную услугу обусловлена тем, что в условиях разделения полномочий субъекта и муниципального образования (из бюджета субъекта РФ финансируются расходы на оплату труда и учебные расходы, а из местного бюджета – содержание зданий) по обеспечению государственный гарантий на получение вышеуказанного образования возникает потребность в создании механизма доведения финансовых средств до общеобразовательного учреждения, исходя из нормативов подушевого финансирования, включающих в свой состав все затраты на оказание образовательной услуги. При этом общеобразовательное учреждение, получая средства, исходя из нормативного подушевого принципа, ориентировано при освоении этих средств на получение конкретных результатов, которые устанавливаются муниципальным заданием. Реализацию механизма формирования муниципального задания схематично можно изобразить следующим образом (см. рис.2.1):

 

Проблемы перехода к подушевому финансированию
Проблемы перехода к подушевому финансированию
 

 

 

 


Проблемы перехода к подушевому финансированиюРис. 2.1. Схема реализации механизма формирования муниципального задания

Внедрение механизма формирования муниципального задания на образовательную услугу в общеобразовательных учреждениях включает следующие этапы:

1) принятие решения исполнительными органами власти субъекта РФ  и муниципальных образований (муниципальных районов и городских округов) о внедрении муниципального задания на образовательную услугу в общеобразовательных учреждениях;

2) разработка и утверждение модельного регионального стандарта на образовательную услугу, предоставляемую общеобразовательными учреждениями;

3) разработка и утверждение Методики формирования нормативов, отражающих полную стоимость образовательной услуги, предоставляемой общеобразовательными учреждениями;

4) разработка и утверждение Методики формирования реестра показателей результативности оказания бюджетных услуг в общеобразовательных учреждениях;

5) расчет стоимости образовательной услуги в общеобразовательных учреждениях на основе Методики формирования нормативов, отражающих полную стоимость образовательной услуги, предоставляемой общеобразовательными учреждениями;

6) установление муниципального задания на образовательную услугу конкретному муниципальному общеобразовательному учреждению с указанием объема средств на образовательную услугу, исчисленную исходя из нормативов, отражающих полную стоимость услуги, количество получателей услуги и показателей результативности оказания образовательной услуги.[19]

Модель трехуровневой системы нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений, используемая для обеспечения доступности ко всем уровням общего образования и повышения качества образовательных услуг, схематично может быть представлена следующим образом.

Проблемы перехода к подушевому финансированиюПроблемы перехода к подушевому финансированию

Рис. 2.2. Модель нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений

В формулах:

РНФ – установленный для данного муниципального образования норматив финансирования;

Ni – контингент учащихся данного муниципального образования;

ki – поправочный коэффициент, учитывающий объективные условия реализации общеобразовательных программ в муниципальном образовании;

Аi – установленная муниципальному образования адаптационная надбавка;

МНФстимi – стимулирующий норматив финансирования, размеры которого определяются в соответствии с Порядком расчета и установления стимулирующего норматива финансирования муниципального общеобразовательного учреждения;

Нкрi – норматив финансирования коммунальных расходов, установленный школе;

Нпрi – норматив финансирования прочих расходов, установленный школе;

МНФстимi = Niобуч + Niвосп,

где Niобуч – размер стимулирующего норматива финансирования на развитие системы обучения в муниципальном общеобразовательном учреждении;

Niвосп – размер стимулирующего норматива финансирования на развитие в нем воспитательного процесса.

Стимулирующий норматив финансирования на развитие системы обучения в муниципальном общеобразовательном учреждении обеспечивает дополнительное финансирование школ, показывающих высокие результаты качества обучения учащихся.

Фi – объем средств, выделяемых каждому муниципальному общеобразовательному учреждению;

ni – среднегодовой контингент муниципального общеобразовательного учреждения;

аi – установленная для него адаптационная надбавка;

Фкапi – объем капитальных расходов школ;

ФОТi – объем фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения (финансируется за счет субвенций);

Фуi – объем его учебных расходов (финансируется за счет субвенций);

Фмi – объем его материальных расходов;

Фкапi – объем его капитальных расходов.

На первом уровне определяется региональный подушевой норматив финансирования для расчета субвенции на общее образования (межбюджетный уровень), предусматривающий применение системы поправочных коэффициентов, учитывающих объективно существующие условия образовательного процесса и особенности реализации общеобразовательных программ.

Региональный норматив финансирования (РНФ) – это минимально допустимый объем финансовых средств, необходимых для реализации образовательной программы в учреждениях данного региона в соответствии с государственными образовательными стандартами общего образования в год, с учетом основных объективно действующих факторов, определяющих различия в стоимости оказываемой услуги (городская и сельская местность, уровень образовательной программы и др.).

На втором уровне определяется механизм использования подушевого норматива при бюджетном финансировании муниципальных общеобразовательных учреждений из бюджета муниципальных образований, включая установление порядка расчета поправочного коэффициента для  образовательных учреждений.

Третий уровень предусматривает реализацию принципа нормативного подушевого финансирования на уровне общеобразовательного учреждения. Этот принцип заключается в самостоятельности школы при определении доли расходов в общем объеме средств на оплату труда работников и учебных  расходов, а также самостоятельности в определении конкретных направлений  материально-технического обеспечения, оснащения образовательного процесса и обеспечения функционирования школы. [21]

 

2.2. Определение регионального расчетного подушевого норматива бюджетного финансирования общего образования

 

За величину регионального расчетного подушевого норматива первоначально целесообразно принять среднюю величину расходов (по направлениям, включаемым в норматив) трех процентов от числа образовательных учреждений соответственно в городской и сельской местности (но не менее двух учреждений), имеющих государственную аккредитацию и минимальные затраты на обеспечение государственных гарантий на получение общего образования в расчете на одного обучающегося.

В последующие годы определенный таким способом норматив может пересматриваться только в сторону увеличения с учетом фактических возможностей бюджета.

В целях предоставления каждому муниципальному образованию субвенции бюджета субъекта РФ в объемах, не ниже фактически сложившихся за предыдущий финансовый год, к объему финансирования, определенного на основе подушевого принципа для каждого муниципалитета, в рамках бюджета отрасли однократно на переходный (адаптационный) период (не более 3-х лет) устанавливается адаптационная надбавка, позволяющая учесть фактически сложившиеся расходы.

При этом снижение адаптационных надбавок и поправочного коэффициента, в том числе обусловленное выравниванием условий осуществления образовательного процесса в образовательном учреждении, в течение переходного (адаптационного) периода (не более 3-х лет) как правило, не допускается.

Объем субвенции, передаваемой местному бюджету из бюджета субъекта РФ, рассчитывается по следующей формуле:

Фгс=Nc×Yc×Nr×Yr+AM,

где Фгс – объем субвенций, передаваемой местному бюджету из бюджета субъекта РФ на реализацию государственного стандарта;

Nc – региональный расчетный подушевой норматив для сельской местности;

Nr – региональный расчетный подушевой норматив для городской местности;

Yc – количество селских учащихся в данном муниципальном образовании;

Yr – количество городских учащихся в данном муниципальном образовании;

AM – адаптационная надбавка данному муниципальному образованию, устанавливаемая на переходный (адаптационный) период (не более 3-х лет), определяемая по формуле:

АМ= ФМН,

где ФМ – фактические расходы на обеспечение государственных гарантий общедоступного бесплатного общего образования в данном муниципальном образовании в предыдущем финансовом году (году, предшествующему введению НПФ), ФН – объем ассигнований по нормативу.

Органы государственной власти субъектов РФ устанавливают порядок расчета поправочного коэффициента для образовательного учреждения (значение поправочного коэффициента составляет 1,0 и более) по следующей формуле:

К = Фм/Фн

где Фм – фактические расходы на обеспечение государственных гарантий общедоступного бесплатного общего образования в данном образовательном учреждении в предыдущем финансовом году (году, предшествующему введению НПФ), Фн – объем ассигнований по нормативу.

Для расчета объема финансирования муниципальных образовательных учреждений органы местного самоуправления на переходный (адаптационный) период (не более 3-х лет) рассчитывают поправочный коэффициент по установленной субъектом РФ формуле, позволяющей довести объем финансирования бюджетной образовательной услуги до фактически сложившихся в предшествующий финансовый год расходов в каждом образовательном учреждении.

Объем средств, выделяемых образовательному учреждению рассчитывается по следующей формуле:

Ф = Ф(гс)+Ф(б)+Ф(к)

где:

Ф – общие расходы образовательного учреждения;

Ф(гс) – объем расходов на реализацию образовательной программы в соответствии с государственным стандартом общего образования. Определяется по следующей формуле:

Ф(гс) - N×K×Y

где:

N – региональный расчетный подушевой норматив;

Y – число обучающихся в образовательном учреждении;

K – поправочный коэффициент, установленный для данного образовательного учреждения (значение поправочного коэффициента составляет 1,0 и более);

Ф(б) – объем расходов на образование, не учитываемых при расчете регионального расчетного подушевого норматива с учетом адаптационной надбавки, установленной для данного муниципального образования (транспортные услуги по подвозу учащихся к школе, меры социальной поддержки учащихся и работников, текущий ремонт и т.д.). объем данных расходов определяется по каждому образовательному учреждению индивидуально, исходя из средних расчетных показателей, сложившихся за предыдущие годы, с учетом индексов-дефляторов;

Ф(к) – объем расходов, не учитываемых при расчете регионального расчетного подушевого норматива с учетом адаптационной надбавки, установленной для данного муниципального образования; подлежащих возмещению за счет средств местного бюджета (коммунальные расходы, капитальный ремонт, приобретение оборудования, мебели).

 

2.3. Структура и порядок расчета норматива, отражающего полную стоимость образовательной услуги

 

Структура норматива, отражающего полную стоимость образовательной услуги, предоставляемой общеобразовательными учреждениями (далее – норматив), представлена следующим образом:

Н полн. = Н фот + Н мет.лит. + Н уч.расх. + Н ком.расх. + Н мат.расх.,

где

Н полн. – норматив, отражающий полную стоимость образовательной услуги, предоставляемой общеобразовательными учреждениями, в расчете на одного обучающегося в год.

Н фот – норматив, отражающий стоимость образовательной услуги, предоставляемой общеобразовательными учреждениями в части фонда оплаты труда, в расчете на одного обучающегося в год.

Н мет.лит – норматив, отражающий стоимость образовательной услуги, предоставляемой общеобразовательными учреждениями в части расходов на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, в расчете на одного обучающегося в год.

Н уч.расх. – норматив, отражающий стоимость образовательной услуги, предоставляемой общеобразовательными учреждениями в части учебных расходов, в расчете на одного обучающегося в год.

Н ком.расх. – норматив, отражающий стоимость образовательной услуги, предоставляемой общеобразовательными учреждениями в части расходов на коммунальные услуги, в расчете на одного обучающегося в год.

Н мат.расх. – норматив. Отражающий стоимость образовательной услуги, предоставляемой общеобразовательными учреждениями в части материальных расходов, в расчете на одного обучающегося в год.

Н фот, Нмет.лит, Нуч.расх. – составляющие норматива, отражающего полную стоимость образовательной услуги, предоставляемой общеобразовательными учреждениями, являющиеся расходными обязательствами субъекта РФ и направляемые в местные бюджеты в виде субвенций.

Н ком.расх., Н мат.расх. – составляющие норматива, отражающего полную стоимость образовательной услуги, предоставляемой общеобразовательными учреждениями, являющиеся расходными обязательствами муниципальных районов (городских округов), финансируемыми из местного бюджета.

Для расчета составляющей норматива в части расходов по фонду оплаты труда для дневных общеобразовательных школ применяются следующие базовые показатели:

- норма наполняемости классов и групп продленного дня – 25 обучающихся в городской местности, 18 обучающихся – сельской местности;

- расчетное количество педагогических ставок (учителей) на одного обучающегося по ступеням обучения;

- расчетное количество ставок административно-руководящего, педагогического (кроме учителей) учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала на одного обучающегося по ступеням обучения;

- средний разряд в разрезе каждой должности по группам персонала, определяемый для административно-руководящего, педагогического персонала, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала;

- размер ставки заработной платы по должностям всех групп персонала;

- соотношение тарифного и надтарифного фонда оплаты труда как 75:25;

В тарифную часть заработной платы включаются только те надбавки и доплаты, которые необходимо выплачивать при реализации образовательной программы, к ним относятся:

- повышение ставок заработной платы включаются только те надбавки и доплаты, которые необходимо выплачивать при реализации образовательной программы, к ним относятся:

- повышение ставок заработной платы (должностных окладов) за работу в специальных (коррекционных) классах от 15 до 20% к ставке;

- доплаты за вредные условия труда и режим работы в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, в размере до 12%.

В тарифном фонде дополнительно учитываются расходы на аттестацию административно-руководящего и педагогического персонала в размере 5% к ставке заработной платы указанных категорий персонала.

Норматив по фонду оплаты труда на одного обучающегося в год в разрезе трех ступеней обучения (1-я ступень – 1-4 классы, 2-я ступень – 5-9 классы, 3-я ступень – 10-11 классы) с учетом городской и сельской местности определяется следующим образом:

Н фот = (Су*Ру+Са*Ра+Сп*Рп+Сув*Ру+Со*Ро)*1,33*К*1,262*12, где

Су – количество ставок педагогического (учителей) персонала на 1-го обучающегося.

Са – количество ставок административно-руководящего персонала на 1-го обучающегося.

Сп – количество ставок педагогического (кроме учителей) персонала на 1-го обучающегося.

Сув – количество ставок обслуживающего персонала на 1-го обучающегося.

Со – количество ставок обслуживающего персонала на 1-го обучающегося.

Ру, Ра, Рп, Ру, Ро – размер ставки заработной платы в месяц по соответствующим группам персонала.

К – районный коэффициент.

1,33 – коэффициент надтарифного фонда оплаты труда.

1,262 – коэффициент начислений на заработную плату.

В целях учета специфики образовательного процесса, а также условий организации обучения к составляющей норматива по фонду оплаты труда устанавливаются следующие корректирующие коэффициенты:

К1 – корректирующий коэффициент, учитывающий реализацию программ повышенного уровня в лицеях, гимназиях, школах с углубленным изучением предметов, школах с углубленным изучением предметов, школах с углубленным изучением иностранного языка.

К2 – корректирующий коэффициент, учитывающий реализацию программ специального (коррекционного) обучения.

К3 – корректирующий коэффициент, учитывающий реализацию программы компенсирующего обучения на 1 ступени обучения.

К4 – корректирующий коэффициент, учитывающий наличие групп продленного дня.

К5 – корректирующий коэффициент для классов с наполняемостью до 12 человек.

К6 – корректирующий коэффициент для классов с наполняемостью до 15 человек.

К7 – корректирующий коэффициент по начальным школам с первой ступенью обучения.

К8 – корректирующий коэффициент для основных школ первой и второй ступени обучения.

К9 – корректирующий коэффициент для школ, имеющих в своем составе обучающихся на дому.

К10 – корректирующий коэффициент на получение дошкольного образования в общеобразовательной школе.

Корректирующие коэффициенты рассчитываются как соотношение рассчитанной составляющей норматива по фонду оплаты труда с учетом возникающих вышеуказанных дополнительных затрат на реализацию специфики учебного плана и условий организации образовательного процесса.

Н мет.лит. = Ч ст*Рлит, где

Ч ст. -  число ставок педагогических и руководящих работников, деятельность которых связана с образовательным (воспитательным) процессов, в расчете на 1 обучающегося.

Р лит. – размер выплат в год на одну ставку, установленный в соответствии с действующим законодательством.

Норматив по учебным расходам на одного обучающегося в год влючаетв в себя расходы на учебные пособия, технические средств обучения, расходным материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов) и определяется следующим образом:

Н уч.расх. – Н фот*4%, где

Н фот – усредненный размер норматива по фонду оплаты труда на одного обучающегося без дифференциации по ступеням обучения и разреза по городской и сельской местности.

Норматив по расходам на коммунальные услуги определяется следующим образом:

Н ком. = Ртэр (К)*Д + Рпроч.ком.усл.*Д, где

Ртэр – расходы по оплате тепловой энергии на одного обучающегося (воспитанника) в год, исчисленный исходя из тарифов с НДС по муниципальным образованиям на планируемый период, среднего удельного норматива потребления топливного ресурса на один квадратный метр отапливаемой площади, объема отапливаемых площадей.

К – корректирующие коэффициенты к Р тэр, учитывающие увеличение тарифа при использовании общеобразовательным учреждением дорогостоящих видов топлива.

Рпроч.ком.усл. – расходы по оплате коммунальных услуг, за исключением оплат тепловой энергии, исчисленные исходя из расходов базисного периода.

Д – индекс-дефлятор цен на топливный ресурс на планируемый период, на одного обучающегося в год.

Норматив, отражающий стоимость образовательной услуги, предоставляемой общеобразовательными учреждениями в части материальных расходов, в расчете на одного обучающегося определяется следующим образом:

Нмат.расх. = Рмз*Д, где

Рмз – расходы по материальным затратам на содержание учреждений, исходя из расходов базисного периода на оного обучающегося в год.

Д – индекс-дефлятор потребительских цен на планируемый период, на одного обучающегося в год.

2.4. Показатели результативности бюджетных услуг в общеобразовательных учреждениях

 

Процесс формирования показателей результативности очень сложен и должен учитывать готовность субъектов РФ к наличию разработанных и внедренных технологий измерений данных показателей. Некоторые показатели можно рассмотреть в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Показатели результативности бюджетных услуг

п/п

Наименование бюджетной услуги

Наименование показателя

1.

Бюджетная услуга на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях.

Доля детей, получивших дошкольное образование, показавших по итогам тестирования на социальную, психологическую и интеллектуальную готовность по 3-м уровням (низкий, средний, высокий) результат не ниже среднего уровня.

2.

Бюджетная услуга на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в дневных общеобразовательных школах.

Доля выпускников из общего числа обучающихся 9-х классов, поучивших аттестаты об обязательном основном образовании.

Доля выпускников из общего числа обучающихся 11-х классов, получивших аттестаты о среднем полном общем образовании.

Доля выпускников 9-х классов, продолживших обучение в учреждениях среднего и высшего профессионального обучения.

Средний балл по итоговой аттестации выпускников 9-х классов (по математике) по пятибалльной шкале.

Средний балл по итоговой аттестации выпускников 9-х классов (по русскому языку) по пятибалльной шкале.

Средний балл по ЕГЭ в 11 классах (по русскому языку) по пятибалльной шкале.

Средний балл по ЕГЭ в 11 классах (по математике) по пятибалльной шкале.

 

Бюджетная услуга на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях.

Доля выпускников из общего числа обучающихся 9-х классов, получивших аттестаты об обязательном основном образовании.

Доля выпускников из общего числа обучающихся 11-х классов, получивших аттестаты о среднем полном общем образовании.

Доля выпускников 9-х классов, продолживших обучение в учреждениях среднего общего, начального и среднего профессионального образования.

Доля выпускников 11-х классов, продолживших обучение в учреждениях среднего и высшего профессионального обучения.

Средний балл по итоговой аттестации выпускников 9-х классов (по русскому языку) по пятибалльной шкале.

Средний балл по ЕГЭ в 11 классах (по русскому языку) по пятибалльной шкале.

Средний балл по ЕГЭ в 11 классах (по математике) по пятибалльной шкале.

4.

Бюджетная услуга на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных школах-интернатах.

Доля выпускников из общего числа обучающихся 9-х классов, получивших аттестаты об обязательном основном образовании.

Доля выпускников из общего числа обучающихся 11-х классов, получивших аттестаты о среднем полном общем образовании.

Доля выпускников 9-х классов, продолживших обучение в учреждениях среднего профессионального образования.

Доля выпускников 11-х классов, продолживших обучение в учреждениях среднего и высшего профессионального обучения.

Средний балл по итоговой аттестации выпускников 9-х классов (по математике) по пятибалльной шкале.

Средний балл по итоговой аттестации выпускников 9-х классов (по русскому языку) по пятибалльной шкале.

Средний балл по ЕГЭ в 11 классах (по русскому языку) по пятибалльной шкале.

Средний балл по ЕГЭ в 11 классах (по математике) по пятибалльной шкале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. РАСЧЕТ НОРМАТИВА ПО СИСТЕМЕ НПФ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НПФ

 

3.1. Расчет составляющей НПБФ – фонда оплаты труда

 

Объектом исследования является общеобразовательное учреждение.

Базой для расчета фонда заработной платы являются:

-расчетное количество ставок педагогического, административно-руководящего, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала на 1-го обучающегося по ступеням обучения;

-средний разряд в разрезе каждой должности;

-размер ставки заработной платы по должностям групп персонала.

Расчет количества педагогических ставок, приходящихся на одни класс, производится на основании Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства общего  профессионального образования РФ от 09.02.1998 №322,  с учетом приказа Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.03.2004 №1312. В исследуемой школе обучение осуществляется в течение 6-ти дневной рабочей недели, дополнительного у количества учебных часов не предусмотрено, т.к. деления класса на группы не осуществляется. Количество учебных часов в неделю на одни класс, а также размер подушевого норматива затрат на ФОТ на одного обучающегося  представлено в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Определение количества учебных часов в неделю на класс в разрезе ступеней обучения

Группы классов

Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся при 6-ти дневной рабочей неделе

Размер подушевого норматива затрат по ФОТ в год на 1-го обучающегося (руб.)

1-4

24,6

4224

В среднем по 1 ступени

24,6

5

6

7

8

9

31

32

34

35

35

6155

В среднем по 2 ступени

33,4

10

11

36

36

6276

В среднем по 3 ступени

36

 

Исследуемая школа не имеет профиля, общее количество классов – 11. Общее количество учащихся в школе равно 57 человек, т.о. среднее количество человек в 1 классе 5,18 человек. Расчет количества ставок педагогического персонала (учителей) на 1-го обучающегося по ступеням обучения представлен в табл. 3.2.

Таблица 3.2. Количество ставок педагогического персонала на 1-го обучающегося

Ступени

Количество часов по БУП без учета деления класса на группы

Норма учебной нагрузки учителя на 1 класс

Количество ставок учителя на 1 класс

Количество ставок учителя на 1-го обучающегося

1 ступень

24,6

20

24,6/20=1,23

1,23/5,18=0,2375

2 ступень

33,4

18

1,86

0,3591

3 ступень

36

18

2

0,3861

 

Далее следует определить соотношение количество классов по ступеням обучения в общеобразовательных учреждениях и количество ставок административно-руководящего, педагогического, учебно-вспомогательного обслуживающего персонала на 1-го обучающегося по ступеням обучения (см. табл. и 3.3).

Таблица 3.3. Соотношение количества классов по ступеням обучения

 

Всего

1 ступень

2ступень

3 ступень

Количество классов

11

4

5

2

Удельный вес, %

100

36,36

45,45

18,19

 

 

 

 

 

Таблица 3.4. Количество ставок персонала на 1-го обучающегося по ступеням обучения

Группы персонала

Количество ставок на школу

Распределение количество ставок по ступеням обучения

Распределение количество ставок на 1-го обучающегося  по ступеням обучения

1 ступень

2 ступень

3 ступень

1 ступень

2 ступень

3 ступень

Административно-управленческий персонал

 

 

 

 

 

 

Директор

1

0,36

0,45

0,19

0,0050

0,0050

0,0053

Заместитель деректора по учебной работе

0,5

0,18

0,225

0,095

0,0025

0,0025

0,0026

Заместитель директора по воспитательной работе

0,5

0,18

0,225

0,095

0,0025

0,0025

0,0026

Заместитель дирктора до АХЧ

1

0,36

0,45

0,19

0,0050

0,0050

0,0053

Итого

3

1,08

1,35

0,57

0,0150

0,0150

0,0158

Педагогический персонал

 

 

 

 

0,0000

0,0000

Педагог-психолог

1

0,36

0,45

0,19

0,0050

0,0050

0,0053

Преподаватель ОБЖ

1

0,36

0,45

0,19

0,0050

0,0050

0,0053

Старший вожатый

0,5

0,18

0,225

0,095

0,0025

0,0025

0,0026

Педагог дополнительного образования

0,5

0,18

0,225

0,095

0,0025

0,0025

0,0026

Воспитатель ГПД

1

0,36

0,45

0,19

0,0050

0,0050

0,0053

Учитель

18

6,48

8,1

3,42

0,0900

0,0900

0,0950

Итого

22

7,92

9,9

4,18

0,1100

0,1100

0,1161

Учебно-вспомогательный персонал

 

 

 

 

0,0000

0,0000

Лаборант

1

0,36

0,45

0,19

0,0050

0,0050

0,0053

Библиотекарь

0,5

0,18

0,225

0,095

0,0025

0,0025

0,0026

Итого

1,5

0,54

0,675

0,285

0,0075

0,0075

0,0079

Обслуживающий персонал

 

 

 

 

0,0000

0,0000

Уборщик служебных помещений

4

1,44

1,8

0,76

0,0200

0,0200

0,0211

Гардеробщик

0,5

0,18

0,225

0,095

0,0025

0,0025

0,0026

Рабочий по комплексному обслуживанию зданий

1

0,36

0,45

0,19

0,0050

0,0050

0,0053

Сторож

2

0,72

0,9

0,38

0,0100

0,0100

0,0106

Водитель автобуса

1

0,36

0,45

0,19

0,0050

0,0050

0,0053

Итого

8,5

3,06

3,825

1,615

0,0425

0,0425

0,0449

Всего

35

12,6

15,75

6,65

0,1750

0,1750

0,1847

 

Таблица 3.5. Разряд и ставка заработной платы (должностного оклада) по должностям персонала

Наименование должности

Нормативно установленный диапазон разрядов

Разряд

Ставка заработной платы (долж. оклада) в руб., в мес.

Административно-управленческий персонал

Директор

12-16

13

4477

Заместитель деректора по учебной работе

11-15

13

4477

Заместитель директора по воспитательной работе

11-15

13

4477

Заместитель директора до АХЧ

1-15

4

1953

Итого

 

 

15384

Педагогический персонал

Педагог-психолог

7-14

14

4811

Преподаватель ОБЖ

6-13

13

4477

Старший вожатый

6-14

13

4477

Педагог дополнительного образования

7-14

13

4477

Воспитатель ГПД

7-15

13

4477

Учитель

7-14

13

4477

Итого

 

 

27196

Учебно-вспомогательный персонал

Лаборант

4-5

5

2169

Библиотекарь

6-11

8

2907

Итого

 

 

5076

Обслуживающий персонал

Уборщик служебных помещений

1-2

2

1779

Гардеробщик

1

1

1710

Рабочий по комплексному обслуживанию зданий

2-4

3

1865

Сторож

1

2

1779

Водитель автобуса

 

10

3501

Итого

 

 

10634

Всего

 

 

58290

 

Таблица 3.6. Расчет составляющей НПБФ - фонда оплаты труда

Ступень обучения

ФОТ-составляющая НПБФ, руб. в год на 1-го обучающегося по городской местности

1 ступень

24764,83

2 ступень

20637,09

3 ступень

26140,32

 

Таким образом, общий норматив по фонду оплаты труда составит 1326284,48 р. в год на исследуемую  школу.

Сравнивая данный показатель с показателем по бюджетной смете школы, который на 2009г. в исследуемой школе составил 2990 тыс.р., можно сделать вывод о том, что переход к нормативно подушевому финансированию для данной школы является невыгодным – финансирование по основной статье расходов, составляющей, как правило, не менее 70% общих расходов сокращается в 2,25 раза. Такое положение приведет школы с малым количеством обучающихся к колоссальному недофинансированию и заставит закрыться большинство малокомплектных школ.


Таблица 3.6. Расчет для определения НПБФ

Наименование должности

 

Распределение количество ставок на 1-го обучающегося  по ступеням обучения

Раз-ряд

 

Ставка

 

Вред-ность

 

Надта-рифный фонд

 

Уральский коэффициент

 

1 ступень

2 ступень

3 ступень

1 ступень

2 ступень

3 ступень

з/п в месяц

Начис-ления 

в год

з/п в месяц

 Начис-ления

в год

з/п в месяц

 Начис-ления

в год

Административно-управленческий персонал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Директор

0,0014

0,0012

0,0015

13

4477

 

1477,41

893,16

9,59

2,51

145,18

8,22

2,15

124,44

10,41

2,73

157,62

Заместитель деректора по учебной работе

0,0007

0,0006

0,0008

13

4477

 

1477,41

893,16

4,79

1,26

72,59

4,11

1,08

62,22

5,20

1,36

78,81

Заместитель директора по воспитательной работе

0,0007

0,0006

0,0008

13

4477

 

1477,41

893,16

4,79

1,26

72,59

4,11

1,08

62,22

5,20

1,36

78,81

Заместитель директора до АХЧ

0,0014

0,0012

0,0015

4

1953

 

644,49

389,62

4,18

1,10

63,33

3,58

0,94

54,28

4,54

1,19

68,76

Итого

0,0043

0,0036

0,0046

 

15384

 

5076,72

3069,11

101,18

26,51

1532,24

84,71

22,19

1282,81

107,30

28,11

1624,89

Педагогический персонал 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог-психолог

0,0014

0,0012

0,0015

14

4811

 

1587,63

959,79

10,30

2,70

156,01

8,83

2,31

133,72

11,18

2,93

169,38

Преподаватель ОБЖ

0,0014

0,0012

0,0015

13

4477

447,70

1477,41

960,32

10,31

2,70

156,10

8,83

2,31

133,80

11,19

2,93

169,47

Старший вожатый

0,0007

0,0006

0,0008

13

4477

 

1477,41

893,16

4,79

1,26

72,59

4,11

1,08

62,22

5,20

1,36

78,81

Педагог дополнительного образования

0,0007

0,0006

0,0008

13

4477

 

1477,41

893,16

4,79

1,26

72,59

4,11

1,08

62,22

5,20

1,36

78,81

Воспитатель ГПД

0,0014

0,0012

0,0015

13

4477

 

1477,41

893,16

9,59

2,51

145,18

8,22

2,15

124,44

10,41

2,73

157,62

Учитель

0,0259

0,0216

0,0274

13

4477

 

1477,41

893,16

177,35

46,47

2685,82

147,91

38,75

2239,91

187,35

49,09

2837,22

Итого

0,0317

0,0264

0,0334

 

27196

 

8974,68

5425,60

1318,60

345,47

19968,91

1098,14

287,71

16630,26

1390,98

364,44

21065,00

Учебно-вспомогательный персонал 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лаборант

0,0140

0,0012

0,0015

5

2169

216,90

715,77

465,25

49,94

13,08

756,24

4,28

1,12

64,82

5,42

1,42

82,11

Библиотекарь

0,0007

0,0006

0,0008

8

2907

 

959,31

579,95

3,11

0,82

47,13

2,67

0,70

40,40

3,38

0,89

51,17

Итого

0,0022

0,0018

0,0023

 

5076

 

1675,08

1012,66

17,08

4,48

258,66

13,97

3,66

211,63

17,70

4,64

268,07

Обслуживающий персонал 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уборщик служ. помещ.

0,0580

0,0048

0,0061

2

1779

177,90

587,07

381,60

169,68

44,46

2569,68

14,04

3,68

212,66

17,79

4,66

269,37

Гардеробщик

0,0007

0,0006

0,0008

1

1710

 

564,30

341,15

1,83

0,48

27,73

1,57

0,41

23,76

1,99

0,52

30,10

Рабочий по комп. обслуживанию зданий

0,0014

0,0012

0,0015

3

1865

 

615,45

372,07

3,99

1,05

60,48

3,42

0,90

51,84

4,34

1,14

65,66

Сторож

0,0029

0,0024

0,0030

2

1779

177,90

587,07

381,60

8,48

2,22

128,48

7,02

1,84

106,33

8,89

2,33

134,69

Водитель автобуса

0,0014

0,0012

0,0015

10

3501

 

1155,33

698,45

7,50

1,96

113,53

6,43

1,68

97,31

8,14

2,13

123,26

Итого

0,0122

0,0102

0,0129

 

10634

 

3509,22

2121,48

198,43

51,99

3005,01

165,90

43,47

2512,39

210,14

55,06

3182,36

Всего

0,0504

0,0420

0,0532

 

58290

 

19235,70

11628,86

1635,29

428,45

24764,83

1362,72

357,03

20637,09

1726,12

452,24

26140,32


3.2. Проблемы и перспективы развития НПФ

 

Перевод нормативного подушевого принципа в практику формирования бюджетов всех уровней выводит на первый план вопрос о разработке методических рекомендаций по определению нормативной стоимости оснащения образовательных учреждений для обеспечения образовательного процесса и подушевого бюджетного финансирования обучения.

В условиях, когда на уровень субъекта Российской Федерации переданы значительные полномочия, чрезвычайно важным является вопрос о механизмах реализации этих полномочий. Не каждый регион располагает достаточными финансовыми средствами и специалистами, которые необходимы для подготовки законодательных решений по указанным вопросам. Передавая полномочия на региональный уровень, законодатель должен обеспечить необходимую методологическую поддержку для реализации нормативного принципа финансирования на местах. Такая методологическая поддержка, включающая разработку соответствующих методических рекомендации субъектам Российской Федерации и проведение обучающих семинаров в регионах Российской Федерации, позволит обеспечить основу для определения нормативной стоимости оснащения образовательных учреждений для перехода к нормативному подушевому бюджетному финансированию обучения.

За последние годы практически все регионы разработали свою нормативно-правовую базу для введения нормативов. Существуют риски снижения финансирования образовательных учреждений при переходе к формированию бюджетов на подушевой нормативной основе, чего нельзя допускать. Имеющийся в регионах опыт нормативного финансирования образовательных учреждений позволяет говорить о проблемах практической реализации нормативного принципа.

Наиболее часто возникающие риски при расчете нормативов и реализации принципа нормативного финансирования на региональном и муниципальном уровне следующие:

- недоучет особенностей финансирования более дорогих образовательных программ;

- уменьшение финансирования при использовании в расчетах не фактической, а «нормативной» наполняемости образовательных учреждений;

- недооценка рисков и социальных последствий при одномоментном переходе на нормативное подушевое бюджетное финансирование;

- отсутствие четкой технологии перехода на нормативное финансирование общеобразовательных учреждений, как на региональном, так и на местном уровне.

Для практической реализации принципа нормативного подушевого финансирования, в первую очередь, речь должна идти о способе или, другими словами, технологии доведения бюджетных средств по нормативу до каждого образовательного учреждения. Важной частью реализации нормативного финансирования должен стать период адаптации и расчет нормативных затрат на так называемого «условного учащегося», что позволяет при наполняемости ниже нормативной учитывать объективно-сложившиеся особенности финансирования образовательных учреждений.

При нормировании на региональном уровне таких норм как соотношение тарифного и надтарифного фонда оплаты труда, соотношение фонда оплаты труда педагогов и прочего персонала, доля расходов на обеспечение образовательного процесса и т.п., происходит выравнивание бюджетной обеспеченности территорий региона. С другой стороны, тут же возникает риск снижения бюджетного финансирования тех школ, у которых фактические соотношения отличались от занормированных, и влекли за собой более высокий уровень финансирования, который сложился в этих школах исторически. [24]

Снижение финансирования может повлечь за собой разного рода нарушения законодательства. Примером может послужить случай в Чувашской Республике, где планомерное внедрение принципов НПФ в конечном итоге привело к грубым нарушениям федерального законодательства, в том числе санитарных норм. Пункт 2.3.1. Санитарно-эпидемиологических правил. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02 жестко определяет, что наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек. В Чувашской Республике для повышения оплаты труда эти нормы были превышены. [21]

Среди недостатков системы подушевого финансирования можно также назвать следующие:

- в основу определения норматива заложено понятие «базисный учебный план», а не «стоимость стандартной бюджетной услуги». Этот переход весьма сложен для существующих условий казначейского исполнения бюджета, при сложившейся системе оплаты труда педагогических работников;

- порядок доведения средств до уровня школы, как правило, не закреплен на региональном уровне, что приводит к перераспределению средств субвенции на уровне муниципальных образований и, в результате, к недостатку стимулов для оптимизации муниципальное образование рискует лишиться тех ресурсов, которые поступали ранее из регионального бюджета;

- выделение школам средств «единой суммой», без разбивки по статьям бюджетной классификации встречается достаточно редко. До составления сметы школе должна доводиться сумма, полагающаяся ей по подушевому нормативу в соответствии с реализуемыми программами обучения, а руководитель уже самостоятельно должен формировать смету своего учреждения, опираясь на эту сумму;

- не закреплено финансовое обеспечение возможности выбора учащимися вида образовательного учреждения. В некоторых субъектах Федерации при расчете объема субвенции не учитываются ученики негосударственных уком, имеющих государственную аккредитацию и работающих по государственным общеобразовательным программам, что приводит к нарушению принципа «деньги следуют за учеником», поскольку за учеником, выбравшим негосударственную школу, средства субвенции не следуют. [23]

Специалисты комплексных проектов модернизации образования считают, что в системе нормативного подушевого финансирования наблюдаются следующие проблемы:

–        наличие большого количества поправочных коэффициентов (для разного типа городских школ, для сельских школ), что формально соответствует требованиям наличия единого норматива, а фактически не является реализацией принципа зависимости бюджета ОУ от численности учащихся;

–        сложность в доведении до образовательного учреждения средств, рассчитанных по нормативу, в полном объеме;

–        наличие малокомплектных (в первую очередь – сельских) школ, которые требуют значительных бюджетных средств, не обеспечивая при этом высокого качества образования.

Анализ ситуации по готовности перехода на финансирование до уровня учреждения, по нормативу, учитывающему полную стоимость услуги,  позволяет прогнозировать ряд возникающих рисков.

Первая  группа рисков связана с неготовностью муниципальных образований по формированию муниципального задания на образовательную услугу и финансирования по нормативу до уровня школы в пределах своих расходных обязательств.

На исключение указанной  группы рисков будут направлены мероприятия по подготовке управленческих команд муниципального и институционального уровней  и по разработке инструктивно-методических документов, позволяющих осуществить переход на нормативное финансирование до уровня учреждения по нормативу, отражающему полную стоимость услуги.

Вторая группа рисков связана с наличием большого количества малокомплектных школ (36% от общего числа), для которых финансирование по подушевому финансированию создает проблемы дефицита средств.

Для снижения данной группы  рисков будут предложены мероприятия по оптимизации сети общеобразовательных учреждений, будет принят  закон края о малокомплектных школах, позволяющий выделить персонифицировано все малокомплектные школы, которые невозможно оптимизировать.

Первое, что вызывает волнения педагогов при переходе на подушевое финансирование, - это сокращение количества детей. Демографическая проблема автоматически вызовет сокращение в финансировании, считают педагоги. Вторая проблема заключается в том, что не все муниципалитеты готовы к новому порядку финансирования дополнительного образования. Все это может печально сказаться на финансовом состоянии системы образования. Для решения проблемы рекомендуют муниципальному образованию проявить активную позицию, что, по его мнению, повлечет за собой сохранение уровня финансирования.

Инициаторы проекта уверены, что переход на НПФ гарантирует каждому ученику качественное образование в полном объеме. Экономические составляющие перехода на подушевое финансирование обсуждаются на самом высоком уровне. 27 июня Общественный совет при Министерстве образования и науки РФ рассмотрел вопрос «Экономические рычаги развития среднего образования: введение региональной системы оплаты труда, подушевое финансирование учреждений образования, финансово-хозяйственная самостоятельность образовательных учреждений». [20]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Финансы бюджетных учреждений занимают в финансовой системе страны немаловажную роль: с их помощью государство осуществляет основные направления социальной политики в области здравоохранения, образования, культуры. Важной для общества в целом и для будущего страны является система образования. Сегодня в России проходит реформирование этой области, основной целью которого является повышение эффективности системы образования, ориентирование на результативность образовательных услуг. Основным из направлений является переход на нормативно подушевое финансирование общеобразовательных учреждений.

На первом уровне определяется региональный подушевой норматив финансирования для расчета субвенции на общее образования (межбюджетный уровень), предусматривающий применение системы поправочных коэффициентов, учитывающих объективно существующие условия образовательного процесса и особенности реализации общеобразовательных программ.

На втором уровне определяется механизм использования подушевого норматива при бюджетном финансировании муниципальных общеобразовательных учреждений из бюджета муниципальных образований, включая установление порядка расчета поправочного коэффициента для  образовательных учреждений.

Третий уровень предусматривает реализацию принципа нормативного подушевого финансирования на уровне общеобразовательного учреждения. Этот принцип заключается в самостоятельности школы при определении доли расходов в общем объеме средств на оплату труда работников и учебных  расходов, а также самостоятельности в определении конкретных направлений  материально-технического обеспечения, оснащения образовательного процесса и обеспечения функционирования школы.

Расчет норматива на оплату труда по системе НПФ для общеобразовательного учреждения показал, что финансирование исследуемого учреждения по статье «Оплата труда» в случае перехода на новую систему значительно уменьшиться – в 2,55 раза.

Анализ результатов по введению принципа НПФ в некоторых регионах страны позволил выделить следующие основные проблемы:

- недоучет особенностей финансирования более дорогих образовательных программ;

- уменьшение финансирования при использовании в расчетах не фактической, а «нормативной» наполняемости образовательных учреждений;

- недооценка рисков и социальных последствий при одномоментном переходе на нормативное подушевое бюджетное финансирование;

- отсутствие четкой технологии перехода на нормативное финансирование общеобразовательных учреждений, как на региональном, так и на местном уровне;

- неготовность муниципальных образований к формированию муниципального задания на образовательную услугу и финансирования по нормативу до уровня школы в пределах своих расходных обязательств;

- сложность в доведении до образовательного учреждения средств, рассчитанных по нормативу, в полном объеме;

- наличие малокомплектных (в первую очередь – сельских) школ, которые требуют значительных бюджетных средств, не обеспечивая при этом высокого качества образования.

Для их решения необходимо совершенствовать законодательную базу, осуществлять постоянный мониторинг результатов, выявлять слабые места и находить пути усовершенствования.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. О федеральном бюджете на 2007 год: Федеральный закон Российской Федерации от 19.12.2006г. №238-ФЗ.

2. О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов: Федеральный закон РФ от 24.07.2007г. №198-ФЗ.

3. О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов: Федеральный закон РФ от 24.11.2008г. №204-ФЗ.

4. О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений: Постановление Правительства РФ от 3.04. 2003г. №191.

5. Об утверждении типовых штатов начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и дополнительных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продленным днем: Приказ Минпроса СССР от 31.12.1986г. №264.

6. Об утверждении Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования: Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004г. № 1312.

7. О бюджете Удмуртской Республики на 2007 год: Закон УР от 27.12.2006г. №63-РЗ.

8. О бюджете Удмуртской Республики на 2008 год: Закон УР от 18.09.2007г. №54-РЗ.

9. О бюджете Удмуртской Республики на 2009 год: Закон УР от 23.12.2008г. №55-РЗ.

10. О бюджете города Ижевска на 2007 год: Решение Городской думы г. Ижевска от 22.12.2006г. №217.

11. О бюджете муниципального образования «город Ижевск»: Решение Городской думы города Ижевска от 20.12.2007г. №358.

12. О бюджете муниципального образования «город Ижевск» на 2009 год: Решение Городской думы города Ижевска от 19.12.2008г. №464.

13. Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: Приказ Министерства Финансов РФ от 25.12.2008 г. №145н.

14. Об утверждении методики расчета нормативов (1,2,3 ступеней обучения) подушевого бюджетного финансирования (НПБФ) государственного общегосударственного стандарта (программы) общего образования города Перми: Решение Городской думы г. Перми от 07.12.2004г. №189.

15. Концепция формирования муниципального заказа в общеобразовательных учреждениях и порядок разработки модельного регионального стандарта на образовательную услугу общего образования. – Пермь, 2006. – 23с.

16. Методика формирования нормативов, отражающих полную стоимость образовательной услуги, предоставляемой общеобразовательными учреждениями. – Пермь, 2006. – 27с.

17. Методика формирования реестра показателей результативности оказания бюджетных услуг в общеобразовательных учреждениях. – Пермь, 2006. – 22с.

18. Протокол №1 заседания Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе

19. Адамский А., Пинский А. Основные принципы новой (дифференцированной) системы оплаты труда учителей и иных работников общеобразовательных школ // Народное образование. №10, 2008.

20. Бабкин А. Финансирование образования в Архангельской области // Педсовет, № 12. 2008.

21. Вифлеемский А. Модель трехуровневой системы нормативного подушевого финансирования // Народное образование. №10, 2007, с. 157-162.

22. Дюбин В.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для вузов, Петрозаводск, 2003. 118с.

23. Климанов В. Бабко Н. Нормативное подушевое финансирование в образовании в контексте бюджетной реформы // Народное образование. №10, 2007, с. 133-140.

24. Тер-Григорьянц А.А. Проблемы реформирования финансирования системы образования // Материалы XII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». Том третий. Экономика. Ставрополь: СевКавГТУ, 2008. 247 с.

25. Финансы: учеб. / А.И. Архипов, И.А. Погосов, И.В. Караева [и др.]; под ред. А.И. Архипова, И.А. Погосова. – М.: Проспект, 2009. – 640с.

26. Финансы: Учеб. Пособие / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 504с.

27. Финансы: Учебник для вузов / под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-527с.

28. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416с.

29. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабатини. – М.: Юрайт-М, 2001. -504с.

30. www.izh.ru

31. www.kpmo.ru

32. www.minfin.ru

 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика