andrey

Путь к Файлу: /ИЖЕВСКИЙ университет / Переход общеобразовательных учреждений / Доклад.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   08.03.2015
Размер:   184.5 КБ
СКАЧАТЬ

               Образование - одно из основных и неотъемлемых

 конституционных прав граждан

Российской Федерации

 

 

На данный момент в России неудовлетворительное финансирование является одной из основных причин кризисных ситуаций в системе образования. Для решения этой проблемы в рамках национального проекта «Образование» с 2000 г. разрабатывались комплексные проекты модернизации образования (КМПО), одним из которых является переход образовательных учреждений на нормативно-подушевое финансирование (НПФ). Целью данного проекта является обеспечение достаточного, стабильного и обоснованного финансирования образовательных учреждений в зависимости от количества учащихся в отдельном учреждении.

Объектом исследования является МОУ средняя общеобразовательная школа №97 г. Ижевска.

Исходя из актуальности темы, целью данной работы является теоретическое обоснование рекомендаций по переходу общеобразовательных учреждений на нормативно-подушевое финансирование.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

a) изучить теоретические основы функционирования системы нормативно-подушевого финансирования;

b) проанализировать опыт регионов по апробации и внедрению подушевого бюджетного финансирования с выявлением его недостатков и преимуществ;

c) рассчитать норматив подушевого финансирования на примере МОУ СОШ №97 г. Ижевска;

d) предложить рекомендации по финансированию общеобразовательных учреждений.

Объем государственной поддержки субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, в 2007 г. составил 4,05 млрд. р., в 2008 г.- 5,0 млрд. р., а в 2009 г. – 5,25 млрд. р.

В 2007 г. на конкурсной основе был отобран 21 субъект РФ, а в 2008 г. еще 10 субъектов.

Кроме того, трем субъектам Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург и Тюменская область) как имеющим значительные достижения в системе образования был присвоен статус «победитель-консультант». Планируется, что они примут участие в программе поддержки других регионов, поскольку их инновационные разработки крайне полезны для успешной реализации комплексных проектов.

Первый уровень: определение регионального расчетного подушевого норматива бюджетного финансирования общего образования (межбюджетный уровень). 3% процента от числа образовательных учреждений соответственно в городской и сельской местности.

В целях предоставления каждому муниципальному образованию субвенции бюджета субъекта РФ в объемах, не ниже фактически сложившихся за предыдущий финансовый год, к объему финансирования, определенного на основе подушевого принципа для каждого муниципалитета, в рамках бюджета отрасли однократно на переходный (адаптационный) период (не более 3-х лет) устанавливается адаптационная надбавка, позволяющая учесть фактически сложившиеся расходы.

                                         Фгс=Nc×Yc×Nr×Yr+AM,                                      

АМ= ФМН,

Второй уровень: определение механизма использования регионального расчетного подушевого финансирования при бюджетном финансировании муниципальных образовательных учреждений (внутрибюджетный уровень).

К = Фм/Фн,

Объем средств, выделяемых образовательному учреждению рассчитывается по следующей формуле:

 

                                             Ф = Ф(гс)+Ф(б)+Ф(к),                                                 Ф(гс) – объем расходов на реализацию образовательной программы в соответствии с государственным стандартом общего образования. Определяется по следующей формуле:

                                                Ф(гс) = N×K×Y

где N – региональный расчетный подушевой норматив;

           Y – число обучающихся в образовательном учреждении;

                 K – поправочный коэффициент

      Ф(б) – объем расходов на образование, не учитываемых при расчете регионального расчетного подушевого норматива с учетом адаптационной надбавки, установленной для данного муниципального образования (транспортные услуги по подвозу учащихся к школе, меры социальной поддержки учащихся и работников, текущий ремонт и т.д.). Объем данных расходов определяется по каждому образовательному учреждению индивидуально, исходя из средних расчетных показателей, сложившихся за предыдущие годы, с учетом индексов-дефляторов;

      Ф(к) – объем расходов, не учитываемых при расчете регионального расчетного подушевого норматива с учетом адаптационной надбавки, установленной для данного муниципального образования, подлежащих возмещению за счет средств местного бюджета (коммунальные расходы, капитальный ремонт, приобретение оборудования, мебели).

Третий уровень: реализация принципа нормативного подушевого финансирования на уровне образовательного учреждения.

рассматривая табл. 2.1, четко видно, что наибольшая величина подушевого норматива, рассчитанного на городского учащегося, составляет 32 288 р. на 31.05.2009 г. (Московская обл.), на сельского школьника на эту же дату – 62 778 р. (Республика Саха (Якутия)). Наименьший норматив на городского учащегося отмечен в Новгородской области и составляет всего 7 917 р., а на сельского школьника самый низкий подушевой норматив наблюдается в Алтайском крае в размере 15 844 р.

Таблица 2.3. Преимущества и недостатки внедрения нормативно-подушевого финансирования

Преимущества

Недостатки

З/п модель «учитель-ученик», т.е. больше учеников больше з/п, т.к. больше финансирование

Не учитывается демографическая ситуация в конкретном регионе

Повышение заинтересованность учителей в результатах своего труда.

Недоработанность механизма распределения внеурочной занятости учителей

Должно измениться отношение учителей к школе, т.е. учитель будет дорожить  возможностью  работать в школе, ему  становится интереснее работать.

Возможно несоблюдение принципа «оплата за изменения», которые происходят, как в самих педагогах, так и в  результатах их труда.

Более активнее должны быть родители: они должны участвовать в работе школы, их участие в оценке работы учителей однозначно положительно влияет на изменение отношений между учителями и учениками.

Необходимость разработки разнообразных способов увеличения размеров стимулирующей части ФОТ за счет внутренних резервов.

Должен измениться учительский корпус: в школы должна приходить молодежь (и не только в сельские, но и в городские); в том числе мужчины, приход мужчин в школу меняет социально-психологическую обстановку в школе, позитивно влияет на учеников, в результате появилась возможность использовать в обучении разные модели гендерного обучения.

Полностью на мой взгляд зависит от личных качеств учителя, от его отношении к профессии и ученикам

У администрации появился инструмент стимулирования учителей к более результативному труду.

Стремление администрации некоторых образовательных учреждений к уравниванию объемов стимулирующих выплат во избежание потенциально возможных конфликтов с учителями.

 

Для расчета норматива, отражающего полную стоимость образовательной услуги в Удмуртской Республики, на  наш взгляд нужно воспользоваться примерной методикой Пермского края, т.к. данный регион имеет схожую с удмуртской инфраструктуру системы образования, по экономическому развитию мы находимся практически на одинаковом уровне и т.д. [16]

Структура норматива, отражающего полную стоимость образовательной услуги, предоставляемой общеобразовательными учреждениями, представлена следующим образом:

Н полн. = Н фот + Н мет.лит. + Н уч.расх. +

Н ком.расх. + Н мат.расх.,

 

Н фот = (Су*Ру+Са*Ра+Сп*Рп+Сув*Ру+Со*Ро)*

1,25*К*1,262*12,

 

Таблица 3.15. Плановая смета расходов на 2009 г.

Наименование

Код строки

Код ЭКР

План 2009г.

Оплата труда и начисления на оплату труда

2100

210

36365819

Итого расходов

8000

 

57 180 994,12

 

Таблица 3.23. Плановая смета расходов с учетом НПФ на 2009 г.

Наименование

Код строки

Код ЭКР

План 2009г.

Оплата труда и начисления на оплату труда

2100

210

35633792

Итого расходов

8000

 

56 448 967,12

 

Таблица 3.24. Анализ изменений результатов по методам формирования ФОТ МОУ СОШ № 97 г. Ижевска

Наименование должности

Годовой ФОТ по принципу НПФ, руб.

Годовой ФОТ по методу сметного финансирования, руб.

Абсолютное изменение, руб.

Темп роста (снижения), %

 

Административно-управленческий персонал

 

Директор

125450,96

134404,89

-8953,93

0,93

 

Заместитель директора по УВР

656503,62

705625,69

-49122,1

0,93

 

Итого

781954,58

840030,58

-58076

0,93

 

Педагогический персонал

 

Учитель

15717939,31

14591323,03

1126616

1,08

 

Соц. педагог

129210,01

138432,25

-9222,24

0,93

 

Педагог доп. образования

3409711,31

3718861,92

-309151

0,92

 

Препод. ОБЖ

125450,96

134404,89

-8953,93

0,93

 

Педагог-организатор

351134,65

380030,16

-28895,5

0,92

 

Итого

19733446,23

18963052,25

770394

1,04

 

Учебно-вспомогательный персонал

 

Заместитель директора по АХР

251664,04

269441,10

-17777,1

0,93

 

Главный инженер по обслуживанию здания

129210,01

138432,25

-9222,24

0,93

 

Библиотекарь

201669,13

228351,17

-26682

0,88

 

Бухгалтер

252338,64

268809,79

-16471,2

0,94

 

Заведующий библиотекой

125450,96

126676,72

-1225,76

0,99

 

Заведующий складом

126036,15

664783,93

-538748

0,19

 

Шеф-повар

224204,01

268809,79

-44605,8

0,83

 

Лаборант

511150,84

692516,82

-181366

0,74

 

Машинистка

96150,62

130486,38

-34335,8

0,74

 

Мед. Сестра

244997,45

268809,79

-23812,3

0,91

 

Секретарь

106472,79

127075,83

-20603

0,84

 

Итого

2269344,64

3184193,56

-914849

0,71

 

Обслуживающий персонал

 

Гардеробщик

528716,01

565571,61

-36855,6

0,93

 

Водитель

449581,10

491990,70

-42409,6

0,91

 

Водитель автобуса

220779,76

245995,35

-25215,6

0,90

 

Дворник

1057432,03

1131143,22

-73711,2

0,93

 

Кухонный рабочий

277214,74

300027,25

-22812,5

0,92

 

Машинист по стирке белья (подготовительные 3 класса)

93346,56

75006,81

18339,75

1,24

 

Плотник

121793,49

130486,38

-8692,89

0,93

Повар

1037879,73

1110244,50

-72364,8

0,93

Кладовщик

294050,38

318248,32

-24197,9

0,92

Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий

863344,40

927119,47

-63775,1

0,93

Электрослесарь

232127,45

246522,17

-14394,7

0,94

Слесарь сантехник

111451,00

119405,71

-7954,71

0,93

Сторож

544589,70

582551,82

-37962,1

0,93

Уборщик служебных и производственных помещений

6548591,65

7063440,82

-514849

0,93

Итого

12380898,01

13307754,13

-926856

0,93

Всего

35 633 792

36 365 819

-732027

0,98

 

            Таким образом, исходя из таблицы, можно сказать, что суммарная экономия бюджетных средств составила 732 027 р. (наибольшая экономия по должности завсклада – 81%, лаборант и машинистка – 26%). Но по педагогическому персоналу фонд оплаты труда, рассчитанный по подушевому принципу оказался на 770 394 р. больше, чем по смете. Такой показатель не является неожиданностью, т.к. в сметном финансировании, в отличие от подушевого, количество педагогических ставок в разрезе ступеней образования учитывается только по учительскому составу, и то не на каждого ученика. Поэтому остальные ставки по ПП, по АУП, УВП и ОП равномерно распределяются с 1-й по 11-й классы, что нарушает основной принцип НПФ – «деньги идут за учеником».

            Вследствие этого с помощью практических расчетов было доказано, что преимуществом НПФ является справедливое распределение бюджетных средств в части ФОТ работников общеобразовательных учреждений и некоторая образующаяся экономия средств, которую можно направить на формирование стимулирующего фонда работников с целью увеличения их заработной платы пропорционально достигнутым результатам.

           

3 Распределение стимулирующей части ФОТ при нормативно-подушевом финансировании

 

При распределении фонда стимулирования работников целесообразно обратиться к рекомендованной Министерством образования и науки РФ методике о новых системах оплаты труда (НСОТ) работников общеобразовательных учреждений, а в частности к тому разделу, где указываются примерные критерии оценки результатов работников. В данной методике ФОТ распределяется так:

 

                                       ФОТ = N х К x Д х У,                                      (3.1)

где ФОТ - фонд оплаты труда образовательного учреждения;

       N - норматив финансирования на реализацию государственного стандарта;

       К – повышающий коэффициент для данного образовательного учреждения;

       Д - доля фонда оплаты труда в нормативе на реализацию государственного стандарта, определяемая образовательным учреждением самостоятельно с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления;

      У - количество учащихся в образовательном учреждении.

Затем идет формирование централизованного фонда стимулирования руководителей образовательных учреждений, который, по-мнению Минобрнауки, должен составить не менее 5% от общего ФОТ работников. Тут же возникает вопрос: а где же взять эти 5%? Ответ на этот же вопрос ищут многие руководители, экономисты и специалисты. В частности, в своем докладе по итогам реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Удмуртской Республике в 2008 г. Министр образования УР Кузнецов А.М. сказал: «Невозможно качественно изменить систему оплаты труда работников образования, не выделяя дополнительных средств на финансирование стимулирующей составляющей заработной платы. Энтузиазм и альтруизм педагогов нельзя эксплуатировать вечно. Вряд ли предлагаемые нам схемы оплаты труда смогут привлечь в школы молодые, квалифицированные и инициативные кадры, а это вопрос не отдельной школы – это политическая проблема для всей страны».

С Кузнецовым А. М. мы полностью согласны, что без федеральной помощи на качественно новый уровень образования наши школы не переведешь. Но чем ждать того, когда дадут «подачку» свыше, нужно самим как-то разрабатывать, модернизировать существующую систему образования, внедрять новые модели функционирования всей системы управления общеобразовательным процессом и т.д.

Конечно, одного оклада и надбавки за классное руководство недостаточно, чтобы были положительные результаты. Поэтому мы предлагаем сэкономленные бюджетные средства за счет внедрения НПФ направить на создание фонда стимулирования работников.

Размер нашего фонда составляет 732 027 р. Это всего лишь 2% вместо рекомендованных 5%. Поэтому считаем целесообразным увеличить размер данного фонда путем сокращения ставок работников, за исключением ставок основного педагогического персонала (табл. 3.25). Эта мера является жесткой, но оправданной, тем более небольшое сокращение кадров не приведет к снижению эффективности образовательного процесса.

 

Таблица 3.25. Сокращение ставок

Наименование должности

Годовой ФОТ по принципу НПФ, руб.

Экономия вследствие секьюритизации по ставкам

Экономия вследствие секьюритизации в рублях

1

2

3

4

Административно-управленческий персонал

Заместитель директора по УВР

656503,62

2,25

291779,3874

Итого

656503,62

2,25

 

Педагогический персонал

Педагог доп. образования

3409711,31

13,5

252571,208

 

Окончание табл. 3.25

1

2

3

4

Итого

3409711,31

13,5

252571,208

Обслуживающий персонал

Гардеробщик

528716,01

3

176238,671

Водитель

449581,10

2

224790,5508

Дворник

1057432,03

7

151061,718

Повар

1037879,73

5

207575,9458

Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий

863344,40

5

172668,8792

Сторож

544589,70

3

181529,9013

Уборщик служебных и производственных помещений

6548591,65

52,75

124143,9175

Итого

11030134,6

77,75

159239,8457

Всего

15096349,6

93,5

1782360,179

 

Исходя из таблицы, в результате сокращения ставок (в основном обслуживающего) персонала, образовались свободные денежные средства в размере 1782360,179 р. А общая сумма средств, направляемая на создание фонда, составит 1782360,179+732 027=2 514 387 р. (6,9%).

Модернизируя формулу распределения общего ФОТ работников, предложенную законодателями, я предлагаю распределить бюджетные средства так:

 

                                    ФОТ=ФОТбаз.+ФОТстим.,                               (3.2)

где ФОТбаз.- базовая неприкосновенная гарантированная часть ФОТ;

       ФОТстим.- стимулирующая часть ФОТ.

Таким образом, повышающий (корректирующий) коэффициент, предназначенный для выравнивания бюджетного финансирования образовательных учреждений, превращается в фонд стимулирования работников, который выполняет и функцию повышающего коэффициента и непосредственно свою функцию – перераспределение бюджетных средств среди работников общеобразовательного учреждения с целью их материального поощрения за достигнутые ими результаты (табл. 3.26).

 

Таблица 3.26. Корректирующие коэффициенты для всех типов школ в разрезе ступеней обучения

Коэффициенты

Размер подушевого норматива затрат по ФОТ в год на 1-го учащегося, р.

Ступень обучения

Значение

К1 – корректирующий коэффициент, учитывающий реализацию программ повышенного уровня в лицеях, гимназиях, школах с углубленным изучением предметов, школах с углубленным изучением предметов, школах с углубленным изучением иностранного языка.

19000,108

1

1,00

21886,40

2

1,54

25628,24

3

1,52

К2 – корректирующий коэффициент, учитывающий реализацию программ специального (коррекционного) обучения.

19000,108

1

1,85

21886,40

2

2,08

25628,24

3

1,00

К3 – корректирующий коэффициент, учитывающий реализацию программы компенсирующего обучения на 1 ступени обучения.

19000,108

1

1,63

21886,40

2

1,00

25628,24

3

1,00

К4 – корректирующий коэффициент, учитывающий наличие групп продленного дня.

19000,108

1

1,43

21886,40

2

1,30

25628,24

3

1,00

К5 – корректирующий коэффициент для классов с наполняемостью до 20 человек в школах, расположенных в отдаленных районах.

19000,108

1

1,25

21886,40

2

1,25

25628,24

3

1,25

К6 – корректирующий коэффициент для классов с наполняемостью до 15 человек, расположенных вне типовых зданиях.

19000,108

1

1,67

21886,40

2

1,67

25628,24

3

1,67

К7 – корректирующий коэффициент по начальным школам с первой ступенью обучения.

19000,108

1

1,54

21886,40

2

1,00

25628,24

3

1,00

К8 – корректирующий коэффициент для основных школ первой и второй ступени обучения.

19000,108

1

1,40

21886,40

2

1,08

25628,24

3

1,00

К9 – корректирующий коэффициент для школ, имеющих в своем составе обучающихся на дому.

19000,108

1

4,84

21886,40

2

4,42

25628,24

3

4,94

К10 – корректирующий коэффициент для всех школ, имеющих бассейн.

19000,108

1

1,06

21886,40

2

1,05

25628,24

3

1,04

 

Корректирующие коэффициенты рассчитываются как соотношение рассчитанной составляющей норматива по фонду оплаты труда с учетом возникающих вышеуказанных дополнительных затрат на реализацию специфики учебного плана и условий организации образовательного процесса.

Таким образом, если рассчитанный нами норматив подушевого финансирования в части ФОТ взять как базовую основу, т.е. с корректирующим коэффициентом 1,00, то, например, норматив по классам со специальным обучением будет определяться следующим образом (табл. 3.27).

 

Таблица 3.27. Расчет норматива ФОТ для школ, имеющих классы со специальным (коррекционным) обучением

Размер подушевого норматива затрат по ФОТ в год на 1-го учащегося, р.

Ступень обучения

Значение

Итоговая сумма норматива ФОТ

19000,108

1

1,85

35150,2

21886,40

2

2,08

45523,71

25628,24

3

1,00

25628,24

 

Примерное положение о распределении фонда стимулирования работников образовательных учреждений приведено в прил. 1.

 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика