andrey

Путь к Файлу: /Гуманитарный университет / Геполитика / Лоббизм (рус).doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   18.03.2015
Размер:   123.5 КБ
СКАЧАТЬ

лоббизм на общественным началах

Отстаивать бизнес-интересы через общественные организации сейчас выгоднее, нежели содержать отдельных политиков многие предприниматели лоббируют сегодня интересы своего бизнеса через общественные организации. Оказывается потому, что этот путь не требует полного погружения в политику и позволяет значительно сэкономить при решении подобных вопросов.

Всем, кто занимается бизнесом в Украине, известно: одна из составляющих успеха - наличие хороших связей. Имея их, легче заработать стартовый капитал, приобрести надежных партнеров и выстроить схему взаимоотношений с органами, контролирующими предпринимательскую деятельность. Однако на определенном этапе, когда вы почувствуете в себе силы не только выживать в рамках существующего правового поля, но и изменять его ради успешности вашего дела, просто связей и личных договоренностей будет недостаточно. Дело в том, что внесение необходимых вашему бизнесу «поправочек в закон (правительственное постановление) или отмена уже принятых решений, ухудшающих условия ведения вашего бизнеса, приобретает форму опять-таки закона или постановления. А это требует не только усилий не одного десятка человек, но и весьма больших затрат.

Один в поле — не воин

Лоббист-одиночка — понятие практически лишенное всякого смысла. Главным образом ввиду затратности этого пути отстаивания интересов. Ведь только подготовка проекта нормативно-правового акта (услуги экспертов и юристов) обойдется заинтересованной стороне примерно в $5 тыс.

Впрочем, опытные лоббисты знают, что именно эту сумму можно и не выкладывать лично, а переложить на плечи государства путем внесения вопроса, интересующего предпринимателя, в план работы Кабмина либо Верховного Совета. Тогда на подготовку проекта будет составлена соответствующая смета, а расходы оплачены из госбюджета. Кроме того,

потребуется приложить определенное количество усилим и средств на индивидуальную работу с депутатами, чиновниками и др., на создание общественного резонанса (публикации н СМИ, круглые столы, конференции) и т. п. В целом же, и зависимости от вида и характера проекта сто реализация обойдется заинтересованной сюроне (по опенкам разных экспертов) от 520 тыс. до $ 100 тыс. Хотя именно в этом случае уместно заметить, что предела прекрасному не существует, так как верхняя граница инвестиций определяется масштабностью мышления и платежеспособностью заказчика.

Однако есть одно «но». Даже факт уплаты денег не является гарантией принятия требуемого решения/документа: если предприниматель не близкий друг или родственник человеку, принимающему решения, то и перспектив на положительный исход его одинокой инициативы пет. Именно этот факт и является основной причиной создания общественных организации предпринимателями, которые не собираются оставлять свой бизнес и уходить в большую политику. Понятно, что главная задача таких объединений — существенное сокращение затрат каждого из членов при решении насущных вопросов. Ведь общественная организация -объединение единомышленников, ежедневно сталкивающихся с аналогичными проблемами.

Специфику и выгоды лоббирования интересов группы лиц через общественную организацию легче всего увидеть в сравнении с «прямолинейными» действиями в том или ином случае.

Влиятельный депутат —

залог успеха при

совершенствовании

законов

Опытные лоббисты знают, что законопроект, не имеющий серьезной поддержки в парламенте, только преодолевать расстояние от внесения его в Верховный Совет до рассмотрения на пленарном заседании депутатами будет в течение нескольких лет. Один из вариантов оптимизации схемы — доверить руководство вашим

бизнесом партнерам, а самому стать народным депутатом. Алгоритм хорош, но имеет ряд «но».

Во-первых, если вы действительно хотите лично лоббировать интересы своего бизнеса в парламенте, , о нам необходимо быть влиятельным народным депутатом. То есть состоять в руководстве одной из парламентских фракций или постоянных комитетов. Сделать это — стать профессиональным политиком — в течение первого , пока пребывания в парламенте удастся единицам, пришедшим из бизнеса в большую политику. Следовательно, прежде чем решиться на такие перемены в вашей жизни, следует оценить шансы на успех. Ведь в противном случае

вам придется выполнять функции депутата-статиста при голосовании по вопросам, лоббируемым вашими же, по более сильными коллегами-депутатами.

Если же вы не готовы к такому решению (или просто чалм слово не совмещать занятие бизнесом с политикой), то вам предстоит обратиться к уважаемому вами депутату N с предложением внести поправку в интересующий вас законопроект и самостоятельно заплатить ему за оказанную услугу.

Возможен и третий вариант - обратиться за помощью в профильную общественную (лоббистскую) организацию, сотрудничество с которой позволит сократить не только время прохождения интересующего вас документа через парламент. но и связанные с этим

расходы примерно на 2/3. Эффективность работы с парламентом через лоббистские общественные организации определяется в первую очередь наличием в Верховном Совете своих» и, желательно, влиятельных депутатов.

Например, резидентом Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий в Верховном Совете является глава Союза, народный депутат, зампред Комитета по вопросам экономической политики Юрий Ехануров. До недавнего времени УСПП в парламенте был представлен его президентом Анатолием Кинахом. Деятельность Украинской лиги предпринимателей АПК (УЛПАК) поддерживается народными депутатами Богданом Губ-

скнм,   Людмилой   Супрун н Внталем Цехмистренко.

 

чего стоит добиться

подписания «нужного»

указа президента?

Специфика движения документов экономического характера (проектов указов. законопроектов, подготовленных Каб.мином, законов. принятых парламентом) но Администрации президента состоит и том, что, в отличие от прохождения нормативно-правового акта через парламент, их судьба зависит от самого президента и еще 6—8 очень влиятельных чиновников Администрации президента: руководителя, заместителя главы по экономическим вопросам, заместителя главы по юридическим вопросам, начальника главного управления анализа к прогнозирования по экономическим и социальным вопросам, начальника юридического управления и первого помощника президента. Иногда к работе над документом привлекаются помощники и советники президента.

Перед утверждением президентом указа в Администрации составляется т. и. <<Довідка погодження», которая подписывается ее руководителем (Николаем Билоблоцкнм), заместителем но экономическим вопросам (Петром Гайдуцким), начальником главного управления анализа и прогнозирования по экономическим и социальным вопросам (Евгением Грпго-ренко), Владимиром Гор-булнным (кто будет сейчас подписывать вместо него — неизвестно, поскольку свой автограф Владимир Павлович ставил па документе просто как человек, а не как секретарь СНБОУ, коим на данный момент является уже Евгений Марчук) и первым помощником президента (Владимиром Литвином). Последний, как правило, и несет документ на подпись главе государства. На подписание документа у президента уходит не больше 13—20 календарных дней. игорь самарцев

директор Объединения предпринимателей "Деловая инициатива»

— В отличие от других предпринимательских объединений, деятельность которых носит некий политический опенок, мы предпочитаем заниматься целевым или, если хотите, точечным лоббированием.

Определенного алгоритма успешности прохождения проекта нормативно-правового акта нет. Это процесс скрытый, непрозрачный. Однако перед тем, как приступить к работе, следует, во-первых, выяснить, насколько этот документ затронет интересы других субъектов рынка. Во-вторых, насколько сильны и влиятельны эти субъекты. В-третьих, насколько реально принятие такого документа. И наконец, как предлагаемые нововведения отразятся на доходной и расходной частях государственного бюджета. Естественно, что не все предложения удается реализовать. Если говорить о сроке, на протяжении которого проект нормативно-правового акта может стать действующим документом, то при удачно складывающихся обстоятельствах и достаточно активном лоббировании — это 2—3 месяца.

Владимир щепнунов

первый вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей

— Для того чтобы эффективно влиять на решения власти, необходимо непосредственно участвовать в принятии этих решений. В соответствии с распоряжением президента, УСПП получил право участвовать в работе над проектами нормативно-правовых актов. Из сегодняшний день представители УСПП включены в состав коллегий Минфина, Минпромполитики, Минтруда, Минуглепрома, Фонда госимущества, Госстандарта, Госкомстроя и Национального агентства по вопросам развития и европейской интеграции. Представители УСПП будут приглашаться на заседание коллегий МВД, Мина-гропрома и Гостелерадио. В ближайшее время наши вице-президенты станут членами коллегий Минэкономики, Минэнерго, Минюста, НАК «Нефтегаз Украины», Государственной налоговой администрации, Госкомсвязи, МВЗСТорга и других органов исполнительной власти.

Нами проводится работа по оказанию влияния на решения региональных властей. Уже скоро представители УСПП будут участвовать в работе Одесской, Запорожской и Винницкой областных государственных администраций.

 

Естественно, если вы столкнулись с необходимостью решать вопросы через Администрацию президента, то вольны выбирать поведенческую модель. Вариант первый — стать сотрудником Администрации президента. Конечно, не клерком (это бессмысленно), а желательно, одним из внештатных со-ветнико» президента. Эта должность позволит нам не отрыватн'я от бизнеса н ре-тан, при этом многочисленные интересующие вас вопросы. Путь, конечно, хороший, но доступный далеко не каждому: вакансии «внештатных советников» создаются и заполняются лично главой государства.

Вариант второй (затратный) - не работая в Администрации, решать вопросы через кого-то из влиятельных сотрудников данной структуры.

И наконец, вариант третий - доверить лоббирование наших вопросов влиятельной общественной организации, что позволит «приделать ноги» документу п сократить ваши расходы и наших коллег, заинтересованных в решении данного корпоративно™ вопроса. Влиятельная общественная организация (сэкономив .ваше рабочее время и снизив затраты, мини-мим на 1/2) соберет подписи всех перечисленных высокопоставленных чиновников под проектом

нужного документа, что и является главным показателем успешности работы лоббистов в президентской администрации.

 

Вячеслав «редисов

председатель координационного совета Объединения предпринимателей -Нош формация-

— По причине своей относительной разрозненности предприниматели пока еще не стзли реальной силой. Хотя я считаю, что в скором будущем влияние на власть (в том числе и на региональном уровне) со стороны объединений предпринимателей увеличится. Кроме того, неизбежен и процесс укрупнении оргзнизаций. Крупным структурам легче защищаться.

 

 

 

 

Содержание

Основной инициатор

Закон Украины "0 внесении изменений е Закон Украины "0 налогообложении прибыли предприятий» (Верховный Совет Украины преодолел «вето» президента Украины на этот Закон)

Отменены централизованные 10-процентные амортизацшн-ные отчисления

УСЛП'

Закон Украины «0 внесении изменений а ст.1 1 Закона Украины «0 налоге на добавленную стоимость» (принят Верховным Советом и подписан президентом)

Предусмотрено освобождение от налогообложения поставок критического импорта до 1 январи 2001 года

УСПП

декабря 1998 г.

Приостановлен порядок применения непрямых методов определения обьема операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость

успп

Указ президента Украины -0 продаже земельных участков несельскохозяйственного назначения»

Законодательно разрешена продажа земельных участков несельскохозяйственного назначения

УСПП

 

Закон Украины -0 внесении изменений в статью 3 Декрета Кабинета министров Украины «0 государственной пошлине» (принят Верховным Советом)

 

Предусмотрено уменьшение размеров ставки государственной пошлины за подачу иска имущественного

 

успп

Закон «0 гербовом сборе" (принят Верховным Советом)

Отмена гербового сбора с операций внутри страны

КЭЦОПУ

Решение Государственного комитета Украины по вопросам развития предпринимательства о приостановке действия указа Госкомстата от 27 июня 1998 года №2632

Применение бланков строгой отчетности для первичных документов бухгалтерского учета приостановлено

кэцопу

Закон «0 внесении изменений в некоторые законы Украины о деятельности хозяйственных обществ» (принят Верховным Советом)

Уменьшение размера уставного фонда обществ с ограниченной ответственностью с 625 до 100 минимальных размеров заработных плат (на дату регистрации)

КЭЦОПУ

июля 1998 года №727 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства"

Упрощена система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства

КЭЦОПУ

Указ президента "Об отмене постановления Кабинета министров Украины от 9 июня 1999 годэ №1225 «0 внедрении системы сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации использованной тары (упаковки)»

В отмененном постановлении предусматривались очень высокие тарифы на услуги по сбору, сортировке, транспортировке переработке и утилизации использованной

Объед. предпринимателей «Деловая

 

 

 

 

бьединений предпринимателей Украины.

 

Уберечь проект документа от изменения кабмином — задача аля виртуоза

Опытному лоббисту и:л!е-тно, что основание для но:)-1КНОИСПМЯ нроск | поста-)влеппя Кибмина ндяются коп, указ [|рс:шде -|'а, нпн-

1ЯТМ1И    ОДНОГО    II      МПНИС-

рстп п Программа  чсяп'.-п,-хти |||>а|)нтсл|,гп  . ЛюГюп

Х1СКТ    1|ра|1|Ц-С.:||,(.    НС'ППОГО

ктапоилеипя перс  тем. как

попасть па подпись к премьеру, проходит рассмотрение в профильных министерствах, ведомствах и госкомитетах. В идеале, постановления должны приниматься коллегии |ыю на заседаниях правительства, что происходит далеко не всегда. Более того, не всегда постановления подписываются премьер-министром. В Кабмине существует огромный аппарат, состоящий из многочисленных управлении, начальники которых иногда заворачивают «па доработку» проект постановления, уже завизированный министрами. Огромный бюрократический аппарат

и практически перемамепти-рованные с|нжн работы над проектами документов приводят к тому, что интервал между возникновением проекта постановления и его принятием на заседании Кабинета министров затягивается на месяцы.

В такой ситуации вы можете решить самостоятельно убеждать разработчиков нужного вам постановления (пли распоряжения) не вносить коррективы в интересующий вас документ. Но только учитывая сошным штат Кабмнна. его убеждение в нужном вам направлении может стать основным и единственным делом всей вашей жизни.

Более эффективный вариант для решения вопросов через Кабмин - стать помощником премьер-министра, и совмещать лоббизм с работой во имя выполнения Программы правительства. По опять-таки штат помощников и советников формируется, как правило. лично премьером.

Если же вы не готовы посвятить свою ж пз| и, самосто-

ятельному покорению Каб-мипа, а премьер-министр не расположен к вам настолько, что готов пригласить для работы I! свои аппарат, слоном. вы — простой украинский бизнесмен, тогда лучший выбор для вас —общественная организация. Именно лоббистская структура при работе с Кабинетом министров сможет сократить интервал между внесением проекта в Кабмин и его принятием до 2—3 месяцев, а также оградить проект постановления (или распоряжения) от внесения в него правок,

Работа общественных организаций с правительством ведется по следующим схемам. Во-первых, представители таких организаций, как УСНП и Конфедерация работодателе]! Украины принимают участие в подготовке нормативно-правовых актов через представительство, участвуя в заседаниях коллегий ряда министерств и ведомств. Во-вторых. на заседаниях Кабмина с правом совещательного голоса могут присутствовать представители УСПП и УЛ-ПАК. В-третьих, ряд общественных организации входит в состав различных межведомственных групп и комиссии. В-четвертых.

многие представители общественных организаций являются членами Совета предпринимателей при Кабинете министров. II наконец, достаточно эффективно общественные организации работают с Гоекомпредирн-нимательства Александры Кужель.

^Леонид козаченио

президент Украинской лиги предпринимателей агропромышленного комплекса

— Общественной организации, которая бы влияла так на аграрный сектор, как, например, влияет УСПП на промышленный, в Украине нет.

Беда в том, что мы, как правило, не участвуем в работе над нормативно-правовыми актами. Комитет ВС по вопросам аграрной политики и земельных отношений на 90% состоит из представителей левых партий, не считающихся с интересами предпринимателей. Поэтому нас на заседания комитета не приглашают. А если и приглашают, то только дня того, чтобы сообщить нам о своих решениях. На недавних парламентских выборах мы поддерживали кандидатуры нескольких депутатов, однако они, к сожалению, работают в других парламентских комитетах. Советники президента тоже не всегда воспринимают наши предложения.

Согласно распоряжению Кабмина, я как представитель УЛПАК присутствую, с правом совещательного голоса, на заседаниях Кабмина. Однако эффект от этого присутствия больше познавательный, нежели влиятельный. Когда перед окончательным этапом голосования «за» или "Против- мне отводятся две минуты на выступление, изменить что-либо уже достаточно сложно.

Мы стараемся оказывать влияние на решения, принимаемые властью, но пока достичь желаемого в полном объеме не можем.

 

Самые влиятельные общественным

На сегодняшний день в Украине существует «коло двухсот общественных организаций, объединяющих предпринимателей. Наиболее крупными являются Украинский союз промышленников и предпринимателей (президент - Анатолий Ки-нах), Союз прсдпрппи.ман'-лей малых, средних и приватизированных предприятий (президент - Юрий Ехану-ров), Украинская лига предпринимателей агропромышленного комплекса (президент — Леонид Козаченко). Упомянутые организации создали крупные конфедеративные структуры, к которым присоединились более мелкие общественные организации. Так, но инициативе УСПП организована Конфедерация работодателей Украины, с подачи Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных

предприятий создан Координационно-экспертный центр объединений предпринимателей Украины, а детищем Украинской лиги предпринимателей АПК стала Украинская аграрная конфедерация. В уставных документах данных общественных организаций четко сказано, что главной целью их создания является «представительство и лоббирование законодательных, финансовых и других интересов» своих членов.

Перед тем как принять решение о том, какой из организаций доверить решение своих вопросов, следует знать, что УСПП наиболее успешно лоббирует во всех органах власти интересы промышленников (металлургов, машиностроителей и т.д.) и связанного с ними экспорта-импорта. Союз предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий решает во- ! л росы через нее органы ила- ; сти по налогообложению, а Украинская лига предпринимателей АПК — октан на- ] ет (в основном через Вер- !

хоннын Сонет) интересы тех, кто намерен заниматься сельским хозяйством в рыночных условиях.

Результаты говорят сами за себя

Результаты деятельности общественных организаций на лоббистском поприще внушают определенный оптимизм (см. таблицу). Однако обращает на себя внимание тот факт, что, во-первых, большинство инициированных организациями проектов были посвящены либо отмене, либо приостановке уже принятых документов. (То есть лоббирование направлено не на создание чего-то нового, а на устранение нежелательных для бизнеса последствий принятых нормативных актов.) А во-вторых, практически полное отсутствие пролоббированных через общественные органншцнн нормативно-правовых актов, касающихся сельского хозяйства, свидетельствует о том. что аграрии предпочитают решать сноп вопросы другими методами.                     

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф. Шамхалов

ЛОББИЗМ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА (МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИЯМ И СЕМИНАРАМ)

Институт лоббизма (от английского «1оЬЬу» - «кулуары») как инструмента взаимодействия предпринимательских и властных структур стал всеобще распространенным явлением Можно утверждать, что в этом своем качестве феномен лоббизма служит прежде всего выражением признания предпринимательскими кругами регулирующей роли современного гоударства и необходимости сотрудничества с ним1

Один иэ важнейших факторов развития данного  феномена — беспрецедентное расширение роли государственной бюрократии. Она способна как ускорить, так и застопорить принятие решений практически но любому вопросу. Причем разные государственные и политические институты не всегда и не во всем действуют согласованно. Механизмы принятия решений на всех уровнях пклдарственной власти находятся в постоянном движении, они постоянно сталкиваются, конкурируют и конфликтуют друг с другом; соответственно противоречат друг другу сами принимаемые решения. Это объясняется, во-первых, тем. что равные ведомства, отделы, министерства строятся по принципу более или менее узкой специализации, и их деятельность отражает как профессиональные интересы чиновников, так и интересы тех сфер общественной жизни, которыми они призваны управлять. Во-вторых, должностные лица, в прерогативы которых входит принятие решений, отличаются плюрализмом мнений, позиций, симпатий, антипатий и т.д. Поэтому они доступны влиянию разнообразных экономических, социальных, этнонациональных и иных групп, каждая из которых стремится реализовать свои интересы.

Нельзя не отметить и то, что государственная бюрократия является потенциальным союзником бюрократии частных корпораций. Не случайно подчас име<м место их симбиоз. Об этом свидетельствует практическое сращивание в США созданных после второй мировой войны государственных организаций, обладающих огромным бюрократическим аппаратом (такт, как Министерство обороны. Комиссия по атомной энерни. Национальное агентство по исследованию космического пространства и др.). с корпоративной системой, Политика правительства питалели капитализма (как и других развитых стран), направленная на важнейшие сферы общественной аи (ни. уже не может разрабатываться и осушест влиться без учета интересов корпораций

 

 

Лоббистов часто изображают как не чистыхна руку людей, лишенных морально-нравственных ориентиров и преследующих корыстные интересы своих нанимателей, не сообразуясь с общепринятыми этическими нормами. Многие убеждены в том, что лоббисты занимаются исключительно тайной и даже противозаконной деятельностью, оказывая большое влияние на выработку политики государства и добиваясь

принятия конкретных политических решений путем дачи нужным людям в)яток. внесения незаконных взносов в фонды избирательных кампаний тех или иных партий или политических деятелей, и т.п. Между тем, характеризуя феномен лоббизма следует иметь в виду не только и не столько коррупцию, подкуп должностных лиц, кумовство, и т.п. (хотя и они в той или иной степени ему присущи). Речь важно вести о так

называемом цивилизованном лоббировании предполагающем соблюдение определенны: мр.ши.т И1ры, признанных участвующими в процессе сторонами. Такое лоббирование — это деятельность в органах законодательной и исполнительной власти с целью представления в ни> интересов определенных общественных групп осуществляемая с помощью соответствующих механизмов, технологий и методов, обеспечивающих принятие государством адекватных этим интересам решений. Лобби представляют собой систему разного рода организаций (предпринимательских, а также профессиональных, религиозных, культурных и т.д.), члены которых действуют, официально не заявляя о преследовании специфических интересов. Нередко лобби именуют <чруппами интересов» или «группами давления», причем сила их влияния во многом определяется количеством н составом членов организации, ее экономическим могуществом н ее ролью в обществе. Лобби отличаются от политических партий тем, что не ставят целью навоевать власть, а ограничиваются давлением на нее.

Наибольшего распространения лоббизм получил в условиях рыночной экономики и развитого гражданского общества, либеральной хозяйственной и плюралистической общественно-политической систем. Именно с чтим связано усиление внимания российской общественности в целом и предпринимателей в особенности к рассматриваемому институту под-г-отовки. принятия н реализации социально значимых законов и других нормативно-правовых актов.

В США практика лоббирования активно используется профсоюзными и другими общественными организациями (призванными защищать интересы граждан в различных сферах жизни), средствами массовой информации. Его субъектами являются разного рода лоббистские фирмы: консалтинговые и рекламные агентства, аналитические центры и т.п. При всем том лоббизм преследует прежде всего экономические цели, и проблема лоббирования затрагивает прежде всего бизнес и предпринимательские структуры. Отношения лоббирования возникают по поводу принятия конкретных законов и иных хозяйственно-правовых актов, выделения кредитов и дотаций, выдачи лицензий и квот Как свидетельствует американский опыт, расходы корпорации на содержание лоббистов не только окупаются, но и приносят крупные доходы. Используя связи, подарки, приглашения на обеды и в театры, практикуя другие, куда более ощутимые формы «благодарности», лоббисты добиваются выделения дополнительных ассигнований и заключения сверхприбыльных сделок г.

О значимости и возрастающей роли лоббизма в индустриально развитых странах свидетельствуют, в частности, прилагаемые в этих странах усилия по установлению над ним государственного контроля и введению его в рамки закона. В целом лоббирование весьма трудно контролировать премировать в законодательном порядке. В Америке законность лоббистской деятельности часто обосновывается прежде вест ссылками на первую поправку к Конституции США, которая гарантирует право граждан обращаться к правительству с прошениями3 (аналогичное право в той или иной форме зафиксировано в конституциях и законодательных актах любой страны с демократическим режимом). В некоторых странах (например, в Канаде) приняты специальные законы о лоббизме, в других (скажем, Австралии и Бразилии) подобные законы находятся на стадии парламентской подготовки. В Австралии и Германии действуют специальные правила регистрации юридических и физических лиц, пытающихся влиять на законодательный процесс. В Германии разработаны также ведомственные нормы, регламентирующие взаимоотношения законодательной н исполнительной властей с лобби-агентами.

Постановка деятельности лобби под госконтроль призвана институционализировать ее для предотвращения (или во всяком случае сужения возможностей) коррупции. Основой законодательства о лоббизме в нашей стране можно считать положения статей 30, 32 и 33 Конституции России о праве граждан создавать объединения и общества, обращаться в государственные органы, участвовать в управлении государством. Это дает юридическим и физическим   иным правообеспеченную возможность вступать в контакты с властными структурами, доводить до их сведения свои информационные и аналитические материалы, вносить соответствующие предложения. Существует и специальный законопроект, посвященный лоббизму Возвращаясь к США, стоит отметить, что в 'Закон о реорганизации законодательной власти 11946 г.) был внесен специальный раздел, пре-лусмагривающий регистрацию у служащего Палаты представителей и секретаря Сената всех лиц и групп, расходующих денежные средства преимущественно для оказания влияния на процесс принятия Кон]-рсссом тех или иных законов. Результатом введения системы контроля и регулирования лоббистской деятельности стала по сути дела легализация соответствующей профессии. Согласно названному акту, каждый лоббист обязан обнародовать объемы своих расходов. Предусматривается также прозрачность всех взносов и регистрация имен н адресов всех, кто внес в фонд лоббирования более 500 долл. Денежные расписки хранятся в течение не менее двух лет после регистрации лоббисткой |руппы в Конгрессе, а ежеквартальное парламентское издание «Конгрешнл куортерли» периодически публикует список лиц и групп, несущих наибольшие расходы по лоббированию, с указанием размера л их расходов. Нарушение отмеченных правил предусматриваем штраф и 5 тыс. долл. или тюремное заключение сроком до одного гада; к тому же нарушителям грозит запрет на занятие лоббистской деятельностью в течение трех лет. Их повторное нарушение влечет за собой штраф в 10 тыс. долл. или тюремное заключение сроком до пяти лет.

Правительства ряда штатов ввели еще более жесткие правила деятельности лоббистов и

лоббистских организаций. Однако принимаемые соответствующие решения подчас довольно легко оспариваются. Лоббисты умело используют тот факт, что до сих пор нет единого общепринятого определения того, кто именно должен регистрироваться в качестве лоббиста. Продолжаются также дискуссии относительно эффективности регистрации в качестве механизма контроля за его деятельностью.

Интересы предпринимателей лоббируют прежде всего многочисленные предпринимательские объединения (союзы, ассоциации, лиги), общественно - государственных с фонды, общественные структуры при органах законодательной н исполнительной власти, бизнес-клубы. В вашингтонских коридорах власти лоббисты добиваются финансовых выгод или налоговых и иных льгот для своих клиентов, устанавливая связи с нужными людьми в разного рода парламентских комитетах и в ведомствах исполнительной власти. Нередко лоббисты выполняют роль посредников при заключении различных сделок между заинтересованными группами и политическими деятелями, оказывая существенное влияние на формирование политического курса в сфере экономии!. Учитывая это. некоторые авторы даже называют институт лоббизма «третьей палатой» законодательной системы (наряду с двумя палатами Конгресса США — Палатой представителей и Сенатом).

Каждая предпринимательская организация общенационального масштаба считает делом чести иметь своих представителей в Вашингтоне. Один только Американский институт нефтяной промышленности держит в столице около 60 зарегистрированных лоббистов, В широких масштабах лоббирование практикуется на штатном н местном уровнях. Так, например, во время каждой сессии законодательного собрания штао Калифорния регистрируется около 500 лоббистов, причем таковыми нередко становятся бывшие члены законодательных собраний. В своих избирательных округах конгрессменам приходится иметь дело с разными организованными группами, отстаивающими свои интересы, в том числе группами общенационального масштаба. Так, Торговая палата США еще в 50-х годах создала на местах около 2300 Становление новой системы хозяйствоваш

«комитетов действия» призванных усилить нажим на членов Кошресса США'

Как правило, лоббистов в Америке именуют по названию представляемого бизнеса, скажем, «нефтяное», «оружейное», «автомобильное», «шоссейное» лобби. При регистрации от лоббистов требуется информация о том, на кого именно они работают. Однако названия соответствующих конкретных корпораций, зачастую

сохраняются втайне. К наиболее крупным лоббистским организациям относятся, в частности, «Нэшкл райфл ассоушиэйшн», «Нэшнл эдью-кейшн ассоушиэйшн», Американская федерация фермерских бюро, вышеупомянутый Институт нефтяной промышленности. Исключительно активно действуют такие организации бизнеса, как Национальная ассоциация промышленников и та же Тооговая палата США

В России лидирующие позиции в рассматриваемом отношении занимают Торгово-промышленная палата Российской Федерации', Российский союз промышленников и предпринимателей. Федерация товаропроизводителей России. Ассоциация российских банков и «Круглый стол» бизнеса России; функционирует Ассоциация ФПГ России*, недавно создан Союз промышленных корпораций («Конфедерация Рос индустрия»). Разумеется, немаловажная роль в лоббистской деятельности принадлежит руководителям ведущих компаний и корпораций, формальных н неформальных финансово-промышленных групп

Большой интерес в этой связи представляют результаты исследования эффективности лоббистской деятельности представителей коммерческих и государсгвенных структур, проведенного в прошлом году Агентством экономических новостей по закалу и с участием «Независимой газеты». Перед специально подобранной группой экспертов из 5(1 человек была поставлена задача определить по итогам июня и в целом второго квартала 1908 г. степень эффективности работы 190 лиц, выражающих интересы тех или иных коммерческих, финансовых, политических и иных структур (она определя-

лась по пятибальной шкале). Авторы исследования выделили три «весовые категории» лоббистов: 1) «первые лица» коммерческих, государственных и политических структур; 2) региональные лидеры; 3)лоббисты-профессионалы7. Не со всеми выкладками н ар:л ментами авторов исследования можно согласиться, предложенная ими классификации во многом носит условный характер. Однако публикации четко фиксирует факт формирования в России института лоббизма и лоббистских структур.

11оследние пытаются решать задачи формирования экономической политики государства, отраслевого кредитования и субсидирования. спонсирования избирательных кампаний, зашиты деловых людей от коррупции в органах государственной власти и поддержки предпринимателей в борьбе с бюрократизмом, оказания помощи в получении достоверной информации о рыночной конъюнктуре, поиска партнеров и т.п. Особое значение для корпоративного лобби приобретает добывание финансовых ресурсов, прежде всего из таких источников, как экспортно-импортные и баиковско-фицансовые операции, прямые бюджетные дотации и льготные кредиты, приватизация государственной собственности.

Правда, предпринимательские круги пока      < довольно сдержанно оценивают эффективность      I своего лоббистского влияния на деятельность      I государственных органов. На вопрос: «В какой      I мере, на ваш взгляд, государственные органы учитывают позицию вашего союза/ассоциации?» типичным остается ответ: «Усилий много, а что в итоге?» Исследование лоббистских предпринимательских структур, проведенное Центром политических технологий, показало, что они находятся на начальной стадии своего превращения в инструмент реального политического представительства шгтересов бизнеса; они еше не стали авторитетным посредником во взаимоотношениях власти и различных со-обшеств бизнеса, не располагают (за исключением Торгово-промышленной палаты РФ) сколько-нибудь разветвленной системой «форпостов» в органах государственной власти*.

Ускорению процесса становления в России цивилизованного лоббизма могло бы способствовать принятие соответствуюшего законодательства. В проекте Федерального закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» перечисляются следуюшиее ее формы: Г) прсд->л явление в федеральные органы государственной власти проектов законов, указов, распоряжений, постановлений и других нормативных актов, документов и информационных материалов, касающихся полномочий соответствующих органов исполнительной власти; 2) участие в обсуждении комитетами и комиссиями

Федерального собрания, органами исполнительной власти этих законопроектов, документов и материалов; 3) устные и письменные кот акты с депутатами, должностными лицами федеральных органов государственной власти но поводу интересов физических лии или организаций; 4) экспертиза проектов законов и иных1 нормативных актов федеральных ор! анов госвласти. Дальнсйш ий ход борьбы за принятие названного закона покажет, насколько сами российские предприниматели заинтересованы в том, чтобы поставить работу своих агентов под правовой контроль.

В данном контексте представляется актуальной разработка сформулированного в литературе вопроса о том, что лоббизм как средство взаимодействия предпринимательских и властных структур качественно неоднороден: «При ближайшем рассмотрении оказывается, что далеко не все, что носит название лоббизма, является таковым в узком смысле, то есть влиянием на решения извне, не предполагающим установления постоянных и обязывающих отношений, В этом смысле лоббизм противостоит институционализированным формам взаимоотношений. В чистом виде >ти полярные стратегии встречаются достаточно редко, мест о четкой границы между ними занимает множество переходных типов. На практике политические действия групп давления тяготеют к одному или другому типу, и только в этом смысле можно говорить о стратегии лоббизма и стратегии институционадизании».

Предпочтительны, разумеется, институционализированные формы, предполагающие и ответственность сторон взаимодействия за принятые решения, и легитимизацию представительства предпринимательских кругов в данном процессе, а также в значительной мере исключающие субъективные действия представителей власти при поддержке тех или иных хозяйственных структур уширупп предпринимателей. Институционализированные формы олицетворяют долее высокую ступень взаимодействия, поскольку эти отношения носят уже не спорадический, а регулярный, стабильный характер; они более прозрачны и, следовательно, в несравненно большей мере поддаются общественному контролю и влиянию. Нельзя не согласиться с теми исследователями, которые считают, что без выхода системы представительства интересов на этот уровень любые успехи, достигнутые на ее нижних этажах, могут оказаться преходящими. Только в случае институционализации лоббист получает возможность воздействовать на механизмы принятия решений как бы изнутри и постоянно, причем в соответствии с определенной процедурой, гарантирующей учет его интересен при подготовке решений. Институ-циоиалиэнацня в сущности превращает лоббиста в составную часть управленческой структуры и механизма принятия решений.

Известно, что подобные формы взаимодействия довольно активно использовались в России в начале века, когда значительное распространение получила практика создания государственно-предпринимательских органов на началах взаимного представительства. Так, для регулирования производства н распределения го-сударственных заказов в транспортном машиностроении и металлургии был сформирован Комитет по распределению железнодорожных заказов (1902- 1915 гг.)- В начале века функционировали также Съезд по делам прямых сообщений, занимавшийся вопросами железнодорожного, морского и речного транспорта, и Совещание по судостроению, в центре внимания которого находились размещение заказов н другие проблемы судостроительной промышленности.

Одним из каналов воздействия торгово-промышленных организаций на экономическую политику государства явилось введение представителей предпринимательских ассоциаций в различного рода советы, комитеты, совещания, создававшиеся при ведущих министерствах и ведомствах. Уже в 1902 г. Всероссийское общество сахарозаводчиков ввело в Особое совещание при Министерстве финансов девять своих наиболее влиятельных представителей. В годы первой мировой войны эта практика упрочилась. Особые совещания с представительством предпринимательских союзов были созданы при всех ведущих министерствах и ведомствах.

Что касается соответствующей современной зарубежной практики, то, скажем, в Японии вес мероприятия, направленные на развитие тех или иных отраслей, осуществляются отнюдь не на основе односторонних и обязательных к исполнению правительственных директив. Ключевые решения в области экономики принимаются на основе широкого обмена мнениями с представителями промышленных кругов, профсоюзов, потребительских организаций, ученых и т.д. При формировании промышленной политики создаются специальные советы, состоящие из широкого круга заинтересованных лиц, а также «промышленные организации отраслей» Практика институционализированного взаимодействия распространяется и на фундаментальную научно-исследовательскую деятельность и реализацию ее результатов в конкретной экономической политике. Так, структура правительственного планово-экономического управления включает соответствующее подразделение Национальный институт исследования прогресса, изучающий принципиально новые проблемы мирового развития и развития Японии, связанные с ролью этой страны в мировом сообществе и существенными изменениями во всех сторонах жизни японцев; он ориентирован на прогнозирование будущего и на формирование на этой базе основ экономической стратегии. Институт, о котором идет речь, — государственно-общественно-частная организация, созданная представителями правительства, деловых кругов, профсоюзов и академических учреждений; смешанным является и его финансирование, значительную долю которого берет на себя частный сектор. В начале 90-х годов Институт работал, например, над исследовательским проектом: «Отношение частных предприятий и государства в условиях взаимосвязанной мировой экономики». Таким образом, уже на стадии прогностического анализа данная смешанная научно-исследовательская структура закладывает основы приоритетных направлений взаимодействия власти и бизнеса.

Предпринимательские структуры инстнту-ционализированно взаимодействуют с органами государственной власти и управления и в других развитых странах. Широко известно, скажем, что в формировании внешнеэкономического курса США наряду с государственными министерствами и ведомствами самое активное участие принимает множество полугосударственных, частных и общественных организаций, представляющих интересы различных групп предпринимателей всех отраслей и регионов страны. К числу наиболее авторитетных

полу государственных организаций, фактически встроенных в институциональную структуру      I механизма внешнеэкономического регулирования, относятся созданные в разное время при правительстве страны консультативные органы: Комитет по политике в области торговли услугами, Специальная комиссия при Президенте США по проблемам международного частного предпринимательства. Комиссия по вопросам промышленной конкурентоспособности, Национальная комиссия по сельскому хозяйству, торговле и экспортной политике. Экспортный совет. Ц их состав входят крупные бизнесмены, бывшие государственные деятели, представители законодательной и исполнительной влааен. Эти комитеты н   комиссии обладают правом совещательного голоса, однако к их мнению, отражающему позиции влиятельных кругов правящего класса, внимательно прислушиваются при проработке различных аспектов внешнеэкономического курса США (так, Экспортный совет, объединяющий представителей деловых кругов, основных федеральных министерств и Конгресса США, является одним из важнейших консультативных органов президентской алми-кистрации; мнение членов Совета зачастую имеет определяющее значение при подготовке важных государственных решений в области стимулирования экспорта). Помимо участия в процессе формирования американской внешнеэкономической политики некоторые полуправительственные организации, непосредственно включаются в ее реализацию. Существенную роль здесь играет Консультативный комитет по профамме «Экспортируй 1с сейчас», состоящий из крупных предприннмагелей, -губернаторов, председателей штатных н местных организаций экономического развития, председателей районных экспортных советов.

В ФРГ члены Федерального союза 1ерманс-кой промышленности являются и постоянными членами различного рода консультативных органов в правительственных учреждениях: в министерствах экономики, финансов, обороны и др. В рамках этого союза функционируют 19 комитетов и 11 рабочих групп (по главным направлениям деятельности), в которые входят представители не только фирм и объединений

— членов союза, но и научно-исследовательских, кредитно-финансовых и других организаций и торгово-промышленных палат. В этих подразделениях и вырабатываются проекты основных решений, через них поддерживается также тесная связь с правительственными организациями. Германское объединение торгово-промышленных палат оказывает активное воздействие на формирование промышленной и внешнеэкономической политики.

Весьма интересной для России и стран СНГ представляется деятельность такого специфического объединения германских предпринимателей, как Посточный комитет немецкой экономики. Он формально не подчинен ни правительственным учреждениям, ни каким-либо объединениям, не зарегистрирован как юридическое лицо и не публикует информацию о сноей работе. Устав и положение об этом комитете, порядок избрания его членов, взаимоотношения с правительственными органами и отдельными кругами не являются общедоступными, а относятся к компетенции узкого круга лиц, определяющих торгово-политичсскую линию в отношении восточноевропейских стран. Основные задачи Восточного комитета: снабжение текущей информацией и консультирование промышленных кругов по актуальным вопросам экономического положения государств Восточной Европы; координация политики ФРГ по всем вопросам экономических отношений с ними. консультирование соответствующих федеральных министерств; развитие прямых контактов с аналогичными организациями эа рубежом.

В Индии выработанные Федерацией торговых и промышленных палат, а также Объединением торговых и промышленных палат предложения по формированию государственной экономической политики в настоящее время рассматриваются в консультативных учреждениях еще задолго до того, как все задания и программы развития отраслей сводятся воедино с планирующих инстанциях. К примеру, уже в 1987 г.. т.с. по истечении третьего года седьмой пя! плетки, эти организации активно включились в разработку предложений по восьмому плану экономического развития (1990— 1995 гг.). Ими были подготовлены альтернатив-ные детальные разработки и схемы применительно к распределению капиталовложений, кредитной, лицензионной, налоговой политике, привлечению в страну иностранных инвестиций и т.д. Многие из таких теэисов-рекоменаа-иий обрели в холе совместных обсуждений приемлемую для практического использования форму, были направлены в парламент и в конечном счете утверждены в качестве директив восьмой пятилетки10.

В России подобная система взаимодействия пока находится в стадии формирования. Такого рола консультативно-экспертные структуры зачастую формируются по старинке - - преимущественно на межведомственной основе и без привлечения доминирующих субъектов рыночного хозяйства - - предпринимателей, что во многом обусловлено, как отмечалось выше, дефицитом экономического веса и легитимности существующих предпринимательских союзов. Полу государственные организации консультативно-экспертного характера у нас недостаточно стабильны. Зачастую они возникают вследствие конъюнктурных политических маневров властей, а потому недолго держатся на плану Эта судьба постигла, в частности. Сонет по предпринимательству при Президенте России, Совет по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве РФ, функ-

1И о пировавшие в первой половине 90-х годов, I ря,т других аналогичных структур. Между тем, эк свидетельствует ко1ггурно охарактеризованный выше исторический отечественный и со-фсменный зарубежный опыт, данные формы (ранне необходимы как в целях предотвращена криминализации самого взаимодействия государства и бизнеса, так и, главное, ради эффективного согласования шггересов основных субъектов государственной и хозяйственной власти для обеспечения нормального функционирования и развития национальной экономики и общества в целом.

Налицо, таким образом, настоятельная необходимость узаконения лоббирования как метода взаимодействия власти и бизнеса, прежде всею лоббирования вею институционализированных формах. Вот почему в дорабатываемый ныне Закон о регулировании лоббистской деятельности следовало бы, думается, ввести положение об обязательном представительстве во всевозможных консультативно-совсшат(1льны.\ структурах законодательной и исполни кмьнои власти рагпичного рода общественных объединений и движений, в первую очередь предпринимательских и профессиональных союзов, олицетворяющих интересы доминирующих субъектов социально ориентированной рыночной экономики.

 

 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика