andrey

Путь к Файлу: /Гуманитарный университет / Статьи / Системы (рус).doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   18.03.2015
Размер:   98.5 КБ
СКАЧАТЬ

Н.Г.ЖИДКОВА

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, ПОЛИТИЧЕСКИЕ

ПАРТИИ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ЖЕНЩИН: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

Многие исследователи, изучающие политическое представительство женщин констатируют, что политическая культура является основным фактором, препятствующим политической активности женщин и, в частности, их избранию в представительные органы власти. В частности, сделаны обоснованные выводы о том, что именно особенности взаимоотношений в политической сфере делают политическую карьеру женщин более трудной, чем мужчин. Прежде всего это объясняется негативным отношением в постсовецком обществе к политически активной женщине. Разнообразный опыт исследований женского участия сквозь призму политической культуры демонстрирует значимость культурного фактора. Тем не менее можно утверждать, что причины незначительного числа женщин среди политиков также кроются и в неблагоприятном воздействии политических институтов, которые формируют характер участия политических акторов. Целью доклада является анализ  феномена представительства женщин в парламенте, не прибегая к исследованиям политической культуры.

 

Большинство ученых считают, что на  структуру парламента влияют элементы избирательной системы. В частности, представительство женщин зависит от таких показателей, как величина округа, величина партии и электоральный порог. Другие ученые связывают недостаточное представительство женщин в парламенте с характеристиками партийной системы, точнее с количеством партий и распределением партий по идеологическому право-левому спектру. Партийная структура и партийная идеология, по мнению некоторых исследователей, также диктуют условия выдвижения женщин от партий.

 

Воздействие избирательной системы на процесс рекрутирования кандидатов - установленный факт. Не ясно, каким образом избирательная система влияет на представленность женщин в парламентах. Этот вопрос актуален как часть теоретической дискуссии о наиболее оптимальной избирательной системе для демократического строя с точки зрения представленности в органах власти всех групп населения.

 

Как правило, большинство исследователей склоняются к тому, что пропорциональные избирательные системы более благоприятны для продвижения женщин во власть, чем мажоритарные. Так, А.Лейпхарт на основе эмпирических данных доказал, что парламентские системы, основанные на пропорциональном представительстве, демонстрируют свое превосходство по нескольким параметрам, в том числе пропорциональная система более эффективна в плане представительства политических меньшинств и групп специальных интересов. В данном случае под меньшинствами понимаются малые этнические и социально ущемленные группы, а также женщины (поскольку эти группы, как правило, недостаточно представлены в легислатурах, по сравнению с их представленностью в обществе, то в отношении их употребляется понятие «меньшинство»).

Как указывают Х.Линц и А.Степан, пропорциональная система больше «способствует адекватному выражению интересов пространственно рассредоточенных меньшинств». Выборы по партийным спискам предоставляют женщинам больше возможностей, чем выборы в одномандатных округах. На победу в избирательном округе по мажоритарному принципу претендует только один кандидат. Такие выборы являются «игрой с нулевой суммой», в которой победитель получает все, а проигравший -ничего. Влиятельные политические силы группируются вокруг двух, максимум трех кандидатов. При этом основные партии делают ставку на сильных кандидатов, а поскольку представители меньшинств, как правило, обладают меньшим политическим капиталом, они оказываются вне конкурентной борьбы. Напротив, в рамках пропорциональной избирательной системы партийные списки, стремящиеся отразить весь спектр электората, обязательно учитывают представителей меньшинств, включая женщин.

На примере Великобритании и США Р.Матланд и Д.Штудлар продемонстрировали, что пропорциональное представительство способствует процессу, который авторы назвали «заражением»  суть его в том, что если малые партии начинают продвигать женщин в парламент на выборах, то и более крупные и значительные партии также вынуждены поддерживать эту инициативу.

Почему при пропорциональной системе подобные процессы протекают более интенсивно? Во-первых, выборы в одномандатных округах,  как правило,  связаны с формированием двухпартийной системы. В этих условиях малые партии не имеют никаких стимулов для   каких-нибудь   инноваций:    им   приходится   решать   задачи собственного   выживания.    Но   и   крупные   партии   при   такой избирательной    системе    также    не    имеют    стимулов    менять существующий    порядок    вещей.    Напротив,    пропорциональная система диктует такие условия, при которых партии вынуждены изыскивать любые возможности для привлечения дополнительных голосов    избирателей,    в    том    числе    и    женщин.    Во-вторых, пропорциональная       система       позволяет       без       обострения внутрипартийных конфликтов представлять в рамках партийного списка  различные   интересы.   В-третьих,   при   пропорциональной системе потеря партией небольшой доли голосов часто означает потерю реальных мест в парламенте, в то время как при выборах по одномандатным   округам   такая   потеря   общего   результата,   как правило,     не     меняет2.     Поэтому     пропорциональная     система увеличивает шансы женщин, как представительниц значительной части электората, стать кандидатом в депутаты.

Пропорциональная система представительства обозначает множество вариантов количества мандатов в округе («величина округа»). В исследованиях представительства женщин в парламентах различных стран значимым показателем становится именно показатель «величины округа», а не просто наличие или отсутствие пропорционального представительства. Величина округа, равная единице (одномандатный округ), обостряет предвыборную борьбу, поскольку в каждом округе партия может получить только один мандат. В этом случае, как правило, партии отказывают в номинации кандидатам-жен шинам в пользу мужчин. Поскольку в данном случае «победитель получает все», то только чрезвычайно влиятельные акторы имеют шанс быть номинированы для участия в выборах в качестве кандидатов от партии. Женщины, как правило, являются более слабыми кандидатурами.

Увеличение числа мандатов (более двух) от округа увеличивает шансы женщин-кандидатов, так как политическая партия, предполагающая получить в округе несколько голосов, придерживается стратегии «сбалансированного списка». Воздействие величины округа на представительство женщин было продемонстрировано при исследовании выборов в Аргентине1 государстве, в котором существует специальный закон о тендерных квотах. Суть этого закона состоит в следующем: в списке каждой партии, претендующей на участие в выборах в национальную легислатуру, должны быть не менее 30% кандидатов каждого пола, при этом кандидаты женщины должны занимать не последние позиции внутри списка. Казалось бы, можно ожидать, что при подобном благоприятном условии влияние избирательной системы на представительство женщин не будет значительно варьироваться в зависимости от величины округа. Но количественный анализ продемонстрировал иной результат. Дело в том, что в Аргентине насчитывается 23 провинции и федеральная столица, и при этом каждая провинция обладает собственной конституцией и избирательным законом. В разных провинциях используются разнообразные электоральные правила: это и пропорциональная система, и одномандатные округа, закрытые и открытые партийные списки. Количественный анализ данных по выборам в местные парламенты во всех провинциях продемонстрировал, что хотя гендерные квоты и расширяют представительство женщин в парламентах, но институциональный дизайн существенно влияет на представительство женщин даже при наличии тендерных квот. Аргентинский опыт подтверждает тот факт, что наличие тендерных квот усиливает некоторый позитивный эффект воздействия большой величины округа на представительство женщин.

Величина округа, безусловно, влияет на число женщин-кандидатов на депутатский пост, но опосредованно. Точнее было бы утверждать, что величина округа напрямую воздействует на такой показатель как количество мандатов, которые партия получает на выборах в данном избирательном округе, то есть на «величину партии». В свою очередь, именно величина партии оказывает прямое воздействие на представительство женщин в парламенте.

Необходимо отметить, что величина партии не всегда отражается на представленности женщин. Она увеличивает количество женщин лишь при условии, что в партиях они являются автономной политической силой, обладающей властью. Р.Матланд и М.Тэйлор проанализировали воздействие величины округа на представительство женщин в национальном парламенте Коста-Рики. В Коста-Рике действует президентская система правления, парламент состоит из 57 депутатов, которые избираются по региональным закрытым партийным спискам. В результате количественного анализа участия женщин на выборах в национальный парламент исследователи обнаружили, что значимой оказалась величина партии (а не величины округа). Другими словами, партии в Коста-Рике соблюдают баланс представительства при составлении списка.

Почему партии в Коста-Рике, стране, которую нельзя охарактеризовать как «развитую демократию», следуют стратегии «сбалансированного списка»? Во-первых, такая стратегия рассматривается как способ привлечения голосов. Кандидаты, связанные с разными секторами электората, могут привлечь дополнительные голоса. Кандидаты женщины привлекают голоса, не ущемляя интересов могущественных внутрипартийных сил, представленных мужчинами, как это требуется при мажоритарных системах. Более того, по мнению Р.Матланда, отсутствие такого баланса, возможно, дает негативный эффект при голосовании за партийный список. Вторая причина            соблюдение партией требований социальной справедливости. В-третьих, подобная стратегия является одним из способов сохранения партнерских отношений внутри партий.

Процесс выдвижения кандидатов в Коста-Рике оценивается исследователями как патронажно ориентированный, электоральные стратегии партий не строятся напрямую на основе сбалансированного списка. Для сравнения: в Норвегии процесс выдвижения депутатов в национальный парламент децентрализован. Партийные списки формируются с учетом тендерного баланса, а также интересов регионов, профессиональной принадлежности, возраста, групп интересов. Тем не менее Матланд и Тэйлор предполагают, что поскольку в Коста-Рике политические партии так или иначе стремятся к привлечению большего числа голосов, поэтому стратегия сбалансированного списка оказывается релевантной для политических партий и в этой стране.

Зависимость представительства женщин в парламенте от избирательной системы прослеживается зарубежными исследователями и на материале российских выборов в Государственную Думу, но зависимость эта с обратным знаком. Так, Р.Мозер приступил к изучению депутатского корпуса Государственной Думы, избранного в 1993 и 1995 гг., исходя из гипотезы о том, что пропорциональное представительство более благоприятно для продвижения женщин во власть.2 Он предполагал, что в условиях пропорциональной системы представительства многочисленные партии имеют больше возможностей для создания внутри партии комитетов по женской проблематике, чем при мажоритарной системе.

Сравнение участия женщин в электоральной борьбе по одномандатным округам и партийным спискам в 1993г. в России продемонстрировало следующие результаты. Женщины чаше выдви " гались в кандидаты в депутаты по партийным спискам, чем в одномандатных округах, но женщины побеждали в одномандатных округах чаще, чем попадали в Думу по партийным спискам. В 1995 г процент женщин кандидатов в округах и в партийных списках был практически равным, но вновь больше женщин было избрано в Думу по одномандатным округам. Мозер сравнил полученные результаты с данными о парламентском представительстве женщин в странах, которые, как и Россия, используют на выборах различные варианты смешанных избирательных систем (Украина, Венгрия, Литва, Германия, Италия, Новая Зеландия и Япония). Во всех странах консолидированной демократии (Италия, Германия и Новая Зеландия) подтвердилась гипотеза о связи между электоральной формулой и избранием женщин в парламент. Другими словами, женщины чаще избирались в парламент там, где использовалась пропорциональная избирательная система. Среди посткоммунистических стран только Венгрия продемонстрировала наличие подобной связи.

Мозер объясняет российский феномен тем, что, во-первых, разница представительства женщин в партийных списках и одномандатных округах является результатом влияния отдельных партий. Во-вторых, партийные лидеры могут либо способствовать, либо препятствовать продвижению женщин в парламент. В-третьих, партийная фрагментация уменьшает представительство женщин по партийным спискам и увеличивает его в одномандатных округах1. Таким образом, именно характеристики партийной системы и прежде всего партийная фрагментация становятся, по мнению Мозера, важными факторами, формирующими женское представительство.

На основании представленных выше исследований можно сделать вывод о том, что три элемента избирательной системы -величина округа, величина партии и электоральный порог - оказывают наиболее значимое воздействие на парламентское представительство женщин. Нельзя не отметить, что эти три элемента взаимосвязаны между собой и становятся значимым фактором женского представительства лишь при условии воздействия других обстоятельств, которые не связаны с избирательной системой. Такими условиями являются, прежде всего, стремление и готовность женщин к участию в политике. Но вместе с тем благоприятное для женского участия сочетание элементов избирательной системы также, вероятно, способно стимулировать политическую активность женщин.

 

 

 

 

 

 

шш

Хотя на процесс политического рекрутирования, в том числе и на выдвижение кандидатов на выборах, значительное влияние оказывает политическая система в целом, но непосредственно отбор и утверждение кандидатов происходит на уровне партий, поэтому партийный контекст рекрутирования является не менее важным. Кандидаты от партий могут отбираться на различных уровнях партийной организации. При этом участники процесса отбора ограничены в своем выборе внутрипартийными правилами и нормами.

Если рассматривать процесс выдвижения кандидатов в партиях, то возникает вопрос: кто действительно выбирает - партийные лидеры   или   рядовые  члены.   Ответ  на  этот  вопрос   во  многом определяет   как   распределение   власти   внутри   партии,   так   и партийную дисциплину в парламенте. В рамках институционального подхода партии можно классифицировать по уровню централизации процесса отбора кандидатов. В наиболее открытой системе отбор кандидатов осуществляется в основном избирателями (Демократическая партия США). В закрытой системе отбор происходит под контролем партийных лидеров (итальянская Рогга). Между этими крайними случаями существует множество промежуточных вариантов, когда на процесс отбора кандидатов в парламент влияют и другие акторы:   это  и  партийные   активисты,   и   региональные  делегаты партийных съездов, и региональные отделения партий и т.д.

Централизованная процедура, например, в партиях США или Канады, где кандидаты избираются на предварительных партийнхых выборах, дает возможность пройти процесс выдвижения большем числу женщин; децентрализованная процедура (например в Японии менее   доступна  для   женщин.   Уровень  доступности   для   женщин определяется также типом партийной организации: патронажной или бюрократической.  В рамках бюрократической организации правила отбора кандидатов чрезвычайно детализированы, стандартизированы и соблюдаются вне зависимости от того, кто возглавляет партию. Напротив, в партийной организации, основанной на патронажном принципе, правила выдвижения кандидатов менее ясные, а если они и существуют, то им не всегда следуют. Авторитетом в процессе выдвижения обладают, скорее, традиционные и/или харизматические лидеры, большое значение имеют основанные на персональной лояльности отношения партийных лидеров и возможных кандидатов'.

Необходимо уточнить, что организационная структура партий оказывается действенным фактором женского представительства в парламенте лишь в сочетании с другими факторами. Независимо от своей организационной структуры партия, выдвигая кандидата, подразумевает, что данный кандидат

Партийные идеологии

Большинство исследователей считают, что идеологическая составляющая партийной системы воздействует на представительство женщин в парламенте. Главный тезис состоит в том, что социал-демократические партии и партии «зеленых» в большей степени способствуют продвижению женшин в парламент, чем партии лево-правого идеологического спектра. Как указывают Р.Матланд и Д.Штудлар, «левые партии более чувствительны, они в большей степени отвечают потребности во власти малых групп»2.

Л.Кенворти и М.Малами при проведении исследования представительства женщин в парламентах 146 стран мира учитывали расстановку политических партий в парламентах. Они предположили, что левые партии более готовы уменьшить тендерное неравенство, поэтому большая доля левых партий в Парламенте должна способствовать большему представительству женщин. Анализ подтвердил это предположение1. Партийная композиция парламента рассмотрена и в работе другой исследовательницы - В.Рул. Доминирование правых партий, по ее мнению, влечет за собой недостаточное представительство женщин, поскольку правые партии поддерживают консервативные ценности, не способствующие продвижению женщин2.

П.Норрис, подводя итоги сравнительного исследования «Тендер и партийная политика*, констатирует тот факт, что левые партии (социал-демократические и партии «зеленых») чаще, чем правые используют внутрипартийные квоты при номинации кандидатов в легислатуры, в то время как другие партии (правые и центристы) придерживаются риторических стратегий в плане продвижения и поддержки женщин. Лица, ответственные за утверждение кандидатов в депутаты от этих партий, склонны считать, что женщинам нужно помогать в продвижении во власть. При этом они убеждены, что вмешательство в процесс выдвижения невозможно, поскольку этот процесс является, по сути, справедливой, равной и открытой борьбой3.

Исследование  участия  женщин  в деятельности  британских политических   партий   продемонстрировало   интересные   различия между лейбористкой и консервативной партиями. Каждый второй член консервативной партии - женщина, они очень активны и уровне округов, то есть широко представлены на нижней ступеньке партийной иерархии. В лейбористской партии мужчин значител! больше, чем женщин. Тем не менее лейбористская партия гораз чаще  выдвигает женщин  в  качестве  кандидатов  в депутаты, консервативная партия. У женщин в лейбористской партии болше шансов стать депутатами парламента, чем в консервативной. Автор исследования   объясняют  эту  диспропорцию  тем,   что   в   консервативной   партии   женщины   не   готовы   начать   серы политическую карьеру.

Исследование    французского    опыта    участия    женщин в  деятельности партий также подтверждает тезис о том, что партии  более  склонны   к  «зеркальному»   представительству, правые, поэтому женшин среди депутатов национального парламента от левых партий значительно больше. Интересно, что социологический опрос среди женщин депутатов парламента от левых и правых партий продемонстрировал, что, несмотря на эгалитарную идеологию левых партий, они не стремятся поддерживать тендерное равенство. Их идеология направлена, скорее, на социальное равенство. Однако при этом женщины - депутаты от левых партий более склонны обращать внимание на тендерное неравенство, чем женщины из правых партий, несмотря на то, что женщин среди депутатов от левых партий значительно больше. Автор объясняет этот феномен тем, что идеология правых партий позволяет мириться со многими формами неравенства, поэтому их представительницы не воспринимают так остро неравенство тендерное.

Сочетание ясных бюрократических правил и процедур и децентрализованного принципа процесса выдвижения кандидатов является, по мнению исследователей, наиболее благоприятным условием продвижения женщин в парламент политическими партиями. При этом самая эффективная стратегия по внедрению тендерного равенства в политической сфере - стратегия позитивной дискриминации, которая более всего свойствена партиям с формально-региональным типом процесса выдвижения. Наиболее восприимчивыми к идее тендерного равенства являются партии левой ориентации.

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика