andrey

Путь к Файлу: /Гуманитарный университет / Бронніков / STATTI.DOC

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   18.03.2015
Размер:   89.5 КБ
СКАЧАТЬ

Рабочая группа сайта "Политология в России". Секция пятая. Гуманитарные дисциплины в условиях многоуровневого образования: проблемы методологии и методики

 

 

1. Лыкова В. В. Взаимодействие политики и истории в процессе социального наследования

21.01.2003.

 

В условиях поиска путей развития в реформируемой России произошло резкое обострение духовно-идеологического кризиса, связанного с утратой прежних форм культурной самоидентификации. Осознание себя как «единого целого» размывается, усиливается антиномичность общественного сознания.

Что же предлагается на место «прежней общности», связанной единым каркасом норм, традиций, ожиданий, пусть и предельно мифологизированных? Отчетливо обозначились две «прорабатываемые» модели, две альтернативные стратегии: модернизма и традиционализма. Предложенный реформаторами либерально модернизационный «проект» социокультурного развития слабо укореняется в российской действительности и процесс модернизации осуществляется частично, непредсказуемо, носит аномийно-спонтанный характер. Традиционалистская модель представлена в двух видах: социалистический традиционализм и национально-патриотический, хотя зачастую они имеют тенденцию к объединению.

На наш взгляд, все эти «проекты» не становятся «общенациональной идеей» из-за слабого понимания специфики цивилизованной самобытности России в современных условиях. Общей проблемой для них является по сути пренебрежительное отношение к историческому прошлому, так как в каждом «проекте» прошлое свое, оно конструируется заново в зависимости от исходной установки. Между тем, только уважительное отношение к историческому наследию, понимание исторических ценностей как границ, определяющих возможности социального проектирования, позволяет добиться успеха.

Комплекс связей прошлого с настоящим, выраженный в ценностях (в том числе, и архетипических), идей, установок ожиданий, стереотипов, мифов и т.д., все это — социальное наследие. Хотя в стратифицируемом обществе в социальном наследии представлены разные конкурирующие образы прошлого, каждый со своей модальностью, однако из этого многообразия, многовариантности формируется подвижный, меняющийся, но целостный образ прошлого. Необходимо учитывать, что механизм наследования — своего рода «гомеостатический процесс забывания и транформации» (Гуди и Уатт).

На наш взгляд, механизм социального исследования имеет двойственный характер. Во-первых, он осуществляется как рационалистически осознанная, целерегулирующая деятельность, осуществляемая, прежде всего, в политике. Во-вторых, как процесс социального взаимодействия в рамках локальных групп.

В современных обществах, политика — активно действующая, формирующая «проект» будущего сила. И хотя в обществе всегда действуют несколько политических сил с альтернативными идеологиями, в целом политика демонстрирует меньшее идейное разнообразие, чем в общественное сознание.

В оценке прошлого политика гораздо более прагматически ориентирована, ангажирована определенными социальными группами и целерациональна. Эта особенность «политического» социального наследования усугубляется у правящих политических сил, которые навязывают обществу через идеологизированную систему институтов свою модель исторического процесса, свой «проект» будущего. ~«~ Передача исторического опыта в локальных группах, носящих сетевой характер (семейных, родственных, соседских, дружеских, трудовых и т.п.) в значительной мере осуществляется в виде личностно-окрашенного, эмоционально-рефлексивного, стихийно-непредсказуемого взаимодействия. В локальных группах формируется своя «микроистория». Она не может не быть многообразной (в фактах и интерпретациях), мифологизированной, эмоционально-личностной.

Обычно в механизме социального наследования две эти стороны взаимодействуют по принципу дополнительности. Так «большая» политическая история акцентируется на инновации и «утопии» (конструировании идеального будущего), а «локальная» история характеризуется «традицией» и «антиутопией» (идеальным прошлым).

Существенным оказывается и то, что политика задает для «локального» мира цель, перспективу, динамику, в то время как локальные группы укореняют ценности, вводят новые явления во внутренний мир личности, трактуя исторические события как «ценности» и как»факты’’. Динамика изменений, воздействия политики идет с запаздывающим шагом, что позволяет сохранить общество от распада. Революции особенно усиливают вмешательство в «локальную» историю. Политика стремится ускорить динамику формирования «нового видения» мира, тем самым вызывая разрыв процесса ретрансляции скрепляющих ценностей, приводя к противопоставлению старого и молодого поколений.

Все эти противоречия в механизме социального наследования выражены в России гораздо сильнее и грубее вследствие следующих особенностей:

? прерывистый, скачкообразный характер исторического процесса, с непредсказуемостью не только настоящего и будущего, но и прошлого;

? исторически многоукладное общество, в котором предыдущие уклады не уходят полностью, наслаиваются, сосуществуют, прежде всего в локальных структурах;

? Россия — это «мир-миров»: огромное, разнородное, часто противоречивое, уникальное разнообразие культур, цивилизаций, этносов, классов, групп и т.п.;

? в России процесс формирования цивилизованной самобытности запаздывающий по отношению к Западной Европе, и, поэтому, модернизация угрожает России потерей самобытности и идентичности.

В России политика гораздо агрессивнее, непримиримее к историческим ценностям массового сознания. Эта особенность российской модернизации изменяет и характер «инноваций» и «утопий». Они не свои, привнесены с Запада как образцы, не укорененные в локально-сетевых взаимодействиях. Поэтому реакция отторжения со стороны «традиции» более ожесточенная (недаром говорят о ксенофобии российского массового сознания). Ожесточенное сопротивление вызывает «силовую» реакцию реформаторских политических сил, стремящихся переделать не только будущее, но и прошлое.

Но «политизация» истории — это упрощение и уплощение многозначных исторических процессов и явлений, а значит, сужение идейного поля выбора будущего. Большая «политическая» история должна быть многозначной, многовариантной (в интерпретациях и фактах), тесно связанной с «локальной» историей, что позволит сделать процесс социального наследования более гармоничным и плодотворным.

 

2. Кабелькова М. Т.  - Некоторые направления повышения эффективности преподавания политологии

Известно, что в переходное время влияние политики на общество намного усиливается. Объективная потребность в политическом образовании и просвещении все более возрастает, так как политика вторгается в частную жизнь каждого из нас и решает современную реальность. В такой ситуации люди должны научиться осознавать свое положение. Сложность заключается в том, что народ как таковой меняется очень медленно, т. к. в течение веков сложился его идеологизированный характер. В такой ситуации самая актуальная потребность — соединение массового сознания с политическими знаниями. От этого во многом будет зависеть формирование гражданского общества. Фактически политическое образование в ВУЗах все более сокращается, политология стала предметом по выбору, утверждается точка зрения, что ее надо изучать только на гуманитарных факультетах. Не способствует повышению качества преподавания материальное и моральное состояние педагогов ВУЗов. Ухудшились условия жизни для подавляющего большинства населения. Причем пострадали больше всего профессора, учителя, врачи, служащие библиотек и т. д., словом, самая активная, творческая, интеллектуальная часть российского населения.

Реформирование России совпало со сменой поколений вузовских работников, пришли на кафедры молодые.

На наш взгляд, необходимо восстановить традиционную Российскую систему переподготовки преподавателей ВУЗов.

Нам еще далеко до уровня Запада, где постепенно исчезает разница научного уровня между центром и окраинами стран. В России всегда было доминирование столичных университетов в ущерб провинций, где есть материальная база, научные центры, интеллектуальный потенциал. Институты повышения квалификации г. Москвы и С-Петербурга стали не доступны из-за финансовых осложнений.

Прошли два российских конгресса политологов, из Республики Хакасия никто не участвовал. Нам не доступны конференции, стажировки, различные семинары.

Рассчитывать на быстрое внедрение рыночных отношений в системе образования и ВУЗы самостоятельно организуют все направления жизни учебных заведений — очередная утопия.

Необходимо решать вопросы профессионализма централизовано. Нужен проект поддержки кафедр политологии провинциальных российских

ВУЗов, где бы приняли участие госструктуры, институт «открытого общества» и др. организации.

Вызывает тревогу литературная база периферийных вузов. Качественная литература по разным причинам до наших библиотек не доходит.

Сдерживающим фактором повышения эффективности процесса преподавания является неразработанность теоретико-методологических оснований политической науки. Молодые кадры слабо владеют методологией политического анализа, отсутствуют методические навыки. Им нужна системная подготовка, что могут дать кафедры ИПК. Пока что они усваивают определенный объем знаний, но у многих низкий интеллектуальный уровень и культура мышления.

Политология стала некоторой модой. Политологами стали называть себя комментаторы, журналисты, политики и т. д. Это ведет к дискредитации ее как науки, распространению «грязных технологий», замены науки публицистикой. Для многих политология становится «любительской» сферой. Нужны со стороны научных центров какие-то меры, может быть и юридические, по усилению профессиональной деятельности ученых.

Для молодых преподавателей характерна политическая ангажированность, идеологизированность, вовлеченность в политическую борьбу между элитами. Ученый смотрит вперед на обозримое будущее и ставит вопросы, а политик — до следующих выборов и осуществляет конкретные решения в борьбе за власть. Если политик, говоря о власти, призывает голосовать за конкретную личность и связывает интересы, надежды людей с ним, то ученый пытается вскрыть вообще природу власти, трудности взаимодействия с ней народа, инструментарии, технологии постоянного возврата властных структур к интересам рядового гражданина.

Препятствием распространению научных знаний является неготовность общества к ее восприятию. Слишком много утопий и мифов в сознании людей, притом не только старых и новых, связанных с новой системой, с новыми политиками. Государство занято экономическими реформами, политического просвещения в России нет, реформаторы считают, что с созданием рыночных отношений, автоматически изменится сознание и поведение граждан. Между тем во всем мире СМИ создают модели информации, которые несут идеологическую, политическую, патриотическую нагрузку, т. к. это один из путей укрепления государственности.

Главным направлением профессионального роста являются : изучение достижений мировой науки, отечественного научного прошлого, формирование собственных позиций и концепции. В периферийных вузах единицы политологов знают иностранные языки, это качество будущего. Поэтому опять же необходимо централизованно решать проблемы издания хороших переводов западных классических трудов и современных достижений мировой науки. Для массового использования нужны ? реферативные журналы, которые были бы доступны региональным вузам.

Отечественную литературу досоветского периода мы тоже не имеем, т. к. они издаются небольшими тиражами и оседают в центральных городах.

Есть свойство политики из одной крайности следовать к другой и это может получить отражение в политической науке. Возможен перенос схем западной науки на русскую почву. Мы иногда ищем ответ под Западным небом на то, что происходит в Сибири. Часто наблюдаем слепое копирование Западных концепций. Нам до сих пор навязывается идеологический образец, якобы созданный на Западе. Реальный Запад имеет мало общего с этим мифом.

Другая крайность продолжать утверждать об уникальности России и неприменимости к ней «Западных» и «Восточных» теорий. Политологам необходимо серьезно осознать, исследовать это научное направление. Истина как всегда находится в середине этих крайностей. Вообще бесперспективно создавать теорию о некоей предопределенности России. Она будет такой, какой ее пожелает -и сумеет создать российский народ.

Отсюда, очевидно, что основная социальная задача политологии, чтобы она выполняла важную функцию — объединение людей независимо от идеологических воззрений. И это можно сделать на любви к Отечеству, более актуальной проблемы в системе духовных ценностей, пожалуй, нет, а борьбизм, которым больны политики, приведет Россию к катастрофе.

 

3.Лебедева Л. Г.  - Ролевая игра на семинарах по политологии. 21.01.2003

Ролевые игры могут применяться на семинарских занятиях по многим учебным дисциплинам, например, по политологии. Они являются одним из методов, доступных в организационно-методическом и эффективных в учебно-воспитательном отношении.

Обучение в вузе — это двусторонний процесс деятельности преподавателей и студентов, направленный не только на сознательное и прочное овладение системой знаний, умений, навыков. Обучение направлено также на развитие умственных способностей и познавательных интересов студентов. Более того, одной из важнейших задач обучения в вузе является овладение методами познавательной и практическо-преобразующей деятельности. Несомненно, что в процессе обучения формируются также определенное мировоззрение, толерантность, демократизм и другие важные качества личности. Воспитание — это целенаправленный процесс, результатом которого является формирование личности, нужной и полезной обществу. Это предполагает формирование определенных качеств личности. Эти качества, как правило, указываются и в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования как вполне конкретные требования.

Ролевые игры на семинарских занятиях удачно сочетают в себе все названные важнейшие аспекты обучения и воспитания в вузе. Рассмотрим кратко технологию ролевой игры «Выборы». Разумеется, игра готовится. Определенная теоретическая основа закладывается в предшествующих лекциях по политологии, в частности, — по темам: «Политические партии и организации», «Политические выборы», «Средства массовой информации». В ходе ролевой игры мы организуем учебную деятельность студентов по самостоятельному решению возникающих проблем, разрешению проблемных

ситуаций. Студенты, участвуя в игре «Выборы» через конкретные роли овладевают определенными знаниями и практическими навыками, нужными гражданину для полноценного участия в политической жизни общества. Одновременно у студентов вырабатывается и личное отношение к тем или иным теоретическим и практическим сторонам выборов.

Какие же это, например, роли? Это председатели партий и члены партий, кандидаты от партий на пост Президента, избирательные штабы партий; редакторы газет, радио- или телепрограмм, журналисты и фотокорреспонденты; социологи и политологи; председатели, секретари и члены избирательных комиссий; независимые наблюдатели.

Уже в ролях, их наборе мы реализуем некоторые образовательные и воспитательные задачи. В частности, студенты получают определенные знания о реальных общественно-политических ролях, об их значении взаимодействии.

Игра «Выборы» проводится в несколько этапов. На первом (подготовительном) этапе создается штаб игры, в который входит несколько студентов и преподаватель. Штаб определяет программу игры (на основе имеющихся у преподавателя методических разработок) и утверждает сроки поэтапного ее проведения. В игре принимают участие студенты одной или более групп, но не менее 20—25 человек. Преподаватель выступает в роли консультанта. Все участники игры делятся на четыре группы: 1- кандидаты и их партии; 2 — СМИ; социологи и политологи; 3 — организаторы выборов (штаб и избирательная комиссия); 4 — независимые наблюдатели. На втором (начальном) этапе студентам предлагается создать свои партии для участия в выборах президента, избирательную комиссию, СМИ, службу независимых наблюдателей. Каждая партия определяет свое название, политическую платформу, выбирает председателя, разрабатывает программу, проводили регистрацию партии, вырабатывает план проведения съезда по выдвижению своих кандидатов. После этого проводятся съезды партий, на которых выбираются кандидаты в президенты. Готовятся предвыборные программы кандидатов. Избирательная комиссия выбирает место проведения выборов, составляет план избирательного участка, вырабатывает форму бюллетеня, составляет списки избирателей, протоколы подсчета голосов, готовит оборудование для избирательного участка. Между членами комиссии распределяются роли, в том числе выбираются председатель избиркома, зам. председателя, секретарь. Журналисты (СМИ) берут интервью у кандидатов, проводят пресс-конференции, освещают ход предвыборной кампании. Третий этап игры — это избирательная кампания, которая проходит в два тура. Встречами с избирателями и политическими дебатами начинается 1-ый тур. Кандидаты от партий выступают перед избирателями со своими программами, во время политических дебатов отвечают на вопросы избирателей, представителей СМИ и общественности. Во 2-ой тур выходят кандидаты, набравшие не менее 15 голосов. Четвертый этап игры — выборы. Происходит процедура голосования. Пятый этап игры — подведение итогов. На общем собрании выступают организаторы игры, победитель выборов, другие кандидаты, гости. Вся игра происходит по сценарию настоящих выборов, только в студенческой группе.

Ясно, что для осуществления своих ролей студенты должны не только вспоминать и использовать материалы лекций и учебной литературы, но и реальные документы и законы связанные с выборами. Форма ролевой игры стимулирует студентов изучать Конституцию страны, закон о выборах и другие документы заинтересованно и с практической пользой.

Таким образом, в ходе ролевой игры «Выборы» объективно имеются благоприятные возможности сочетания обучающих и воспитательных аспектов учебного процесса с целью формирования у студентов политической культуры, гражданской зрелости, развития творческого, самостоятельного мышления. Сверхзадачей является формирование активной гражданской позиции

 

4. Колмакова Н. Н. - Политология в системе педагогического образования 10.01.2003

1. Цивилизационный прорыв, который пытается совершить Россия, не будет иметь перспектив без «нового» человека — инновационной личности, воспринявшей ценности модерна. На первый взгляд это звучит банально, так как именно в нашей стране в ее советском варианте уже была попытка целенаправленного формирования человека нового типа — «строителя светлого коммунистического будущего». Общественные науки играли в этом процессе ведущую роль. Коммунистическая убежденность, активная гражданская позиция были важнейшими требованиями к специалисту — выпускнику высшей школы. Вот здесь и заключено глубокое различие между подходами к реализации внешне очень сходной задачи.

Советская политическая система в целях самосохранения и воспроизводства конструировала определенную модель человека, приспосабливая его к своим целям. Новый подход предполагает свободное от идеологического диктата развитие личности, способной адаптировать политическую систему к потребностям самореализации. А следовательно, обладающей объективным знанием о возможностях системы, умеющей анализировать общественные процессы и предвидеть их последствия, владеющей навыками продвижения своих интересов.

В этих условиях возрастают требования к тому, кто призван образовывать и воспитывать молодое поколение — к учителю.

Важнейшей составляющей подготовки учителя в вузе является его гражданское образование, последовательно осуществляемое в рамках социологии, политологии и права. К сожалению, в новых образовательных стандартах для педвузов данная компонента полностью отбрасывается, что вызывает определенное недоумение: неужели это очередная попытка обеспечить процветание на российских просторах «коллективного бессознательного»?!

 

5. Котикова В. Д. Задачи политологии в педагогическом институте

Процесс формирования политологии как научной дисциплины начался в России недавно, традиции подготовки научных кадров лишь только складываются, научный уровень политологических исследований и преподавания в целом не высок, ряд специалистов плохо владеет методологией политологического анализа, часто отсутствуют и необходимые методические навыки. В связи с этим, проведение Всероссийской научно-практической конференции «Политология в условиях многоуровнего образования: проблемы методологии и методики» представляется важным шагом в разработке комплексного подхода к проблеме политологического образования в системе педагогического образования России.

Политология включена в программы подготовки студентов по различным специальностям и направлениям. Политология стала не только академической дисциплиной, но и образовательной.

Однако, общество еще не готово к восприятию политологии как серьезной науки. Наблюдается разрыв между теоретической политологией и политическими технологиями. В нашей политологии получила развитие проблематика, связанная с внутренними Российскими проблемами, что обусловлено, прежде всего, обслуживанием практических потребностей политической деятельности (выборы, партийная работа, проблемы власти, избирательные технологии и др.). Существенной является неразработанность теоретико-методологических оснований политической науки, а также концептуального аппарата и самого языка отечественной политологии. Не хватает переводной, реферированной зарубежной научной литературы, ее обзоров что сильно сказывается на уровне исследований и, особенно, преподавания политологии. Не менее существенным является низкий уровень учебников, учебных пособий и программ. Качественная литература по политологии с большим опозданием доходит до библиотек в регионах или не доходит вовсе. Данная ситуация приводит к углублению разрыва между информацией, предлагаемой при обучении, и потребностями индивида, который вынужден удовлетворять свою любознательность через не-институализированные каналы информации, а это создает разрыв между обыденным и научным сознанием. Если теоретические знания противоречат тем установкам личности, которыми она руководствуется в жизни, то они могут деформировать сознание. А когда еще и вузовское образование увеличивает этот разрыв общество получает личность с двумя «сознаниями», одно из которых — псевдонаучное.

Остро стоит вопрос о разработке концепции воспитания созидателей новой жизни. Образование, обучение и воспитание — это главные направления в преодолении духовного, и в конечном счете, и экономического кризиса в России.

Знания, информация становится все возрастающей ценностью. В этих условиях актуализируется проблема непрерывного образования, меняются его цели, задачи, содержание. Преподаватель должен помочь обучающемуся разобраться в иерархии цели человека: выжить, биологически полноценно выжить, социально полноценно выжить, как представителю всего человечества Необходимо все больше ориентироваться на воспитание широты видения мира, на признание равноценными и равноправными любые точки зрения на мир, на воспитание внимания к глобальным проблемам, на воспитание уважения к чужой культуре, понимания роли взаимообогащения культур, на формирование системного мышления и т. д. Вся система образования должна выполнять не только обучающую функцию, но также быть и источником совершенствования и гармонизации общества. Важно, чтобы обучающая молодежь занимала место сознательного сторонника прогрессивных преобразований, вносила свой вклад в возрождение России.

Обеспечение такой непрерывности образования требует тщательной проработки вопроса о комплексе обязательных и необязательных дисциплин, изучаемых на каждой ступени, о соотношении времени выделяемого на них. С повышением ступени образования соотношение времени, отведенного на обязательные и необязательные курсы меняется в пользу последних. Ситуация выборов предметов изучения имеет важное воспитательное значение, формирует самостоятельность, ответственность студента за уровень собственной образованности. Так, на факультете иностранных языков с большим интересом воспринимается спецкурс «Политическая система Великобритании» на английском языке. Подобные спецкурсы, учитывающие профиль будущих педагогов разработаны преподавателями политологии для всех факультетов пединститута, они позволяют сохранять целостность и системность социально-гуманитарного цикла

В современных условиях преподаватель переходит к относительной независимости, самостоятельности в выполнении основного педагогического принципа «не навреди»: не помешай раскрыться индивидуальности и не деформируй социализирующее влияние среды, помоги в проблемной, кризисной ситуации.

Политология призвана формировать многогранно развитую личность, решать обучающие, развивающие, воспитывающие задачи. Решению воспитательной задачи наши преподаватели уделяют особое внимание. При отсутствии на современном этапе каких либо студенческих организующих и воспитательных организаций роль гуманитарных циклов возрастает. Центральными темами выступлений на студенческих научных конференциях все чаще становятся вопросы нравственного воспитания (соотношение науки и морали, морали и культуры, гуманизма и технической революции и т. д.).

Усилия преподавателей политологии нашего института направленно на издание качественных учебно-методических пособий для учащихся школ, гимназий, студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарного цикла по разнообразной тематике («Человек и общество», «Личность и свобода», «Личность и политика» и т. д.), позволяющие с разной глубиной изучать и объяснять происходящее в природном и социальном мире изменения. Они отражают специфику учебного заведения, профиль будущего специалиста и написаны на основе рекомендаций к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы.

Педагогическая практика так или иначе решает поставленные выше проблемы. Так учебные планы высших технических и естественнонаучных заведений дополняются гуманитарными циклами, а учебные планы гуманитарных вузов — естественнонаучными дисциплинами («Концепции современного естествознания», «Мировая художественная культура»).

Высшее образование, по-видимому, превратится в совместно-разделенную с преподавателем деятельность студента по «наращиванию» культуры, ее обогащению — творчество, созидание нового.

Политология способствует овладению и развитию навыков умственного труда, поиску истины в том или ином явлении, помогает развивать творческую личность путем участия в подготовке рефератов, докладов, выступлениях на конференциях, развивать гибкость ума, быть в курсе происходящих событий экономической, политической, культурной жизни. В ходе изучения политической науки формируется «политическое Я» студентов, активизируется процесс политической социализации личности.

 

 

6. Гончаров Ю. А.  - Преподавание политологии и коммуникационное воспитание

Для того чтобы подготовить студентов к негативному воздействию СМИ В. П. Пугачев и А. И. Соловьев в своем учебнике «Введение в политологию» предлагают активно заниматься коммуникационным воспитанием студентов. «Теоретической основой такого воспитания является специальная наука и учебная дисциплина — педагогика СМИ. Ее главная цель — научить граждан критически относится к масс-медиа, компетентно и ответственно их использовать».

Представляется, что коммуникационным воспитанием, во всяком случае, в части взаимоотношении политики и СМИ должна заниматься именно политология как учебная дисциплина, и с этой точки зрения раздел «Средства массовой информации» справедливо включен в данное учебное пособие. Но этот раздел отсутствует в программах преподавания политологии, например, в ВГПУ, что сказывается на качестве политологического воспитания студентов. Во-первых, обычный, живущий в провинции и не занимающийся общественной деятельностью студент реально наблюдает политический процесс исключительно в зеркале СМИ, главным образом в зеркале телеэкрана. Следовательно, сверять полученные на лекциях знания он будет с поставляемой СМИ информацией. И эта информация о политике может расходится с теоретическими лекциями или наоборот, подтверждать их, развивать и т. д. А, значит, преподаватель может столкнуться с вопросами, возражениями, основанными на информации СМИ, просьбой прокомментировать тот или иной сюжет, статью, передачу.

Кроме того, сам преподаватель может и должен подкреплять свои теоретические выводы практическим матер налом из СМИ, отсылать студента к той или иной информации, предложить формы самостоятельной работы с сообщениями СМИ. Во-вторых, студент как избиратель является объектом политической агитации и научить его разбираться в подчас противоречивых сообщениях СМИ, в скрытой явной политической рекламе, научить противостоять манипуляции — задача преподавателя политологии.

Полученные знания могут быть использованы студентом для последующей организации внеклассной работы или на уроках истории и обществоведения. Тем более, что взаимодействие ребенка и СМИ является проблемой и для современной педагогики. «Аспект этой проблемы, обозначенный как „Школа и СМИ“, мы предлагаем решать с помощью медиаобразования, интегрированного с гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами и призванного выполнять уникальную функцию подготовки школьников к жизни в информатизированном пространстве» .

Как научить студента взаимодействовать с информационным продуктом СМИ? Во-первых, отношение к СМИ может быть не только этическим и эстетическим, но и идеологическим. «Политическая наука вообще и особенно в обществе переходного типа не может не быть критичной и оппозиционной к политической практике, не может не претендовать на формирование политической идеологии». Но идеология предстает не выражением в общественно- значимых терминах своих корыстных интересов, а «в качестве здравомыслящей части жизни и социальной системы». Воспитание собственной твердой позиции — задача теоретического курса. Студент может быть либералом, консерватором, коммунистом, националистом. «Мышление, которое сущностно есть сомнение, не признает установленным ничего, что неудостоверено им самим как имеющие характер несомненности, с чем мышление как сомнение как бы „справилось“, над чем оно закончило расчеты». Мыслящий студент сам устанавливает свои идеологические приоритеты. Задача преподавателя научить мыслить, критиковать, сомневаться.

Во-вторых, в соответствии с выработанной здравомыслящей позицией следует научить студента формировать свой круг СМИ, не оставляя критического к нему отношения, допуская ценность и необходимость чужого мнения, но не внося противоречивой информацией разлад в душу и сознание. Самоидентификация — человеческая необходимость.

В-третьих, оценивать СМИ необходимо, исходя из отечественной культурно-исторической модели журналистики. Очевидно, что традиции функционирования российских СМИ в современных условиях еще вырабатываются. Но традиционное для нашей журналистики служение общественному идеалу, стремление решать общественные проблемы, «глаголом жечь сердца людей» может быть критерием оценки современных СМИ.

В заключение мы представляем набросок тем, которые могут обсуждаться на занятиях, посвященных средствам массовой информации.

1. ТЕОРИЯ СМИ. История развития и характеристика современных СМИ. Цели и задачи. Модели функционирования. Роль СМИ в политике. Методы воздействия СМИ.

2. СИСТЕМА СМИ В РФ. Классификация российских СМИ. Трансформация СМИ в годы реформ. Проблемы законодательного регулирования СМИ в РФ. Монополизация и концентрация СМИ. Этические и политические проблемы.

3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СМИ. Цели и задачи исследования. Методы анализа СМИ Использование результатов — создание баз данных, сценариев политического развития, анализ политического процесса, политическое образование.

 

другие материалы в этом разделе:

Котикова В. Д. Задачи политологии в педагогическом институте

Зарубин В. Г .Преподаватели политологических дисциплин в условиях перехода к многоуровневой системе образования в российских педагогических вузах

Бормотов И. В.Политология и этика: проблемы взаимодействия

Виноградова И. Б.Знания о политике — важное условие социализации будущего педагога

Володин С. Ф.К вопросу о политической роли образования

Гончаров Ю. А. Преподавание политологии и коммуникационное воспитание

Дремин М. А. Проблемы преподавания политологии в переферийном педвузе в условиях перехода на многоуровневую подготовку

Дронченко А. И. Политологическое образование в КГПУ

Егоркин В. Г.Изучение феномена социальной напряженности в вузовском курсе лекций по философии

Кабелькова М. Т. Некоторые направления повышения эффективности преподавания политологии

Колмакова Н. Н.Политология в системе педагогического образования

Лебедева Л. Г. Ролевая игра на семинарах по политологии

Лыкова В. В.  Взаимодействие политики и истории в процессе социального наследования

Скворцова Т. В. Политическое образование студенческой молодежи

Смирнов В. А. Моделирование как метод исследования политических процессов

Шильдяшов И. М. Актуализация политологического образования студентов в условиях глобализации межгосударственных отношений

 

 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика