andrey

Путь к Файлу: /Проблемы изучения американской культуры.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   01.04.2015
Размер:   65.5 КБ
СКАЧАТЬ

КУРС «АМЕРИКАНСКАЯ КУЛЬТУРА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЛИТЕРАТУРЫ» И ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

«Я говорю об американце в единственном числе, как если бы не было миллионов из них, на севере и юге,  на востоке и западе, обоих полов, всех возрастов, разнообразных рас, профессий, религий. Конечно, американец, о котором я говорю, - это миф; но это неизбежно – пользоваться обобщениями, говоря о подобном предмете… Этот символический американец может быть описан, согласно фактам; так как если и существуют глубокие различия между отдельно взятыми американцами, тем не менее существует и великое единообразие их природного окружения, традициях, темпераменте и мыслях. Все они выкорчевали свои корни из нескольких почв и прародин, и вместе погрузились в единый водоворот, с непреодолимой силой вращающийся в пространстве, которое без этого было бы пустотой. Быть американцем – это почти как особое моральное состояние, особое образование, особая работа» - Джордж Сантьяна, «Характер и мнение в США».

            «Люди подобны растениям. Качество и аромат плодов проистекает из особенностей почвы и условий, в которых они растут. Мы ни что иное, как все то, от чего мы берем свое происхождение: воздух, которым мы дышим; климат, в котором мы обитаем; правительство, которому мы повинуемся; система религиозных взглядов, которую мы исповедуем; и природа наших занятий» - Мишель-Гийом Жан де Кревекер, «Письма американского фермера» (1782).

 

Предметом курса является история культуры Соединенных Штатов Америки XVII-XIX вв., представленная сквозь призму восприятия американских мыслителей и писателей.  Какова связь между национальной культурой и событиями национальной истории? Каковы законы формирования и развития культуры? Может ли страна с уникальной историей создать уникальную культуру, и как эта уникальность соотносится универсальными  «правилами», общими для культур всего мира? В чем состоит уникальность именно американской культуры? Вот те вопросы, на которые мы пытаемся ответить в рамках нашего курса.

Проблема самобытности той или иной национальной культуры и концепция «национального характера» является актуальной, но весьма непростой отраслью социальных исследований. Принятые в более ранние периоды концепции «наследственных расовых» черт, определяющих уникальность той или иной национальной культуры, сейчас замещаются исследованиями, принимающими во внимание большее количество факторов, формирующих «особую душу» того или иного народа. Возникает вопрос, до какой же степени «шаблонные», стандартные условия жизни в определенном обществе влияют на появление определенных «шаблонов» личности членов этого общества? Иными словами, до какой степени социокультурная система порождает определенные формы социальных стереотипов? Каковы последствия подобной стандартизации личности для стабильности или, наоборот, изменчивости социального порядка?

В своем подходе к исследованию американской культуры мы исходим из предположения о том, что культура отдельно взятой страны, с одной стороны, несет черты сходства и починяется в своем развитии тем же самым законам, которым подчиняется любая другая культура; но, с другой стороны, является носительницей неких уникальных черт, которые мы будем называть «устойчивыми культурными моделями» (“persistent patterns of culture”).

Одним из первых подобный подход к изучению специфики различных культур предложил О. Шпенглер в своей эпохальной книге «Закат Европы» (1918-1922).  Сопоставляя между собой различные культуры, существовавшие на Земле в различные исторические периоды (культуру майя, индийскую, арабско-византийскую, греко-римскую, наконец, западноевропейскую), Шпенглер писал, что любая культура в ее материальном выражении – это лишь «принявшая форму душевная стихия». Его концепция морфологии человеческой истории предполагает, что у каждой культуры свое собственное лицо и свой собственный характер: «…Я вижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, к которой они строго привязаны на всем протяжении своего существования, и каждая из них налагает на свой материал – человечество – свою собственную форму и у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования… У каждой культуры есть свои собственные возможности, выражения, возникающие, зреющие, вянущие и никогда вновь не повторяющиеся… Культуры эти, живые существа высшего порядка, вырастают со своей возвышенной бесцельностью, подобно цветам в поле… Во всемирной истории я вижу картину вечного образования и изменения, чудесного становления и умирания органических форм». Таком образом, Шпенглер находит черты сходства между аналогичными периодами развития различных культур, вне зависимости от исторического времени их существования; с другой стороны, он же пишет о том, что каждая культура обладает неповторимым характером, выражающимся в представлениях о мире; в формах науки, философии, религии, скульптуры, архитектуры, живописи, музыки…

Отечественный культуролог и литературовед Г. Гачев в своей книге «Национальные образы мира» (1997) развивает сходные идеи: не только культуры в глобальном масштабе, которые стали объектом внимания О. Шпенглера, но и более локальные, национальные культуры, имеют каждая свою физиономию и «национальную идею». В своей книге Гачев сопоставляет культуры России, Великобритании, Франции, Америки и т.д. и вводит понятие «космо-психо-логоса», «национального логоса» или «картины мира», свойственной той или иной нации и нашедшей выражение в формах культуры, таких, как научные концепции, религиозные верования, факты литературы и искусства. Так, говоря о специфике американского «космо-психо-логоса», Г. Гачев отмечает такие черты, как искусственность сотворенного переселенцами мира («мир ургии без гонии»); «собирательность» (то есть этнический, лингвистический, религиозный и культурный плюрализм, в противоположность российской «собороности»); идея Нового Света как вновь обретенного человечеством рая, доступного лишь избранным (отсюда представление американцев о своей особой миссии среди других народов Земли); при этом «комплекс Ореста» (матереубийство в смысле отношения к родине: «ее убивают дважды: покидая старую матерь-родину и обращаясь с новой землей без пиетета, не как с матерью, но как со шлюхой»); оптимизм и безусловная вера в лучшее будущее, свойственный американской нации как результат сравнительной молодости этой культуры (сравнивается с мироощущением подростка; отсюда – национальные герои, такие, как Том Сойер и Гек Финн); и т.п.

Проблема поиска «американского характера» - одна из актуальных проблем современной американистики. Думается, что именно в силу молодости культуры своей нации, а также в силу ее крайней неоднородности американские ученые-гуманитарии так настойчиво стремятся определить те факторы, которые все же делают американцев нацией, а их культуру – единым целым, несмотря на все многообразие и противоречивость составляющих ее элементов (ср. девиз американской нации: «ex pluribus unum» - «из многих - одно»).

Процесс формирования американского национального характера продолжался свыше трех столетий. Американские исследователи выделяют как минимум три черты специфического американского опыта, наложившие отпечаток на американский менталитет и определившие специфику американской культуры.

Во-первых, это непрерывный процесс интеграции чудовищного разнообразия рас и  народностей, которые (исходя из политических, религиозных или экономических соображений) избрали Соединенные Штаты в качестве своей новой и постоянной родины. Воспринимаемая через метафору «плавильного котла» («melting pot») или через современную концепцию «этнического плюрализма», Америка приобретает свой особый характер, поглощая и усваивая характеры и манеры исключительного разнообразия людей. Пытаясь определить суть новой нации во времена американской Войны за Независимость и революции, М.-Г. Жан де Кревекер дал классическую формулировку вопроса об американской национальной идентичности в своих «Письмах американского фермера» (1782):

«Что же такое этот американец, этот новый человек? Он либо европеец, либо потомок европейца, отсюда эта странная смешанная кровь, которую вы не найдете ни в какой другой стране. Я мог бы показать вам семью, в которой дедушка был англичанином, жена его – голландка, чей сын женился на француженке и чьи четыре внука сейчас женаты на женщинах четырех различных национальностей. Тот является американцем, кто, оставив позади все свои прежние привычки и предрассудки, приобретает новые из того нового образа жизни, который он переживает в своем опыте;  нового правительства, которому он подчиняется; нового социального положения, которым он теперь обладает. Он становится американцем, будучи принятым в широкие объятия нашей великой родины. Здесь отдельные представители всех наций сплавлены вместе в некую новую человеческую расу, чьи труды и достижения однажды произведут великие изменения в мире».

Ср. также Уолт Уитмен: «Ты, вселенная многих вселенных! Кипящее начало!.. Центр всего!» («Посвящения»).

За два с лишним века, прошедшие после написания книги де Кревекера, источники человеческого материала для формирования «новой человеческой расы» расширились далеко за пределы Европы, но процесс постоянного отрыва от старых корней, пересадки на новую почву, адаптации и возобновления непрерывно продолжается. Перепись населения США 1980 г. показала, что в стране отсутствует явное этническое большинство. Крупнейшая специфически идентифицируемая этническая группа – этнические англичане – составляют только 15 % всего населения; немцы – 13 %; ирландцы – 8 %. Около 12 % (!) четко определили самих себя как афро-американцев; около 7,5 % - как «испанцев» (латиноамериканцев); около 0,6 %признали, что ведут свое происхождение от коренных американцев… Г. Гачев сравнивает процесс непрестанного притока новых иммигрантов в США с пересечением Леты в ладье Харона. «Иммигранты – дважды рожденные… пересечение Атлантики – акт перекрещения (анабаптизм!), инициации в Америку и забвения прежней жизни. Поэтому такую роль в американской символике играют Левиафан, Иона во чреве кита, кит Моби Дик… да и плот Гека Финна – тоже ковчег…».

Второй ключ к разгадке специфики американской национальной самобытности – это «умышленность» («преднамеренность»), то есть осознанное избрание американского гражданства. Концепция американского гражданства заимствовала свой современный характер из идей, вдохновлявших американскую и Великую Французскую революции, которые учредили право индивидуума избирать свое собственное гражданство в результате осознанного выбора. Согласно 14 поправке(1868), Конгресс провозгласил право граждан изменять свое подданство по собственному желанию. Американское гражданство определяется местом рождения либо свободным выбором и представляет собой вопрос договоренности и выполнения договоренности, вопрос личной ответственности.

Третий ключ к пониманию особенностей национального американского характера тесно связан со вторым. А именно, с политико-идеологической сутью принадлежности к американской нации. Беря на себя ответственность «поддерживать и защищать конституцию и законы Соединенных Штатов», новые американцы признают свою персональную приверженность основам национальной политики, базирующимся на концепциях справедливости, равенства, неотчуждаемости прав  индивидуума на «жизнь, свободу и поиски счастья» и идее правительства «в людях и для людей» (см. текст «Декларации Независимости»). Однако следует заметить, что данные концепции отражают скорее идею Америки как воплощенной утопии, нежели чем реальность американского опыта. Собственно, весь опыт развития американской нации в XIX и XX вв. демонстрирует несоответствие между идеологическими установками и реальными результатами американского исторического опыта, что находит отражение как в исторических катаклизмах (Гражданская война 1861-1865 гг. как попытка привести реальность в соответствие с легендой и ее катастрофические последствия), так и в произведениях искусства, в частности, литературы (например, творчество представителей школы трансценденталистов; творчество У. Фолкнера).

Таким образом, американская нация сформировалась без поддержки тех сил, которые обычно считаются необходимыми для конституирования нации, – таких, как общее происхождение, общая религия, исторически определенная территория (феномен американской цивилизации заключается, в частности, в том, что новое государство получило свое имя, столицу и законодательство в ту пору, когда не были даже определены границы и размеры территории), культурное единство, единство языка, закона или литературы. Как отмечает Г. Гачев, американцы – нация «без корней»: «Америка растет как бы сверху и сбоку, а не из земли, без пуповинной связи с ней, которую здесь имели индейцы, кого пришельцы истребили, а не смешались, в отличие от космоса Латинской Америки… Даже национально-расовый сюжет и конфликт тут не натуральные, а ввезенные: негры ведь тоже переселенцы…»  Происхождение американских колонистов из различных народов Европы, новизна и уникальность их опыта (Америка как Новый Свет, во всем противоположный Старому Свету), постоянная мобильность и готовность к мутациям предотвратили любую возможность органической сплоченности. Узы, которые связали колонистов и в то же время отделяют их от всех прочих наций, были основаны на идее, «которая выделяет новую нацию среди всех наций Земли». Эта идея, выраженная в конституции и в Билле о правах, выражает смысл того, что это значит – быть американцем. Это идея свободы и независимости, помноженная на преимущества благоприятного географического расположения и изобилия природных ресурсов.

Безусловно, формирование национального характера и особенной культуры началось задолго до того, как сами люди начали это осознавать. Первые поселенцы, в основном британского происхождения, воспринимали самих себя как колонистов и продолжателей и распространителей европейских традиций. Не ранее первой половины XVIII в. опыт проживания нескольких поколений переселенцев на новой территории вместе с ощущением пространственной, экономической и эмоциональной отчужденности от Европы пробудил в них осознание принадлежности к отдельному и уникальному сообществу. Как сказал Роберт Фрост в своей поэме «Откровенный дар» (“The Gift Outright”):

«Эта земля принадлежала нам еще до того, как мы стали принадлежать ей.

Она была нашей землей более сотни лет, прежде чем мы стали ее народом».

То есть, несмотря на беспрецедентность американского исторического опыта, нельзя не принимать во внимание тот факт, что американская культура возникла как взаимодействие двух великих сил – Старого света и Нового. Старый Свет имел свои представления и планы по поводу  вновь открытого континента и распространил в Новый Свет богатый, сложный и противоречивый комплекс привычек, традиций, практик, ценностей и предубеждений; а Новый Свет, в свою очередь, принимал, модифицировал или отвергал их и переплавлял и объединял их со своим собственным опытом.

 

Таким образом, учитывая все вышесказанное, при разработке нашего курса по истории американской культуры мы исходим из следующих предпосылок. Каждый народ, нация в каждый исторический период своего развития порождает определенный стиль мышления и определенные мировоззренческие концепции, ищет новые ответы на «вечные» по своей сути вопросы: «Что такое жизнь и смерть?», «Что такое человек?», «Что такое счастье?», «Что такое закон и порядок?» и так далее. В результате мы получаем достаточно цельную «картину мира» - определенное представление о мире и жизни, специфическое для каждой национальной культуры в конкретный период национальной истории. Наша задача – обнаружить эту модель в фактах культуры (в частности, в литературных произведениях). В то же самое время существуют так называемые «устойчивые культурные модели» («национальный логос», по Гачеву), определяющие специфику именно «американского», «русского», «китайского» и т.д. Одна из задач курса – проследить, как эти «вечные» национальные архетипы сосуществуют и соотносятся с новыми тенденциями, возникающими вследствие исторической необходимости.

Исследовать вышеназванные вопросы мы предлагаем, исходя из анализа литературных произведений, созданных американской нацией в разные исторические периоды. Литература не есть «вещь в себе», она является естественным откликом на процесс человеческой деятельности по освоению и преобразованию реальности. Разные исторические и культурные ситуации требуют от литературы выполнения тех или иных задач, и язык предоставляет автору художественного произведения возможность использовать разные “инструменты” эстетической интерпретации и воспроизведения реальности. Поэтому нам представляется достаточно важным, чтобы слушатели курса имели возможность ознакомиться с текстами американской литературы в оригинале, то есть на английском языке, так при переводе могут быть утрачены некоторые тонкие смысловые нюансы (достаточно сопоставить оригинальные и переводные тексты Э. А. По, В. Ирвинга и др.).

Подводя итоги вышесказанному, отметим, что, во-первых, практически все исследователи «устойчивых моделей» американской культуры сходятся во мнении о том, что такой феномен, как «американский характер», действительно существует и представляет собой нечто, более или менее узнаваемое. (Хотя, в то же время, в списке черт, свойственных американскому народу, сосуществуют такие взаимоисключающие характеристики, как «идеализм» и «материализм», «конформизм» и «индивидуализм», религиозная вера и тенденция к научному познанию действительности. Прекрасным ответом в этом случае может служит фраза Уолта Уитмена: «Противоречу ли я сам себе? Хорошо, тогда я противоречу сам себе, я огромен, я вмещаю множества»). Одним из самых важных факторов, определяющих специфику «американского характера» и американской культуры, все исследователи безоговорочно называют фактор географический – «Новый Свет». Новый Свет представляется миром безграничных возможностей. Вследствие этого, «американский характер» несет такие черты, как оптимизм; наивность («невинность»); индивидуализм; прагматизм; идеализм. Европейцы, напротив, преимущественно обладают трагическим отношением к жизни; так как скованы всеми границами, предубеждениями и грехами «Старого Света». Как уже цитировалось выше, «люди подобны растениям», и их особенный характер и представления о мире во многом определяются особенностями «почвы», на которой зарождается и формируется их культура. Поэтому наш курс охватывает историю развития американской культуры с самого начала ее возникновения – с записок первых поселенцев (Джон Смит, «Описание Новой Англии»), и даже еще раньше – с писем Христофора Колумба и других европейских путешественников, так как уже в самых ранних текстах мы можем проследить зарождение тех идей, которые впоследствии определят специфику американского взгляда на мир: Америка как новая и уникальная возможность; Америка как земля обетованная; американец как новый Адам во вновь обретенном раю; идея необходимости упорного труда; идея мессианства.

Во-вторых, «американский характер» теоретически может быть обнаружен в любом представителе этой нации. Но наиболее последовательное выражение «американский характер» находит в трудах и деятельности ведущих мыслителей, политиков и деятелей культуры Америки, таких, как Дж. Эдвардс, Б. Франклин, Дж. Ф. Купер, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо, Н. Готорн, Г. Мелвилл, У. Уитмен, М. Твен, Дж. Дьюи и др. Поэтому курс «Американская культура сквозь призму литературы» предлагает слушателям ознакомиться прежде всего с «великими книгами», которые познакомят студентов с американской культурой сквозь призму восприятия этой самой культуры ее наиболее значительными представителями (см. программу лекций и список литературы). При этом не следует сбрасывать со счетов тот факт, что, помимо собственно художественной литературы, «устойчивые модели» американской культуры могут быть обнаружены в текстах публицистического характера, личных письмах и дневниках (автобиографическая традиция вообще очень сильна в американской литературе), а также в текстах так называемой «сублитературы» (фольклор переселенцев Дикого Запада эпохи фронтира, записанный и опубликованный с сохранением всех особенностей разговорного языка и демонстрирующий рождение собственно «американского английского» языка). Поэтому в программу курса включены такие тексты, как, например, дневниковые записи Джона Смита («Общая история Вирджинии»); автобиография Б. Франклина и его публицистика;  речи политиков (иннаугурационная речь А. Линкольна; речь перед Конгрессом сенатора А. Бевериджа); анекдоты и небылицы из «Альманахов Дэви Крокетта»; автобиографическое повествование с элементами пособия о правильном ведении бизнеса П. Т. Барнума («Семь заповедей успеха в американском бизнесе»)  и др.

В-третьих, «американский характер» в своих устойчивых формах сформирован под воздействием и является носителем таких идей, как пуританизм с его ценностями; индивидуализм  («доверие к себе», по Эмерсону) как реакция на новые условия выживания в Новом Свете; вера в прогресс как продолжение идеи американской утопии; прагматизм как необходимое условие реализации утопии; трансцендентализм как отказ признать ограничения реальности (ср., например, феномен фронтира); либерализм как способность принимать и адаптировать новые идеи и приспосабливаться к изменяющимся условиям. Соответственно, при разработке курса и подборе литературы первостепенное внимание уделялось текстам, отражающим вышеназванные идеи.

 

 

           

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика