andrey

Путь к Файлу: /Оценка инновационного климата сферы информационных технологий Харьковского региона.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   andrey
Добавлен:   01.04.2015
Размер:   98.0 КБ
СКАЧАТЬ

Оценка инновационного климата сферы информационных технологий Харьковского региона.

Проблема инновационного климата в отрасли информационных технологий стоит в Харькове довольно остро. Достаточно вспомнить тот факт, что темпы развития этой отрасли в регионе являются одними из самых высоких, при этом город обладает огромным научным и производственным потенциалом, усиленным большим количеством молодежи. Поэтому неудивительно, что многие предприниматели втягиваются в инновационную деятельность и проблема оценки инновационного климата региона еще никогда не стояла так остро.

Проблемами анализа инновационного климата занимались такие выдающиеся ученые, как Г.Р. Громов [1], доктор экономических наук, профессор Ю.А. Дорошенко [2], В. В. Мокрышев [6], М.А. Пестунов [8] и многие другие. Но не смотря на то, что над вопросом уже достаточно давно задумываются лучшие умы науки, ее актуальность не уменьшается. Почти все авторы сходятся во мнении, что формированию инновационного климата региона нужно уделять особое внимание, т.к. это один из важнейших катализаторов развития деловой активности, конкуренции и региона в целом.

Целью данного научного исследования является проведение оценки инвестиционного климата сферы информационных технологий харьковского региона и сделать выводы о его текущем состоянии и тенденциях изменения.

Задачи, которые перед собой ставит это исследование:

· Основываясь на доступных источниках информации, провести анализ определенных критериев инвестиционного климата.

· Оценить количественно параметры, влияющие на формирование инновационного климата Харьковского региона.

· Проанализировать тенденции изменения инновационного климата Харьковского региона.


Анализ критериев инвестиционного климата

Социальная, природно-географическая и коммуникационная сфера

Социальная сфера в Харькове всегда была склонна к инновациям. Еще в годы СССР именно в Харьковском регионе были сделаны крупнейшие открытия мира науки, впервые расщепили атом и провели многие другие значимые эксперименты, принесшие пользу всему миру. Социум харьковского региона всегда был направлен на инновации в жизни, учебе и работе. Именно в Харьковских ВУЗах (в частности в НУА) начала впервые внедряться Болонская система. Мы можем сказать, что общество активно приветствует и поддерживает всякого рода инновации.

Природные условия на Харьковщине способствуют развитию многих отраслей, которые склонны к инновациям. Географически Харьков расположен в месте пересечения торговых путей, что испокон веков способствовало инновациям. Путешествуя, купцы и торговцы часто привозили с собой из заморских стран уникальные знания, большая часть которых тут же проверялась на практике. В сегодняшнее время Харьков находится на пересечении информационных потоков, которые идут из Европы в Азию, с Ближнего Востока в Скандинавию и т.д. Все эти факторы способствуют созданию положительной инновационной среды в регионе. [2]

Технологическая и научно-техническая сфера (рынок технологий и научно-технической информации)

Харьков исторически считается научным городом. В нем действует большое количество НИИ, университетов, академий. Поэтому кадровый потенциал и интеллектуальный потенциал в Харькове очень высок. Постепенно начинает создаваться рынок технологий и научно-технической информации. Основные игроки на этом рынке – бывшие работники НИИ, кафедр в университетах, и компании, желающие приобрести определенную техническую информацию.

 

 

 

Экономическая и финансовая сфера (инвестиционный климат)

Эксперты констатируют, что в Харькове ухудшился инвестиционный климат. Это результаты исследования «Оценка инвестиционного климата в Харькове». Проводил его Центр исследований научно-технического потенциала и истории науки им. Г.М.Доброва совместно с СФ «Бюро статистического анализа», сообщает информационное агентства «УНИАН». В исследовании участвовали около 350 квалифицированных экспертов, которые оценивали инвестиционную привлекательность Харькова по 248 показателям, характеризующим социально-экономическую среду региона, написано в отчете.

71,3% экспертов отметили ухудшение политического климата для инвестиций в Харькове. Причем, данная составляющая инвестиционного климата, по мнению экспертов, является самой неблагоприятной среди других его составляющих. [4]

Кроме того, в исследовании отмечается, что Интегральный индекс привлекательности Харькова для инвестиций, рассчитанный по шести показателям (политическая среда, адаптивность политико-экономической системы к реформированию, национальная законодательная база, международное право, правовая среда предпринимательства, экономическая среда предпринимательства), по оценкам харьковских экспертов, на протяжении последнего года также снизился, и имеет показатель «-0,32».

В то же время, эксперты отмечают рост инвестиционных и предпринимательских рисков инновационной деятельности и осложнение условий для развития эффективных инновационных процессов в Харьковском регионе. [4]

Основываясь на экспертных оценках, можно утверждать, что наиболее слабыми элементами политического климата для инвестиций в Харьков являются: зависимость и несправедливость судебной системы; низкий уровень политической стабильности; низкая обеспеченность прав человека и социальной защищенности; неспособность обеспечить интеграцию общества; высокий уровень социального расслоения; бюрократизм; запредельно высокий уровень коррупции.

Политическая и правовая сфера (федеральные и региональные планы и программы, нормативная база)

Несмотря не то, что федеральные и региональные программы декларируют повышение инновационного климата всеми доступными средствами, на самом деле все эти обещания остаются только на бумаге – в реальной жизни никто не стремиться что-либо менять в лучшую сторону. В поиске по законодательству Украины найдено 251 документ, в заглавии которых содержится слово «инновации», но интересно, какая часть из них реально выполняется. [7]

Базовое законодательство,  необходимое для формирования и развития в  Украине  национальной  инновационной  системы,  в известной мере   уже  создано, но его практическое приложение сдерживается недостаточной  инфраструктурой, неразвитостью системы инновационного менеджмента,  защиты  прав интеллектуальной собственности.  Отечественные изобретатели и  разработчики не могут реализовать в Украине  экономический  потенциал  многих своих разработок.

Продолжается тенденция   уменьшения   количества   поданные  в  Государственный  департамент  интеллектуальной  собственности   заявок   на  изобретения (сравнительно с    2005    годом   она   уменьшилась   на  13,6 процента).  Количество  использованных  в  производственном   процессе  изобретений сравнительно с    предыдущим    годом    уменьшились   на  19,8 процента.        Количество зарегистрированных лицензионных договоров составляет лишь  2,2-2,6 процента от количества патентов, что в несколько раз меньше  соответствующих показателей технологически развитых стран.        Сравнительно с  1991  годом  в  Украине  более чем  в  20  раз  сократились количество изобретателей и рационализаторов. Незначительной является  частица  предприятий,  на  которых   осуществляется   изобретательская   и  рационализаторская   деятельность.   Украина   существенно  отстает  от  развитых стран по показателям экспорта-импорта технологий. [7]

В целом по Украине наблюдается негативная  тенденция  относительно  процесса  приобретения  новых  технологий  (технических  достижений) и еще  хуже - в  направлении  трансфера  таких  технологий.  Это  объясняется  низкой  степенью инновационной активности предприятий,  предопределенной  в первую очередь отсутствием стратегии экономического  развития  страны  и  соответствующей   патентно-лицензионной   политики   государства,  а также  необходимой нормативно правовой базы.        Недостатки в  правоприменении  законодательной  базы  в  части  защиты  прав интеллектуальной собственности привели к существенным потерям  государством  научно-технического   потенциала,   в частности   специальной  научной,       проектно-конструкторской,      проектно-опытной  документации во время приватизационных процессов.        Не урегулирован  вопрос  оценки   объектов интеллектуальной  собственности. Невзирая на неоднократные поручения Кабинету Министров  Украины,  Фонд государственного  имущества  Украины  не  утверждал  методику  оценки невещественных активов.

По данным  Службы безопасности Украины,  украинский рынок высоких  технологий фактически находится под контролем иностранных  фондов  и  неправительственных   организаций,  которые  представляют  интересы  прежде всего  военных  ведомств  и  транснациональных  компаний.  При этом  научные  разработки  переходят  в  собственность  иностранной  стороны  и  коммерциализируются   без   любого   возмещения   украинскому  государству.        Не выполнены  на  должном ровные поручения Президента Украины  от 7 июля 2005 года N 1-1/635 и  Премьер-министра  Украины  от  20 июля  2005  года  N  35073/1/1-05,  а также  положение  Указа  Президента Украины от 27 апреля 2001 года N 285 относительно  проведения  стоимостной  оценки,  взятия  на бухгалтерский учет и  инвентаризации  объектов права  интеллектуальной   собственности,   которые  принадлежат государству или созданных за государственные средства.

На фоне   заострения   проблемы   финансового   обеспечения  научно-технической и инновационной  деятельности  на  развитии  этих  сфер  особенно  негативно  отразилась  практика  относительно  отмены  налоговых и таможенных льгот для субъектов инновационной  деятельности,  предусмотренных Законом    Украины   "Об   инновационной   деятельности",  а также льгот,  которые  предоставлялись  инновационным  проектам  в соответствии с  положениями  Закона  Украины  "О  специальном режиме  инновационной деятельности технологических парков".

Вопреки требованиям  статьи  87   Бюджетного   кодекса   Украины  и   законодательства   Украины   относительно   финансирования  инновационной деятельности  в  2000-2003  годах  и  в  2005  году  в  Государственном   бюджете   Украины   средства   на   финансовую  поддержку  инновационной деятельности не были предусмотрены. [7]

В частности, на   развитие   деятельности   инновационных   структур  (технопарков, свободных экономических зон, технополисов, технологических  инкубаторов  и тому подобное)   негативно   повлияла   отмена   льгот   из  налогообложения и таможенной регуляции инновационной деятельности.

Во время  подготовки  законов  Украины  "О  Государственном бюджете  Украины на 2005 год" и "О Государственном бюджете  Украины  на 2006  год"  были отклонены бюджетные предложения относительно  внедрения  бюджетных  программ  относительно  финансовой   поддержки  субъектов   инновационной  деятельности  для  обеспечения  выполнения  положений статьи 17 Закона  Украины  "Об  инновационной  деятельности"   и Постановлениях Кабинета Министров Украины от 17 ноября  2004 года N 1563  "Об утверждении Порядка предоставления  финансовой  поддержки субъектам инновационной деятельности за счет  средств  государственного  бюджета  путем   удешевления   долгосрочных  кредитов",    а также   финансирования   инновационной   деятельности  предприятий,  которые  имеют  стратегическое  значение  для  экономики  и  безопасности   государства   для   обеспечения  выполнения  положений  Указа  Президента Украины от 20 апреля 2004 года N 454  "О  финансовой поддержке инновационной деятельности предприятий,  которые имеют  стратегическое  значение  для  экономики  и  безопасности  государства"  относительно  направления   10  процентов  средств,  полученных  от  приватизации  государственного имущества, на финансовую поддержку таких предприятий.

Заострение критических проблем обеспечения научно-технического  и  инновационного  развития государства определяет неотложную необходимость  быстрейшего  внедрения   комплекса   первоочередных   мер,  направленных   на   устранение  системных  недостатков  в  обеспечении  формирования  и  реализации   национальной   инновационной   системы  Украины.

Зона предпринимательства: уровень конкуренции, отношение   с потребителями и партнерами

Уровень конкуренции играет очень важное значение в определении инновационного климата региона. Конкуренция варьируется в зависимости от отрасли, которую мы рассматриваем. В целом уровень конкуренции можно определить как способствующий созданию инновационного климата. Инновации являются огромным конкурентным преимуществом, которое позволяет фирме занимать лидирующее положение в отрасли. Чем активнее конкурентная среда, тем активнее применяются инновации. Монополия не способствует созданию инноваций. [1]

Отношения с потребителями и партнерами также способствуют созданию инновационного климата. Прежде всего это происходит благодаря развитию информационных потоков и открытой конкуренции. Информация о инновация передается от партнеру к партнеру, потребители благодаря свои отзывам о продукте/услуге усиливают инвестиционный климат в отрасли. В Харькове, который находится на пересечении информационных потоков и имеет достаточно активное население и активный бизнес, скорость передачи информации является настолько высокой, что инновации не заставят себя долго ждать.

Зона инвестиций

Инвестиции в Украину в последнее время начинают понемногу восстанавливай свой прежний уровень (который был до  выборов президента в 2004 г), т.к. несмотря на политическую нестабильность, ситуация начинает выравниваться. Естественно, все зависит от отрасли, в которую идут инвестиции. В Харькове особенно сильно развиты отрасли, которые привлекаю инвестиции – информационные технологии, сфера услуг, производство. Таким образом мы можем сказать, что инвестиционная привлекательность Харькова растет, что вызывает закономерный рост инновационного климата – т.к. на проведение любых инноваций необходима их финансовая поддержка. [8]

Зона новых технологий и научно-технических информационных ресурсов

Эта зона для Харькова является наиболее перспективной и дает максимальные возможности для создания высокого инновационного климата в Харькове и харьковской области. С учетом большого научного и исследовательского потенциала, не удивительно, что новые технологии стали для нашего города привычным явлением. Конечно, темп их развития и внедрения не так высок, как в столице, но тем не менее он остается выше чем в других городах Украины.

Зона научно-технических информационных ресурсов

Зона научно-технических информационных ресурсов в Харькове является зоной возможностей для инновационных процессов. Наука и технология развиваются в городе параллельно, при этом тесно переплетаясь и оказывая влияние друг на друга, тем самым создавая эффект синергии, который в разы увеличивает суммарную значимость каждой из составляющих. Компании из разных уголков не только Украины, но и мира, обращаются к харьковским специалистам за помощью в решении важных научных вопросов, возникающих в процессе создания и развития технологий.

Зона сырьевых, топливных, энергетических и материально-технических ресурсов

Инновации очень зависимы от сырьевых, топливных, энергетических и материально-технических ресурсов. И если с материально-техническими ресурсами в Харькове дела обстоят достаточно неплохо, т.к. при наличие капиталов (которые кстати имеются в Харькове) достать необходимое оборудование или технологию не составляет особого труда. С сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами ситуация обстоит намного хуже – Харьков, не имея собственных источников таких ресурсов, зависим от внешних источников, что создает дополнительные риски при оценке инновационного климата. Поэтому эта зона является зоной угрозы для инноваций.

Зона трудовых ресурсов

Эта зона является зоной возможностей для инноваций в регионе. Во-первых, рынок труда очень активен и разнообразен. В городе достаточно как предложения рабочей силы, так и спрос на нее очень активно растет. Такая тенденция наметилась потому, что регион активно развивается и создается большое количество новых рабочих мест, которые требуют хороших специалистов. К тому же уровень образования в регионе всегда был высоким (учитывая концентрацию образовательных центров), что также способствует благоприятному инновационному климату в регионе.

Группы стратегического влияния (на уровне отрасли, региона, города, района)

Группы стратегического влияния оказывают неоднозначное влияние на развитие инвестиционного климата в регионе. С одной стороны, имеется много факторов, оказывающих положительное влияние на инвестиции, с другой стороны – это влияние нивелируется наличием не меньшего количества отрицательных факторов. Как таковая группа в сфере информационных технологий была сформирована за счет больших участников рынка – «Меты», «Бигмира» и других крупных компаний, но и маленьким компаниям осталось место для маневра.


 

Количественная оценка параметров, влияющих на формирование инновационного климата Харьковского региона

Компоненты инновационного

климата

Уровень

состояния компонентов

Угрозы

 

Возможности

1.Оценка инновационного макроклимата (СТЭП-анализ)

1.1.

Социальная, природно-географическая и коммуникационная сфера

 

 

 

 

4

 

 

1.2.

Технологическая и научно-техническая сфера (рынок технологий и научно-технической информации)

 

 

 

 

4

 

 

 

1.3.

Экономическая и финансовая сфера (инвестиционный климат)

 

2

 

 

 

1.4.

Политическая и правовая сфера (федеральные и региональные планы и программы, нормативная база)

 

 

 

2

 

 

 

Итоговая оценка состояния

 инновационного макроклимата

 

 

3

 

 

2.Оценка инновационного микроклимата (анализ стратегических зон)

2.1.

Зона предпринимательства: уровень конкуренции, отношение   с потребителями и партнерами

 

 

 

 

4

 

2.2.

Зона инвестиций

 

 

 

4

 

2.3.

Зона новых технологий и научно-технических информационных

ресурсов

 

 

 

 

 

 

5

2.4.

Зона сырьевых, топливных, энергетических и материально-технических ресурсов

 

 

2

 

 

 

2.5.

Зона трудовых ресурсов

 

 

 

4

 

2.6

Группы стратегического влияния (на уровне отрасли, региона, города, района)

 

 

 

3

 

 

 

Итоговая оценка состояния инновационного климата

 

 

 

4

 

Итого по инновационному климату

1

Оценка макроклимата

 

 

3

 

 

2

Оценка микроклимата

 

 

 

4

 

Итоговая оценка состояния инновационного климата

 

 

 

4

 


Выводы

Проведя анализ критериев инвестиционного климата Харьковского региона, можно сделать вывод, что эта проблема уже давно волнует ученую элиту нашего региона, часто эту тему затрагивают в публикациях, исследованиях. Новые технологии и научно-технические информационные ресурсы являются самыми большими возможностями для Харькова в улучшении инновационного климата, а экономическая и финансовая сфера, политическая и правовая сфера и сырьевые, топливные, энергетические и материально-технические ресурсов представляют для инновационного климата наибольшую угрозу.

Оценив количественно параметры, влияющие на формирование инновационного климата Харьковского региона, было выявлено, что итоговая оценка состояния инновационного климата составила 4 балла (по 5-балльной шкале) и  находится в секторе возможностей, что свидетельствует положительном инновационном климате, сложившемся в Харьковском регионе. Наличие данного факта свидетельствует, что в скором времени нас ожидают большие инновационные прорывы.

Общая тенденция, которая наблюдается в городе, говорит о увеличении инновационного потенциала региона, что обязательно окажет положительное влияние на инновационный потенциал сферы информационных технологий. Большинство факторов, влияющих на инновационный климат, показывают положительную динамику, и если даже в данный момент этот фактор имеет отрицательное значение, то в скором времени он станет влиять положительно, чем будет усиливать уже имеющийся положительный инновационный климат. К тому же руководство города заинтересовано в притоке инноваций и, надеюсь, будет стремиться к нивеляции негативного влияния определенных факторов.


Литература:

1. Громов Г.Р. От гиперкниги к гипермозгу: информационные технологии эпохи Интернета. Эссе, диалоги, очерки [Электронный ресурс] / Г.Р. Громов // Сайт «Wdigest». – Режим доступа: http://wdigest.ru/ – Загл. с экрана.

2. Дорошенко Ю.А. Управление формирование и развитием инновационного потенциала предприятия [Электронный ресурс] / Ю.А. Дорошенко // Сайт «Веда». – Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/liter/69290.html. - Загл. с экрана.

3. Княжанский Виталий. Инновации: слова и дела [Электронный ресурс] / В. Княжанский // Сайт «День». - Режим доступа: http://www.day.kiev.ua/132043/. - Загл. с экрана.

4. Коробейников О.П. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия [Электронный ресурс] / О.П. Коробейников, А.А. Трифилова, И.А. Коршунов // Сайт «Корпоративный менеджмент». - Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/management/2000-3/04.shtml. - Загл. с экрана.

5. Мирер Полина. В Харькове ухудшился инвестиционный климат [Электронный ресурс] / П. Мирер // Сайт «МедиаПорт». - Режим доступа: http://news.mediaport.info/city/2007/46702.shtml. - Загл. с экрана.

6. Мокрышев В. Научно-технический потенциал предприятия. Упущенные возможности и новые рыночные перспективы [Электронный ресурс] / В. Мокрышев // Сайт «Электроника НТБ». - Режим доступа: http://www.electronics.ru/issue/1998/1/22. - Загл. с экрана.

7. Молчанов Н.Н. Инновационный процесс: организация и маркетинг / Н.Н. Молчанов; -  СПб.: Научкнига, 1995. – 347 с.

8. Пестунов М.А. Формирование эффективный механизмов повышения инновационной активности в сфере высоких технологий / М.А. Пестунов; -  М.: ЭККО, 2006. –264 с.

9. Рудакова И.Е. Инновационный процесс в странах развитого капитализма / И.Е. Рудакова; - М.: Москва, 1991. – 210 с.

10. Самойлик К.С. Національна інноваційна система України: проблеми формування та реалізації [Электронный ресурс] / К.С. Самойлик, Ю.В. Каракай // Сайт «Верховна Рада України». - Режим доступа: http://gska2.rada.gov.ua/pls/zweb_n/webproc4_1?pf3511=30460. - Загл. с экрана.

11. Фомченкова Л.В. Формирование и реализация инновационного потенциала промышленного предприятия. [Электронный ресурс] / Л.В. Фомченкова // Сайт «Библиотека креативной экономики». - Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/library/prd727.php. - Загл. с экрана.

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика