andrey

Путь к Файлу: /Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтной ситуации.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   1
Пользователь:   andrey
Добавлен:   01.04.2015
Размер:   221.5 КБ
СКАЧАТЬ

CAНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

факультет психологии

кафедра психологии менеджмента и социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренинг «Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтной ситуации»

авторы-составители:

студенты 4 курса дневного отделения

Жданова Ю.В., Петлицкая Н., Рабатуева А., Соколов С., Конаныкин М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2010

Пояснительная записка.

Данный тренинг является способом перепрограммирования имеющихся у человека моделей поведения и деятельности в конфликтных ситуациях. Занятие представляет собой программированный личностно-коммуникативный тренинг для неоднородной группы незнакомых людей. Целью данного тренинга является формирование и закрепление навыков конструктивного поведения в конфликтах.

Задачи тренинга:

· Дать представление о сути и механизмах конфликтов

· Рассмотреть различные варианты реагирования на проблемные и острые ситуации

· Способствовать преодолению неэффективных навыков поведения в конфликтах и переходу к конструктивному и взаимогодному общению

· Способствовать выработке навыков осознанного управления спорными ситауциями

· Предложить конкретные формы и способы продуктивного разумного поведения в конфликтах

· Помочь преобразованию ссор и скандалов в деятельность по осознанию и решению проблем

· Обучить навыкам эффективных переговоров в любых сферах межличностного и профессионального взаимодействия

Тренинг рассчитан на группу из 16 человек в возрасте от 20 до 25 лет. Состав группы неоднороден, участники незнакомы между собой.

Программа рассчитана на 30 часов (5 дней по 6 часов).


Программа тренинга

Название

Время (мин.)

Первый день тренинга:

1

Вступительное слово

5

2

Правила и нормы

5

3

«Здравствуйте!»

10

4

«Три факта»

30

5

«Взаимное интервью»

40

Перерыв:

10

6

«Снежный ком»

10

7

«Говорю, что вижу…»

30

8

«Мне приснился конфликт»

30

Перерыв на обед:

60

9

«Что я делаю и какие эмоции переживаю в конфликте»

30

10

«От чего сможет уйти колобок?»

20

Перерыв:

10

11

«20 000 дней»

60

12

«Ура!»

10

13

Шеренг

10

Итого:

370


 

Занятие 1

Цель занятия: знакомство участников, самопрезентация, развитие умения слушать собеседника, самоанализ участниками своего поведения в конфликтах, осознание своего жизненного плана.

Вступительное слово тренера.

Приветствуем всех участников нашего тренинга. Сегодня и еще четыре дня мы будем вашими тренерами по развитию навыков конструктивного поведения в конфликтах. Тренинг будет проходить пять дней, с 12 до 18 часов, мы сделаем перерыв на обед с 14 до 15 часов, и небольшие перерывы по ходу тренинга. По ходу участия в программе мы исследуем психологические основы общения в конфликтных ситуациях, скорректируем неэффективные формы поведения в спорах, повысим уровень субъективного самочувствия, и многое другое. Главная цель наших встреч: научиться выходить из конфликтов с наименьшими потерями. Мы надеемся, что качества, приобретенные здесь, вы сможете применить и в жизни и достигните оптимального уровня жизнедеятельности. Но сперва определимся с правилами нашего тренинга:

Нормы и правила работы группы.

Закон «00». Все участники тренинга вовремя приходят к началу занятия и после перерывов, в заранее оговоренное время.

Закон микрофона. Говорит тот, у кого в руках «микрофон». Мы пускаем его по кругу во время проведения или анализа упражнения.

Закон активности гласит: «Вы имеете право не участвовать в каком-либо упражнении. Это не означает, что кто-то не может выполнить задание, это означает, что человек просто хочет понаблюдать со стороны. Заранее сообщите о своем желании группе. Но следует учесть: если из работы группы выбывает хотя бы один участник, это влияет на работу всей группы».

Закон «Я-высказывания». Этот закон требует излагать свою точку зрения только от первого лица: «Я считаю, я чувствую, я думаю, что…». Данное правило основано на том, что каждый участник не может наверняка знать мнения каждого участника группы, не может отвечать за всю группу, а поэтому, высказывания, начинающиеся с «Мы…», - недопустимы.

Закон тактичного и доброжелательного отношения ко всем участникам группы излагается в следующем виде: «У всех нас есть достоинства и недостатки. Во время тренинга необходимо терпимо относиться к чужим особенностям. Если вас что-то не устраивает, сообщите об этом ведущему тренинга в корректной форме, чтобы не обидеть и не задеть никого из участников».

Закон имени.

Закон вежливости. Рекомендуется всех участников называть желаемыми для них именами.

Закон «здесь и сейчас» означает, что все происходящее в настоящем времени и в данном месте, а также чувства, эмоции и отношения присутствующих следует рассматривать в рамках тренинга и не переносить на другие реалии вашей жизни. Этот закон дает возможность каждому участнику группы «прожить» и осмыслить значимость переживаний в данный момент, определить ценность каждого мгновения жизни.

Закон конфиденциальности. «Все, что происходит на этом тренинге, остается здесь, ни с кем из людей, не участвовавших в тренинге, не обсуждается». Закон позволяет участникам тренинга чувствовать себя безопасно, создает более комфортные условия для самораскрытия.

Закон предложения в участии только себя.

Итак, оговорив все формальности, начнем наконец наш тренинг.

Упражнение «Здравствуйте»

Цель: Рскрепастить участников, самовыражение, знакомство.

Инструкция: «Известно, что слово «здравствуйте» может быть произнесено по разному. Попробуйте выявить свой потенциал использования приветствия. Пусть каждый по кругу произнесет слово «здравствуйте» по своему.

Ход упражнения: Участники сидя в кругу по очереди начинают приветствовать друг-друга. Делают это особым способом, по разному и как можно необычней.

Вопросы для обсуждения: Как настроение? Приятно ли принимать столь различные приветствия? Какое «здравствуйте» запомнилось больше всего?

Выводы: Приятно приветствовать и принимать приветствия.

Время: 10 минут.

Упражнение «Три факта»

Цель: Самопрезентация участников, знакомство, снижение тревожности и повышение уровня безопасности.

Инструкция: «Назовите свое имя и три факта о себе, причем один из них должен быть правдивым, а два других – ложные».

Ход упражнения: Каждый участник сообщает группе свое имя и три факта о себе. Один из них является реальным, а два других — выдуманными. Задача остальных участников — определить, какой именно из представленных фактов соответствует действительности (участникам предлагается поочередно проголосовать за истинность каждого из фактов). Потом участник, который представлялся, раскрывает истину: говорит, какой из приведенных фактов реален.

Вопросы для обсуждения: Легко ли вы распознавали правду и ложь? Просто ли было обманывать коллег? Какие приемы вы использовали, чтобы слушатели не догадались,в каком именно месте вы наврали?

Выводы, к которым нужно подвести группу: Ложь легко распознается.

Ориентировочное время проведения: 30 минут.

Взаимное интервью

Цель знакомство участников

Инструкция. Участники разбиваются на пары и в течение 10-15 минут проводят взаимное интервью. По окончании – каждый представляет своего партнера. Участники могут задавать любые вопросы.

Ориентировочное время проведения 40 минут

Снежный ком.

Цель знакомство участников, разряжение обстановки.

Инструкция Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными

Ориентировочное время проведения 15 минут

Найди меня

Цель упражнения: позволяет участникам лучше познакомиться друг с другом и создает более доверительную атмосферу.

Инструкция. Участники свободно разбредаются по комнате. Ведущий дает задание: "Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз" (варианты: "Те, у кого день рождения летом", "Те, в чьем имени 5 букв" и т.д.) Возможны другие варианты, когда участники объединяются в группы по месту проживания, знаку зодиака, любимому цвету и т.п.

Ориентировочное время проведения 15 минут

Обеденный перерыв 1 час

Говорю, что вижу

Цель упражнения: проигрывание ситуации безоценочных высказываний.

Описание поведения означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без оценивания, то есть без приписывания им мотивов действий, оценки установок, личностных черт. Первый шаг в развитии высказываться в описательном ключе, а не форме оценок –улучшение умения наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок.

Инструкция: Сидя в круге, сейчас вы наблюдаете за поведением других и, по очереди, говорите, что в видите относительно любого из участников. К примеру : “Коля сидит, положив ногу на ногу”, “Катя улыбается”.

Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участник.

Ориентировочное время проведения 30 минут

Упражнение «Мне приснился конфликт…»

Цель: выявить индивидуальное отношение каждого участника и его ассоциации, связанные с конфликтами.

Инструкция: Слушателям предлагается написать в своих тетрадях слово «конфликт» и затем описать тот образ или картину, которые у них возникают в этот момент и ассоциируются со словом «конфликт». Необходимо добиться от слушателей именно описания зрительного образа, а не формального определения или набора синонимов. Это могут быть картинки взаимодействия людей, животных, природных явлений, ассоциации с известными произведениями живописи или скульптуры. Полтора с лишним десятилетия применения этого упражнения (с 1991 г.) позволяют утверждать, что 99,99% людей склонны ассоциировать конфликт с негативными явлениями — от ссор и драк до войн и стихийных бедствий. Абсолютно преобладающая ассоциация — это ссоры, скандалы и сопровождающие их негативные эмоциональные и невербальные проявления.

Ориентировочное время проведения 30 минут

Упражнение «Что я делаю и какие эмоции переживаю в конфликте»

Цель: индивидуальное погружение в ситуацию конфликта, анализ собственных эмоций в конфликте

Инструкция: Предлагается записать, что они чаще всего делают, когда сами попадают в конфликт, и какие эмоции чаще всего при этом испытывают. В зависимости от характера группы и вида занятий описание действий будет более или менее приукрашенным, а вот эмоции будут перечислены более реалистично, и преобладают среди них опять же негативные или неприятные.

Ориентировочное время проведения 30 минут

Упражнение От чего сможет уйти Колобок…

Цель: мотивация участников к развитию навыков конструктивного поведения в конфликтах, активному участию в программе тренинга.

Ход упражнения: После первых двух упражнений подробная рефлексия не проводится, только фиксируются результаты. Затем предлагаются еще два вопроса. Первый имеет несколько вариантов, на каждый из которых можно получить разные ответы от одной и той же аудитории:

· Можно ли прожить без конфликтов?

· Можно ли научиться бесконфликтному общению?

· Можно ли уйти от конфликта(ов)?

На второй и третий вопросы положительные ответы будут встречать чаще, чем на первый, а на третий вопрос чаще, чем на второй, хотя более внимательный анализ этих вопросов позволяет утверждать, что все они об одном и том же — можно ли отделить себя от конфликта? Второй вопрос имеет два равнозначных варианта, и ответ на них любой аудитории очевидно предрешен:

Можно ли прожить, не сталкиваясь с проблемами, затруднениями, противоречиями и с различиями интересов и позиций других людей?

Можно ли научиться избегать или легко преодолевать проблемы, затруднения, противоречия и различия интересов и позиций других людей?

Во всех аудиториях уверенно звучит отрицательный ответ, хотя на второй вариант возможны редкие положительные ответы, которые дают те участники, которые увлечены какими-нибудь фантастическими «технологиями надежного решения любых проблем».

Перерыв 10 минут.

Игра «20 000 дней»

Цель игры: осознание своего жизненного плана, построение или вынесение во внешний план иерархии ценностных ориентаций, а также их «апробирование» в столкновении с «реалиями» игровой ситуации.

Инструкция: «Сейчас мы будем «выбирать» свой жизненный путь, для этого вам необходимо по возрастанию отобрать те жизненные ценности, которые значимы для вас»…

Ход игры: Участникам предлагается «проиграть» свой жизненный путь: наметить основные ценности, которые каждый собирается приобрести в игре, а также затратить усилия для их достижения. Ведущий предлагает участникам список жизненных ценностей, в котором нужно оценить каждый пункт по степени важности. Затем ведущий подсчитывает игровую «цену» и количество ценностей, которые будут разыграны. Затем участникам также предлагается составить «план жизни» по достижению ценностей.

Далее ведущий информирует, что средний срок оставшейся жизни участников – около двадцати тысяч дней (средний возраст жизни в России составляет около 65 лет). Основной платой за ценности служит время, которое участники потратят на их достижение. Стоимость каждой ценности списка выписывается на доске. Затем участникам предоставляется возможность изменить свои планы в соответствие с объявленными «ценами».

В ходе основной фазы игры ведущий объявляет наступление очередного временного промежутка протяженностью в две тысячи дней (около 5 лет). Каждый участник называет ценность, на которую он тратит это время. Если количество затраченного времени совпадает с «ценой», участник приобретает ценность. Если количество имеющихся ценностей меньше желающих их приобрести, организуется аукцион, на котором претенденты используют свое будущее время.

Спустя 10 000 дней (середина жизни) «стоимость» отдельных ценностей изменяется (например, цена таких ценностей как «Здоровье», «Образование» повышается, а «Мудрость» снижается). Ведущий может обосновать это естественными закономерностями – организм человека со временем теряет свои способности, в более старшем возрасте сложнее учиться и т.п.

Ход игры отражается на доске. По окончании игры организуется обсуждение, каждый участник рассказывает о своей жизни. Ведущий может предложить оценить «прожитое» по разным шкалам – удовлетворенность, ценность для других, соответствие той или иной профессии и другим.

Профориентационную направленность игры можно усилить, включив в список ценностей наиболее значимые профессиональные достижения, а также изменив правила, приблизив их к реалиям профессии (например, время выхода на пенсию для лиц отдельных профессий).

Вопросы: 20000 дней это много? Что для вас является главной ценностью? Легко ли их выбирать?

Выводы: Жизненные достижения растянуты по времени. Жизненные достижения требуют наиболее ценного капитала, которым располагает человек – времени.

Инвентарь: наборы игровых карточек с обозначениями ценностей, доска для фиксации «жизненного пути» участников, игровые столы, за которыми располагаются игроки.

Время: 60 минут (1 час).

Игра «Ура!»

Цель психологическая разрядка, формирование положительно последнего воспоминания о тренинге, формирование групповой сплоченности.

Инструкция Сейчас вы разбиваетесь на пары и выкидываете по команде произвольное количество пальцев на руке. Пара участников, у которых число пальцев совпало, громко радуются: берутся за руки, подпрыгивают и кричат: «Ура»! Затем то же происходит в четверках, восьмерках, пока не объединится вся группа и не выкинет одномоментно одно и то же количество пальцев.

Ориентировочное время проведения 10 мин

Шеренг «Итоги первого занятия».

Цель. Подвести итоги первого дня тренинга, выяснить какие эмоции испытывает группа, менялись  ли они в течение всего дня. Какому выводу пришли участники после целого дня. Какие есть пожелания для тренера.

Инструкция. Каждому участнику тренинга предстоит ответить на несколько вопросов:

· Какие эмоции испытываете на данный момент?

· Менялись ли эмоции в течение всего дня?

· Какому выводу вы пришли после сегодняшнего первого дня тренинга?

· Какие есть пожелания для тренера?

 Ход упражнения. Каждому участнику тренинга предстоит ответить на несколько вопросов. Участники отвечают по кругу.

Ориентировочное время проведения.15 минут.

Аплодисменты по кругу.

Цель прощание

Инструкция - Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Ориентировочное время проведения 1 мин.

 

 

Занятие 2

Цель занятия: знакомство с навыками эффективного взаимодействия в конфликтных ситуациях.

Вступительное слово тренера: «здравствуйте. Сегодня начинается второй день наших занятий, и он будет посвящен выработке наиболее эффективных способов конструктивного урегулирования конфликтов. Мы начинаем! Для начала, давайте определимся с тем, что нам мешает отказаться от конфликтного стиля поведения.».

Упражнение «Моя проблема в общении»

Цель улучшение коммуникативных навыков. Преодоление препятствий в общении.

Инструкция 1 Напишите на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписывайте.

Инструкция2 сверните листки и сложите в общую кучу. Затем каждый студент произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению. Допускаются высказывания критикующие, уточняющие или расширяющие ответ.

Ход проведения  Члены группы пишут на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый студент произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению. Допускаются высказывания критикующие, уточняющие или расширяющие ответ.

Вопросы для обсуждения Какие сложности возникли при написании? Какие поиске  попытки решить проблему? Какие эмоции вы испытали во время упражнения? Что дало вам это упражнение? Помогло ли оно найти какие-то пути выхода из своих проблем в общении?

Выводы, к которым должна придти группа Любые проблемы в общение решаемы. Главное - не боятся с ними работать.

Инвентарь листы бумаги, ручки.

Продолжительность 20 мин

Упражнение «Держи дистанцию»

Цель упражнения: показать участникам на примере упражнения важность знать и сохранять дистанцию общения

Инструкция: «разделимся на 2 равные группы, для этого рассчитайтесь на первый-второй. Попрошу встать в 2 шеренги: первые номера напротив вторых. Расстояние между шеренгами около 2-х метров».

Ход упражнения: участники действуют по инструкции, затем первой группе дается инструкция: «Вам необходимо произнести «Стоп» в тот момент, когда, на ваш взгляд, расстояние сократится до комфортного общения». По команде ведущего участники второй группы очень медленно начинают подходить к первой группе. При этом контакт глаз обязателен для участников обеих групп. После того, как каждый из участников скажет свое «стоп», ведущий просит участников второй группы продолжить движение. В этот момент может начаться смех, участники начнут отводить глаза. Дается инструкция: «попрошу вас сесть рядом с тем участником, который стоит напротив вас».

Вопросы для обсуждения: расскажите поэтапно о ваших ощущениях по ходу выполнения задания. Что вам известно о таком понятии, как комфортные зоны общения

Выводы, к которым необходимо подвести группу: важно помнить о дистанции общения и стараться сохранять ее.

 

Роль дистанции в общении

Человек, как существо социальное, не обойден стремлением сохранять вокруг себя определенное пространство. Давно замечено, что в местах большого скопления народа всегда возникает опасность столкновений. Вызвано это тем, что по мере того, как каждый отдельный человек получает все меньше и меньше личного пространства, его раздражительность увеличивается, возникает вероятность драк и потасовок. По этой причине для человека, как и для животного, вполне естественно стремление держать окружающих его людей на определенной дистанции.

Существует такое понятие, как дистанция критическая. Пока человек находится за ней, он воспринимается другим как предмет посторонний. В этих случаях общения либо нет вообще, либо оно идет без особой рефлекторной поддержки. За пределами этой дистанции человек воспринимается как посторонний предмет. В пределах же этой дистанции человек считается установившим контакт; на него обращается некоторое внимание, но не особенное (прямой опасности от него все же нет). И только в том случае, если дистанция откровенно сокращена, внимание человека целиком переключается на приблизившегося. с целью определить, что именно от него хотят. Это так называемая комфортная дистанция общения, своя в каждом человеческом обществе. Городские жители, впервые приезжающие в деревню, всегда с некоторым удивлением обращали внимание на тот факт, как деревенские жители между собою общаются. Если горожанин, приветствуя своего знакомого, подойдет вплотную и подаст ему руку, то для жителей деревни совершенно естественно с расстояния в 15 метров прокричать приветствие и помахать рукой. Такая разница объясняется привычным расстоянием между людьми. Города, даже небольшие, всегда гуще заселены, люди в них всегда испытывают некоторую тесноту. Именно на дистанции комфортного общения предполагается проводить полноценный обмен информацией. Все пособия по этикету отражают корректное поведение человека именно в этой зоне. Мы уже говорили, что у людей, проживающих в разных местностях, это комфортное расстояние разное. Там, где плотность населения меньше, оно, как правило, больше. В среднем у россиян оно простирается от 50 сантиметров до 1 метра 20 сантиметров. Если один человек подошел к другому ближе чем на 50 сантиметров, можно сказать, что этим он нарушил комфортную дистанцию между ними. Если он находится от него дальше чем в полутора метрах, то он пребывает вне комфортной дистанции.

Ориентировчное время проведения: 20 минут

Собеседование.

Цель выработка навыков эффективной самопрезентации.

Инструкция. Сейчас в течении 10 минут каждый напишет свою самопрезентацию по поводу приёма на работу. Далее вы разобьетесь на пары, где один участник выступит в роли соискателя, а другой в роли работодателя. Задача работодателя всячески придираться к соискателю, а соискателя получить работу.

Ход упражнения. Участники проводят самопрезентацию работодателю, а потом меняются местами.

Вопросы для обсуждения получили ли вы работу? что оказалось самым трудным? в какой роли вам было комфортнее?

Выводы, к которым надо подвести группу. Осознание важности преподнести себя с правильной стороны, осознание своих сильных и слабых сторон.

Ориентировочное время проведения 30 мин

Необходимый инвентарь. листы бумаги, ручки

Перерыв 10 минут

Игра «Оживи сфинкса»

Цель. Отработка навыков самоконтроля

Инструкция. Участники становятся (или садятся) лицом друг к другу. Задача первого – как можно дольше продержать на реснице спичку. Задача второго – держа руки на коленях (не делая резких движений и не крича), своими речами смутить «сфинкса», чтоб он быстрее уронил спичку. Потом участники меняются местами. От частого проведения конкурс становится только интереснее. Пока «опытный сфинкс» держит спичку, «опытный смутитель» наговорит такого!!!

Ход упражнения. Потом участники меняются местами

Вопросы для обсуждения как вам было в роли сфинкса? как вам было в роли мучителя? в какой роли больше понравилось?

Ориентировочное время проведения 15 мин

Необходимый инвентарь спички

 

Упражнение «Осанка и улыбка»

Цель обретение уверенности в себе, обретение умения себя подать, всегда хорошо «держаться» в любой ситуации

Инструкция: Царственная осанка и сиятельная улыбка, на голове – прямо таки корона. Научитесь так сидеть, ходить, говорить, вставать, знакомиться, прощаться. Очень короткое задание и очень большая работа. Не расталкивая других – царственно заполнять пространство: собой, своим телом, своим голосом, излучаемым светом и силой энергетики. Самое интересное в этом упражнении – поиск необходимого внутреннего самоощущения.

Постановке правильной осанки помогает любая прямая стена. Подошли, прислонились к ней затылком, расправили по ней плечи, втянули живот и приблизили к стене поясницу, после чего отошли от стены и походили, стараясь дышать и чувствовать себя естественно.

Другой хороший способ – перенести вес тела на носки, подобрать ягодицы и поднять диафрагму так, чтобы появилось ощущение поршенька, столбиком распирающего изнутри грудную клетку в опоре на солнечное сплетение. Все, это держит, а вы можете расслабиться. Плечи свободные, вы энергичны, дыхание свободное.

Еще один способ – представьте, что у вас есть три невидимых друга, которые всегда помогают вам при ходьбе. Один из них легонько подталкивает вас в спину в районе крестца, второй летит на крыльях впереди, где-то на уровне груди, и слегка влечет вас за собой. Третий летит над головой и слегка тянет вверх.

Помните, что идеальное положение тела зависит от идеального положения груди. Сделайте глубокий вдох, на некоторое время задержите дыхание. Медленно выдохните животом, сохраняя положение грудной клетки в положении вдоха. Вот это и есть идеальное положение груди!

Чтобы голова держалась на гордой, высокой шее, дома положите на голову детский кубик или книгу и походите, чтобы предмет не падал. Когда получится, запомните ощущения. На улице – смотрите на третьи этажи и старайтесь оставить взгляд глаз на этом уровне.

Итак, чуть с юмором. Убираете с лица очень умное выражение. Попробуйте создать утверждение, что вы самый, самый, самый прекрасный в мире человек. Плечи расправьте и опустите, спину выпрямите, лопатками зажмите грецкий орех и держите его, чтобы не упал. Так всегда и ходите. Проверьте мимику. Улыбаетесь? Отлично! Правую руку поднимаем над головой, с небес достаем корону и надеваем ее.

Ход упражнения тренер рассказывает участникам о том, насколько важно правильное положение человека в пространстве, насколько оно влияет на самовосприятие и восприятие другими людьми. Затем, дает несколько советов по работе над своей осанкой, участники встают с мест и пробуют упражнения. Затем возвращаются на место и каждый из участников, по кругу, делится своими впечатлениями от упражнений, тем, какие сложности они у него вызвали, готов ли участник далее работать в этом направлении и почему.

Вопросы для обсуждения в группе: Как вы считаете, для  чего служит правильная осанка? Насколько осанка влияет на самосознание и уверенность в себе? Работая над осанкой, ощущаете ли вы внутренние изменения? Насколько сложно дается вам подобная работа над собой? Готовы ли вы к подобной работе с целью изменить себя?

Выводы, к которым должна придти группа: когда у вас царственная осанка и сияющая улыбка, вы можете свободно идти в толпе, куда хотите, пересекая любые потоки и ни с кем не сталкиваясь, потому что люди уступают вам дорогу. Такое положение в пространстве не только полезно для организма, но и благоприятно влияет на самооценку.

Ориентировочное время проведения 25 минут

Упражнение «Мы – они»

Инструкция Найдите в своей жизни человека, который вас больше всего раздражает. Опишите три качества такого человека, которые вы больше всего ненавидите, которые вы хотели бы изменить в нем. Теперь загляните внутрь себя и спросите: «А в чем я похожа на него, когда я веду себя точно таким же образом?». Закройте глаза и дайте себе подумать. Затем спросите себя, готовы ли вы к переменам. Только тогда, когда вы избавитесь от своих обычных мыслей, убеждений и привычек, такие люди или переменятся к вам, или уйдут из вашей жизни.

Если вы ненавидите босса, который постоянно критикует вас, которому невозможно угодить, опять посмотрите в глубь себя. А в чем вы похожи на него? Не думаете ли вы, что все начальники критикуют и им невозможно угодить? Если ваш сотрудник упрямится и не выполняет свою часть работы, подумайте о том, чем вы привлекли его в свою жизнь. Насколько упрямы вы и так же ленивы, как он.

Если у вас проблема с любимым, опять же загляните в глубь себя и посмотрите, что именно привлекло его к вам? Если муж не оказывает вам поддержки и постоянно жалуется вам на жизнь, опять же посмотрите на свои привычки, укоренившиеся в вас с детства. Был ли у вас один из родителей, который жаловался на жизнь, и не жалуетесь ли вы постоянно на жизнь?

Как вы отнесетесь к человеку, который не скрывает, что он хочет нравиться людям? Желание нравиться – совершенно естественно. Другое дело, что у этого желания могут быть разные оттенки, украшающие человека или заставляющие насторожиться. Невротичен человек, желающий «понравиться всем и всегда» и переживающий, когда это не получается. «Нравиться всем» нереально и не нужно. Надо уметь привлекать к себе взгляды и сердца людей, но не менее важно уметь спокойно переносить равнодушное или отрицательное отношение к себе.

Оценки окружающих, в том числе и негативные, учитывать нужно, но нельзя становиться их рабом. Один из показателей взрослости – спокойно безразличное отношение к тому, как на вас посмотрят, что о вас подумают или скажут. К оценкам окружающих надо относиться так, как к погоде: конечно, приятно, когда светит солнышко, но если пойдет дождь, надо просто поднять воротник и раскрыть зонтик: дело дождя – литься, наше дело – идти туда, куда нам надо.

Быть внимательным к мнениям и оценкам окружающих – нужно, но «держаться» за их оценки и зависеть от них – просто опасно. Почти всегда находятся желающие на этом «сыграть», желающие подергать за ниточки, так услужливо вложенные им в руки... Вы не хотите оказаться такой марионеткой? Стараться понравиться и одновременно скрыть это желание – умение совершенно не лишнее. Но самое главное – это то, ради чего Вы хотите нравиться. Ведь одно дело, когда кто-то старается понравиться, чтобы с помощью своей привлекательности БОЛЬШЕ ПОЛУЧИТЬ: внимания, преимуществ, чтобы добиться успеха. Другой мотив – нравиться, чтобы людям рядом с тобой было тепло и приятно, чтобы радовать их глаза и души; нравиться, чтобы больше ДАВАТЬ ЛЮДЯМ... Самое парадоксальное в том, что дающий, как правило, больше и получает (впрочем, лишь при условии уважения к себе и понимания, кому, когда и что нужно). Так или иначе, а каков выбор ваш? Зачем вы хотите нравиться?

Прекрасно быть естественным: говорить то, что думаешь, выражать те чувства, которые живут в душе, и вообще не следить за собой, а просто жить, быть таким, какой ты есть. Кому это обычно позволяется: очень любимым и уважаемым в кругу любящих и уважающих; тем редким людям, которые думают и чувствуют то, что надо, и так, как надо.

Так или иначе, но умение подать себя, требующее определенной дипломатии и актерства, - нужно каждому. Гораздо умнее с самого начала позаботиться о том, чтобы произвести впечатление то, которое вам выгодно и будет вас потом «поддерживать» в любой ситуации. Каким вас будут видеть? Таким, каким вы себя преподнесете. Перефразируя известную пословицу: «Провожают по уму, а встречают по одежке и манере держаться».

Ход проведения участники получают инструкцию и время на обдумывание. Затем каждый высказывается по кругу – называя качества, которые раздражают его в другом человеке и видит ли он эти качества в себе, раздражают ли они в себе самом, стоит ли с ними бороться и т.п.

Затем каждый участник по кругу высказывается о том, насколько сложным было для него упражнение, какие затруднения вызвало, к каким выводам привело.

Вопросы для обсуждения  Какие качества вас больше всего раздражают в людях и почему? Видите ли вы подобные качества в себе? Если да. То раздражают лди они вас в себе? Осознаете ли вы, что вам нужно что-то изменить в себе

Выводы, к которым должна придти группа Зачастую, нас больше всего раздражают в других те качества, которые есть в нас самих, но мы этого не замечаем. Стоит относиться к другим терпимее и всегда обращать внимании на то, а как мы сами ведем себя по отношению к окружающим. Если нас что-то раздражает в других, возможно тоже самое не нравится и окружающим в нас, что может являться поводом для работы над собой.

Инвентарь не требуется

Продолжительность 30 мин

Упражнение «Мой цветок»

Цель – коррекция и развитие доверия себе.

Инструкция Возьмите листы бумаги и фломастеры. Ваша задача – нарисовать цветок, в сердцевине которого вы напишите свое имя. Затем, на каждом липестке следует написать ответы на вопросы: в чем Я хорошо разбираюсь? За что я нравлюсь себе и люблю себя?

Ход проведения Участники получают бумагу и фломастеры. Ведущий предлагает участникам нарисовать на бумаге цветок (образец он сам рисует на классной доске), в центре которого каждый пишет свое имя. Далее на каждом лепестке записываются ответы на следующие вопросы.

После окончания рисования участники, по кругу показывают свои рисунки и зачитывают ответы.

Далее следует обсуждение упражнения – трудностей и впечатлений от выполнения задания, каждый участник высказывается по кругу.

Ворпросы для обсуждения: Какие затруднения вызвало задние? Открыли ли вы в себе что-то новое? Открыли ли новое в других? Есть ли что-то, что объединяло бы большинство работ? Насколько сложно открыться перед самим собой, заглянуть в себя?

Выводы к которым должна придти группа: В каждом из нас есть что-то, чем можно гордиться и за что себя стоит любить. Но не всегда мы готовы признаться в этом самим себе. Стоит больше прислушиваться к себе, заглыдывать в себя и ценить себя, это прибавит уверенности в себе и позволит совершать новые достижения.

Инвентарь листы бумаги формата А4, фломастеры

Продолжительность 15 мин.

Большой перерыв 1 час

Упражнение «Восточный базар»

Цель осуществление коммуникаций, выделении качеств необходимых для успешного сотрудничества.

Инструкция 1 Представьте себе восточный базар. С какими ассоциациями у вас связан Восточный рынок?  Каким вы его видите? Что на нем происходит?

Инструкция 2 Каждый из вас получит восемь карточек, напишите на каждой из них свое имя.

Инструкция 3 теперь я соберу ваши карточки и перемешаю, каждый из вас вытащит по восемь штук. Ваша задача: торговаться, меняться, собрать обратно карточки со своим именем. Можно ходить, разговаривать, хитрить. Нельзя смотреть карточки других, отбирать силой. Собравший все свои карточки, садится и вытягивает руку в верх.

Ход проведения  Участники представляют себе восточный базар. Каждому участнику раздается 8 карточек (чистые листочки) и он пишет на каждой свое имя. Карточки собираются, перемешиваются и вытаскиваются по 8 штук каждым. Имена перемешались. Задача: торговаться, меняться, собрать обратно карточки со своим именем. Можно ходить, разговаривать, хитрить. Нельзя смотреть карточки других, отбирать силой. Собравший все свои карточки, садится и вытягивает руку в верх.

Вопросы для обсуждения Какие затруднения вызвало упражнения? Кому первому удалось собрать свои карточки? Почему? Какую тактику вы использовали? Активный поиск, ожидание встречных предложений? Что на ваш взгляд следует предпринимать для успешного сотрудничества? Каких качеств не хватает вам для успешного сотрудничества? Что бы хотели в себе изменить, добавить, преодолеть?

Выводы к которым должна придти группа Выделить качества для успешного взаимодействия, сотрудничества.

Необходимый инвентарь карточки, фломастеры или ручки

Продолжительность 30 мин

Упражнение игра «конфликт в транспорте»

Цель приобрести опыт умения договариваться в условиях столкновения интересов.

Инструкция сейчас участники получат инструкцию. Двое одну и еще один другую. Держите их втайне – ваша цель выполнить задание.

Инструкция1 «войти в автобус» и сесть рядом, чтобы поговорить на важную для обоих тему

Инструкция2 занять одно из спаренных мест, например, «у окна» и уступить место только в том случае, если действительно возникнет такое желание.

Ход проведения В комнате ставят стулья: два – рядом (имитируя парные сиденья в автобусе), один – впереди. Участников игры трое (два плюс один). Двое получают инструкцию втайне от третьего, третий – втайне от двоих. Задача двоих: «войти в автобус» и сесть рядом, чтобы поговорить на важную для обоих тему. Задача третьего участника: занять одно из спаренных мест, например, «у окна» и уступить место только в том случае, если действительно возникнет такое желание.

Вопросы для обсуждения Почему «третий» все-таки уступил (или, напротив, не уступил) свое место? Были ли моменты, когда «третьему» хотелось освободить это место? Какие чувства испытывали играющие? Чей способ решения проблемы самый успешный? Что именно было причиной успеха (или, напротив, неудачи)?

Выводы к которым должна придти группа Всегда можно придти к соглашению, если быть взаимовежливыми. Если по каким-то причинам соглашение не было достигнуто, не стоит отчаиваться.

Инвентарь два стула

Перерыв 10 минут

 

"НЕУВЕРЕННЫЕ, УВЕРЕННЫЕ И АГРЕССИВНЫЕ ОТВЕТЫ"

Цель упражнения: формирование адекватных реакций в различных ситуациях; "трансактный анализ" ответов и формирование необходимых "ролевых" пристроек.

Инструкция: «В тех же парах, в которых вы работали в предыдущих упражнениях. Вам предлагается продемонстрировать в какой-либо ситуации уверенный, неуверенный, агрессивный типы ответов. Ситуации я раздам».

Ход упражнения: Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации можно предложить следующие: Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти. Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас. Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.  Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы. Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика. Друг просит вас одолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным. Вас залили соседи сверху, вы идете  к соседу разобраться, кто будет делать ремонт, вы купили в магазине фен, он оказался бракованным, вы пришли, чтобы его поменять. Вы не заплатили за проезд в троллейбусе и не хотите этого делать. Вас не пускают в ночное заведение. Вы возвращаете в библиотеку книгу, но она испорчена, ее не принимают. Ваш друг опоздал на встречу на полчаса, вы высказываете ему недовольство. Вы перешли дорогу на красный, остановился автомобиль, из него вышел водитель, недовольный вашим поведением. Вы застукали как собака вашего соседа портит ваш автомобиль, хотите расквитаться с соседом. В ресторане вам подали подгоревшее блюдо, вы вызываете официанта. Вы одолжили у приятеля туфли, но сильно их испортили

Вопросы для обсуждения: чьи ответы понравились, какую роль при выполнении упражнения было проще выполнять, совпадает ли это с вашей каждодневной манерой поведения, какая модель оказалась универсальной

Выводы, к которым надо подвести группу: не существует универсальных моделей поведения, в каждый момент нужно уметь подстроиться под собеседника.

Ориентировочное время проведения:  50 минут.

Необходимый инвентарь: примеры ситуаций

Упражнение «Отпор»

Цель: научиться некоторым техникам противостояния вербальному нападению.

Инструкция: Предлагаем вам познакомиться с техниками противостояния вербальному нападению.

1.Техника «Внешнее согласие».

Принцип: необходимо с чем-либо согласиться в высказывании собеседника (не по существу, а внешне).

Например: «Я тоже считаю, что нам следует обсудить эту проблему»,

«Меня, как и тебя, это волнует», «Согласна, что это неприятно».

Достоинства техники: людям приятно, когда с ними соглашаются. Собеседник чувствует, что вы миролюбиво настроены и готовы его выслушать. Таким образом, решение проблемы из эмоционального слоя перейдет в когнитивный.

2.Техника «Да я такой, и поздно мне меняться».

Принцип: вы сообщаете собеседнику, что то, в чем он вас обвиняет является частью вашей личности.

Пример: «Я всегда опаздываю, мне нравиться чувствовать себя не привязанным ко времени, это дает мне ощущение свободы. Я такой».

Достоинства техники: используется при грубых нападках на вашу личность, обезоруживает оппонента.

Ограничения техники: заводит оппонента в тупик, вызывает у него сильное раздражение.

3.Техника: «Испорченная пластинка».

Принцип: в ответ на претензии и обвинения собеседника, вы несколько раз повторяете одну и ту же емкую фразу, пока собеседник не исчерпает свои силы. Обычно достаточно бывает трех повторений.

Пример: вы опоздали на работу, и в ответ на критику начальника вы можете сказать: «Это никогда больше не повториться». Фразы еще могут быть такими: «Я не готов сегодня это обсуждать», «Я подумаю об этом», «Я тебя понял».

Достоинства техники: использование техники позволяет экономить эмоциональные ресурсы. Конфликт при этом не разрастается.

4.Техника: «Бесконечное уточнение».

Принцип: в ответ на критику, вы задаете оппоненту много уточняющих вопросов.

Примеры: «Что конкретно вы имеете в веду», «Что бы вы могли мне посоветовать в этой ситуации».

Достоинства техники: использование техники позволяет прояснить позицию оппонента, снимает эмоциональное напряжение, дает вам время подумать, как реагировать на критику.

Вопросы для обсуждения: попробуйте выделить недостатки и достоинства каждой техники?

Ориентировочное время проведения 30 минут

 

Упражнение «Поругайся овощами»

Ход упражнения: участникам зачитывается инструкция: «Объединитесь в пары произвольно. Сядьте так, чтобы вас не подслушивали, но чтобы вы могли пообщаться непринужденно. А теперь можете смело высказать партнеру все, что о нем думаете. Только вместо ругательств используйте названия овощей и не мухлюйте.» далее участники следуют инструкции им выделяется 10 минут на ссору.

Задача упражнения – снять эмоциональное напряжение, показать один из неконфликтных путей выхода из конфликтной ситуации, отказ от стереотипов поведения.

Ориентировочное время проведения – 15 минут.

Рефлексия.

Цель Получение обратной связи от группы, дать участникам группы поделится своими переживаниями о прошедшем дне.

Инструкция Сейчас по кругу мы поделимся своими впечатлениями о прошедшем дне.

Ход упражнения Участники делятся впечатлениями

Вопросы для обсуждения Как вы себя чувствуете? что из прошедшего тренинга больше всего запомнилось? что вызвало наибольшие трудности?

Выводы, к которым надо подвести группу. Каждый участник должен для себя определить ценность данного дня.

Ориентировочное время проведения 15 мин.

Аплодисменты по кругу.

Цель прощание

Инструкция - Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

 


Занятие 3

Цель занятия: развитие навыков конструктивного разрешения в конфликтах.

Вступительное слово тренера: «Сегодня наша третья встреча, и сегодня мы, как и в прошлый раз, познакомимся с техниками эффективного поведения в конфликтных ситуациях».

Приветствие

Цель упражнения: формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов; создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.

Ход упражнения: Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: "Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно" или "Привет, ты как всегда энергичен и весел". Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.

Ведущему следует обращать внимание на манеры установления контактов.

Ориентировочное время проведения  20 минут.

По его окончании ведущий разбирает типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует наиболее продуктивные способы приветствий.

Упражнение «Сигнал»

 Цель упражнения: разминка, улучшение атмосферы в группе.

Ход упражнения: Участники стоят по кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.

Ориентировочное время проведения 10 минут

Преувеличение или полное изменение поведения

Цель упражнения: формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения.

Ход упражнения: Это ролевая игра, в которой членам группы дается возможность проиграть свои внутриличностные конфликты. Разыгрывание ролей используется для расширения осознания поведения и возможности его изменения.

Участник сам выбирает нежелательное личное поведение, или группа помогает ему выбрать поведение, которое им не осознается.

Если член группы не осознает этого поведения, он должен преувеличить его. К примеру , робкий член группы должен говорить громким авторитарным тоном, постоянно хвастаясь. Если же участник осознает поведение и считает его нежелательным, он должен полностью изменить его. На разыгрывание ролей каждому дается 5-7 минут. Затем все участники делятся своими наблюдениями и чувствами.

Ориентировочное время проведения 60 минут

Перерыв 10 минут

Упражнение «Техники слушания»

Цель упражнения: развитие навыков активного слушания

Инструкция: «Одним из приемов эффективного взаимодействия партнеров является использование техники активного слушания. Что это такое – попробуем понять на примере.   Акти́вное слу́шание — техника, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений. Выделяют следующие приемы активного слушания:

· Уточнение. Чтобы убедиться в точном понимании чувств и мыслей собеседника, слушатель время от времени просит дать дополнительные разъяснения.

· Пересказ (парафраз). Слушатель своими словами кратко повторяет изложенное собеседником только что, выделяя и подчеркивая главные на его взгляд идеи и акценты. Используется и как подведение итогов. Тот, чьи слова были пересказаны, услышав свои идеи со стороны, может их скорректировать.

· Развитие мысли. Слушатель подхватывает и продвигает далее ход основной мысли собеседника.

· Сообщение о восприятии. Слушатель сообщается своему собеседнику о том, какое впечатление тот произвел в ходе общения. Например, «Вы говорите об очень важных для вас вещах».

· Сообщение о восприятии себя. Слушатель сообщает своему собеседнику о том, как изменилось его состояние в результате слушания. Например, «Меня задели ваши слова».

· Замечания о ходе беседы. Слушатель сообщает о том, как можно осмыслить беседу в целом. Например, «Похоже, мы достигли общего понимания проблемы».

Давайте теперь опробуем эти приемы с реальными людьми».

Ход упражнения: Участники разбиваются на пары и решают, кто говорящий, а кто слушающий. Затем ведущий сообщает, что задачей слушающих будет внимательное выслушивание в течение 2-3 мин "очень скучного рассказа". Затем ведущий отзывает в сторону будущих "рассказчиков", якобы для того, чтобы проинструктировать их, как сделать рассказ "очень скучным". На самом деле дает разъяснения (так, чтобы "слушающие" не слышали этого), что суть не в степени скучности рассказа, а в том, чтобы рассказывающий фиксировал типичные реакции слушающих. Для этого рассказчику рекомендуется после минутного отрезка речи сделать в удобный момент паузу и продолжить рассказ после получения какой-либо реакции слушающих (кивок, жест, слова и т.д.).Если в течение 7-10 сек. выраженная реакция отсутствует, следует продолжить рассказ в течение еще одной минуты и опять прерваться и запомнить следующую реакцию слушающего. На этом упражнение прекращается.

Всем членам группы раскрывается действительное содержание инструкции и цель упражнения. Рассказчиков просят держать в памяти содержание реакции слушающих (классифицировав видимое отсутствие реакций как "глухое молчание").

Ориентировочное время проведения 35 минут

Упражнение «Диспут».

Цель упражнения: развитие умений и навыков активного слушания

Инструкция: Упражнение проводится в форме диспута. Участники делятся на две приблизительно равные по численности команды С помощью жребия решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу, например: сторонники и противники "загара", "курения", "раздельного питания" и т.д.. Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Обязательным требованием для играющих является поддержка высказываний соперников и уяснение сущности аргументации. В процессе слушания тот из членов команды, чья очередь высказываться следующим, должен реагировать угу-поддакиванием и эхо, задавать уточняющие вопросы, если содержание аргументации не до конца ясно или же сделать парафраз, если создалось впечатление полной ясности. Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как выступающий тем или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно (кивок головой, "да, именно это я и имел в виду").

Ведущий следит за очередностью выступлений, за тем, чтобы слушающий осуществлял поддержку высказывания, не пропуская тактов, парафраз, используя при этом реакции соответствующего такта. Можно давать разъяснения типа, "Да, Вы меня поняли правильно'" легче всего, просто повторив слова собеседника, а убедиться в правильности понимания можно парафразируя его высказывания. Предостеречь участников от попыток продолжать и развивать мысли собеседника, приписывая ему не его слова.

В заключение упражнения ведущий комментирует его ход, обращая внимание на случаи, когда с помощью парафраза удалось добиться уточнения позиций участников "диспута"

Ориентировочное время проведения 45 минут

Большой перерыв 1 час

Ролевая игра "Cглаживание конфликтов"

Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.

Ход упражнения: Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.

Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий - играет миротворца, арбитра.

На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы: Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы? Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры? Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

Ориентировочное время проведения 40 минут

Упражнение «Контраргументы».

Цель упражнения: создание условий для самораскрытия; умение вести полемику и контраргументацию.

Инструкция: Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах - о том, что он не принимает в себе. Это могут быть черты характера, привычки, мешающие в жизни, которые хотелось бы изменить.

Остальные участники внимательно слушают и по окончании выступления обсуждают сказанное, пытаясь привести контраргументы, т. е. то, что можно противопоставить отмеченным недостаткам или даже показывая, что наши слабости в одних случаях, становятся нашей силой в других.

Ориентировочное время проведения 40 минут.

Перерыв 10 минут

Игра «Карамбия»

Задачи: предоставить участникам возможность понять и почувствовать, каковы причины и следствия неэффективного межличностного общения; помочь осознать, что успешное и продуктивное межличностное взаимодействие невозможно без усвоения норм и правил межличностных взаимоотношений, без овладения наукой и искусством общения.

Инструкция: Инсткурция для посланников: «Ваша страна планирует установить дипломатические связи со страной Карамбией. Для этого нужно узнать, что это за страна, каковы особенности ее культуры, а также каковы личностные особенности ее жителей. Правительство вашей страны наделило вас почетной миссией: вам предстоит отправиться в качестве посланника в Карамбию. Этот визит будет первым контактом представителя вашей страны с потенциальными партнерами по содружеству . Ваши задачи: узнать как можно больше о стране, ее жителях, культуре, традициях, природных особенностях и ресурсах (задать не менее 10 вопросов с целью получения информации от жителей, но вопросы задавать только такие, на которые можно ответить «да» или «нет». Написать отчет своему правительству об особенностях людей этой страны, с которыми вам предстоит в будущем тесное сотрудничество. Вы можете закончить визит, как только убедитесь, что собрали достаточное количество информации. Если есть вопросы – задайте их сейчас, то есть до начала игры. Не возвращайтесь в зал, пока вас не пригласят. Запрещено разговаривать друг с другом до окончания игры.»

Инструкция «жителям»: «Мы – карамбийцы, представители страны Карамбия, имеющей богатое историческое прошлое, огромную территорию и неисчерпаемые природные ресурсы. К нам едут посланники из другой страны, чтобы узнать поближе нас и нашу культуру. Мы должны следовать трем правилам, которые действуют в нашей стране: мы можем говорить только с человеком, похожим на меня (цветом волос, возрастом, длиной волос); в нашем словаре только два слова – «да» и «нет»; наш ответ на вопрос зависит от того, улыбается тот, кто нас спрашивает, или нет. Если человек улыбается, мы отвечаем «да», если не улыбается, отвечаем «нет».

 

Ход игры: Подготовка. Из числа участников выбрать 6 членов группы - «посланников». Они должны отличаться друг от друга по внешним значимым признакам: брюнет – блондин; длинные волосы – короткая стрижка; очень молодой – умудренный опытом.

«Посланники» удаляются в другую комнату. Там они получают инструкцию и на ее основе готовят вопросы для группы (время на подготовку - 20 минут). Каждый «посланник» готовит свой перечень вопросов самостоятельно, ни при каких обстоятельствах не общаясь друг с другом.

Следует убедиться, что все поняли и усвоили правила игры. «Посланники» приглашаются по одному так, чтобы другие «посланники» не знали, какие вопросы задают его коллеги. После опроса каждый из «посланников» уходит писать свой отчет о культуре Карамбии, особенностях карамбийцев. Затем каждый из «посланников» зачитывает отчет о своих впечатлениях от взаимодействия с жителями Карамбии.

Вопросы для обсуждения: Какие чувства испытывали «посланники» во время контакта с «карамбийцами»? Были ли в вашей жизни ситуации, в которых вы испытывали сходные чувства? Что «карамбийцы» могут сказать о поведении «посланников»? Как вы объясняете возникавшие чувства непонимания? Неадекватная реакция собеседника в процессе общения вызывала тревогу, неуверенность, одиночество, страх, не правда ли? Что порождает непонимание причин неадекватного поведения партнера по взаимодействию? (Противодействие, раздражительность, агрессию.)

Выводы к которым должна прийти группа: понять и почувствовать, каковы причины и следствия неэффективного межличностного общения; помочь осознать, что успешное и продуктивное межличностное взаимодействие невозможно без усвоения норм и правил межличностных взаимоотношений, без овладения наукой и искусством общения.

Время: 75 минут (1час 15 минут).

Рефлексия.

Цель Получение обратной связи от группы, дать участникам группы поделится своими переживаниями о прошедшем дне.

Инструкция Сейчас по кругу мы поделимся своими впечатлениями о прошедшем дне.

Ход упражнения Участники делятся впечатлениями

Вопросы для обсуждения Как вы себя чувствуете? что из прошедшего тренинга больше всего запомнилось? что вызвало наибольшие трудности?

Выводы, к которым надо подвести группу. Каждый участник должен для себя определить ценность данного дня.

Ориентировочное время проведения 15 мин.

Аплодисменты по кругу.

Цель прощание

Инструкция - Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.


Занятие 4

Цель занятия: закрепление навыков, полученных в ходе тренинга

Вступительное слово тренера: «Здравствуйте! Сегодняшнюю ашу встречу мы посвятим закреплению полученных нами знаний, потренируемся в практике урегулирования споров. А начнем мы как всегда с разминки».

Упражнение «Печатная машинка».

Цель упражнения: разминка, выработка навыков сплоченных действий.

Ход упражнения: Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши. Примеры фраз: «Сколько ни мучиться, а без ссоры не прожить. Кто ругается, у того лошадь спотыкается. В ссорах да во вздорах пути не бывает. Не будет добра, коли меж своими вражда.»

Ориентировочное время проведения 15 минут

Упражнение «Если бы..., я стал бы...»

Цель упражнения: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.

Инструкция: Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. К примеру : "Если бы меня обсчитали в магазине...". Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру : "... я стал бы требовать жалобную книгу".

Целесообразно провести это упражнение в несколько этапов, в каждом из которых принимают участие все присутствующие, после чего следует обсуждение.

Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них могут повторяться.

Ориентировочное время проведения 15 минут

«Интонация»

Цель. Развитие экспрессии, навыков активного слушания, эмоциональной сферы.

Инструкция.Ведущий: «Произнесите по кругу фразу с разными интонациями»

· Умница! Молодец! (с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно, гневно)

· Я этого никогда не забуду (с признательностью, с обидой, с восхищением, с гневом).

· Спасибо, как это вы догадались! (искренне, с восхищением, с осуждением).

· Ничем не могу вам помочь (искренне, с сочувствием, давая понять бестактность просьбы).

· Вы поняли меня? (доброжелательно, учтиво, сухо, официально, с угрозой).

· До встречи! (тепло, нежно, холодно, сухо, решительно, резко, безразлично).

· Это я! (радостно, торжественно, виновато, грозно, задумчиво, небрежно, таинственно).

· Я не могу здесь оставаться (с сожалением, значительно, обиженно, неуверенно, решительно).

· Здравствуйте! (сухо, официально, радостно, грозно, с упреком, доброжелательно, равнодушно, гневно, с восторгом).

Ход упражнения. Участники по кругу выполняют задания тренера. Обсуждаем.

Ориентировочное время проведения.30 минут.

Перерыв 10 минут

«Жалоба».

Цель. Развитие у участников умения анализировать конфликт на основе уяснения ими основных конфликтологических понятий; формирование навыков применения простейших методов изучения и оценки конфликтных ситуаций.

Инструкция. Учебная группа разбивается на три команды.

Первая команда – руководство фирмы: генеральный директор, заместитель генерального директора по связям с общественностью, финансовый директор.

Вторая команда – рабочая группа по изучению жалобы.

Третья команда – эксперты (3-5 человек).

Всем командам выдается жалоба в письменном виде и задание на игру. Первая команда готовится к заслушиванию предложений для принятия решения, выработанных рабочей группой (вторая команда). Вторая команда готовит предложения для принятия решения по жалобе. Третья команда готовится к оценке содержания работы первой и второй команд.

Заслушивание предложений для выработки решения по жалобе, принятие решения и оценка содержания работы.

Игровой сценарий. «Генеральный директор» открывает служебное совещание, объявляя его тему, и предоставляет слово для доклада «старшему рабочей группы» по изучению жалобы и выработке предложений для принятия решения (регламент доклада может быть ограничен 10 минутами). После доклада руководящий состав задает вопросы членам рабочей группы (время на вопросы и ответы может быть установлено в пределах 15-20 минут). После ответов на вопросы выслушиваются мнения «заместителя генерального директора по связям с общественностью» и «финансового директора» (на выслушивание мнений может быть выделено 5 минут).

Решение на основе обсуждения принимает «генеральный директор».

Ход упражнения. Команды разделить с помощью жеребьевки. Рассказать инструкцию, приступить к игре. После принятия решения члены экспертной группы выступают с оценкой работы первой и второй команд, а также исполнителей всех ролей. В ходе оценки возможны дискуссии. Обсудить игру.

Ориентировочное время проведения. 60 минут.

Упражнение «Есть контакт».

Цель. Приобрести навыки невербального общения в группе.

Инструкция. Ведущий просит всех расположиться большим полукругом. Затем он предлагает каждому по очереди выйти в центр и постараться любыми доступными ему средствами, кроме словесных, установить контакт с каждым участником.

Обсуждение. Анализируются впечатления, возникшие в процессе игры, те средства установления контакта и те признаки, которые свидетельствуют о том, что контакт установлен.

Ориентировочное время проведения: 50 минут.

Большой перерыв 1 час

Ролевая игра «Магазин».

Цель. Дать понять участникам тренинга, что такое быть «покупателем». Как справиться с негативными эмоциями во время конфликтной ситуации.

Инструкция. Мы постараемся максимально приблизить ситуацию в магазине. Каждый должен принять участие в упражнении (роль продавца). Легенда которая дается группе: вы один продавец на большой магазин одежды, все резко куда-то делись, кто ушел на обед, у кого смена кончилась, кто отошел не на долго. Сначала вам спокойно поскольку в это время обычно в магазине мало народу. Но тут происходит что-то необычное, все резко набежали  в  магазин, а  как я уже сказала совсем одни. Задача справиться со всеми клиентами, при этом затратить, как можно меньше «эмоциональных сил».

Все остальные участники группы должны изображать клиентов. У кого-то роль будет доброго и терпеливого, у кого-то злой и агрессивно настроенный клиент.

Ход упражнения. Выбираем первого участника, с помощью списка фамилий. Банально участники выбираются в алфавитном порядке. Остальным раздаем карточки с ролями. Их будет 13.

Начинаем игру, на каждого участника отводится 5 минут. После перерыва будем проводить обсуждение, так как участникам надо отдохнуть. Убедительная просьба во время перерыва не говорить о пройденном упражнении.

 Ориентировочное время проведения. 80 минут.

Перерыв 10 минут

Упражнение «таможня»

Цель. Направлено на тренировку уверенного поведения в ситуациях, когда нужно убедить других людей в своей искренности. Умение регулировать своё эмоциональное состояние. Для «таможенников» - тренировка наблюдательности, проницательности. Внимательность и восприимчивость к невербальной информации.

Инструкция. 3-4 добровольца берут на себя роли «таможенников». Их задача – выявить среди остальных участников путём расспросов и наблюдения тех, кто транспортирует «запрещённый предмет». Эти предметы будут розданы некоторым из участников так, чтобы «таможенники» не видели, кому именно они достались. После этого каждый участник поочерёдно подходит к «таможне», там ему могут задавать любые вопросы для выяснения того, имеется ли у него – запрещённый груз. Запомните обыск не производится, только путём расспросов. Когда все участники пройдут, «таможня» совещается и выносят свой вердикт – кто, с их точки зрения, является «контрабандистом». После этого участники, у которых на самом деле был запрещённый  груз, демонстрируют его, что позволяет оценить точность предположений таможенников.

Ход упражнения. Сейчас должны определиться 3-4 добровольца, которые будут таможенниками. После того как вы определитесь вы должны выйти за дверь, так как я буду раздавать некоторым участникам запрещённый груз. После того как я его раздам, я вас позову, после чего вы начнёте выяснять кто же всё-таки контрабандист.

Вопросы для обсуждения: на основании чего «таможенники» делали предположения, у кого имеется запрещённый предмет, а у кого нет? Чем вызваны ошибки? В чём различия между теми, кому успешно удалось пронести запрещённый предмет, и теми, кому не удалось? Если кто-то оказался «невинной жертвой», то какими особенностями поведения это было спровоцировано? И насколько для этого человека характерна позиция «невинной жертвы» в других жизненных ситуациях и как можно её избежать?

Ориентировочное время проведения: 70 минут.

Рефлексия.

Цель Получение обратной связи от группы, дать участникам группы поделится своими переживаниями о прошедшем дне.

Инструкция Сейчас по кругу мы поделимся своими впечатлениями о прошедшем дне.

Ход упражнения Участники делятся впечатлениями

Вопросы для обсуждения Как вы себя чувствуете? что из прошедшего тренинга больше всего запомнилось? что вызвало наибольшие трудности?

Выводы, к которым надо подвести группу. Каждый участник должен для себя определить ценность данного дня.

Ориентировочное время проведения 15 мин.

Аплодисменты по кругу.

Цель прощание

Инструкция - Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 5

Цель занятия: завершение программы тренинга, закрепление наыков, полученных на тренинге

Упражнение «Поздороваемся»

Цель. Приветствие

Инструкция Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т.е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача – поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

Ориентировочное время проведения 5 мин

Игра «Дракон»

Цель. Упражнение - активатор

Инструкция Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Ориентировочное время проведения 15 мин

Упражнение «Скала»

Цель упражнения: укрепить чувство сплоченности, активация участников

Инструкция: «На полу рисуется кривая, изгибающаяся линия. Вы выстраиваетесь в шеренгу чётко по контуру линии с одной стороны. При этом одна рука как бы полуобнимает одного соседа за плечи, другого за пояс, и так поочерёдно. Таким образом, шеренга символизирует скалу. Получается, что с одной стороны линии скала, а с другой – пропасть. Задача пройти держась за скалу, но не наступая в пропасть. Каждый участник проходит это препятствие из начала и встаёт в конец. Всего даётся три попытки.

Ход упражнения: участники действуют согласно инструкции

Ориентировочное время проведения: 30 минут

Упражнение «Кто я?»

Цель. Актуализация свох личностных характеристик

Инструкция. Напишите в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз ответьте письменно на вопрос: «Кто я?» Используйте характеристики, черты, интересы и чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения («Я – ...»).

После того как закончите составлять этот перечень, приколите листок бумаги на видном месте на груди. Затем начинайте медленно ходить по комнате, подходите к другим членам группы и внимательно читайте то, что написано на листке у каждого. Не стесняйтесь комментировать перечни других участников.

Ход упражнения. Участники всматриваются в листки друг друга, комментируют увиденное.

Вопросы для обсуждения

o на ваш взгляд характеризуют ли увиденные вами характеристики участникам?

o что вы чувствовали когда ваши характеристики комментировали?

Выводы, к которым надо подвести группу. Упражнение даёт возможность задуматься о своих личностных характеристиках, а также посмотреть на других людей с точки зрения их личностных характеристик.

Ориентировочное время проведения 30 мин

Перерыв 10 минут

Упражнение "Единство"

Цель упражнения:

- выработка интеллектуального единства на прогностическом уровне;

- формирование эмоционально-волевого единства группы

Инструкция: Участники рассаживаются в круг. Каждый сжимает руку в кулак, и по команде ведущего все "выбрасывают" пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга, выбрали одно и то же число. Участникам запрещается переговариваться. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет своей цели.

Ориентировочное время проведения 15 минут

Позиция

Цель упражнения:

- рефлексия взаимооценочных позиций участников тренинговых занятий.

Инструкция: Участники образуют 2 круга: внутренний и внешний. Внешний круг движется, внутренний остается на месте. Находящиеся во внешнем круге высказывают свое впечатление о партнере по внутреннему кругу, начиная с фразы "Я вижу тебя", "Я хочу тебе сказать", "Мне нравится в тебе"Через 2 минуты внешний круг смещается на одного человека и т.д.

Цель упражнения:

- рефлексия взаимооценочных позиций участников тренинговых занятий.

Ориентировочное время проведения 20 минут

Доверяющее падение

Цель упражнения:

- формирование навыков психомоторного взаимодействия;

- сокращение коммуникативной дистанции между членами группы.

Инструкция: Участники образуют большой круг. Один человек встает в центр круга. Он должен упасть на руки кому-либо из круга, для этого нужно закрыть глаза, расслабиться и падать назад. Каждый должен иметь возможность падать и ловить.

По окончании задания группа обсуждает впечатления от выполненного упражнения.

Ориентировочное время проведения 25 минут

Упражнение «Автобусная остановка»

Цель дать возможность проанализировать то, что произошло за время прохождения тренинга.

Инструкция пожалуйста разделитесь на 4е группы. Теперь посмотрите на стены, представьте что это автобусные остановки. На их стенах написаны предложения, но со временем окончания предложений стерлись, поэтому у вас есть возможность их продолжить.

Ход упражнения На 4-х стенах тренинговой комнаты тренер вешает листы ватмана, вверху которых написаны неоконченные предложения. Например:

o «С этой минуты я буду...»

o «Спасибо...»

o «Этот тренинг для меня…»

o «Самое важное – это...»

o «Сегодня я сделал открытие, что...» и др.

Все участники делятся на 4 группы и отправляются в путешествия по этим остановкам. По 2-3 минутки находятся на каждой и пишут продолжение предложения. Потом им дается ещё пару минут, чтобы участники посмотрели на все листы.

Ориентировочное время проведения 30 мин

Необходимый инвентарь заготовленные ватманы с незаконченными предложениями.

Большой перерыв 1 час

 

Ролевая игра

Цель упражнения: закрепление полученнного на тренинге опыта.

Инструкция: Каждый участник по очереди рассказывает про конфликт, свидетелем или участником которого он был когда-то. Этот рассказ должен послужить сценарием дальнейшей ролевой игры, в которой должны принимать участие присутствующие. Рассказчик может быть не только сценаристом и режиссером ролевой игры, делать несколько дублей и т.д.

Участникам преставляется максимум свободы. Со стороны ведущего должно быть лишь одно условие: каждый конфликт должен закончиться благополучно, компромиссом.

Ориентировочное время проведения: 60 минут

Перерыв 10 минут

Упражнение «Чемодан»

Цель. Получение обратной связи от группы.

Инструкция. Сегодня последний день нашей работы и чтобы вы не уходили отсюда с пустыми руками мы соберем каждому из вас чемодан в дорогу. Для начала нам нужно выбрать секретаря, который будет регистрировать багаж.

Теперь тот кто готов первым отправится в дорогу просьба выйти за дверь и подождать пока группа собирает багаж.

Ход упражнения Один участник выходит из комнаты, а остальные начинают «собирать ему в дальнюю дорогу чемодан». В этот «чемодан» складывается то, что, по мнению группы, поможет данному человеку в общении с людьми, то есть те положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке. Но обязательно «уезжающему» напоминается о том, что будет мешать ему в дороге – то есть о его отрицательных качествах, с которыми необходимо работать, чтобы его жизнь стала более приятной и продуктивной.

Для проведения этой большой и сложной работы необходимо выбрать «секретаря», который на листе бумаги будет записывать для каждого участника (вышедшего из комнаты) все положительные и отрицательные качества, названные группой. Мнение того или иного участника должно быть поддержано большинством. Только после прямого голосования оно вписывается «секретарем» в лист участника. При наличии возражений, сомнений лучше воздержаться от спорной записи, но если кто-то настаивает, можно записать названное качество, обязательно указав автора особого мнения.

Для хорошего чемодана необходимо не менее 5-7 характеристик, отрицательных и положительных. Затем участнику, который выходил из комнаты и все время, пока группа работала, собирая ему «чемодан», отсутствовал, зачитывается и передается этот список. У него есть право задать любой вопрос, если что-то ему непонятно из того, что написал «секретарь».

Выходит следующий участник (по мере психологической готовности), и вся процедура повторяется (до тех пор, пока вся группа не получит свои «чемоданы»).

Вопросы для обсуждения

o Удивились ли вы багажу?

o каким именно вещам и почему?

o как вы думаете, почему именно эти вещи собрала для вас группа?

Выводы, к которым надо подвести группу, что наши ожидания могут расходится с мнением группы, дать возможность проанализировать почему именно эти характеристики собрала группа.

Ориентировочное время проведения 120 мин

Необходимый инвентарь бумага, ручки

 

Рефлексия.

Цель Получение обратной связи от группы, дать участникам группы поделится своими переживаниями о прошедшем дне.

Инструкция Сейчас по кругу мы поделимся своими впечатлениями о прошедшем дне.

Ход упражнения Участники делятся впечатлениями

Вопросы для обсуждения

o Как вы себя чувствуете?

o что из прошедшего тренинга больше всего запомнилось?

o что вызвало наибольшие трудности?

o узнали ли вы про себя что то новое?

Выводы, к которым надо подвести группу. Каждый участник должен для себя определить ценность данного дня.

Ориентировочное время проведения 20 мин.

Заключительное слово тренера:

Вот и подошли к концу наши встречи. Это была не лёгкая, но продуктивная неделя, я надеюсь что каждый из вас вынес из тренинга что то для себя, открыл что то новое. Вы все отлично потрудились и я хочу сказать вам всем большое спасибо.

А закончим мы нашим традиционным прощанием:

Аплодисменты по кругу.

Цель прощание

Инструкция - Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Ориентировочное время проведения 1 мин.

Спасибо всем!

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика