elenka

Путь к Файлу: /Гигиена / лекции по гигиене / иванчикова / лекции по гигиене / Лекция 14 Сб Современные гигиенические аспекты охраны и укре.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   elenka
Добавлен:   24.10.2014
Размер:   124.5 КБ
СКАЧАТЬ

Лекция XIV

 

СОВРЕМЕННЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ

И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье подрастающего поколения рассматривается как неотъемлемая составляющая в общей системе социально-экологических приоритетов в Республике Беларусь в государственной программе «Здоровье народа». Основные задачи связаны с превентивными мерами, профилактическими в управлении здоровьем населения через систему технологий оценки факторов риска, в диагностике донозологических стадий, преморбидных состояний, экологически и производственно обусловленной патологии. Разработана технология комплексного социально-гигиенического мониторинга здоровья детского населения Республики Беларусь. Утверждена и используется методика сбора и анализа информации о состоянии здоровья с учетом количественных интегральных оценок в баллах параметров режима дня школьника в конкретных санитарно-гигиенических условиях обучения.

Динамика состояния здоровья детей в Республике Беларусь характеризуется увеличением функциональных нарушений и хронических заболеваний. Критерием оценки является перераспределение их численности по группам здоровья с уклоном на 2 и 3 группы. Под влиянием болезни дезорганизуются основные функции организма, изменяется его реактивность, истощается нервная система. Хороший эффект дают профилактические реабилитационные мероприятия круглогодичного характера в условиях  санатория. Реабилитация у детей обеспечивает развитие всех функций и систем.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2003 за № 724 утверждена система государственных социальных стандартов, определен норматив обеспеченности детей местами в ОДУ (общеобразовательных дошкольных учреждениях). Охват детей 5 лет должен быть 100% ОДУ. Морфофункциональные отклонения, регистрируемые у 60% детей связаны с ОДА, костно-мышечной системой, и как следствие нарушение осанки, уплощение стопы, нарушение зрения, Обусловлены они малой двигательной активностью, нарушениями режима отдыха. Только 1/3 населения занимается своим здоровьем и здоровьем семьи.

Организация учащихся в коллективы позволяет осуществить целенаправленные массовые профилактические и оздоровительные мероприятия. В своей деятельности школа должна исходить из 2-х взаимосвязанных базовых положений — образования и развития потенциала здоровья ребенка в процессе обучения, должно быть здоровьесберегающее обучение. Ведется аттестация учреждений образования, планируется ввести в штаты школ ставки врачей, физическое воспитание сделать не столько зачетной, сколько оздоровительной формой.

Переход на предметное обучение (4-5 классы) сопровождается ломкой сложившихся стереотипов, дифференциаций в обучении, формированием новых коллективов, приходящийся на критический пубертатный возрастной период. Эти годы связаны с интенсивным ростом и развитием организма школьника, его социализацией.

Гигиена детей и подростков как научная дисциплина и практическая область здравоохранения призвана обосновывать и осуществлять профилактические мероприятия. Выделение гигиены детей и подростков в самостоятельную дисциплину обусловлено своеобразными условиями воспитания и обучения, не совпадающие с профессиональной и общественной жизнью взрослых. Значительный вклад в гигиену детей и подростков внес Ф.Ф. Эрисман: в закономерности роста и их развития; в оценочные показатели физического развития; о причинах возникновения близорукости; разработал гигиенические нормативы по освещенности, по размерам парт и их конструкции (парта Эрисмана); по профилактике утомления - требования к расписанию уроков.

            Врачебная деятельность в области гигиены детей и подростков основывается на санитарных правилах и нормах, правительственных постановлениях, актах, законах и носит Государственный характер. Однако, роль семьи и самой личности также велика и неоспорима.

 

1. ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ МЕДИЦИНЫ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Определение понятия медицина детей и подростков - это наука о закономерностях роста и развития организма в филогенезе и онтогенезе; определение доли основных его компонентов в этом процессе; о методах и путях гигиенического регулирования здоровья подрастающего поколения при одновременном сочетании всего комплекса мероприятий с учебно-образовательным процессом в различного уровня дошкольных, общеобразовательных учреждениях, средних специальных учебных заведениях.

Школьная гигиена одно из направлений общей гигиены изучает влияние учебной нагрузки, вынужденной позы при чтении и письме, школьной мебели и обстановки на рост, развитие, состояние здоровья школьников разных возрастных групп и уровня здоровья.

Медицина детей и подростков охватывает широкий аспект вопросов: от профилактического, оздоровительного, корригирующего направления роста и развития организма до содействия ему в этом.

Это тот благодатный возрастной период, когда возможно целенаправленное управление психическим, физическим, нравственным потенциалом нового поколения. Будущее находится в руках действующего поколения: архитекторов, строителей, медиков, педагогов, представителей различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Они формируют санитарно-гигиенические условия пребывания детей и подростков, качество питания, защитной одежды и обуви, тяжести и напряженности процесса обучения и воспитания, оздоровления и лечения. Стройная система общегосударственных мероприятий должна сочетаться с общественными и не менее важными индивидуальными мероприятиями.

Предмет изучения – учебно-образовательный процесс. Объект изучения - организм детей и подростков.

Цель изучения – совершенствование системы учебно-образовательного процесса, содействие гармоничному развитию детей и подростков.

В современной школе три основных медицинские, санитарно-гигиенические проблемы: осанка, зрение, питание.

Основная задача гигиены детей и подростков, школьной гигиены - разработка гигиенических мероприятий, направленных на предупреждение болезней, создание комфортных условий для роста и развития всех функциональных систем растущего организма, укрепление психического и физического здоровья, профилактика деформаций опорно-двигательного аппарата, нарушений зрения, повышение общей работоспособности и успеваемости.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь, главный государственный санитарный врач Республики Беларусь совместно с Министерством образования, во исполнение поручений Президента Республики Беларусь от 16.11.2000г. № 19 п.12, направили на места от 28.03.2001г. за № 11-14/2594 следующие документы для проведения аттестации учреждений образования на соответствие их санитарно-гигиеническим требованиям.

1. Паспорт учреждения образования на соответствие санитарным нормам и правилам по результатам аттестации.

2. Обязательный объем критериев оценки учреждения образования на соответствие СанПиН.

В обязательный объем критериев оценки учреждения образования входит десять блоков:

1. Санитарное состояние территории учреждения.

2. Санитарно-техническое состояние здания и его инженерное благоустройство.

3. Набор площадей и оборудования помещений.

4. Световой и воздушно-тепловой режим.

5. Условия и организация учебно-образовательного процесса.

6. Условия и организация физического воспитания.

7. Санитарное состояние пищеблока.

8. Организация питания.

9. Санитарно-противоэпидемический режим.

10. Организация медицинского обеспечения.

Оценка критериев идет в баллах по каждому блоку. Признается аттестованным учреждение при количестве баллов 740, аттестовано «условно» - количество баллов от 739 до 370 и не аттестовано при меньшем количестве баллов.

Утверждена также «Карта полицевого учета», которая заполняется на лиц в возрасте от 3 до 17 лет. Эта карта содержит сведения медицинского осмотра, анкетирования родителей и аттестации учреждения и служит источником информации о состоянии здоровья детей и подростков, социальных и биологических факторах риска в семье и образовательном учреждении.

 

2. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ

Состояние здоровья определяется ростом и развитием. Рост и развитие – это изменение анатомических и морфологических показателей, то есть длины и массы тела, пропорций отдельных частей тела, поперечных размеров и объемных, изменения в физиологических системах, тканях и органах - то есть функциональное направление в возрастном аспекте. Рост и развитие взаимосвязаны, зависят друг от друга; от окружающей обстановки; гигиены социально-бытовой; школьной; гигиены питания; труда и отдыха; занятий физической культурой и спортом. Периоды усиления роста сменяются периодами усиления развития, дифференциации тканей и систем и наоборот. Это так называемая гетерохронность – разновременность двух фаз единого процесса, гармоничность которого зависит от факторов внешних и внутренних.

Для оценки здоровья детей и подростков необходимо использовать как минимум четыре критерия, а именно: 1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; 2) уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности; 3) уровень функционирования основных систем организма; 4) степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.

С гигиенической токи зрения наибольшего внимания заслуживает оценка состояния здоровья, основанная на совокупности всех четырех признаков.

Этим целям отвечает методика комплексной оценки и распределения детей и подростков на группы здоровья. В соответствии с предложенной схемой дети и подростки, в зависимости от совокупности показателей здоровья, подразделяются на пять групп.

Первая группа - это лица, у которых отсутствуют хронические заболевания, болевшие редко за период наблюдения, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие (здоровые).

Вторая группа - ее составляют дети и подростки, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные отклонения, часто болеющие - 4 раза в год и более или одно заболевание длится более 25 дней (здоровые, с функциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью).

Третья группа - объединяет лиц, имеющих хронические заболевания или с врожденной патологией в состоянии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего самочувствия (больные в состоянии компенсации).

Четвертая группа - лица, с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых интеркуррентных заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).

Пятая группа - включает лиц с тяжелыми заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями (больные в состоянии декомпенсации). Как правило, такие дети не посещают детские и подростковые учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охватываются.

Дети и подростки, отнесенные к разным группам здоровья, нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно-профилактических мероприятий. Для лиц, входящих в первую группу здоровья организуется учебная, трудовая и спортивная деятельность без каких-либо ограничений в соответствии с существующими программами учебно-образовательного процесса. Врачебные назначения состоят из обычных общеоздоровительных мероприятий, которые оказывают тренирующее воздействие на организм.

Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Особое значение имеют гигиенические рекомендации по повышению резистентности организма неспецифическими средствами: оптимальная двигательная активность, закаливание естественными факторами природы, рациональный режим дня, дополнительная витаминизация продуктов питания.

Дети и подростки, отнесенные к третьей, четвертой и пятой группам здоровья, находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей в соответствии с существующими методическими рекомендациями по диспансеризации детского населения.

В детских и подростковых учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиняется продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок.

Программа «Здоровье физическое» ставит своей основной задачей диагностику физического состояния детей, их физического развития и здоровья.

 

Критерии здоровья:

· для психического - я хочу, желаю;

· для физического и соматического - я могу;

· для нравственного - я должен.

 

Признаки здоровья:

· мотивация поведения;

· показатели роста и развития;

· устойчивость к действию повреждающих факторов;

· специфическая и неспецифическая резистентность;

· функциональное состояние и резервные возможности организма;

· уровень морально-волевых качеств;

· наличие или уровень заболевания, дефекты развития.

Контроль за состоянием здоровья осуществляют ЛПО. Детские поликлиники, подростковые кабинеты проводят углубленные медицинские осмотры с привлечением разных специалистов.

 

3. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗРАСТНОЙ

ПЕРИОДИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Биологические факторы роста и развития ребенка заложены природой в самом организме, а социально-бытовые условия их шлифуют, корректируют. Скачкообразность роста и развития известны в гигиене как периоды «вытягивания», «округления». «Вытягивание» идет в период полового созревания, сменяется «округлением» в годы юношества и окончания роста до 18-20 лет.

Передатчиком наследственной структуры является ДНК. Митохондрии клеток выполняют разнообразные функции, в т. ч. в них синтезируется АТФ, обладающая большим запасом энергии, в связи с этим митохондрии называют «силовыми» или «энергетическими станциями клеток». Энергия митохондрий используется клетками растущего организма для всех физиологических функций, исполнения работы.

Весь этап созревания эмбриона, плода, человека разделяют на несколько возрастных хронологических, паспортных периодов. В эти возрастные периоды процессы роста, развития и функциональные возможности организма одинаковы. Каждый возрастной период завершает определенный качественный и количественный этап накопления и достижения готовности к определенной деятельности, ее реализации. Возрастная периодизация объединяет детей и подростков по биологическому и социальному статусу: воспитанию, учебе, умственной и физической нагрузке, питанию, формированию всех видов здоровья.

Первый пренатальный период настолько важен, что он подразделяется по дням, неделям, месяцам. Всего 40 недель (10 лунных месяцев):

· эмбриональный - до 8 недель;

· переходный - до 16 недель;

· плодный (фетальный) - до 40 недель.

Второй период, постнатальный включает в себя:

· период новорожденности (неонатальный) - до 10 дней;

· грудной - до 1 года;

· ранний детский, преддошкольный - до 3 лет;

· первое детство, дошкольный - 3-5 лет.

            Школьный подразделяется на:

· второе детство, младший школьный возраст - 6-11 лет;

· подростковый возраст, средний школьный - 12-15 лет;

· юношеский, старший школьный возраст - 16-18 лет.

Возрастная периодизация необходима для обоснования системы охраны здоровья и развития физических, психических и нравственных возможностей детей и подростков, приемов их обучения и воспитания. Календарный, хронологический, паспортный возраст не всегда соответствует их биологической зрелости, разница может составлять ± 5 лет. Причинами отставания в развитии индивидуума - ретардация-замедление могут быть факторы питания, движения, социальные и  экологические. Ускоренное развитие может быть как в онтогенезе, так и по отношению к прошлым поколениям. Если ускорение биологического развития идет по отношению к прошлым столетиям - это обозначают термином – акселерация. Если ускорение идет по отношению к однородной группе, то это обозначают «секулярный тренд». В ХХ веке зафиксированы показатели акселерации во всех возрастных группах. Так, масса тела новорожденных увеличилась на 100-300 гр., длина тела на 1,5 см. Удвоение веса происходит не к 6 мес., а к 4-5 месяцам. На год раньше завершается смена молочных зубов и т.д.

Существует несколько гипотез данного явления:

· Физико-химические гипотезы, согласно которым считается, что современные дети подвергаются более интенсивному воздействию солнечной, радиоактивной и электромагнитной радиации.

· Алиментарно-пищевая гипотеза – нутритивная – улучшение питания, увеличение потребления жиров, белков, витаминов особенно В6 и В12, которые стимулируют рост и развитие.

· Успехи медицины, развитие профилактического направления в педиатрии.

· Изменение социально-бытовых и религиозных факторов, стирание границ между нациями и государствами, заключение межнациональных браков. Все это, несомненно, сказывается на изменении наследственности и ускорении роста и развития.

· Гипотеза урбанизации – увеличение раздражающего влияния окружающей среды, темпа городской жизни на нервную систему, а также кино, радио, телевидение, видео, компьютер, интернет и т.д.

Данный процесс - акселерации, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Психические функции и физические качества не всегда идут в гармонии, больше стала разбросанность данных в одних и тех же группах детей, подростков. Причем, эта разбросанность довольно большая, на несколько порядков величин - сигмы. Соответственно этому растет заболеваемость среди детей, подростков болезнями органов дыхания, кровообращения, пищеварения, больше стало деформацией опорно-двигательного аппарата, отмечается рост смертности и рождение неполноценных умственно и физически детей. Больше стало аллергических заболеваний, аутоиммунных, ревматизма и т.д. Все это ставит перед гигиеной, школьной гигиеной, педиатрией, образованием новые задачи - о сроках начала обучения в школе, о продолжительности уроков, учебы в школе, о росте детей и размерах учебного оборудования, одежды, обуви и т.д.

Для получения ответов на эти вопросы необходимо постоянно изучать рост и развитие детей и подростков, систематизировать полученные данные, вносить предложения по проведению санитарно-гигиенических мероприятий по укреплению здоровья подрастающего поколения, сохранению здорового генофонда нации.

У детей младшего школьного возраста костная система отличается недостаточной твердостью из-за преобладания в ней, в ее составе органических веществ по отношению к минеральным - кальция, фосфора, магния. С этим может быть связано изменение формы скелета при статических нагрузках, при неправильных положениях тела стоя, сидя, при длительных вынужденных позах. Процесс окостенения кистей рук заканчивается к 10-13 годам, что необходимо учитывать при нагрузках на кисти – письмо, физические нагрузки – отжимания, упоры, висы и т.д.

Костная система в длину опережает развитие мышечной массы. Мышечная масса начинает усиленно развиваться примерно с 10-11 лет (округление). Но увеличение мышечной массы и ее силы идет не одновременно. Мышцы туловища - спины, плеча, бедра растут быстрее, чем развитие мелких мышечных групп, например кистей и стопы. Это затрудняет выполнение определенных физических упражнений, плохая координация и устойчивость. В силу этого для детей больше подходит динамическая работа и не очень продолжительная по 10-15 мин.

Развитие моторики тесно связано с развитием ЦНС. В этой возрастной группе недостаточно развиты координационные механизмы в коре головного мозга. В этот период отмечается неустойчивость нервных процессов, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. Поэтому надо дозировать эмоциональность занятий. Этим объясняется и неустойчивость внимания, быстрое наступление утомления, которое ребенок не замечает в силу своей эмоциональности. Все это необходимо учитывать при организации как умственной, так и физической работы, строго нормировать продолжительность, характер и величину нагрузок, обязательно предусматривать переключения и микропаузы.

Средний школьный возраст - костная система имеет уже такую же структуру, как и у взрослых людей, но процесс ее роста, развития, дифференциации продолжается. Окостенение позвоночника и прикрепления реберных дуг еще не завершено, поэтому сохраняется опасность деформацией грудной клетки и позвоночника при больших статистических нагрузках, неправильной посадке и поднятии, ношении тяжестей - сумок. В результате частого давления на грудь при опоре о парту, край стола за выполнением чтения, письма возможно искривление и формы грудной клетки с последующим нарушением нормальной деятельности функции легких, сердца, пищевода, крупных сосудов. Неполное окостенение и сращение костей таза может привести к их смещению при прыжках с высоты, жестком приземлении - прыжки, например, в длину, в высоту. А в дальнейшем эти смещения закрепляются сращением и форма таза меняется, что может сказаться на детородной функции у девочек. Учитывая эти особенности – незавершенности окостенения - необходимо строить план урока физической культуры, тренировки, внимание уделять осанке, правильной постановки стоп, правильной посадке и т.д., чтобы способствовать укреплению костной ткани и формированию правильной осанки.

Мышечная масса характеризуется как усилением роста, так и приростом мышечной силы, особенно у мальчиков. Повышается способность детей к выполнению упражнений c усилием, сопротивлением; увеличивается время продолжения работы, совершенной становится и координация движений, увеличивается устойчивость. Но перегружать такими упражнениями еще не следует, лучше применять скоростные, динамические с переключением на статику. В этом возрасте начинается и период полового развития, созревания. В начальном периоде преобладает возбудимость нервной системы, неустойчивость психической сферы, поэтому плохо идет приспособление к физическим нагрузкам и затягивается восстановительный период или он протекает волнообразно. В связи с этим в этой возрастной группе необходим индивидуальный подход, особенно при начале занятий спортом. Правильно подобранная дозировка физических упражнений по структуре, силе, времени будет способствовать нормализации обостренных реакций, неустойчивости психо-эмоциональной среды, лучшему приспособлению и функциональных систем организма, в частности кровообращения, дыхания, пищеварения.

В старшем школьном возрасте формирование костной и мышечной систем завершается, отмечается усиленный рост тела в длину, значительное прибавление в весе, наибольший прирост силы кисти, становой. Совершенствуется точность и координация движений вообще и мелких движений в частности. Показатели физического развития приближаются к таковым взрослых людей. В этом возрасте доступна любая специализация в спорте.

Завершается рост и функциональное развитие головного мозга, дифференциация его функций. Становятся возможными более тонкие и сложные движения, принятие быстрых решений в момент игры, уравновешиваются процессы возбуждения и торможения, а следовательно, включение в работу и восстановление.

Кроме особенной костно-мышечной и нервной систем необходимо учитывать особенности и всех других функциональных систем, в том числе, тактильной чувствительности, кардиореспираторной, обменной и т.д.

 

4. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Определение степени готовности детей к школе

Состояние здоровья детей и подростков зависит от организации их медицинского обеспечения. Наиболее распространена такая форма, при которой лечебная помощь в основном сосредоточена в руках участкового педиатра (в условиях поликлиники, на дому), а профилактическая помощь (в условиях детсада, школы) возложена на врачей, работающих в детских учреждениях.

Одним из основных звеньев в цепи различных профилактических мероприятий является диспансерное наблюдение за состоянием здоровья дошкольников и подростков. Большой объем работы по диспансеризации детей, посещающих дошкольные учреждения, школы, выполняется медицинским персоналом этих учреждений (врачом-педиатром и медицинской сестрой). Именно они осуществляют в основном контроль за динамикой состояния здоровья дошкольников и школьников, организуют оздоровление детей (в условиях этих общеобразовательных учреждений). Важным элементом контроля являются периодические обязательные медицинские осмотры детских и подростковых контингентов. Результаты этих осмотров позволяют не только оценить уровень здоровья каждого ребенка (с учетом всех критериев) но и детского коллектива в целом, что и служит основой для оценки эффективности проводимых лечебно-оздоровительных и гигиенических мероприятий.

Медицинский осмотр детей в возрасте 5 лет имеет особое значение для подготовки ребенка к школе, позволяет не только своевременно выявить отклонения в состоянии его здоровья, но и провести максимально полное оздоровление.

Программа начального образования, применение активного метода в целом соответствует возрастным возможностям шестилетнего ребенка. В то же время некоторые первоклассники плохо адаптируются к школьным условиям. Это происходит потому, что многие дети, при совершенно нормальном интеллекте, не обладают достаточной функциональной готовностью к школе. Как показали специальные исследования, «неготовыми» к школе оказываются дети с отставанием биологического возраста, с некоторыми заболеваниями или функциональными отклонениями, с недостаточным развитием психофизиологических функций, наиболее связанных с учебной деятельностью.

Большинство детей, не обладающих достаточной функциональной готовностью к школе, не справляются с требованиями школьной программы и школьного распорядка. Неготовность детей к школе неблагоприятно отражается на их работоспособности, успеваемости и состоянии здоровья.

Так, по данным Института гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков, более 50% детей, признанных готовыми для поступления в школу не обладают «школьной» зрелостью, за время обучения в первом классе ухудшили состояние здоровье как за счет функциональных отклонений, так и за счет ухудшения течения или возникновения новых хронических заболеваний.

Поэтому возникает необходимость тщательной своевременной диагностики степени готовности каждого ребенка к поступлению в школу. Такая диагностика опирается на результаты разностороннего медицинского исследования и специального исследования, определяющего уровень развития «школьно-необходимых» функций.

Всем детям, которым по достижении декретированного возраста предстоит поступление в школу, в сентябре-октябре года, предшествующего поступлению, проводят первое углубленное обследование. Углубленный медицинский осмотр (плановая диспансеризация) проводится в детском саду или детской поликлинике педиатром, отоларингологом, офтальмологом, психоневрологом, хирургом-ортопедом, стоматологом. В те же сроки врачом детского дошкольного учреждения или детской поликлиники проводится психофизиологическое обследование всех детей. Результаты первого углубленного медицинского и психофизиологического обследования детей заносят в медицинскую карту развития ребенка.

Детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья, назначается комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий. Дошкольникам, у которых выявлено отставание в развитии школьно-необходимых функций (моторика, речь), назначается комплекс упражнений по их коррекции. Лечебные и оздоровительные мероприятия осуществляются врачами детской поликлиники. Занятия по устранению дефектов звукопроизношения проводятся врачом-логопедом.

Упражнения и занятия по развитию моторики (рисование, лепка, игры с мелкими конструкторами и т.д.) могут производиться воспитателями детского сада или родителями.

Участковый педиатр или врач дошкольного учреждения контролирует выполнение назначенных мероприятий.

Повторный осмотр детей, включающий психофизическое обследование, проводится  в апреле-мае теми же специалистами, что и при первом обследовании.

При проведении повторного обследования выносится окончательное решение о готовности ребенка к школе. Неготовыми к обучению считаются дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, отстающие в биологическом развитии и не достигшие школьной зрелости. Заключение о готовности к школе заносится в медицинскую карту развития ребенка. Имеются медицинские показания к отсрочке поступления в школу детей шестилетнего возраста.

Под школьной зрелостью понимают такой уровень развития ряда физиологических систем или даже отдельных функций, который обеспечивает выполнение учениками всех предъявленных школой требований без ущерба для здоровья и нормального развития.

Исследование у детей показателей ряда функций в сопоставлении с успеваемостью, работоспособностью, утомляемостью, учебной активностью и динамикой состояния здоровья в первом классе позволило отобрать психофизиологические критерии, по которым косвенно можно судить о степени функциональной готовности детей к обучению в школе.

 

МЕДИЦИНСКИЕ КРИТЕРИИ.

 

1. Уровень биологического развития.

2. Состояние здоровья на момент осмотра.

3. Острая заболеваемость за предшествующий год.

 

 

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ

(ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ).

 

1. Результаты выполнение теста Керна-Ирасека.

2. Качество звукопроизношения.

3. Мотометрический тест.

 

 

Заключение

 

Актуальность проблемы охраны здоровья детей и подростков возрастает с каждым годом, так как с 1986г. в Беларуси наблюдается снижение рождаемости, а с 1989г. – увеличение смертности населения, вследствие чего с 1993г. происходит уменьшение численности населения. С 1992г. отмечается увеличение детской смертности Особенностью современной патологии детского возраста является учащение  случаев перехода острых форм в рецидивирующие и хронические.

Уже в дошкольном возрасте 15-20% детей имеют хронические заболевания, а более 50% дошкольников – те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья. Причины ухудшения состояния здоровья детей имеют многофакторный характер: нарушение режима дня и учебная нагрузка, недостаточная или избыточная двигательная активность, неадекватное питание и др. Поэтому знание принципов медицинского контроля за развитием ребенка, гигиенических основ режима дня и учебно-воспитательного процесса, физиолого-гигиенических аспектов оздоровления детей и подростков в условиях экологического неблагополучия необходимо нам в решении вопросов охраны здоровья в социальном отношении наиболее значимой, а в биологическом – наиболее ранимой части населения.

 

Зав. кафедрой общей гигиены,

экологии и радиационной медицины, доцент                            В.Н.Бортновский

 

 

к.м.н., доцент кафедры        Н.В. Карташева

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика