elenka

Путь к Файлу: /Гигиена / методички и пособия в электр.библиотеку / Гиг окр среды тема 2.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   1
Пользователь:   elenka
Добавлен:   24.10.2014
Размер:   563.0 КБ
СКАЧАТЬ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра общей гигиены, экологии и радиационной медицины

 

 

 

 

Утверждено на заседании кафедры

протокол № 7 от « 25 » января 2005

 

 

 

 

 

ГИГИЕНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Тема: «Гигиеническая оценка влияния условий размещения на здоровье человека»

 

 

 

 

Учебно-методическое пособие

по общей гигиене для

студентов, преподавателей

Н.В. Карташева

В.Н. Бортновский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2005

УДК 613. 5

 

 

Гигиена окружающей среды.

 

Гигиеническая оценка влияния условий размещения на здоровье человека.

 

 

 

Учебно-методическое пособие

Н.В. Карташева, Гомель, УО «Гомельский государственный медицинский университет», 2005

В.Н. Бортновский, Гомель, УО «Гомельский государственный медицинский университет», 2005

 

 

 

 

 

Утверждено на заседании центрального научно-учебно-методического Совета  УО «Гомельский государственный медицинский университет».

 

Протокол № 3 от « 11 » марта 2005.

 

 

 

 

 

            Учебно-методическое пособие предназначено для проведения практических занятий по общей гигиене по разделу «Гигиена окружающей среды» со студентами медицинских ВУЗов.

            Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с учебной программой. Представленные в пособии материалы соответствуют требованиям образовательного стандарта выпускников медицинских ВУЗов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учреждение образования

«Гомельский государственный

медицинский университет», 2005

Гигиена окружающей среды.

Тема: «Гигиеническая оценка влияния условий размещения на здоровье человека».

 

Актуальность.

            Условия размещения и пребывания людей в населенных пунктах – важный гигиенический факторов. Планировочные решения осуществляются на стадии предупредительного санитарного надзора с выбора площадки или участка для строительства, зонирования территории и текущего санитарного надзора в процессе эксплуатации зданий. Для создания теплового, светового и воздушного комфорта внутри жилых и общественных зданий, в учебных аудиториях, в палатах, лечебно-оздоровительных залах, производственных помещениях необходимо максимально эффективно использовать естественные силы и факторы природы. Лучистое тепло, инфракрасное и ультрафиолетовое излучение, видимый свет, направление воздушных потоков могут обеспечить световой и воздушный комфорт, достаточную  инсоляцию и естественное освещение, чистоту воздуха в помещениях при соблюдении гигиенических норм и правил.

            Прежде всего, это: ориентация зданий по отношению к сторонам горизонта; учет преобладающего направления ветра в годичном цикле (роза ветров); наличие санитарно-защитных зон; соблюдение гигиенических нормативов по расстоянию между зданиями; учет плотности и типа застройки; гигиенических характеристик строительных материалов; внутренней планировки помещений по их назначению.

            Для баланса процессов самоочищения и загрязнения воздушного бассейна, снижения шумового эффекта необходимо соблюдать нормативный процент по озеленению территории.

            Наибольшее гигиеническое значение имеет инсоляция – освещение солнечными лучами. Инсоляция оказывает оздоровительное влияние на организм, бактерицидное действие на микрофлору воздуха. Видимая область спектра солнечного света важна для физиологических процессов. При недостаточной освещенности возникает феномен «дети подземелья», состояние называемое «зимней депрессией», «эмоциональное сезонное заболевание». При этом снижается резистентность организма, продуктивность в работе, отсутствует чувство бодрости при пробуждении, снижается активность общения.

            Кроме светового комфорта необходим воздушный комфорт, который регламентируется воздушным кубом и нормами воздухообмена. В основу регламентации положен принцип ограничения накопления в воздухе помещений продуктов жизнедеятельности человека, степень бактериального загрязнения. Длительное, нерегламентированное воздействие своеобразного сочетания метеорологических факторов с повышенными физическими и химическими нагрузками изменяют условия размещения, пребывания и состояния здоровья.

            Практический врач обязан знать и понимать важность соблюдения гигиенических норм и правил по условиям размещения и пребывания людей в первичной (радикальной) профилактике нарушений состояния здоровья. Владеть методикой определения и оценки факторов риска в  диагностике донозоологических состояний – вторичная профилактика.

 

 

 

Требования к исходному уровню знаний.

            Для самостоятельной подготовки студента к занятиям по данной теме ему необходимо повторить из курсов:

· физиологии человека: основные функции зрительного анализатора; световая и тепловая адаптация; светоощущения; легочной объем; функции дыхательной системы; воздействие факторов спектра солнечной радиации на центральную и периферическую нервную систему, здоровье, работоспособность.

· патофизиологии:  патогенное и повреждающее действие солнечной радиации, антропогенного бактериального и химического загрязнения воздуха закрытых помещений.

· биофизики: электромагнитные излучения разного спектра; характер их физических и биохимических воздействий; видимый свет, ультрафиолетовое и инфракрасное излучение, неионизирующие и ионизирующие излучения.

· лекционного курса: принципы гигиенического нормирования.

 

Цель занятия.

· Дать гигиеническую оценку условиям пребывания и размещения людей в населенных пунктах, в помещениях разных по назначению по световому и воздушному, химическому и бактериальному компонентам среды.

· Сформулировать рекомендации по оздоровлению условий размещения и  пребывания людей.

 

Решаемые задачи для достижения цели занятия.

· Изучить аппаратуру для определения естественного и искусственного освещения, инсоляции помещений.

· Изучить аппаратуру для определения антропогенного химического и бактериального загрязнения воздушной среды.

· Освоить методы определения и оценки светового и воздушного комфорта в рабочих, лечебных помещениях.

· Выполнить самостоятельную работу, оформить протокол исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА ПРОВЕДЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

____________________________

                                                                            дата                          время

 

1. Определение естественной и искусственной освещенности, химического и бактериального загрязнения воздушной среды проведено в учебной аудитории (палате) № ______ площадь помещения  ______________ , количество оконных  про-

         (длина, ширина)

емов __________, площадь остекленной поверхности __________________________,

                                                                                                                   (высота окна , ширина окна)

цветовая окраска помещения _______________________________________________,

                                                                                         (стены                        потолок                             пол                              столы

_____________________; ориентация оконных проемов _______________________.

оборудование)

Высота помещения _________________, объем помещения ______________ (м3), наличие вентиляционных проемов __________, их площадь ___________, подвижность воздуха ___________, количество человек в помещении_________.

2. Для исследования использовались следующие приборы: люксметр, актинометр, электроаспиратор, чашка  Петри, прибор Кротова, ВПХР, сантиметровые ленты.

3. Световой режим, воздушный, инсоляция.

Таблица № 1

Показатели

Фактические

Нормативные

Оценка

Световой коэффициент, СК;

Учебные помещения

Палаты

Жилые помещения

 

 

1/4 - 1/5

1/4 - 1/5

1/6 - 1/8

 

Угол падения света

 

Не менее 270

 

Угол отверстия

 

Не менее 50

 

Соотношение высоты и

глубины помещения

 

 

1 : 2

 

Коэффициент естественного освещения, КЕО, %

Учебные помещения, палаты

Жилые помещения

 

 

1,5

0,5

 

Естественная освещенность / искусственная освещенность, люкс

Учебные кабинеты

Палаты, жилые помещения

 

 

 

200-250/150-300

80-100

 

Искусственная освещенность, Вт/м2

Лампы накаливания / люминесцентные

Над доской

Учебные помещения / рабочие поверхности

Палаты, жилые комнаты

 

 

 

80/32

48/24

20/8

 

Воздушный куб, м3  на одного взрослого

 

25

 

Кратность воздухообмена в час

 

не менее 1,5-2 раз

 

Ориентация палат, классных комнат

 

ЮЗ; ЮВ

 

Инсоляционный режим

 

макс:  5-6 час

 

Содержание СО2  в воздухе

 

ПДК 0,1%

или 1,0 ‰

 

Содержание микроорганизмов,

количество колоний в 1 м3, палаты, аудитории, чистый воздух

 

лето < 3500

зима < 5000

 

Объем вентиляции на одного взрослого, м3/час

 

не менее 37,7

 

 

4. Субъективная оценка светового комфорта: комфортно, тускло, темно, светло, ярко.

5. Субъективная оценка воздушного комфорта: комфортно, свежо, неприятно.

6. Жалобы: плохо видно – болят глаза, устала; слишком ярко – слепит глаза, устала; с трудом различаю текст; рези в глазах; болит голова; тяжело дышать и т.д. (свои жалобы).

7. Заключение. Комплексная гигиеническая оценка воздушно-светового режима помещения по действию на здоровье. Оценка размещения здания, его инсоляции.

8. Рекомендации по улучшению воздушно-теплового режима в помещении, условий пребывания и размещения людей.

 

Учебно-материальное обеспечение.

· Учебно-методическое пособие.

· Люксметр.

· Электроаспиратор.

· Чашка Петри.

· ВПХР.

· Индикаторные трубки.

· Сантиметровые ленты, линейки.

· Актинометр.

· Прибор Кротова.

· Справочный материал.

· Тестовые вопросы.

· Ситуационные задачи.

 

Учебные вопросы.

· Видимый спектр солнечного света, значение для здоровья, зрения, работоспособности.

· Инфракрасное излучение, значение для инсоляции помещений, воздушного комфорта.

· Ультрафиолетовое излучение, значение для здоровья, чистоты воздушной среды.

· Предупредительный санитарный надзор за размещением населенных пунктов, планированием.

· Текущий санитарный надзор за пребыванием людей в помещениях, инсоляция, аэрация.

· Роль направления ветра и учет «Розы ветров» в планировке населенных пунктов, ориентации оконных проемов.

· Газовый состав воздуха и загрязнения антропотоксинами, действие на организм.

· Воздушный куб, объем вентиляции, значение для здоровья, работоспособности.

· Бактериальные загрязнения воздушной среды, профилактические мероприятия по воздушно-капельным инфекциям.

· Кратность воздухообмена, значение для воздушного комфорта.

· Местная и общая вентиляция, концентрация углекислоты как показатель загрязнения воздуха.

· Местное и общее искусственное освещение, значение для зрения, работоспособности.

· Естественное освещение и соотношение параметров высоты помещения и глубины; площади помещения и остекления.

 

Учебный материал.

            Размещение населенных пунктов в городах и сельской местности важный гигиенический фактор. Благоустройство и санитарное состояние населенных мест влияют напрямую на здоровье населения, поэтому очень важен выбор участка для строительства. Вопросы планировки и благоустройства связаны с гигиеной воздушной среды. Населенные пункты, крупные города объединяет целый комплекс различных объектов - градообразующие факторы, зонирование территории, их планировка, типы и плотность застройки, озеленения. Для обеспечения чистоты воздушной среды в жилых кварталах и помещениях любого назначения,  обеспечения достаточной инсоляции и естественного освещения необходимо учитывать ориентацию зданий по сторонам горизонта, розу ветров, устраивать санитарные разрывы и соблюдать гигиенические нормативы по расстоянию между зданиями.

Важно знать преобладающее направление ветра в данной местности. При планировке городов и размещении на их территории школ, больниц, спортивных сооружений и жилых зданий необходимо располагать их с наветренной стороны по отношению к промышленным предприятиям, могущих загрязнять воздух дымом и газами. При размещении соляриев надо обеспечить защиту их от холодных северных ветров. На рис. 1 приводится графическое изображение частоты (повторяемости) ветров по румбам, являющейся характерной для данной местности в течение года. Эта схема, носящая название розы ветров, указывается на проектах строительства новых населенных пунктов и отдельных сооружений, например стадионов, школ, больниц. Она строится так: от центра по линиям румбов откладываются отрезки, соответствующие числу дней с одинаковыми направлениями ветра; концы отрезков соединяются прямыми линиями. Штиль отображается окружностью в центре розы ветров; радиус окружности должен соответствовать числу штилей. На рис. 1 видно, что в данной местности господствуют юго-восточные ветры.

Гиг окр среды тема 2

Рис. 1. Румбы для обозначения направления ветра и роза ветров.

Для эффективности процессов самоочищения воздушного бассейна, снижения шумового эффекта, внутри населенного пункта необходимо соблюдать плотность озеленения, не менее 50% от всей территории района.

Рост городского населения рационален, позволяет наиболее эффективно развивать промышленность, использовать кадровые ресурсы. В городских центрах происходит накопление экономических и культурных потенциалов, реальна глобальная урбанизация. В связи с этим, многие факторы городской среды при длительном, нерегламентированном воздействии способны вызвать нарушения в состоянии здоровья населения. Своеобразный микроклимат городов, интенсивный ритм городской жизни, повышенная химическая, физическая и психическая нагрузки изменяют условия размещения, пребывания и состояние здоровья.

Человек проводит большую часть своей жизни в различных помещениях, в которых, наряду с надежной защитой от холода, жары, атмосферных осадков и обеспечением необходимыми удобствами, могут возникать условия, оказывающие вредное влияние на состояние здоровья. Сырая местность, в которой воздвигнуто здание, несоблюдение в жилищном строительстве установленных наукой гигиенических норм, неправильная эксплуатация помещений, неудовлетворительный уход за ними - все это может неблагоприятно отразиться на здоровье населения.

Связь между повышенной заболеваемостью и плохими жилищными условиями установлена давно. Недостаточная площадь, отсутствие рациональной вентиляции, плохое освещение естественным светом способствуют распространению воздушно-капельных и кишечных инфекций и глистных заболеваний. Холодные и сырые помещения играют определенную роль в этиологии простудных заболеваний. Неблагоустроенные жилища не обеспечивают необходимого отдыха, восстановления сил и трудоспособности, мешают организации нормальной жизни семьи, воспитанию детей.

Участники под строительство необходимо отводить вдали от промышленных и сельскохозяйственных комплексов, располагать их с наветренной стороны. Условия пребывания и размещения внутри закрытых помещений будут определяться ориентацией основной оси зданий по сторонам света: тепло и воздухоизолирующими свойствами зданий и ограждающих конструкций: ориентаций основных помещений; условиями их инсоляции.

Гигиенические условия в жилых и общественных зданиях во многом зависят от санитарного благоустройства населенного пункта. Природные особенности, месторасположение города или поселка, их планировка, система застройки, озеленения и другие внешние факторы оказывают большое влияние на освещенность помещений естественным светом, на качество воздуха в них, тепловой режим и покой.

Выбор земельного участка. Под строительство населенных пунктов и отдельных зданий должен отводиться сухой, незаболоченный, незагрязненный и слегка возвышенный, для обеспечения стока метеорных вод, участок. Уровень стояния грунтовых вод от поверхности земли должен быть не менее 1,5 м. Наиболее благоприятны пологие склоны, обращенные в южную сторону, что обеспечивает лучшую инсоляцию. Желательно наличие в пределах населенного пункта открытого водоема и лесного массива, улучшающих санитарные условия жизни.

Планировка и застройка населенного пункта. По принятым в современном градостроительстве правилам, отведенный земельный участок разделяют на зоны: жилую, промышленную, транспортную (вокзалы, пристани, склады) и пригородную, а также намечают расположение улиц, площадей и зеленых массивов. Под жилую и лечебно-оздоровительную зоны предоставляются лучшие территории участка, по возможности вблизи рек, озер, парков, при этом учитывается направление господствующих ветров. Жилую зону отделяют от промышленной санитарными разрывами. По расположению улиц и кварталов различают две основные системы планировки: шахматную, при которой улицы располагаются перпендикулярно друг к другу, и радиальную - главные улицы идут от центра города к периферии, а пересекающие их улицы образуют кольца.

Основной структурной единицей жилой застройки в городах является микрорайон, состоящий из нескольких кварталов с общей численностью населения до 18 тыс. человек. В пределах микрорайона предусматривается наличие: школ; детских садов, яслей; промтоварных и продовольственных магазинов; столовых; спортивных площадок; зеленых зон спокойного отдыха; библиотеки, кинотеатра и других учреждений, необходимых для удовлетворения потребностей населения. Поликлиники, консультации предназначаются для одного или нескольких микрорайонов, в зависимости от их размеров; театры, больницы, спортивные сооружения и др. - для всего жилого района. Главным требованием к планировке микрорайонов и кварталов является свободное размещение зданий, обеспечивающее нормальные условия освещения и проветривания территории и помещений. При свободной застройке допускается разнообразная группировка зданий и открытых пространств. Широко приняты строчная система застройки, когда дома строятся параллельно друг другу, и периметральная, при которой они располагаются длинником вдоль улицы с обязательными разрывами (рис. 2). Применяется и смешанная застройка - с расположением домов по периметру квартала и внутри его.

Гиг окр среды тема 2

Рис. 2. Системы застройки кварталов.

А -  строчная застройка, Б – периметральная застройка.

 

            При гигиенической оценке воздушного комфорта имеет значение воздушный куб. В основу определения воздушного куба и нормы воздухообмена положен принцип ограничения накопления в воздухе помещения продуктов жизнедеятельности человека. Воздушный куб определяется площадью помещения и высотой. Важное значение имеет именно высота помещения, так как в припотолочном пространстве скапливаются антропотоксины. По мере пребывания людей в помещении в воздухе появляются и накапливаются летучие продукты обмена веществ человека, обладающие неприятными запахами (запах пота и продуктов его разложения, соединения аммиака, летучие соли жирных кислот, соединения скатола, индола - все то, что делает воздух, как говорят, «спертым»). Эти летучие продукты получили название «антропотоксины» и они-то в первую очередь и оказывают неблагоприятное влияние на самочувствие и работоспособность человека: при длительном пребывании в такой атмосфере у человека начинает болеть голова, ухудшается внимание, появляются сонливость, апатия, может появиться тошнота (вплоть до рвоты), иногда даже бывают обмороки. Вот почему необходимо следить за химическим составом воздуха.

Наиболее удобным критерием оценки химического состава воздуха является концентрация в нем углекислого газа; его пре дельно допустимая концентрация (ПДК) равна 0,1 % или 1 ‰. Сама по себе такая концентрация совершенно безвредна, но все изменения параметров воздушной среды происходят параллельно: присутствующие постепенно нагревают воздух, увлажняют и засоряют его антропотоксинами. К тому моменту, когда концентрация углекислого газа достигает величины 0,1%, воздух оказывается настолько нагрет, увлажнен и запачкан антропотоксинами, что все это в комплексе создает очень неблагоприятный рабочий фон - ухудшает самочувствие и снижает работоспособность. Тот объем, который человек способен «испортить» за 1 час, величина достаточно постоянная, и он получил название «объем вентиляции». По определению - объем вентиляции - необходимое количество воздуха в м3 для нормального газообмена в течение часа. Он рассчитывается по формуле:

Гиг окр среды тема 2, где

L - объем вентиляции в м3/час;

k - количество литров углекислого газа, выдыхаемого одним человеком в час при спокойной работе (для взрослого - в среднем 22,6 л, для школьника примерно столько литров, сколько лет школьнику);

р - предельно допустимая концентрация углекислого газа, т.е. 0,1%;

q – концентрация углекислого газа в атмосфере (для города - 0,04%).

            Несложные арифметические подсчеты показывают, что для взрослого человека объем вентиляции в час равен, в среднем, 37,7 м3; для первоклассника он равен 10-12 м3, для выпускника школы – 25-30 м3. Это, тот объем воздуха, который нужен для нормального газообмена, хорошего самочувствия и высокой работоспособности в течение часа. Фактический объем, приходящийся на одного человека в помещении - «воздушный куб», который определяется отношением объема помещения к количеству людей в этом помещении. Средняя наполняемость стандартного класса школ (площадь – 50 м2, высота – 3,3 м) – 35 учащихся. Отсюда получаем, что фактический воздушный куб, как и в 1-м, так и в выпускном классе, равен приблизительно 5 м3, т.е. его величина значительно меньше, чем необходимая величина объема вентиляции в час.

            Для нормальной работы во время урока необходим воздухообмен, интенсивность которого будет связана отношением объема вентиляции с воздушным кубом. Это отношение получило название «необходимая кратность воздухообмена», - сколько раз за 1 час должен полностью обновиться (смениться) воздух, чтобы на протяжении часа он соответствовал нормативам.

Гиг окр среды тема 2, где

K -  кратность воздухообмена, раз;

L -  объем вентиляции в час, м3/час;

V - объем помещения, м3

 

            В 1-м классе воздух во время урока должен обновиться как минимум дважды; в выпускных классах необходимая кратность воздухообмена равна 5-6. Смена воздуха, или вентиляция, может быть естественной, обусловленной разностью температур внутри и снаружи помещения (тепловой напор), силой и направлением ветра (ветровой напор), и искусственной, обусловленной применением  специальных устройств (вентиляторы, эжекторы). Искусственная вентиляция может быть приточной (когда в помещение подается свежий воздух), вытяжной (когда из помещения удаляется плохой воздух) и смешанной (приточно-вытяжной).

Естественная вентиляция. Под естественной вентиляцией помещений подразумевают инфильтрацию наружного воздуха через различные щели в окнах, дверях и отчасти через поры строительных материалов, а также проветривание через окна, форточки. Обмен воздуха происходит вследствие разницы температуры наружного воздуха и воздуха помещений и давления ветра. Для усиления естественной вентиляции в многоэтажных зданиях устраивают во внутренних стенах вытяжные каналы, которые выводятся на чердак в вытяжную шахту, откуда воздух поступает наружу под коньком крыши. Эта система вентиляции работает на естественной тяге благодаря перепаду давления, образующемуся в каналах вследствие температурной разницы, вызывающему ток более теплого воздуха помещений вверх. В холодное время года вытяжная система на естественной тяге может обеспечивать 1,5-кратный обмен воздуха в час, в теплое же время эффективность ее незначительна  из-за   небольшой     температурной разницы  между наружным воздухом и воздухом помещений.

Искусственная вентиляция. Эта вентиляция устраивается в различных общественных зданиях, на производстве, а также в тех случаях, когда одной естественной вентиляции бывает недостаточно (при малой ее интенсивности или невозможности широко пользоваться из-за опасности образования холодных токов воздуха). Тогда обмен воздуха производится с помощью механических побудителей различной мощности (вентиляторов), обеспечивающих необходимый воздухообмен в помещениях вне зависимости от наружной температуры и силы ветра. Различают местную и центральную искусственную вентиляцию.

Местная вентиляция - это обычно электрические вентиляторы вытяжного действия, устанавливаемые в окнах или проемах стен в помещениях с повышенным загрязнением воздуха (кухня, душевые, уборные, производственные помещения), а также в ряде помещений, если отсутствует центральная вентиляция (например, применяется в перерывы между занятиями в аудиториях, спортивных залах). При вытяжных вентиляторах, удаляющих из помещений испорченный воздух, приток чистого воздуха рассчитан на поступление его через форточки, окна и щели, но возможен подсос и через двери из соседних помещений, коридоров.

            Центральная вентиляция, в отличие от местной, устраивается для всего здания, работает постоянно или значительную часть дня, и обеспечивает возможность подогрева вводимого наружного воздуха и освобождение его от пыли. В зависимости от назначения помещений эта вентиляция может быть приточной, вытяжной или приточно-вытяжной. (рис. 3)

Гиг окр среды тема 2

 

Рис. 3. Система приточно-вытяжной вентиляции.

 

Наружный чистый воздух (например, из сада) забирается с помощью вентиляторов (иногда на значительном расстоянии от здания) и поступает в приточную камеру, где очищается от пыли путем пропускания через тканевые или другие фильтры. В холодное время года он подогревается до 12 - 14° (в некоторых случаях и увлажняется) и подается в помещения по каналам во внутренних стенах. Отверстия приточных каналов, чтобы исключить непосредственное воздействие более холодных токов воздуха, делаются в верхней части стен и прикрываются решетками. Для удаления испорченного воздуха прокладывается вторая сеть каналов (вытяжных), отверстия которых располагаются в нижней части противоположных внутренних стен; каналы из каждого помещения выводятся на чердак в общий коллектор, из которого воздух удаляется наружу с помощью вентилятора. При приточно-вытяжной системе вентиляция обеспечивает возможность преобладания притока воздуха над его вытяжкой. Это важно для спортивных залов, операционных в больницах и некоторых других помещений, так как при этом исключается поступление в них воздуха из соседних помещений. В душевых, массажных комнатах, кухнях, уборных делают одну механизированную вытяжку. Центральная искусственная вентиляция обеспечивает в помещениях необходимую интенсивность воздухообмена и помогает поддерживать нормальную температуру и влажность воздуха. В последние годы получает все большее распространение наиболее совершенный вид искусственной вентиляции - кондиционирование.

            Внешние метеорологические факторы необходимо максимально использовать планировочными решениями для создания теплового, светового и воздушного комфорта внутри жилых и общественных зданий; в учебных аудиториях; лечебно-оздоровительных залах; палатах; производственных помещениях. Лучистое тепло, инфракрасное излучение, ультрафиолетовое и видимый свет, при гигиенически обоснованной ориентации основной  оси здания, оконных проемов, расстояния до противоположно расположенных зданий, будут способствовать достаточной инсоляции зданий, освещенности внутри помещений. Для средней полосы широты и долготы,  в которой расположена Беларусь, наиболее приемлемой является ориентация оконных проемов с востока через юг на запад, ось сквозного коридора можно ориентировать с севера на юг. При односторонней планировке расположения учебных классов, аудиторий, рабочих помещений, палат, кабинетов, противоположная сторона используется для боковой системы освещения, расположения холлов, рекреационных пространств, помещений отдыха и как система естественной аэрации, поступления воздуха в производственные помещения. Расстояние до противоположного здания должно быть не менее половины высокого здания, для соблюдения нормативных коэффициентов естественного освещения (КЕО; угол отверстия и падения). Преимущественное направление ветра на территории нашей республики в годичном цикле (роза ветров) западное, северо-западное и юго-западное. Для обеспечения воздушного комфорта внутри помещений необходимо этот фактор учитывать как для проветривания территории, помещений так и чистоты воздушных потоков. Спальные районы, административные, учебно-воспитательные, лечебные и оздоровительные располагать необходимо с наветренной стороны. Для обеспечения естественного светового и воздушного комфорта гигиенически нормируется высота помещения и глубина, их соотношение должно быть 1 : 2, глубина помещения не должна быть более двух высот.

            При таких соотношениях будет соблюдаться минимальный угол падения естественного света в самой отдаленной точке помещения 270. Обеспечение воздушного куба достигается гигиеническим нормированием площади помещения на одного пребывающего в помещении и высоты помещения. Нормативы обоснованы не только гигиенически - воздушный комфорт, но и физиологически – чистота воздуха.

Световой режим в учебных помещениях. Зрение приносит человеку наибольшее количество (80-85%) информации об окружающем мире, при этом свет не только обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, но и определенный жизненный тонус и ритм. Сила биологического воздействия света на организм зависит от длины волны спектра, интенсивности и количества излучения. Длительное световое голодание приводит к ослаблению иммунобиологической реактивности организма, к функциональным нарушениям нервной системы. Свет воздействует на психику человека, являясь эмоциональным фактором. Недаром старая английская пословица гласит: «Куда редко заглядывает солнце, туда часто заглядывает врач». Неблагоприятные условия освещения ведут к снижению работоспособности; обуславливают развитие заболеваний органов зрения.

Освещение может быть естественным (энергия солнечного света) и искусственным (в основном это лампы накаливания и люминесцентные лампы). Лампы накаливания, как и солнце, генерируют свет на принципе нагрева (нагревание нити накала до температуры свечения); в люминесцентных лампах электрическая и химическая энергия превращается в световое излучение, минуя стадию перехода в тепловую энергию (лампы холодного свечения). В тех случаях, когда в помещении имеется одновременно естественное и искусственное освещение, говорят о смешанном освещении.

При нормировании искусственного освещения в первую очередь обращают внимание на его достаточность и равномерность. Достаточность обеспечивается количеством применяемых ламп и их мощностью. Нормируется искусственное освещение либо по уровню освещенности на рабочем месте, определяемому люксметром, либо по удельной мощности светового потока, которая определяется отношением суммарной мощности ламп к площади пола. Норма освещенности на рабочем месте для ламп накаливания равна 150-300 лк, в физкультурном зале - 100 лк, для люминесцентных ламп эти цифры равны соответственно 300 лк и 200 лк. Норма удельной мощности светового потока для ламп накаливания в классе равна 40-48 Вт/м2, в спортивном зале - 32-36 Вт/м2. Удельная мощность светового потока для люминесцентных ламп должна быть в классе 20-24 Вт/м2, в физкультурном зале - 16-18 Вт/м2. Говоря об искусственном освещении, нельзя не коснуться галогенного освещения. Считается, что галогенный свет на настоящий момент является самым совершенным из искусственных способов освещения, так как он имеет спектр видимой части солнечного света, устраняет световое голодание, снижает зрительное утомление, повышает работоспособность.

 

Самостоятельная работа студента, практические навыки.

· Определить длину помещения, глубину, высоту – записать данные в протокол.

· Рассчитать площадь помещения и объем помещения в м3, записать данные в протокол.

· Определить длину, высоту и площадь одного окна, площадь остекленной поверхности, записать данные в протокол.

· Дать описательную характеристику цветовому оформлению помещения, записать данные в протокол.

· Определить ориентацию оконных проемов, основной оси здания, записать данные в протокол.

· Записать в протокол наличие вентиляционный отверстий, их, размеры.

· Рассчитать световой коэффициент СК, оценить.

· Определить угол падения света, оценить.

· Определить угол отверстия, оценить.

· Рассчитать соотношение высоты помещения и глубины, оценить.

· С помощью люксметра измерить освещенность в люксах, оценить.

· Определить коэффициент естественного освещения, КЕО, оценить.

· Рассчитать удельную мощность искусственной освещенности (Вт/м2), оценить.

· Рассчитать воздушный куб, оценить.

· Рассчитать кратность воздухообмена, оценить.

· Определить инсоляционный режим, оценить.

 

Далее студент работает по пунктам 4, 5, 6, 7, 8; протокола исследований.

Методика проведения измерений.

· Определение светового коэффициента. Световой коэффициент (СК) представляет собой отношение остекленной поверхности окон к площади пола. Выражается он простой дробью, числитель которой — величина остекленной поверхности, а знаменатель - площадь пола. Числитель дроби приводится к 1, для этого и числитель, и знаменатель делят на величину числителя.

 

Пример.  В помещении два  одинаковых  окна,  площадь  остекленной  поверхности одного окна 1,5 м2, площадь пола - 24 м2. Общая световая площадь будет равна:

 

1,5 м2 * 2 = 3 м2.

 

            Световой коэффициент будет равен: Гиг окр среды тема 2

 

· Определение величины угла падения. Угол  падения   (α)   образуется двумя  линиями,  исходящими из точки измерения. Одна линия идет к верхнему краю остекленной части оконного проема, вторая - горизонтальная линия (рис. 4). Минимально допустимая величина угла падения 27°. Для определения угла падения измеряют расстояние от точки наблюдения до окна и расстояние от точки пересечения этой линии до верхнего края застекленной части    оконного проема, (т. е. два катета). Угол падения  можно рассчитать транспортиром при построении прямоугольного треугольника, катеты которого известны, и по таблице натуральных тригонометрических величин. (Таблица № 2)

Гиг окр среды тема 2

Рис. 4. Определение угла падения и определение угла отверстия..

Таблица № 2

Таблица натуральных тригонометрических величин.

tg α

α

tg α

Α

tg α

α

0

0

0,30

17

1,00

45

0,01

1

0,36

20

1,15

49

0,03

2

0,44

24

1,39

53

0,05

3

0,50

27

1,60

58

0,08

5

0,58

30

2,05

64

0,12

7

0,65

33

2,47

68

0,18

10

0,70

35

3,07

72

0,25

14

0,80

39

4,01

76

 

 

 

 

5,67

80

По отношению противолежащего катета к прилежащему находят   тангенс   угла   падения: Гиг окр среды тема 2.  Затем   по   табл. № 2 определяют величину угла.

 

Пример. Расстояние рабочего места до окна 3,2 м. Расстояние от точки пересечения этой линии с окном до верхнего края остекленной части окна - 1,6 м. Тангенс угла будет Гиг окр среды тема 2,  что соответствует величине угла падения 27°.

 

· Определение угла отверстия. Угол отверстия (β) образуется линией, исходящей из точки измерения к верхнему краю остекленной части окна, и линией, ведущей к верхней точке затеняющего предмета, расположенного вне здания (рис. 4). Величина угла отверстия должна быть, не менее 5°. Для определения угла отверстия находят расстояние от точки измерения до окна по горизонтали и высоту окна до точки пересечения с верхней линией, направленной к верхней точке затеняющего предмета (cd). Затем определяют величину угла dac. Угол отверстия будет равен разности углов Ьас и dac.

 

Пример. Расстояние от рабочего места до окна 2 м, высота окна до пересечения с линией, направленной к верхней точке затеняющего предмета, 1,4 м. Угол падения равен 39°.

Тангенс угла dac будет Гиг окр среды тема 2, что составляет угол 35°.

 

Величина угла отверстия (bad) будет 39° - 35°=4°.

 

· Определение освещенности. Освещенность рабочих мест определяют с помощью специальных приборов, называемых люксметрами. (рис. 5)

·

Гиг окр среды тема 2

Рис. 5. Люксметр Ю-16.

 

· Определение коэффициента естественной освещенности. Коэффициент естественной освещенности (КЕО) - процентное отношение освещенности точки внутри помещения (Ев) к одновременной освещенности наружной точки, находящейся на той же горизонтальной плоскости (Ен) и освещенной рассеянным светом всего небосвода:

 

Гиг окр среды тема 2

 

· Ориентировочный расчет освещенности по методу удельной мощности (метод ватт). Расчет основан на зависимости средней горизонтальной освещенности помещения от суммарного светового потока источников света и от размеров помещения. Так как величина светового потока источников зависит от их мощности, то по величине так называемой удельной мощности (количество энергии, выраженное в ваттах, приходящееся на единицу освещаемой площади) можно ориентировочно судить об освещенности. При использовании в осветительной установке ламп накаливания или люминесцентных расчет по методу ватт производят следующим образом: 1)  определяют суммарную мощность всех источников света в ваттах; 2) измеряют площадь помещения; 3) делят суммарную мощность источников света на площадь помещения и получают удельную мощность, Вт/м2.

 

· Определение кратности воздухообмена по формуле.

 

Гиг окр среды тема 2, Гиг окр среды тема 2, где

 

L - необходимый объем вентиляции, м3/час (норматив);

22,6л - количество СО2, выдыхаемое в 1 час 1 чел;

p - допустимое максимальное содержание СО2, в помещении  1 ‰;

g - содержание CO2 в атмосферном воздухе 0,4 ‰;

K - необходимая кратность воздухообмена;

V - кубатура помещения, м3 на одного человека (фактическая);

 

· Определение типа инсоляционного режима помещений. Инсоляционный режим - это продолжительность и интенсивность освещения здания прямыми солнечными лучами, зависящая от географической широты места, ориентации здания по странам света, затенения окон соседними домами, величины светопроемов и т.д. Различают 3 основных типа инсоляционного режима помещений умеренной климатической зоны, в которой расположена Беларусь. (табл. 3)

Таблица № 3

Типы инсоляций зданий.

Инсоляцион-ный режим

Ориентация по странам света

Время инсоляции, час

% инсолируе-мой площади

Тепловая реакция

кДж/м2

ккал/м2

Максимальный

ЮВ, ЮЗ

5-6

80

3300

550

Умеренный

З, В

3-5

40-50

2110-3300

500-550

Минимальный

СВ, СЗ

3

30

2110

500

 

            Наилучшая ориентация для больничных палат, классов, групповых комнат детских учреждений - ЮЗ, ЮВ; допустимая ориентация - ЮЗ, В; неблагоприятная - СЗ, С, СВ.

 

· Измерение тепловой радиации актинометром Калитина. Актинометр (от греч. actis – луч и metreo - мерю) служит для измерения той части радиации, которая, поглощаясь кожей, другими поверхностями воспринимается нами в виде тепла. В практической работе применяют актинометр Калитина. (рис. 6)

 

Гиг окр среды тема 2

 

Рис. 6. Актинометр Калитина.

 

· Бактериальные загрязнения. Отбор проб воздуха электроаспиратором Мигунова. Прибор может быть применен для одновременного отбора 4 проб воздуха: 2 проб со скоростью от 1 до 20 л/мин и 2 проб со скоростью от 0,1 до 1 л/мин. (рис. 7)

Гиг окр среды тема 2

Рис. 7. Электроаспиратор Мигунова.

 

Отбор проб воздуха для бактериологического исследования. Отбор проб воздуха для бактериологического исследования может быть произведен: 1) методом, основанным на ударном действии воздушной струи, 2) фильтрационным методом и 3) седиментационным методом, который основан на принципе осаждения бактерий из воздуха на поверхность питательной среды чашки Петри.

Гиг окр среды тема 2

Рис. 8. Прибор Кротова для бактериологического исследования  воздуха.

 

Наиболее отражающими действительное содержание бактерий в воздухе являются методы, основанные на ударном действии воздушной струи.

Из ряда приборов, предложенных для этой цели, в настоящее время следует считать наиболее совершенным прибор Ю. А. Кротова (рис. 8). Прибор состоит из 3 основных узлов.

 

После самостоятельной работы по усвоению практических навыков:

· решить ситуационную задачу.

 

Ситуационные задачи.

№ 1: В палате кубатурой 60 м3 находится 3 человека, проветривание происходит за счет форточки. Найти воздушный куб, объем вентиляции, кратность воздухообмена. Дать оценку, рекомендации.

№ 2: В учебной аудитории площадью 50  м2, высотой 3,2 м, занимается 30 человек. Определите необходимую кратность воздухообмена. Оцените. Рекомендации.

№ 3: В спальном помещении находится 10 человек. Площадь помещения 24,0 м2, высота – 3,2 м. Определите необходимую кратность воздухообмена. Оцените. Рекомендации.

№ 4: В помещении объемом 75,0 м3, проживают 7 человек. Определите необходимую кратность воздухообмена. Оцените. Рекомендации.

№ 5: Определите необходимый объем палаты на 4 человека при условии двукратного воздухообмена в час, исходя из гигиенических норм.

№ 6: Учебная комната площадью 24 м2 имеет 4 светильника, каждый из которых состоит из 2 люминесцентных ламп по 40 Вт. Определить и оценить освещенность комнаты по методу удельной освещенности.

№ 7: Площадь ассистентской – 40 м2. Она освещается 6 лампами накаливания, каждая по 100 Вт. Определить и оценить освещенность комнаты по методу удельной мощности.

№ 8: Определите угол падения света на рабочие столы, если один из них находится в 1 м, а другой в 3 м от окна. Высота окна равна 1,5 м. Оцените полученный результат. Рекомендации.

№ 9: Сколько ламп накаливания мощностью 150 Вт необходимо подвесить в помещении площадью 85 м2, чтобы обеспечить освещенность на рабочем месте в 48 Вт/м2. Какой мощности лампочки вы посоветуете поставить в учебных классах площадью 60 м2 с расходом энергии не более 12,5 Вт на 1 м2 площади пола.

№ 10: Комната общежития освещается двумя симметрично расположенными люстрами, в которых имеется по 5 лампочек накаливания мощностью 75 Вт каждая. Достаточна ли освещенность комнаты, если площадь ее 40 м2. Оцените. Рекомендации

№ 11: Оцените световые коэффициенты в помещениях, если они оказались в спальнях – 1:9, в классах – 1: 7, уборных, умывальных – 1:8. Рекомендации.

№ 12: Площадь палаты – 30 м2, площадь остекленной части окон 5м2, освещенность в палате 200 лк, вне здания 20 000 лк. Оцените естественную освещенность в палате путем расчета светового коэффициента и КЕО.

№ 13: Определите количество люминесцентных ламп мощностью 60 Вт каждая, если необходимо создать в малой операционной площадью 40 м2 освещенность с уровнем 24 Вт/м2, оцените эту освещенность.

№ 14: Какой мощности люминесцентные лампы часы в количестве 4 штук необходимы для создания освещенности 24 Вт/м2 в кабинете площадью 16м2?

 

Литература.

1. Гигиена. Учебник для ВУЗов / Под общей ред. Акад. РАМН Г.И.Румянцева. – Москва. – ГЭОТАР-МЕД. – 2002. – С. 286-291, 299-308.

2. Гурова А.И., Горлова О.Е. Практикум по общей гигиене. – Москва, 1991. – С.31-38.

3. СанПиН № 11-6-2002. Гигиеническая классификация условия труда.

4. Лекционный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика