elenka

Путь к Файлу: /Гигиена / методички и пособия в электр.библиотеку / Гиг окр среды тема 1.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   2
Пользователь:   elenka
Добавлен:   24.10.2014
Размер:   415.0 КБ
СКАЧАТЬ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра общей гигиены, экологии и радиационной медицины

 

 

 

 

Утверждено на заседании кафедры

протокол № 7 от « 25 » января 2005

 

 

 

 

 

ГИГИЕНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Тема: «Гигиеническая оценка влияния микроклиматических условий и комплексного воздействия метеорологических факторов на здоровье человека»

 

 

 

 

Учебно-методическое пособие

по общей гигиене для

студентов, преподавателей

Н.В. Карташева

В.Н. Бортновский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2005

УДК 613.1:551.5

 

 

Гигиена окружающей среды.

 

Гигиеническая оценка влияния микроклиматических условий и комплексного воздействия метеорологических факторов на здоровье человека.

 

 

 

Учебно-методическое пособие

Н.В. Карташева, Гомель, УО «Гомельский государственный медицинский университет», 2005

В.Н. Бортновский, Гомель, УО «Гомельский государственный медицинский университет», 2005

 

 

 

 

 

Утверждено на заседании центрального научно-учебно-методического Совета  УО «Гомельский государственный медицинский университет».

 

Протокол № 3 от « 11 »марта 2005.

 

 

 

 

 

            Учебно-методическое пособие предназначено для проведения практических занятий по общей гигиене по разделу «Гигиена окружающей среды» со студентами медицинских ВУЗов.

            Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с учебной программой. Представленные в пособии материалы соответствуют требованиям образовательного стандарта выпускников медицинских ВУЗов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учреждение образования

«Гомельский государственный

медицинский университет», 2005

 

Гигиена окружающей среды.

Тема: «Гигиеническая оценка влияния микроклиматических условий и комплексного воздействия метеорологических факторов на здоровье человека».

 

Актуальность.

            Тепловой комфорт закрытых помещений в больничных палатах, учебных классах, кабинетах, комнатах профилакториев, санаториев, аудиториях учебных заведений, производственных цехах, помещениях, жилых комнатах определяется и оценивается как по субъективным ощущениям, так и объективным показателям.

            Гигиеническое нормирование микроклиматических параметров закрытых помещений научно обосновывается: возрастными особенностями процессов терморегуляции; видом деятельности; временем и сезоном года; временным или круглосуточным пребыванием в помещении; производственным процессом; состоянием здоровья и назначением помещения; технологическим процессом. Если технологический процесс сопровождается избыточным выделением тепла, то тепловой комфорт достигается архитектурно-планировочными решениями, системой вентиляции, питьевым режимом, труда и отдыха, одеждой. При необходимости технологического процесса при низких температурах, идет защита временем, одеждой. В других помещениях тепловой комфорт обеспечивается отоплением, естественной и приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, кондиционированием.

            В понятие микроклиматические условия входят: температура воздуха, его подвижность и влажность; лучистое тепло. Различные сочетания этих составляющих регулируют и определяют: процессы терморегуляции организма здорового, ослабленного или больного человека; его субъективные ощущения теплового комфорта или дискомфорта; работоспособность; эффективность оздоровления, лечения, обучения. Микроклиматические параметры закрытых помещений гигиенически регламентируются, на них введены социальные стандарты. Такой параметр как барометрическое давление также оказывает существенное влияние на здоровье, комфортность, работоспособность, но он целиком зависит от внешних метеорологических факторов. Метеорологические составляющие открытых пространств формируются атмосферными явлениями и не регламентируются. Защита идет одеждой, питьевым режимом, питанием, временем пребывания.

            В своей практической деятельности врач должен учитывать и использовать микроклиматические и метеорологические факторы в компоненте здоровья, лечении, оздоровлении, реабилитации, диагностики.

 

Требования к исходному уровню знаний.

            Для полного и качественного освоения материала по теме занятия студенту необходимо повторить из:

· нормальной физиологии: функциональные системы организма; процессы терморегуляции; обмен веществ и энергии; энергозатраты; тепловой баланс, гомеостаз; адаптация к температурным параметрам; закаливание; состояние здоровья.

· патологической физиологии: типовые нарушения обмена веществ; действие факторов внешней среды на организм; этиология; патогенез.

· биофизики: тепло и массообмен; физические свойства воздушной среды.

· лекционного курса: гигиена как наука о здоровье; принципы гигиенического нормирования.

 

Цель занятия.

· Изучить микроклиматические условия закрытого помещения и комплексно оценить воздействие метеофакторов на здоровье человека.

· Обобщить полученные знания в виде написания заключения и рекомендаций.

 

Решаемые этапы.

· Изучить аппаратуру для измерения метеорологических факторов.

· Освоить методы определения параметров микроклимата.

· Выполнить самостоятельную работу, показатели внести в таблицу.

 

ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА ПРОВЕДЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ _______, ______

            (дата)             (время)

 

1. Исследование микроклимата проводилось в практикуме (палате) №  ________, площадью _____, количество человек (коек) _________.

2. Для исследования использовались следующие приборы: психрометр, анемометр, барометр.

3. Температурный режим:

а) температурный режим на различных уровнях и плоскостях:

 

Таблица № 1

 

Расстояние от пола, м

Точки замеров

Температурный перепад по го-ризонтали, гра-дусы

от наружной стены, 0,2 м

в центре помещения

от внутренней стены, 0,2 м

 

0,1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1,5

 

 

 

 

Температурный перепад по вер-тикали, градусы

 

 

 

 

 

б) средняя температура воздуха: сумма t0 : 9.

в) временной режим помещения:

              минимальная температура воздуха ____________.

              максимальная температура воздуха ____________.

              перепад температуры воздуха ____________.

4. Влажность воздуха (по психрометру):

              показания сухого термометра ____________.

                показания влажного термометра ____________.

             относительная влажность воздуха по таблице _______ %

5. Подвижность воздуха, м/с.

6. Эффективная температура (ЭТ) по номограмме ________.

7. Барометрическое давление ______ мм рт. ст.

8. Субъективная оценка теплового комфорта по теплоощущениям: комфортно, прохладно, тепло, холодно, жарко.

9. Жалобы: усталость, вялость, апатия, сонливость, зябкость, болит голова, нет желания работать и т.д.

10. Рекомендации.  

 

Учебно-материальное обеспечение.

· Учебно-методическое пособие.

· Психрометр.

· Анемометр.

· Барометр.

· Справочный материал.

· Номограммы по влажности и эффективным температурам.

· Тестовые вопросы.

· Ситуационные задачи.

 

Учебные вопросы.

· Воздушная среда и ее гигиеническое значение как среды обитания человека.

· Физические свойства атмосферы, метеорологические факторы и их влияние на здоровье человека.

· Барометрическое давление, допустимые суточные колебания.

· Тепловое состояние воздушной среды.

· Принципы гигиенического нормирования микроклимата закрытых помещений.

· Температура воздуха, температурный режим, теплообмен.

· Подвижность воздуха, влияние на теплоощущения.

· Влажность воздуха абсолютная, максимальная, относительная, влияние на терморегуляцию.

· Тепловая нагрузка среды, ТНС.

· Тепловой баланс.

· Эффективная температура.

 

Учебный материал по теме.

Воздушная среда – атмосфера – газовая оболочка Земли существенно влияет на энергетические и гидрологические процессы, количество и качество солнечной радиации. Метеорологический и микроклиматический компонент воздушной среды состоит из температуры воздуха, его влажности и подвижности, неионизирующего солнечного излучения, барометрического давления. Физические факторы как компоненты окружающей среды и закрытых помещений обеспечивают жизнедеятельность и здоровье человека. Они неоднородны, нестабильны, связаны с общеглобальными и локальными процессами, самоочищением, географическим положением. Беларусь находится в средней полосе долготы и широты, выше уровня моря, в среднем на 200 метров, в благоприятных климатических условиях. Солнечная радиация и температура воздуха определяют тепловое состояние человека, его жизненные функции: рост, развитие, резистентность, обменные процессы, здоровье.

Источниками образования влажности воздуха служат открытые водоемы. Абсолютная влажность воздуха – содержание влаги, концентрация водяного пара в воздухе. Максимальная влажность – полное насыщение воздуха водяными парами. Относительная влажность – отношение абсолютной влажности к максимальной влажности, в процентах.  Температура воздуха, при которой влажность максимальная и наступает конденсация водяных паров называется точкой росы.

Гигиеническое значение подвижности воздуха определяется эффектом теплоотдачи. Барометрическое давление для Беларуси определяется в 740-745 мм рт. ст. (1 мм рт. ст. равен 1,33 ГПа). Суточные колебания атмосферного давления в 3-5 мм рт. ст. не оказывают существенного влияния на организм здорового человека. При снижении функциональных возможностей организма чувствительность к перепадам барометрического давления повышается.

Тепловой комфорт закрытых помещений обеспечивается гигиеническим регламентированием и социальными стандартами по микроклимату. Основной физиологический механизм теплового комфорта – процессы теплорегуляции и теплообмена с окружающей средой. Соотношение потерь и приема тепла конвекцией, радиацией, кондукцией и испарением определяет тепловую нагрузку среды (ТНС). Этот показатель используют при гигиенической оценке комплексного действия физических, метеорологических и микроклиматических факторов на тепловое состояние организма, разрабатывают меры защиты одеждой – КЛО.

Тепловое состояние организма (тепловой баланс) зависит от возраста, пола, двигательной активности, вида и условий труда, обучения, состояния здоровья. Микроклиматические параметры регламентируются по назначению помещения и времени сезона года.

            При комплексной оценке воздействия микроклиматических и метеорологических факторов используют показатель – эффективная температура (ЭТ). Эффективная температура – условный показатель, основан на сравнении теплоощущения людей при данных метеоусловиях с их теплоощущениями в условиях неподвижного, полностью насыщенного водяными парами воздуха при определенной температуре.

            Для обычно одетых людей, находящихся в покое или выполняющих легкую работу, «зона комфорта», в которой у 50% людей будет комфортное теплоощущение, лежит в пределах ЭТ между 17,20 и 21,70, а «линия комфорта» - часть шкалы ЭТ, в которой 100% людей чувствует себя комфортно, в пределах ЭТ от 18,10 до 18,90.

 

 

 

 

Таблица № 2

Гигиенические нормативы по назначению помещений.

Род помещений

Оптимальные параметры

Температура, 0С

Перепады, t0

Отн. влаж-ность,%

Скор. движ. возд., м/с

макс. доп.

ср. оптим.

сут.

по горизонт.

по верт.

Жилые и учебные

25

18-20

2-3

до 2

до 2,5

30-60

0,1-0,2

Лечебные:

палаты для

взрослых

 

20-22

2

до 2

до 2

30-60

0,2-0,2

Палаты для детей

 

22-24

2

до 2

до 2

30-60

0,1-0,2

Палаты для недо-ношенных детей

 

25

2

до 2

до 2

30-60

0,1-0,2

Операционные и перевязочные

 

21-22

2

до 2

до 2

30-60

0,15-0,2

Палаты для боль-ных гипотирео-зом

 

24

2

до 2

до 2

30-60

0,15-0,2

Палаты для боль-ных тиреоксико-зом

 

15

3

до 2

2,5

40-60

0,2-0,4

Боксы, полубок-сы, палаты инф. отделений

 

22

2

до 2

2

30-60

0,15-0,2

 

Таблица № 3

Различные сочетания температуры, влажности и подвижности воздуха, соответствующие эффективной температуре, равной 18,80 С.

ЭТ

Температура воздуха, 0С

Относительная влажность, %

Подвижность воздуха, м/с

18,80

18,8

100

0

22,3

50

0,5

27,0

20

3,5

            При работе средней тяжести зона комфорта по шкале ЭТ снижается примерно на 10, а при тяжелой - на 2,50 ЭТ. ЭТ может определяться с помощью таблиц и номограмм.

            ЭТ находят по номограмме, соединив прямой показания сухого и влажного термометра психрометра. Находят точку пересечения этой линии с кривой, соответствующей скорости движения воздуха, и по вертикальной штриховой определяют величину ЭТ.

            По современной гигиенической классификации микроклимат помещений подразделяется на следующие виды:

· Нагревающий микроклимат – отмечается нарушение теплообмена человека с окружающей средой с накоплением тепла в организме выше оптимальной величины > 0,87 Кдж/кг, или увеличение доли потери тепла, испарением пота > 30%, дискомфортные теплоощущения – слегка тепло, тепло, жарко.

· Охлаждающий микроклимат – дефицит тепла  в организме > 0,87 Кдж/кг.

· Монотонный микроклимат – микроклимат без значительных температурных перепадов, не более 2,5 градусов.

· Динамический микроклимат – выходит за пределы монотонного в сторону нагревания и охлаждения, наиболее выражено его неблагоприятное действие на организм.

Гиг окр среды тема 1

Тепловая нагрузка среды ТНС - эмпирический, интегральный показатель в градусах, отражает сочетание влияния температуры воздуха, его влажности и подвижности, излучения теплового (инфракрасного) на теплообмен человека с окружающей средой. Защита одеждой, единица измерения теплового сопротивления одежды – КЛО. Одна единица КЛО сопротивления равна 0,155 градусам Цельсия, м2/Вт. Тепловая устойчивость организма дается только после проведения медицинских исследований, определения физиологических критериев термического состояния организма по формуле:

 

Q = 4 * ЧСС – 255

 

Q – общие энергозатраты, Вт/м2

ЧСС – среднесменная частота сердечных сокращений.

 

 

            Энергозатраты при физическом труде могут быть выражены в единицах работы или мощности при помощи соотношений:

 

1 ккал соответствует 4,187 Дж

1 Дж соответствует 0,102 кгм

1 кгм соответствует 9,81 Дж

1 вт соответствует 1 Дж или 0,102 кгм/с

1 кгм/с соответствует 9,81 Вт

1 вт соответствует 0,86 ккал/час

1 ккал/ч соответствует 1,16 Вт

Таблица № 4

Основные признаки перегревания организма.

Степень перегревания

Субъективные и объективные показатели

Слабая

Жалобы на усталость и невозможность выполнения работы; температура тела +38,5 … +39,5 0С, (за щекой); частота пульса 180-190 уд/мин.

Средняя

Жалобы на ухудшение самочувствия, температура тела +39,5 … +40 0С, (за щекой); частота пульса 190-200 уд/мин.

Сильная

Жалобы на резкое ухудшение самочув-ствия (головокружение, резкая общая слабость); прекращение потоотделения и бледность кожных покровов, темпера-тура тела +40,5 0С и выше, (за щекой); частота пульса 200 и более уд/мин.

 

            Тепловая адаптация человека – физиологический процесс характеризуется хорошим самочувствием, работоспособностью. Тепловая адаптация сопровождается специфическими и неспецифическими реакциями. Они лежат в основе закаливания организма.

 

Самостоятельная работа студента, практические навыки.

· Измерить температуру воздуха на разных уровнях по горизонтали и вертикали по сухому и влажному термометру с помощью аспирационного психрометра Ассмана. Данные записать в таблицу.

· По таблицам и номограммам определить относительную влажность воздуха. Данные записать в таблицу.

· Определить подвижность воздуха. Подвижность воздуха определяется анемометром.

· По номограмме найти эффективную температуру, ЭТ, записать в протокол.

· По барометру определить атмосферное давление.

· В протокол записать субъективные тепловые ощущения.

· В протокол записать жалобы (сели они есть).

· Дать комплексную гигиеническую оценку микроклимата, оценить состояние здоровья.

 

Методика проведения измерений.

            В жилых и общественных помещениях температуру воздуха измеряют на высоте 1,5 м от пола посередине комнаты. При определении температурного режима в помещениях производят измерения не менее чем в 6 точках (3 по горизонтали и 3 по вертикали). Перепад температур определяют от наружной стены к внутренней или от нагревательного прибора. Термометры устанавливают на расстоянии 0,2 м от наружной стены (или нагревательного прибора), посередине помещения и 0,2 м от противоположной стены. Перепад температуры в жилом помещении по горизонтали не должен превышать 2 0С - 2,5 0С.

            Для определения равномерности распределения температуры по вертикали термометры устанавливают на высоте 0,1 – 1 - 1,5 м от пола при необходимости в 0,2 м от потолка. В жилых помещениях разность температур у пола и на высоте головы не должна превышать 2,5 0С.

            Чтобы получить среднюю температуру воздуха в помещении, измерения производят в различных местах (около окон, дверей, у пола и т.п.). Затем показания термометров суммируют и делят на количество измерений.

            Среднесуточную температуру воздуха получают из отдельных измерений, выполненных утром, днем, вечером и ночью. В производственных помещениях технологический процесс может оказывать влияние на температуру воздуха, поэтому при равномерном технологическом процессе измерения производят в начале, в середине и в конце смены. Если производство носит периодический характер, то измерять температуру необходимо дополнительно в определенные моменты.

Определение температуры и влажности воздуха аспирационным психрометром Ассмана.  В состав данного прибора входят сухой и влажный термометры. Ртутные резервуары термометров заключены в металлические гильзы, предохраняющие их от воздействия тепловой радиации. Защитные гильзы переходят в защитную трубку, в конце которой помещен аспирационный вентилятор. Вентилятор обеспечивает постоянную скорость движения воздуха у ртутных резервуаров (2 м/с). Для смачивания дисциллированной водой влажного термометра к нему придается специальная пипетка. При увлажнении психрометр держат вертикально: это предотвращает попадание воды в вентилятор.         Для определения влажности психрометр подвешивают в исследуемой точке.

 

Рис. 1 Термограф

А – пластинка, наполненная толуолом;

Б – стрелка с пером;

В – вращающийся барабан

 

Гиг окр среды тема 1

 

 

Рис. 2 Аспирационный психрометр

А – металлические трубки, в которых помещены

резервуары термометров;

Б – термометры;

В – аспиратор;

Г – предохранитель от ветра

Д– пипетка для смачивания

влажного термометра

 

Гиг окр среды тема 1

 

 

Определение скорости движения воздуха. Определение скорости движения воздуха, превышающей 1 м/с, производят с помощью анемометров.

            Малые скорости движения воздуха (до 1 м/с) определяют с помощью электроананемометров.

            В производсвтенных помещениях допустима скорость движения воздуха 0,5-1 м/с, в жилых – 0,1-0,3 м/с.

Чашечный анемометр используют для метеорологических наблюдений в свободной атмосфере для определения скорости движения воздуха от 1 до 50 м/с. В верхней части его имеется четыре полых полушария, закрепленных на крестовине, которая с помощью оси контактирует посредством зубчатой передачи со счетчиком оборотов. Под влиянием давления на полушария движущегося воздуха начинает вращаться ось. Каждый оборот передается на зубчатые колеса, оси которых снабжены стрелками и выведены на поверхность коробки. Большая стрелка движется по циферблату, который разделен на 100 частей. Каждая маленькая стрелка движется по циферблату, разделенному на 10 частей, и показывает величины, в 10 раз большие предшествующей. Каждое деление циферблата первой маленькой стрелки соответствует 100, второй – 1 000, третьей – 10 000 и т.д. Для включения или выключения счетчика оборотов сбоку циферблата имеется небольшая петля-рычажок.

 

Гиг окр среды тема 1

 

Рис. 3 Чашечный анемометр

 

Ручной крыльчатый анемометр. Прибор более чувствителен и пригоден для определения скорости движения воздуха в пределах 0,3 до 5 м/с. В нем вместо полушарий имеются легкие алюминиевые крылья, заключенные в металлическое кольцо. Перед определением скорости  движения воздуха записывают начальное показание счетчика, устанавливают анемометр в воздушном потоке.

 

Рис. 4 Ручной крыльчатый анемометр

 

Гиг окр среды тема 1

 

Термоанемометр ЭА-2М. С помощью этого прибора можно определять скорость движения воздуха в пределах от 0,03 до 5 м/с и его температуру в пределах от 10 до 60 0С. Принцип работы прибора основан на охлаждении движущимся воздухом полупроводникового микротермосопротивления.

 

 

Гиг окр среды тема 1

 

Рис.5 Термоанемометр ЭА-2М

1 – гальванометр; 2 – переключатель питания; 3 – клеммы для включения прибора в сеть; 4 – вилка датчика; 5 – переключатель для измерения температуры или скорости воздуха; 6 – переключатель «измерение-контроль»;

7 – ручка регулировки напряжения; 8 – ручка регулировки подогрева; 9 – датчик (микротермосопротивление); 10 – защитный футляр датчика.

Барометр-анероид. Барометрическое давление измеряется в миллиметрах ртутного столба и в миллибарах. За нормальное атмосферное давление принято давление атмосферы, способное при температуре 00  на уровне моря и широте 450 уравновесить столб ртути высотой 760 мм. Миллибар (равен 0,7501 мм рт. cт.) – давление, которое оказывает тело массой 1 г на 1 см 2.

Гиг окр среды тема 1

 

Рис.6 Барометр-анероид.

 

После самостоятельной работы по выработке практических навыков решить ситуационную задачу.

 

 

 

 

 

 

 

Ситуационные задачи.

1. В жилой квартире средняя температура воздуха равна 200, относительная влажность воздуха 65%, подвижность воздуха 0,1 м/с. Оцените микроклимат в квартире и его влияние на здоровье человека. Определите ЭТ

2. В спальном помещении температура воздуха по сухому термометру психрометра равна +200, а по влажному термометру - +120. Определите относительную влажность воздуха и оцените ее влияние на теплообмен

3. В зимнее время в жилой комнате средняя температура воздуха равняется 180, вертикальный градиент температуры колеблется в пределах 2-30, разница температуры около внутренних и наружных стен составляет 40. Оцените температурные условия в комнате и возможные жалобы на самочувствие.

4. В спальном помещении среднесуточная температура составляет 200. В ночные и утренние часы падает до 140, а в дневные часы поднимается до 240. Оцените температурные условия и возможные последствия их действия на здоровье.

5. В помещении температура воздуха равна 220, относительная влажность воздуха 85%, подвижность воздуха 0,1 м/с. Каковы процессы терморегуляции при данных условиях. Определить ЭТ.

6. В помещении температура воздуха по сухому термометру психрометра равна 200, по влажному - +120, скорость движения воздуха – 0,05 м/с. Дайте комплексную оценку действия всех названных элементов микроклимата на работающих, одетых в повседневную одежду и выполняющих легкую работу. Определить ЭТ.

7. С наступлением холодов у жителей общежития стали появляться простудные заболевания (нейромиозиты, радикулиты, невриты, риниты и др.). При обследовании этого общежития установлено, что температура воздуха держится в пределах 180, относительная влажность 70%, скорость движения воздуха – 0,2-0,25 м/с. Оцените условия размещения жителей и наличие связи с указанными выше заболеваниями. Каковы меры профилактики. Определить ЭТ

8. Соответствующими измерениями установлено, что температура воздуха в помещении достигает 32 0С, влажность 75%, скорость движения воздуха 0,3 м/с. Оцените микроклимат и его действие на организм человека. Определите ЭТ.

9. Изучались условия труда грузчиков холодильника, занятых укладкой продуктов в холодильные камеры. Работа грузчиков механизирована. Температура воздуха  в холодильных камерах от -18 до -20 0С. Температура пола и стен от +2 до +5 0С. Относительная влажность 80%, скорость движения воздуха 0,15-0,2 м/с. Определить ЭТ. Какими путями осуществляется теплоотдача в этих условиях? Оцените микроклиматические условия, в которых работают грузчики. Назовите мероприятия, необходимые для предупреждения переохлаждения организма.

10. В жилой квартире средняя температура воздуха равна 25 0С, относительная влажность воздуха 75%, подвижность воздуха 0,1 м/с. Какими путями осуществляется теплоотдача в этих условиях? Оцените микроклимат в квартире и ЭТ. Предложите мероприятия.

11. Летом группа студентов выезжала в поле на открытой машине. Температура воздуха по сухому термометру психрометра Ассмана 28 0С, по влажному - 120С, ветер встречный 3 м/с. Дайте комплексную оценку воздействия всех названных составляющих элементов микроклимата, ЭТ.

12. На рабочем месте студенческого отряда температура воздуха, измеренная психрометром Ассмана, оказалась равной по сухому термометру 24 0С, по влажному - 18 0С. Движение воздуха не ощущается. Студенты в спецодежде для полевых работ. Дайте комплексную оценку влияния всех названных элементов микроклимата на организма человека и наметьте мероприятия по улучшению.

13. В помещении работают 11 операторов. К концу рабочего дня большая часть из них жалуется на значительное утомление, температура тела +38 0С, частота пульса 180 уд/мин. Температура воздуха в помещении держится в пределах 25-27 0С, влажность - 80-85%, скорость движения воздуха порядка 0,1 м/с. Оцените микроклимат, ЭТ, ваши предложения по его улучшению.

 

Литература.

1. Гигиена. Учебник для ВУЗов. / Под общей ред. акад. РАМН Г.И.Румянцева. – Москва. – ГЭОТАР-МЕД. – 2002. – С. 76-105, С. 197-221.

2. Гурова А.И., Горлова О.Е. Практикум по общей гигиене. – Москва, 1991. – С. 11-24.

3. СанПиН № 11-6-2002. Гигиеническая классификация условий труда.

4. Лекционный материал.

 

 

 

 

 

 

 


Относительная влажность воздуха в зависимости от показаний сухого

и влажного термометров (при исследовании с помощью аспирационного психрометра)

 

А - Показания сухого термометра, 0С

А

Показания влажного термометра, 0С

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

8

29

40

51

63

75

87

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

21

31

42

53

64

76

88

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

14

24

34

44

54

65

76

88

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

17

26

36

46

56

66

77

89

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

20

29

38

48

57

68

78

89

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

14

23

31

40

49

59

69

79

89

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

17

25

33

42

51

60

70

79

89

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

20

27

36

44

52

61

71

80

90

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

15

22

30

37

46

54

63

71

81

90

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

17

24

32

39

47

55

64

72

81

90

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

13

20

27

34

41

49

56

65

73

82

91

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

15

22

29

36

43

50

58

66

74

82

91

100

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

18

24

30

37

44

52

59

66

74

83

91

100

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

 

 

14

20

26

32

39

46

53

60

67

75

83

92

100

 

 

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

 

 

 

16

22

28

34

40

47

54

61

68

76

84

92

100

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

 

 

 

13

18

24

30

36

42

48

55

62

69

76

84

92

100

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

20

26

31

37

43

49

56

63

70

77

84

92

100

 

 

 

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

22

27

33

38

44

50

57

63

70

77

84

92

100

 

 

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

19

24

29

34

40

46

52

57

64

71

77

85

92

100

 

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

21

25

30

36

41

47

52

58

65

71

78

85

92

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28

13

18

22

27

32

37

42

48

53

59

65

72

78

85

93

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29

11

15

19

24

28

33

38

43

49

54

60

66

72

79

86

93

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

 

13

17

21

25

30

34

39

44

50

55

61

67

73

79

86

93

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31

 

10

14

18

22

27

31

36

40

45

50

56

62

67

73

80

86

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32

 

 

12

16

20

24

28

32

37

41

46

51

57

62

68

74

80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33

 

 

10

14

17

21

25

29

33

38

42

47

52

58

63

69

74

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34

 

 

 

12

15

19

22

26

30

34

39

43

48

53

58

64

69

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35

 

 

 

10

13

16

20

24

27

31

35

40

44

46

54

59

64

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

 

 

 

11

14

18

21

25

29

32

37

41

45

50

55

59

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37

 

 

 

 

 

13

16

19

22

27

30

34

38

42

46

51

55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38

 

 

 

 

 

11

14

17

20

24

27

31

35

39

43

47

51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39

 

 

 

 

 

 

12

15

18

21

25

28

31

35

39

43

47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

 

 

 

 

 

 

11

14

17

19

23

26

29

33

36

40

44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Учебное издание

Кафедра общей гигиены, экологии и радиационной медицины

 

Карташева Нина Васильевна

Бортновский Владимир Николаевич

 

ГИГИЕНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Гигиеническая оценка влияния микроклиматических условий и комплексного воздействия метеорологических факторов на здоровье человека.

 

Учебно-методическое пособие

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика