elenka

Путь к Файлу: /Лучевая диагностика / Методы / Metod pulmon3а.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   1
Пользователь:   elenka
Добавлен:   24.10.2014
Размер:   67.5 КБ
СКАЧАТЬ

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра онкологии, лучевой диагностики и лучевой терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛУЧЕВАЯ КАРТИНА НЕКОТОРЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ.

(Методические рекомендации для студентов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель, 2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В настоящее время 80% клинических диагнозов ставится с использованием того или иного метода лучевой диагностики. Современная лучевая диагностика заболеваний легких приобретает все большее значение в связи с увеличением частоты заболеваний злокачественными опухолями, туберкулезом и хроническими неспецифическими заболеваниями легких.

В настоящее время 80% клинических диагнозов ставится с использованием того или иного метода лучевой диагностики. Современная лучевая диагностика заболеваний легких приобретает все большее значение в связи с увеличением частоты заболеваний злокачественными опухолями, туберкулезом и хроническими неспецифическими заболеваниями легких.

  С целью выявления рентгенологических симптомов заболеваний легких и плевры следует обращать внимание на следующие группы признаков:

1) изменение объема легких (эмфизема, ателектаз);

2) изменение легочного рисунка (обеднение, усиление, деформация);

3) изменение прозрачности легочных полей ( просветление, затемнение).

Студенту следует отчетливо представлять  эти симптомы и видеть их на учебных рентгенограммах.

1. Изменение объема легких всегда вызывает изменения объема соответствующего отдела грудной полости и смещение смежных органов. Это наиболее резко выражено тогда, когда изменился объем всего легкого и может только намечаться при ограниченных процессах.

Эмфиземой называется такое состояние легкого, при котором все легкое или его часть увеличивается в размере и содержит меньше ткани на единицу объема.

Рентгенологические признаки ее: увеличение объема грудной полости или части ее за счет подъема ребер и уплощения диафрагмы, увеличение прозрачности легкого и обеднение легочного рисунка. При рентгеноскопии отмечается удлинение выдоха. Эмфизема может быть хронической (при инвалютивных изменениях в легких, хронических заболеваниях), викарной (заместительной или компенсаторной) и обтурационной – при клапанном нарушении бронхиальной проходимости.

Ателектазом называется полное спадение, безвоздушность легочной ткани, при котором легкое или часть его уменьшается в объеме и содержит больше ткани на единицу объема. Рентгенологически ателектаз проявляется уменьшением объема той или иной части легкого, снижением прозрачности, подъемом диафрагмы и смещением средостения в сторону ателектаза. В смежных отделах легкого отмечается викарная эмфизема.

Ателектаз может быть у новорожденного, когда легкое еще не успело расправиться (апневматоз), при неполной бронхиальной непроходимости, рефлекторном спадении и при сжатии легкого находящимся в плевральной полости газом, жидкостью (пневмоторакс, гидроторакс, гидропневмоторакс).

Нарушение бронхиальной проходимости в зависимости от степени обтурации бронха разделяется  на три вида.

Первый вид (сквозной, частичный) характеризуется частичной обтурацией бронха, в результате которой в соответствующий отдел легкого во время вдоха поступает меньше воздуха. Наступает гиповентиляция легкого. В фазе выдоха воздух выходит из легкого, преодолевая некоторое сопротивление суженного просвета бронха. Рентгенологически гиповентиляция выражается диффузным понижением прозрачности с сохранением деталей легочного рисунка, а иногда и усилением его.

При глубоком вдохе срединная тень смещается в пораженную сторону, а в фазе выдоха возвращается на место. Этот рентгеноскопический признак является относительно ранним при распознавании инородных тел бронхов у детей (симптом инспираторного смещения Гольцкнехт – Якобсона).

Второй вид (вентильный или клапанный) наступает тогда, когда просвет бронха сужен значительно. В результате в фазе вдоха, когда просвет бронха расширен, воздух поступает в легкое, а в фазе выдоха, когда бронх спадается, воздух не выходит. Это приводит к  вздутию соответствующего легкого, доли, сегмента.

При третьем виде нарушения бронхиальной проходимости наступает полная обтурация просвета бронха. Воздух не поступает, а остаток его в легком рассасывается и наступает ателектаз, рентгенологическая картина которого приведена выше.

2. Изменение легочного рисунка может быть распространенным или ограниченным.

Обеднением легочного рисунка называется уменьшение числа элементов легочного рисунка в единице объема легкого. Это явление может наблюдаться при эмфиземе и малокровии легких (уменьшение крови в малом круге кровообращения).

Обогащением легочного рисунка называется увеличение числа элементов легочного рисунка в единице объема легкого. Может наблюдаться при гиповентиляции, полнокровии легких, при развитии соединительной ткани и т.д.

Усиленным легочной рисунок считается, когда его элементы просматриваются в корковом (плащевом) слое легкого.

Деформация легочного рисунка проявляется в изменении архитектоники его элементов (раздвинуты, сближены, образуют петли или ячейки). Может наблюдаться при аномалиях развития бронхо-сосудистой системы легкого и при хронических, длительно протекающих воспалительных  процессах (хронических специфических и неспецифических пневмониях, хронических бронхитах, бронхоэктатической болезни, пневмокониозах и др.).

3. Изменение прозрачности легочных полей является наиболее важным симптомом заболевания.

Просветление является результатом патологического процесса, сопровождающегося увеличением воздухонаполнения всего легкого или его части. Ограниченные просветления  имеющие ободок, отграничивающий их от смежных отделов легких – кольцевидная тень, наблюдаются при опорожнившемся абсцессе, каверне, кисте. При решении вопроса, какой именно патологический процесс вызвал образование кольцевидной тени, имеет значение толщина стенки полости, состояние ее внутренней и наружной поверхности.

Ограниченное патологическое просветление может наблюдаться при пневмотораксе, тогда на фоне этого просветления не дифференцируются элементы легочного рисунка и виден контур отжатого легкого.

Диффузное просветление может наблюдаться при эмфиземе.

Затемнение определяется при увеличении плотности легочной ткани. Этот симптом встречается при спадении легкого (ателектазе), при воспалении, кровоизлиянии, первичных и вторичных опухолях, выпотах в плевральную полость и других патологических состояниях. Каждая из этих патологий проявляется своеобразной картиной затемнения, где играют роль такие его характеристики, как интенсивность тени, рисунок, форма, размеры, смещаемость при рентгеноскопии и т.д.Так, например, в пользу гидроторакса говорит гомогенная тень, средней или высокой интенсивности с характерной верхней границей, меняющаяся при перемене положения пациента.

Знание того, как проявляет себя рентгенологически то или иное заболевание органов грудной клетки, дает нам возможность проводить диагностику и высказываться в пользу какой-либо патологии.

 

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

Цель занятия:

     Ознакомиться с лучевой картиной наиболее частых заболеваний органов грудной клетки. Научиться  распознавать симптомы, характерные для пневмонии, туберкулеза, гидро- и пневмоторакса, ателектаза и других патологических состояний органов грудной клетки. Освоить навыки  оформления протокола исследования.

Задачи занятия:

В процессе занятия студенты должны изучить:

- алгоритм диагностического поиска при некоторых заболеваниях органов грудной клетки;

- рентгеносемиотику острых и хронических пневмоний и их осложнений, туберкулеза, гидро- и пневмоторакса, рака легкого, пневмокониозов, заболеваний с поражением внутригрудных лимфатических узлов и др.

Овладеть навыками и умением:

- на основании анаменеза и клинической картины болезни определить показания и противопоказания к лучевому исследованию легких;

- оформить направление больного к лучевому диагносту;

- наметит объем и последовательность лучевых исследований  легких при различных заболеваниях;

- самостоятельно оформить протокол лучевого исследования органов грудной клетки;

- с помощью протокола лучевого исследования оценить морфологические и функциональные изменения наиболее частых заболеваний легких.

 

ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Лучевая картина острых пневмоний.

2.  Лучевая картина хронических пневмоний и их осложнений.

3. Лучевая картина различных форм туберкулеза легких.

4. Лучевая картина тромбоэмболии легочной артерии.

5. Лучевая картина эмфиземы легких, пневмосклероза.

6. Лучевая картина пневмокониозов.

7. Лучевая картина первичного и метастатического рака легкого. 8.  8. Лучевая картина гидро- и пневмоторакса.

9. Лучевая картина при увеличении внутригрудных лимфатических узлов.

 

 

 

 

Ход занятия (план).

Контроль исходного уровня знаний.

Вопросы для определения исходного уровня знаний:

1. Методы лучевой диагностики, используемые в пульмонологии.

2. Понятия специфического и неспецифического воспаления легких.

3. Понятие о гидротораксе.

4. Понятие о пневмотораксе.

5. Анатомия бронхопульмональных лимфатических узлов.

6. Понятие о тромбоэмболии легочной артерии.

7. Понятие об ателектазе легкого.

Самостоятельная работа студентов.

проводится в учебном классе и в отделении лучевой диагностики по следующей схеме:

I. Самостоятельная работа в учебном классе с наборами рентгенограмм и линейных томограмм по теме занятия с последующим обсуждением их с преподавателем.

1. Из набора учебных рентгенограмм студенты оценивают снимки с различной патологией органов грудной клетки, систематизируют их в зависимости от имеющихся рентгеносемиотических признаков:

- обширного или ограниченного патологического просветления;

- диссеминации;

- очаговой, фокусной тени;

- патологии легочного рисунка,

- патологии корня легкого и т.д.

2. Проводят оценку рентгенограмм при различных пневмониях. Делают предположение о стадии процесса.

3. Проводят оценку рентгенограмм при центральном раке легкого. Выстраивают диагностический алгоритм дообследования.

4. Проводят оценку рентгенограмм при периферическом раке легкого. Выстраивают диагностический алгоритм дообследования.

5. Проводят оценку рентгенограмм при гидротораксе, дифференцируя свободный выпот в плевральную полость и разные формы осумкованных плевритов.

6. Проводят анализ линейных томограмм, отмечая имеющиеся нарушения проходимости бронхов и увеличения лимфатических узлов средостения.

7. Проводят оценку рентгенограмм при пневмотораксе.

II. Самостоятельная работа под руководством преподавателя в рентгендиагностических кабинетах.

1. Изучить имеющиеся протоколы исследования органов грудной клетки.

2. Присутствовать при укладке на томографию средостения.

3. Провести самостоятельно расчет уровня необходимых томографических срезов.

4. Присутствовать при рентгеноскопическом исследовании органов грудной клетки.

Контроль конечного уровня знаний.

Контроль конечного уровня знаний проводится путем письменной контрольной работы на описание рентгенограмм с патологией по изученной теме.

Студент оценивает одну рентгенограмму органов грудной клетки.

Схематически зарисовывает ее. Проводит оценку рентгенанатомических структур и качества рентгенограммы по соответствующей схеме. Дает оценку имеющимся патологическим симптомам и синдромам. Делает заключение. При необходимости выстраивает оптимальный диагностический алгоритм дообследования.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Изучить лучевую картину при:

- острой и хронической пневмонии;

- центральном и периферическом раках легкого;

- тромбоэмболии легочной артерии;

- гидро- и пневмотораксе;

- различных формах туберкулеза легких.

ЗАДАНИЕ УиРС:

1. Ультразвуковая диагностика выпотных плевритов.

2. Рентгенологическая диагностика заболеваний диафрагмы.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

1. Методические рекомендации для студентов и преподавателей по теме занятия.

2.  Наборы рентгенограмм (2.3).

3. Набор линейных томограмм (4).

4. Демонстрационные таблицы по дифференциальной диагностике основных  заболеваний органов дыхания.

5. Набор рентгенограмм для контрольного описания.

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Основная:

1. Учебник рентгенологии (любое издание).

2. Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (Основы лучевой диагностики и терапии) М., Медицина, 1993.

3. Линденбратен Л.Д., Наумов Л.Б. Медицинская рентгенология. М., Медицина, 1984, -с.190-213.

4. Галкин Л.П., Переплетчиков А.М. Введение   в лучевую диагностику. Методическое пособие для студентов. Гомель, 1996.,-с. 77-88.

Дополнительная:

1.  Руцкий А.В., Михайлов А.Н. Рентгенодиагностический атлас. Минск. Вышейшая школа, 1987, т.1, т.2.

2. Михайлов А.Н. Рентгеносемиотика и диагностика болезней человека. Справочное пособие. Минск. Вышейшая школа, 1989.

3.  Линденбратен Л.Д. Методика чтения рентгеновских снимков.    Л., 1960, -с.91-133.

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика