elenka

Путь к Файлу: /Лучевая диагностика / Методы / METOD 5а pulmon simptom.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   elenka
Добавлен:   24.10.2014
Размер:   114.5 КБ
СКАЧАТЬ

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра онкологии, лучевой диагностики и лучевой терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМИОТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ.

 (Методические рекомендации для студентов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Гомель, 2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Рентгеновская картина грудной клетки, представленная тенями скелета, легочных полей, сердца, органов средостения и диафрагмы, при патологических процессах резко изменяется; наблюдаются деформации грудной клетки, нарушение прозрачности легочных полей, изменение положения и формы сердца, органов средостения и диафрагмы и пр. Эти изменения лучевой картины происходят в результате разнообразных процессов – морфологических и функциональных, внутрилегочных, внелегочных и др.

  Патологические процессы в легких, проявляющиеся морфологическими и функциональными изменениями, рентгенологически отображаются своеобразными картинами, т.е. различными изменениями прозрачности легочной ткани, положений органов и их функциональных движений. Морфологические и функциональные изменения часто сочетаются, т.к. являются взаимообусловленными.

  Интерпретация рентгеновской картины процесса основывается на ясном представлении его патологоанатомической и патологофизиологической сущности, на понимании теории рентгеновского изображения.

  Лучевая картина того или иного заболевания складывается из определенных рентгенологических симптомов и синдромов – рентгеносемиотических признаков.

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ.

Цель занятияия:

Основная цель занятия – научить студентов правильной методике чтения рентгенограмм органов грудной клетки.

 Ознакомить студентов с основными рентгенологическими симптомами и синдромами при заболеваниях органов грудной клетки. Привить практические навыки по описанию рентгенограмм органов грудной клетки и оформлению протокола исследования. Научить опознавать и интерпретировать рентгеносемиотические признаки основных заболеваний органов грудной клетки.

 

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

В процессе занятия студенты должны изучить:

- основные рентгенологические симптомы и синдромы при заболеваниях органов грудной клетки;

- изучить схему описания рентгенограмм органов грудной клетки;

- параметры оценки качества рентгенограмм органов грудной клетки;

- алгоритм рентгенанатомической оценки;

- лучевую картину патологических изменений в легких и средостении на компьютерных томограммах.

В процессе занятия студенты должны уметь:

- оформить протокол рентгенологического исследования органов грудной клетки;

- дать заключение о качестве рентгенограммы органов грудной клетки;

- провести рентгенанатомическую оценку видимых структур по рентгенограмме органов грудной клетки.

- самостоятельно опознать изображение всех органов дыхания и указать их основные анатомические структуры на рентгенограммах, томограммах, компьютерных сканограммах;

- самостоятельно описать рентгенограмму органов грудной клетки.

 

ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

 

1. Оценка качества рентгенограмм органов грудной клетки.

2. Рентгенанатомическая оценка.

3. Симптомы патологического просветления и затемнения.

4. Патологические рентгенологические синдромы в пульмонологии.

5. Схема описания рентгенограмм органов грудной клетки.

6. Лучевая анатомия и физиология  легких, долевое и сегментарное строение. Рентгенанатомия корней легких, средостения, плевры, диафрагмы.

7. Характеристика теневой картины на рентгенограммах (затемнение, просветление)

 

Вопросы для определения исходного уровня знаний:

1. Долевое и сегментарное строение легких.

2. Органы переднего и заднего средостения.

3. Строение диафрагмы.

4. Анатомия корней легких.

5. Понятия жесткости, резкости, контрастности рентгенограммы органов грудной клетки.

6. Критерии полноты охвата и правильности положения при рентгенографии органов грудной клетки.

 

Самостоятельная работа студентов

проводится в учебном классе и рентгенодиагностических кабинетах. Студенты самостоятельно изучают типичные рентгенограммы из учебной коллекции, пользуясь указаниями по методике чтения рентгенограмм, сопоставляют рентгенограммы с имеющимися шаблонами и дают заключение по рентгенограммам. Эти заключения обсуждаются с преподавателем. Работа проводится  по следующей схеме:

1. Из комплекта учебных рентгенограмм студенты отбирают и оценивают снимки с нарушениями техники и качества их выполнения:

- "жесткие" и "мягкие" рентгенограммы;

- с неполным охватом области исследования;

- с неправильным положением при исследовании;

- нерезкие, нечеткие и неконтрастные снимки;

- с артефактами.

2. По учебным рентгенограммам проводят рентгенанатомическую оценку органов грудной клетки в прямой и боковой проекциях.

3. По учебным линейным томограммам проводят оценку  трахеобронхиального дерева.

4. Из комплекта учебных рентгенограмм отбирают и анализируют снимки органов грудной клетки с синдромами:

а) тотального и субтотального затемнения,

б) ограниченного затемнения (долевого, сегментарного),

в) фокусной и очаговой тени,

г) синдромом диссеминации,

д) патологии легочного рисунка (усиление, обогащение, деформация и т.д.),

е) корней легких и внутригрудных лимфатических узлов,

ж) патологического просветления,

з) полости.

5. Самостоятельно описывают рентгенограмму органов грудной клетки.

6. Оформляют протокол рентгенологического исследования.

 

Вопросы для контроля конечного уровня знаний:

 

1. Проекционное изображение долевого и сегментарного строения легких.

2. Оценка качества выполнения рентгенограмм грудной клетки.

3. Основные рентгенологические синдромы поражений легких.

4. Характеристика симптома "затемнение".

5. Характеристика симптома "просветление".

6. Схема описания рентгенограмм органов грудной клетки.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ :

1. Самостоятельно оценить рентгенограмму на предмет ее качества по схеме:

а) правильность проекции;

б) полнота охвата;

в) жесткость;

г) четкость;

д) контрастность;

е) наличие артефактов.

2. Провести рентгенанатомический анализ видимых структур по схеме:

а) видимых костных структур и мягких тканей;

б) легочные поля

- размеры,

- прозрачность;

в) корни легких

- размеры,

- структура,

- контуры;

    г) легочной рисунок;

   д) купола диафрагмы

- положение,

- форма,

- контуры;

 е) срединная тень

           -положение,

            -размеры,

            -форма.

3. Оценить рентгенограммы с основными рентгенологическими синдромами:

а) тотального и субтотального затемнения,

б) ограниченного затемнения (долевого, сегментарного),

в) фокусной и очаговой тени,

г) синдромом диссеминации,

д) патологии легочного рисунка (усиление, обогащение, деформация и т.д.),

е) корней легких и внутригрудных лимфатических узлов,

ж) патологического просветления,

з) полости.

 

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ УиРС:

1. Приоритеты использования ультразвукового исследования в диагностике заболеваний легких.

2. Особенности лучевой картины органов дыхания у детей.

3. Интервенционные методы лучевой диагностики органов дыхания.

 

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ.

По ходу практического занятия используются рентгеновская аппаратура отделения лучевой диагностики, негатоскопы, комплекты учебных рентгенограмм, слайдов, таблицы и схематические рисунки.

1. Методические рекомендации для студентов по изучаемой теме.

2.  Наборы рентгенограмм(2.3), КТ-грамм(3), линейных томограмм(4).

3. Демонстрационные таблицы по дифференциальной диагностике основных  заболеваний органов дыхания.

4. Набор слайдов по рентгенопульмонологии(7.4).

5. Схема задней повнрхностной проекции границ легких и плевры(1.2).

6. Шаблон для оценки рентгенограмм органов грудной клетки(1.4).

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Основная:

1. Учебник рентгенологии (любое издание).

2. Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (Основы лучевой диагностики и терапии) М., Медицина, 1993.

3. Линденбратен Л.Д., Наумов Л.Б. Медицинская рентгенология. М., Медицина, 1984.

4. Галкин Л.П., Переплетчиков А.М. Введение   в лучевую диагностику. Методическое пособие для студентов. Гомель, 1996, -с.67-77.

5. Зедгенидзе Г.А., Линденбратен Л.Д. Краткий курс рентгенологии и радиологии. М., Медицина,1963,-с.134-138.

Дополнительная:

1.  Руцкий А.В., Михайлов А.Н. Рентгенодиагностический атлас. Минск. Вышейшая школа, 1987, т.1, т.2.

2.   Михайлов А.Н. Рентгеносемиотика и диагностика болезней человека. Справочное пособие. Минск. Вышейшая школа, 1989, -с.17,31, 37, 77

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика