elenka

Путь к Файлу: /Лучевая диагностика / Методы / Metod 1a.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   2
Пользователь:   elenka
Добавлен:   24.10.2014
Размер:   55.0 КБ
СКАЧАТЬ

Гомельский государственный медицинский институт

кафедра онкологии, лучевой диагностики и лучевой терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ

(методические рекомендации для студентов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель,2000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль лучевых методов в современной медицинской практике трудно переоценить. Более 80% диагнозов устанавливаются с помощью того или иного лучевого метода исследования.

В последние десятилетия, наряду с широким применением классического рентгенологического исследования, бурно развиваются и другие виды лучевого исследования,

В частности, методы лучевой визуализации объединяют:

n рентгенологические, включая линейную и компьютерную томографию (КТ);

n радионуклидные, включая однофотонную и позитронную эмиссионную компьтерную томографию (ОКТ, ПКТ);

n ультразвуковое исследование (УЗИ);

n магнитно-резонансную томографию (МРТ);

n  медицинскую термографию и др.                                                                                                                                                                                                                                                                         

Занятие по данной теме строится с использованием современной системы проблемно-ориентированного органно-комплексного обучения в соответствии с рекомендациями Европейской Ассоциации  Радиологов.

 

Цель и задачи занятия:

 

Цель занятия:

сформировать у обучающегося знания и практические навыки по органно-комплексному использованию в клинической медицине современных методов лучевой диагностики.

 

Задачи занятия:

В итоге занятия студенты должны знать:

- принципы и методы лучевой диагностики;

- способы получения изображения при различных методах лучевого исследования;

- основные методы получения изображения для медицинской диагностики (рентгенологический, ультразвуковой, магнитно-резонансный, термографический);

- принципы получения и анализа рентгеновского изображения. Частные и специальные методы рентгенодиагностики;

- устройство отделения лучевой диагностики, рентгенодиагностического кабинета и организации работы в нем;

- принципы противолучевой защиты и меры  охраны труда при диагностическом использовании излучений;

- регламентацию лучевых диагностических исследований.

 

В процессе занятия студенты должны уметь:

 

- из комплекса современных методов лучевой диагностики выбрать оптимальные методы для исследования определенного органа или системы;

- оформить направление больного к лучевому диагносту и осуществить подготовку больного к лучевому исследованию;

- самостоятельно опознать изображение всех органов человека и указать их основную анатомическую структуру на рентгенограммах, ангиограммах, компьютерных рентгеновских и магнитно-резонансных томограммах, ультразвуковых сканограммах, сцинтиграммах, термограммах;

- использовать стационарные, передвижные и индивидуальные средства противолучевой защиты.

 

Основные учебные вопросы:

 

1. История развития лучевой диагностики.

2. Принципы и методы лучевой диагностики.

3. Способы получения изображения: рентгенологические, линейная и компьтерная  томография (КТ), магнитно-резонансная томография (МРТ), ультразвуковое исследование (УЗИ), термография, радионуклидное исследование.

4. Виды электромагнитных, ультразвуковых и корпускулярных излучений, применяемых в лучевой диагностике.

5. Рентгенологический метод исследования, как базовый метод лучевой диагностики:

- природа и свойства рентгеновского излучения;

- принципиальное устройство рентгенодиагностической установки, ее основные части (штатив, пульт управления, генераторное устройство, рентгеновская трубка);

- устройство рентгенодиагностического кабинета, организация работы в нем;

- принципы получения рентгеновского изображения на экране и на пленке;

-  процесс получения рентгеновского снимка (съемка объекта, обработка снимка в фотолаборатории, на проявочной машине, маркировка снимка);

- техника безопасности в рентгенологическом кабинете. Методы и средства противолучевой защиты;

- характеристика рентгеновского изображения (суммационный и плоскостной характер рентгеновского изображения, рентгеновское проекционное увеличение, зависимость изображения от положения объекта по отношению к ходу пучка излучения, значение многоосевого полипозиционного рентгеновского исследования);

- общие правила изучения рентгеновского снимка;

- общие и специальные методы рентгенологического исследования (рентгенография, рентгеноскопия, флюорография, цифровая рентгенография, томография и др.);

- сущность метода искусственного контрастирования органов и полостей (понятие о естественном и искусственном контрастировании);

- группы контрастных веществ и пути их введения.

6. Компьютерная (рентгеновская) томография. Принцип получения компьютерных томограмм. Особенности изображения органов и тканей на них. Денситометрия компьютерных рентгеновских изображений. Преимущества перед традиционной рентгеновской томографией.

7. Ультразвуковое исследование. Принципы диагностики исследования. Методика УЗИ – одномерная эхография, ультразвуковое сканирование, доплерография. Визуализация органов и тканей. Приоритеты использования.

8. Магнитно-резонансная томография. Принципы использования в диагностике. Магнитно-резонансная спектроскопия. Особенности изображения органов и тканей на МР-томограммах.

9. Медицинская термография. Принципы термографического метода исследования (тепловидения) с использованием волн различного диапазона.

10. Интервенционная радиология. Рентгеноэндоваскулярные вмешательства.

11. Пункция органов и патологических образований под контролем УЗИ и КТ.

 

Контроль исходного уровня знаний:

 

1. Взаимодействие рентгеновского излучения и гамма-излучения с веществом.

2. Взаимодействие с магнитным полем.

3. Взаимодействие с ультразвуком.

4. Методы лучевой диагностики.

5. Методы рентгенологического исследования.

 

Самостоятельная работа студентов:

 

проводится в кабинетах рентгенодиагностического отделения, компьютерной томографии и ультразвуковой диагностики в присутствии преподавателя кафедры с целью отработки и закрепления навыков визуальной оценки изображения, определения показаний и противопоказаний к лучевым методам диагностики. Под руководством преподавателя студенты выбирают тот или иной диагностический метод, исходя из предполагаемого диагноза; оценивают первичные результаты исследования (рентгенограммы , компьютерные томограммы и эхограммы) и заполняют протоколы.  В отделениях компьютерной томографии  и ультразвуковой диагностики студенты наблюдают за ходом исследования, проводят анализ изображения.

 

Контроль конечного уровня знаний:

 

Контроль конечного уровня знаний проводится в виде устного опроса по вопросам:

1. Методы лучевой диагностики.

2. Принципы получения изображения.

3. Рентгенологический метод исследования (источник излучения, объект исследования, приемник излучения).

4. Естественная и искусственная контрастность.

5.     методики рентгенологического исследования (рентгенография, рентгеноскопия, томография, флюорография и др.).

6. Методы и средства противолучевой защиты.

7. Компьютерная томография (КТ). Сущность метода. Методика получения изображения. Возможности и преимущества метода.

8.  Ультразвуковое исследование (УЗИ). Принципы диагностического исследования. Возможности и приоритеты исследования.

9. Магнитно-резонансная томография (МРТ). Принципы. Возможности. Приоритеты использования.

10. Медицинская термография. Принципы и возможности метода.

 

Задания для самоподготовки:

 

1. Провести анализ по представленным рентгенограммам (грудной клетки, кости или сустава).

Определить:

а) объект исследования;

б) какие участки на рентгенограммах соответствуют слабому или сильному поглощению рентгеновского излучения;

в) в чем проявляется на рентгенограммах естественная контрастность органов по отношению друг к другу;

г) какова проекция исследования (прямая, боковая, косая, аксиальная и др.);

2. Провести анализ серии рентгенограмм, сделанных после введения в организм контрастных веществ.

Установить:

а) какие рентгенограммы сделаны после введения контрастной массы в полость органа;

б) какие рентгенограммы произведены после введения контрастного вещества в ткань или полость, окружающую орган;

в) какие рентгенограммы выполнены после инъекций контрастного вещества в кровеносные сосуды;

г) на каких  рентгенограммаях контрастирует сама паренхима органа.

3. Провести анализ серии томограмм различных органов.

4. Проанализировать серию УЗ-сонограмм.

5. Проанализировать серию КТ- грамм.

6. Проанализировать серию МР- томограмм.

 

Задание для УиРС:

 

1. Аналоговые и цифровые изображения.

2. Интервенционная радиология.

3. Методики УЗИ – одномерная эхография, ультразвуковое сканирование, доплерография, дуплексная сонография.

4. В.К.Рентген и открытие рентгеновских лучей.

5. Компьютерная томография в диагностике заболеваний позвоночника и спинного мозга.

 

Методическое обеспечение занятия:

 

1. Демонстрационные таблицы:

-  Современные рентгенодиагностические аппараты (1.1).

-  Средства защиты от рентгеновского излучения (1.2).

-  Ультразвуковая диагностика (1.4).

-  Основные свойства проникающих излучений (1.6).

2. Комплекты рентгенограмм:

-  Методы рентгенологического исследования (2.1).

3. Комплект компьютерных томограмм.

4. Комплект ультразвуковых сонограмм  (5).

5. Набор слайдов:

- Методы рентгенологического исследования (7.1)

- Компьютерная томография (7.11)

6. Методические рекомендации для занятия.

 

Литература:

 

1. Зедгенидзе Г.Л., Линденбратен Л.Д. Краткий курс рентгенологии и медицинской радиологии. М., Медицина, 1963, с. 13-27, 71-97.

2. Линденбратен Л.Д., Наумов Л.Б. Медицинская рентгенология. М., Медицина, 1984, с. 8-25.

3. Галкин Л.П., Переплетчиков А.М. Введение в лучевую диагностику. Методическое пособие для студентов. Гомель, 1996, с. 3-30.

4. Михайлов А.Н. Руководство по медицинской визуализации. Минск. Вышейшая школа, 1996, с. 7, 91, 149, 265, 337, 347, 355; 479-481.

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика