elenka

Путь к Файлу: /Лучевая диагностика / Методы / Metod 2а costi.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   2
Пользователь:   elenka
Добавлен:   24.10.2014
Размер:   134.5 КБ
СКАЧАТЬ

 

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра онкологии, лучевой диагностики и лучевой терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПЕРЕЛОМОВ И ВЫВИХОВ.

(Методические рекомендации для студентов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика травматических повреждений костей и суставов является одной из важнейших практических задач всей рентгенологии. В современной травматологической клинике рентгенодиагностика занимает главное место среди методов диагностики переломов и вывихов. Рентгенологическое исследование необходимо и в тех случаях, когда диагноз твердо установлен уже клинически. Рентгенограммы вносят ясность в  анатомическую картину повреждения, обнаруживают ценные для клиники детали, характеризуют особенности и осложнения.

Особенно велико значение рентгенологических данных для изучения механизма возникновения перелома, для определения смещения отломков, для руководства лечением и контроля его эффективности, для наблюдения за течением восстановительных, репаративных явлений, для экспертизы, для определения функции кости, словом, для подведения объективных научных основ в теории и практике клинической травматологии.

Конечные результаты лечения повреждений скелета и восстановление трудоспособности в решающей степени зависят от точного раннего диагноза. Научное обоснавание самого раннего распознавания перелома основывается на том, что все реактивные процессы, т.е. начало восстановления целости кости и заживление перелома возникают в поврежденной кости в сущности сразу же после травмы. Поэтому с академической точки зрения вполне  вполне обоснованно требование подвергать рентгеноогическому исследованию каждый несомненный или подозрительный случай перелома. Особенно важно не ставить отрицательного диагноза перелома на основании одних только клинических признаков без рентгенологического контроля. Отказ лечащего врача от рентгенологического исследования при подозрении на перелом или вывих может послужить в дальнейшем в случае каких-либо серьезных осложнений поводом для судебного преследования этого врача.

Обязательным правилом рентгенографии при подозрении на травматическое повреждение костей и суставов является исследование минимум в двух проекциях.

Рентгенологическими симптомами вывиха считается нарушение конгруэнтности в суставе.

Рентгенологическими симптомами перелома считается наличие линии перелома и смещение отломков.

В зависимости от направления плоскости перелома по отношению к длиннику кости различают простню линию перелома- поперечную, косую, продольную и сложные- ломанную, зигзагообразную, спиральную.

Перелом на ограниченном месте во многих плоскостях – это оскольчатый прелом. Если плоскости переломов лежат далеко друг от друга, то говорят о множественном (двойном, тройном и т.д.) переломе кости.

Нарушение целостности кости может быть полным или неполным, В последнем случае линия является не замкнутой, т.е. исходная точка линии не встречается с конечной точкой. Такой вид перелома называют неполным переломом или трещиной. Он встречается чаще всего при травмах плоских костей, например, черепа.

Второй основной рентгенологический признак перелома – смещение отломков. Строго говоря, перелом кости может стать рентгенологически определяемым только в том случае, когда налицо смещение – хотя бы самое ничтожное, в пределах долей миллиметра. Смещение может быть боковым, продольным, с захождением, расхождением и вклиниванием, угловым, ротационным и смешанным.

При локализации перелома вблизи сустава необходимо обратить особое внимание на то, не проникает ли линия перелома в суставную щель, т.е. не является ли перелом внутрисуставным. Под внутрисуставным, понимают такой перелом, который затрагивает участки ограниченные капсулой сустава.

Перелом возникший на фоне патологически измененной костной ткани называется патологическим.

Анатомо-физиологическая и клиническая картина переломов костей имеетсвои возрастные особенности. Начиная с возраста 40-50 лет кости прогрессивно теряют свою упругость, становятся более хрупкими и легче ломаются при действии менее значительной травмы. Переломы у старых людей определяются на рентгенограммах в виде сложных линий перелома со множеством осколков.

Полную противоположность представляют собой кости в детском возрасте – гибкие, упругие и легко гнущиеся, уступающие лишь значительному насилию. Действительно, здесь имеется сходство с молодой зеленой веточкой, по своим физико-механическим свойствам резко отличающейся от высохшей старой ветки. Переломы в детском возрасте очень часто бывают поднадкостничными, субпериостальными. При них линия перелома проходит в поперечном или несколько косом направлении, осколки отсутствуют. Надкостница, не разорванная и туго натянутая поднадкостничным кровоизлиянием, крепко удерживает отломки, и поэтому эти переломы диагностируются лишь по точечной деформации контура. К особенностям переломов детского возраста относится – травматический эпифизиолиз, когда линия перелома проходит через метаэпифизарную ростковую зону и сопровождается смещением эпифиза.

Рентгенодиагностика этих переломов имеет очень большое значение, так как клиническое распознавание их очень ненадежно – крепитации и подвижности отломков нет, а нарушение функции и боли у ребенка бывает трудно оценить. Очень большая доля просмотренных в клинике переломов падает именно на эти виды переломов.

Рентгенологическими признаками заживления перелома являются: перестройка костной структуры и сглаживание концевых отделов отломков. Соединительнотканная мозоль формируются в первые 10 дней после травмы, остеоидная – 10-20 день, рентгенологически определяемая костная мозоль формируется после 30-го дня. Восстановление костной структуры происходит в течение последующих 24 месяцев.

 

 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

 

Цель занятия:

в процессе занятия сформировать у обучающегося знания по рентгенологической диагностике травматических повреждений костей и суставов, дать практические навыки интерпретации рентгенологической картины при переломах и вывихах.

 

Задачи занятия:

В ИТОГЕ ЗАНЯТИЯ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

- методики лучевого  исследования костей и суставов при травматическом повреждении, возможности того или иного метода и показания к назначению;

- рентгенологические симптомы перелома и вывиха;

- правило рентгенографии при подозрении на травматическое повреждение костей и суставов;

- последовательность описания рентгенограммы при переломе;

- виды переломов (оскольчатые, множественные, патологические и т.д.).

- возрастные особенности переломов;

- консолидация переломов.

 

    В ИТОГЕ ЗАНЯТИЯ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

- грамотно направить пациента на лучевое исследование при подозрении на травму костей и суставов;

- определить нормальное и патологическое состояние костно-суставного аппарата по рентгенограммам;

- описывать рентгенограммы костей при переломе и суставов при вывихе;

- диагностировать по рентгенограмме переломы у детей типа зеленой веточки и эпифизиолиз;

- выявить рентгенологические признаки образования костной мозоли.

 

 

ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАНЯТИЯ:

 

1. Методики лучевой диагностики, используемые для исследования костно-суставного аппарата при травме.

2. Рентгенологические симптомы перелома и вывиха.

3. Правило рентгенографии при подозрении на травму костей и суставов.

4. Виды линии перелома и смещения отломков.

5. Понятие осложненного перелома (оскольчатый, множественный, патологический, внутрисуставной и т.д.).

6. Возрастные особенности переломов. Поднадкостничный перелом и эпифизиолиз.

7. Схема описания рентгенограммы при переломе

8. Консолидация перелома. Сроки. Последовательность образования костной мозоли, ее виды.

9. Особенности переломов губчатых и плоских костей.

 

Вопросы для определения исходного уровня знаний:

 

1. Методики лучевой диагностики, используемые для исследования костно-суставного аппарата при травме.

2.  Рентгенологические симптомы перелома и вывиха.

3. Правило рентгенографии при подозрении на травму костей и суставов.

4. Виды линии перелома и смещения отломков.

5. Консолидация перелома. Сроки. Последовательность образования костной мозоли, ее виды.

 

Самостоятельная работа студентов:

1. проводится в учебной комнате в присутствии преподавателя с целью закрепления теоретического материала и отработки практических навыков.

1. Оценить рентгенограмму из учебного набора в следующей последовательности:

- указать область исследования и перечислить видимые анатомические объекты;

- есть ли перелом или вывих;

- при наличии перелома указать: а) его локализацию, б) вид линии перелома, в) вид и степень смещения отломков, г) имеются ли признаки заживления, д) перелом осложненный или не осложненный.

- при наличие вывиха указать: а) полный, неполный, б) направление вывиха;

2. Схематически зарисовать рентгенограмму;

3. Из набора учебных рентгенограмм с возрастными особенностями выбрать и проанализировать рентгенограммы детей с поднадкостничным переломом и эпифизиолизом.

4. Оценить рентгенограммы при переломах позвонков, костей лицевого и мозгового черепа.

 

Вопросы для контроля конечного уровня знаний:

1. Методики лучевой диагностики, используемые для исследования костно-суставного аппарата при травме.

2. Рентгенологические симптомы перелома и вывиха.

3. Правило рентгенографии при подозрении на травму костей и суставов.

4. Виды линии перелома и смещения отломков.

5. Понятие осложненного перелома (оскольчатый, множественный, патологический, внутрисуставной и т.д.).

6. Возрастные особенности переломов. Поднадкостничный перелом и эпифизиолиз.

7. Схема описания рентгенограммы при переломе

8. Консолидация перелома. Сроки. Последовательность образования костной мозоли, ее виды.

9. Особенности переломов губчатых и плоских костей.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ :

1. Самостоятельно изучить рентгенологическую картину нормального заживления перелома в различные стадии формирования костной мозоли.

2. Рентгенологические признаки ложного сустава.

3. Сроки появления ядер окостенения костей запястья.

4. Этиологические факторы патологических переломов.

5. Повреждение кости при огнестрельном ранении.

6. Рентгенологическое определение инородных тел.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ УиРС:

 

1. Возможности МРТ в исследовании костей и суставов.

2. Возможности КТ в исследовании костей и суставов.

3. .Возможности УЗИ в исследовании костей и суставов.

 

Методическое обеспечение занятия:

 

1.Комплекты рентгенограмм к занятию(2.2)

- неосложненных переломов коротких и длинных трубчатых костей;

- осложненных переломов;

- переломов позвонков;

- переломов костей лицевого и мозгового черепа, ребер;

- переломов детского возраста;

- рентгенограммы с признаками заживления переломов;

- рентгенограммы демонстрирующие различные способы остеосинтеза.

2 Методические рекомендации к занятию.

3.Схема видов смещения отломков (7).

4.Схема видов линии перелома (6).

5. Образец заполнения протокола рентгенологического исследования при переломе.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

Основная:

1. Галкин Л.П., Переплетчиков А.М. Введение в лучевую диагностику. Гомель, 1996г, -с. 33-41.

2. Зедгенидзе Г.А., Линденбратен Л.Д. Краткий курс рентгенологии и радиологии. М. , Медицина, 1963, -с. 109-116.

3. Линденбратен Л.Д., Наумов Л.Б. Медицинская рентгенология. М., 1984,-с. 269-287.

 

 

Дополнительная:

1. Михайлов А.Н. Руководство по медицинской визуализации. Минск. Вышэйшая школа, 1996, -с.361-368, 421-435.

2. Линденбратен Л.Д. Методика чтения рентгеновских снимков. М. 1971., с 313-332.

3. Руцкий А.В., Михайлов А.Н. Рентгенодиагностический атлас. Том 1. Минск, 1987., с. 5-26.

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика