elenka

Путь к Файлу: /Лучевая диагностика / Методы / Metod 4а.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   1
Пользователь:   elenka
Добавлен:   24.10.2014
Размер:   60.0 КБ
СКАЧАТЬ

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

                                                  У Н И ВЕ РС И Т Е Т                                                 

Кафедра онкологии, лучевой диагностики и лучевой терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОМПЛЕКСНАЯ ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ЛЕГКИХ И СРЕДОСТЕНИЯ.

(Методические рекомендации для студентов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель, 2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         В настоящее время 80% клинических диагнозов ставится с использованием того или иного метода лучевой диагностики. Современная лучевая диагностика заболеваний легких приобретает все большее значение в связи с увеличением частоты заболеваний злокачественными опухолями, туберкулезом и хроническими неспецифическими заболеваниями легких.                                     Пульмонология отличается наибольшим количеством используемых для диагностики методов лучевой диагностики. Ведущий и основной метод – рентгенологический. Наиболее доступным и единственно возможным способом получения изображения легких для большинства населения является рентгенография (РГФ) в стандартных проекциях. При необходимости она дополняется рентгеноскопией, линейной и компьютерной томографией, бронхографией, ангиопульмонографией, радионуклидными  и другими методами.

       Ведущим методом скрининга туберкулеза легких остается флюорография.

       Каждый из лучевых методов диагностики заболеваний легких и средостения имеет свои преимущества и недостатки. Так метод рентгеноскопии позволяет получить изображение исследуемого объекта в реальном времени,  оценить экскурсию куполов диафрагмы, пульсацию сердечно-сосудистой тени, движение патологической тени и ее взаимосвязь с окружающими структурами, исследовать полипозиционно. К недостаткам метода следует отнести большую лучевую нагрузку, субъективизм при выявлении и оценке данных, отсутствие документальности и относительно низкую разрешающую способность.

        Линейная рентгеновская томография позволяет избежать суммации теней путем послойного исследования интересующего объекта, помогает решить следующие задачи:

1. определить характер, точную локализацию и распространенность патологического процесса, локализующегося в легочной паренхиме;

2. изучить состояние трахеобронхиального дерева, включая сегментарные бронхи;

3. уточнить характер поражения лимфатических узлов корней и средостения при различных патологических состояниях.

Метод компьютерной томографии (КТ) позволяет послойно исследовать еще и в поперечном направлении (пироговские срезы). При этом КТ, обладая  большей разрешающей способностью (улавливая минимальную разницу в плотности тканей), выявляет патологические изменения не определяемые при рутинных рентгенологических способах визуализации, дает четкое представление о распространенности патологического процесса в самой легочной ткани, а также на плевре и в средостении, уточняет характер изменений. КТ резко повышает возможности выявления "скрытых" метастазов, невидимых при других исследованиях.

Метод ультразвуковой диагностики (УЗД) применяется в настоящее время с целью оценки плевральной полости на предмет наличия свободной или осумкованной жидкости и других изменений. Важным диагностическим моментом является возможность проведения пункционной биопсии под контролем УЗ-датчика. Быстрое совершенствование метода ультразвуковой диагностики (УЗД) дает основание с оптимизмом смотреть на его применение в диагностики заболеваний легких.

 

 

 

Цель и задачи занятия:

Цель занятия:

Ознакомить студентов с современными методами лучевой диагностики заболеваний легких и средостения, привить практические навыки в назначении различных методов   лучевой диагностики и применение результатов исследования в общем комплексе   клинического обследования больного.

Задачи занятия:

В процессе занятия студенты должны изучить:

- методики лучевого исследования органов дыхания;

- основные рентгенологические методы исследования  легких;

- основные рентгенологические признаки некоторых заболеваний легких, средостения и плевры.

Овладеть навыками и умением:

- на основании анамнеза и клинической картины болезни определить показания и противопоказания к лучевому исследованию легких;

- оформить направление больного к лучевому диагносту;

- наметит объем и последовательность лучевых исследований  легких при различных заболеваниях;

- самостоятельно опознать изображение всех органов дыхания и указать их основные анатомические структуры на рентгенограммах, томограммах, компьютерных сканограммах;

самостоятельно описать рентгенограмму органов грудной клетки.

- с помощью протокола лучевого исследования оценить морфологические и функциональные изменения наиболее частых заболеваний легких.

 

Основные учебные вопросы:

 

1. Лучевые методы диагностики заболеваний органов дыхания (рентгенография, рентгеноскопия, флюорография, линейная и компьютерная томография, ангиография, бронхография и др.)

2. Лучевая анатомия и физиология  легких, долевое и сегментарное строение.

3. Характеристика теневой картины на рентгенограммах (затемнение, просветление)

4. Лучевые симптомы и синдромы поражений легких.

5.  Лучевая картина наиболее частые поражений легких – повреждения, острые пневмонии, туберкулез, тромбоэмболия легочной артерии, хронические бронхиты, эмфизема легких, ограниченные неспецифические пневмосклерозы и хронические пневмонии, пневмокониозы, первичный и метастатический рак, плевриты.

6. Лучевая анатомия органов средостения.

7. Лучевая диагностика заболеваний органов средостения.

 

Вопросы для определения исходного уровня знаний:

1. Долевое и сегментарное строение легких.

2. Анатомическое понятие "корень легкого" и "ворота легкого"

3. Органы переднего и заднего средостения.

4. Анатомия плевры и диафрагмы.

5. Лучевые методы диагностики заболеваний органов грудной клетки.

 

 

 

Самостоятельная работа студентов:

проводится в учебном классе и заключается в оценке рентгенограмм из учебного комплекта по следующей схеме:

I.  Качество рентгенограммы:

1. Охват области исследования.

2. Положение при исследовании.

3. Резкость или четкость снимка.

4. Жесткость.

5. Контрастность (соотношение теней).

6. Наличие артефактов.

1. Рентгеноанатомическая оценка:

1. Мягкие ткани.

2. Видимые отделы скелета.

3. Легочные поля.

а) размеры;

б) прозрачность;

4. Легочный рисунок.

5. Корни легких:

а) положение;

б) размеры;

в) структура;

г) контуры;

6. Диафрагма:

а) положение;

б) форма;

в) контуры;

г) реберно-диафрагмальные и кардиодиафрагмальные синусы;

7. Срединная тень:

а) положение;

б) форма;

в) размеры;

II. Оценить патологическую тень:

       а) положение;

       б) число;

       в) форма;

       г) размеры;

      д) интенсивность;

      е) рисунок (структура);

      ж) контуры.

III. Оценить имеющуюся лучевую картину в пользу тех или иных рентгенологических симптомов и синдромов.

IV. Составить протокол и сделать выводы о возможном применении других методов лучевой диагностики.

 

Вопросы для контроля конечного уровня знаний:

   1.   Методы лучевой диагностики заболеваний органов грудной клетки.

  2.   Проекционное изображение долевого и сегментарного строения легких.

3.   Оценка качества выполнения рентгенограмм грудной клетки.

      4. Основные рентгенологические симптомы и  синдромы поражений     легких.

      5.    Характеристика симптома "затемнение".

6.       Характеристика симптома "просветление".

 

 

Задание для самоподготовки:

1. Дать сравнительную оценку двум основным методам исследования органов грудной клетки – рентгеноскопии и рентгенографии. Отметить преимущества и недостатки каждого из методов.

2. Провести оценку рентгенограммы органов грудной клетки по соответствующему плану.

3. Дать оценку роли метода флюорографии в выявлении патологии легких.

4. Назвать основные показания к бронхографии и ангиопульмонографии.

5. Изобразить схематически долевое и сегментарное строение легких.

 

Задание для УиРС:

1. Приоритеты использования ультразвукового исследования в диагностике заболеваний легких.

2. Особенности лучевой картины органов дыхания у детей.

3. Интервенционные методы лучевой диагностики органов дыхания.

 

 

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

1. Методические рекомендации для студентов по теме.

2. Наборы рентгенограмм (2.3), КТ-грамм (3), линейных томограмм (4)

3. Демонстрационные таблицы по дифференциальной диагностике основных  заболеваний органов дыхания.

6. Набор слайдов по рентгенопульмонологии (7.4).

7. Схема задней поверхностной проекции границ легких и плевры (12).

8. Шаблон для оценки рентгенограмм органов грудной клетки (14).

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Зедгенидзе Г.А., Линденбратен Л.Д. Краткий курс рентгенологии и радиологии. М., Медицина, 1963, с. 132-134.

   2.   Галкин Л.П., Переплетчиков А.М. Введение   в лучевую диагностику.          Методическое пособие для студентов. Гомель, 1996, с. 59-62

 

 

Дополнительная:

1. Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (Основы лучевой диагностики и терапии) М., Медицина, 1993.

2. Линденбратен Л.Д., Наумов Л.Б. Медицинская рентгенология. М., Медицина, 1984,-с. 83-168.

3. Руцкий А.В., Михайлов А.Н. Рентгенодиагностический атлас. Минск. Вышейшая школа, 1987, т.1, т.2.

4. Михайлов А.Н. Рентгеносемиотика и диагностика болезней человека. Справочное пособие. Минск. Вышейшая школа, 1989. с 5-7.

5. Линденбратен Л.Д. Методика чтения рентгеновских снимков. Л., 1960, -с.91-133.

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика