Скачиваний:   2
Пользователь:   elenka
Добавлен:   24.10.2014
Размер:   138.5 КБ
СКАЧАТЬ

ГЛАВА 14

МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

14.1. Общие представления

 

Биологические ресурсы --  источники получения необходимых людям материальных и духовных благ, заключенные в объектах живой природы.

Наиболее простым образом все многообразие биологических ресурсов можно разделить на продуцентов (растительный мир), консументов (животный мир) и редуцентов.

В этой связи различают растительные ресурсы, ресурсы животного мира, а также генетические ресурсы.

В настоящее время на территории Беларуси известно около 12 тысяч видов растений и грибов. Леса – национальное богатство Беларуси, один из основных природных ресурсов государства. Третья часть территории республики покрыта лесами.

Животный мир - один из важнейших биологических ресурсов. Разнообразие животного мира Беларуси в настоящее время представлено 457 видами позвоночных животных и более 20 тыс. видов беспозвоночных животных. Млекопитающие представлены 73 видами.

В виду выделяющихся ценностью объектов и явлений природного и антропогенного характера или положительно воздействующих на окружающее пространство зон, выделяют  несколько видов охраняемых территорий.

Особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особо природоохранительное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, относящиеся к объектам общественного достояния.

Основной целью объявления территорий особо охраняемыми является сохранение биологического и ландшафтного разнообразия.

Определены следующие виды особо охраняемых природных территорий: заповедники, национальные парки, заказники (ландшафтные, биологические, гидрологические и водно--болотные), памятники природы.

Заповедник – особо охраняемая территория, полностью исключенная из любой хозяйственной деятельности.

Национальный парк - это особо охраняемая природная территория, где хозяйственная деятельность запрещена, но допускается его организованное ограниченное посещение с познавательными целями.

Заказник - это территория, где охраняются отдельные элементы природного комплекса: редкие животные, растения и др.

По состоянию на 01.01.2001 г. общая площадь особо охраняемых природных территорий Беларуси составляла 1573,3 тыс. га или 7,6% от территории страны (табл.14.1).

Табл. 14.1

Особо охраняемые природные территории Республики Беларусь (на 01.01.2001 г.)

Категории особо охраняемых природных территорий

Количество

Площадь, тыс. га

Заповедники

1

80,9

Национальные парки

4

316,3

Заказники республиканского значения

94

814,1

Заказники местного значения

458

345,1

Памятники природы республиканского значения

333

2,8

Памятники природы местного значения

548

14,1

Всего

1438

1573,3

 

В настоящее время на территории республики функционируют и охраняются государством: Березинский биосферный заповедник, четыре национальных парка (“Беловежская Пуща”, “Браславские озера”, “Припятский” и “Нарочанский”), 552 заказника и 881 памятников природы. Среди последних двух категорий различают объекты республиканского и местного значения.

Часть природных и культурных ресурсов, обеспечивающих отдых как средство поддержания и восстановления трудоспособности и здоровья людей носит название рекреационных ресурсов.

Рекреационные ресурсы делят на две группы:

· природные рекреационные территории и ресурсы (рекреационные, курортные, лечебно--оздоровительные зоны, иные природные территории, объекты и комплексы;

· социально--бытовые ресурсы (строения, сооружения, архитектурные и строительные комплексы, другие объекты социально--культурного назначения).

Природные рекреационные ресурсы - это природные курортные, лечебные, оздоровительные ресурсы и факторы, пригодные для использования с целью восстановления и укрепления здоровья людей.

Сюда относятся месторождения полезных ископаемых минерального и органического происхождения, оказывающие на организм человека лечебный эффект и пригодные для промышленного освоения (минеральные воды, лечебные грязи).

К природным оздоровительным ресурсам относятся природные образования, формирующие особые ландшафтные и микроклиматические условия в регионе, оказывающие на организм человека оздоровительный эффект (парки, пляжи, лесопарки, лесные и горные массивы).

К природным оздоровительным факторам относятся природные явления, присутствующие и происходящие в конкретной местности в наиболее оптимальных для организма человека концентрациях и сочетаниях - продолжительность и интенсивность солнечного излучения, влажность воздуха, температура окружающей среды.

14.2. Биолого--медицинское значение рекреационных ресурсов

Велико значение рекреационных ресурсов в поддержании нормального, здорового состояния человека. Именно с учетом этого фактора строится вся система оздоровления и отдыха населения. Например, учитывая антимикробное действие хвойных пород, в сосновом лесу обычно строили санатории для детей, страдающих хроническими инфекциями носоглотки, ревматизмом и туберкулезом. Этот эффект обусловлен продукцией растительностью фитонцидов. Помимо этого фитонциды воздействуют на обонятельные и другие рецепторы, влияя на дыхание, кровообращение, иммунную систему.     Разные породы деревьев выделяют их в разных количествах. Один гектар лиственного леса в сутки продуцирует фитонцидов  2 кг, хвойного - 5 кг, можжевелового - 30 кг. Высокая фитонцидность свойственна сосне, ели, дубу, черемухе, мху, березе, клену, можжевельнику, пихте, малине. Больше фитонцидов выделяется в молодом лесу, в жаркие дни начала лета, во вторую половину дня.

Небольшие дозы фитонцидов, выделяемых в сентябре--октябре, в холодный период (середина декабря - середина февраля), благотворно влияют на больных с заболеваниями сердечно--сосудистой системы. Они чувствуют себя хорошо, особенно при устойчивой морозной погоде. В переходные месяцы (ноябрь, март) в хвойном лесу более сыро, чем в лиственном. Холод и влажность особенно нежелательны при заболеваниях дыхательных путей. В апреле - середине мая в хвойном лесу увеличивается выделение смолистых веществ, которые улучшают кровоснабжение дыхательных путей, отхождение мокроты и облегчают кашель при заболеваниях органов дыхания, но могут вызвать приступ удушья у больных бронхиальной астмой. Всасываясь в легких и выделяясь почками, смолистые вещества оказывают мочегонное действие, правда, длительное пребывание в хвойном лесу летом при заболеваниях почек нежелательно. При гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, бронхиальной астме вредно посещение зоны хвойного леса в период максимального выделения смолистых веществ (июнь - июль). Могут усилиться одышка, появиться головные боли, головокружение, боли в области сердца, нарушение сердечного ритма, шум в ушах, бессонница, что часто сопровождается подъемом артериального давления. Доказано, что для больных с заболеваниями сердца летом более полезны фитонциды дуба, благотворно влияющие на артериальное давление. К тому же значительное повышение концентрации кислорода в крови может вызвать спазм сосудов головного мозга и обморочное состояние.

14.3. Национальная система мониторинга окружающей среды.

Мониторинг окружающей среды - совокупность систем наблюдений, оценок и прогноза состояния природных сред и явлений, а также биологических откликов на изменение окружающей среды под влиянием естественных и техногенных факторов.

Является составной частью Национальной системы мониторинга окружающей среды в РБ (НСМОС). Главной целью  НСМОС является сведение воедино информации о состоянии окружающей среды и обеспечение всех уровней государственного управления и хозяйствования необходимой экологической информацией для определения стратегии природопользования и принятия управленческих решений, в т.ч. оперативных.

Организация работ в составе НСМОС осуществляется в соответствии с постановлениями Совета (Кабинета) Министров Республики Беларусь от 20.04.1993г. №247 "О создании Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь (НСМОС)", от 20.06.1995г. №311 "О Программе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь", от 27.08.1998г. №1344 "О реализации Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь", от 08.02.1999г. №201 "О локальном мониторинге окружающей среды в Республике Беларусь", от 14.07.2003г. №949 "О Национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь".

Работы по мониторингу окружающей среды выполняются под руководством Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Выделяют следующие уровни мониторинга:

· локальный мониторинг - размеры зоны наблюдения не превышают десятков километров. Если  объектами наблюдения являются локальные источники повышенной опасности – например, территории вблизи радиохимических  предприятий, места захоронения радиоактивных  отходов, химические заводы и т.д., то говорят об импактном  мониторинге (impact – воздействие, влияние);

· региональный мониторинг осуществляется в пределах отдельных крупных районов. Размеры зоны наблюдения - до тысяч квадратных километров;

· глобальный мониторинг осуществляется на основе международного сотрудничества, проводится слежение за общемировыми процессами и явлениями  в биосфере Земли и ее экосфере, включая все их экологические компоненты. Часто этот мониторинг называют фоновым, или базовым.

По компонентам исследуемой биосферы можно выделить частные виды мониторинга различных сред – мониторинг атмосферы, гидросферы, литосферы и т.д. По факторам воздействия – ингредиентный мониторинг, к которому относится контроль за загрязняющими веществами и агентами (в том числе электромагнитным излучением), тепловым загрязнением, шумом, токсичными веществами и т.п.

Мониторинг источников загрязнения включает в себя слежение за различными типами источников загрязнения: точечными стационарными (заводские трубы, сосредоточенные сбросы промышленных предприятий, животноводческих ферм и т.д.), точечными подвижными (транспорт), линейными или площадными (сток с сельскохозяйственных полей, выпадение атмосферных осадков, рассеяние удобрений и их смыв и т.п.).

Биологический мониторинг определяет состояние биоты, ее реакцию на антропогенное воздействие, а также функцию состояния и отклонения этой функции от нормального естественного на различных уровнях – молекулярном, клеточным, организменном, популяционном, на уровне сообщества.

Биологический мониторинг – слежение за биогеоценозом с помощью биоиндикаторов. Биоиндикаторы – организмы или их сообщества, жизненные функции которых тесно связаны с определенными факторами среды.

Методами биоиндикации являются:

· пассивный мониторинг - у свободно живущих организмов исследуются видимые или физиологические и биохимические повреждения или отклонения от нормы, являющиеся признаками стрессового воздействия;

· активный мониторинг - у тест--организмов, находящихся на исследуемой территории в стандартизованных условиях, пытаются обнаружить те же изменения, что и у свободно живущих организмов.

Для проведения активного мониторинга используют следующие биоиндикаторы:

· табак, шпинат, фасоль – биоиндикатор тропосферного озона, выявляются некрозы верхней стороны листьев;

· листовые и кустистые лишайники, хвойные породы деревьев (ель, сосна, пихта) – биоиндикаторы сочетания вредных веществ в воздухе с преобладанием оксидов серы;

· медоносная пчела – биоиндикатор ионов фтора, свинца, цинка, кадмия, меди, марганца, определяют по накоплению в меде;

· олений и исландский мох – биоиндикаторы радионуклидов стронция и цезия; определяют по накоплению в сухом веществе.

Индикаторами могут быть не только целостные организмы или их системы, но и их наиболее чувствительные структуры, на основе которых созданы биосенсоры. Биосенсорная система состоит из биологического элемента распознавания загрязняющих веществ и измерительного устройства, обеспечивающего передачу сигнала. Биосенсоры пригодны для определения токсических и мутагенных веществ, ФОС, хлорированных углеводородов, качества продукции пищевой промышленности (напр: сенсор пептидов для контроля процесса гидролиза протеинов в молоке; сенсор глюкозы [на основе ферроцена] для контроля свежести мяса).

Подсистемами биологического мониторинга являются санитарно--гигиенический мониторинг (определение состояния здоровья человека под воздействием окружающей среды) и генетический (наблюдение возможных изменений наследственных признаков у различных популяций).

Под экологическим  мониторингом понимают определение состояния  абиотической составляющей биосферы и антропогенных  изменений в экосистемах, обусловленных  воздействием загрязнения, сельскохозяйственным использованием земель, урбанизацией и т.п.  Этот тип мониторинга является комплексным, он связан с системным подходом и именно поэтому используется  как основной  при планировании наблюдений, осуществляемых  в биосферных  заповедниках. Его также можно подразделить на биоэкологический, геосистемный и биосферный в зависимости от уровня рассматриваемой экосистемы (организм  или популяция, геосистема, биосфера).

Помимо этого, различают экстренные виды мониторинга, актуальные при решении насущных мировых проблем, к которым относят повышение концентрации диоксида углерода (углекислого газа) в атмосфере, истощение озонового слоя, аварии нефтяных танкеров и т.д.

Система экологического мониторинга начала создаваться в Беларуси более 30 лет назад на базе гидрометеорологической службы. В настоящее время Госкомгидромет обеспечивает проведение мониторинга состояния атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв и радиоактивного загрязнения окружающей среды.

14.4. Социально--гигиенический мониторинг

Социально--гигиенический мониторинг (СГМ) – система специальных наблюдений, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения в зависимости от состояния среды обитания человека и условий его жизнедеятельности, включающая разработку комплекса оздоровительно--профилактических мероприятий по предотвращению и устранению неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания (Закон РБ «О санитарно--эпидемическом благополучии населения», 2000 г.).

СГМ осуществляется на республиканском, областном, городском и районном уровнях санитарно--эпидемиологическими учреждениями в    соответствии с Положением «О системе социально--гигиенического мониторинга», утвержденным постановлением Совета Министров РБ № 82 от 27 января 2004 г. и иными нормативными правовыми актами. Основной целью СГМ является выявление уровней риска для здоровья и разработка мероприятий, направленных на уменьшение, устранение и предупреждение  неблагоприятного  воздействия  факторов  среды  обитания  на здоровье населения.

Для достижения поставленной цели решаются  следующие задачи:

· организация наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания человека и условий его жизнедеятельности;

· получение информации, необходимой для реализации цели мониторинга, из Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, Министерства торговли Республики Беларусь и других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов;

· идентификация факторов, оказывающих вредное воздействие па человека, путем выявления причинно--следственных связей между состоянием здоровья и воздействием факторов среды обитания человека;

· прогнозирование состояния здоровья населения;

· обоснование, разработка и организация выполнения программ по вопросам обеспечения сапитарно--эпидемического благополучия и охраны здоровья населения, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека;

· программное и инженерно--техническое обеспечение мониторинга на основе современных научных решений и внедрения современных информационных технологий;

· координация межведомственной деятельности по мониторингу;

· информирование государственных органов, юридических лиц и граждан о результатах, полученных в ходе мониторинга;

· ведение специализированных банков данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека.

В   системе   мониторинга   отслеживается   и   анализируется   следующая информация: о состоянии здоровья населения: заболеваемости, физическом развитии, инвалидности; демографических процессах; условиях воспитания и обучения детей, подростков и молодежи; условиях труда; структуре питания, качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека; уровне гигиенического воспитания и обучения населения; уровнях загрязнения атмосферного воздуха; качестве питьевой воды, состоянии источников питьевого водоснабжения, водных объектов в местах водопользования; состоянии земель; источниках вредных физических воздействий (шум, вибрация, ультразвук, электромагнитные волны и др.); источниках вредного воздействия на окружающую среду, в том числе на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, землю; радиационной обстановке; показателях социально--экономического развития республики в целом и ее административно--территориальных единиц.

Система социально--гигиенического мониторинга взаимодействует с Национальной системой мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь в части обмена информацией о состоянии окружающей среды и воздействия на нее природных и антропогенных факторов.

14.5. Нормативно--правовые основы охраны окружающей среды.

Основной целью экологической  политики  Республики  Беларусь является обеспечение экологически безопасных условий для проживания людей,  рациональное использование и охрана природных  ресурсов, выработка  правовых и экономических основ охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений. Для достижения этой цели  необходимо провести структурную перестройку производственной сферы,  осуществить техническую политику,  основанную  на ресурсосбережении,  применении малоотходных и безотходных технологий, создать соответствующую нормативно--правовую базу.

Правовая охрана окружающей среды -    совокупность общих правовых норм, определяющих единые требования природоохранной деятельности, а также специальных норм по охране земель, вод, лесов, недр, других природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Указанные нормы содержатся в Конституции Республики Беларусь, в природоохранном, природоресурсном и хозяйственном законодательстве, иных нормативных правовых актах. 

Основные принципы экологического права являются:

· приоритет охраны жизни и здоровья человека, создание благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения;

· научно--обоснованное сочетание экологических и экономических интересов, обеспечивающих устойчивое развитие общества при соблюдении гарантий прав человека на здоровую и благоприятную для жизни природную среду;

· рациональное и неистощительное использование природных ресурсов;

· государственное регулирование деятельности по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов;

· платность природопользования;

· соблюдение экологических требований законодательства, неотвратимость ответственности за его нарушение;

· гласность и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранных задач;

· международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

В ряде основополагающих документах закреплены положения, касающиеся экологического права. Так в Конституции Республики Беларусь (1996 г.) имеются следующие положения:

· в статьях 45, 46 предусмотрены права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды;

· в статье 34 гарантируется право на получение,  хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической,  культурной  и международной жизни, состоянии окружающей среды;

· в статье 55 подчеркнуто, что охрана природной среды – долг каждого.

В регулировании экологических отношений Закон «Об охране окружающей среды» (в редакции Закона № 126-З от 17 июля 2002 г.) преследует 3 цели:

· сохранение природной среды;

· предупреждение и устранение отрицательного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека;

· оздоровление и улучшение качества окружающей среды.

В данном Законе закреплены принципы и правовые основания природоохранной деятельности, круг подлежащих охране природных ресурсов, права и обязанности граждан и общественных объединений по охране окружающей среды, система экологического просвещения, воспитания и образования, государственная политика, регулирование и управление в данной сфере, экономический механизм охраны окружающей среды, государственная система наблюдений за ее состоянием и кадастрового учета природных ресурсов; определены вопросы нормативно--технического и научного обеспечения природоохранных мероприятий, экологической экспертизы, экологические требования к хозяйственной деятельности; предусмотрены охрана окружающей среды от вредного воздействия и разрушения озонового слоя; предусмотрено создание особо охраняемых природных территорий  и территорий экологического риска, зон экологического кризиса и экологического бедствия; предусмотрен контроль и надзор в области охраны окружающей среды, ответственность за нарушения природоохранительного законодательства и возмещение экологического вреда, разрешение споров и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Положения данного  Закона детализируются и дополняются другими природоохранительными, природоресурсными и иными нормативными актами.

Существует большое количество нормативных актов по охране природы в городах, других населенных пунктах, в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, иных сферах деятельности человека и в целом по обеспечению экологической безопасности.  

Обеспечение экологической безопасности декларируется нормами Закона «Об охране окружающей среды», содержащимися в его разделах о территориях экологического риска, зонах экологического кризиса и экологического бедствия, а также Закона «Об особо охраняемых природных территориях».

К элементам экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды относятся: прогнозирование и планирование; нормирование, лимитирование, ценообразование; платность землепользования, водопользования, иного природопользования и охраны природы, налоговые льготы; финансирование и материально--техническое снабжение; экономическое стимулирование; экологическое страхование; экологическое аудирование; возмещение вреда природным ресурсам и окружающей среде.

Платность природопользования и охраны природы сводится к установлению рентных платежей или нормативов платы за пользование природными ресурсами и объектами, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, ввоз ионизирующих веществ и других платежей, а также к представлению льгот по таким платежам.

Финансирование природопользования и охраны окружающей среды заключается в выделении кредитов, дотаций, бюджетных ассигнований, иных инвестиций в освоение и использование природных ресурсов и объектов, заповедную охрану природы, проведение природоохранных работ и мероприятий.

Экономическое стимулирование природопользования и охраны окружающей среды включает предоставление природопользователям льготных кредитов, налоговых и иных льгот за рациональное, комплексное использование, улучшение, восстановление и воспроизводство природных ресурсов, внедрение малоотходных и безотходных технологий, использование вторичных ресурсов, проведение природоохранных работ,

Экологическое страхование, как новый элемент экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды, означает формирование за счет страховых взносов специальных денежных фондов, предназначенных для возмещения вреда, причиненного природным ресурсам, объектам или окружающей среде и физическим лицам соответственно в результате их загрязнения, иного ухудшения состояния или уничтожения, потери здоровья или смерти.

В качестве предметов экологического страхования могут выступать природные ресурсы, природные объекты, природные комплексы, жизнь и здоровье граждан, а также различные риски.

Вводимое в экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды экологическое аудирование осуществляется в целях определения экологических последствий деятельности юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, установления соответствия  их деятельности требованиям природоресурсного и природоохранительного законодательства, усиления основных направлений обеспечения рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности производства, повышения эффективности природоохранной деятельности.

Вред, причиняемый природным ресурсам и объектам или окружающей среде, может быть экономическим и экологическим.

Экономический вред выражается в ухудшении полезных свойств, потерях запасов природных ресурсов или объектов и негативно отражается на экономических интересах собственников, владельцев и пользователей природных ресурсов или объектов.

Экологический вред, в свою очередь, заключается в ухудшении природных ресурсов и объектов или окружающей среды. Он связан с посягательством на интересы человека в чистых природных ресурсах, объектах и продуктах, в благоприятной для его жизнедеятельности окружающей природной среда.

14.6. Ответственность за нарушение норм  экологического права.

Ответственность за нарушения правил природопользования и требований охраны окружающей среды, которые обобщенно можно назвать экологическими нарушениями, возможна, если она основана на законодательных нормах. Ответственность за названные нарушения предусмотрена административным и уголовным законодательством.

Экологическое правонарушение представляет собой противоправное, наказуемое, виновное деяние (действие или бездействие) юридического либо физического лица, которое противоречит требованиям природоресурсного или природоохранного законодательства и посягает на установленный порядок природопользования и охраны окружающей среды.

В зависимости от степени общественной опасности и вида применяемых санкций экологические правонарушения подразделяются на уголовно--наказуемые преступления, административные и дисциплинарные проступки, гражданско--правовые нарушения. Существуют уголовная, административная, гражданско--правовая, дисциплинарная и специальная ответственность за экологические правонарушения.

Уголовная ответственность предусмотрена УК Республики Беларусь за особо опасные экологические правонарушения, признаваемые преступлениями. В УК установлена ответственность за преступления против экологической безопасности и охраны природной среды, к которым относятся: умышленное уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов (ст. 263); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов (ст. 264); нарушение требований экологической безопасности (ст. 265); прием в эксплуатацию экологически опасных объектов (ст. 266); непринятие мер по ликвидации последствий нарушения экологического законодательства (ст. 267); сокрытие либо умышленное искажение сведений о загрязнении окружающей среды (ст. 268); порча земель (ст.269); уничтожение либо повреждение торфяников (ст. 270); нарушение правил охраны недр (ст. 271); загрязнение либо засорение вод (ст.272) и нарушение правил водопользования (ст.273); загрязнение  атмосферы (ст. 274); леса (ст. 275); уничтожение либо повреждение леса по неосторожности (ст. 276); незаконная порубка деревьев  и кустарников (ст. 277); незаконная добыча рыбы или водных животных (ст. 281); незаконная охота (ст. 282). Предусмотрена также ответственность за нарушение правил  безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами (ст. 278), с микробиологическими, другими биологическими агентами и токсинами (ст. 279), борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений (ст. 280), охраны рыбных ресурсов и водных животных (ст. 283) и ветеринарии (ст. 284).

Если уголовно--наказуемые деяния экологического характера совершены руководящими работниками, ответственность может применяться за: злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424); бездействие должностного лица (ст. 425); превышение власти или служебных полномочий  (ст. 426); служебный подлог (ст. 427); служебную халатность (ст. 428) или другие должностные преступления.

В качестве наказаний за экологические преступления могут применяться лишение свободы, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф, увольнение. Как дополнительное наказание возможна конфискация имущества виновного лица.

В КоАП  содержится глава 7 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры», статьи которой предусматривают  административную ответственность за экологические правонарушения, квалифицируемые как административные проступки в силу меньшей опасности, чем экологические преступления.

К таким проступкам относятся нарушения права государственной собственности на землю, недра,  воды, другие природные ресурсы   и объекты (ст. 47 – 501), правил и требований: использования, охраны и защиты земель (ст. 52, 521, 53 -- 562, 62, 68, 74), вод (ст. 59 – 61), лесов (ст. 65 -- 67, 72, 73, 75, 77), недр (ст. 57, 58); атмосферного воздуха (ст.78 – 84), фауны, среды обитания животных; проведения охоты и рыболовства (ст. 86, 861 -- 864, 87); режима природного заповедания (ст. 862, 88) и др.

Нормой ст. 531 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение правил захоронения радиоактивных отходов, продуктов и других предметов, загрязненных радионуклидами.

Видами административных взысканий за экологические проступки могут быть предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, как орудия совершения правонарушения, конфискация такого предмета, лишение специального права (охоты, рыболовства и др.), исправительные работы, административный арест.

Гражданско--правовая ответственность за экологические правонарушения может быть договорной, вытекающий из соглашений, и внедоговорной, связанной с фактами совершения таких правонарушений. Данный вид ответственности применяется в соответствии с нормами ГК Республики Беларусь для возмещения экономического и экологического вреда, причиненного природным ресурсам и объектам или окружающей природной среде.

Возможно частичное и полное возмещение данного вреда в стоимостном выражении либо в натуральной форме путем восстановления нарушенного состояния природных ресурсов и объектов или качества окружающей природной среды. Например, это могут быть денежная компенсация затрат на восстановление природного объекта или выполнение правонарушителем работ по восстановлению нарушенных земель, посадке деревьев, воспроизводству животных и т.п.

Дисциплинарная ответственность предусмотрена ТК Республики Беларусь, уставами отдельных видов транспорта, иными специальными актами и может применяться за экологические дисциплинарные проступки, совершенные работниками предприятий, организаций, иных юридических лиц в процессе выполнения этими работниками своих трудовых обязанностей связанных с организацией и осуществлением природопользования или охраны окружающей среды.

В качестве мер дисциплинарной ответственности предусматриваются замечание, выговор, увольнение. Специальными актами допускаются перевод на другую работу или должность и др.

Специальная эколого--правовая ответственность предусмотрена природоресурсным законодательством за нарушение правил земле-- и иного природопользования, охраны природных ресурсов и окружающей среды,

Мерами такой ответственности могут быть прекращение, приостановление или ограничение пользования природными ресурсами и объектами.

14.7. Международная деятельность Республики Беларусь в области охраны окружающей среды

Наша Республика является активной участницей Международных конвенций, протоколов, других международных актов в области охраны окружающей среды.

· Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, 13 ноября 1979 г.), предусматривающая осуществление и дальнейшее развитие совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния. К ней приняты соответствующие протоколы:

 Протокол о финансировании совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе (ЕМЕП) -- подписан в Женеве 28.09.1984 г. Обязательные взносы для распределения расходов по финансированию ЕМЕП рассчитываются в соответствии со специальной шкалой;

 Протокол о сокращении выбросов серы,  подписан в Хельсинки 8 июля 1985 г;

 Протокол об ограничении выбросов оксидов азота, подписан в Софии 31.10.1988 г. с соответствующими техническими приложениями, описывающими технологии борьбы с выбросами оксидов азота из стационарных источников, из механических транспортных средств с определением стандартов на выбросы.

· Венская конвенция об охране озонового слоя (Вена, 22 марта 1985 г.);

· Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (Монреаль, 16 сентября 1987 г.);

· Конвенция о биологическом разнообразии (Рио--де--Жанейро, 5 июня 1992 г.);

· Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (г. Эспо [Финляндия], 5.02.1991 г.) предусматривает, что все подписавшие ее страны на индивидуальной или коллективной основе принимают все надлежащие и эффективные меры по предотвращению значительного вредного трансграничного воздействия в результате планируемой деятельности, а также по его уменьшению и контролю за ним. Добавления к конвенции содержат необходимую информацию по критериям, помогающим в определении экологического значения видов деятельности, перечень видов деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, а также содержание документации об оценке воздействия на окружающую среду;

· рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (штаб--квартира ООН в Нью-- Йорке, 9.05.1992 г.);

· конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), (Вашингтон, 3.03.1973).

Подписаны и действуют 4 основных соглашения в области охраны окружающей среды в рамках межгосударственного экологического совета стран СНГ:

· соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды (Москва, 8 февраля 1992 г.);

· соглашение о книге редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений -- Красной книге государств--участников СНГ (Минск, 23 июня 1995 г.);

· соглашение о контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов (Москва, 12 апреля 1996 г.);

· соглашение об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их обитания (Москва, 9.09. 1994 г.).

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика