elenka

Путь к Файлу: /1 курс 1 семестра / Микроэкономика / 003 Контрольные работы по микроэк / 003 Учеб материал для выпол контр работ / Глава 04.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   elenka
Добавлен:   24.10.2014
Размер:   155.5 КБ
СКАЧАТЬ

Глава 04Глава 4

РЫНОК: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ,

СУБЪЕКТЫ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

ВИДЫ РЫНКОВ

 

4.1. Рынок и принципы организации

рыночных отношений

 

          Рынок – форма организации экономической деятельности, основанная на реализации потребительских продуктов, услуг, экономических ресурсов, ценных бумаг и т.п. в качестве товаров, цена и объём производства и продаж которых определяются в результате взаимодействия спроса и предложения со стороны покупателей (потребителей) и продавцов (производителей) в условиях конкуренции, как тех, так и других.

                Выделяют следующие основные принципы организации рыночных отношений: частная собственность на средства производства; свобода предпринимательства и выбора; личный интерес как главный мотив поведения; конкуренция; опора на систему цен и свобода ценообразования; ограниченная роль правительства.

          Частная собственность на средства производства предполагает право граждан и фирм по своему усмотрению продавать, приобретать, контролировать и использовать материальные и информационные ресурсы.

          Предпринимательство – это деятельность, направленная на максимизацию прибыли. Ее содержание заключается в нахождении или формировании спроса на продукцию, работу, услуги и в удовлетворении его путем продажи соответствующих продуктов, работ, услуг в качестве товара. Неважно, предприниматель сам организует производство этих товаров или выступает в качестве посредника между производителем и потребителем. Или иначе, предпринимательство – это особая сфера профессиональной деятельности, сущность которой заключается в постоянном использовании  экономических (производственных) ресурсов с целью получения прибыли.

Свобода предпринимательства предполагает право фирм по собственному выбору приобретать экономические ресурсы, организовывать процесс производства продукта или услуги, продавать их на рынках, вступать в какую-либо конкретную отрасль или выходить из неё. Свобода выбора означает, что собственники экономических ресурсов и денежного капитала вправе использовать или реализовывать их по своему усмотрению; работники могут выбирать место работы с учётом своих сил, профессиональных знаний и опыта; потребители свободны в пределах своих денежных доходов покупать продукты и услуги в наборе наиболее подходящем для удовлетворения своих потребностей и у любых продавцов. В рыночной экономике границы свободы выбора поставщиков трудовых и материальных ресурсов определяются потребительским выбором, и в итоге потребитель решает, что должна производить экономика. Следует учитывать, что обе эти формы свободы выбора реализуются в рамках существующих законодательства и моральных принципов.

          Личный интерес - главная движущая сила рыночной экономики. Рыночная экономика представляет собой индивидуалистическую систему, в которой каждая экономическая единица стремится делать то, что выгодно ей самой. Предприниматели стремятся максимизировать свою прибыль (или минимизировать убытки), владельцы материальных ресурсов пытаются продать или сдать их в аренду по максимальной цене, наёмные работники стремятся получить за свой труд максимальный доход, а потребители стараются приобрести определённый продукт по минимальной цене. В итоге стремление к удовлетворению личного интереса, основные критерии которого у различных групп экономических субъектов известны, предопределяет и упорядочивает функционирование рыночной экономики даже при свободе выбора.

Конкуренция (экономическое состязание) - основная регулирующая сила в рыночной экономике, предполагающая:

- наличие на рынке любого конкретного продукта или ресурса большого числа независимо действующих покупателей (потребителей) и продавцов (производителей). При этом отдельный производитель, производя незначительную часть общего объёма выпуска конкретного продукта, не в состоянии воздействовать на величину предложения и цену продукта к своей индивидуальной сверхвыгоде. Аналогично одиночные покупатели не в состоянии влиять на величину спроса и цену продукта к личной выгоде. Таким образом, конкуренция сводится к рассредоточению экономической власти среди множества покупателей и продавцов, регулирует использование этой власти и ограничивает возможности злоупотребления ею. Она препятствует фирмам и домохозяйствам причинять друг другу разрушительный ущерб при их стремлении увеличить личную выгоду и устанавливает пределы реализации ими личного интереса;

- свободу для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их. Эта свобода обеспечивает развитие человеческого общества и изменчивость экономики для сохранения ею эффективности. Она необходима, чтобы экономика могла адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологий или предложения ресурсов.

          Система цен и свобода ценообразования являются основным координирующим механизмом рыночной экономики. Предпочтения продавцов и покупателей в виде предложения и спроса на многих рынках взаимно учитываются, и результат решений принимает систему цен на продукты и ресурсы. Эти цены служат ориентиром, руководствуясь которым владельцы ресурсов, предприниматели и потребители делают и корректируют свой свободный выбор, обеспечивающий личный интерес. Система цен играет роль основной организующей силы рыночной экономики.

          Рыночная экономика представляет собой многосложную систему связей производителей и потребителей на рынках конкретных ресурсов, продуктов и услуг, посредством которой бесчисленные индивидуальные, свободно принятые решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются. При реализации этих связей в рыночной экономике принимаются и осуществляются решения о видах и объёмах производства продуктов, способах эффективной организации производства и распределении продуктов и доходов между членами общества.

          Ограниченная роль правительства определяется тем, что конкурентная рыночная экономика способствует высокой степени эффективности использования и распределения своих ресурсов, и нет необходимости вмешательства государства в её функционирование. Высокая степень эффективности рыночной экономики является результатом нацеленности фирм на удовлетворение реального спроса, точного учёта и быстрой реакции фирм на изменения видов и объёма экономических ресурсов и общественных потребностей и цен на ресурсы и продукты, их стремления к максимизации прибыли на основе использования всех пригодных для этого экономических ресурсов наиболее эффективными способами. Кроме этого есть и другие соображения в пользу минимального вмешательства государства в функционирование экономики (в пользу снижения степени регулирования экономики, дерегулирования экономики), в частности: необходимость фирм реагировать на государственное регулирование увеличивает издержки производства, а в итоге приводит к снижению объёма выпуска продукции и соответственно к снижению эффективности производства; цели, реализуемые функции, критерии эффективности государства и фирм и домашних хозяйств не всегда совпадают, и поэтому большинство государственных воздействий на экономику приводит к определённому снижению текущей эффективности функционирования фирм и домашних хозяйств; время на получение информации о функционировании экономики, на выработку и реализацию регулирующего воздействия, как правило, довольно значительно и в итоге цель, содержание и сила регулирующего воздействия не соответствуют изменившейся экономической ситуации и вместо пользы могут принести ущерб и т. д.

 

 

4.2. Субъекты рынка, их цели и критерии

эффективности функционирования

 

В качестве субъектов рынка выделяют фирмы, домашние хозяйства, государство.

Предприятие – производственное учреждение в форме завода, фабрики, шахты, фермы, транспортного предприятия, оптовой базы, магазина и т.п., реализующее процесс производства конкретного продукта или оказывающее конкретную услугу. Фирма – организация, являющаяся собственником одного или нескольких предприятий и ведущая на них хозяйственную деятельность.

Фирмы, владеющие несколькими предприятиями, являются объединениями этих предприятий. Выделяют объединения, основанные на вертикальном и горизонтальном комбинировании предприятий, а также в виде конгломератов. Вертикальное комбинирование предприятий предполагает совокупность предприятий, составляющих единую технологическую цепочку и находящимися на разных стадиях преобразования исходного сырья в готовый продукт. При горизонтальном комбинировании объединение состоит из предприятий, находящихся на одной из стадий технологического процесса. Конгломерат включает технологически совершенно не связанные предприятия.

Отрасль - группа фирм, производящих однородную продукцию. Отрасль является структурообразующим элементом макроэкономики. Отраслевая структура экономики характеризуется распределением фирм по однородности производимой продукции, технологии и удовлетворяемым потребностям и долей каждой отрасли в общем объёме национального производства. Процесс проникновения фирм-конгломератов в другие отрасли называется диверсификацией производства.

С точки зрения отношений собственности фирмы, как уже отмечалось, делятся на три основных типа: 1) единоличные владения; 2) партнерства; 3) корпорации. Сущностными отличительными чертами первого из типов фирм являются непосредственное соединение в руках единоличного владельца фирмы функций собственности и управления, неограниченная ответственность владельца за дела фирмы. Признаки второго типа – специализация функций управления и неограниченная ответственность совладельцев за деятельность партнера. Признаки третьего типа – отделение функции управления от функции собственности, ограниченная ответственность совладельцев за деятельность фирмы, независимость срока функционирования последней от продолжительности жизни совладельцев.

Роль фирмы в экономике определяется через следующие реализуемые ей функции: производство и распределение продукции, удовлетворяющей потребности общества, и получение в результате этого дохода; распределение дохода на налоги, производственное и непроизводственное потребление, сбережения.

          Критериями эффективности функционирования фирм, в частности, можно считать: повышение эффективности производства, максимизацию прибыли, минимизацию издержек, увеличение объёма выпуска и повышение качества продукции, улучшение условий труда работников, расширение номенклатуры изделий, внедрение в процесс производства достижений научно-технического прогресса.

Второй основной субъект рынка – домашние хозяйства. Они занимают в экономике двойственное положение, выступая в качестве как владельцев и в итоге поставщиков всех производственных ресурсов, так и основной расходующей группы.

                Как владельцы и поставщики экономических (производственных) ресурсов домашние хозяйства являются получателями дохода. Так, заработная плата выплачивается наёмным работникам за их труд, рента - за предоставляемые во временное пользование средства труда их собственникам, процент – за предоставляемые во временное пользование (размещаемые на банковских счетах) денежные средства их владельцам, прибыль от использования собственных и заёмных экономических ресурсов поступает к владельцам фирм.

Как представители расходующей группы домашние хозяйства являются распорядителями получаемого дохода. Часть дохода поступает в виде индивидуальных налогов государству, а остальная идёт на личное потребление и сбережения. Расходы на личное потребление в итоге поступают в сферу материального производства экономики и образуют обратный поток денежных средств от получателей дохода к фирмам, производящим продукты и услуги. Выделение сбережений в доходах домашних хозяйств связано, либо с защитой будущего потребления, либо со спекуляциями. Сбережения осуществляются путём размещения на банковских счетах, вложения в акции, облигации, страховые полисы, негосударственные пенсионные фонды, приобретения жилья, дорогостоящих предметов длительного пользования, драгоценностей, произведений искусства, с возможностью продажи некоторых из этих продуктов по более высокой цене.

В качестве частных экономических субъектов рыночной экономики в дополнение к домашним хозяйствам отметим также менеджеров и предпринимателей.

Менеджер – наемный работник, организующий реализацию задач, поставленных предпринимателем, и не несущий имущественной ответственности за свои действия; наёмный специалист по управлению конкретным производством, руководящий производственной деятельностью групп сотрудников и относящийся к среднему или высшему руководящему составу фирмы.

Предприниматель – самостоятельный агент рынка, действующий на свой страх и риск и под свою ответственность (в том числе и имущественную). Главное, что отличает предпринимателя от других агентов рыночной экономики, - это получаемая им прибыль как разница между затратами предпринимателя на производство и реализацию конкретного товара и ценой, которую покупатель уплачивает за этот товар. Следует отличать прибыль предпринимателя от дохода собственника. Дивиденд на акции, процент по депозитам, рентная плата за землю и прочие средств труда есть доход на собственность.

          Роль домашних хозяйств в экономике заключается в распоряжении ограниченными производственными ресурсами, находящимися в частной собственности, в формировании структуры и объёма общественных потребностей через предъявление индивидуального спроса на конкретные продукты и услуги, в воспроизводстве и развитии населения как поставщика трудовых ресурсов и потребителей.

Критериями эффективности функционирования домашних хозяйств можно считать: максимум удовлетворённых личных потребностей (достигается через максимум дохода на личный ресурс) – главный критерий; общую продолжительность жизни и её активного периода, количество всех видов накопленных ресурсов, объём ресурсов передаваемых по наследству (в том числе жизненные принципы, личное имущество, денежные средства и средства производства, дружеские и служебные связи и т. п.), количество и качество наследников, объём и качество произведённых за жизнь продуктов и услуг и степень удовлетворённости плодами своего труда, высшая занимаемая должность, общественный статус, уровень личного физического и интеллектуального развития и т. д.

Последний из рассматриваемых основных субъектов рынка - государство. Роль государства в экономике раскрывается через следующие выполняемые им основные функции: а) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы для эффективного функционирования рыночной экономики; б) контроль и обеспечение воспроизводства экономической системы и её стабильного экономического роста; в) обеспечение минимального уровня жизни малообеспеченным слоям населения.

Эти функции государство выполняет, используя свои властные полномочия, денежные средства, аккумулируемые им из налоговых поступлений от фирм и домашних хозяйств, и ресурсы, находящиеся в государственной собственности.

Критериями эффективности функционирования государства, в частности, можно считать: сохранение и развитие государства как целостной социально-экономической системы, обеспечение стабильного, бескризисного экономического роста, повышение уровня жизни всех без исключения граждан, создание среды, обеспечивающей наиболее эффективное функционирование и развитие граждан и фирм, объём и качество накопленного национального богатства, сокращение всех видов лагов и особо лага непроизводственного потребления, уровень развития граждан данного государства.

 

 

4.3. Взаимодействие субъектов рынка.

Виды рынков и их классификация

 

Взаимодействие основных субъектов рынка может быть раскрыто на основе анализа модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов, приведённой на рис. 4.1, где выделены два различных вида рынка – ресурсов и продуктов (показаны эллипсами), – на которых функционируют фирмы, домашние хозяйства и государство (показаны прямоугольниками).

Глава 04
 


  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4.1. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов
 
 

 


Рассмотрим сначала рынок ресурсов. Являясь владельцами экономических ресурсов домашние хозяйства выступают на этом рынке в качестве поставщиков своих ресурсов фирмам. Фирмы предъявляют спрос на необходимые им для производства продуктов и услуг экономические ресурсы. В результате взаимодействия спроса и предложения фирм и домашних хозяйств на рынках конкретных ресурсов устанавливаются цены на каждый из этих ресурсов. Денежные расходы фирм на приобретение необходимых экономических ресурсов образуют издержки производства этих фирм и одновременно являются денежными доходами домашних хозяйств, как плата за поставленные ими экономические ресурсы в виде заработной платы, ренты, процента и прибыли.

                На рынке продуктов домашние хозяйства предъявляют спрос на потребительские продукты и услуги. Фирмы в качестве непосредственных производителей, использующих экономические ресурсы, или коммерческих посредников поставляют на рынок продуктов потребительские продукты и услуги. В результате взаимодействия спроса и предложения фирм и домашних хозяйств на рынках конкретных продуктов и услуг устанавливаются цены на каждый из этих эти продуктов и услуг. Денежные расходы домашних хозяйств на приобретение необходимых продуктов и услуг в границах полученных ранее доходов образуют потребительские расходы домашних хозяйств и одновременно являются денежными доходами (выручкой от реализации) фирм, как плата за произведённые и поставленные ими потребительские продукты и услуги.

Фирмы и домашние хозяйства являются участниками обоих рынков, выступая на каждом в разных противоположных сторонах.  Домашние хозяйства на рынке экономических (производственных) ресурсов выступают в качестве продавцов этих ресурсов, а на рынке продуктов в качестве покупателей, предъявляющих спрос на продукты и услуги потребительского назначения. Фирмы на рынке экономических (производственных) ресурсов представляют собой покупателей, предъявляющих спрос на эти ресурсы, а на рынке продуктов - продавцов, инициирующих предложение продуктов и услуг потребительского назначения.

В экономической системе домашние хозяйства и фирмы выступают и в роли покупателей, и в роли продавцов. Ограниченность экономических ресурсов ведёт к ограниченности дохода, получаемого домашними хозяйствами от их реализации, к ограниченности продукта, который могут купить домашние хозяйства на свой доход, к ограниченности продукта, который могут произвести и реализовать фирмы и ограниченности выручки фирм от реализации этого продукта, а в итоге и к ограниченности ресурсов, которые фирмы могут купить. То есть проблема ограниченности пронизывает всю систему экономических отношений.

Анализируя потоки, изображенные на рис. 4.1, легко заметить, что против часовой стрелки идут реальные потоки экономических (производственных) ресурсов и продуктов потребительского назначения, а по часовой стрелке - денежные потоки доходов домашних хозяйств и фирм и издержек производства и потребительских расходов. На основе этой схемы может прийти мысль, что если денежный доход фирм от реализации продуктов равен потребительским расходам домашних хозяйств, а издержки фирм на приобретение экономических ресурсов равны доходам домашних хозяйств, то в экономической системе имеет место постоянно стабильно возобновляющийся по количеству, качеству и объёму кругооборот ресурсов, продуктов и дохода. На самом деле это не так. В экономической системе наблюдаются кризисы в виде спадов производства, инфляция, также ведущая к дестабилизации экономики и экономический рост в целом. Этому способствует множество факторов, в частности: наличие сбережений у домашних хозяйств, что ведёт к несоответствию потока доходов и расходов на уровне домашних хозяйств, а в итоге и фирм; изменения в объёме и видах экономических ресурсов и общественных потребностей; концентрация на основе наличия частной собственности на экономические ресурсы, экономической свободы и наличия прибыли в цене продукции доходов, а в итоге ресурсов и продуктов в руках незначительного меньшинства граждан; торговля и прочие экономические отношения с другими странами и т. д. Часть из этих факторов будет рассмотрена в данном учебном пособии. Кроме этого, схема, представленная на рис. 4.1, является очень упрощённым отражением экономической действительности, в частности, не учитывающим финансовый рынок, рынок зарубежных потребителей, рынок товаров и услуг производственного назначения и продуктов.

          Государство, реализуя свои функции, также присутствует на указанных рынках. С одной стороны, государство выступает в роли покупателя ресурсов и продуктов и в роли продавца продуктов и услуг. С другой стороны, через контроль реальных потоков экономических ресурсов и продуктов потребительского назначения и денежных потоков доходов и расходов и с помощью налоговой политики воздействует на деятельность фирм и домашних хозяйств. Именно таким образом государство получает возможность влиять на динамику и структуру национального продукта, уровень занятости и инфляции, а также на перераспределение доходов. Аккумулируя же за счет налоговых поступлений денежные средства, государство оказывается способным обеспечивать правовую основу и предоставлять услуги для эффективного развития экономики.

          Выделяют следующие основные классификационные признаки и соответствующие им типы рынков:

- по типам рыночных структур на рынке продуктов, определяющих степень конкуренции: рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигополистический рынок, рынок чистой монополии;

- по объекту рыночных отношений: рынки товаров и услуг, рынки факторов производства, финансовый рынок;

- по территориальному признаку: местный, региональный, федеральный, мировой и т. д.

 

 

4.4. Достоинства и недостатки рыночной системы.

Роль государства в экономике

 

          Достоинства рыночной системы:

- способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых обществу товаров;

- вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

- создаёт условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных форм организации и управления производством;

- обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

- нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров и услуг.

          Недостатки рыночной системы:

- не способствует сохранению естественно и экономически воспроизводимых и невоспроизводимых ресурсов;

- отрицательно сказывается на окружающей среде; предприниматели считают расходы на защиту окружающей среды снижающими эффективность их предпринимательской деятельности;

- не обеспечивает производства общественных благ (товаров и услуг коллективного пользования): дамбы, маяки, дороги, общественный транспорт, борьба с эпидемиями и стихийными бедствиями, государственная оборона, поддержание правопорядка и т. п.;

- не создаёт условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;

- не гарантирует никаких прав, в частности, прав на труд, на доход, на отдых, на образование, на медицинскую помощь, на жилище, на достойный уровень жизни и т. д.;

- не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных;

- по сути своей основана на использовании наёмного труда собственниками всех видов ресурсов, в первую очередь собственниками финансового и реального капитала (в итоге все люди делятся на две группы: незначительную по численности, которая покупает труд других людей, и большинство населения, которое продаёт свою способность к труду), и нацелена на концентрацию всех видов ресурсов (материальных, денежных и власти) в руках незначительного меньшинства общества, что ведёт к кризисам в экономике (безработице, инфляции, нарушению технологических и коммерческих связей, разрушению национального богатства), замедлению темпов развития человечества и отбрасыванию его периодически назад по уровню развития и накопленного национального богатства, увеличению страданий людей и обесцениванию их жизней;

- проигрыш в конкуренции ведёт к безработице с соответствующими социальными последствиями; преждевременному выбытию из процесса производства средств труда (раньше их физического или морального износа); монополизации рынков отдельных товаров и услуг, а через это к усилению степени концентрации ресурсов, ограничению экономических свобод других субъектов через диктат цен и объёмов выпуска продуктов и т. д.; при этом победители в конкурентной борьбе не несут никакой ответственности за эти последствия.

Участие государства в экономической деятельности определяется необходимостью недопущения и нейтрализации недостатков рыночной системы организации экономики, обеспечения организованности и целостности экономической системы как целого и помощи в реализации развития экономики и общества по ряду прогрессивных направлений. С учётом этого выделяют следующие основные экономические функции государства.

1. Создание и обеспечение реализации правовой базы, некоторых важнейших услуг и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы.

          Необходимая правовая база в виде соответствующих законодательств предполагает:

- определение прав частной собственности;

- предоставление законного статуса частным предприятиям;

- гарантирование соблюдения контрактов;

- установление государством законов, регулирующих отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями, между рабочими и наёмными менеджерами, между гражданами, отношения с государством.

          На основе законодательства государство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономических субъектов и применять власть для наложения соответствующих взысканий и упорядочения экономической деятельности в соответствии с законодательством.

          Основные услуги, предоставляемые государством:

- применение сил милиции для поддержания общественного порядка;

- охрана частной собственности, жизни и здоровья граждан;

- введение стандартов измерения времени, массы, объёма, качества продуктов;

- создание и обеспечение функционирования денежной системы, облегчающей обмен товаров и услуг.

                Кроме этого в обязанности государства входит разработка, пропаганда и обеспечение реализации соответствующей идеологии. Общество без идеологии - это отсутствие цели и смысла жизни как общества в целом, так и большинства его индивидов. Идеология – это система политических, правовых, экономических, нравственных, религиозных, культурно-эстетических взглядов и идей на устройство и пути развития общества, формируемая с учётом исторического опыта и идеальных представлений о жизни общества. В конкретизированном виде идеология должна представать в виде системы целей, задачи и критериев.

                Разработка государством законов и обеспечение их реализации, введение стандартов и обеспечение их применения, идеология общества упорядочивают экономическую деятельность, придают ей цель и смыл, предотвращают и прекращают антиобщественную, антиэкономическую деятельность граждан, укрепляют веру членов общества в экономическую систему, в которой они живут и трудятся. Таким образом, создаётся общественная атмосфера, способствующая повышению эффективности функционирования конкретной смешанной экономической системы.

2. Поддержание конкурентной среды и нейтрализация отрицательных последствий монополии на рынках конкретных продуктов и услуг.

                О сущности конкуренции уже упоминалось в § 4.1. Конкуренция (экономическое состязание) является основной регулирующей силой в рыночной экономике, которая подчиняет производителей продуктов и услуг и поставщиков ресурсов требованиям потребителей (покупателей).

                В условиях конкуренции на рынках конкретных продуктов, услуг и ресурсов величина их предложения и рыночная цена определяются решениями большого числа независимо действующих покупателей (потребителей) и продавцов (производителей). В итоге отдельные производители продуктов и услуг и поставщики ресурсов не влияют на величину рыночного предложения и рыночную цену конкретных продуктов, услуг и ресурсов и могут только приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система доводит до продавцов (производителей, поставщиков). 

          Успешно конкурирующих производителей, имеющих прибыль и прочное положение на рынке, отличают учёт ими изменений рыночных цен на продукты и услуги, неценовых факторов спроса и предложения (см. гл. 5.) и улучшение и расширение своих производственных возможностей. Тех, кто нарушает экономические законы, не учитывает изменения факторов рынков ресурсов и продуктов и не развивает своё производство, ожидают убытки и банкротство.

          Конкурентная борьба или экономическая ситуация могут привести к банкротству значительного числа производителей конкретного продукта или услуги и/или сосредоточения объёма его производства в руках незначительного числа или даже одного производителя и в итоге к появлению монополии.

          Монополия – ситуация, при которой число продавцов (производителей) на рынке конкретного продукта или услуги становится настолько мало, что каждый из них уже в состоянии оказывать влияние на общий объём предложения и цену продаваемого продукта или услуги, не считаясь с требованиями всех возможных покупателей и пренебрегая интересами других производителей данного продукта или услуги.

          Чистая монополия – рынок конкретного продукта (услуги) на котором одна фирма производит продукт, не имеющий продуктов заменителей, доступ на который другим фирмам закрыт и где она может устанавливать цену на свой продукт.

          Естественная монополия – те отрасли, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков, в частности: при наличии единственного месторождения конкретного ресурса; при использовании технологически неразрывной системы оборудования, обеспечивающей сбыт продукции; в ситуация, когда одно крупное предприятие обеспечивает производство с меньшими издержками, чем несколько меньших по размеру (например: железнодорожный транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией и другие предприятия общественного пользования).

                В условиях замены конкуренции монополией продавцы (производители) могут искусственно ограничивать объём выпуска продукции и повышать цены на неё, получая при этом устойчивую экономическую сверхприбыль. При этом предприятия (продавцы) монополисты не считаются с требованиями всех возможных покупателей данного продукта и общества в целом и пренебрегают интересами других производителей данного продукта или услуги и производителей других продуктов и услуг. В результате потребность в данном продукте удовлетворяются не в полной мере и у меньшего числа потребителей. А дополнительные расходы оставшихся потребителей данного продукта, которым ещё доступны повышенные цены, ведут к тому, что уменьшаются их возможности по покупке и потреблению других продуктов и услуг, удовлетворяющих другие потребности. Снижение спроса на другие продукты и услуги ведёт к соответствующему уменьшению их предложения. А монопольное повышение цен на одни продукты ведёт к соответствующему повышению цен на экономические ресурсы и другие продукты и услуги. Таким образом занижение монополистами объёмов производства и монопольно высокие цены противоречат интересам общества и ведут к дестабилизации в экономике в виде инфляции и кризисов. Еще одним негативным результатом монополизации экономики является нерациональное распределение экономических ресурсов между производствами конкретных продуктов и услуг, ведущее к снижению эффективности экономики в целом с точки зрения объёма удовлетворения общественных потребностей. Результаты деятельности монополистов в меньшей степени соответствуют требованиям общества, чем результаты деятельности конкурирующих производителей (продавцов).

                Два способа контроля над частными монополиями:

          1. Для естественных монополий государство создаёт государственные комиссии по регулированию цен и установлению стандартов на предоставляемые услуги, а также в необходимых случаях национализирует собственность подобных фирм или изначально не допускает частный капитал в подобные отрасли.

                2. На подавляющем большинстве рынков продуктов и услуг эффективное производство может быть обеспечено при высокой степени развития конкуренции. В данном случае государство принимает антимонопольные законы с целью защиты и усиления конкуренции в качестве эффективного регулятора поведения бизнеса. Практической реализацией данных законов, в частности, может быть введение повышенной ставки налогов, ограничение верхнего предела цены, требования к качеству, условиям и направлениям поставки продукта, угроза лишения лицензии или даже закрытия предприятия до момента разбиения (если это технологически возможно) существующего монополиста или группы монополистов на более мелкие конкурирующие предприятия, либо до момента появления новых конкурентов, как вариант, с обязательством передачи им части интеллектуальной собственности монополистов для обеспечения высокого начального уровня конкурентной борьбы.

                3. Перераспределение дохода и богатства

          Рыночная система, как обезличенный, беспристрастный механизм, порождает значительное неравенство в распределении дохода, а следовательно, и в распределении национального продукта между индивидуальными хозяйствами. Несмотря на внешнее изобилие и тенденцию к неуклонному повышению уровня жизни населения некоторый прогресс, бедность продолжает оставаться острой экономической и политической проблемой.

Крупные доходы в экономической системе достаются тому:

- чей труд высоко оплачивается в силу природных способностей, благоприобретённого образования и мастерства, занимаемого рабочего места;

- кто владеет значительными объёмами высокоэффективных с точки зрения прибыльности средств производства и денежного капитала, в частности, заработанными упорным трудом или доставшимися по наследству.

                Малые доходы:

- тем, кто обладает меньшими способностями, получили скромное образование и квалификацию, занимают низкооплачиваемые рабочие места;

- тем, кто не накопил и не унаследовал никаких материальных и денежных средств;

- значительному числу наёмных работников по сравнению с собственниками реального и денежного капитала;

- большинству престарелых;

- лицам с физическими и умственными недостатками;

- незамужним женщинам и вдовам с детьми на иждивении;

- безработным;

- дискриминируемым национальным и прочим меньшинствам.

          Государство использует два основных подхода для уменьшения степени неравенства доходов граждан в обществе (подробнее смотри гл. 14). При этом, безусловно, преследуется не цель уравнивания доходов и даже, как правило, не цель достижения определённого уровня развития личности, а цель обеспечения минимального уровня жизни для простого физического выживания и возможности включения в социально-экономическую жизнь общества.

          Первый подход сводится к трансфертным платежам государства в виде денежных пособий остронуждающимся группам граждан, пострадавших в результате особых обстоятельств, иждивенцам, инвалидам, безработным, многодетным и малообеспеченным семьям, больным, пенсионерам, учащимся. Для этого разрабатываются и реализуются программы социального, медицинского и пенсионного страхования и т.п. Подобные программы предназначены для тех граждан, которые вовсе не имеют дохода или получают незначительный доход, и в принципе должны доводить доход граждан до минимально приемлемого уровня жизни в данном обществе с целью выживания и включения в социально-экономическую жизнь общества.

          Второй подход изменения распределения доходов основан на вмешательстве государства в функционирование рынков конкретных ресурсов, продуктов и услуг. Для обеспечения всеобщей доступности определённых жизненно необходимых видов продуктов и услуг государство регулирует цены на них, устанавливаемые рыночными силами спроса и предложения в расчёте не на всех кому необходимы эти продукты и услуги, а только на тех, кто может заплатить цену, приносящую приемлемую продавцам прибыль. Так гарантирование закупочных цен фермерам и законодательство о минимальных ставках заработной платы являются примерами фиксирования государством цены с целью повышения доходов определённых групп населения. Кроме этого применяются прогрессивный личный подоходный налог и льготное налогообложение производителей определённых групп товаров.

          4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального продукта для наиболее полного удовлетворения общественных потребностей.

                Выделяют две ситуации несостоятельности рыночной системы с точки зрения оптимального удовлетворения общественных потребностей:

1) Ситуация побочных эффектов (внешних экономических эффектов, переливов ресурсов) – когда конкурентная рыночная система производит определённые продукты и услуги не в том объёме, который технологически возможен и является оптимальным с общественной точки зрения;

          2) Ситуация производства общественных благ и услуг – когда конкурентная рыночная система вообще не выделяет экономических ресурсов на производство некоторых продуктов и услуг, которые необходимы как для обеспечения функционирования  экономики, так и для удовлетворения общественных потребностей.

          1) Побочные эффекты (переливы ресурсов) – представляют собой некоторые выгоды и издержки, связанные с производством или потреблением товара, выпадающие на долю индивида или группы, не являющихся участниками рыночной сделки (не являющихся непосредственными покупателями или продавцами) и иначе называемых третьей стороной.

Издержки перелива – порождаемые производством или потреблением товара (продукта или услуги) некомпенсируемые издержки (конкретные потери, ущерб) у какой-нибудь третьей стороны.

          Издержки перелива возникают, когда фирмы не выделяют необходимых экономических ресурсов и соответствующих денежных средств на нейтрализацию или предотвращение всех отрицательных последствий вызываемых деятельностью их предприятий и наносящих вред третьим лицам, т.е. не несут всех издержек связанных с производством их товаров. В результате производственные издержки этих фирм оказываются ниже, чем, если бы они несли все издержки связанные с их производствами. Это ведёт к производству их товаров больше эффективного или оптимального с общественной точки зрения объёма и чрезмерному использованию экономических ресурсов в производстве этих товаров в ущерб удовлетворению других общественных потребностей. При этом потери третьих лиц (граждан, других фирм, общества в целом) могут оказаться выше выгод фирм вызывающих издержки перелива и их дополнительных потребителей. Наглядным примером издержек перелива является загрязнение окружающей среды, наносящее вред здоровью граждан, уничтожающее природную среду их обитания, другим фирмам, в частности сельскохозяйственным предприятиям и предприятиям, вынужденным заниматься очисткой воды, почвы и воздуха для обеспечения своего технологического процесса.

          Для нейтрализации или недопущения издержек перелива государство применяет два основных способа: разработку и обеспечение реализации соответствующих законов и введение дополнительных налогов на фирмы-нарушители.

          Законы, запрещающие или ограничивающие загрязнение и уничтожение природной среды, под угрозой штрафов, ограничения объёма выпуска, переноса на другое место, приостановления деятельности, полного закрытия и т.п. мер, заставляют потенциальных фирм-нарушителей брать на себя все издержки связанные с их производством. Фирмы вынуждены закупать и использовать соответствующие очистные сооружения и оборудование, проводить природно-восстановительные работы. В итоге издержки перелива сокращаются до допустимого или нулевого уровня, объём выпуска продукции этих фирм уменьшается до оптимального с общественной точки зрения, а высвободившиеся производственные ресурсы идут на удовлетворение других общественных потребностей.

                На фирмы, производство которых порождает издержки перелива, дополнительные специальные налоги вводятся в объёме равном или очень близком к издержкам перелива этих фирм на единицу продукции. Эти налоги, являясь издержками фирм, приводят к изъятию у них сэкономленных денежных средств в объёме издержек перелива. В итоге объём выпуска продукции этих фирм уменьшается до оптимального с общественной точки зрения, а высвободившиеся производственные ресурсы идут на удовлетворение других общественных потребностей. Но при этом остаются издержки перелива от оставшегося объёма выпуска продукции. Подобная мера должна применяться, когда отдельная фирма-нарушитель не имеет производственных и финансовых возможностей для нейтрализации или предотвращения издержек перелива. Таким образом, эти налоговые сборы должны тратиться на создание, в частности, государственных природно-восстановительных предприятий, имеющих возможности эффективно нейтрализовать издержки перелива конкретных фирм на определённой территории.

Выгоды перелива – порождаемые производством или потреблением товара (продукта или услуги) выгоды, не требующие компенсации фирмам-производителям и достающиеся даром третьей стороне или обществу в целом.

Выгоды перелива, как правило, трудноконкретизируемы в виде продукта или услуги, чтобы производить их отдельно, и связаны с ростом доходов и снижением издержек третьих лиц и общества в целом в будущем. Рыночный спрос на продукты и услуги отражает лишь явные непосредственные выгоды их потребителей – отдельных граждан и фирм, и не учитывает их возможных дополнительных личных выгод и выгод третьих лиц и общества в целом от производства и потребления этих продуктов и услуг. В итоге рыночная система производит продукты и услуги, производство и потребление которых связано с появлением выгод перелива, меньше оптимального с учётом всех выгод с общественной точки зрения объёма. При этом происходит соответствующее нерациональное занижение объёмов использованных для производства подобных продуктов и услуг экономических ресурсов. В частности, спрос на образование не учитывает в полной мере такие дополнительные выгоды, как более высокий уровень доходов и, соответственно, уровень жизни в будущем, возможность получить стабильное и благоприятное по условиям труда место работы, возможность дальнейшего профессионального и карьерного роста, обеспеченное будущее своих детей, качественное и эффективное производство продуктов и услуг данным работником в фирме в будущем и т. д. А спрос на прививки против гриппа не учитывает доход, который гражданин мог бы потерять во время болезни, дополнительные расходы на лекарственные средства, возможные осложнения, которые могли бы привести к полной или частичной потере трудоспособности, сокращение продолжительности его жизни, потери психического и физического здоровья ухаживающих за ним родственников, снижения уровня потребления его семьи, дополнительную нагрузку на его коллег по работе за время болезни, выгоду для общества в целом от сохранения здоровья и жизни конкретного работника и т. д.

Государство может использовать три типа мер для урегулирования проблемы непропорционального выгодам перелива распределения экономических ресурсов (или для трансформации выгод перелива в выгоды всего общества или значительной его части; или устранения дефицита ресурсов при производстве товаров, связанных с выгодами перелива): увеличить спрос, увеличить предложение, выступить в качестве производителя.

          Увеличение спроса является результатом разработки и реализации государственных программ, увеличивающих покупательную способность несостоятельных граждан на приобретение только тех продуктов и услуг, с которыми связаны выгоды перелива. Подобные программы предполагают выдачу нуждающимся талонов на получение конкретных продуктов и услуг (денежный эквивалент этих талонов компенсируется продавцам государством или зачитывается в виде налоговых платежей), предоставление им льгот по оплате и денежных субсидий, предоставление целевых кредитов. В качестве примеров подобных товаров можно привести: продукты питания, лекарства, коммунальные платежи, кредиты на платное образование, улучшение жилищных условий и приобретение жилья. Увеличение спроса на подобные продукты и услуги ведёт к росту их производства и потребления, обеспечению выживаемости нуждающихся слоёв населения и их включению в социально-экономическую жизнь общества. В итоге повышается эффективность распределения экономических ресурсов с точки зрения общества и увеличиваются его выгоды в целом.

          Увеличение предложения осуществляется путём субсидирования (в виде безвозмездных целевых выплат) производителей продуктов и услуг, связанных с выгодами перелива. С учётом меньшего числа субсидируемых фирм по сравнению с нуждающимися гражданами и лёгкости контроля за результатами использования денежных средств подобный способ может считаться более удобным и простым в административном плане по сравнению с увеличением спроса. Налоги представляют для производителей дополнительные издержки, а субсидии увеличивают денежный доход фирм. Итогом подобного субсидирования являются увеличение поступления экономических ресурсов на производство продукта, связанного с выгодами перелива, увеличение объёма выпуска продукта до оптимальной с точки зрения общества величины, более эффективное распределение экономических ресурсов в экономике и увеличение выгод общества в целом. Аналогичный субсидиям эффект даёт льготное налогообложение или полное освобождение фирм от налогов. В качестве примера можно привести гарантирование закупок сельскохозяйственной продукции по устанавливаемым государством ценам, налоговые льготы фирмам, производящим продукты и услуги, связанные с выгодами перелива, и использующим труд инвалидов, массовые профилактические прививки и обследования, государственные программы субсидирования культуры, искусства, науки, образования, здравоохранения.

В качестве производителя продуктов и услуг государство выступает в случаях чрезвычайно больших и особо ценных для общества выгод перелива. При этом государство может финансировать подобные отрасли, состоящие из частных фирм, на условиях жёсткого контроля с оговорёнными нормой прибыли и направлениями использования денежных средств. В некоторых случаях государство может национализировать и непосредственно управлять подобными отраслями, а при отсутствии, создавать подобные отрасли на основе государственной или частной собственности. 

2) Производство общественных благ и услуг.

Свойства товаров индивидуального потребления (частных благ), производимых рыночной системой: делимы, т.е. состоят из достаточно малых единиц доступных по ценам индивидуальным покупателям; к ним применим принцип исключения, заключающийся в том, что продукт или услугу получают те, кто в состоянии заплатить за него равновесную рыночную цену, а кто не в состоянии или не желает платить эту цену, исключаются из числа потребителей данного продукта или услуги; получение выгод, обеспечиваемых данным продуктом или услугой, возможно только после его покупки.

          Государственные, или общественные, блага – продукты и услуги, на которые рыночная система вообще не выделяет экономических ресурсов и не намерена их производить, так как их свойства противоположны свойствам товаров индивидуального потребления, и которые необходимы для обеспечения функционирования экономики и удовлетворения общественных потребностей, и приносят существенные выгоды обществу.

          Свойства общественных благ: неделимы, т.е. состоят из крупных единиц не доступных по ценам индивидуальным покупателям; на них не распространяется принцип исключения, т.к. не существует эффективных способов отстранения индивидов и фирм, которые не могут и не желают платить за них, от пользования выгодами, обеспечиваемыми этими благами, как только они производятся; выгоды от них достаются обществу не после продажи, а сразу после производства; приносят обществу существенные выгоды.

Примеры общественных благ: нейтрализация последствий стихийных бедствий и катастроф, природоохранные мероприятия, национальная оборона, обеспечение общественного порядка, уличное освещение, маяки. Подобные продукты и услуги приносят обществу существенную выгоду, но её невозможно выразить в ценах. Кроме того, общественные блага невозможно продать отдельным гражданам или фирмам и исключить их от получения выгод от этих благ после их производства пока за них не заплатят. В силу этого частные фирмы, нуждающиеся в денежном доходе для приобретения ресурсов и ориентированные на максимизацию своей прибыли, не будут выделять ресурсы на производство этих продуктов и услуг. Таким образом, для получения обществом выгод от общественных благ, их производство на государственных предприятиях или частных фирмах должно организовать государство. При этом финансирование производства общественных благ осуществляется за счёт налоговых поступлений с граждан и частных фирм, в виде их обязательных платежей государству.

          Квазиобщественные (квазигосударственные) блага – продукты и услуги, на которые может распространяться принцип исключения, на них можно устанавливать цену и частные производители могут организовать их производство и реализацию в рамках рыночной системы, но порождающие такие большие выгоды перелива, что рыночная система не производит их в достаточном с общественной точки зрения количестве, и поэтому государство осуществляет их производство или финансирование. К квазиобщественным благам можно отнести профилактическое медицинское обслуживание, государственную систему здравоохранения в целом, государственную систему образования, государственное жилищное строительство, библиотеки, музеи, театры, автомагистрали, парки культуры и отдыха и т.п. Относить те или иные продукты и услуги, типа системы здравоохранения, системы образования, жилищного строительства полностью или частично к квазиобщественным или к частным благам решается обществом в целом или жителями конкретных территорий, в частности, в зависимости от ресурсных возможностей, величины выгод перелива и стратегических целей общества. И в итоге это решение определит объём и долю предоставления этих благ за государственный счёт.

          Товары индивидуального потребления приобретаются у частных фирм на основе самостоятельных решений индивидов. Общественные блага приобретаются через посредство государства при осуществлении им финансирования их производства на государственных предприятиях и в частных фирмах. Виды и объёмы производства различных общественных благ определяются в демократическом государстве на основе групповых или коллективных решений политическими методами, т.е. путём голосования, и являются одним из элементов государственной политики. Эти групповые решения в рамках государственной политики являются дополнением к решениям домохозяйств и фирм в рыночной системе о том что, сколько, каким образом, по какой цене и для кого производить.

          В условиях полной занятости экономических ресурсов и полного объёма производства для реализации групповых решений о производстве общественных благ перед государством встаёт задача перераспределения ограниченных экономических ресурсов из производства товаров индивидуального потребления в производство общественных благ. Для высвобождения экономических ресурсов из частного сектора государство сокращает спрос на них путём обложения фирм и домашних хозяйств налогами. Налоги уменьшают доходы фирм и домашних хозяйств, снижают их покупательную способность и одновременно увеличивают покупательную способность государства. В результате домашние хозяйства сокращают расходы на товары индивидуального потребления, фирмы в ответ на это снижают объёмы производства и сокращают спрос на экономические ресурсы. Государство, расходуя налоговые поступления, осуществляет собственное производство или заказ у частных фирм необходимых общественных благ и этим добивается направления высвободившихся из частного сектора экономических ресурсов на их производство. Таким образом, государство на основе налоговых сборов и собственных закупок общественных благ осуществляет эффективное с общественной точки зрения перераспределение экономических ресурсов и оптимальную структуру национального продукта страны.

5. Стабилизация экономики и стимулирование безинфляционного экономического роста.

Стабилизация экономики – это целенаправленная экономическая политика воздействия государства на рыночную систему для обеспечения полной занятости экономических ресурсов и стабильного уровня цен. Совокупный спрос (общий спрос всех экономических субъектов: граждан, фирм, государства и зарубежных потребителей) влияет на объём национального производства, степень занятости экономических ресурсов в производстве и уровень цен. Повышение совокупного спроса ведёт к росту объёмов производства в соответствующих отраслях, увеличению объёмов используемых в производстве экономических ресурсов, повышению эффективности их использования и в итоге к росту уровня цен. И наоборот. Многие экономисты считают, что рыночная система не обеспечивает постоянного соответствия величины совокупного спроса потенциальному (максимально возможному) объёму выпуска продукции национальной экономикой (см. § 9.3.). В связи с чем возможно возникновение двух неблагоприятных ситуаций:

Безработица и спад производства. Ситуация когда общая величина расходов в частном секторе меньше стоимости в текущих рыночных ценах максимального объёма производства в этом секторе и в итоге не обеспечивается полная занятость трудовых ресурсов и средств производства в производстве продуктов и услуг, т.е. имеют место безработица и спад производства (см. §§ 10.2, 11.2). В этой ситуации государство дополняет частные расходы до такого уровня, чтобы общий объём расходов – частных и государственных – обеспечивал потенциальный объём национального производства и полную занятость экономических ресурсов. Один из методов, которым это может быть сделано – метод государственных расходов и налогообложения, который государство использует для перераспределения экономических ресурсов с производства товаров индивидуального потребления на производство общественных благ. Для этого, с одной стороны, государство увеличивает собственные расходы на общественные блага, заказывая их на государственных предприятиях и у частных фирм, а с другой стороны, сокращает налоги с частных фирм и граждан с целью повышения их покупательной способности.

Инфляция. Ситуация, когда общая величина расходов всех экономических субъектов превышает стоимость в текущих рыночных ценах максимального объёма национального продукта, который может произвести экономика. В этой ситуации потребители конкурируют за ограниченное по сравнению с их денежными доходами количество продуктов и услуг. Производители уже не могут отреагировать увеличением объёма выпуска и, добиваясь максимизации прибыли, повышают цены на продукты и услуги, ориентируясь на самых состоятельных потребителей, т.е. имеет место инфляция - повышение общего уровня цен на продукты и услуги (см. § 11.1). В этой ситуации государство снижает совокупные расходы, в частности, путём сокращения собственных расходов и повышения налогов с частных фирм и граждан с целью снижения расходов в частном секторе экономики.

Для обеспечения экономической стабильности государство располагает и другими рычагами (смотри о фискальной и монетарной политике § 10.3), кроме регулирования государственных расходов и налогообложения фирм и граждан, среди которых:

- либерализация и ограничение цен;

- сведение дефицита государственного бюджета к минимуму;

- регулирование объёма денежной массы в обращении;

- введение внутренней конвертируемой национальной валюты;

- сдерживание роста доходов;

                - преобразование форм собственности (в частности: приватизация; снятие ограничений и создание благоприятных условий для развития частного сектора);

- изменение структуры экономики (в частности: антимонопольная политика, государственная поддержка отдельных отраслей).

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика