elenka

Путь к Файлу: /Концепции современного естествознания / корпоративное планирование / Культура речи / рабочая тетрадь.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   elenka
Добавлен:   24.10.2014
Размер:   247.5 КБ
СКАЧАТЬ

 

НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ

                                                           ОТНОШЕНИЙ

 

 

                                    «Эффективность публичного выступления».

             

 

 

 

                       

Пущина Т.М.

Старший преподаватель кафедры

                            теории организации менеджмента

 

 

 

 

Рабочая тетрадь

 

 

 

 

                                    Нижний Новгород 2006


 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

стр.

Раздел 1.

Устное публичное выступление

1

Раздел  2

Композиционно-логическая организация публичного выступления

6

Раздел  3 

Процесс аргументации

11

Раздел  4

Характеристика видов ораторской речи

14

 

Словарь нормативного ударения и произношения

20

 

Список рекомендуемой литературы

19

 

 

 

 

           


Раздел 1.  Устное публичное выступление – это единство таких каналов речевого воздействия как:

· Сообщение – передача определенной суммы  сведений, знаний в эмоционально- нейтральной форме изложения;

· Убеждение – анализ, оценка, интерпретация сведений, информации;

· Внушение – обращение к чувствам  и переживаниям слушателей, влияние на их представления и на волевые процессы.

 

            Рассмотрим основные требования, способствующие эффективности публичного выступления.

 

рабочая тетрадьрабочая тетрадьрабочая тетрадьрабочая тетрадьрабочая тетрадьрабочая тетрадь

5. Сдержанная эмоциональность

 

4. Разговорность (Текст должен выглядеть как откровенный разговор)

 

7. Установление контакта с аудиторией.

 

 

6. Обращение оратора к аудитории

 

3.Краткость

 

 

2. Решительное начало и решительный конец

 

1.Доступность изложения.

 

 

Общие требования к публичному выступлению:

 
рабочая тетрадь           

           

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1.

· Проанализируйте  данные положения и опишите  их значимость для публичного выступления.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Комментарии.

«Чтобы меньше волноваться перед выступлением, надо быть более уверенным в себе. Чем лучше вы владеете предметом изложения, тем меньше волнений. Размер волнений обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или результату подготовки. Невидимый ни для кого предварительный труд – основа уверенного лектора. Эта уверенность тотчас же повышается во время самой речи, как только оратор почувствует, что  говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что осталось сказать.»[1]

 

рабочая тетрадь 

 

 

 

 


Задание 2

· Укажите достоинства и недостатки разных видов подготовки выступления. Какому из них вы отдаете предпочтение?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комментарий.

· Выступление с опорой на текст. Написанный текст речи следует хорошо осмыслить, проанализировать проблему, о которой будет идти речь, выделить основные смысловые части, продумать связь между ними. Несколько раз перечитать текст, произнести его вслух, восстановить в памяти план и содержание. Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом.

· Выступление с планом конспекта. С самого начала надо опираться на полный текст, писать все, что собираетесь сказать. Только тогда. когда оратор привыкнет к публичным выступлениям настолько, чтобы не сбиваться с мысли под влиянием случайных факторов, можно переходить к менее подробному конспекту. В конспекте, даже кратком, целесообразно использовать  некоторые текстовые моменты.

1. Первую фразу или даже 2-3 фразы.

2. Концовку (2-3 фразы)

3. Наиболее ответственные формулировки, которые имеют для данного выступления особую значимость.

4. Цитаты, цифровые данные, имена собственные и.т.д.

· Воспроизведение текста наизусть без опоры на записи. Это высший класс умений публичного выступления.

· Выступление экспромтом. Иногда на заседаниях, совещаниях, собраниях различного рода встречах приходится выступать экспромтом, т.е. создавать речь в момент ее произнесения. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизированное выступление, как правило, хорошо воспринимается аудиторией, устанавливается живой, непосредственный контакт с аудиторией. Однако оратор из-за неподготовленности речи не всегда успевает уложиться в отведенное ему время, меньше успевает рассказать, некоторые вопросы остаются неосвещенными. Неизбежны какие-то отступления, не всегда точными бывают формулировки, возможны речевые ошибки. Поэтому не случайно французы говорят, что лучший экспромт тот, что хорошо подготовлен.

 

Раздел 2.  Композиционно-логическая организация публичного выступления

 

            Композиционно-логическая характеристика публичного выступления связана как со структурным, так и с содержательным аспектом речи, с соотношением и взаимосвязью ее отдельных частей, с отношением каждой части речи ко всему выступлению, как единому целому, с соразмерностью и законченностью речи.

 

 

 

 

Вступление

1.        

1.        

1.        

1.        

1.        

1.        

Цели:

Приемы привлечения внимания:

1. тановить контакт со слушателями

1. Обращение

2. Изложение цели выступления
3. Сопереживание

2. ызвать интерес к предмету речи

4. Парадоксальная ситуация.

5. Апелляция к интересам аудитории

3. дготовить аудиторию к восприятию речи.

6. Соучастие

7. Апелляция к событиям
8. Апелляция к географическим или погодным условиям

4. Сформулировать цель.

9. Апелляция к речи предыдущего оратора

5. пределить основной аспект (применить закон «края» в риторике)

10. Апелляция к авторитетам или известным источникам информации

11. Апелляция к личности оратора

12. Юмористические замечания

13. Вопросы к аудитории

Основное условие – максимальная лаконичность.

 

Задание 3

· Основываясь на целевых установках относительно вступления и приемах привлечения внимания  аудитории, напишите вариант вступления вашей речи.

· Какие функции выполняет логика в ораторской речи?

· Согласны ли вы с утверждением Цицерона: « Есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно - искусство полководца, другое – искусство хорошего оратора? Обоснуйте свою точку зрения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Основная часть. Методы логической организации речи.

1. Индуктивный -

от частной постановки проблемы или вопроса к общему.

2. Дедуктивный -

обеспечивает движение мысли от общего к частному

3. Концентрический-

состоит в том, что изложение строится вокруг единого центра, которым является поставленная проблема с периодическим и последовательным возвращением к ней.

4. Ступенчатый -

рассчитан на последовательное изложение материала, расположение его вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса речи к более конкретному и углубленному анализу.

5. Метод аналогии -

сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям, это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

6. Исторический метод -

изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

7. Метод контраста -

заключается в изложении тех или иных фактов или явлений по принципу их противопоставления, альтернативы.

 

Задание № 4

· Основываясь на методах логической организации речи, напишите вариант основной части вашей речи.

· В чем отличие плана от композиции речи?

· Каковы основные требования к  главной части публичного выступления?

Комментарий

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной. Каким бы методом изложения ни пользовался оратор в процессе своего выступлении, его речь должна быть доказательной, а суждения и положения убедительными.

Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию.

Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические – к чувствам.                                  Заключение

1.        

Цели:

Методы:

1. Суммировать сказанное.

 

1. Краткое повторение основных положений, выводов

2. Сформулировать главные выводы.

2. Обобщение сказанного

3. одчеркнуть значение сказанного, (повторить и обобщить основные положения выступления)

3. Указание перспектив

4. Иллюстративная концовка

4. Поставить конкретные задачи.

5. Предостережение

5. Призвать к непосредственным действиям.

6. Призыв.    

Основное условие - максимальная лаконичность

 

Задание № 5

· Основываясь на целевых установках относительно заключения и  методах логического завершения речи, напишите вариант заключения вашей речи.

· Раскройте содержание понятия «композиция речи».

· Какова задача каждой композиционной части выступления?

· Какие приемы привлечения внимания, с вашей точки зрения, наиболее действенны?

· Как вы понимаете требование максимальной лаконичности?

· Какие недостатки в построении речи снижают ее эффективность?

· Дайте определение понятию «контакт с аудиторией». Что такое обратная связь?

· Какую роль играет начальная пауза?

· По каким признакам оратору следует классифицировать аудиторию?

· Какие качества личности оратора обеспечивают успех публичного выступления?

· Влияет ли внешность оратора,  его манера одеваться, поза, жесты на успех выступления?

· Проанализируйте основные факторы, влияющие на установление контакта между оратором и слушателями.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Раздел 3 Процесс аргументации

Аргументация – процесс передачи, истолкования и внушения информации, зафиксированной в исходном положении. Процесс, в результате которого слушатель воспринял, понял и принял исходное положение коммуникатора.

 


рабочая тетрадь

Задание 6

· Основываясь на  положение схемы «Речевое доказательство и его составляющие», определите  отличие аргумента от тезиса.

· Какую роль тезис и аргумент играют в публичной речи?

· Что такое демонстрация?  Какова ее функция в речи оратора?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Раздел 4.Характеристика видов ораторской речи

Специфика каждого вида речи может заключаться в том, чтобы развлечь, информировать, воодушевить, убедить, призвать к действию. В известной мере, мыслимо и сочетание этих целей. Например, речь развлекательного порядка иной раз не обходится без информации и элементов воздействия. Речь, склоняющая к действию, не будет иметь успеха, если она не занимательна, не поучительна, не вдохновляет и не убеждает, но оратор должен ясно представлять себе, какая же из общих установок является преобладающей, и в соответствии с этим строить свою речь.

1.  Развлекательная речь

Такая речь не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлечь слушателей. Можно было бы сказать, что ее цель просто поддержать внимание и интерес, но здесь имеется в виду занимательность-интерес как самоцель. Ее часто можно услышать на банкете или в иной обстановке, где люди встречаются, чтобы в приятном общении провести время.

2.  Информационная речь.

Задача информационной речи не только побудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением.

Информационная речь должна отвечать следующим требованиям:

а) в ней не должно быть ничего спорного;

б) она должна вызывать пытливость;

в) она должна удовлетворять запросы слушателя;

г) сообщение должно быть актуально.

3.  Воодушевляющая речь.

Агитационные речи можно разбить на три группы:

а) речи с целью воодушевить;

б) речи с целью убедить;

в) речи с целью вызвать активную реакцию.

Указанные три вида общих целевых установок нередко частично перекрывают друг друга. Главная цель данного вида речи не в том, чтобы представить новые данные, а убедить или вызвать действие. Большинство речей на политических или спортивных собраниях и выступлениях с приветствиями, с оценкой заслуг и в ознаменование событий и явлений, или беседы по вопросу о значении моральных и общественных ценностей, по сути, представляют собой воодушевляющие речи.

4.Убеждающая речь.

Убедить – значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это - логическая задача. На практике эти речи рассматриваются как агитационные, в которых любыми методами – логическими или иными – оратор убеждает согласиться с ним в спорном вопросе. Но хотя такая речь стремится определить образ мышления и поведения, она не представляет собой призыва к непосредственному действию.

5. Речь, призывающая к действию.

Призыв к действию бывает прямым и косвенным. Действие может наступить когда-нибудь или немедленно, но имеются в виду действия самих слушателей, а не отсутствующих.

Агитационной речи свойственны отличительные черты других речей: она должна содержать необходимые фактические данные, пробуждать психическую восприимчивость, приводить к согласию. Сверх того, ей присущ неотъемлемый и характерный только для нее элемент: она должна заставить слушателя почувствовать потребность сделать то, о чем ее просил оратор.

 

Задание 7.

· Основываясь на характеристиках различных видов речи, определите, какой вид  соответствует варианту вашей публичной речи.

· Согласны ли вы с утверждением Цицерона « Поэтами рождаются, ораторами делаются»?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

            Комментарий.

            Для того чтобы стать хорошим оратором, надо приложить немало труда. Убедительность речи достигается лишь тогда, когда оратор владеет законами мышления, соблюдает правила аргументации и композиции. Обладает высокой речевой культурой, знает, как применить в своем выступлении законы общей и социальной психологии, придерживается норм коммуникативной культуры, совершенствует технику речи. При этом, любые методические рекомендации играют лишь вспомогательную роль, а создавать умения каждый должен сам в работе над собой и в практической ораторской деятельности.

            Практические советы и рекомендации  оратору для эффективности публичного выступления:

· Выступайте только тогда, когда есть что сказать, когда вы уверены в общественной значимости предмета речи.

· Речь должна быть ограничена предметом обсуждения и должна опираться на строго проверенные и отобранные факты.

· Стиль и язык выступления должны соответствовать аудитории и цели речи

· Оратору следует по возможности избегать книжного стиля, и в любом случае - стиля канцелярского.

· Надо использовать слова, которые подчеркивают уважительное отношение к аудитории.

· Необходимо чередовать короткие фразы с  более длинными.

· Не злоупотреблять терминами.

· Для успешного установления контакты с аудиторией необходимо: а) найти со слушателями общие интересы; б) относиться к аудитории с уважением;

в) не проявлять высокомерия;

· Говорить  громко, внятно, отчетливо, выразительно, не повышать тембр голоса без необходимости.

· Овладевать навыками самоконтроля и самообладания. Не допускать в речи негативных эмоций по отношению к слушателям, а позитивные эмоции проявлять в полной мере.

· Не превышать общепринятого (110 – 120 слов в минуту) темпа  речи, если только это не специальный эффект.

· Речь должна быть эмоциональной, слушатель должны не только пассивно слушать, но и переживать определенные чувства.

· Ни на секунду не утрачивать контакт с аудиторией, принимать любую реакцию слушателей. не говорить в пространство, без адреса.

· Учитывать, что  популярность оратора, доверие к нему  зависят от того, насколько его внешний вид, поведение и манера общения соответствуют представлениям и неписанным правилам той или иной социальной группы.

· Мимика оратора  должна быть умеренной, спокойной и доброжелательной, а жесты - точными и выразительными.

· Не допускать менторского тона и не морализировать.

 

Общая культура оратора, его индивидуальность, способности, самовоспитание и постоянное самообразование, работа над  повышением своего культурного уровня – таковы необходимые условия  эффективности публичного выступления.

 

 

 

 

                        В записную книжку:

· «Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтобы одна мысль содержала в себе семя другой»./ М.М.Сперанский/

· «Истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать то, что относится к делу, и только это». / Ф.Ларошфуко/

· «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы пока, ты слова не сказал» /Саади/.

· «Публичное выступление – это путешествие с определенной целью и маршрут его должен быть нанесен на карту. Тот, кто не знает куда идет, обычно приходит неизвестно куда»/ Д.Карнеги/

 

ИТОГОВОЕ ЗАДАНИЕ:

           

Изучив тему: «Эффективность публичного выступления муниципального служащего», изучив «Методические рекомендации по эффективности  публичного выступления, выполнив все задания, подготовьте вариант публичной речи для выступления на деловом совещании.

 

 

 


Список рекомендуемой литературы

 

 

1. Бадмаев Б.Ц. Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству. - М: Изд-во Центр ВЛАДОС, 2001

2. Введенская Л.А., Павлова. Л.Г Культура и искусство речи. - Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2001

3. Голуб И.Б. Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. - М., 2004

4. Горбачевин К.С. Нормы современного русского литературного произношения- М., Просвещение . 2001

5. Введенская Л.А. Павлова Л.Г. Деловая риторика. - Ростов, 2002

6. Зарецкая Е.Н. Риторика. Искусство убеждать. - М., 2002

7. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. - М., 2

8. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - М., 1999

9. Культура русской речи. - М: НОРМА-ИНФРА, 2001

10. Культура русской речи. - М., 2001

11. Культура парламентской речи. - М., 2005

12. Культура устной и письменной речи делового человека. - М.,2001

13. Литвак М.Е. Способности, темперамент, характер. - Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2001

14. Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. М., 2002

15. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М.1995

16. Степанов С. Язык внешности. - М., 2001

17. Сопер П. Основы искусства речи. - М., 2000

18. Таранов П.С. Искусство риторики. -  М., 2002

19. Филиппова О.В. Интонация. - М., 2001

20. Хозагеров Т.Г.Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека.-М.,2001

 


Словарь нормативного произношения и ударения

 

Абориген – (нельзя произносить: коренной абориген)

Августовский – (августовский сход граждан)

Автобиография – (нельзя: моя автобиография )

Агрессия – (ре)

Агрономия

Адекватный (дэ)

Алиби – (нескл. ср. род бесспорное алиби)

Алкоголь

Алфавит

Аналог

Аноним

Анонс (нельзя: предварительный анонс)

Анфас (нельзя: в анфас)

Арахис

Аристократия

Асбест

Асимметрия

Асфальт (нельзя: асвальт)

Афера (не афера)

Аэропорт (мн. число аэропорты, а не аэропорта)

 

Бадминтон (нельзя: багминтон)

Балованный

Баловать (не баловать)

Баржа и баржа

Безудержный

Безумолчный

Бензопровод

Беспрецедентный (нельзя: беспроцендентный)

Бидон (не битон)

 

Бижутерия – (тэ)

Благовест

Благодаря - (кому, чему? –требует дат. падежа существительного или местоимения. Благодаря вам…, благодаря его вниманию…Нельзя: «Благодаря вас мы узнали много нового»)

Брошюра – (шу)

Бухгалтер, бухгалтеры – (не бухгалтера)

Бытие (не  бытие)

Бюллетень – (муж. род: без  бюллетеня, мой бюллетень)

Бюрократия

 

Валовой (не валовый)

Верба

Вероисповедование

Ветеринария

Включить, включит, включат

Вместо (не заместо)

Водопровод

Возраст, возрасты (не возраста)

Военачальник (но не военноначальник)

Воспринять, воспринял, восприняла, воспринята

Временщик

Вручен, вручена

Втридорога

Выборы (не выбора)

Выздороветь, выздоровею, выздоровеет

 

Газопровод

Гастрономия

Герб -  (мн. число гербы. Гербовая бумага.)

Глашатай

Гололедица

Гольф (один), (пара гольфов)

Гофрированный

Гравер

Гражданство

Гренок, гренка, ( мн. число: гренки, гренков)

Грейпфрут – ( не грейфрукт)

Гротеск (тэ)

Грушевый

 

Дайджест

Двоюродный

Демарш (дэ)

Джинсовый

Департамент

Деспотия

Диалог

Диспансер (сэ)

Дисплей

Добела

Добыча

Договор – (а), мн. ч. – (ы. ров.) –разговорная форма.

Договор – письменное соглашение о взаимных обязательствах  (Заключить договор., нарушить договор). Прилагат. Договорный –ая. (На договорных началах)

Донельзя

Досуг

Досыта и досыта

Дотемна

Дочерна

Дочиста

Древко

Духовник

 

Еретик

Евангелие

Египтянин

 

Жалюзи –нескл., ср.р.: оригинальное жалюзи

Желоб

Желчь

Жернов- мн.ч. жернова –ов

Житие, жития – ем; мн: жития, ий, -иям

 

Завидно

Завороженный

Завсегдатай

Заговор

Задолго

Заем, займа

Заимообразно (не взаимообразно)

Законнорожденный

Закупорить

Занятой, занятая – прил.: Занятой человек. Занятый,( занят,ята.ято,яты)

                                               Прич. Занятый делами человек

Заплачено

Заплесневеть

Запломбировать (запломбированный)

Звонит, звонишь, звонят - (Звонят в колокола, но:  Звонят по телефону)

Знамение

Знахарка (знахарство, знахарь)

Зубчатый

 

 

 

Ивовый

Идентичный

Избалованный (избаловать, но: балую, балуешь)

Издавна

Издалека

Иконопись

Иначе и иначе

Индекс (дэ)

Индустрия и индустрия

Интервью (тэ)- нескл., ср.р.: интересное интервью

Интервьюер  (тэ, эр)

Инсульт

Инцидент (не инциндент)

Искус

Исповедование (вероисповедование)

Испокон веку (веков)

Истекший (о времени) но: Истекший (кровью)

Исчерпать

Их (нельзя ихний, ихняя)

 

 

Каталог

Каучук

Квартал

Кета и кета

Класть, кладет (нельзя ложить, ложит)

Колледж и колледж

Компетентный (нельзя компентентный)

Компрометировать (нельзя компроментировать)

Компьютер (тэ)

Конечно (шн)

Констатировать  (нельзя константировать)

Кортеж (тэ)

Коттедж (тэ)

Костюмированный

Красивее, красивейший

Кредо (ре, рэ)_

Крем (ре)

Крестный ход

Кровоточить, кровоточит

Кулинария и кулинария

Кухонный

 

Лазер

Легкоатлет

Лекторы (не лектора)

Ломота

Ломоть

Ляг, лягте ( нельзя ляжь, ляжьте)

 

 

Маркетинг

Маркировать

Между прочим ( нельзя промежду прочим)

Мельком

Менеджмент ( мэ, нэ, мэ)

Метрдотель (тэ)

Мизерный

Минусовый

Млекопитающее  (нельзя млекопитающееся)

Мозаичный

Мотивированный

Мусоропровод

Мышление

 

Наголо (остричь)

Надолго

Наискось

Намерение

Нарочно (шн)

Насухо

Начать, начал, начала, начатый, начавшийся

Начисто

Недуг

Некролог

Немота

Ненадолго

Неумолчный

Нефтепровод

Низкие цены (нельзя дешевые цены)

Новорожденный

Нонсенс (сэ)

Нюанс (нельзя ньюанс)

 

Обеих – (ж.р.: обеих  сотрудниц, но: обоих сотрудников)

Обезумевший

Обеспечение

Обетованный

Облегчить, облегчишь, облегчим, облегчит, облегчат

Ободрить, ободришь, ободрит, ободрим, ободрите, ободрят

Община и община (палата общин)

Одеколон (де)

Одноименный

Одолжить

Озлобленный

Озорничать

Оплатить проезд, но: заплатить за проезд

Оптовый

Осведомить

Осмеять (нельзя обсмеять)

Осужденный

Отключить, отключишь, отключит, отключим, отключите, отключат

Откупорить, откупоренный

Отрочество

 

Памятовать

Паралич

Пасквиль

Патриархия

Переосмысление

Переходной (мост)

Петля и петля

Пирожное ( нельзя пироженое)

Платишь, платят (нельзя плотишь, плотит)

Пломбировать, пломбированный

Повторить, повторишь, повторим, повторите, повторят

Поезжай ( нельзя езжай, едь, ехай)

Позвонить, позвонишь, позвоним, позвоните, позвонят

Положи (нельзя положь)

Предоставить слово  ( нельзя представить слово)

Премировать, премированный

Приговор

Принудить

Приобретение

Прирост

Просека

Путепровод

 

Развитая (промышленность)

Разомкнутый

Рассредоточение

Резюме (мэ)

Реквием (рэ)

Ретироваться

Рефлексия

 

Сажень

Сандалия

Свекла

Симметрия

Скворечник (шн)

Скрепя сердце (нельзя скрепя сердцем)

Сливовый

Соболезнование

Согласно договору, расписанию ( нельзя согласно договора, расписания)

Созыв

Сосредоточение

Сувенир ( нельзя памятный сувенир)

Суть (нельзя главная суть)

 

Табу -  (нескл., ср.р.: древнее табу)

Таинство

Танцовщик, танцовщица

Тенденция (тэ, дэ)

Теплопровод

Терапевт (те)

Тефтели и тефтели

Тигровый

Торт- мн.ч. торты, тортов

Туника

Тяжба

 

Уведомить

Углубить, углубишь, углубил, углубим, углубите,  углубят

Украинский

Упрочение

Усугубить

 

Факсимиле

Фанера (не)

Феномен

Фетиш

Фортель

 

Ханжество

Хаос и хаос

Характерный (человек), характерный (поступок)

Ходатай, ходатайство

Христианин

 

Цедра

Цемент

Центнер

Цепочка

Церковь, церквами, о церквах

Цитадель (дэ)

Цыган

 

Черпать

Чрезмерный

Что (што)

 

Шофер, шоферы (нельзя шофер, шофера)

Штемпель  (тэ)

Штепсель (тэ)

 

Щавель, щавелевый

Щебень

Щепоть

Щеколда

 

Экскурс

Эксперт

Электрификация  ( нельзя электрофикация)

Эпиграф

Эпилог

 

Юрисконсульт  (нельзя юристконсульт)

Юродивый

 

 

Языковой (барьер, институт)

Языковый ( относится к языку как анатомическому органу – языковый паштет)

Ясли, яслей ( не яслей и не ясель)


                                  

           

Откуда появился праздник «первое апреля - никому не верю»? Доподлинно известно, что корни этого обычая могут восходить как к кельтскому Новому году, в процессе которого злых духов отгоняли громким смехом, так и к славянскому языческому празднику весны – славяне, как известно, пили брагу, от которой становилось очень весело.

Говорят также, что французский король Генрих  Валуа перенес празднование Нового года с 1 апреля на 1 января, а над теми, кто продолжал его праздновать 1 апреля, просто смеялись. 

Предполагают, что  Петр Первый чуть ли не насильно ввел этот обычай на Руси.  Чем  этот праздник особенно ценен для России? Наверное, это единственный из наших праздников, который не  является непременным поводом  для того, чтобы  пить спиртные напитки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ

                                       ОТНОШЕНИЙ

 

 

 

            Аналитическая  культура и профессиональная компетентность

                               руководителя кафедры

 

 

        Автор: Зам.зав. кафедрой теории организации и менеджмента

                                                                                      Т.М.Пущина

 

                                                      

 

Зарождающаяся аналитика современного гражданского общества по определению уступает официальной или государственной. Это объясняется тем, что любая профессиональная аналитика нуждается в базе (интегрированные информационные ресурсы, доступ к данным, современные технологии поиска и обработки данных, специально обученный персонал, и т.п.). Такое под силу лишь мощным, хорошо финансируемым службам и такими ресурсами институты гражданского общества пока не располагают.

Существует распространенное мнение, что аналитика - профессия, базирующаяся на эзотерическом знании и интуиции, на таинстве проникновения в скрытые механизмы политики, науки, экономики и т.д., на одаренности ее представителей, способных к интеллектуальной магии.

Объективные основания такой позиции очевидны. Эвристическая суть аналитики ставит труднопреодолимый барьер на пути изучения интеллектуальных технологий аналитической деятельности, понимания и выявления ее приемов, обобщения последних для использования в обучении будущих специалистов.

Вместе с тем, аналитическая деятельность предполагает в своем профессионализме органический синтез трех компонентов:

1. владение аналитическими методами (функциональный компонент);

2. знание предметной области (отраслевой компонент);

3. определенный тип одаренности, структуры личности (личностный компонент).

Такой же тип профессионализма характерен для научно-исследовательской, художественно-творческой, преподавательской, управленческой и других видов деятельности.

Однако, сущность проблемной ситуации состоит в разрыве между растущими общественными потребностями в аналитике и недостаточным уровнем профессионализации информационно-аналитической деятельности.

Аналитическая культура сегодняшнего заведующего кафедрой - это специфическая личностная одаренность, совокупность свойств интеллекта, развитая интуиция, системное мышление, психологическая устойчивость к стрессам информационного генезиса, т.е.способность продуктивно действовать в условиях неопределенности, неполноты, избытка, дефицита, противоречивости информации Обладание такими свойствами дает определенную гарантию вхождения в профессию.

 "Аналитик" - свойство личности и самоопределение человека, метод оснащенного к деятельности по исследованию "неизвестного" и по построению модели деятельности, которая позволяет вырабатывать и принимать определенное решение.

Характер функционального пересечения (взаимодействия) в системе аналитика- наука - управление определяется спецификой аналитики. С наукой ее объединяет информационный способ познания и научного анализа реальности. Аналитика наиболее близка к гуманитарной науке, а также к тем разделам науки, видам научных задач, когда знания получают не опытно-экспериментальным путем, а на основе анализа и интерпретации существующих теорий.

Подобно исследователю такого профиля аналитик, опираясь на информационные модели (отпечатки в информационном пространстве событий, фактов, действий, идей, мнений, чувств людей, природных, социальных, политических, финансовых, экономических процессов и т.п.), выявляет в них объективные закономерности и тенденции, определяет движущие ими механизмы, и причинно-следственные связи. В этом смысле аналитик создает новое знание о том фрагменте реальности, который находится в поле его профессионального интереса, выступая исследователем своей предметной области. Вместе с тем, существуют и принципиальные различия между аналитикой и наукой, т.к. научный анализ призван выявлять, прежде всего, фундаментальные и объективные закономерности изучаемой области.

Существенную роль играет и фактор времени. Производство научного знания осуществляется в том специфическом режиме времени, который продиктован непредсказуемостью эвристических процессов познающего человеческого интеллекта, логикой и темпами научного дискурса. Информационная аналитика работает в режиме реального времени - времени жизнедеятельности своей предметной области (политики, науки, экономики, бизнеса) и в соответствии с темпом необходимых управленческих реакций на динамику событий, происходящих в данной области.

 Ученый обладающий опытом научно-исследовательской работы в своей области, приняв условия новой деятельности, включившись в ее временной режим и освоив соответствующие аналитические технологии, вполне может отвечать профессиональным требованиям, предъявляемым к информационным аналитикам.

Под аналитической культурой заведующих кафедр понимается набор профессионально значимых знаний, навыков и умений, обеспечивающий эффективность трудовой деятельности в избранной сфере, в конкретном социальном окружении, то есть способность и возможность осуществлять профессиональную деятельность на определенном уровне квалификации.

Знания, навыки и умения можно представить как ролевые характеристики профессиональной компетенции, а все остальные компоненты как субъективные характеристики, которые указывают на отношение  к деятельности и сугубо индивидуальный почерк.

Профессионально-значимые знания охватывают сведения об объектах исследования, технологиях реализации функциональных обязанностей, цели, задачи и данные, определяющие успешность реализации профессиональной деятельности.

Профессионально-значимые навыки представляют собой основу, то есть сформированную, устойчивую способность выполнять приемы, действия, операции профессиональной деятельности.

Профессионально-значимые умения, необходимые для продуктивной деятельности, охватывают проектировку, организацию, контроль и прочие действия и техники, ведущие к эффективности профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность заведующего кафедрой – это не только достижение им высоких профессиональных результатов, но и наличие психологических компонентов – внутреннего отношения к преподавательской и руководящей деятельности, состояние его психических качеств.

Аналитическая культура имеет свое содержание, структуру и уровневую организацию. Следует заметить, что до настоящего времени компонентный состав профессиональной компетенции не оформлен в качестве окончательного, стандартного модуля и представляет собой предмет острых дискуссий среди ученых-аналитиков и практиков.

Некоторые разработчики называют следующие ее компоненты

 

Компонентный состав профессиональной компетенции

рабочая тетрадь 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Специальная компетенция (СК) – это способность использовать знания по основным и общим дисциплинам, полученные в специальных образовательных учреждениях, а также автономно, путем самостоятельного изучения, то есть знания, которые составляют базовую специальность человека (в соответствии с дипломом).

Социальная компетенция – это способность взять на себя ответственность, совместно выработать решение и участвовать в его реализации, толерантность, проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества Она характеризует знание и понимание процессов, происходящих в современном обществе, экономике, образовании, способность и возможность взаимодействия с людьми разных социально-профессиональных групп этнической, религиозной принадлежности. Некоторые ученые пишут отдельно о социально-правовой и социально-информационной компетенциях (см. работы Э.Ф. Зеера и других).

Под технологической компетенцией (ТК) понимается способность передавать специальные знания  с помощью определенных технологий и приемов обучения. С другой стороны, это и способность учиться, рационально добывать знания, совершенствовать навыки и умения самостоятельного научного или практического труда, то есть умения работать в автономном режиме.

Владение технологической или методической компетенцией демонстрирует, в определенной степени, “профессиональную пригодность».

Управленческая компетенция (УК) представляет собой особые организаторские, управленческие, умения, которые составляют совокупность координационных мероприятий, направленных на достижение поставленных в рамках организации целей (в американской литературе: умение делать что-то руками других).

Коммуникативная компетенция (КК) - это способность и возможность осуществлять устное и письменное общение с людьми, занятыми совместной профессиональной деятельностью, решением общих профессиональных проблем.

Особенностью КК является тот факт, что она входит в состав специальной, технологической (методической) и управленческой компетенции в качестве средства их реализации, а успех профессиональной деятельности в целом во многом определяется качеством коммуникативной компетенции. Данное утверждение послужило поводом для ученых говорить о “коммуникативной некомпетентности”.

В современном информационном обществе, в котором главной ценностью становится информация, неизбежно возрастают требования к самой образовательной системе. Мировая научно-философская мысль все более приходит к выводу, что научный и культурный потенциал страны в современном информационном обществе определяется потенциалом аналитической культуры. Именно поэтому одной из самых важных задач современной системы образования является развитие аналитической культуры и профессиональной компетенции преподавателей и заведующих кафедр.


НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ

                                                           ОТНОШЕНИЙ

                                                                       Отчет

                                   о воспитательной работе НФ АТиСО

 

 

            В Нижегородском филиале Академии труда и Социальных отношений воспитательной работе уделяется большое внимание. Синтез воспитания и обучения является одним из основополагающих компонентов деятельности профессорско-преподавательского состава и сотрудников филиала.

            Для успешности и результативности мыслительной деятельности студентов в условиях современности, возникает необходимость изыскания новых методов и средств, способствующих более высокому развитию креативного, логического, воссоздающего и образного мышления студентов, что способствует гармонизации  личности. Цель  воспитательной работы в НФ АТиСО – обратиться  к той живой, творческой силе, которая есть у каждого студента, к его воображению, к его внутреннему миру, а обогащая этот мир новыми знаниями и умениями, помочь ему научиться чувствовать, понимать, осмыслять окружающую действительность и свое место в ней.

Успех любого занятия и мероприятия, проводимого в АТиСО, определяют богатство внутреннего мира преподавателя и студента, их сопричастность, союз, широта и глубина интересов, профессионализм, культура поведения и культура речи.

            Подготовка высококвалифицированных специалистов  связана с формированием социально-активной, гуманистически направленной личности, способной достойно оценить  и осознать  сложные процессы происходящие в  современном обществе.

            Для координации воспитательной, внеучебной и культурно-массовой работы в Академии создан Совет по воспитательной работе в составе:

· Директор НФ АТиСО – М.П.Буковниская

· Зам. директора по довузовской и воспитательной работе – Т.М.Пущина

· Зам директора по учебной работе – Н.М.Чехонина

· Зам. директора по маркетингу – Л.И.Цветкова

· Заведующие кафедрами НФ АТиСО  

· Зав.библиотекой НФ АТиСО – Т.В.Кочнева

· Студенты и старостат  различных факультетов НФ АТиСО

 

Заседания Совета проводятся 2 раза в месяц, где решаются вопросы организационного характера, обсуждаются сценарии праздников, осуществляется формирование материала для первой многотиражной газеты « НФ АТиСО информ сообщает», участие в 10-м Международном промышленно-экономическом форуме «Россия Единая», проводы студентов в Армию, поощрение лучших студентов, принимающих участие в общественной деятельности, создание поздравительных листовок для первокурсников, поздравительных открыток в честь торжественных дат, создание  новых информационных студенческих стендов, альбомов, обсуждение и подбор материалов для рубрики «Разговор ведет…» и.т.д.

            В условиях заочной формы обучения возникают определенные трудности, связанные с вечерней и дистанционной формой обучения. Однако, воспитательная работа филиала строится на важнейших направлениях внеучебной деятельности:

            - гуманизация учебно - воспитательного процесса;

            - культурно-нравственное воспитание;

            - гражданско-правовое воспитание студентов;

            - профессионально-трудовое воспитание;

            - здоровый образ жизни;

 

            Воспитательная работа в НФ АТиСО ведется в сфере духовно-нравственных ценностей, которые играют доминирующую роль в формировании достойных личностей и специалистов нашей страны, а именно: проведение Дня Знаний, беседы представителей православной церкви на темы нравственно духовного толка, проведение 5 минуток перед лекциями на темы нравственно-этического характера,  беседы  на гражданско-правовую тематику, тестирование студентов с целью выявления  негативных и позитивных моментов учебной и внеучебной работы, участие в научной студенческой деятельнгрости.

            Проведение мероприятий: «Посвящение в студенты», участие в 10-м  международном  форуме  «Россия Единая», День открытых дверей, День студентов, День рождения НФ АТиСО, Научная конференция студентов и преподавателей, День открытых дверей, «Вечер выпускника» др.

Самыми массовыми мероприятиями считаются: «Посвящение в студенты» и «Вечер выпускников». Готовясь к «Посвящению в Студенты» каждый факультет старшекурсников готовит свое импровизированное поздравление, звучащее в шуточной или традиционной форме, используются песни и театрализованные мизансцены и танцы. Ответное слово готовят и первокурсники.

Пройдя предварительные отборочные туры на факультетах, и приняв решение на заседании Совета по воспитательной работе, к  мероприятию «Вечер выпускника» определяются номинанты по различным направлениям: «Отличник учебы», «Лучшая группа», «Лучший староста»,  «Студенческий лидер», «Активист НФ АТиСО», «Участник и победитель  спортивных мероприятий», «Участник студенческой конференции» и.т.д.).

С  2006 года в НФ АТиСО введена должность зам. директора по довузовской и воспитательной работе, что способствует координации  воспитательной деятельности в филиале.

Воспитательная работа кафедр  включает в себя планирование совместных мероприятий кафедр со студентами, учитывая специфику кафедр и интересы студентов. Проводятся деловые игры, круглые столы, научные конференции. В рабочих программах профессорско-преподавательского состава отражается  культурологический  компонент, что способствует  нацеленности студентов на  актуализацию культурно – нравственных ценностей.  

В соответствии с планом по воспитательной работе проводится анкетирование студентов по вопросам  обучения и организации воспитательной работы в филиале. Зав.библиотекой  проводятся  занятия по основам библиотечно-библиографических  знаний со студентами 1-х курсов.

Решением Совета по ворспитательной работе создана редакционная коллегия в составе :   для издания первой студенческой           многотиражной газеты. Производится подписка на инфоромационные издания: «Студенческий меридиан». «Карьера». Создаются и обновляются стенды: «Гармония жизни -гарантия успеха», «Наши выпускники – гордость Академии», «Студенческий калейдоскоп».

 В течение года  осуществляется отслеживание достижений студентов. участвующих в различных спортивных мероприятиях, фестивалях, конкурсах, смотрах, предметных олимпиадах и.т.д.  а также сбор материала о лучших выпускниках НФ АТиСО для публикации в многотиражной газете  «НФ АТиСО информ сообщает…»

Среди учебных дисциплин особую воспитательную функцию выполняют дисциплины  гуманитарного и социально- экономического блока, формирующие нравственные качества личности будущих специалистов.

В учебные планы включены дисциплины: «Поведение в организации», «Этика деловых отношений»,«Культура речи и русский язык». При этом и дисциплины естественно-научного и общепрофессионального блока рассматриваются в Академии как инструмент формирования гуманистического научного мировоззрения. В целях пропаганды нравственно-эстетического воспитания для студентов ежедневно меняется материал для информационного стенда  в рубрике «Разговор ведет…» Авторы- профессорско-преподавательский состав и сотрудники  НФ АТиСО., проводятся беседы по корпоративной культуре, деловому этикету и протоколу.

            Важнейшей задачей является создание условий для активной жизнедеятельности  студентов-заочной формы обучения, их гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

            Воспитательное влияние личности преподавателя на студента осуществляется посредством привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности, совместное участие преподавателей в торжественных мероприятиях, проводимых в НФ АТиСО.

           

 

 


 

Компонентный состав профессиональной компетенции и аналитической

                                                           культуры

 

 

рабочая тетрадь 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


           


 1.А.Ф.Кони – сочинения в 2-х т. т.2 М., 1980

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика