elenka

Путь к Файлу: /Концепции современного естествознания / корпоративное планирование / Культура речи / 1 / УМК-итог.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   elenka
Добавлен:   24.10.2014
Размер:   172.5 КБ
СКАЧАТЬ

Оглавление

 

 

1. Учебная программа_______________________________________________________3

2. Учебники________________________________________________________________5

3. Вопросы к зачету_________________________________________________________6

4. Билеты к зачету _________________________________________________________7

5. Тематический план и сетка часов___________________________________________12

6. Тематика контрольных работ___________________________________________13

7. Рекомендации по выполнению контрольных работ___________________________14

8. Воспитательный компонент________________________________________________15

9. Критерии оценки_________________________________________________________16

10. Вопросы для самопроверки _______________________________________________17


1. Учебная программа

 

1. Цель и задачи дисциплины.

Данный курс – это дополнение к такой дисциплине федерального компонента Государственного образовательного стандарта, как культурология, в рамках которой изучается русская культура, но количество часов по данной теме недостаточно. Потребность же в углублении данной темы существует среди студентов,

Отсутствие национального самосознания - причина наших бед и отсталости, бездумного восторга западной культуры и незнанием своей культуры - богатой и необъятной.

Без знания своих истоков - исторических, культурных, религиозных - не может быть истинной любви к Отечеству.

Цель курса - рассмотреть духовную основу русского мировоззрения, русской, российской культуры, пробудить в слушателях интерес к национальной культуре.

Содержание курса - это попытка рассмотреть разные пласты отечественной культуры.

Тема 1. История понятия «духовная культура» в учениях русских мыслителей. Современность и проблемы культуры.

Современная культурная ситуация. Необходимость нравственного и духовного возрождения российского общества. Исторические судьбы России, основные периоды ее культурного развития, особенности ее географического положения. Русские мыслители о русской идеи и исторической миссии России. Особенности национального характера и народного менталитета в России и их влияние на культуру.

Тема 2. Духовные искания человека и общества Древней Руси.

Особенности развития культуры у славян. Этапы становления и развития славянского мужества. Пантеон славянских богов. Система ценностей и символов древних славян. Мифы древних славян. Христианство как явление мировой культуры. Крещение Руси.

Соотношение системы ценностей славянского язычества и христианского в культуре Древней Руси. Языческое и христианское начало в русской культуре, их единство и борьба «темного» и «светлого». Нравственный идеал, его поиски и созидания в иконе, архитектуре.

Тема 3. Формирование новой системы ценностей в ХУП-ХУШ вв.

Социально-политические процессы, экономическое состояние общества. Кризис средневекового мировоззрения, формирование новой системы ценностей. Суть раскола в русской церкви. Грамотность и образование. Литература и театр. Черты новой культуры и ее носители. Новые тенденции в развитии культуры ХУШ века. Россия и Европа. Этапы европеизации российского государства. Реформы Петра 1, их противоречивый характер. Результаты реформ в материальной и духовной культуре.

Тема 4. Духовно-нравственные проблемы русской мысли в Х1Х-нач.ХХ вв.

Социально-политические процессы, экономическое состояние общества. Проблема взаимоотношений России и Европы. Особый путь России.

Проблема философии истории в русской общественной мысли. Проблема гуманизма. Тема поисков социальной правды в русской литературе и философии. Дилемма «тотальность-индивидуальность». Личность и мировая гармония (Соловьев, Достоевский, Толстой). Новое религиозное сознание и культурный «ренессанс» в России в начале ХХ века.

Тема 5. Судьба русской культуры после Октябрьской революции.

Советская культура как особый вид цивилизации. Взаимосвязь и взаимодействие культуры России с культурами народов Азии и Европы. Ленинский план «культурной революции» и его реализация. Тотальный контроль над духовной жизнью общества в годы Советской власти. Суть кризиса культуры советского общества. Прогнозы судьбы русской культуры. Судьба русского зарубежья. Культурная эмиграция. Русский авангард.


2. Учебники

 

1. Антология мировой философии. В 3-х тт.Т.2. - М.: Мысль, 1969.

2. Белова Т. Культура и власть. - М, 1991.

3. Восленский М.С. Номенклатура: Господствующий класс Советского Союза.- М.,1991.

4. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. - М., 1990.

5. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. - М., 1994.

6. Киселев Г.С. Трагедия общества и человека. Попытка осмысления опыта советской истории. - М., 1992.

7. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М., 1997.

8. Культура: теории и проблемы. - М., 1995.

9. Культурология. Под редакцией Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 2003.

10. Культурология: Учебное пособие для студентов и учащихся колледжей и лицеев / Авт. Коллектив Южакова Л. В. и др. – Рязань: Русское слово,1999.

11. Пути Евразии: Русская интеллигенция и судьбы России. - М., 1992.

12. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 1994.

13. Сидоров Е.Ю. Культура мира и культура России// Полис,1998. №5.

14. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. - М., 1999.

15. Современный Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия", 1997 г.


3. Вопросы к зачету

 

1.     Характерные особенности культуры Древнерусского государства.

2. Культурное развитие Киевской Руси.

3. Особенности средневековой русской культуры.

4. Культура России в XVII веке.

5. Культура России в XVIII веке.

6. Золотой век русской культуры.

7. Роль самодержавия в  русской культуре.

8. Роль православия в отечественной культуре.

9. Крещение Руси – переломный момент в истории отечественной культуры.

10. Петровские реформы: историко-культурный смысл.

11. Государство и церковь в истории русской культуры.

12. Интеллигенция как феномен отечественной культуры.

13. Начало XX века. «Серебряный век» русской культуры.

14. Русские революции как социокультурный феномен.

15. Особенности советской культурной традиции.

16. Особенности культурного процесса в России конца XX века

17. Специфика современной социокультурной ситуации в России.


4. Билеты к зачету

 

 

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Нижегородский филиал

 

 

 БИЛЕТ № 1

по дисциплине «Культура России»

 

1.     Характерные особенности культуры Древнерусского государства.

18. Специфика современной социокультурной ситуации в России.

 

Утвержедны

на заседании кафедры

«   «         2006 г.

Протокол №

 

 

Зав. Кафедрой д.э.н., проф                            Экзаменатор к. пол.н., ст. преп.

____________ А. И. Панов                      ___________ Д.Н.Тарасов

 

 

 

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Нижегородский филиал

 

 

 БИЛЕТ № 2

по дисциплине «Культура России»

 

1. Культурное развитие Киевской Руси.

2. Особенности культурного процесса в России конца XX века

 

Утвержедны

на заседании кафедры

«   «         2006 г.

Протокол №

 

 

Зав. Кафедрой д.э.н., проф                            Экзаменатор к. пол.н., ст. преп.

____________ А. И. Панов                      ___________ Д.Н.Тарасов


АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Нижегородский филиал

 

 

 БИЛЕТ № 3

по дисциплине «Культура России»

 

1. Особенности средневековой русской культуры.

2. Особенности советской культурной традиции.

 

Утвержедны

на заседании кафедры

«   «         2006 г.

Протокол №

 

 

Зав. Кафедрой д.э.н., проф                            Экзаменатор к. пол.н., ст. преп.

____________ А. И. Панов                      ___________ Д.Н.Тарасов

 

 

 

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Нижегородский филиал

 

 

 БИЛЕТ № 4

по дисциплине «Культура России»

 

1. Культура России в XVII веке.

2. Русские революции как социокультурный феномен.

 

Утвержедны

на заседании кафедры

«   «         2006 г.

Протокол №

 

 

Зав. Кафедрой д.э.н., проф                            Экзаменатор к. пол.н., ст. преп.

____________ А. И. Панов                      ___________ Д.Н.Тарасов

 


АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Нижегородский филиал

 

 

 БИЛЕТ № 5

по дисциплине «Культура России»

 

1. Золотой век русской культуры.

2. Особенности советской культурной традиции.

 

Утвержедны

на заседании кафедры

«   «         2006 г.

Протокол №

 

 

Зав. Кафедрой д.э.н., проф                            Экзаменатор к. пол.н., ст. преп.

____________ А. И. Панов                      ___________ Д.Н.Тарасов

 

 

 

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Нижегородский филиал

 

 

 БИЛЕТ № 6

по дисциплине «Культура России»

 

1. Культура России в XVIII веке.

2. Начало XX века. «Серебряный век» русской культуры.

 

Утвержедны

на заседании кафедры

«   «         2006 г.

Протокол №

 

 

Зав. Кафедрой д.э.н., проф                            Экзаменатор к. пол.н., ст. преп.

____________ А. И. Панов                      ___________ Д.Н.Тарасов


АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Нижегородский филиал

 

 

 БИЛЕТ № 7

по дисциплине «Культура России»

 

1. Золотой век русской культуры.

2. Интеллигенция как феномен отечественной культуры.

 

Утвержедны

на заседании кафедры

«   «         2006 г.

Протокол №

 

 

Зав. Кафедрой д.э.н., проф                            Экзаменатор к. пол.н., ст. преп.

____________ А. И. Панов                      ___________ Д.Н.Тарасов

 

 

 

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Нижегородский филиал

 

 

 БИЛЕТ № 8

по дисциплине «Культура России»

 

1. Роль самодержавия в  русской культуре.

2. Государство и церковь в истории русской культуры.

 

Утвержедны

на заседании кафедры

«   «         2006 г.

Протокол №

 

 

Зав. Кафедрой д.э.н., проф                            Экзаменатор к. пол.н., ст. преп.

____________ А. И. Панов                      ___________ Д.Н.Тарасов


АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Нижегородский филиал

 

 

 БИЛЕТ № 9

по дисциплине «Культура России»

 

1. Соотношение понятий «обеспечение качества» и «Культура России».

2. Крещение Руси – переломный момент в истории отечественной культуры.

 

Утвержедны

на заседании кафедры

«   «         2006 г.

Протокол №

 

 

Зав. Кафедрой д.э.н., проф                            Экзаменатор к. пол.н., ст. преп.

____________ А. И. Панов                      ___________ Д.Н.Тарасов

 

 

 

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Нижегородский филиал

 

 

 БИЛЕТ № 10

по дисциплине «Культура России»

 

1. Роль православия в отечественной культуре.

2. Петровские реформы: историко-культурный смысл.

 

Утвержедны

на заседании кафедры

«   «         2006 г.

Протокол №

 

 

Зав. Кафедрой д.э.н., проф                            Экзаменатор к. пол.н., ст. преп.

____________ А. И. Панов                      ___________ Д.Н.Тарасов

 


 5. Тематический план и сетка часов

 

 

 

Наименование темы занятия

Общее количество часов

Лекции

Самостоятельная работа

1

Культура Древней Руси

10

1

9

2

Культура Средневековой Руси

10

1

9

3

Русская культура XVII

XVIII веков

10

2

8

4

Золотой век русской культуры

10

1

9

5

Начало XX века. «Серебряный век» русской культуры

10

1

9

6

Культура  России XX века

10

1

9

7

Специфика современной социокультурной ситуации в России

5

1

4

8

Всего

65

8

57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Тематика контрольных работ

 

1. Понятие «духовная культура». 2. Структура духовной культуры. 3. Роль духовной культуры в жизни общества. 4. Русские философы о приоритете духовности в обществе. 5. Система ценностей древних славян в дохристианский период. 6. Пантеон восточно-славянских богов, как отражение характера народа. 7. Мифы, традиции, верования, обряды, праздники как отражение ценностей древних славян. 8. Основы вероучения христианства. 9. Система нравственных ценностей христианства. 10. Языческое и христианское начало в русской культуре. 11. Христианство и патриотизм: Сергей Радонежский, Д.И.Донской. 12. Нравственный идеал, его поиски и содержание в иконе, архитектуре, литературе. 13. Духовно-нравственный идеал в творчестве А.Рублева. 14. Кризис средневекового мировоззрения, формирование новой системы ценностей. 15. Суть раскола в русской церкви. Личность протопопа Аввакума. 16. Россия и Европа. Этапы и пути европеизации российского государства. 17. Реформы Петра 1, их результаты в материальной и духовной культуре. 18. Тема поисков социальной правды в русской литературе, философии. 19. Ленинский план «культурной революции» и его реализация и последствия. 20. Суть предмета культуры советского общества. 21. Культура русской эмиграции. 22. Прогнозы судьбы русской культуры.  


7. Рекомендации по выполнению контрольных работ

 

Для правильного написания работы рекомендуется следующее: 1. Выбрать из предлагаемого списка тему работы.

При согласовании с преподавателем тема может быть изменена. 2. При выполнении работы в самом начале должен быть воспроизведен план работы и указаны страницы, на которых раскрывается соответствующий материал. 3. Структура работы должна соответствовать плану с разбивкой на главы. 4. Объем работы должен составлять не менее 10 стр. печатного текста. 5. Необходимо пронумеровать страницы и оставить поля для замечаний преподавателя. 6. Цитаты, встречающиеся в тексте, должны быть оформлены в соответствии со следующими правилами: - цитату следует закрывать в кавычки; - цитата должна полностью соответствовать источнику цитирования; - источник цитирования должен быть обязательно указан. 7. Существуют различные способы указания источников цитат: в подстрочных примечаниях и внутритекстовые, когда указание источника помещается непосредственно в тексте следом за цитатой. 8. В конце работы приводится список использованной литературы в алфавитном порядке под номерами. Рекомендуемую литературу можно самостоятельно дополнять. 9. При оценке контрольного задания учитывается выполнение работы, полнота раскрытия темы, соответствие плану, умение владеть материалом. 10. Работа должна быть напечатана или написана достаточно разборчивым почерком. 11. Титульный лист работы должен быть оформлен согласно образцу, разработанном НФ АТиСО.


8. Воспитательный компонент

 

1. Воспитание характеристик студента:

- инициативность

- правдивость

- справедливость

- производственную дисциплину

- усидчивость

- требовательность

- логическое мышление

- стыд

- нравственные обязанности (по отношению к обществу и людям)

- равенство (на развитие творческих способностей, на счастье, уважение своего достоинства)

- свободу (выбор между добром и злом)

- требование (человек должен поступать в соответствии с общими для всех нормами)

- трудовую нравственность

- самовоспитание, самообразование

- культуру поведения, профессиональную этику

- ответственность

- репутацию

- самоконтроль

- достоинство

 

2.  В процессе воспитания и образования искоренять:

1. грубость

2. воровство

3. злословие

4. клевету

5. зависть

6. преступление

7. вредные привычки (курение, алкоголь, распутство,  наркомания и т.д.)


9.  Критерии оценки

 

Учебный курс "Культура России" завершается зачетом.

Зачет проводится по билетам, в каждом из которых по два вопроса. Основными документами для проведения экзамена являются: Государственный образовательный стандарт и составленная на его основе Программа учебного курса. Экзамен проводится в форме свободной беседы, в которой экзаменуемый может выражать и свою точку зрения с соответствующей аргументацией.

Оценкой "зачтено" на экзамене оценивается такое знание учебного курса, когда студент не только знает теоретические вопросы, свободно в них ориентируется, но и обнаруживает умение их анализировать, делать выводы. Кроме этого, экзаменуемый успешно владеет понятиями, категориями, умело и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы, обнаруживает высокую культуру речи.

Ответ студента ниже приведенных требований оценивается «незачтено".


 

10. Вопросы для самопроверки

 

1.Кратко охарактеризуйте объект анализ историка В.Ключевского в его исследовании «Курс русской истории».

2. Дайте характеристику процессу развертывания отечественной культуры во времени и пространстве и во взаимосвязи с социальной организацией, социальными переменами и социальными потрясениями.

3. Определите роль Крещения Руси в российской культуре.

4. Дайте культурологическую характеристику идей русского средневековья.

5. Когда в России впервые стало употребляться понятие 'интеллигенция' и с чем это связано?

6. Когда возникли первые попытки самосознания специфики русской национальной культуры?

7. Назовите основные черты советской культуры.

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика