elenka

Путь к Файлу: /Исследование систем управления / ИСУ-курсовой проект.doc

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   0
Пользователь:   elenka
Добавлен:   24.10.2014
Размер:   126.5 КБ
СКАЧАТЬ

Академия труда и социальных отношений

Нижегородский филиал

Кафедра теории организации и менеджмента

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Методические рекомендации по разработке курсового проекта

Для студентов заочного отделения специальности

 «Менеджмент организации»

Автор:                                                                                      к.с.н. Шкурко А.В.

Оглавление:

Цели и задачи курса «Исследование систем управления»  2

Система управления как объект исследования и диагностики. 2

Общие требования к разработке курсового проекта по дисциплине «Исследование систем управления». 2

Вариант №1. Диагностика системы управления предприятия «…»  3

Вариант №2. Разработка проекта исследования системы управления. 8

Вариант №3. Применение метода «…» в исследовании систем управления. 9

Рекомендуемая литература  10

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород, 2008


Цели и задачи курса «Исследование систем управления»

Курс «Исследование систем управления» входит в обязательную часть учебной программы подготовки специалистов по программам бакалавриата «Менеджмент» и специалитета «Менеджмент организации» и имеет своей целью формирование у студентов навыков исследовательской и диагностической работы. К основным задачам курса относятся: освоение общих принципов организации и проведения исследований на предприятии, формулирования исследовательских проблем и гипотез, знакомство с основными методами исследовательской и диагностической деятельности.

Система управления как объект исследования и диагностики.

Система управления является одной из функциональных подсистем организации, наряду с такими подсистемами как производственная, финансовая, маркетинговая, хозяйственная и др. В состав системы управления входят такие элементы как функции и принципы управления, цели организации, методы управления, стиль руководства, материально-техническое и документационное обеспечение управления, управленческая информация, и т.д. Каждый из этих элементов может выступать в качестве самостоятельного объекта изучения, равно как и связи между ними и вся система управления в целом. Вместе с тем, исследовательские потребности предприятия не ограничиваются системой управления как таковой. В качестве объекта изучения могут выступать любые значимые элементы внутренней и внешней среды организации, влияющие на эффективность управления и способность организации к достижению своих целей. То же самое можно сказать и о диагностике – выявлении ключевых проблем и слабых мест системы управления.

Общие требования к разработке курсового проекта по дисциплине «Исследование систем управления».

Курсовой проект является самостоятельной работой студента и выполняется на материале конкретной организации, за исключением варианта №3. Объем проекта должен составлять 25-30 страниц и строго соответствовать одному из предложенных вариантов. Указанный объем не включает в себя титульный лист, оглавление, список литературы и приложения. В ходе разработки курсового проекта студент должен продемонстрировать владение основами исследовательской и диагностической работы и более глубоко освоить один из ключевых аспектов исследовательской работы на предприятии. Курсовой проект должен быть оформлен в соответствии с существующими требованиями, оформлен в единой стилистике и снабжен библиографическими ссылками (в том числе на внутрифирменные источники информации). Курсовой проект выполняется по одному из трех вариантов, на усмотрение студента.

Вариант №1. Диагностика системы управления предприятия «…»

Цель курсового проекта: комплексная диагностика системы управления конкретного предприятия. Данная диагностика предполагает оценку всех основных элементов системы управления и выявление слабых мест, как во всей системе управления, так и в отдельных элементах.

Объект курсового проектирования: любое реально существующее предприятие либо организация любой формы собственности. При прочих равных условиях предпочтение должно отдаваться более крупным организациям.

Структура курсового проекта.

Структура курсового проекта включает в себя следующие основные разделы:

Во введении необходимо указать цель выполняемого проекта и решаемые задачи.

Раздел «Общая характеристика организации» должен содержать краткое описание сферы и направлений деятельности выбранной организации, ее организационно-правовой статус, масштаб хозяйственной деятельности, положение, занимаемое на рынке, а также иную значимую информацию.

Раздел «Основные элементы системы управления» является главным. В нем необходимо дать качественную и количественную оценку всех основных элементов системы управления предприятия, охарактеризовать их с точки зрения эффективности и соответствия остальным элементам системы управления.

Примерный перечень элементов системы управления и соответствующих им оцениваемых характеристик приведен в таб. 1.:

Таблица 1. Элементы системы управления

Элемент системы управления

Оцениваемые характеристики

Цели организации

1. Эксплицитность (наличие четко сформулированных целей),

2. Конкретность,

3. Реалистичность,

4. Упорядоченность (дерево целей),

5. Субъекты целеполагания.

Организационно-правовая форма

1. Соответствие целям, масштабам и виду деятельности,

2. Ограничения, накладываемые юридическим статусом.

Организационная структура

1. Соответствие масштабам и виду деятельности,

2. Соответствие структуры и функций организации,

3. Соответствие фактической структуры подчинения формальной,

4. Число звеньев управления,

5. Прозрачность (понятность) структуры для персонала,

6. Эффективность взаимосвязей подразделений

Функции управления

1. Иерархия функций управления,

2. Субъекты реализации функций управления

Подсистема планирования

1. Структурная оформленность,

2. Технологии и методы планирования,

3. Иерархичность и взаимосвязь планов,

4. Соответствие целям организации

Подсистема мотивации

1. Эксплицитность системы мотивации,

2. Разработка мотивационных профилей,

3. Дифференцированность системы мотивации,

4. Справедливость системы мотивации,

5. Ресурсная обеспеченность системы мотивации и стимулирования.

Подсистема диагностики

1. Наличие системы диагностики управленческих проблем и оценки эффективности системы управления

2. Исследовательская культура руководства

Подсистема контроля

3. Структурная оформленность,

4. Полнота контроля,

5. Эффективность контроля,

6. Взаимосвязь с подсистемой планирования.

Разделение труда менеджмента

1. Эффективность разделения труда (управленческого персонала),

2. Равномерность нагруженности менеджеров,

3. Соответствие занимаемой должности фактически выполняемой работе.

Принципы управления

1. Эффективность реализации основных принципов менеджмента (разделение труда, баланс прав и обязанностей, сочетание централизации  децентрализации, и др.),

2. Наличие декларируемых принципов управления,

3. Соответствие фактически применяемых принципов управления декларируемым.

Методы управления

1. Иерархия используемых методов управления,

2. Соответствие применяемых методов управления виду деятельности, организационной структуре и принципам управления.

Методы и процедуры принятия управленческих решений

1. Иерархия используемых методов принятия решений,

2. Оптимальность распределения центров принятия управленческих решений,

3. Наличие процедур и алгоритмов принятия решений для основных классов управленческих проблем,

4. Соответствие принятых методов и процедур принятия решений возникающим проблемам,

5. Сроки принятия управленческих решений,

6. Затраты на принятие управленческих решений.

Управленческая информация

1. Полнота,

2. Своевременность,

3. Достоверность,

4. Формат представления управленческой информации,

5. Доступность (понятность), умение работать с информацией,

6. Возможности навигации и извлечения информации,

7. Информационный шум и информационная перегрузка,

Коммуникационная структура управления

1. Пропускная способность каналов нисходящей и восходящей информации,

2. Сроки прохождения управляющих сигналов,

3. Критические точки коммуникационной сети.

Документальное обеспечение управления

1. Наличие документального обеспечения для основных функций и процессов управления,

2. Информативность и применимость управленческой документации,

3. Фактическое использование управленческой документации в процессе управления

Управленческие затраты

1. Удельный вес затрат на управление в общем объеме затрат,

2. Распределение управленческих затрат.

Материально-техническое обеспечение управления

3. Ресурсная обеспеченность управления,

4. Наличие технологий связи, транспорта, контроля,

5. Функциональная грамотность управленческого персонала,

6. Оптимальность загрузки управленческих технологий.

Информационные технологии управления

1. Наличие специализированного программного обеспечения управления,

2. Функциональная грамотность управленческого персонала.

Управленческий персонал

1. Численность управленческого персонала, доля в общем штате,

2. Оптимальность численности управленческого персонала,

3. Среднее количество подчиненных у руководителей и менеджеров разного уровня,

4. Образование и квалификация

5. Кадровая обеспеченность управленческих должностей,

6. Кадровый резерв.

Организация труда управленческого персонала

1. Информационная и технологическая обеспеченность труда менеджера,

2. Организация рабочего времени,

3. Нормирование труда,

4. Эргономичность рабочего места,

5. Пространственная организация и расположение рабочего места,

6. Санитарно-гигиенические условия труда.

Мотивация управленческого персонала

1. Мотивированность управленческого персонала,

2. Эксплицитность (оформленность) и рациональность системы вознаграждения управленческого персонала.

3. Система оценки трудового вклада управленческого персонала,

4. Эффективность системы вознаграждения управленческого персонала.

Организационная культура

1. Степень выраженности организационной культуры,

2. Управление организационной культурой,

3. Внутрифирменная реклама и PR,

4. Соответствие организационной культуры специфике организации.

Стиль руководства

1. Соответствие стиля руководства и личных качеств руководителя масштабам и виду деятельности организации, организационной структуре и т.д.,

2. Авторитет руководителя,

Приведенный перечень является ориентировочным и может быть изменен или дополнен. Дополнительно к диагностике всей системы управления могут быть проанализированы функциональные системы управления (системы управления производством, финансами, маркетингом, персоналом, интеллектуальной собственностью, и др.).

Перечисленные элементы системы управления рекомендуется оценивать следующим образом: вначале дать общую характеристику и место данного элемента в системе управления, затем диагностировать данный элемент по конкретным характеристикам, и, наконец, дать общую оценку эффективности выделенного элемента по 5-балльной шкале (1 балл – очень плохо, 5 баллов – очень хорошо). Везде, где возможно, необходимо использовать количественные оценки. Особое внимание при диагностике следует обращать на слабые места системы управления.

Следующий раздел – «Эффективность системы управления» - обобщает результаты проведенного анализа. В данном разделе необходимо дать, общую характеристику эффективности системы управления и определить наиболее значимые слабые места системы управления. Оценка эффективности системы управления может даваться как по абсолютным экономическим показателям (отношение прибыли за определенный период времени к затратам на создание и эксплуатацию системы управления), так и в сравнении с оценкой эффективности систем управления компаний – конкурентов. В последнем случае анализ осуществляется по всем выделенным элементам системы управления.

Проанализированные элементы системы управления следует проранжировать по степени важности, либо используя условную балльную шкалу (предпочтительно 10-балльную), либо методом попарных сравнений. Наименьшие ранги получают элементы с наибольшей значимостью (например, 1- очень значимый элемент, 10 – наименее значимый). На основании результатов ранжирования и общих оценок эффективности для отдельных элементов системы управления, необходимо представить итоговый перечень элементов системы управления, ранжированный по степени приоритетности для данного предприятия. Более приоритетными считаются элементы, получающие наименьшие значения при перемножении оценки, полученной элементом системы управления, на его важности. Полученные результаты заносятся в итоговую таблицу:

Таблица 2.       Приоритетность элементов системы управления для предприятия «…» (пример)

Элемент системы управления

Оценка эффективности

(e)

Важность

(i)

Индекс приоритетности

(p = i*e)

Ранг приоритетности

Мотивация управленческого персонала

2

1

2

1

Организационная структура

2

3

6

2

Документальное обеспечение управления

1

7

7

3

Информационные технологии управления

2

5

10

4

 

 

 

5

В заключении перечисляются основные проблемы системы управления и, по мере возможности, предлагаются меры по их решению.

Вариант №2. Разработка проекта исследования системы управления.

Цель курсового проекта – разработать проект исследования системы управления конкретного предприятия. Учебная цель проекта – овладение навыками постановки исследовательских проблем и разработки исследовательского проекта.

Курсовой проект должен содержать все основные элементы исследовательского проекта по конкретной и четко сформулированной проблеме. Проект выполняется на примере конкретной организации любой формы собственности. Структура проекта должна включать в себя:

Введение – краткая характеристика предлагаемого исследования.

Общая характеристика организации.

Описание проблемной ситуации. (В данном разделе необходимо выявить источники проблемы и обосновать необходимость в проведении исследования).

Цели и задачи исследования. Цель исследования – дать описание или объяснение некоторого явления, задачи – конкретные действия, которые нужно предпринять для достижения цели.

Например, в качестве цели исследования может выступать выявление основных причин низкого уровня мотивации персонала. Эта цель предполагает решение следующих задач:

1. определить текущий уровень мотивации персонала,

2. определить различия в мотивированности для различных категорий сотрудников,

3. установить наличие и величину корреляции между уровнем мотивированности и следующими переменными:

- уровень заработной платы,

- форма оплаты труда,

- зависимость уровня заработной платы от количественных и качественных показателей труда,

- удовлетворенность содержанием труда,

- наличие карьерных перспектив,

- организация рабочего места,

- распорядок дня,

- психологический климат в коллективе,

- степень самостоятельности и уровень ответственности работника,

- и т.д.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования может выступать как отдельные элементы системы управления либо система управления в целом, так и любые другие значимые элементы внутренней и внешней среды организации, влияющие на эффективность управления.

Тип исследования. (Необходимо обосновать выбор конкретного типа исследования (внутреннее или внешнее, индивидуальное или коллективное, срезовое или лонгитюдное, научное или практическое, и т.д.)

Фактологическая основа исследования. (Определение источников информации, необходимой для проведения исследования, а также их надежности и полноты).

Методы исследования. Один из центральных разделов, в котором необходимо определить и обосновать методологию и методы проведения исследования, а также представить подробную процедуру применения выбранного метода. В частности, раздел должен включать в себя определение системы переменных и эмпирических индикаторов, используемых в исследовании, разработку инструментария и прочие элементы методологии.

Исследовательские ресурсы. Необходимо определить потребность в ресурсах, необходимых для проведения исследования, а также определить их доступность.

Ожидаемый результат. (Необходимо дать оценку ожидаемых результатов исследования, в том числе с точки зрения их применимости для решения организационных проблем).

План исследования. (В данном разделе необходимо определить основные виды исследовательских работ, сроки выполнения, ответственных, а также приблизительную стоимость).

В заключении подводятся итоги разработанного проекта и определяются перспективы дальнейших исследований.

Вариант №3. Применение метода «…» в исследовании систем управления.

Учебная цель проекта – овладение навыками применения конкретных исследовательских методов. В данном курсовом проекте необходимо выбрать конкретный метод исследования систем управления и разработать схему его применения для решения исследовательских проблем. Данный вариант курсового проекта может выполняться на примере гипотетической организации либо класса организаций.

Структура курсового проекта.

Введение должно включать в себя обоснование выбранного метода исследования систем управления.

Общая характеристика метода «…». В данном разделе дается описание выбранного метода исследования.

Область применения метода «…» в исследовании систем управления. В данном разделе необходимо перечислить основные исследовательские проблемы и ситуации, при решении которых может быть применен выбранный метод.

Применение метода «…» при решении проблемы «…». (Например: применение метода контент-анализа при монитоинге имиджа организации в средствах массовой информации). Данный раздел является основным и предполагает разработку детальной схемы применения выбранного метода при решении указанной проблемы. Подобная схема включает в себя пошаговую процедуру проведения исследования, с указанием и обоснованием всех используемых показателей и эмпирических индикаторов и разработкой инструментария исследования. (Например, в случае с контент-анализом необходимо четко сформулировать проблему, выделить смысловые единицы, единицы счета, определить информационный массив, подвергающийся анализу, измеряемые показатели, а также определить доступность информации и ресурсную обеспеченность предлагаемого исследования).

Альтернативные методы решения проблемы «…». В данном разделе необходимо перечислить и которого охарактеризовать другие методы, которые могли бы применяться при решении выбранной проблемы. Необходимо также оценить достоинства и недостатки всех перечисленных методов.

В заключении подводятся итоги предложенного исследования и оценка эффективности применения выбранного метода.

При разработке курсового проекта могут быть использованы следующие методы:

- Экспертные методы (консультация, экспертный опрос, метод комиссий, метод Дельфи, мозговой штурм, синектика и др.);

- Социологические методы (опрос, контент-анализ, социометрия, фокус-группы и др.);

- Аналитические методы (морфологический анализ, сценарный метод, метод аналогий);

- Нормативные методы (дерево целей, дерево решений, матрицы решений);

- Исследование операций;

- Теория графов;

- Имитационное моделирование;

- Статистические методы (корреляционный анализ, факторный анализ, и др.);

- Экономический анализ;

- Эксперимент;

- Психологические методы;

- Теория информации,

- и др.

Рекомендуемая литература

Бажин И.И. Исследование систем управления. – Н.Новгород: ВВАГС, 2005

Белановский С.А. Метод фокус-групп. – М.: Магистр, 1996

Бир Ст. Мозг фирмы.  – М., 1976

Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. – Железнодорожный: ООО НПЦ «Крылья», 2000

Ермаченко А.И. Исследование систем управления. – Владивосток, 2003.

Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления. – М.: ЮНИТИ, 2000

Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: ДеКА, 2004

Кузнецов И.Н. Научные работы: методика подготовки и оформления. – Минск, 2000.

Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления. – М.: Академический проект, 2006

Робертс Ф.С. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экологическим задачам. – М.: Наука, 1986.

Управление, планирование и организация научных и технических исследований. – М., 1970

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Самара, 1995.

Янч Э. Прогнозирование научно-технического развития. – М.: Прогресс, 1974

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

    На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

    Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

    Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



    Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

    Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

    Яндекс.Метрика