ivanstudent

Путь к Файлу: /Английский язык. Часть 1 (для начинающих) / 97 / 1.DOC

Ознакомиться или скачать весь учебный материал данного пользователя
Скачиваний:   8
Пользователь:   ivanstudent
Добавлен:   24.12.2014
Размер:   304.0 КБ
СКАЧАТЬ

СОДЕРЖАНИЕ

1
 


1.

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4

2.

Содержание курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5

 

2.1.

Содержание программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5

 

 

2.1.1.

Лексика английского языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5

 

 

2.1.2.

Грамматика английского языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

 

2.2.

Содержание учебного  процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

3.

Список рекомендуемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

7

4.

Рекомендации по применению компьютерных обучающих программ  ‘English’ и ‘Reading Skills Development Course’ . . . . . . . . . . . . .

 

7

 

4.1.

Программа ‘English’ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

7

 

 

4.1.1.

Содержание программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

7

 

 

4.1.2.

Запуск программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

7

 

 

4.1.3.

Работа с программой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

8

 

4.2.

Программа ‘Reading Skills Development Course’ . . . . . . . . . . . . . .

8

 

 

4.2.1.

Содержание программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

8

 

 

4.2.2.

Запуск программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

9

 

 

4.2.3.

Работа с программой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

9

5.

Конспект лекций по фонетике и грамматике (I семестр) . . . . . . . . . . .

9

 

5.1.

Фонетика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

9

 

 

5.1.1.

Алфавит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

9

 

 

5.1.2.

Знаки транскрипции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

10

 

 

5.1.3.

Правила  чтения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

12

 

 

5.1.4.

Фонетические особенности английского языка . . . . . . .

13

 

5.2.

Грамматика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

14

 

 

5.2.1.

Имя существительное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

14

 

 

5.2.2.

Имя прилагательное и наречие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

18

 

 

5.2.3.

Местоимения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

19

 

 

5.2.4.

Глагол to be . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

20

 

 

5.2.5.

Числительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

22

 

 

5.2.6.

Оборот there to be . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

23

 

 

5.2.7.

Предлоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

24

 

 

5.2.8.

Глагол to have . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

27

 

 

5.2.9.

Предложение в английском языке . . . . . . . . . . . . . . . . .

28

 

 

5.2.10.

Повелительное наклонение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

30

 

 

5.2.11.

Настоящее простое время (Present Simple) . . . . . . . . . . .

31

 

 

5.2.12.

Настоящее длительное время (Present Progressive) . . . .

34

6.

Тексты для чтения (I семестр) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

35

7.

Рекомендации по выполнению контрольных работ  NN 1, 2, 3 (I семестр) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

38

1. ВВЕДЕНИЕ

 

Изменения, происходящие в нашей стране за последние годы, поставили многих выпускников технических вузов перед необходимостью владения иностранным языком. Прогресс в области коммуникационных технологий и методике организации дистанционного обучения расширяет горизонты возможностей овладения иностранным языком с помощью персональных ЭВМ.  При этом    активно    применяются     компьютерные   технологии, обеспечивающие оперативную обратную связь, постоянное управление процессом обучения и контроль результатов процесса.

Целью данного курса для начинающих является обучение студентов самостоятельному чтению текстов по  специальности на английском языке и их переводу на русский.

          Некоторые методики, которые появились в последнее время, могут быть использованы для создания основ дистанционного обучения иностранным языкам.   К ним,    в частности,    может   быть  отнесена  методика  В.А. Вотинова, разработавшего подход к обучению чтению, которая получила название «Слайдинг».

          На ее основе  разработана методика дистанционного обучения чтению, в которой принцип коммуникативной направленности выдвигается на первый план. Во второй и третьей частях данного пособия предлагается специально разработанная система упражнений по выполнению логических операций при переводе текстов и отдельных предложений, с помощью которой обучаемый сможет в достаточной мере овладеть техникой перевода. Предлагаемые студенту тексты должны быть проанализированы на смысловом уровне текста в целом, отдельных абзацев и  предложений. На каждом из этих уровней вычленяются контрольные вопросы, обеспечивающие тесный контакт обучаемого со всей системой дистанционного обучения: текстовым материалом, учебно-методическим пособием, преподавателем, осуществляющим контроль за его деятельностью.

Дистанционная форма обучения, основанная на применении компьютерных технологий,  позволяет использовать такой метод обучения в полной мере.

          Поскольку программа дистанционного обучения охватывает широкий спектр специальностей: от гуманитарных до компьютерных, в первом семестре предлагается работа с адаптированными текстами по радиотехнике, во втором и третьем семестрах – с оригинальными текстами по гуманитарным, компьютерным и информационным специальностям.

Для того, чтобы достичь конечную цель – научиться читать литературу по специальности, т.е. статьи из научных журналов, студент должен:

 

· усвоить грамматический уровень, рекомендуемой данной программой;

· расширить словарный запас до 1000 лексических единиц;

· прочитать за полный курс 30 тысяч печатных знаков англоязычного текста.

Курс для начинающих рассчитан  на три семестра обучения. В процессе дистанционного обучения студент должен выполнить семь контрольных работ, сдать два зачета (в I и II семестрах) и экзамен в III семестре.

В программу курса для начинающих включены  следующие   обучающие компьютерные программы: ‘English’, ‘Reading Skills Development Course’, и ‘English Tutor’, которые способствуют закреплению грамматики, усвоению словарного запаса, тренировке языковой памяти и интуиции.

Настоящие методические указания состоят из трех частей:

Часть 1 - для первого семестра обучения;

Часть 2 - для второго семестра обучения;

Часть 3 - для третьего семестра обучения.

 

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

2.1. Содержание программы

 

В процессе развития навыков обучения чтения литературы по специальности немаловажную роль играют такие факторы, как:

накопление словарного запаса;

овладение грамматическими формами и оборотами, необходимыми для понимания содержания текста;

практическое применение лексики и грамматики при чтении текстов.

2.1.1. Лексика английского языка

Словарный запас, приобретаемый студентом за курс обучения, составляет около 1000 лексических единиц. В этот минимум не включены международные слова, значение которых очевидно, например,  computer.

Помимо эквивалентной лексики важную роль в расширении словарного запаса играет усвоение системы английского словообразования. Студенту должны быть знакомы такие явления, как аффиксация, конверсия, словосложение.

Увеличению  словарного запаса также способствует знание фразеологических выражений: to make sure – удостовериться, to make a decision – принять решение.

 

 

2.1.2. Грамматика английского языка

Для достижения конечной  цели – читать  и  переводить  научные  статьи, студент должен изучить основные грамматические формы английского языка.

Морфология. Имя существительное. Артикли как признаки имени существительного. Предлоги – выразители его падежных окончаний. Образование множественного числа имен существительных. Общий и притяжательный падеж. Существительные в функции определения.

Имя прилагательное и наречие. Виды наречий. Степени сравнения прилагательных и наречий.

Местоимения. Личные местоимения в формах именительного и объектного падежей; две формы притяжательных местоимений; возвратные и усилительные местоимения; указательные и относительные местоимения; неопределенные местоимения  some, any.

Числительные. Количественные и порядковые  числительные.

Глагол. Спряжение глаголов to be и to have. Система времен в английском языке. Изъявительное наклонение глагола и образование видо-временных форм: Simple, Progressive и Perfect в действительном и страдательном залогах.  Образование повелительного наклонения. Выражение приказания и просьбы с помощью глагола to let. Модальные глаголы и их эквиваленты. Функции глаголов to be и to have. Неличные формы глагола: инфинитив, герундий, причастие и их функции в предложении.

Синтаксис. Структура английского простого повествовательного предложения. Структура общего и специального вопросов. Оборот there to be в трех временах. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Условные предложения: типы условных предложений, их перевод на русский язык. Другие виды придаточных предложений.  Независимый причастный оборот. Инфинитив в функции определения и его перевод на русский язык. Объектный инфинитивный оборот (Complex Object) и субъектный инфинитивный оборот (Complex  Subject).

Словообразование. Три основных способа словообразования: аффиксация, словосложение, конверсия.

 

2.2. Содержание учебного процесса

 

В первом  семестре обучения студент должен выполнить следующие виды работ:

· освоить фонетический и грамматический минимум, рекомендованный к изучению в I  семестре (см. п.5 и п.6 настоящих Методических указаний);

· выполнить задания, предусмотренные обучающими программами ‘English’ и ‘Reading Skills Development’ (дискета прилагается. Описание работы с программами в п. 4);

· выполнить три контрольные работы (п. 7 настоящих Методических указаний);

· сдать зачет за I семестр обучения.

 

3. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Полякова Т.Ю., Синявская Е.В., Тынкова О.И., Улановская Э.С. Английский язык для инженеров. - М.: Высшая школа, 1998.

2. Давиденко Т.Г., Вотинов В.А. Английский язык за 15 занятий (оригинальный курс). Пособие для самостоятельного обучения чтению методом “Слайдинг”. - М.: ТОО “СЛАЙДИНГ”, 1994.

3. Нехай О.А., Володько С.М., Лопатько В.В. Самоучитель английского языка (интенсивный курс). - Минск: Вышэйшая школа, 1995.

4. Миловидов В.А. 10 консультаций по английскому языку. - М.: АЙРИС-пресс, 1997.

5. Клементьева Т.Б. Повторяем времена английского глагола. - М.: издательский дом “Дрофа”, 1997.

 

4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ ‘ENGLISH’ И ‘READING SKILLS DEVELOPMENT COURSE’

 

Для закрепления грамматического материала, изложенного в п. 5 настоящих Методических рекомендаций, предлагается использовать обучающие программы ‘English’ и ‘Reading Skills Development Course’.

 

4.1. Программа ‘English’

 

4.1.1. Содержание программы

Данная программа состоит из 11 уроков,  каждый их которых включает в себя:

теорию по грамматике на заданную тему;

упражнения, направленные на закрепление данного грамматического материала;

контрольную работу по пройденной теме.

 

4.1.2. Запуск программы

Для того, чтобы войти в программу, необходимо:

· нажать Alt+F1 или  Alt+F2;

· выбрать соответствующий диск и нажать Enter;

· войти в каталог ‘Tutor’/Learn;

· запустить файл learn.exe.

 

4.1.3. Работа с программой

Выбрать соответствующий урок. Работу следует начинать с изучения раздела “Теория”, который входит в состав каждого урока. Этот раздел включает грамматический материал по определенной теме. Нажимая клавишу  ‘Page Down’, можно пролистать все страницы этой темы. В случае необходимости следует обратиться к  лекциям данных  Методических указаний. После этого перейти к выполнению задания, которое после нажатия клавиши Enter появится в нижней части экрана. Внимательно прочитав его, вновь нажать Enter и приступить к выполнению упражнения, вводя ответы и  подтверждая каждый нажатием все той же клавиши ‘Enter’. Чтобы исправить опечатки, следует передвигаться по тексту с помощью клавиш-стрелок (вверх-вниз). После ввода всех ответов нажать клавишу F10 для того, чтобы проверить правильность выполнения задания. Внизу появится оценка: ‘Very good’, ‘Good’ или ‘Bad’; предложения, в которых имеются ошибки, высветятся красным цветом. В этом случае следует предпринять следующее: нажать ‘Page Up’, еще раз внимательно прочитать теорию,  после чего с помощью ‘Page Down’, исправить ошибки и повторить проверку (F10). В случае хорошей оценки можно переходить к  следующему заданию (‘Page Down’).

Следует внимательно читать теоретический материал и задание, так как  не совсем корректный ответ приравнивается к ошибке. Например, если в теории указано, что глагол-связка am должен присоединяться к местоимению I, то  задание: “Представьте себя”  себя нужно выполнить так: I’m  John, а не I am John.

После выполнения упражнений по заданной теме необходимо выполнить контрольную работу, которая оценивается так же, как и упражнения.

Выход из программы осуществляется нажатием клавиши Esc.

Более подробная информация по  работе с программой имеется в разделе “Приложение. Как пользоваться программой”.

 

4.2.  Программа ‘Reading Skills Development Course’

 

4.2.1. Содержание программы

В данной программе имеется три раздела:

грамматический материал и упражнения (подлежат обязательной проработке);

упражнения на различные виды чтения (инструкции по выполнению – F1, могут выполняться по желанию);

глоссарий (краткое изложение грамматики).

Первый раздел состоит из 16 уроков,  каждый их которых  также включает в себя:

теорию по грамматике;

грамматические упражнения (подлежат обязательному выполнению);

лексический материал (слова, текст и серия упражнений по работе с ним, выполнение которых не обязательно).

 

4.2.2. Запуск прoграммы

Для того, чтобы войти в программу, необходимо:

· нажать Alt+F1 или  Alt+F2;

· выбрать соответствующий диск и нажать Enter;

· войти в каталог ‘Tutor’/Englbase’;

· запустить файл englbase.exe.

 

4.2.3. Работа с программой

С помощью клавиш ‘Page Up’ и ‘Page Down’ выбрать соответствующий урок.  Ознакомившись с содержанием раздела “Теория”,  затем вернуться в основное меню (Esc), с помощью клавиш-стрелок выбрать упражнение и нажать Enter. Выполнив задание, следует обратить внимание на экран дисплея, внизу которого указывается количество попыток, предпринятых в ходе выполнения упражнения, и количество результативных попыток. В случае большого количества ошибок необходимо повторить упражнение.

Для пролистывания уроков используются клавиши ‘Page Up’ и ‘Page Down’; для возврата на предыдущий уровень – клавиша Esc.

 

5. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФОНЕТИКЕ И ГРАММАТИКЕ

(I семестр)

 

5.1. Фонетика

 

5.1.1. Алфавит

Английский алфавит состоит из 26 букв, передающих на  письме  44  звука (20 гласных и 24 согласных). Буква – это знак, который мы пишем, читаем и который изображает тот или иной звук речи. Звук –  это то, что мы произносим и слышим. Для обозначения звуков используются буквы латинского алфавита, заключенные в квадратные скобки.

NN

п/п

Буква

Название

буквы

N N

п/п

Буква

Название

буквы

 1.

A a

[ei ]

14.

N n

[en ]

 2.

B b

[bi:]

15.

O o

[  u ]

 3.

C c

[si:]

16.

P p

[ pi:]

 4.

D d

[di:]

17.

Q q

[kju:]

 5.

E e

[i:  ]

18.

R r

[   : ]

 6.

F f

[ef ]

19.

S s

[ es ]

 7.

G g

[d i:]

20.

T t

[ ti: ]

 8.

H h

[eit ]

21.

U u

[ ju:]

 9.

I i

[ ai ]

22.

V v

[ vi:]

10.

J j

[d ei]

23.

W w

[d blju:]

11.

K k

[kei ]

24.

X x

[eks]

12.

L l

[ el ]

25.

Y y

[wai]

13.

M m

[em]  

26.

Z z

[zed]

5.1.2. Знаки транскрипции

В английском языке нет простого соответствия между буквами и звуками, т.е. слова читаются не так, как пишутся. Для того, чтобы четко передать, как читается любое слово, создана искусственная “азбука” – транскрипция. Ниже приведена таблица транскрипционных знаков.

1
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Гласные и двугласные

[   ]   -  долгий и глубокий [a], как в ударном слоге слова “галка”

[   ]   -  похож на безударный  [o]  в слове “мосты”

[   ]   -  долгий, глубокий [о]

[   ]   -  краткий [o], как к слове “вот”

[   ]   -  долгий [у]

[   ]   -  краткий [у]

[   ]   -  похож на долгий русский [и]

[   ]   -  краткий [и],  как в слове “снаружи”

[   ]   -  похож на [е]  в слове “медь”

[   ]   -  похож на русский оборотный [э]

[   ]   -  похож на [ё] в слове “мёд”

[   ]   -  неясный безударный звук, близкий к [э]

[   ]   -  похож на [эй]

[   ]   -  похож на [ай]

[   ]   -  похож на [ой]

[   ]   -  похож на [иэ]

[   ]   -  похож на [уэ]

[   ]   -  похож на [эа]

[   ]   -  похож на [ау]

[   ]   -  похож на [эу]

Согласные

[ f ]   -  сходен с русским “ф”

[ v ]   -  сходен с русским “в”

[ k ]   -  похож на  русский “к”,  произносится с придыханием

[ g ]   -  сходен с русским “г”

[ p ]   -  похож на русский “п”, произносится с придыханием

[ b ]   -  сходен с русским “б”

[ s ]   -  похож на русский “с”

[ z ]   -  похож на русский “з”

[ t  ]    -  сходен с русским “т”, но артикулируется  у альвеол и   

             сопровождается придыханием         

[ d ]   -  сходен с русским [д], но артикулируется у альвеол

[    ]   -  средний между русскими [ш] и [щ]

[    ]   -  смягченный “ж”, как в слове “вожжи”

[    ]   -  кончик языка   помещается в   щели   между  верхними и    нижними            

             зубами, звук произносится без голоса

[    ]   -  звонкий [  ]

[ р ]   -  произносится, как русский [п], но с придыханием

[    ]   -  смягченный русский [ч]

[    ]   -  звук, схожий по звучанию с [дьж]

[ m]   -  похож на русский [м]

[  l ]   - смягченный русский [л], артикулируемый у альвеол

[  j ]   -  похож на слабый русский [й]

[ w]   -  сильно напряженные округленные губы произносят очень краткий

             звук [у] и переходят в положение для последующего гласного

[ n ]   -  похож на русский [н]

[    ]   -  звук [н], произнесенный “в нос”, задней частью спинки языка

[ r  ]   -  слабый русский “р”, близкий к “ж”

[ h ]   -  простой выдох

 

5.1.3. Правила чтения

Ударные гласные

Тип слога

A a

E e

I i

O o

U u

Y y

Открытый слог

(оканчивается на гласную или е немую)

[ei]

case

[ i:]

she

[ai]

line

[ou]

zone

[ju]

rude

[ai]

my

Закрытый слог

(оканчивается на согласную)

[  ]

tank

[e ]

bet

[ i ]

bit

[   ]

lot

[   ]

cut

[ i ]

myth

Гласн.    + r     и

гласн. + r + согл.

[a:]

car

park

[   ]

her

term

[   ]

sir

third

[   ]

or

born

[   ]

fur

burn

[   ]

Cyrd

Гласн. + r +

гласн.

[   ]

vary

[i  ]

here

[ai ]

tire

[   ]

story

[ju ]

pure

[ai ]

tyre

 

Сочетания гласных

[ i:]  ee – see;    ea – sea;   ie – believe;   ei – receive

[   ]  a + ss – grass;  a + st – last;  a + sk – task;  a + sp – grasp; a + lm -   

        calm;  ea + r – heart

[   ]   au – autor;  aw – saw;  oo + r – door; aught – taught;  ought -   

        thought; a + ll – wall; a + alk – talk; wa + r – warm

[   ]   wa – want

[u: ]   oo – too; ou – group

[ju:]   ew – new

[ u ]   oo – book

[   ]   ea + r – learn; wo + r – work

[   ]   o – son; ou – country; oo – flood

[ei ]   ai – rain; ay – day; ey – they; eigh – eight

[ai ]   i + gn – sign; i + ld – child; i + nd – blind; igh – night

[  i ]   oi – oil; oy – toy

[au]   ou – out; ow – down

[ou]   oa – coat; ow – know; o + ll – toll; o + ld – cold

[i   ]  ea + r – near; ee + r - engineer

[   ]   ai + r – chair; e + re – there;  ea + r – bear

[u  ]   oo + r – poor; our – tour

 

Сочетания согласных

ck  [ k ] – luck                                         ph  [ f  ]  –  phone

sh  [   ] –  ship                                         qu  [kw]  – quite

ch  [t  ] –  chip                                         kn  [ n ]  – knife

tch [t  ] –  catch                                        ng  [    ]  – thing

th   [   ] –  thick                                         nk [  k]  – sink

th   [   ] –  this

 

wh + o – [ h ] – who

wh + остальные гласные – [ w ] – what

wr в начале слова перед гласными – [ r ] – write

 

Согласные звуки, имеющие два чтения

с   [ s ]  - перед e, i, y – nice, city, icy

     [ k ] – в остальных случаях – come, catch

g   [d ] – перед e, i, y – large, engine, gym

исключения – get, begin, give [ g ]

[   ] – в остальных случаях – good, go

 

5.1.4. Фонетические особенности английского языка

Английский язык в фонетическом отношении существенно отличается от русского, поэтому необходимо не только представлять особенности английской фонетики, но и постоянно тренироваться в произношении.

Наиболее существенные черты звуковой системы английского языка перечислены ниже.

Согласные звуки

1. Звонкие согласные не оглушаются и сохраняют свою звонкость в любой позиции слова или предложения. Например, Dodson [dods n].

Оглушение конечной звонкой согласной в английском языке ведет к изменению или разрушению смысла слова. Например,  оглушение конечной согласной в слове send  ведет к изменению смысла и, соответственно, к путанице:

[s e n d]  - посылать;   [s e n t] – послал, посланный

В русском языке  данная особенность отсутствует (ср.: слова “прут” и “пруд” произносятся одинаково [п р у т], что никоим  образом не  влияет на смысл).

2. Глухие согласные в английском  языке не озвончаются и сохраняют  свою глухость перед любым звонким согласным в слове и на  стыке слов в предложении, например:

I sit behind it.  [                              ].

Замена глухих согласных соответствующими звонкими ведет  к искажению или разрушению смысла слова. Так, при озвончении финальной t  в слове port  меняется смысл слова, что приводит к путанице, например:

[p  : t] – порт; [p  : d] – налил, налитый

Гласные звуки

          1. Гласные звуки английского языка различаются по долготе-     краткости. Несоблюдение данного правила приводит к искажению или разрушению смысла. Например,

                   hit  [h i t] – удар; heat [h i: t] – жара.

          2. В каждом двусложном и многосложном слова имеется строго фиксированное ударение. Произвольный сдвиг словесного ударения приводит или к акценту, или к изменению смысла слова, например:

                   subject  [ s u b j e c t] – предмет, подданный; [s u b  j e c t] – подчинять, подвергать.

3. Простые (не сложные и не многосоставные) слова, состоящие из четырех или более слогов, обычно имеют два ударения: главное (на втором или третьем слове от конца) и второстепенное (на первом или втором слоге от начала слова), например:

university [                       ].

 

5.2. Грамматика

 

          5.2.1. Имя существительное

Определенный и неопределенный артикли

Имя существительное в английском языке сочетается с артиклем (определенным или неопределенным).

Неопределенный артикль а (an) – перед существительным, которое начинается с гласного звука: (an apple), оформляет единичный, отдельный предмет, который мы не выделяем из класса ему подобных:

I see a man in the street. – Я вижу на улице человека (одного из многих, ему подобных, просто человека).

Определенный артикль the выделяет предмет или предметы из класса им подобных.

The man I see is  your brother. – Человек, (которого) я вижу – твой брат. (это – конкретный человек, которого говорящий выделяет из класса  ему подобных.

Неопределенный артикль происходит от числительного one (один), определенный – от указательного местоимения  that  (тот). Данные принципиальные различия уточняются в более частных случаях употребления определенного и неопределенного артиклей.

Неопределенный артикль не употребляется:

а) с неисчисляемыми и “абстрактными” существительными:

I like cheese and milk. - Я люблю сыр и молоко.

б) с существительными во множественном числе:

There are people in the street. - На улице есть люди.

в) с именами собственными:

John is my husband. - Джон - мой муж.

г) с существительными, перед которыми стоят притяжательные или указательные местоимения:

His car is in the garage. - Его машина в гараже.

д) с существительными, за которыми следует количественное числительное, обозначающее номер:

Mary lives in appartment seven. - Мэри живет в седьмой квартире.

Определенный артикль употребляется:

а) когда говорящему и слушающему известно (из контекста, из окружающей обстановки и т.д.), о каком предмете (предметах, явлении) идет речь:

Open the window, please. - Открой (это) окно, пожалуйста.

I’m going to the library. - Я иду в библиотеку.

б) когда речь идет об уникальном, единственном в своем роде предмете или явлении:

The sun is shining brightly. - Солнце светит ярко.

в) когда существительное имеет ограничивающее определение, чаще всего с предлогом of:

I don’t know the name of the street. - Я не знаю названия этой улицы.

С географическими названиями, как и с прочими собственными именами,  артикль, как правило, не употребляется, кроме следующих случаев:

а) с названиями океанов, морей, рек, горных хребтов, групп островов используется определенный артикль:

the Thames, the Alps - Темза, Альпы.

б) определенный артикль используется с несколькими названиями городов, стран и областей (хотя обычно с этими типами названный артикль не используется):

the Caucasus - Кавказ.

в) определенный артикль используется с образованиями типа: the United States of America, the Russian Federation.

Образование множественного числа имен существительных

Множественное число  существительных образуется путем прибавления к основе окончания –s:

a boy – boys; a pen – pens

Множественное число существительных, основа которых оканчивается на –ch, -s, -ss, -sh, -x, а также существительных, имеющих, как правило, окончание –о, образуется путем прибавления к основе окончания –es:

a bench – benches; a potato – potatoes

Существительные, оканчивающиеся на –у (после согласной) во множественном числе имеют окончание –ies:

an army –armies

Конечное –f (-fe), как правило, меняется на –ves:

a wife – wives

Ряд существительных образует множественное число не по общим правилам:

а) изменяется корневая гласная:

a man – men; a woman – women

б) добавляется окончание –en:

an ox – oxen; a child – children

в) заимствyются формы единственного и множественного числа из латинского и греческого языков:

a criterion – criteria

Есть в английском языке существительные, которые имеют одну (общую)  форму для единственного и множественного числа:

a deer  (олень) – deer (олени)

a sheep (овца)  – sheep (овцы)

a fish   (рыба)  – fish  (рыбы)

Некоторые существительные имеют только единственное число:

advice, information, news, knowledge, furniture, luggage.

Некоторые – только множественное число:

clothes, damages, goods, looks, riches, manners, thanks.

 

Падеж имен существительных

В русском языке существует 6 падежей имени существительного, в английском языке имеется всего два падежа – общий и притяжательный (Common и Possessive).

Общий падеж соответствует всем падежам в русском языке, за исключением родительного. Существительные в общем падеже не имеют никаких окончаний, и те отношения и связи, которые в русском языке передаются падежами, в английском языке передаются с помощью предлогов. Как правило, в форме притяжательного падежа употребляются существительные, обозначающие одушевленные предметы.

Существительное  в притяжательном падеже является определением к другому существительному, перед которым оно стоит. Оно выражает принадлежность предмета или его отношение к другому предмету.

Притяжательный падеж существительных в единственном числе образуется путем прибавления к ним окончания – ’s:

a student’s book – книга студента.

Притяжательный падеж существительных, во множественном числе оканчивающихся на –s, образуется прибавлением к ним знака апострофа – ’:

students’  books – книги студентов.

Притяжательный падеж существительных во множественном числе men, women, children образуется, как в единственном числе, путем прибавления окончания –’s:

the children’s books – книги детей.

 

Род имен существительных

В современном английском языке нет грамматической категории рода существительных. Они относятся к тому или иному роду по чисто смысловым признакам: к мужскому роду относятся существительные, обозначающие лиц мужского пола: father, son;  к женскому роду относятся существительные, обозначающие лица женского пола: mother, daughter; к среднему роду, как правило, относятся существительные обозначающие неодушевленные предметы и названия животных: a room, a dog.

Внешним показателем рода существительного в английском языке является употребление личных или притяжательных местоимений при замене существительного: he, his – для мужского рода; she, her – для женского рода; it, its (неодушевленные предметы) – для всех родов.

Некоторые существительные могут обозначать лица как мужского, так и женского рода:

a teacher – учитель, учительница.

Различие мужского и женского пола, обозначенных такими существительными, может выявляться путем прибавления особых слов к существительному. Такими словами для существительных, обозначающих лиц мужского пола, являются boy, man, male, местоимение he  и некоторые другие; для существительных, обозначающих лиц женского пола – girl, woman, female, местоимение she и некоторые другие:

Мужской род                                   Женский род

boy-friend – друг                                                 girl-friend – подруга

male reader – читатель                                        female reader – читательница

Некоторые существительные, обозначающие существа женского пола, образуются путем прибавления суффикса –ess к форме существительного в единственном числе или к основе слова, обозначающего существо мужского пола:

actor – актер                 actress – актриса.

 

          5.2.2.  Имя прилагательное и наречие

Имя прилагательное в английском языке, как и в русском, обозначает признак предмета и отвечает на вопрос “какой?”:

a tall man – высокий человек.

Наречие же чаще всего определяет, описывает действие, отвечая  при этом на вопрос “как?”, “когда?”, “где?”. Наречия бывают разных видов:

1. времени – now (сейчас);  then (тогда);

2. места – here (здесь, сюда);  there (там);

3. степени – very (очень), too (слишком);

4. частоты  - often (часто), never (никогда);

5. образа действия – slowly (медленно).

Последний вид наречий образуется от прилагательных путем добавления суффикса –ly:

bad (плохой) – badly (плохо);

happy (счастливый) - happily (счастливо);

comfortable (удобный) – comfortably (удобно).

Степени сравнения прилагательных и наречий

1. Односложные (и некоторые двусложные)  прилагательные и наречия образуют сравнительную степень путем прибавления суффикса  -er; превосходную – путем прибавления суффикса –est:

high – higher – highest  (высокий – более высокий – самый высокий)

big – bigger – biggest    (большой –больше – самый большой)

busy – busier – busiest   (занятой – более занятой – самый занятой)

2. Многосложные  прилагательные и наречия, оканчивающиеся на –ly,  образуют сравнительную степень путем прибавления слов more (более), less (менее);  превосходную – путем прибавления слов most (least):

interesting – more (less) interesting – most (least) interesting

easily        – more (less) easily         – most (least) easily.

3. Ряд прилагательных и наречий образуют степени сравнения от разных основ:

good (хороший) – better (лучше) – best (самый  хороший)

bad (плохой)      – worse (хуже)   – worst (самый плохой)

Обратите внимание: существительное, определяемое прилагательным в превосходной степени, всегда имеет определенный артикль (все, что находится в превосходной степени, - единственно, уникально).

          5.2.3. Местоимения

Личные местоимения

Личные местоимения являются показателями лица. Они имеют форму именительного и объектного падежей.

Число

Лицо

Именительный падеж

Объектный падеж

Единственное

 число

1

2

3

I

you

he

she

it

- я

- ты

- он

- она

- оно

me

you

him

her

it

- мне, меня

- тебе, тебя

- ему, его

- ей, ее

- ему, его

Множественное

число

1

2

3

we

you

they

- мы

- вы

- они

us

you

them

- нам, нас

- вам, вас

- им, их

Местоимение первого лица единственного числа I всегда пишется с большой буквы. Местоимение второго лица имеет одну форму you для единственного и множественного числа. Глагол в сочетании с этим местоимением всегда имеет форму множественного числа.

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения выражают принадлежность. Они имеют две формы: присоединительную (Conjoint) и абсолютную (Absolute).

Число

Лицо

Форма  притяжательного падежа

 

Присоединительная

Conjoint

Абсолютная

Absolute

Единственное

число

1

2

3

my

your

his, her, its

mine

yours

his, hers, its

Множественное

число

1

2

3

our

your

their

ours

yours

theirs

 

Притяжательные местоимения в присоединительной форме употребляются перед определяемым существительным:

I want to take your book. - Я хочу взять твою книгу.

Притяжательные местоимения в абсолютной форме употребляются в предложении самостоятельно:

This book is mine. - Эта книга - моя.

Указательные местоимения

Местоимения this, that, these, those не имеют падежей и изменяются только по числам.

Единственное число                                  Множественное число

this – этот, эта, это                                                        these – эти

that -  тот, та                                                                 those -  те

Данные местоимения (а также местоимение it) могут вводить предметы, выполняя одновременно опознавательную функцию.

This/these указывают на предметы, расположенные ближе к говорящему, и переводятся, как и it, словом “это”. Предметы на расстоянии обозначаются словами that/those  и переводятся  как “то” или “это”.

This is a book. – Это книга. That is a pen. – Это ручка.

These are books and those are pens. – Это книги, а то – ручки.

 

          5.2.4. Глагол to be

В русском языке глагол-связка “быть” в настоящем времени обычно опускается. Вместо него часто ставится тире.

Я – студент.

В английском языке глагол-связка обязателен.

I am a student.

Вопросительная  форма глагола to be – это пример полной инверсии (т.е. сказуемое предшествует подлежащему):

Are you a student?

Ответ может быть кратким и полным:

Yes, I           am. I am a student.

В  отрицательной форме  после глагола to be ставится частица not:

No, I am not. I am not a student.

Второе значение глагола to be – “находиться”:

He is at work. – Он на работе.

Ниже приведена таблица спряжения глагола to be в настоящем (Present), прошедшем (Past) и будущем (Future) временах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


to be

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следует иметь в виду, что в утвердительных и отрицательных предложениях обычно используются сокращенные формы (в прошедшем времени – только в отрицательных):

 

Present

Past

Future

I’m

I’m not

I wasn’t

I’ll be

I shan’t/won’t be

you’re

you aren’t

you weren’t

you’ll be

you won’t be

He’s

he isn’t

he wasn’t

he’ll be

he won’t be

she’s

she isn’t

she wasn’t

she’ll be

she won’t be

it’s

it isn’t

it wasn’t

it’ll be

it won’t be

we’re

we aren’t

we weren’t

we’ll be

we shan’t/won’t be

you’re

you aren’t

you weren’t

you’ll be

you won’t be

they’re

they aren’t

they weren’t

they’ll be

they won’t be

 

5.2.5. Числительные

Как и в русском языке, числительные в английском делятся на количественные, отвечающие на вопрос “сколько?”, и порядковые, отвечающие на вопрос “который?”.

Данные таблицы помогут получить представление о способах образования числительных.

 

Количественные числительные*

 1  -  9

11  -  19

20  -  90

1

one

11

eleven

-ty

2

two

12

twelve

20

twenty

3

three

13

thirteen

30

thirty

4

four

14

fourteen

40

forty

5

five

15

fifteen

50

fifty

6

six

16

sixteen

60

sixty

7

seven

17

seventeen

70

seventy

8

eight

18

eighteen

80

eighty

9

nine

19

nineteen

90

ninety

10  - ten

100  - a (one) hundred

1000 - a (one) thousand

1000000 - a (one) million

200 - two hundred, a не  two hundreds, но hundreds of people

1 965 - a (one) thousand nine hundred and sixty-five (числительные, включающие десятки и единицы, пишутся через дефис).

 

Порядковые числительные

1  -  9-ый

11  -  19-ый

20   -  90-ый

1

the first

11

the eleventh

-ty -  -tieth

2

the second

12

the twelfh

20

the twentieth

3

the third

13

the thirteenth

30

the thirtieth

4

the fourth

14

the fourteenth

40

the fortieth

5

the fifth

15

the fifteenth

50

the fiftieth

6

the sixth

16

the sixteenth

60

the sixtieth

7

the seventh

17

the seventeenth

70

the seventieth

8

the eighth

18

the eighteenth

80

the eightieth

9

the ninth

19

the nineteenth

90

the ninetieth

 

Примеры  порядковых числительных, включающих десятки и единицы: 21-ый - the twenty-first; 36-ой - the thirty-sixth.

 

5.2.6. Оборот there  to be

Конструкция  there to be очень широко используется в английском языке для сообщения о наличии в данном месте какого-либо лица или предмета. Данный оборот “перечисляет” то, что (или кто) имеется в определенном месте. Слово ‘there’ является здесь  “фиктивным” подлежащим, которое на русский язык не переводится.

There is a pen in the bag. - В сумке (есть, имеется, находится) ручка.

There are people in the street.  - На улице (есть, находятся) люди.

1В приведенной ниже таблице представлены способы образования утвердительных, вопросительных и отрицательных форм оборота there to be в настоящем, прошедшем и будущем временах.

 

 

 

 

 

 

Наличие в определенном месте

чего-то (кого-то) одного

1+

There was . . .

a shop

There  is  -  some snow  –  in the lane.

a lot of  light

There will be . . .

?

Was there . . .?

a shop

Is  there  -  any snow  –  in the lane?

much  light

Will there be . . .?

-

There was no . . .

a shop

There is  -  not any snow  –  in the lane.

not much  light

There will be no . . .

1

 

         

 

 

 

Наличие в определенном месте

нескольких (многих) объектов

1+

There were . . .

people

There  are  -  some chairs  –  in the room.

a lot of  flowers

There will be . . .

?

Were there . . .?

people

Are  there  -  any chairs  –  in the room?

much  flowers

Will there be . . .?

-

There were no . . .

no people

There are  -  not any chairs  –  in the room.

not many  flowers

There will be no . . .

 

В утвердительных предложениях, перед существительными единственного числа ставится артикль a, во множественном числе артикль не употребляется, артикль также не ставится перед неисчисляемыми существительными. Для того, чтобы выразить понятия «несколько» («немного») и «много», используются местоимения ‘some’ и ‘a lot of’. При построении вопросительных и отрицательных форм применяется  местоимение ‘any’.

 

5.2.7. Предлоги

Предлоги - это служебные слова, показывающие отношение существительного и местоимения с другими словами в предложении. Ввиду отсутствия падежных окончаний роль предлогов в английском языке очень значительна. Например,  предлог of  соответствует родительному,  for -  дательному,  with,  by - творительному падежам.

По значению предлоги можно разделить на три основные группы:

1) предлоги времени; 2) предлоги места; 3) предлоги причинной связи.

В целях обеспечения легкости запоминания значения предлогов представлены в графическом изображении.

Предлоги времени

in -    a) внутри временного отрезка:

in September - в сентябре, in 1999 - в 1999 году.               

б) через некоторое время:

in an hour - через час, in two days - через два дня.

at -    в (точка во времени):

at 5 o’clock - в пять часов, at midnight - в полночь

by -   к определенному моменту:

1                   by 7 o’clock - к семи часам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлоги, обозначающие движение

1
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Предлоги, обозначающие место

1
 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлоги причинной связи

because of  - из-за:

because of noise - из-за шума

in view of - ввиду:

in view of the serious political situation - ввиду серьезной политической ситуации.

Ряд английских предлогов полифункционален, т.е. один и тот же предлог в разных областях применения (движение, место, время) может иметь разные значения:

on Wednesday - в среду; on the table - на столе

При выборе предлога нельзя буквально переводить соответствующий русский предлог - это кажущееся соответствие.

Если фразу “Я работаю на  фабрике”  перевести, используя перед  factory предлог on, то буквально это будет означать “Я работаю на крыше фабрики. Правильный вариант: I work at the factory (т.е.: “Я принадлежу фабрике как определенной организации, месту, занят в производственном процессе”  и т.д.).

5.2.8. Глагол to have

Следует иметь в виду особенность перевода глагола to have (иметь)  на русский язык:

I have a computer. - У меня есть компьютер (а не: Я имею компьютер).

Спряжение глагола to have в настоящем, прошедшем и будущим временах:

1       Present Simple                           Past Simple          Future Simple

   I                   we         he          she            I            we              I               we

        have            has                  had                will have

  you            they                   it                     you         they            you          they

Как видно из таблицы, форма глагола to have в настоящем времени изменяется лишь в третьем лице единственного числа - has, в остальных случаях она неизменна. В прошедшем времени всем местоимениям соответствует одна и та же форма - had. В будущем времени наблюдается та же тенденция, что и в случае с глаголам to be - к основе глагола добавляется вспомогательный глагол will (shall используется только для выражения оттенка долженствования с местоимениями I и we: I shall go. - Я должен идти.

Следует иметь  в виду, что англичане предпочитают использовать конструкцию have got вместо have в устном общении и написании неофициальных писем. Для американцев более характерна форма - have.

Вопросительная форма глагола to have образуется двумя способами:

 

have got

have

Cпособ

образования

Инверсия - постановка глагола have перед подлежащим

Посредством вспомогательного глагола do (does)* перед подлежащим

Вопросительная форма

Have you got a car?

Yes, I have./ No, I have not.

                             (haven’t).

Do you have a car?

Yes, I  do. / No, I  do not.

                             (don’t).

 

Has he got a computer?

Yes, he has. No, he has not.

                               (hasn’t).

Does he have a computer?

Yes,  he does. No, he  does not.

                                  (doesn’t).

Отрицательная форма

I haven’t  got  a car.

(haven’t = have not)

I don’t  have a car.

 (don’t = do not)

 

He hasn’t got a car.

(hasn’t = has not)

He doesn’t have a computer.

(doesn’t =does not)

 

Примечания

1. существует два варианта отрицательных ответов:

a) I haven’t got a car. -

     У меня нет машины.

b) I have got no car. -

     У меня нет никакой машины.

2. конструкция have got  является более распространенной, чем have.

 1. в третьем лице единственного числа в вопросительных и отрицательных предложениях используется вспомогательный глагол does; глагол to have в этих случаях имеет форму инфинитива - have (а не has)  

2. в отрицательных предложениях используют сокращенные формы:  don’t, doesn’t

 

5.2.9. Предложение в английском языке

В зависимости от цели высказывания английские предложения бывают трех типов:

1) повествовательные - содержащие сообщение о чем-либо;

2) вопросительные - содержащие вопрос;

3) повелительные - выражающие  просьбу.

По количеству членов предложения различают:

1) простые нераспространенные (состоят из двух главных членов - подлежащего и сказуемого;

2) простые распространенные (кроме подлежащего и сказуемого имеют еще второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство).

Структура английского простого повествовательного распространенного предложения

В английском языке порядок слов является основным средством различения членов предложения. Порядок слов английского предложения - прямой, строго фиксированный: подлежащее, сказуемое, дополнение. Центром высказывания является сказуемое, перед которым всегда должно находиться подлежащее. После сказуемого следует дополнение или дополнения. Случаи постановки перед глаголом двух существительных практически исключены (речь идет о подлежащем  и дополнении).

Дополнения (прямое отвечает на вопросы: кого? что?; косвенное беспредложное - кому? чему?; косвенное предложное - дополнение с предлогом - с кем? для кого? о чем?  и т.д.) также располагаются в строго определенном порядке: косвенное беспредложное, прямое, косвенное предложное.

Косвенное беспредложное дополнение можно заменить предложным дополнением с предлогом  to (иногда for) - тогда оно располагается, как всякое предложное дополнение, после прямого:   

He knows everything about the event. - Он знает все об этом событии.

Обстоятельства находятся либо в начале предложения (нулевое факультативное место), либо в конце предложения (четвертое место), либо примыкают к сказуемому:

Tomorrow  they will go to the cinema. - Завтра они пойдут в кино.

We study in the classroom. - Мы проводим занятия в классе.

Если в предложении есть и обстоятельство места, и обстоятельство времени, то последнее может стоять на нулевом месте в начале предложения, либо после обстоятельства места в конце предложения:

Yesterday we  were in Novosibirsk. - Вчера мы были в Новосибирске.

We were in Novosibirsk yesterday. - Мы были в Новосибирске вчера.

Если обстоятельство времени выражено наречиями always, usually, often, seldom, sometimes и другими, то оно обычно ставится перед смысловым глаголом:

They often play tennis. - Они часто играют в теннис.

Обстоятельства образа действия, выраженные наречиями well, badly, quickly  и т.п., обычно стоят в конце предложения. Но при наличии в предложении дополнений могут стоять и перед глаголом:

She speaks fluently. - Она говорит бегло.

She fluently speaks English. - Она бегло говорит по-английски.

Определения могут располагаться как перед, так и после подлежащего, дополнения, обстоятельства и даже именной части сказуемого:

The reading boy is my son. - Читающий мальчик - мой сын.

The answer received surprised me. - Полученный ответ удивил меня.

He is a good teacher of English. - Он - хороший учитель английского языка.

 

Структура общего и специального вопросов в английском языке

В английском языке существуют два основных типа вопросов: общие и      

специальные.*

Общий вопрос предполагает ответ “да” или “нет”. Он формируется либо посредством инверсии (как в случае с глаголами to be и  to have), либо путем помещения  вспомогательного глагола to do перед подлежащим.

 

 

 

 

 

1

*  Для получения более подробной информации см. разделы (5.2.4, 5.2.8, 5.2.11, 5.2.12) данного пособия.

 

 
 

 

 


Структура вопросительного предложения

 

Вопросительное слово

Глагол-связка

(to be, to have)

вспомогательный глагол

to do

 

Подлежащее

 

Смысловой

глагол

 

 

Дополнения,

обстоятельства

to  be - быть, находиться

 

Is

your

sister

at home?

Where

is

your

sister?

 

to be как часть сказуемого в Present Progressive* -  be + Ving

 

Are

you

reading

now?

What

are

you

reading

(now)?

to have - иметь

 

Have

you

got

any children?

How many

children

have

you

got?

 

to do - вспомогательный глагол в Present Simple**

 

Do

you

go

to the cinema?

How often

do

you

go

to the cinema?

но:

Who

 

 

goes

to the cinema?***

Примечание: вопросы альтернативного и разделительного типов будут рассмотрены  во второй части пособия.

 

5.2.10. Повелительное наклонение

В русском языке для этого случая существует специальная глагольная форма - иди, смотри и т.д. В английском языке дело обстоит  проще - повелительное наклонение выражается первой формой глагола - Go! Look!

Go to the table - Иди(те) к столу.

Look at me. - Смотри(те) на меня.

При построении отрицательной формы используется глагол  to do:

Look, don’t touch! - Смотри(те), (но) не трогай(те)!

Don’t go there. - Не ходи(те) туда.

Такие формы повелительного наклонения используются, если говорящий  хочет отдать приказ или дать команду.  В просьбах и предложениях сде-

1 

 

 

 


лать (или не делать) что-либо, применяется другая форма повелительного наклонения:

Let me do it. - Позвольте мне сделать это.

Let him not to do it. - Пусть он  этого не делает.

С местоимением us дело обстоит иначе:

Let’s do it. - Давайте сделаем это.   (Let’s = Let us)

Let’s not to do it. - Давайте не будем делать этого.

5.2.11. Настоящее простое время (Present Simple)

Несколько слов о видо-временных  формах английского глагола. Каждая из них имеет свое грамматическое значение (темпоральность), которое, в свою очередь, находит свое подтверждение в лексических или синтаксических единицах. Такие единицы отвечают на вопрос “Когда?” (every day - каждый день,  twice a month - дважды в месяц и другие).

Временные формы простого времени (Simple) придают действию темпоральную характеристику постоянности в настоящем, прошедшем или будущем времени в широком понимании этих слов. Это значение подтверждается лексическими единицами, имеющими то же значение.

 

every day     - каждый день                        every time    - каждый раз

usually        - обычно                                seldom        - редко

often            - часто                                    sometimes    - иногда

as a rule      - как правило                         daily            - ежедневно

always         - всегда                                   monthly       - ежемесячно

on Mondays - по понедельникам              weekly         - ежемесячно

on holidays - праздникам                         once a week - раз в неделю

regularly     - регулярно                            generally     - обычно

 

Например: I get up at 7 o’clock in the morning. - Я встаю в 7 часов утра. (Действие происходит обычно, регулярно, всегда)

Ниже приведена  справочная таблица, содержащая информацию о настоящем простом времени (Present Simple).

          Из таблицы видно, что повествовательная форма настоящего времени образуется путем прибавления личных окончаний к инфинитиву (неопределенной форме глагола, отвечающей на вопрос  “что делать?”). Для всех лиц множественного числа, для первого и второго лица единственного числа это окончание является нулевым, т.е. форма глагола совпадает с инфинитивом, но употребляется без частицы to.

Present Simple (Настоящее простое время)

Образование*

утвердительная   форма

вопросительная   форма

отрицательная  форма

S   +   V.

S   +   V(s).

Do    + S + V?

Does + S + V?

S + don’t    + V.

S + doesn’t + V.

Основное значение -  констатация факта

Случаи употребления**

1. Общеизвестные факты, являющиеся неопровержимой истиной

2. Действие обычное,

регулярно повторяющееся в настоящем

3.Ряд последовательных действий в настоящем

Наличие указателей времени

 

every day - каждый день

usually  - часто

never - никогда и т.д.

at first - сначала

then - затем, потом 

after - после и др.

Примеры

Water freezes at zero.

(Вода замерзает при 0оС.)

I often write letters to my sister.

(Я часто пишу письма

своей сестре.)

 I come to the office, look through the mail and then answer the letters.

(Я прихожу на работу,

просматриваю почту, а потом отвечаю на письма.)

Примечание: * условные обозначения: S - subject (подлежащее),

                                                                 V - verb     (глагол),

                                                                 Vs - глагол  с окончанием –s

                                                                         (3-e лицo ед.числo);

**особые случаи употребления Present Simple будут рассмотрены в последующих разделах пособия.                                                                                                            

В третьем лице единственного числа к основе инфинитива добавляется окончание -s:

 

1
1
 


                 I                         You                                    He                 She                                                speak                                                speaks

                 We                    They                                         It

          При образовании данной формы следует учитывать некоторые особенности:

1. у глаголов, оканчивающихся на согласную букву + -y, -y заменяется на   -ie (try - tries);

2. к основе глаголов, имеющих на конце -ch, -sh, или -s, добавляется окончание -es: (watch - watches; pass - passes);

3. нестандартный способ формирования формы третьего лица единственного числа имеют глаголы to have, to do, to go (have - has, go - goes,  do - does).

Вопросительная форма Present Simple образуется путем помещения глагола to do перед подлежащим, который в данном случае исполняет вспомогательную функцию и на русский язык не переводится:

Do you study English? - Yes, I do. (Вы изучаете английский язык? - Да.)

В третьем лице единственного числа глагол  to do  имеет форму does:

Does he go to the University? - Yes, he does. (Он ходит в университет? - Да.)

Причем особое внимание следует обратить на то, что глагол в этом случае теряет окончание -s.

При формировании отрицательной формы вспомогательный глагол  to do и отрицательная частица not ставятся после основного глагола и имеют следующие формы:

                                                       

11       I                       We                          He                 She

                don’t                                                doesn’t

      You                They                                         It                        

В специальных вопросах на первом месте помещается вопросительное слово:

What do you study? - Что вы изучаете?

Where does he go? - Куда он ходит?

Следует запомнить следующие вопросительные слова:

who   - кто                                     where          - где

whom - кого                           when           - когда

whose - чей                                      why             - почему

what  - что, какой                 how             - как

 

which  -  который                            how many   - сколько (с исчисляемыми

             (из нескольких)                                  существительными)

how much   - сколько (с неисчисляемыми

существительными).                                                              

5.2.12. Настоящее длительное время (Present Progressive)

Сравним два предложения:

He works on Saturdays. Oн (обычно, как правило)  работает по субботам.   и  Now it is 5 o’clock. He is working. - Сейчас 5 часов. Он работает. (Действие происходит в фиксированный момент речи, но это не значит, что он всегда работает в 5 часов).

Из данных примеров видно, что видо-временные формы не совпадают. Русской глагольной форме необходим временной индикатор, чтобы передать адекватную информацию форм Simple (обычно, всегда) и Progressive (сейчас). Темпоральное содержание таких индикаторов и отличает действие в Simple от действия в Progressive.

Таким образом, Present Simple используется для описания действия, которое совершается обычно, регулярно; Present Progressive - для описания “сиюминутного действия”, которое происходит в данный момент.

1“Общая формула” времен группы Progressive:

to be + Ving

 

Утвердительная

форма

Вопросительная

форма**

Отрицательная форма

I          am  working.*

You     are  working.

He           

She      is    working.

It            

Am     I      working?

Are   you    working?

         he

Is     she      working?

          it

I        am (I’m) not    working.

You   are not (aren’t) working.

He

She    is not   (isn’t)   working.

It

We             working.

You    are   working.

They           working.

        we      working?

Are   you    working?

         they

We

You  are not (aren’t) working.

They

* Смысловой глагол, приняв ing-форму,  уже ни при каких обстоятельствах не меняется.

** При построении вопросительной и отрицательной форм всю роль берет на себя  вспомогательный глагол to be (т.е. имеет место случай инверсии)

 

Время в Present Progressive  строится с помощью вспомогательного глагола to be, а смысловой глагол выступает в ing-форме (IV форма глагола, означающая  действительное причастие настоящего времени), которая подчеркивает тот факт, что действие продолжается, развивается (соответствует русскому слову “работающий”).

Существует еще одно значение Present Progressive - планы на ближайшее будущее.

I’m working this Saturday. - В эту субботу я работаю (буду работать).

 

6.ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

 

 TEXT N 1

 My Family

Our family is not very large. I have got a father, a mother, a brother and a sister. We all live together in a new three-rooms’ flat.

My father Igor Ivanovich is 45 years old. He is a tall and well-built man with short black hair and grey eyes. He works at a big automobile plant as an engineer. He likes his work and spends most of the time there. By character my father is a quiet man, while my mother is energetic and talkative. Her name is Olga  Petrovna. She is a teacher of music and plays the piano well. My mother always has  a lot of work to do about the house and at school. She is a busy woman and we all help her. My sister’s name is Alla. She has got blue eyes and lovely fair hair. She is a pupil of the ninth form. She does well at school and gets only good and excellent marks. Literature is her favourite subject and she wants to become a teacher.

My name is Tanya. Last year I left school (окончила) and  tried  to enter (пыталась поступить)  to the university. But I failed (провалилась) in my exams. For a year I worked (работала) at school as a secretary and attended (посещала) preparatory courses. Now I’m again an applicant for entry to the philological faculty of the university. I hope to be lucky this time.

Our family is very friendly. We like to spend time together. In the evenings we watch TV, read books and newspapers, listen to music or just talk about the events of the day. Our parents do not always agree to what we say, but they listen to our opinion. All of us like to spend our weekends out of town. We often go to the village where our grandparents live. They are old-aged pensioners now, but prefer to live in the country. My great-grandmother is still alive. She lives in my grandmother’s family and is always glad to see us. She is in poor health and asks us to come and see her more often. I have also got a lot of relatives: uncles, aunts, cousins. We are happy when we are together.

 

 

 

 TEXT N 2

R

 
 Electric Current

1         This is a circuit. It consists of voltage source, a resistor and a  conductor.                                                                               A voltage source supplies current. A resistor reduces current. A conductor connects the elements of the circuit.

                                                                         Compare circuit ‘a’ with circuit ‘b’. What is the difference between them? Current passes through circuit ‘a’ while no current passes through circuit ‘b’. Circuit ‘b’ has an open. No current through circuit ‘b’ results from an open. An open and a short are troubles in a circuit. A trouble in a circuit may result in no current in it.

 

TEXT N 3

 Diodes

We can define electronics as the study of conduction of electricity in a vacuum, in gases and in semiconductors. The conduction of electricity in a vacuum, for example occurs in vacuum tubes. Though in some vacuum tubes current flows from one element to the other through a gas.

Every vacuum tube diode has a cathode with a heater and a plate. When the circuit is completed (замкнута) the cathode emits electrons. Negative voltage on the cathode repels  the electrons. Positive voltage on the plate attracts the electrons. The current flows through the tube. If a negative voltage is applied to the plate current does not flow. Thus, a  diode permits current to flow in only one direction.

A semiconductor diode also conducts current in one direction, but the physical principles, which permit it to do this are different. Diodes are used as rectifiers of alternating voltages, as detectors of radio signals, as switching devices, etc. (и т.д.).

 

TEXT N 4

 Semiconductors

Semiconductors are solids whose resistivity lies between those of electrical conductors and insulators. Semiconductors are used (используются) in computers, in radio and TV receivers, and in other electronic products.

Semiconductor devices perform many control functions. They may be used as rectifiers, amplifiers, detectors, oscillators and switching elements. Some characteristics, which make the semiconductors such as attractive member of the electronics family, are as follows:

1. Semiconductors are small and light in weight.

2.Semiconductors are solids. There is therefore little chance that element will vibrate. Element vibration in vacuum tubes was the cause of microphonics.

3.       Semiconductors require little power and radiate less heat than tubes. They do not need warm up time and operate as soon as power is applied.

4.       Semiconductors do not undergo the chemical deterioration which occurs in tube cathodes. The deterioration  of tube cathodes eventually results in unacceptable tube performance. (зд. плохая работа электронной лампы).

Silicon is the material of which most semiconductor devices are presently constructed.

 

TEXT N 5

 Resistance and Resistivity

Any conductor offers resistance to the flow of current. The resistance of a conductor depends on its material. It also depends on its temperature. Materials change the value of resistance with change in their temperature. Metals – copper, steel, iron, aluminium – have low value of resistance while the resistance of nichrome is rather high.

Resistance of conductors and their resistivity have different units. The unit of resistance is the ohm while the unit of resistivity is ohm/m. The table below gives the resistivity of some materials.

Different materials also have different melting points. The melting points of some metals are given in the table. See the table and compare the melting points of aluminium, bronze, copper, steel, and manganin. Which of them are comparatively high?

Material

Melting Point, 0C

Resistivity at 200C, ohm/m

aluminium

bronze

manganin

copper

nichrome

steel

  657

  900

  960

1083

1360

1400

0.029

0.021-0.4

0.42

0.0175

1.1

0.13-0.25

 

 

 

 

 

 

 

7. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

          В первом семестре обучения студенты должны выполнить три контрольные работы.

К выполнению первой и второй контрольных работ следует приступить после проработки грамматических заданий программ ‘English’ и ‘Reading Skills Development Course’. Третья контрольная работа выполняется после работы с текстами NN 1-5.

Контрольные работы выполняются с помощью контролирующих программ. На диске организуется директория, в которой формируются протоколы после каждого сеанса работы с программами. На запрос компьютера студент должен набирать большими буквами русского алфавита свою фамилию и номер группы:

Ф.И.О.: ИВАНОВ  365-2

Файлы из директории студент периодически пересылает электронной почтой администратору кафедры, который расшифровывает их и передает лектору. Анализ ответов по каждой теме позволяет выявить  разделы, вызывающие затруднения при обучении студента. При успешном ответе на вопросы контрольных работ студент получает подтверждение о том, что они зачтены. Свои рекомендации преподаватель оформляет в виде текстовых файлов и пересылает студенту.

Ответы на вопросы контрольной работы могут быть инжекторными (ответ в виде строки символов: число, слово, фраза из  нескольких слов), позиционными (указывается курсором требуемый объект на экране), альтернативными (отмечаются требуемые объекты предлагаемого меню вариантов ответа).

Программа имеет свободный доступ и используется на домашнем компьютере. В конце работы программа показывает студенту количество правильных ответов и общее число заданных вопросов.

При приеме экзамена и зачета используются аналогичные программы. В режиме «зачет и экзамен» программа наряду с файлом формирует оценку и протокол правильных ответов на экране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх страницы

Внимание! Не забудьте ознакомиться с остальными документами данного пользователя!

Соседние файлы в текущем каталоге:

На сайте уже 21970 файлов общим размером 9.9 ГБ.

Наш сайт представляет собой Сервис, где студенты самых различных специальностей могут делиться своей учебой. Для удобства организован онлайн просмотр содержимого самых разных форматов файлов с возможностью их скачивания. У нас можно найти курсовые и лабораторные работы, дипломные работы и диссертации, лекции и шпаргалки, учебники, чертежи, инструкции, пособия и методички - можно найти любые учебные материалы. Наш полезный сервис предназначен прежде всего для помощи студентам в учёбе, ведь разобраться с любым предметом всегда быстрее когда можно посмотреть примеры, ознакомится более углубленно по той или иной теме. Все материалы на сайте представлены для ознакомления и загружены самими пользователями. Учитесь с нами, учитесь на пятерки и становитесь самыми грамотными специалистами своей профессии.

Не нашли нужный документ? Воспользуйтесь поиском по содержимому всех файлов сайта:



Каждый день, проснувшись по утру, заходи на obmendoc.ru

Товарищ, не ленись - делись файлами и новому учись!

Яндекс.Метрика